Конспекты и проповеди на праздник троицу. Праздничная проповедь в день Святой Троицы (2016г.)

Проповедь на Праздник День Святой Троицы
Протоиерей Александр Мень
25 мая 1980 года

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Д ух Божий — это Господь, Который сошел на апостолов. Дух Божий — это сила Творца, которая пришла к роду человеческому. Дух Божий — это Тот, Кого мы все с вами призываем, молясь: «Приди и вселися в ны!». Дух Божий — это главное откровение нам после явления в мир Христа Спасителя. И сам Он сказал: «Когда Я не буду больше с вами плотски, на земле, Я пошлю вам другого Утешителя».

В Священном Писании Дух Божий явлен нам в трех образах, в трех символах. И эти три образа имеют глубокий смысл. Дух Божий, явленный нам в образе огня — Огня пылающего, который сошел на учеников, и Огня, который стоял над храмом огненным столпом. Второй образ, в котором нам явлен Дух Божий, — это буря, ветер, сокрушающий. И, наконец, третий образ — голубь, трепет голубиных крыльев.

Ч то означают эти три знака явления нам силы Духа Божия? Огонь очищает и переплавляет. Когда люди хотят добыть чистый металл, они погружают руду в огонь, и там переплавляется руда. Все ненужное, все шлаки отходят, и остается чистый дорогой металл. Так и Дух Божий. Если мы с вами просим Его, если мы молимся о том, чтобы эта преобразующая, исцеляющая сила Господня вошла в наше сердце, она войдет и каждого из нас преобразит.

М ы с вами знаем о слабости и немощи человеческой. Но мы с вами также знаем о силе Духа Божия. И эта сила явлена в знамении бури и ветра, который сокрушает горы, скалы и деревья. Буря — это сила Божия. Не думайте, что слово Дух означает только некое бесплотное веяние. Это Сила, подобная урагану. Сила, которая может перевернуть всю жизнь человека. Которая может сделать из слабого — могущественного, из грешника — святого, из человека, который не может построить свою жизнь,- растерянного, слабого и немощного, — героя, могучего исполнителя замыслов Божьих. Вот что такое Сила Божия.

И , наконец, Голубь. Голубь — это знак надежды. Вы все помните из Священного Писания рассказ о Потопе. Когда за грехи человеческие землю покрыли грозные воды наводнения. И только Ной спасся в своем ковчеге. Много дней по бурным волнам носило его корабль. И он ждал, когда же, наконец, появятся хоть какие-то признаки суши. Но кругом были только одни пустынные волны. И вот однажды он выпустил голубя. И голубь поднялся в небо, полетел и через некоторое время вернулся на корабль, и все увидели, что в клюве у него была масличная ветка. Значит, подумал Ной, где-то уже показалась земля, и деревья распустились. Надежда вошла в сердце путника. И действительно, этот голубь знаменовал конец наводнения, конец потопа, начало жизни. Вот почему Дух Божий обозначается в виде голубя. Это есть знак надежды. Поэтому и на Иордане Он является в виде голубя как знак надежды.

Е сли мы с вами идем в храм Божий и надеемся только на человеческое, то мы будем глубоко разочарованы. Кто ищет человеческих обычаев, тот найдет человеческие обычаи. Кто ищет внешнего благолепия, тот найдет внешнее благолепие. Но кто ищет Духа Божия, тот найдет Бога, а не человека. Потому что мы ищем Силы Божией, а не преданий человеческих. Вот для чего мы приходим сюда и молимся: «Приди и вселися в ны!» Молимся Духу Божию.

И , действительно, Он вселяет в нас надежду, несмотря на все испытания, трудности и несовершенства нашей с вами земной жизни. Дух Божий явил нам волю Творца в Священном Писании. Это Он продиктовал евангелистам, пророкам, мудрецам, апостолам те мудрые слова, в которых запечатлелась воля Божия в Священном Писании. И когда мы с вами открываем эти святые страницы, мы должны помнить, что не только человек писал их, но и Дух Божий. Значит, это не просто слово человеческое, но и Слово Божие.

