Конспект сюжетно-ролевой игры "поликлинника". Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница

Конспект НОД

по ФГОС

в форме сюжетно-ролевой игры

«Кафе»

в старшей группе

2017

Цель: расширять представления детей о кулинарных профессиях.

Задачи: закрепить знания о профессии повара, официанта, бармена, познакомить с профессией повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда; развивать желание трудиться вместе со взрослым; познакомить детей с процессом приготовления пиццы, умение украшать бисквитные пирожные. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

Интеграция областей :

1. «Речевое»: Закрепить название различных профессий. Совершенствовать словарь новыми словами (кондитер, пицца, пиццмейкер, администратор, ассортимент, бармен). Вовлекать детей в разговор во время приготовления блюд.

2 .«Социально-коммуникативное»: Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, учить соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

3. «Познавательное»: Познакомить с профессиями повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда.

4. «Физическое»: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. Формировать у детей знание о здоровой пище, о ее значении для человек

5. «Художестенно-эстетическое»: Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду людей разных профессий и его результатам. Побуждать детей к самостоятельному приготовлению разнообразных блюд. Воспитывать желание принимать участие в коллективном труде. Развивать эстетический и художественный вкус при оформлении блюд.

Оборудование и материалы :

Оформление помещений кафе, кухни, кондитерский цех, рабочее место бармена, кабинет администратора, набор для изготовления кондитерских изделий, сок в стаканчиках, блокноты, музыкальное оформление, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, соленое тесто для лепки кондитерских изделий, мясорубка, блендер, миксер.

Методы и приемы :

Наглядные методы и приемы (игровой, рассматривание картинок, использование ИКТ – презентация); словесные методы и приемы (использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе ООД, подведение итога оценка активности детей).

Ход деятельности:

1. Вводная часть. Организационный момент.

Релаксационное упражнение «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам,

(улыбаются друг другу)

Всем тем, кто живет на нашей планете,

(разводят руками в стороны)

«Доброе утро! » - скажем гостям и детям.

(обнимают друг друга)

2. Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.

Воспитатель обращает внимание присутствующих гостей:

Ребята, сколько же гостей у нас сегодня!

К вам домой приходят гости?

Как вы их встречаете?

А вы сами ходите в гости?

Как ведете себя в гостях?

В каких случаях ходим в гости?

Ну а если гостей много, то их можно пригласить в кафе. Вот у меня такое предложение, раз у нас сегодня гости, мы откроем свое кафе и пригласим их туда.

Но преждетем, как вспомнить люди каких профессий работают в кафе, давайте скажем,

Что же это такое профессия? (профессия - труд, которому человек посвящает всю свою жизнь)

Люди каких профессий работают в кафе? (повар, кондитер, официанты, бармены…).

А я еще знаю такую профессию как пиццмейкер.

Кто-нибудь слышал из вас о ней? (Пиццмецкер – специалист по приготовлению пиццы).

Где нужны люди такой профессии? (в пиццерии). (СЛАЙД 1)

Рассказ воспитателя:

Появилась эта профессия в Италии, как и сама пицца. (СЛАЙД 2)

Пицца- итальянское блюдо на столько популярна у итальянцев, что ей посвящен специальный праздник, проходящий в Италии каждый год. Вот сей час посмотрим, как и из чего готовят пиццу. (СЛАЙД 3)

Ну а сейчас давайте проведем экскурсию для гостей по нашему кафе.

Экскурсия по кафе:

    Кухня.

Посмотрите, сколько здесь предметов!

Что это? (мясорубка)

Что делают с помощью мясорубки?

А это, что?(терка, кастрюля, плита…)

Людям какой профессии принадлежат эти предметы? (Повару)

(У повара есть специальная одежда – это фартук, колпак или косынка. Одевает он это для того, чтобы не испачкать свою одежду и чтобы ворсинки, волосы не попали в еду. И вообще, такую одежду одевают не только повара, но и кондитеры, продавцы, официанты).

Какой должен быть повар? (аккуратный, здоровый, быстрый…)

Физминутка « Поварята»:

2.Кондитерский цех.

Что вы знаете о работе кондитера?

Какие кондитерские изделия вы знаете?

Какие инструменты использует кондитер?

3. Барный стол.

Здесь большой ассортимент коктейлей. Кто их готовит? (Бармен)

Что вам известно о работе бармена?

4. Кабинет администратора.

Какую работу выполняет администратор? (Следит за порядком в зале, делает заказы продуктов).

5. Зал кафе.

Кто работает в зале кафе? (официанты)

Какую работу выполняют официанты? (Знакомит посетителей с меню, принимает заказы и выполняет их).

Вот мы познакомились с помещением кафе, давайте распределим роли и желающих гостей пригласим в кафе. (Повара готовят салаты, готовят суп, кашу, картофель «фри»; кондитеры из соленого теста вырезают формочками печенье, делают пирожные; бармены размешивают коктейли; официанты включают спокойную музыку, готовят блокноты с ручками; администратор обзванивает клиентов).

Прием гостей.

Заключение.

Мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились ролями. Давайте сегодня закроем наше кафе, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.

Мария Глазкова
Конспект занятия сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Цель:

формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Образовательные задачи

Учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.

Приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;

Выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

Обогащать словарный запас.

Обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).

