Как правильно входить и выходить из храма. Что нужно и что нельзя делать в церкви. Как одеваться в церковь женщине

Даже неверующие люди знают: церковь - место, где соблюдаются определенные нормы поведения. Как себя вести в церкви? Правил много, но есть и общие принципы, которые вам помогут разобраться в незнакомой ситуации: не мешать другим прихожанам, не привлекать внимание, внимательно слушать чтеца и хор во время песнопений. Каковы же правила поведения в

Цвет праздника

Одеваться верующей женщине нужно максимально закрыто, то есть юбка (а не брюки) должна быть длинной, рукава тоже желательны до запястий. Само собой, необходим платок. Постоянные прихожанки носят платки определенного цвета: зеленые на Троицу, голубые - на богородичные праздники, черные - в великий пост. Эти же черные сменяются красными ночью на Пасху. В церковь следует приходить в красивой одежде, это праздник, а не «ярмарка смирения», преимущественно показного. Как себя вести в церкви сильному полу? Мужчинам тоже нужно одеваться скромно, головные уборы перед входом надо снять. Крест обязателен, без него нельзя участвовать в обрядах.

На пути

По дороге в храм хорошо прочитывать про себя покаянный псалом Давида (50-й) и Иисусову молитву. Есть и специальная молитва человека, который направляется в церковь. Но это не для начинающих прихожан, поэтому ограничьтесь псалмом и Оба эти текста можно найти в любом молитвослове, в частности, среди При входе в церковь принято три раза перекреститься с поясным поклоном.

Успеть все

В храм нужно прийти минут за 15 до начала богослужения. Вы спокойно подадите записки на проскомидию или закажете обедню, помолитесь перед ликами святых. К какой иконе подходить в церкви? Здесь нет особых правил. Желательно обойти все, висящие доступно. Сначала вы креститесь два раза с поясным поклоном, затем третий раз делаете знамение, целуете икону и кланяетесь в третий раз. Как себя вести в церкви, если вы уже приняли Тело и Кровь? Причастившимся нельзя совершать поясные поклоны, а до литургии - можно.

Особое время

Есть моменты, когда от прихожан требуется особенно внимательная молитва (в церкви говорят - «сугубая»). Это касается времени чтения Евангелия, Шестопсалмия, так называемой Херувимской песни и Евхаристического канона. Как себя вести в церкви правильно? В эти моменты нельзя двигаться, нужно молчать и слушать. Если вы опоздали, не входите в храм из притвора в момент чтения таких молитв. Дождитесь, пока они закончатся. Некрещеные люди традционо не могут находиться на «литургии верных», поэтому после фразы священника «Оглашенные, изыдите!» они должны выйти из храма, служба для них закончена.

Трудности обрядов

И поклоны во время литургии - вопрос сложный. Относительно каждой читаемой молитвы есть правила. Если вы неопытны, просто делайте все, как делают окружающие. В церкви не принято становиться на колени, когда этого хочется вам. Но если все преклонили колени, то и вы можете присоединиться. В этот момент православные склоняют голову.

Когда служба закончилась, священник дает для целования крест, подойдите, осените себя знамением и прикоснитесь к святыне губами. Обычно после этого целуют руку священника. На выходе из храма следует три раза перекреститься, каждый раз с поясным поклоном.

Фото из интернета

Как-то накануне вербного воскресенья, собираясь в церковь, моя супруга с подругой поспорили: можно ли надеть светлую куртку?

Дамы, - вмешался я в разговор, - так вы на службу опоздаете!
У тебя, Марина, осенняя куртка - бежевая, не пойдёшь же ты в белой зимней… Что тут обсуждать?
А вообще-то в послании к Тимофею апостол Павел предписывал вам одеваться «со стыдливостью и целомудрием, не украшать себя плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждою» (1 Тим 2:9-10). О цвете куртки он не говорил. Главное «придти в храм с сердцем открытым Господу и молитве».

Кто бы говорил? Безбожник! Опять поучать начал… тебя не спросили, что надеть! О Боге он, видите ли… без подсказок разберёмся!

Вот и помогай им, верующим! Цитируешь Евангелие, а они… - бормотал я себе под нос, - как тут не вспомнить Теодора Бера: «Особенно крепок на ухо тот, кто и слушать ничего не желает».