Е сли мы с вами будем надеяться только на человеческое, как мы посмотрим на свою жизнь, на жизнь всей Церкви? С печалью посмотрим. Были времена упадка, много было падений, опасностей, когда казалось, что Церковь может исчезнуть с лица земли. Если надеяться только на человеческие дарования, способности, на человеческие силы, то мы можем сказать: «У нас нет надежды впереди». Но мы надеемся на иное. Мы знаем, что не человеком стоит Церковь, а силой Духа Божия. И эта сила побеждает все препятствия. Поэтому сколько бы ни было ересей, расколов, грехов, гонений, преследований — всего, чем полна история нашей Церкви, — сила Духа Божьего необорима, непобедима.

И , наконец, Дух Божий ведет каждого из нас, печется, как мать над ребенком, над каждой душой. И если мы с вами, обращаясь хоть изредка с искренней и глубокой молитвой к Богу, почувствуем на миг Его касание, прикосновение незримой руки, укрепляющей и поддерживающей нас, — это есть Дух Божий, Который нам помогает, Который нас сопровождает на жизненном пути.

О днажды двое рабочих были засыпаны в шахте. Прошли часы, и они боялись там задохнуться. Они искали выхода в темноте и не могли найти. Они пришли в отчаяние, они кричали, звали, метались, падали на землю. И вот один из них сказал: «Постой, успокойся. Помолимся, соберемся с силами и прислушаемся: нет ли где ветерка?». Товарищ внял ему, стал прислушиваться, оба они успокоились. И вот в тишине они почувствовали, что откуда-то спереди легкий ветер тянет. Значит, там есть выход. Они пошли в ту сторону, и нашли отверстие, через которое смогли выйти, и спаслись.

В от так и наша с вами жизнь. Какие бы ни были в ней превратности и трудности, не будем отчаиваться. Остановимся, помолимся, сосредоточимся, прислушаемся: куда зовет нас Дух Божий? Он зовет нас туда, где есть спасение, где Царство Небесное обещает незримое, но великое обетование, которое всех нас делает Сынами Божьими через силу Его Святого Духа.

Учение о Троице – непостижимая, но все же безошибочная доктрина Священного Писания. Подробно изучив этот вопрос, Джонатан Эдвардс отметил следующее, «я думаю, что учение о Троице – это наивысшая и глубочайшая из всех Божественных тайн» (Неопубликованный трактат о Троице). Несмотря на то, что полнота учения о Троице находится далеко за пределами человеческого понимания, Бог предельно ясно открывает себя на страницах Писания – один Бог вечно сущий в трех Лицах.

Конечно, это не означает, что Библия представляет нам трех различных богов (ср. Втор. 6:4). Правильнее понимать, что Бог – это три Личности одной сущности; Божественная сущность едина и неделима, вечна и действует одновременно в трех Лицах одного Божества – Отца, Сына и Святого Духа.

Писание ясно говорит, что эти три Личности – одно, и являются одним единственным Богом (Втор. 6:4). Евангелие от Иоанна 10:30 и 33 объясняет, что Сын и Отец – одно. 1 Коринфянам 3:16 показывает нам, что Отец и Дух Святой – одно. Послание к римлянам 8:9 ясно говорит, что Сын и Святой Дух – одно. А также Иоанна 14:16, 18 и 23 демонстрирует, что Отец, Сын и Дух Святой – одно.

Кроме того, при существующем единстве в Троице, Слово Божье никоим образом не отрицает одновременного существования и индивидуальности каждого из трех Лиц Божества. Другими словами, Библия ясно говорит, что существует только один Бог (а не три), но Он Триедин.

В Ветхом Завете Библия раскрывает понятие Троицы несколькими способами. Например, имя Элохим («Бог») – это существительное множественного числа, которое может означать многочисленность (ср. Быт. 1:26). Это соответствует факту, что местоимение множественного числа («мы») иногда используется для описания Бога (Быт. 1:26; Ис. 6:8). Есть еще более конкретные тексты, где имя Бога применяется к более, чем одной личности в одном и том же тексте (Пс. 109:1; ср. Быт. 19:24). А также есть отрывки, где видна деятельность всех трех Лиц Божества (Ис. 48:16; 61:1).