Развивающие задачи:

Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог

Развивать интерес к игре;

Учить объединятся в группы в игре;

Знакомить детей с правилами поведения в магазине.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в магазин.

2. Занятие по развитию речи по теме «Профессия продавец».

3. Занятие тестопластика по теме «Продукты»

Роли:

продавец, кассир, покупатели.

Игровые действия:

покупатели покупают товар, продавец подсчитывает

стоимость товара, кассир принимает плату за товар.

Оборудование: деньги (фишки, сумки; изделия из тестопластики

(продукты питания); коробки из-под конфет, молока, сметаны.

Карточки-чеки, счеты, весы, колпак, фартук, полиэтиленовые пакеты.

Ход занятия

Орг. момент.

1 .Педагог вносит коробку с атрибутами для игры в магазин.

Ребята, посмотрите, что я вам принесла!

Дети вместе с педагогом рассматривают и называют предметы, которые

лежат в коробке.

2.- Вспомните, дети, куда мы с вами ходили на экскурсию? (Мы ходили на экскурсию в магазин).

Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).

Какие продукты вы видели на прилавках? (Дети перечисляют продукты питания).

А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец взвешивает продукты, складывает их в пакет, подсчитывает стоимость).

Кто принимает деньги за товар? (Кассир).

Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).

Ребятки, как вы думаете, в какую игру мы сегодня будем играть? (Мы будем играть в магазин).

I. Подготовительная работа.

Ребятки, представьте, что я продавец. Какие волшебные слова вы мне будете говорить?

(Здравствуйте, покажите пожалуйста, дайте пожалуйста, до свидания).

А теперь Коленька подойдет ко мне и покажет, как нужно разговаривать с продавцом.

Ребенок: - Здравствуйте.

Педагог: - Здравствуйте.

Ребенок: - Дайте мне пожалуйста одну булку хлеба.

(Продавец подает хлеб).

Спасибо.

А теперь Леночка покажет, как нужно взвешивать товар. (Ребенок подходит к столу, кладет на весы какой-либо предмет и «подсчитывает» его стоимость).

Молодец Машенька!

Верочка, представь, что ты кассир. Что ты будешь делать? (Я возьму деньги и дам покупателю чек).

Молодцы, ребята!

III. Подготовка игрового помещения.

Сейчас Коленька и Саша поставят стол для кассира, Миша и Витя поставят стол для продавца, Леночка поставит на стол весы, а Людочка разложит «продукты».

IV Распределение ролей.

Сегодня продавцом будет Леночка, кассиром будет Марина, а остальные детки будут покупателями.

V Развитие игрового сюжета.

Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.

1-й покупатель: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?

Продавец: - Одна булка хлеба стоит семь рублей.

Покупатель: - Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. (Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость).

Продавец: - С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. (Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку).

Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба.

Кассир: - Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу.

Покупатель: - Спасибо. (Затем покупатель возвращается к продавцу).

Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, чек.

Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!

Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми.

V. Уборка игрового помещения.

Ребята, в какую игру мы играли? (Мы играли в магазин).

Что мы делали в магазине? (Мы покупали продукты).

А сейчас, давайте все уберем на свои места и пойдем на прогулку.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» с детьми средней группы I. Задачи руководства: 1) -закрепить знания детей о профессиях связанных с торговлей: продавец, кассир, водитель, грузчик; - закрепить.

Касса-прилавок для сюжетно-ролевой игры "Магазин". Касса-прилавок является дополнительным оборудованием для сюжетно-ролевой игры "Магазин",.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья. Ждём гостей. Магазин» Сюжетно-ролевая игра: «Семья. Ждём гостей. Магазин».

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в подготовительной группе Цель: расширить область социально-нравственных ориентаций детей через сюжетно-ролевую игру «Магазин». Задачи: 1. Закреплять умения сознательно.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Магазин. Овощной отдел» Конспект сюжетно ролевой игры во второй младшей группе. Тема «Магазин овощной отдел» Задачи: - Формировать начальные навыки ролевого поведения.

План-конспект сюжетно-ролевой игры

Конспект сюжетно-ролевой игры-ситуации

«Магазин овощей и фруктов»

Основная область: социализация

Интеграция областей: коммуникация, познание.

Задачи:

1. Закреплять умение наиболее достоверно отображать в игре социальные взаимоотношения.

2. Закреплять представления детей о профессии продавца, о роли покупателя.

3. Развивать у детей желание сделать что-то приятное и полезное для другого человека.

4. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «покупатель-покупатель».

5. Закреплять правила поведения в общественных местах, продолжать формировать представления об этических нормах.

6. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, развивать нравственные чувства (ориетацию в понятиях «добро» и «зло»)

7. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

8. Формировать желание у детей наблюдать за социальными ролями взрослых

Предварительная работа:

  1. Беседы: «Определим какой магазин: промтоварный, продуктовый, смешанный», «Что готовим из овощей и фруктов», «Здоровье вашей семьи», «Вкусный арбуз»
  2. Дидактические игры: «Кто самый вежливый», лото «Сад и огород»
  3. Продуктивная деятельность: совместное с детьми и родителями создание предметно-развивающей среды для игры (изготовление ягод из соленого теста, пошив фартука и нарукавников для продавца, изготовление монет из цветного картона, чеки из бумаги).
  4. Чтение художественной литературы: Л. Уланова «Правильная покупка», Ю. Тувим «Овощи», Д. Хармс «О том, как старушка чернила покупала», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  5. Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин»
  6. Словарная работа: касса, чек, витрина, ценник.