Подруги долго возились в прихожей, рассматривая себя в зеркале. Затем хлопнула дверь, а я задумался, почему женщины, так ревниво относящиеся к вопросу неравенства с мужчинами, в церкви безропотно переносят несправедливую и унизительную дискриминацию? Ведь именно они составляют основной контингент прихожан. Это видимо происходит потому, что женщины принимают религию из чисто эмоциональных побуждений. Ничтожная часть женщин согласует свои религиозные чувства с доводами рассудка! Раз положено соблюдать правила – значит, будем соблюдать! Они не задумываются, кем это положено, зачем и почему? Надо так и всё!

Вот в этом я и попытался разобраться. Никаких истин не открываю, всё, о чём скажу, вы знаете или слышали. В конце концов, интересующиеся вопросом, могут прочитать это в первоисточниках или религиозной литературе. Собрав информацию, я не замахиваюсь на проблему «женщина в христианстве» - она достаточно полно освещена в литературе |1|. Останавливаюсь только на том, что можно, а что нельзя в церкви и почему. При всей простоте неверных представлений множество. Итак…

Правило 1.

ЖЕНЩИНАМ НЕОБХОДИМО В ХРАМЕ СТОЯТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ МУЖЧИН.

Хотя современные церковники говорят, что это не является строго обязательным в наши дни, однако все церкви России до сих пор соблюдают это древнее правило. Например, в Воронеже в Покровском и Благовещенском соборах, которые посещает супруга, во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам.

Причины этого уходят вглубь веков. Миф о грехопадении, являющийся частью нашего культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом.
Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть", а также "не Адам соблазнился, но женщина, соблазняясь, преступила дозволенное". Таким образом, по мнению апостола, Адам не несёт ответственности за содеянное, он якобы не знал, что творил, а Ева знала и осознано грешила. Павлу, видимо было неизвестно, что незнание не спасает от ответственности!

«Нет ничего пагубнее женщины; два рабочих вола за одну жену; "Любовь к женщине - это яд; огонь, женщина и море - три бедствия» - вот, что писали Гомер, Эзоп, Сократ и другие великие мужи Древней Греции. В этих кратких фразах ярко охарактеризовано отношение мужчин к женщинам в древнюю эпоху |2|.
В Древнем Риме, согласно законодательству, когда женщина выходила замуж, и все ее имущество переходило во владение мужа. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт.
Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан (160-ок.220гг), один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, который впервые выразил концепцию Троицы.
«Вы врата дьявола – говорил он про женщин, - вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы - та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога - мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть» |2|.
Святой Иероним считал женщину " стезей беззакония". Она - "скорпион, всегда готовый ужалить". Согласно Святому Бонавентуре – средневековому теологу и философу (1224-1274) женщина есть "орудие, используемое дьяволом для овладения нашими душами" А согласно святому Григорию Великому, называемому в православной традиции Григорием Двоесловом (ок. 540-604) женщина есть "яд аспида и злоба дракона".
Как это не смешно звучит, но до 585г. мировое христианское духовенство не могло решить имеет ли женщина душу или нет! Маконский церковный собор (Франция) принял решение о том, что у женщины, ХОТЬ ОНА И ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВОМ НИЗШЕГО ПОРЯДКА, ВСЁ-ТАКИ ИМЕЕТСЯ НЕКОЕ ПОДОБИЕ ДУШИ!
Обвинения и само отношение христианского духовенства к женщинам привели к отрицательному, потребительскому отношению к ним во всей Европе и остальном христианском мире. А в просвещенной Англии до середины XIX века женщин при переписи населения вообще не учитывали, как скот!
Вот потому и стоят раздельно мужчины и женщины «с подобием души» даже в современной церкви. И при этом церковники считают, что такое разделение женщин с мужчинами угодно богу!

Правило 2.
В ЦЕРКВИ ЖЕНЩИНЕ ГОВОРИТЬ НЕ ПОЗВОЛЕНО.

В первом послании Коринфянам Апостол Павел наставляет: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34-35).
Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось. Из таких воззрений и складывалось отношение к женщине в Христианстве. Даже ответ Иисуса матери: "Кто ты, жено? И что у меня общего с тобою?" - звучит унизительно. Именно поэтому среди ближайших учеников Христа не оказалось ни одной женщины (Мария Магдалина, которую некоторые источники помещают то в среду учеников, то называют женой Иисуса, каноническими Евангелиями не подтверждаются).
Исходя из упомянутого правила, женщины не участвуют и в церковных соборах. Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века.
В Поместном соборе 1917-1918 годов, который допустил некоторые церковные инновации, женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса.
Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.
Однако все решения, включая и присутствие женщин, определяет епископат, который удерживает за собой канонически обоснованный контроль в проведении Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Правило 3

ЖЕНЩИНЕ В ЦЕРКВИ ПРЕДПИСАНО ОДЕВАТЬСЯ СКРОМНО.