Новый Завет многозначительно опирается на эти истины, открывая их более четко и ясно. Формула крещения в Матфея 28:19 указывает на все три Личности Троицы: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В своем апостольском благословении Павел подчеркивает ту же самую истину. Он пишет, «Благодать Господа нашего, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:14). Другие отрывки Нового Завета также расшифровывают славные истины о Триедином Боге (Рим. 15:16, 30; 2 Кор. 1:21-22; Еф. 2:18).

При описании Троицы в Новом Завете ясно различаются три Личности, которые действуют одновременно. Это не просто формы или проявления одной личности (как ошибочно утверждает богословие единственников), которая иногда действует как Отец, иногда как Сын, и иногда как Дух. При крещении Иисуса Христа вся Троица действует одновременно (Матф. 3:16–17), Сын принимает крещение, Святой Дух нисходит свыше и Отец говорит с неба. Сам Иисус молился Отцу (ср. Матф. 6:9), учил, что Его воля отличалась от воли Отца (Матф. 26:39), обещал умолить Отца и Он пошлет Духа (Иоан. 14:6), просил Отца прославить Его (Иоан. 17:5). Эти действия не имели бы смысла, если бы Отец и Сын не были двумя отдельными Личностями. В других местах в Новом Завете Святой Дух является Заступником перед Отцом от имени верующих (Рим. 8:26), как и Сын, который также является нашим Ходатаем (1 Иоан. 2:1). И снова налицо индивидуальность каждой Личности.

Библия ясно говорит: существует только один Бог, в то же время он существует и всегда существовал в трех Лицах – Отец, Сын и Дух Святой (ср. Иоан. 1:1-2). Отрицание или неправильное понимание Троицы означает отрицание или неправильное понимание природы Самого Бога.

Оригинал статьи на английском языке был опубликован 27 марта 2009 г. в разделе «Pulpit» на сайте служения «The Shepherds’ Fellowship» (www.shepherdsfellowship.org). Переведено на русский язык и опубликовано с разрешения.

Всегда в церкви слово Божие звучит, начиная с благословения, – «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Всякое делание мы, христиане православные, начинаем, благословляя себя святым именем. Ныне же в день Святой Троицы эти слова сегодня звучат совершенно по-особому, и также совершенно по-особому переживаем и понимаем их смыл. Ещё во времена Ветхого завета Милостивый Господь через пророка своего Моисея народу Израиля дал временный закон. В нём, в частности, было и совершение праздников, указания, одним из которых является праздник Пятидесятница. Его раньше праздновали в Извраиле и празднуют по ныне. Во время празднования этого дня народ переходит жить в палатки, шалаши, которые украшают по-особому, которые бывают жилищем народа Божия в эти дни.Это своеобразное воспоминание, когда они и их предки были рабами, но Господь рукою своею вывел их из рабства египетского, и они сорок лет палатках да шалашах пребывали в пути, обретая землю обещанную, землю, которую Господь дал через Авраама, и в которую должен прийти Спаситель.

В течение этих пятидесяти дней от Пасхи до Пятидесятницы евреи читали закон Божий (5 первых книг закона Моисея). И так из года в год повторяли себе, детям и внукам заповеди Божии. Закон Моисея просто повелевает, мы же с высот Нового Завета понимаем, для чего это нужно. Не понять Бога, не понять Его святой воли, не принять Святого Духа тому, кто не живёт по законам Божиим и заповедям Его! Чтобы по заповедям Бога жить, их надо, как минимум, хотя бы знать. Поэтому в течении пятидесяти дней весь Израиль изучал Священное Писание, а в последний день, то есть пятидесятый, совершалось особое богослужение и особые жертвы.