Основная работа:

Воспитатель вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру через создание проблемной ситуации, далее во время распределения ролей становится сам непосредственным участником игры и принимает на себя роль продавца с согласия остальных участников игры (5 человек), затем эта роль передается ребенку.

Ход:

Дети и воспитатель сидят на стульях в кругу.

Воспитатель: Ребята, представляете, я вчера была в овощном магазине со своей дочерью, попросила ее самостоятельно купить пару огурцов, пару помидор для салатика и рассчитаться. Она испугалась и растерялась. Это конечно, не беда, мы будем тренироваться. Но я сразу подумала «А смогли бы ребята из моей группы самостоятельно купить что-нибудь и как часто они с мамами и папами ходят в магазин?»

Дети: отвечают по-разному.

Воспитатель : У меня предложение, давайте поиграем в магазин, заодно и посмотрим как и кто умеет совершать покупки. Но не в обычный, а в магазин овощей и фруктов. Это продуктовый или промтоварный магазин?

Дети : продуктовый.

Воспитатель : Верно. Можно я первая буду продавцом?

Дети : Да

Происходит распределение ролей. Возможно, что в процессе распределения дети выберут роли семейных или иных пар(папа-мама, муж-жена, мама-дочка и др.).

В группе стоит прилавок с эмблемой «Овощи и фрукты», на котором разложены фрукты, овощи, ягоды, развешаны ценники (ярлычки с кружечками), количество изображенных кружков соответствует стоимости товара, на прилавке стоят касса с лотком для монет и чеками, рядом стойка с пакетами, в которые складываются покупки, недалеко стоит подставка с листами цветной бумаги зеленого цвета и латок с большими мячами (как варианты предметов-заместителей). Рядом с «магазином», создана предметно-развивающая среда для игры в «Дом».

Воспитатель надевает фартук и манжеты. Детям-покупателям раздаются кошельки с монетами. Продавец занимает место за прилавком, покупатели выстраиваются в очередь. В очереди происходит взаимодействие в ролевом диалоге «покупатель-покупатель».

Воспитатель-продавец: В нашем магазине продаются только самые лучшие и свежие фрукты и овощи прямо из огорода(если зима, фразу пропускаем). Добрый день, что вы хотели?

1 ребенок-покупатель : Здравствуйте, дайте мне пожалуйста помидор.

Воспитатель-продавец: Хорошо, из всех овощей я больше всего люблю помидоры. Вам, наверное, на салатик?

1 ребенок-покупатель : Да

Воспитатель-продавец: Тогда нужно взять и лук к нему.

1 ребенок-покупатель : Давайте.

Воспитатель-продавец: Подскажите, сколько стоит, а то я ценник из-за прилавка не вижу.

1 ребенок-покупатель : 3 монетки помидор и 1 монетка лук.

Воспитатель-продавец: Отлично, и того…

1 ребенок-покупатель : 4 монетки.

Отдает деньги продавцу.

Воспитатель-продавец забирает деньги, складывает помидор и лук в пакет, выбивает на кассе чек, кладет в пакет и чек, отдает покупателю.

Воспитатель-продавец: спасибо за покупку, приходите к нам еще.

Предполагается, что ребенок-покупатель пойдет «Домой», где сможет выложить покупки и заново вернуться в магазин. Эта ситуация создает предпосылки для возникновения параллельной сюжетной линии – игры в «Дом».

2 ребенок-покупатель: Здравствуйте!

Воспитатель-продавец: Добрый день!

В игре, возможно, возникнет негативная ситуация, когда некоторые дети-покупатели не захотят придерживаться очереди, будут толкать друг друга, пытаясь залезть вперед. Естественно, воспитатель должен направить игру в позитивное русло и сказать фразу о том, что очереди нужно придерживаться, друг друга нужно уважать и не мешать работе продавца, так как труд продавца очень тяжелый.

Воспитатель-продавец: Что вы хотели?

2 ребенок-покупатель: Мне нужны яблоко и груша.

Воспитатель-продавец: Без проблем! Это очень полезные фрукты, в которых много витаминов. Яблоко есть кисло-сладкое и сладкое. Вам какое?

2 ребенок-покупатель: Сладкое.

Воспитатель-продавец: Хорошо. Яблоко – три монеты, а груша – 2 монеты, и всего…

2 ребенок-покупатель: 5 монет.

Воспитатель-продавец складывает покупки в пакет, 2 ребенок-покупатель протягивает 5 монет.

Воспитатель-продавец: Все верно, спасибо за покупку, приходите к нам еще. Досвидание.

2 ребенок-покупатель: Досвидание

Так как изначально дети знают, что это магазин овощей и фруктов, то просят они только их. Но так как обычно в магазинах овощей и фруктов продаются и ягоды, воспитатель, руководя игрой, сам предлагает детям-покупателям приобрести ягоды.

Воспитатель-продавец: Здравствуйте.

3 ребенок-покупатель: Здравствуйте.

Воспитатель-продавец: Что Вам подать?

3 ребенок-покупатель: Дайте мне морковь и банан.

Воспитатель-продавец: Значит Вам нужны и фрукты и овощи сразу?

3 ребенок-покупатель: Да.