3.1. Женщина должна надеть неяркую длинную юбку или платье. Запрещены спортивные костюмы. Нельзя использовать косметику, тем более, губную помаду. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

3.2 Запрещено носить брюки.
В священном писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Второзаконие 22:5)

К чему такие строгости? Где их истоки? Объяснения в истории вопроса. Вспомним древние времена: в Риме, Палестине, Византии люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали ноги тем, из чего потом получились брюки. Когда по Константинополю шел человек в брюках, то своим брючным видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм |3|.

Но основной причиной негативного отношения к ношению брюк явились древние языческие ритуалы встречи Нового Года. Язычники устраивали карнавальные переодевания, имевшие религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Мужчины одевали женское платье, женщины – мужское. Мирянин мог надеть рясу монаха или вырядится зверем. Кстати рясу духовенства, имеющую корни Ближнего Востока, можно считать типично женской одеждой. Даже ряса запахивается на левую сторону, а не на правую, как в одежде у мужчин.

Так вот религиозный смысл этих переодеваний сводился к тому, что, они являлись разрушением устоявшихся социальных ролей, стереотипов, разрушение порядка в суматохе масленицы и возможностью построить новый мир, более справедливый и удобный, лучший для людей. Переодевание мужчин в женщин и наоборот была своего рода языческой формой покаяния, желанием жить иначе.

Христианство в отличие от язычества отвергает языческое скоморошество и призывает покаяться в грехах и не совершать их впредь. Таким образом, негативное отношение к брюкам на женщинах имеют древние религиозные корни. Память об этом некогда серьезном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к мужскому гардеробу на женщинах.

Правило 4

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ.

Апостол Павел в первом послании к коринфянам (11:3-9) пишет: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава - Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа". А далее (11:4-5) Павел уточняет: «Женщина не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши».
Почему? Да потому, что женщины красивыми волосами соблазняли мужчин, и они вместо молитвы глазели на хорошеньких женщин и мысленно вводили себя в блуд!
Правило подхватил ислам и развил эти постулаты. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею: «... Скажи (О, Мухаммад) верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, ладоней и стоп); пусть закрывают покрывалами вырез на груди...» (Коран 24:30-31). О Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои. Так легче будет отличить их от служанок и рабынь, и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (Коран 33:59).
А если смотреть первопричину – попадём в священное писание: «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (Исайя 3:17); Числа 5:18).
Блудницы и порочные женщины в Иудее демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям именно тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой - это считалось оскорблением мужу.
А в синагогах, кроме женщин, покрывать голову предписывалось отлученным от синагоги мужчинам и прокаженным.

Правило 5

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВХОДИТЬ В АЛТАРЬ.

На первый взгляд женщина не имеет права входит в алтарь потому, что такова сама природа женщины. Напомню, что алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм представляет область ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия.
Так вот, священнослужители совершающие богослужение, должны сосредоточено находится в молитве. «Присутствие женщины, особенно молодой и привлекательной, невольно может вызвать суетные и соблазнительные мысли и желания, а борьба с помыслами требует больших усилий, а ГЛАВНОЕ НЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ УСПЕШНОЙ»
Священнослужители упоминают и о чисто психологических причинах, по которым женщина не несет пастырского служения и не входит в алтарь. Женщина по природе своей более эмоциональна, переменчива. Ей сложнее сосредоточиться на совершении такого великого дела, как Евхаристия, сложнее сохранить беспристрастность и трезвость. Недаром апостол Петр, хорошо знавший женскую природу, поскольку имел не только жену, но и тещу, называет женщин немощнейшим сосудом (1 Пет. 3, 7).

С другой стороны этот запрет уходит в глубину веков. Запрет связан с женским менструальным кровотечением.
Алтарь - это жертвенник, на который исторически лилась кровь, испускаемая из жертвенного животного или человека, в угоду божеству, хозяину данного храма.
Считалось, что с кровью испускается душа жертвы - в угоду божеству или демону. Потом жертву сжигали - и божество "вкушало" душу жертвы.
Авраамические религии все патриархальные. Творить ритуалы - проливать на алтарь кровь жертвы, отращивать длинные волосы - на голове и на бороде - и выпускать их наружу - дозволено лишь мужчинам. Женщина должна всячески свои волосы прятать.
В православии менструирующей женщине нельзя не только всходить на жертвенник (алтарь), а также и вообще приходить в церковь.
А в иудаизме такая женщина считается ритуально нечистой и ей запрещено вступать в сношения с обрезанным ритуально чистым мужем, из опасения его осквернить.
По окончании месячных вымыться в душе ей недостаточно. Ей нужно совершить ритуальное омовение в ритуальном резервуаре (микве), наподобие нашего крещения. Только потом она может являться мужу.