Сам Моисей говорил про Христа Спасителя: «После меня Бог даст вам другого!» Но Израиль, кроме Моисея, никого великого не знал. И сейчас если спросить какого-то еврея, кто из пророков наивысший, сразу скажет, что Моисей. Мы видим, что слово Моисея исполнилось во Христе, который есть не только помазанный Пророк, Первосвященник и Царь Израиля, но и ещё Бог, пришедший в мир, – Богочеловек.

Когда Спаситель пришёл в мир, Он совершил то, что не смогли совершить Адам, что не совершил никто, и что необходимо каждому из нас. Грехами удалив себя от Бога, источника жизни и счастья, мы оказались вне жизни и вне счастья. Это не просто слова, потому что легко проверяемо жизнью. Кто не живёт с Богом, у того нет ни счастья, ни жизни, ни смысла. Некоторые, конечно, обманывают себя, придумывают себе смыслы и фантазируют себе счастье – это видно во всём. Например, сейчас многие болеют головушкой, крепко заразившись заразой века сего, считают, что смыслом в жизни могут быть карьера и богатство. Но мы знаем, что эта зараза заразой и есть. Кто достигал больших высот в карьере и денег, в отличие от нас с вами только мечтающих об этом, тот давно понял, что ни должности и слава, ни деньги и положение счастливее людей не делают нисколько. Да, гордость и тщеславие тешут, создают иллюзию на короткое время. Согласитесь, что чем больше денег, власти, тем больше скорби "как бы их не потерять, как бы кто не урвал, как бы задушить и укусить ближнего или родного брата, только бы не был конкурентом и не стал мне опасным врагом". Нет! Это или умственно неполноценные или не имеющие денег и богатства, и считающие это целью и смыслом. Но кто живёт в семье, то знает для того, чтобы в семье была, говорю, не полнота совершенств, а хотя бы мир, нужно уметь учиться ломать через коленку, с хрустом свою гордыню. Кто себя ломал, тот знает, что это за счастье! Какая радость от хруста. Кто-то считает, что семейным счастье являются дети, тогда это совсем не по-взрослому и не по-человечьи. Дети не могут быть целью жизни. Чем закончится моя жизнь? Червяки съедят. А детей, внуков? Их тоже съедят червяки. Какой это может быть целью и смыслом? Поэтому потеряв Бога, человек в Адаме, всё человечество в целом, каждый из нас с вами теряет всё: смысл, цели, радость, жизнь, облик и вид человеческий.

Бог, желающий счастье и нашего спасения, Сам – Высокий, унижая Себя, Великий, смиряя Себя, входит в нашу жизнь и наш мир, принимая образ и подобие человека – раба по отношению к Себе, как сказано в Священном Писании. Живя на земле, во Христе Бог, став человеком, совершил то, что должно было совершиться в Адаме, то, что не совершили мы: силой Божества в Себе человечье естество Он преображает; свои рождением соединяет несоединимое – вечность и время, божественное и человеческое; учением Своим озаряет нам путь, являет пример; подвигом жертвы и любви Своей в самом Себе человеческое, преображая страданиями, делает бесстрастным, смертью бессмертным; Воскресением Своим поднимает нас для жизни вечной, вознесением – возносит человеческое естество в глубины естества божественного. Это всё совершено в одном Человеке, в одной личности – Иисусе из Назарета! А мы? Да, пришёл Бог в мир. В Евангелии написано о том, что скажем о том, что смерти праздновали, умерщвление на Пасху поём, а смерть всё равно торжествует. Христос пришёл спасти нас от греха, а грех творит, Он принёс нам прощение – а сколько зла в этом мире и непрощённых?! Новые эры исчисляются от Рождества Христова, но вопрос: что изменилось? Ничего! Зачем тогда Бог приходил в мир? Он пришёл, чтобы в самом себе победить грех, силу ада и смерть. В Нём торжествует божество, вечность, радость и рай. А мы? Чтобы Его дар вечной жизни и спасения был не Его и не в Нём только, а стал принадлежностью каждого, кто пожелает этого, конечно. Для этого Он сказал Своим ученикам, возносясь, что нужно оставаться им в Иерусалиме, не отлучаться, пока не пошлёт им обещанное – Духа Святого, который снизойдёт на них. Мы знаем, что Дух Святой снизошёл на апостолов в виде огня! Неся уже всем ту закваску обожения, которая была совершена в Нём, теперь Дух Святой вживляется в каждого, кто желает этого преображения, очищения, райского состояния. Поэтому Дух Святой, сходя на апостолов, дал им дар языка и каждый из них стал говорить и проповедовать на языке, которого не знал. Ведь апостолы в основном были безграмотными рыбаками из Галилеи. Они свой-то язык пополам только знали, а им нужно было нести проповедь по всему миру. Но как? Переводчика нанять?! Тогда где деньги взять? Самим выучиться? (к примеру, Петру в 50 лет – не серьёзно). Именно Дух Святой дал им эту возможность. Каждый, говоря на ином языке, понял, на каком языке он говорит, например, на языке парфян, значит нужно идти проповедовать в Парфию; на языке Египта, значит Господь даёт путь и указывает, где быть проповедником; на языке Понта, Аси или Каппадокии – в Малую Азию. Но идя на проповедь в Богом данное и назначенное место, каждый из апостолов, неся в себе дар Святого Духа и проповедуя, крестили. Во время Крещения, мы знаем, что нисходит Дух Святой. Это таинство так называется от того, что Дух Святой вживается в тех, кто с верую желает принять дар обожения во Христе, силу Святого Духа.