Воспитатель-продавец: А почему бы Вам не купить еще и ягод. У нас подвезли свежую клубнику.

3 ребенок-покупатель: Да, пожалуйста.

На бананах и ягоде нет ценников. Предполагается, что игра будет строиться таким образом, что 3 ребенок-покупатель спросит цену товара.

3 ребенок-покупатель: А сколько у Вас стоит банан и ягода?

Воспитатель-продавец: Банан 3 монеты, ягода 1 монету, а стоимость моркови указана в ценнике.

3 ребенок-покупатель: 2 монеты.

Воспитатель-продавец: Итого шесть монет.

Воспитатель-продавец может назвать шесть монет с опережающим обучением, дав ребенку возможность задуматься, но если ребенок не может посчитать, можно сказать 4 и 2 монеты. Воспитатель- продавец упаковывает покупку.

Воспитатель-продавец: Всего доброго, кушайте на здоровье. Передайте привет своей жене.

3 ребенок-покупатель: Спасибо, передам. Досвидание.

Этот диалог может натолкнуть ребенка на мысль вовлечь в игру еще одного играющего, либо на создание им параллельной сюжетной линии игры в «Дом».

Воспитатель предлагает поменяться ролями и отдает вести главную роль продавца ребенку, а сам подключается к играющим, принимая дополнительную роль покупателя, и становится в очередь. Если сюжет начинает «пробуксовывать», воспитатель использует косвенное руководство игрой и влияет на общение продавца и 4 покупателя.

Воспитатель-покупатель (обращается к продавцу): Добрый день, не могли бы Вы обслужить нас быстрее, а то очередь длинная, а я опаздываю на работу.

Ребенок-продавец: Да, конечно. Что Вам?

Если 4 покупатель молчит, воспитатель-покупатель как бы выводит его на беседу.

Воспитатель-покупатель: Женщина, посмотрите сколько всего вкусного и полезного и апельсины и яблоки и груши и огурчики с помидорчиками на салат, только попросите у продавца, он мигом Вас обслужит.

4 ребенок-покупатель выражает свою просьбу.

Очень важно, чтобы дети умели вводить в игру предметы-заместители. Если этого не происходит, воспитатель, используя косвенное руководство или в прямом ролевом диалоге, способствует этому процессу.

Воспитатель-покупатель (обращается к другому покупателю): Вы знаете. Вчера я брала здесь такие вкусные арбузы и вам советую купить, не пожалеете. Такие круглые, а внутри красные, сочные, а косточки черные-черные, это значит спелые арбузы.

Ребенок–покупатель: Здравствуйте, дайте пожалуйста арбуз.

Ребенок-продавец может срезу сориентироваться и взять в качестве арбуза мяч, если этого не происходит, воспитатель ему помогает.

Воспитатель-покупатель: Вон, кажется, Вам в ящиках красивые арбузы подвезли (указывает на контейнер с мячами).

Ребенок-продавец: Да, конечно, сейчас подам.

Производится расчет.

Воспитатель-покупатель (продавцу): Здравствуйте, дайте мне тоже один арбузик за 3 монеты, на салатик свежий огурец за 2 монеты и зеленый салат, его что-то на прилавке у Вас нет, но мне он очень нужен.

Ребенок-продавец (не смог сам найти предмет-заместитель): У нас нет салата.

Воспитатель-покупатель (указывая на стойку с зеленой цветной бумагой): Как нет, а вон же он.

Ребенок-продавец : Сейчас подам. Стоит 1 монету. И всего 3 и 2 и 1 будет 5 монет.

Производится расчет, возможно при помощи воспитателя.

Воспитатель-покупатель (обращается к ребенку-покупателю): Мы с Вами из одного дома. Вы меня не узнали?

Ребенок-покупатель : Нет.

Воспитатель-покупатель : Жаль. Меня зовут Виктория. А Вас?

Ребенок-покупатель: Борис.

Воспитатель-покупатель : Очень приятно. Вы на машине?

Ребенок-покупатель может сориентироваться, найдя предмет-заместитель, но если не сможет, воспитатель помогает ему, вовлекая тем самым его в новую сюжетную линию, это может быть игра «Дорога» или «Заправка» или др.

Ребенок-покупатель: Нет.

Воспитатель-покупатель (составляет стулья в форме авто или складывает объемные мобили): А я на машине. Давайте я Вас довезу.

Ребенок-покупатель: С удовольствием.

Далее либо игра плавно переходит в другую сюжетную линию, либо эти линии проходят одновременно («Дом», «Поездка», «Заправка» и т.д.), количество детей увеличивается, на основе личных симпатий они объединяются в группы до 6-7 человек максимум.

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно – ролевой игры.

Тема: «Поликлиника».

Возраст: средняя группа.

Цель: продолжать формировать игровые умения в игровой ситуации.

Задачи: 1.Воспитывать умение играть сообща, взаимодействовать в игре.

2.Расширять представления детей о профессиях людей работающих в поликлинике.

3. Активизировать и расширить словарный запас детей.

Словарная работа : пациент, регистратура, аптекарь, окулист, лор, стоматолог.

Предварительная работа: изготовление атрибутов и карт символов к игре, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, экскурсии в медицинский кабинет, беседа о роли врачей.

Материалы и оборудование : халаты, шапочки, игровая мебель, строительный материал, телефон, карточки символы, медицинские инструменты, медкарты, куклы.