В христианстве запрет на вхождение в алтарь начинается с поместного Лаодикийского собора, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия (Малая Азия).
Собор составил шестьдесят правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. Сорок четвёртое правило собора гласило: «Не подобает жене в олтарь входити».
Этот запрет с первохристианских времен безоговорочно запрещал женщинам входить в алтарь. В тексте причины запрета не объясняются, вероятно, в силу его очевидности.
Во время богослужения священнослужитель символизирует собой Христа и от Его имени произносит слова: …приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Совершенно очевидно, что такие слова мог произносить только мужчина!

Позже на Константинопольском (он же шестой Вселенский собор. 680-681.) соборе шестьдесят девятым правилом вообще было запрещено мирянам входить в алтарь, а женщинам тем более:
«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он - помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.
И последнее: при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет.
До четырнадцатого века всех детей на сороковой день «воцерковляли», для чего вносили в алтарь. Даже прикладывали их к святому престолу, а крестили примерно в три года. Грудничков крестили только при необходимости (опасности по здоровью). А когда стали практиковать крещение младенцев, воцерковление производилось сразу после обряда крещения и именно тогда перестали вносить девочек в алтарь, а мальчиков прикладывать к св. престолу.
Зайдя в алтарь женщина нарушает церковный порядок и тем самым грешит против церкви. В этом случае ей предписано покаяться и, осознав свою вину больше так не делать. Надобно знать своё место.
Входить в алтарь для его уборки могут женщины, ставшие алтарницами. Кроме того вдовы или монахини, после сорока лет могут помогать священнику: подавать кадило, читать и выходить со свечами.

ПРАВИЛО 6

ЖЕНЩИН НЕ ПУСКАЮТ НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

На этом полуострове в Греции располагаются двадцать крупных мужских монастыря, вход куда женщинам строго воспрещён.
Существует предание, что Пресвятая Богородица в сопровождении евангелиста Иоанна в морском путешествии попали в шторм, сбились с пути и попали к подножию горы Афон. Матерь Божия, поражённая красотой места попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет.

ПРАВИЛО 7

ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ

Православная церковь не приемлет практику «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан.
Протодиакон Андрей Кураев пишет |4|: «Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц». Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
А профессор Московской духовной академии А.И. Осипов отмечает, что «Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании».
Дискуссия по поводу священства женщин продолжается в протестантских церквях Европы. Возведение женщин в духовный сан с правом совершения богослужения и отправления таинств, практикуется в Евангелической церкви Германии, в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, Епископальной (англиканской) церкви в Англии, Швеции и Норвегии (лютеранство). Также практика рукоположения (деноминация) женщин принята в некоторых баптистских, методистских, пресвитерианских, старокатолических, пятидесятнических и харизматических деноминациях*, в том числе и в России.

*Организации появились в России в первой половине 1990-х
годов. Они отличаются от пятидесятнических общин своей
уникальной молодежной культурой, применяют новые методы
миссионерского и социального служения,а также готовностью
выражать свое мнение по различным социальным и политическим
вопросам. По причине высокой миссионерской активности
харизматов, птядесятнические/харизматические деноминации
представляют наиболее активно растущей частью протестантского
движения России.

ПРАВИЛО 8

ЖЕНЩИНА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВХОДИТЬ В ХРАМ, ТАКЖЕ В ПЕРИОД МЕСЯЧНЫХ. КРОМЕ ТОГО НЕ МОЖЕТ ПРИСТУПАТЬ К СВ. ТАИНСТВАМ

Пособием по практическому руководству. «О Законодательстве церковном. О венчании. п. 21» предусмотрено: «Невеста, находящаяся в периоде послеродового очищения и не получившая молитвы «в сороковой день» не только приступать к Св. Таинствам, но и входить в храм не может. То же касается и невест, находящихся в нечистоте (физиологической).
Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистоты рождения, после чего над ней читается священником специальная "молитва жене-родильнице". В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину "от скверны телесной и скверны душевной". Только после этого мать может ходить в церковь и причащаться Святых Христовых Тайн.

Корни этого правила находятся в Ветхом завете, в котором существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека.