К тому времени основываются общины первых христиан, в которых совершается особая молитва, непохожая на другие. Это молитва, во время которой мы берём хлеб и вино и просим, чтобы Дух Святой приложил и преобразил их в Тело и Кровь Христа, приемля которое в себя, мы принимаем дар обожения во Христе, семя рая. Что совершилось во Христе, то и совершается в нас – Его милостью за нашу веру.

Мы сегодня празднует не только сошествие Святого Духа вообще, но и день рождение Церкви, возможность каждого из нас стать носителем дара преображения в Боге, которое совершено во Христе и которое даровано теперь всем и каждому. Это совершается за веру нашу, по желанию, но силой, благодатью, святостью Духа Святого!

Важным хотелось бы сказать! Сегодня мы празднуем сошествие Святого Духа, явно видим существо божественное. Наш Бог – непостижимое Триединство! Один по существу, и три в личностях. Но как? Никак! Это необъяснимо. Если объяснять лишь голым человеческим умом, коротким, несовершенным и не преображённым в Святом Духе, то это не объяснить, так же как и не объяснить многое другое нашей повседневной жизни.

Например, женщина родила ребёнка, вся изорвалась в кровь, швы у неё в поперёк и вдоль на теле, ходит по стенке, кормит грудью, не спит по ночам, мучается. Только немножко передохнула, как мысль прибегает «хотим второго родить». Что мало было пыток? Умом это не понять, для этого нужно быть просто мамой и просто любить. Вспоминаю слова одной мамы, которая говорит: как только подрастает последний, такая тоска в душе, хочется настоящей любви. Мужу говорю: «Будем рожать!» Это она мне рассказывала, когда они родили седьмого, ей доходило почти 40 лет. Я её спросил, долго ли так будет говорить мужу, на что она ответила: «Пока будет возможность рождать».Мне было не очень понятно мужским умом, а она женским материнством, сердцем переживала. Поэтому Бога и Его глубины не понять, если подходить к нему кривой человеческой меркой нашей неправды – Бог неизмерим измеряемым!