Ход беседы.

(Воспитатель привлекает внимание детей звуковым сигналом. В руках он держит куклу на голове у которой тепля шапочка).

Воспитатель: Ребята у моей куклы Кати очень сильно болят ушки. Вы не подскажите, что мне делать?

Дети: ее нужно лечить

Воспитатель: А кто же мне поможет ее вылечить и где?

Дети: врач в больнице (поликлинике)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в поликлинику. Для начала нам нужно распределить роли (если дети не могут определится воспитатель предлагает вытянуть жеребей).

Воспитатель: (после того как все роли распределили, воспитатель предлагает детям приступить к оборудованию своих кабинетов). Ну что же пусть наши работники поликлиники обустраивают свои кабинеты, а мы с вами пока отправимся домой.

(Постепенно воспитатель выходит из игры оставляя детям пространство для самореализации. Уделят внимание тем детям которые не изъявили желание играть.)


Дина Маракова
Конспекты сюжетно-ролевых игр

" Кафе "

для детей старшей группы (5-6 лет) .

Этот конспект сюжетно -ролевой игры направлен на расширение представлений детей о труде взрослых, ознакомление с правилами культурного поведения.

Тема : Сюжетно-ролевая игра "Кафе ".

Цель : расширять у детей представления о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных места

Задачи :1. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Кафе» ; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов;

2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;

3. Закреплять умение самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры.

4. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Материал : таблички с надписями : " администратор кафе ", "официант " (2 штуки, "кассир "; униформа для официантов (фартучек и кепка) и охранника (темная футболка с надписью "охрана " и кепка) ; скатерти для столиков; разносы; папки-меню с картинками; модуль "кухня "; касса; муляжи из пластмассы пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр. ; игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; игрушечные телефоны; колпаки фартук для повара; кошельки; сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов; веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола; халат для уборщицы; магнитола.

Ход игры:

Воспитатель :

Ребята,недавно я со своей семьей была в кафе. Нам там очень понравилось. Сегодня я вам предлагаю поиграть в кафе.

Где мы с вами разместим кафе?

Как мы назовем наше кафе? (Ответы детей)

Здесь у нас будут стоять столики.

Чтобы было в кафе уютно – положим на столы скатерти, салфетки и поставим на них вазочки с цветами.

Для начала распределим роли кто кем будет работать в кафе.

В кафе есть официанты, они подают меню, принимают заказы, обслуживают, желают приятного аппетита. В конце визита официант просит оплатить посетителей заказ. Убирает посуду со стола.

Кто хочет быть официантом (одеваемфартук и кепочку, прикрепляем табличку-бейджик) .

Ребята, а кто же готовит еду в кафе? (Повар) Выбираем повара и одеваем ему фартук и колпак.

Где повар готовит? (На кухне) Определяем место где будет расположена кухня.

На кассе работает кассир - он получает деньги от посетителей и выдает чеки. Выбираем кассира.

После того как посетители уходят уборщицамоет полы, ведь очень важно, чтобы в кафе всегда было чисто. Кто желает взять на себя эту роль? Выдается соответствующий инвентарь (халат, ведро, веник, тряпочки пола, швабра)

За порядком в кафе следит охранник. Кто будет охранником? (Одеваем футболку с надписью "охрана " и кепку)

А кто приходит в кафе? (Посетители) . Остальные ребята будут посетителями кафе.

Я возьму на себя роль администратора кафе - буду встречать посетителей, провожать за столики и следит за тем, чтоб гостям было комфортно (прикрепляю табличку "Администратор кафе ") .

Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру.

В кафе можно общаться, рассказать другу интересную историю, послушать музыку, но не забывайте о том, как нужно вести себя в общественных местах.

В конце игры проводим анализ.

Во что мы с вами играли?

Как называется наше кафе?

Кто нас встретил?

Как справились ребята со своими ролями?

Вам понравилась эта игра?

Конспект сюжетно -ролевой игры по правилам дорожного движения детей «Путешествие на автобусе»

Тема : сюжетно -ролевая игра по ПДД в старшей группе «Путешествие на автобусе» .

Цель : формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи :

1. -систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге;

2. -способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности;

3. -содействовать развитию правильного поведения на дорогах;

4. -поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы;

5. -использование проблемных ситуаций в процессе игры;

6. -использовать усложняющие задания для развития детей;

7. -воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

Методы и приёмы :

1. Словесный – рассказ, пояснения, одобрения, указания.

2. Игровой – использован сюжет , игра.

3. Практический – показ, выполнение.

Атрибуты к игре :

Письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги» , руль, фуражка водителя, стулья для автобуса,

Предварительная работа :

1. -циклы занятий из серии «Безопасность на дорогах» ;

2. -наблюдения за дорожным движением, работой светофора, транспортом;

3. -рассматривание дорожных знаков;

4. -загадывание загадок о транспорте;

5. -дидактические игры «Угадай, какой это знак» , «Запрещается-разрешается» ;

6. -придумывание рассказов и сказок по правилам дорожного движения.

Ход сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе» .

Воспитатель : Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю.

Воспитатель возвращается с конвертом.

Воспитатель : Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет :

«Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на транспортной площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».

Воспитатель : Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе?

Дети : Да!

Воспитатель : А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку :

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Ответы детей.

Воспитатель : Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.