«Нечистота» у иудеев - это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин. Она связывалась с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы. Таков богословский смысл иудейской «нечистоты». Женщина в этот период теряет неоплодотворенную яйцеклетку, и это является потерей потенциальной жизни. Этот призрак смерти и приводит в состояние «нечистоты».
В Торе перечислены случаи «нечистоты» и приведены способы их очищения. Во всех случаях очищение сопровождалось окунанием в микву.
В иудаизме женщина считается нечиста в продолжении 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки (Лев 12, 2-5).

В православии эта проблема и проще и сложнее одновременно.
Вселенские соборы никогда не касались этой темы, поэтому канонических препятствий присутствия женщин в храме в так называемые критические дни вроде бы и не существует. Однако, мы имеем авторитетные в каноническом отношении источники, которые были одобрены на поместном Трулльском соборе. (собор Церкви в Константинополе в 691-692г.; созван императором Юстинианом II в691. Решения собора рассматривают, как документы Шестого Вселенского Собора).
Собором одобрено второе правило святых Афанасия Великого и Дионисия Александрийского, а также епископа Тимофея:

«О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать! Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
И тот же Св. Афанасий Великий, утверждал в первом правиле: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово».
Но это всё былые времена. А в наши дни, при том, что в церкви говорят о полном отсутствии дискриминации в церковной жизни (например, диакон А.Кураев), упомянутые мной правила существуют и действуют. Просматривая материал по теме я наткнулся на религиозный форум (http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1319/), где Священник Андрей отвечал некой Наталье:
«Уважаемая Наталия! Я не могу исчерпывающе ответить на Ваш вопрос. Происхождение запретов о нечистоте после истечений, как Вы знаете, лежит в Ветхозаветной эпохе, и в Православии этих запретов никто не вводил - они просто не были отменены (!) Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал. Вероятно, никого не затронул этот вопрос. (!) и можно сделать вывод что ни сущностных, ни догматических или канонических препятствий к причащению женщин во время месячных и послеродового периода нет, тем более это можно сказать о посещении храма, целовании икон.
Вот как! Выходит поскольку этот вопрос мало кого интересует, потому и действуют запреты! «Иудейские законы никакого отношения к христианству не имеют» - говорят священники.
Иеререй Павел: "да, пока не будет соборного решения каждый священник будет решать этот вопрос самостоятельно, что собственно сейчас и происходит. Поэтому в одних храмам женщинам настоятельно советуют в такие дни воздержаться от посещения богослужений, а в других, разрешают даже причащаться. Вот такие у нас крайности".

А как же священное писание – Ветхий завет? Вообщем, на усмотрение пастыря! Именно так и сказано в Пособии по практическом руководстве «О Законодательстве церковном. О венчании (п.21).

На мой взгляд, все перечисленные запреты и правила в повседневной жизни не сильно влияют на прихожанок. Во всяком случае, из моего окружения ни одна женщина не выразила возмущение очевидной дискриминацией.

Подготавливая статью для Прозы.ру я прочёл нескольких авторов – феменисток, борющихся за права женщин во всех сферах деятельности и разумеется в церкви. Феминистское движение оказывает влияние на многие аспекты религии и есть определённые подвижки, однако эти тенденции не поддерживаются в православии.
Женщины безропотно и не задумываясь, выполняют установленные правила. Но это не значит, что им абсолютно безразличны эти запреты. Множество вопросов, задаваемых священнослужителям на религиозных форумах, опубликованные в интернете говорит, что многие хотели бы знать, почему всё то, что можно мужчинам – женщинам нельзя!
И уж совсем ожидаемо было мнение служителей церкви, которые по каждому из вопросов опровергают или смягчают, на худой конец, существующую дискриминацию. Например, говоря о месте женщины в церкви, священник Сергий Свешников пишет: «место женщины в церкви-с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает бОльшую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины». (http://xreferat.com/81/1937-1-o-roli-zhenshiny-v-cerkvi.html)
«В православном вероучении, - говорит священник, - мы не находим полемики полов», но тут же оговаривается: «в отношении Церкви к мужчинам и женщинам иногда можно наблюдать некоторое «первенство чести» мужчин, но при абсолютном равенстве мужских и женских ипостасей и абсолютном единстве природы».
А протодиакон А. Кураев, объясняя почему женщина не может стать священником, говорит аудитории: «сущность человека совсем не сводится к борьбе за свои права. Священник - это тот, кто несет тяжелый крест служения людям и служения Богу. И этот тяжкий крест, этот тяжкий труд Церковь не возлагает на плечи женщины. По-моему, тут не столько ущемление прав, СКОЛЬКО ПРОСТАЯ ЗАБОТА О ЖЕНЩИНАХ»!