Какой вывод мы можем сделать, празднуя и совершая торжество нашего Триединого Бога? Два очень важных практических выводов, которые необходимы для нашей жизни. Во-первых, Бог необъясним, велик и непостижим, потому что Всесовершенен. Как коротким черпалом вычерпать бездонный колодец? Как человеку, имеющему границы, объять безграничное? Сердце просит благоговения и благодарности, в радости и страхе Божием предстоять пред величием нашего Бога и Творца. В Писании сказано, что начало премудрости – страх Господень. Страх не в смысле «паника», а в смысле «изумление», «потрясение», «благоговение». Во-вторых, Бог един, но не одинок – Отец, Сын и Святой Дух. Скажем о нашем человечьем естестве, даже под одной крышей с одним естеством и под одной фамилией может жить три человека, например, папа, мама и ребёнок, также модно на Руси – бабушка, мама и дочка. Семья будет семьёй тогда, когда семьёй будет не называться, а являться, когда между ними будет единственное, что сделает их семьёю – это любовь. Без любви может быть название, но суть исчезнет. Даже в земном понимании, чтобы были единство, радость, полнота необходима любовь.

О чём свидетельствует, когда Господь открывает для нас, что Он триедин, но Его воля одна и неделима. Это говорит о том, какова сила любви в Боге: Отца к Сыну и Святому Духу, Сына к Отцу и Святому Духу, Духа к Отцу и Сыну, если мы говорим об одной воле. В свете сказанного с какой силой звучат слова Иоанна Богослова, который говорит, что Бог есть любовь. Любовь, которая стирает межличностные границы, любовь, в которой личность не растворяется, а потрясающе проявляется невыразимым языком единства, которое желаем и к которому стремимся.

Что торжествуем сегодня мы, имея Бога Троицу? Непостижимость Его величия и бескрайнее величие Его любви! Ещё в Ветхом Завете Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (см. Лев. 11:44). Если сократим фразу до минимума, то останется «Будьте, как Я». Стремиться к высоте, теряющейся в бесконечности, стремиться к полноте Богоподобной любви. Для каждого из нас изливается Дух Святой, который даёт силу к этим высотам.

От всей души рад всех поздравить, что мы сегодня переживаем праздник, открывающий нам человеческую высоту и глубину божественной любви. С праздником!

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого.

Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества.

Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить.

Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой.

Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь.

И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Христе други мои!

Благодать Святого Духа собрала в нынешний день массы людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдаленные от нас времена совершилось в Иерусалиме.

Святая наша Церковь празднует ныне великий день – День сошествия Святого духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель.

История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через 50 дней после Преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания.

Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилейские люди – ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие, не имеющие еще твердого определенного понимания недавних событий люди. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия – Христос.

Апостолы, приняв “Силу свыше”, стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви.

Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на небо. Усиленной, единодушной пламенной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос.

И вот совершилось это чудо божественное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным дыханием одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца. В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией.

И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже неколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия.

С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его.

Они познали Святую Троицу!

Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения.

Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.


С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима.

“Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их”,- так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях (Рим. 10, 18; Пс. 18, 5).

И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение.

Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы.

Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга. Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы знали они, что учение это Божественное, а не человеческое мудрование, что в нем участвуют небесные Божественные силы.

Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, зримо для каждого из присутствующих почивших на их головах. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение святых апостолов перед их вступлением на проповедь.

Святая Церковь поет: “Видеша вси языцы во граде Давидове…”, как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов… “Видеша вси”, как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках… “Видеша вси…”, какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную…

Как мы знаем, тут же апостол Петр произнес свою первую апостольскую проповедь, свое первое “свидетельство” о Христе. И эта разноязычная толпа с умилением, охотно слушала слова апостола, приняла их и крестилась.

И было таких около трех тысяч! Други мои!

Все наши церковные праздники мы должны переживать в своей душе не как давно совершившееся событие, а как будто мы являемся непосредственными участниками этого события, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, а оно совершается все время над каждым из нас и при нашем участии.

Так, в Пятидесятницу, воспоминание о которой мы так торжественно с вами ныне празднуем, оканчиваются дела Христовы, относящиеся к Его телесному пребыванию на земле, и начинаются дела Духа Святаго.

Сошествие Святого Духа на апостолов – это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопряженное с делом нашего личного спасения.

Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице.