Дети строят автобус.

Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса) .

Воспитатель : Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора)

А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе?

Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет.

Дети берут «монетки» на билет.

Воспитатель : Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе.

Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.

Кондуктор : Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд.

Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.

Воспитатель : А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку.

Песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края» , «Голубой вагон» .

Автобус останавливается.

Кондуктор : Остановка «Цветочный город» .

Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации) .

Кондуктор : Незнайка, нужно взять билет.

Незнайка : Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму.

Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец

Незнайка : У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.

Кондуктор : Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.

Воспитатель : (задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)

Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?

Кому нужно уступать место в транспорте?

Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

Как нужно выходить из транспорта?

Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.

Водитель : У меня случилась беда, Я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет?

(Задание усложняется : дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения).

Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.

Игра «Собери колесо»

(дети в командах составляют колесо из частей, выбирая подходящие по структуре).

Водитель : ну вот и все, можно ехать дальше.

Автобус останавливается.

Входит полицейский дорожно-патрульной службы (индивидуальное задание для ребёнка) .

Обращается к водителю и пассажирам.

Полицейский : Сегодня на дорогах нашего города проходит акция «Знаете ли вы правила дорожного движения?» И вы будете ее участниками. Согласны?

Дети : Да!

Полицейский : Тогда начнем.

Полицейский задает детям задания по правилам дорожного движения.

1. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)

Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор»

(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются.)

2. А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?

3. Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?

Полицейский : Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!

Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок) . Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться.

Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть.

Дети танцуют под весёлую музыку.

Воспитатель читает стихотворение :

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже –

На перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю!

Воспитатель : а теперь пойдём на прогулку и поиграем в подвижные игры «Цветные автомобили» , «Светофор» , «Извилистая тропинка» .

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе.

Цель : Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.

Задачи : Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике.

Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие.

Активизировать и расширять словарный запас.

Словарная работа : Жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.

Предварительная работа : Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит» ; беседа о работе врача, медсестры; сюжетно-ролевая игра «Больница» .

Материал и оборудование : 1. Одежда : 3 халата, 3 шапочки (на детей) ;

2. Медицинские инструменты : шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.

3. Документация : Медицинские карты на каждого «больного» . У каждого ребёнка-пациента надеты бейджики с геометрическими фигурами.

Ход игры:

Дети сидят в группе на стульчиках.

«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру«Поликлинику» . Кто из вас был в поликлинике? Давайте с вами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, делают укол)

А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться) .

Мы приходим в поликлинику и говорим, что болит, а как это называется? (жаловаться) . Правильно, врач спрашивает : «На что жалуешься?»

Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку) . Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор-медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент – фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает) . Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие) . Правильно.

А это-шпатель (показываю) . Что им делают? (смотрят горло) .

А это –неврологический молоток. (показываю) . Что им делает врач? (стучит по коленке) . Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного.

Теперь мы рассмотрим инструменты медсестры. Вы их все знаете?»

Дети рассматривают инструменты : градусник, шприц, вата, бинт, витамины; называют, для чего они нужны, как ими пользоваться.

«Ну, а теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы.

Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть врачом? А медсестрой? А медрегистратором? Врачом в первый раз будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.»

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

«Начинаем приём»

Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор-ребёнок выдаёт карточки. (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на бейджиках у детей-пациентов). Затем дети по очереди проходят к врачу.

Ребёнок-врач : «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что у вас болит?»

Ребёной-больной : «У меня болит горло» .

Врач : «Давайте вас посмотрим. Откройте рот, скажите «а-а-а» . я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Да, горлышко красное. Пройдите к медсестре. Она вам измеряет температуру и даст лекарство».

Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.

Подведение итогов игры :

1. Понравилась ли игра?

2. Понравились ли детям врач? Медсестра? Медрегистратор? (да или нет, почему) .

3. Понравилось ли самому ребёнку быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?

«Ребята, вы в поликлинику пришли грустные, больные. А теперь врая вас подлечил и вы стали здоровыми, весёлыми. Озорными, какие были и до болезни»…

Детям выдаются витамины.

Конспект сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» в старшей группе детского сада может быть применен воспитателями в дошкольных учреждениях.

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» в старшей группе детского сада

1. Задачи :

Развивать интерес и познакомить с разными профессиями в сфере обслуживания.

Уточнить правила поведения в парикмахерской.

Развивать умение самостоятельно распределять роли.

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и выполнения игровых действий.

Формировать дружелюбные взаимоотношения детей в игре.

Воспитывать культуру общения в игре.

Расширить словарный запас детей : «парикмахер» , «маникюрша» , «стрижка» , «укладка» , «сушка» , «клиент» , «прическа» .

2. Подготовка к игре :

Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам

Март - Сбор парфюмерных флаконов и бутылочек.

Сбор резинок, ленточек, заколок для волос.

Изготовление вывески «Парикмахерская «Шарм» .

Беседа с детьми о работе парикмахерской.

Рассматривание иллюстраций «причесок» , «декор ногтей» .

Чтение стихотворения Разумовой Л. «Парикмахер» Помочь в распределении ролей по ходу игры.

Научить делать прически (плести косички, завязывать бантики) .

Подобрать вместе с детьми атрибуты для игры.

Помочь детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов.