Как говорится: без комментарий. Есть старая восточная пословица: можно хоть сто раз сказать халва – во рту слаще не станет! Правила и запреты существуют, и пока никто их не отменил. Можно спорить, как к этому относиться. С одной стороны христианство провозглашает духовное равенство, но с другой видим, что социального равенства никакого не было и нет до нынешнего времени.

Использованная литература:

1.1 Воробьева М.В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов// Общество в гендерной перспективе. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
1.2 Сайт Упельсинкина страница Copyright © 2003-2010 Upelsinka"s Page

1.3 Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.1.4 Образ женщины в религиях мира. Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Н.Новгород, МГЭИ (Нижегородский филиал). 2002. 255 с.

1.5 ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ЖЕНЩИНАХ? http://memo.im/chto-bibliya-govorit-o-zhenshhinax/

1.6 Св. Сергий Свешников. О роли женщины в Церкви.
http://xreferat.com/81/1937-1-o-roli-zhenshiny-v-cerkvi.html и другие многочисленные источники.
2. Эльдар Зиганшин. Женщина в древнем мире. «Почему Ислам?».
Для сайта www.whyislam.ru
3. Диакон А.Кураев. Женщина в церкви. http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/kuraev/k/j49.html
4. Диакон А. Кураев. «Церковь в мире людей»

Инструкция

Готовясь к посещению храма, подумайте, что вы хотите сказать Богу, о чем помолиться, в чем покаяться.

На службу следует одеваться скромно, чисто и опрятно. Женщинам желательно надеть длинную юбку с блузкой или платье, скрывающее плечи, грудь и ноги выше колен, а голову покрыть платком. Макияж должен быть минимальным, а губы лучше не красить. Мужчинам нужно быть одетыми в брюки и рубашку, шорты и майки не допускаются, а головной убор при входе в храм полагается снять.

Чтобы поставить свечи, подать записки, помолиться у образов святых, приходите в церковь заранее, минут за 15-20 до начала службы. При входе в храм трижды перекреститесь правой рукой и поклонитесь. Отключите мобильный телефон, избавьтесь от посторонних мыслей.

Войдя в церковь, подайте записки о здравии и об упокоении родственников, друзей, знакомых. Поставьте свечи: за упокой – на канун с малым распятием, который отличается от других прямоугольной формой, а за здравие – на любой подсвечник. Приложитесь к образам святых, касаясь губами нижней части иконы.

Постарайтесь занять такое место, чтобы все видеть и слышать. Если тяжело стоять все богослужение, присядьте ненадолго на скамейку, но обязательно встаньте, когда откроют царские врата и во время чтения Евангелия. Не поворачивайтесь спиной к алтарю.

Во время службы не смотрите по сторонам, не разглядывайте прихожан, не разговаривайте, не отвлекайтесь от молитв и песнопений. Нельзя ходить по храму, передавать свечи. Если вы пришли в храм с детьми, объясните им, что нужно вести себя тихо, не шуметь и не бегать.

Когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, святой чашей или образом, перекреститесь и преклоните голову, а при осенении крестным знамением, кадилом или свечами нужно только поклониться. При славословиях Святой Троице или Иисусу, в начале и конце каждой молитвы, а также на словах «Господи, помилуй» и «Подай, Господи» следует креститься.

Запомнить весь порядок богослужения можно с опытом, а если такового нет, то просто делайте то же, что и остальные: креститесь, совершайте поясные или земные поклоны, преклоняйте голову, пойте и т.д.

Желательно отстоять всю службу, воспринимая ее не как повинность, а как жертву Богу. Если же по каким-то причинам вам нужно уйти до ее окончания, постарайтесь сделать это так, чтобы не побеспокоить других прихожан.

Источники:

  • Как правильно вести себя в Храме

У любого человека, даже атеиста, может возникнуть ситуация, когда ему нужно будет зайти и присутствовать на службе . Чтобы не оскорбить чувства верующих и не показать себя человеком невысокой культуры, вам необходимо будет соблюсти правила и соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к внешнему виду и поведению прихожан.

Инструкция

Особые правила существуют для женщин, которые собираются посетить церковную службу. В православный храм все они должны входить с покрытыми платками или шарфами головами и в юбках ниже колен. Руки должны быть тоже прикрыты. Мужчинам, наоборот, полагается снимать головные уборы при входе в церковь. Если вы находитесь в дороге и не можете переодеться, то при входе во многие церкви вы найдете коробки, в которых сложены платки и запахивающиеся юбки. Наденьте их и, выходя, снимите и аккуратно сложив, положите обратно. Когда вы собираетесь попасть на службу, снимите с лица косметику, некоторые строгие батюшки могут сделать замечание, увидев яркий лак на ногтях.

