Пдд проезд светофора с дополнительной секцией. Официально: можно ли поворачивать на основной зеленый свет, если не горит стрелка? Сигналы светофора на перекрестке

В интернете очень много споров на тему «можно ли повернуть, например, направо, если доп. секция (стрелка) не горит, но при этом горит основной зеленый и на него не нанесено никаких стрелок с направлением движения». Как ни странно, но ПДД однозначного ответа на данный вопрос не дают. Давайте всё же попробуем разобраться.

Первое, что приходит в голову — открыть ПДД. С этого и начнем:

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Казалось бы, какие ещё могут быть вопросы, все предельно ясно, но читаем дальше:

Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Внимание, вопрос: ПДД 6.3 или 6.4? Ведь они явно противоречат друг другу! Как быть, увидев перед собой такое сочетание:


Можно ли ехать налево? Да! В основном зеленом нет контурной стрелки с указанием движения. Если сотрудник ГИБДД попытается вас оштрафовать — можете смело ссылаться на п. 6.4. Откуда вам знать, что нарисовано в этой доп. секции? А может там вот такая стрелка:

Проблема кроется в том, что мы не знаем в каком направлении нам запрещает двигаться не горящая доп. секция.

Однозначно можно сказать лишь одно: светофор с первой фотографии не соответствует ГОСТу.

В соответсвии с ГОСТ Р 52282-2004
4.2.10 При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения. При этом светофор должен быть оборудован экраном белого цвета прямоугольной формы (либо повторяющей контур светофора) с закругленными краями и выступающим за габариты светофора не менее чем на 120 мм.
Это нарушение ГОСТа не позволяет привлекать водителя к административной ответственности ввиду отсутствия состава административного правонарушения, т.к. административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Водитель не был проинформирован о наличии доп. секции. А если нет вины, то нет и состава АПН, за которое предусмотрена административная ответственность.

April 21st, 2014 , 03:00 pm

С завидной регулярностью у водителей возникает вопрос: «Можно ли совершать поворот на регулируемом перекрестке, если боковая секция светофора не горит, но на основной секции, разрешающей движение, отсутствуют какие-либо стрелки?»

Для начала обратимся к ГОСТу 52289-2004. Как следует из Приложения Д, у светофоров с боковыми секциями (Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл) на основной секции должна быть нанесена контурная стрелка. Допускается ее отсутствие на светофорах Т.3.п и Т.3.л, однако в соответствии с пунктом 7.2.6 ГОСТа такие светофоры устанавливают только на одной стойке со светофорами Т.1 таких же исполнений в качестве дублирующих.

Что же говорит ПДД по этому поводу? В соответствии с пунктом 6.2 зеленый сигнал светофора разрешает движение. В соответствии с пунктом 6.3 сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией. Наконец, в соответствии с пунктом 6.4 если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Из системного анализа приведенных норм можно сделать простой вывод: если мы видим перед собой зеленый сигнал светофора (в основной его секции) без каких-либо стрелок на нем, то это значит, что никаких иных разрешенных направлений движения (и дополнительных секций, регулирующих эти направления) для нас попросту не существует. И, следовательно, мы можем смело ехать на горящий для нас зеленый сигнал светофора.

Скептики могут возразить, дескать, ну вот же она, дополнительная секция, висит перед нами. Неужели не следует дождаться, пока на ней загорится стрелка? Нет, не следует. Во-первых, потому что неизвестно, в каком направлении эта не горящая стрелка потенциально может регулировать движение. Варианты на просторах нашей Родины встречаются презабавные. Например:

Или даже:

Попробуйте мысленно стереть контурную стрелку с основной секции светофора и угадать, в каком направлении регулирует движение не горящая стрелка на боковой секции! Ну а, во-вторых, водитель в отсутствие контурных стрелок вполне может заподозрить, что нечто, напоминающее дополнительную секцию, и вовсе ей не является. Например, с дополнительной секцией можно перепутать неработающий счетчик времени:

Такую ошибку водителю уж точно нельзя поставить в вину.

Следует заметить, что в большинстве случаев представители ГИБДД согласны с изложенной позицией:

Часто водители не знают кто кого должен пропускать на регулируемом равнозначном перекрёстке при развороте (повороте) на стрелку.
Давайте выясним какие могут быть варианты приоритетов разворота (поворота):


  1. Первый случай. Равнозначный перекрёсток, зелёные стрелки для маневра у обои водителей горят , основной сигнал светофора красный . В таком случае мы руководствуемся правилом пункта 8.9 "В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель , к которому транспортное средство приближается справа ". Поэтому должен уступить водитель, который идёт на разворот, так как согласно правилу у него "помеха справа". Здесь же действует правило пункта 13.12 , которое гласит, что "при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо".
    Вот картинка пример такого случая:

    Здесь водитель №2 пропускает автомобиль №1.
    Второй случай. Неравнозначный перекрёсток исходя из условий, что у водителя №2 горит основной сигнал светофора и зелёная стрелка , а у водителя №1 только зелёная стрелка . В этом случае комбинацию красного основного + зелёного на стрелке сигналов, условно, можно считать равносильным знаку уступи дорогу. А это значит, что водитель №1 должен уступить всем машинам, которые пересекают его траекторию движения, соотвественно и водителю №2. Или другими словами, автомобиль под номером два свободно проезжает под свой основной зелёный + зелёный по стрелке сигналы , не пропуская водителя №1.
    На картинке это будет выглядеть так:

    Рассмотрим третий вариант. По условиям сигналов светофора, у нас у водителя номер №1 горит основной зелёный + дополнительная стрелка , у водителя №2 горит основной красный + дополнительная стрелка . В этом случае как и в первом, первым должен проехать перекрёсток водитель под №1, второй же водитель обязан уступить дорогу исходя и ПДД пунктов 8.9 и 13.12.
    На картинке это выглядит:
В любом случае, если Вы не знаете или сомневаетесь в приоритете проезда регулируемого перекрёстка УСТУПИТЕ дорогу, не создавая препятствий для других автомобилистов и не создавая аварийной ситуации. Постоянно ведите анализ дорожной обстановки вокруг Вас, потому что на дорогах очень много дураков, которые, даже если Вы и соблюли ПДД, так и норовят нарушить их, подвергая при этом жизни законопослушных водителей.

Задавайте свои вопросы, так как это не все варианты проезда перекрёстков на стрелку, попробуем вместе решить их.
Всем спасибо.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Вопрос по второй ситуации, только с небольшой поправкой. У второго автомобиля во время выполнения разворота основной сигнал меняется на красный и остается только зеленая стрелка. Происходит это примерно через 15 секунд после включения зеленой стрелки. Каким образом действовать водителю второго автомобиля? С нетерпением жду ответа, так как возник спор с ГИБДД.

На российских дорогах светофоры с дополнительной секцией стали уже привычным явлением. Такие элементы должны облегчить пересечение перекрёстков и совершение манёвров при большом количестве машин. В случае с опытными и хорошо проезда автовладельцами именно так и происходит. Но есть много таких водителей, у которых сигналы светофора с дополнительными секциями вызывают недоумение и вводят в ступор. Эту ситуацию нужно немедленно исправлять, ведь водителю недопустимо мешкать и создавать затор, препятствуя движению других автомобилей.

Определяем тип электронного регулировщика

Смотрим внимательно на электронное регулирующее устройство, которое регулирует интересующий нас участок дороги. На основном оповестительном элементе, который соответствует зелёному цвету, может присутствовать один контурный указатель движения чёрного цвета или несколько. По этому элементу можно судить о наличии на электронном регулировщике вспомогательных элементов, которые расширяют возможности совершения поворота. В водитель может видеть не привычный круглый зелёный элемент, а указатель допустимого направления движения.

Ехать или стоять

Определившись с типом регулирующего устройства, которое будет регулировать ваше передвижение, нужно ориентироваться в его световых оповещениях и правильно их расшифровывать в . Эта информация обязательна к изучению для каждого водителя, который всё ещё с некоторым сомнением преодолевает перекрёстки с новомодными регулировщиками. Проезд светофора с дополнительной секцией базируется на четырёх основных правилах:

  1. Если указатель нужного вам направления не горит, то двигаться по этому маршруту нельзя.
  2. Совмещение указателя с запрещающим сигналом (красный и жёлтый) разрешает движение только при отсутствии другого транспорта. Сначала пропускаем все автомобили и только потом поворачиваем в том направлении, на который указывает стрелка.
  3. Совмещение указателя с зелёным основным сигналом даёт вам преимущество в передвижении. Пропускать никого не нужно.
  4. Наличие стрелки во вспомогательной секции разрешает совершение поворота и разворота.

Поворачиваем налево или совершаем разворот

Такой манёвр можно совершать в нескольких случаях:

  1. Горит основной круглый сигнал электронного регулировщика движения. Прежде чем совершить манёвр, автовладелец должен пропустить все , которые собираются повернуть направо (в том направлении, которое вы для себя выбрали) или движутся вперёд (в ту сторону, откуда вы держите путь). ТС, которые собираются поворачивать в противоположном направлении от вашего задуманного маршрута, пропускать нет никакой необходимости. Правда, есть такие перекрёстки, на которых поневоле приходится уступать дорогу.
  2. Одновременная активация вспомогательного отдела регулировщика и зелёного основного сигнала требует от участника движения таких же действий, которые были описаны в предыдущем примере.
  3. Активный светофор с дополнительной секцией налево при включённом сигнале красного или жёлтого цвета. В этом случае автовладелец, планирующий совершить поворот налево, должен пропустить всех участников дорожного движения, которые перемещаются в других направлениях.