3. Перспективный план подготовки к игре «Парикмахерская» :

Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты

херская «Шарм»

Залы стрижки и укладки (женский,

мужской и детский зал, зал стрижки животных)

ный зал Парикмахер

Маникюрша

Клиент Фартук, чепчик, накидка для клиента, ножницы, расческа, флакончики из-под лака для волос, шампуни, геля, фен, бигуди, резинки, заколки, ленточки для волос, полотенце.

Фартук, чепчик, маникюрный набор (пилка, ножницы, флакончики из-под лака для ногтей, ванночка.

Касса, бумажные денежные купюры.

Бумажные денежные купюры. Моет голову, делает прически, стрижет волосы, делает укладку, сушит феном, беседует с клиентом, выписывает чек.

Делает маникюр, беседует с клиентом, выписывает чек.

Принимает деньги у клиента и чеки, выдает сдачу, беседует с клиентом.

Сидит на стуле, беседует с работниками парикмахер-

ской, расплачива-

ется за работу. Какую вы хотите стрижку?

Я бы Вам посоветовала…

Вам сделать короткую стрижку или оставить подлиннее?

Вам оставить длинные ногти или подстричь?

Я бы Вам посоветовала…

Какой лак Вы выбираете?

Пожалуйста, возьмите сдачу.

Вам понравилось у нас?

Приходите еще. Мы будем Вам рады.

Я бы хотел (ла) сделать стрижку, маникюр.

Пожалуйста, сделайте мне прическу к празднику.

Спасибо, мне очень нравится.

4. Ход игры.

1) Приемы создания интереса к игре. Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Маша. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спра-шивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов : зал стрижки и укладки, маникюрный, в них работают хоро-шие мастера, и они быстро приведут прическу Маши в порядок.

2) Сговор на игру. С детьми определяем место «Парикмахерской» в группе, ставим зеркало, рабочий столик и стул для клиента, рабочий столик для маникюра и стул для клиента, а также стол и стул для кассира, раскладываем атрибуты к игре. Распределяем роли среди детей с помощью простой считалки (делает ребенок) .

3) Приемы обучения игровым действиям. Воспитатель временно берет на себя роль мастера-парикмахера и показывает на кукле Маше, как можно заплести косички и закрепить их резинками. Кукла Маша остается очень довольной, ей нравится ее новая прическа. Затем дети занимают рабочие места согласно выбранным ролям. В парикмахерскую приходят клиенты (дети и куклы) . Работники парикмахерской делают им причёски, моют голову, сушат феном, подстригают, делают маникюр; выписывают талон на определённую сумму для оплаты; беседуют с клиентом, дают советы. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, укладке волос в прическу, маникюре.

4) Приемы поддержания и развития игры.

По желанию детей можно открыть залы женской, мужской и детской стрижки, а также зал стрижки домашних животных.

Для этого вносятся дополнительные атрибуты (зеркала, ножницы, расчески, столы и стулья и т. д.) .

Воспитатель объясняет, что будут делать мастера каждого зала. Появляются новые клиенты – домашние животные (мягкие игрушки) .

Дети самостоятельно и по желанию распределяют роли между собой (парикмахеры женского, мужского, детского зала, зала стрижки домашних животных, маникюрша, кассир). Клиентами могут быть как дети, так и игрушки (куклы, мягкие игрушки) . Игра возобновляется с прежним интересом.

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. Воспитатель напоминает, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, быть внимательными к клиентам. Он помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов. Воспитатель поощряет инициативу, творческий подход к игре.

5. Окончание игры.

Дети делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие прически получились красивые и аккуратные, говорят о том, что им больше всего понравилось в игре. Детям предлагается по желанию посмотреть предложенные им журналы и книги о прическах, декоре ногтей.

6. Оценка игры.

Дети с удовольствием включались в игру. В процессе игры вежливо и дружелюбно относились друг к другу, были справедливы при распределении ролей. Стремились аккуратно выполнять взятые на себя роли. Научились применять в игре парикмахерские инструменты. Таким образом, играя в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская» , у детей расширились представления о профессии парикмахера.

Ролевая игра "Аэропорт"

Вводятся две роли - "начальник планово-экономического отдела" и "сотрудница" - его подчиненная.

Вводная "начальнику" : "Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу "больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная "сотруднице" : "Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник..."

Комментарий: При анализе ситуации ведущий должен актуализировать установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).

Ролевая играКолобок.

Игра на выявление и проигрывание различных манипуляций, ведение переговоров.

Это ролевая игра, в которой участвуют восемь человек:

Колобок (желательно, чтобы его играли двое – мужчина и женщина, так как их манипуляции могут различаться)

Дедка, Бабка

Заяц

Волк и Волчица (введение пары необходимо, чтобы дать возможность продемонстрировать манипуляцию типа «клин»)

Медведь

Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции – «лесть» и «давление на жалость» сработали – Колобок был съеден.

Ведущий исполняет роль сказочника.

«Издавна народный опыт передается в виде басен, пословиц, поговорок, легенд и сказок. Понять сказки народа – значит понять его психологию и то, что сейчас принято называть менталитет…

Для демонстрации основных манипуляций в переговорах, мы возьмем одну из самых манипулятивных сказок – «Колобок».Заметьте, главный герой не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако, колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить. Если посмотреть внимательно, то каждый из участников имеет некоторые ожидания в отношении колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно.