В храмах богослужение проходит три раза в день. Беспрепятственно войти и пройти помолиться, поставить свечи к любой иконе вы сможете, только если нет службы. Когда вы специально собираетесь посетить службу, явитесь заранее, войдите в храм до ее начала и займите свободное место. Перед этим не забудьте отключить мобильный телефон. Не следует лезть вперед тех, кто уже собрался в ее ожидании. Встаньте спокойно, не переходите с места на место, не вертите головой, разыскивая знакомых. Приготовьтесь к тому, что стоять придется два-три часа.

Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие , принятые в Церкви.

Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

1. Правила поведения в храме.

Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам и все смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.

В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к .

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала , а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого с накрашенными губами.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону . Нельзя проходить между и центральным , когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся.

За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь. Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема.

Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.
Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь.

Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать. И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.

Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.
Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться.

И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.

Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь.

Нередко в жизни человека появляется необходимость посетить церковь. Причины на это могут быть совершенно разные: к примеру, вы можете посетить известный храм, являющийся достопримечательностью, посещать церковь в праздники, такие как Рождество или Пасха, а может быть, у вас появилось желание стать воцерковленным - полноправным членом православной церкви. В любом из перечисленных случаев вам придется соблюдать ряд определенных правил, чтобы не оскорбить поведением других прихожан. Сегодня предлагаем поговорить о том, как вести себя в церкви, чтобы потребность в общении с высшими силами и искренний порыв души не были жестко прерваны из-за отсутствия платка на голове или несоблюдения церковного этикета.

Устройство православного храма

Прежде чем мы перейдем к правилам поведения, предлагаем поговорить о том, как устроена православная церковь. Стоит отметить, что любой храм, расположенный даже в маленькой деревеньке, поражает своим величием и красотой. Золотые купола, сияющие на солнце, колокольный звон, и, конечно, церковный хор - все это внушает благоговение перед этим местом.

Храм можно разделить на три основные части - это алтарь, притвор и храм. В притворе обычно расположены стеллажи с религиозной литературой, различная иконы и свечи, которые выставлены на продажу. Здесь же находятся вешалки для одежды прихожан. Миновав притвор, человек попадает в храм, где молящиеся стоят во время богослужений. Однако самое сакральное место в церкви - это алтарь. Обычно он огорожен иконостасом, доходящим до самого потолка. Следует сказать, что женщинам туда вход воспрещен, а прихожане мужского пола могут заходить в алтарь только в особых случаях и, разумеется, с согласия священника. К церковному иконостасу примыкает небольшая возвышенная площадка, ступать на нее так же нельзя. Собственно, вот и первое правило, говорящее о том, как правильно вести себя в церкви: прихожане могут находиться лишь в притворе и в храме.

Внешний вид

Верующие говорят о том, что православный храм является местом особого присутствия Божией благодати, а значит, пребывать в этом месте следует с особым благоговением и любовью. Когда человек собирается в гости, он старается выглядеть достойно, точно так же следует приходить и в церковь. Люди, следящие за состоянием своей души, отмечают, что поведение, мысли и желания нередко зависит от одежды. К примеру, строгая одежда обязывает ко многому. Так какую же одежду выбрать для посещения храма?

Женщинам следует находиться в церкви с покрытой головой - подойдут платочек, шарф или любой головной убор. Юбка не должна быть выше колена, прикрытыми должны быть и руки. Косметика в храме неуместна, особенно это касается помады или блесков для губ. Мужчинам нельзя входить в храм в футболках и шортах, спортивной или рабочей одежде. Не следует отправляться на службу и в неопрятном виде. Головной убор следует снять.

Однако священнослужители говорят: если мужчина или женщина пришли в храм в вызывающей одежде, голова женщины не покрыта, не следует по этой причине покидать храм. Дело в том, что православная церковь - это уникальное место, где Бог и человек могут встретиться, а потому одежда не может этому препятствовать. Но на будущее следует учесть, что в обществе людей верующих принято появляться на службах в строгой закрытой одежде. Ну и, конечно, христианин всегда должен носить на себе нательный крест.

Как подготовиться к посещению храма

Говоря о том, как правильно вести себя в православной церкви, следует особое внимание уделить подготовке к посещению этого места. По пути в храм необходимо подготовить себя к молитве. Важно отложить на время все свои заботы, внутренне примириться с близкими людьми. Рекомендуется прочитать и следующую молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страхе Твоем.