Двигаемся прямо

В таком случае дело обстоит проще. Есть всего два случая, которые позволяют участнику движения продолжать перемещение прямо:

  1. Активная основная часть круглой формы позволяет не уступать дорогу другим участникам дорожного движения.
  2. Активная вспомогательная область с изображением стрелки. Такие регулирующие устройства можно встретить крайне редко, но упомянуть о такой ситуации всё же стоило.

Поворачиваем направо или совершаем манёвр

  1. Активен основной круглый элемент регулирующего устройства.
  2. Дополнительная секция светофора направо и зелёный свет в основной секции дают вам преимущество на дороге. Вы не пропускаете никого, вас пропускают все.
  3. При активном вспомогательном элементе с изображением поворота в нужную вам сторону и горящим красным или жёлтым сигналом стоит пропустить все автомобили, независимо от направления их следования, и только после этого продолжить свой путь, повернув направо.

Нельзя игнорировать светофора со стрелкой. За это полагается наложение штрафа. Обратите внимание, что поворот в направлении неактивной стрелки приравнивается к проезду на красный свет обычного светофора, у которого отсутствуют вспомогательные элементы. При первом нарушении придётся заплатить тысячу рублей. В случае повторных нарушений сумма возрастает до 5 тыс. рублей и даже можно лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Такие меры борьбы с нарушением правил дорожного движения послужат серьёзным стимулом к детальному и внимательному изучению ПДД, которые регламентируют проезд светофора с дополнительными регулирующими блоками.

Будьте внимательны и не создавайте опасных ситуаций на дороге. Если каждый прислушается к этому, то передвигаться на дорогах России станет намного безопаснее и приятнее.

Ситуация, в которую потребовалось разъяснять, кто кому должен уступать дорогу при повороте под стрелку, произошла на самом деле на одной из улиц Москвы. Примечательно, что такие аварии случаются довольно часто. Итак, обычный регулируемый перекресток. На светофоре стоит машина, которой надо повернуть налево.

Загорается зеленый сигнал светофора и одновременно в дополнительной секции стрелка левого поворота. Водитель трогается, выезжает в нужном направлении, и тут ему в бок врезается другая машина. Она стояла напротив и ей нужно было повернуть направо. При этом на ее светофоре как раз загорелась в дополнительной секции стрелка, разрешающая поворот направо . Однако в основной секции продолжал гореть красный свет.

Кто в этой ситуации был не прав? Кто кому должен был уступить дорогу? По элементарной логике тот водитель, который поворачивал налево. Ведь у него была помеха справа.

И действительно, в правилах дорожного движения в пункте 8.9 говорится, что "в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа". Также в пункте 13.12 говорится, что "при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо". Но пункт 13.12 относится к нерегулируемым перекресткам. А в пункте 8.9 сделана оговорка: "очередность проезда не оговорена Правилами".

Эта самая очередность прописана в пункте 13.5 правил. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Можно поспорить, что в данной ситуации, водитель, который поворачивает налево, не знает, какой сигнал горит на светофоре напротив. Но он и не обязан этого знать. Зато тот водитель, который поворачивает направо под стрелку, горящую одновременно с красным основным сигналом должен помнить, что именно он обязан уступать дорогу всем.

Кстати, эта путаница - еще один козырь в споре о разрешении правого поворота на красный сигнал светофора. Напомним, что с таким предложением выступали некоторые депутаты. С инициативой разрешить правый поворот под красный свет с использованием не дополнительной секции светофора, а отдельного знака выступал и экспертный центр probok.net. Но эти предложения не были поддержаны. В ГАИ посчитали, что проще и понятнее для автомобилистов в тех местах, где есть такая возможность, устанавливать дополнительные светофорные секции.

Отдельную лепту в путаницу проезда перекрестков внесло изменение правил на круговом движении. Ранее на таких перекрестках преимущество имели те, кто выезжает на круг. Те, кто движется по кругу, должны были уступить им дорогу, потому что у них возникала помеха справа. Теперь это правило сохранилось только для тех перекрестков с круговым движением, перед выездом на которые не стоит знаков "уступи дорогу". Если такой знак есть, то для тех, кто движется по кругу - главная дорога. Уступать им должны те, кто выезжает на круг. Но на практике это выливается в право первого: кто успел, тот и проехал. Никогда не знаешь наверняка, знает ли водитель другого автомобиля правила, а попадать в аварию не хочется.

По данным ГИБДД почти каждая пятая авария (18 процентов) происходит из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков. Это третье место в рейтинге аварийных причин. В прошлом году таких ДТП случилось более четырех с половиной тысяч.

Первое место в аварийных случаях занимает несоответствие скорости конкретным условиям (32 процента). По этой причине в прошлом году произошло более 8200 аварий. Имеется в виду, что виновник аварии не превышал установленную на данном участке скорость, но выбрал не правильную скорость и в результате не справился с управлением.

Второе место занимают "другие нарушения" (24 процента). Всего таких аварий в прошлом произошло почти 6300. Под этими нарушениями скрывается все, что угодно: заснул за рулем, техническая неисправность автомобиля или дороги