Бабка и дед

Они собирали его по сусекам и амбарам, готовили, ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить колобка за пределы избы…

Заяц

Имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь…

Волк и волчица

Колобками они, кончено, не питаются, но в плане разнообразия, а также под день рождения волчицы… зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков.

Медведь

Колобки с медом – любимая еда.

Лиса

Ее сила – манипуляции, поэтому против этого ресурса колобку было не устоять.

В сказке переговоры из текста выпущены. Мы постараемся восстановить диалоги участников. Для этого нам предстоит выбрать участников сказки, причем, для демонстрации особенностей парных манипуляций попросим волка выступить вместе с волчицей. Лису выбирать не будем, потому что там манипуляции были прописаны, а именно:

«Что-то я глуховата стала, не сядешь мне на нос?» - манипуляция «Давление на жалость»

«Ах, какая красивая песенка, да как ты ее хорошо поешь, спой мне ее еще раз…» - манипуляция лесть.

С лисой Колобку не повезло, однако, до нее он был достаточно успешен. Проиграем возможные ходы Колобка.

Работа строится так: ведущий выполняет роль оратора. Роль Колобка могут играть двое участников – мужчина и женщина – для демонстрации особенностей женских и мужских типов манипуляций.

Колобок проводит переговоры последовательно с каждым участником. Одно условие: если уговариваемый понимает, что, в принципе, прозвучал убедительный аргумент, упираться из принципа не стоит.»

Анализ: Лучше всего проводить анализ непосредственно в ходе игры. Ведущий обладает правом «стоп-сигнала», чтобы прервать игру и дать название той манипуляции, которая только что была использована.

ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

Лесть: «Голубушка, как хороша»

Давление на жалость: «Сами мы не местные»

Системы альтернатив: «у вас два варианта: один неверный – второй мой»

Комментарий смыслов: «Это чтобы ты смог меня съесть...»

«Стрелка» (изменение фона): «Я - представитель корпорации « NNN »»

Непрописанная информация: «Из компетентных источников известно»

Ограничение выбора: «Или сегодня, или никогда»

Клин: «Ваши партнеры нечистоплотны по отношению к Вам»

Взятка: «Мы знаем, как Вас отбрагодарить»

Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…»

По итогам упражнения участникам Важно зафиксировать следующие правила:

1.Манипуляции могут быть разрушены встречной манипуляцией. Именно поэтому манипулятора Колобка смогла победить манипулятор Лиса.

2.Манипуляторы боятся разоблачения, поэтому манипуляции могут быть разрушены, если их назвать (Вы пытаетесь вбить между нами клин?).

3. Манипулятор более всего не защищен от той манипуляции, которую он использует, т.к. именно из-за собственной неспособности эффективно ей противостоять он считает эту манипуляцию сильным оружием. Т.е. умея анализировать манипуляции, Вы не только защищены в переговорах, но и получаете средство управления партнером.

Ролевая игра "Пиратский бриг"

Цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата.

Участники путем жеребьевки разбирают роли

1)капитана - вправе обрывать речь любого;

2)старшего помощника - вправе обрывать речь любого, кроме капитана;

3)штурмана - кроме капитана и старпома;

4)боцмана-подхалима - всех, кроме первых трех;

5)матроса-шута - всех, кроме капитана;

6)матроса-марионетки - всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров);

7)недовольных матросов (кочегаров) - всех, кроме капитана и старпома;

8)юнги - их обрывают все, они - никого.

Нарушивший правила, переводится в юнги, юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт.

Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча.

В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям достаточно сложно выполнять роли, предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает сложно выполнять роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано с личностными установками и ценностями человека – субъекта личностного общения..

Если упражнение снимается на видео, то в ходе видеоанализа выявляются т.н. «пусковые кнопки» неконтролируемого, конфликтного общения. Оказывается, что они соотносимы с понятиями «личностная дистанция», «самооценка», направленность личности (на деятельность, на общение, на себя) и т.п.

В качестве итоговой иллюстрации участникам может быть предоставлена информация:

О базовых личностных реакциях;

О правилах примитивного реагирования

Об уровнях общения (примитивном, масочном (ролевом), манипулятивном, конвенциональном, игровом, деловом, духовном).

Ролевая игра "Съемки фильма"

Ведущий объясняет, что следующая игра направлена на демонстрацию того, как важно уметь находить в людях их лучшие качества, уметь разбираться в человеческой психологии.

Ведущий назначает одного участника на роль продюсера фильма. Его задача состоит в том, чтобы "снять фильм", а на самом деле организовать какую-нибудь сценку. Сам он должен лишь ограничиться "общей политикой": выбрать из участников режиссера и поставить перед ним задачу в общих чертах: снять интересный фильм, задействовать хорошего сценариста, хороших актеров, композиторов и т.д. На "съемку фильма" отводится время в пределах 10 минут. Незадейственные участники (или ведущий, если все участники будут принимать участие в "фильме") должны оценить фильм по 5-балльной оценке.

После просмотра "фильма" все участники садятся в круг и обсуждают следующие вопросы:

Сделал ли "продюсер" единственно правильный выбор?

Все ли участники согласны с теми ролями, которыми им отвел режиссер, продюсер?

Как стоило продюсеру и режиссеру строить предварительные собеседования с претендентами, чтобы лучше выяснить сильные и слабые стороны каждого?