Сам Господь в прощальной беседе со Своими учениками сказал: “Я умолю Отца, и пошлет вам Утешителя… В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем”. Именно в Пятидесятницу открывается апостолам тайна Пресвятой Троицы, и хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет. Святая Церковь называет Троицу Живоначальной – и это потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни. Все в Церкви живет и дышит Троицей. Все устремлено к Ней: и вероучения, и Таинства, богослужения, молитвы, покаяние и подвиги.

Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным днем, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских.

Нет! День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова.

Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только, действительно, стремимся всей душой к Богу и ищем Его.

Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия небесных движений. Но его слышит наше внутреннее, духовное ухо.

Таинственное соединение Творца и твари – сошествие Святого Духа в сердца верующих непосредственно совершается в Церкви Христовой.

Благодать Духа Божия Животворящего, все Собою наполняющего, “Сокровища благих и жизни Подателя”, проникает в человеческие души, способствуя их просветлению.

Сошествие Святого Духа на апостолов – это чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения человека. С пришествием Святого Духа людям открылась возможность богопознания.

Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы.

Примером тому служат многие из святых угодников Божиих.

Так, еще в средневековье преподобный Антоний говорил своим ученикам: “Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я… Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей – и будет у вас небесная радость день и ночь. И будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царстве Небесном”.

И в новые времена мы видим, что огни Пятидесятницы не погасли на земле.

В келлии так близкого нам по времени жизни и так глубоко чтимого всеми нами “убогого Серафима” посетители опускают глаза, так как не могут смотреть в лицо преподобного, которое светится, как солнце.

“Когда Дух Божий приходит к человеку,- поучает преподобный Серафим,- и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся”.

Итак, мы видим, что со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила. Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих.

Излиянием Святого Духа человек преображается, делается новой тварью, приобщается Божественной жизни. Это чудо милосердия Божия совершается непрерывно в истории Церкви и должно привести к полному обожению мира и человека. За краткостью времени нет возможности привести большее число примеров. Но и эти являются ярким свидетельством о неиссякаемой Пятидесятнице в истории Церкви!

Вновь и вновь совершается таинственное соединение Творца и твари.

И это есть неизреченное блаженство, высший предел в странствии человека от земли к небу.

С момента Пятидесятницы море живительной благодати наводнило землю… Прошло через века… освятило многие народы…. И в наши дни наполняет святые храмы и сердца верующих.

Но по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь свою в святости. Мы часто теряем благодатные дары. И потому приходится молитвенно взывать к небу, просить, чтобы Утешитель – Дух Истины пришел к нам и опять вселился в нас и проявил Свои спасительные действия.

“Прииди и вселися в ны… и спаси души наша!” Жажда в людях к близкому общению с Богом была всегда. О том, как она велика, можно видеть из молитвы блаженного Августина, человека, стоявшего на грани древнего и средневекового мира.

Вот отдельные места из его молитвы:

“О ты, Божественная любовь Отца всемогущего и всеблаженного Сына святое общение, всесильный Утешитель Дух… Войди всемогущею силою Твоею внутрь сердца моего и мрачные в нем места от нерадения моего освети светом сияния Твоего и изобилием росы Твоей сотвори их плодоносными. Воспламени спасительным пламенем силы ослабевшего сердца моего и, освещая, попали огнем все греховное в мыслях и в теле. Напои меня потоком сладости Твоей и научи меня творить волю Твою…”

Не прерывается эта жажда и в наше время. Чувство веры и ее радости доступно людям любого культурного уровня. Это достояние всех людей. И только отчуждение от Бога может умертвить в душе ее природную потребность веры.

Чтобы не заглохла в нас духовная жизнь, мы должны стремиться к ее источнику – к Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью.

О други мои! И нам бы с вами принять сегодня в свои души и сердца эту благодать Святого Духа!

Изменила бы она и нас. И из робких и не всегда твердо стоящих в вере соделала бы твердо убежденными носителями истинной веры.

От всего сердца желаю, чтобы каждый из вас имел в своем сознании полные ликующего восторга слова церковного песнопения:

“Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру Истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть”.

Аминь.