Или Иисусову молитву:

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую).

Прежде чем войти в храм, необходимо сделать три поясных поклона, непременно с крестным знамением. Обратите внимание - крестное знамение и поклон в сторону алтаря являются обязательными как при входе в церковь, так и при выходе из нее.

Лучше всего приходить в храм за двадцать минут до начала богослужения. За это время вы успеете подать поминальные записки, приобрести свечи, оставить пожертвование, вести себя в православной церкви в том случае, если вы встретили своих знакомых? Поприветствуйте их молчаливым поклоном, не начинайте обсуждать какие-либо вопросы, и уж тем более не переходите с места на место во время богослужения.

Не следует забывать о том, что в храм нередко приходят люди, которые были ранены грубостью или цинизмом, опечалены или обрадованы, находящиеся в ликовании или в горе. Постарайтесь воздерживаться от замечаний, это уместно лишь в том случае, если есть признаки явного хулиганства или кощунственного поведения. Человеку, нарушившему нормы, можно сделать замечание. Однако он должно быть максимально деликатным без высокомерия и раздражительности.

Перед началом богослужения

Как правильно вести себя в церкви прежде, чем начнется богослужение? Разумеется, необходимо отключить мобильный телефон. Не следует переводить его в режим вибровызова - так он будет только отвлекать вас. Абсолютно недопустимы громкие разговоры, суета и ссоры. Верующие ходят в храм и пребывают в нем в тишине, с благоговением, вниманием и готовностью к молитве. На что еще обратить внимание, говоря о том, как ведут себя в церкви люди? Не следует проявлять любопытство, расспрашивать о чем-то прихожан, разглядывать их. Куда полезнее сосредоточиться на богослужении, участвовать в общей молитве.

Во время богослужения

Существует древняя традиция, согласно которой мужчины в храме становятся с правой стороны, а женщины, соответственно, с левой. Разумеется, во время богослужения следует стоять лицом к алтарю. Нередко в размышлениях о том, как нужно вести себя в церкви, люди задаются вопросом - можно ли сидеть во время богослужения? Священнослужители говорят: сидеть можно лишь во время чтения кафизм и паремий. Однако исключение делается для людей, у которых есть проблемы со здоровьем, и особо утомленных.

Говоря о том, как правильно вести себя в церкви, порядке и традициях, стоит отметить и то, что во время каждения не нужно разворачиваться вслед за священником, поворачиваться к алтарю спиной. Рекомендуется просто отойти в сторону, чтобы пропустить служителя церкви, который совершает каждение. Если кто-то из прихожан не отошел, не следует отталкивать его или тянуть в сторону, достаточно просто подсказать. Как вести себя в церкви на службе? Ни в коем случае не ходить и не вести разговоров! К Литургии нужно приходить натощак, причем даже в том случае, если в этот день не причащаются.

Опоздание к началу богослужения - это неуважение к Таинству. Как, впрочем, и уход из храма до его окончания. В крайнем случае можно уйти, но не во время совершения причащения или во время чтения Евангелия.

Посещение церкви с детьми

Как вести себя в церкви, приняв решение отправиться туда с детьми? Во-первых, важно подавать личный пример молитвы и поведения. Необходимо следить за детьми, не допуская того, чтобы они отвлекали других прихожан, громко смеялись или шалили. Если ребенок расплакался, нужно постараться успокоить его или выйти с ним из церкви.

Свечи

Что обычно делает человек, только переступив порог церкви? Можно с уверенностью сказать, что в девяти случаях из десяти, он подходит к свечному ящику. Именно с маленькой восковой свечки и начинается практическое христианство. Согласно толкователю Литургии блаженному Симеону Солунскому, воск - это символ раскаяния, веры. Священнослужители говорят: ставить свечку формально нельзя, сердце человека, совершающего это действие, не должно быть холодным. Очень важно ставить свечку с молитвой, даже самый простой.

Вообще, нет каких-то строгих правил, говорящих о том, как вести себя в православной церкви со свечами, сколько их ставить и куда. Люди, посещающие храм постоянно, обычно ставят несколько свечей - к праздничной иконе, которая лежит на аналое, к образам Богородицы или Спасителя - о здравии близких людей, к Распятию, находящемуся на прямоугольном столике, так же именуемом кануном - об упокоении усопших.

Церковные записки

Как вести себя в церкви, если вы хотите подать в алтарь поминальную записку? Существует ряд определенных правил:

  1. Писать такую записку лучше всего печатными буквами, упоминая в одной не более 10 имен.
  2. Записку нужно озаглавить - «О здравии» или же «О упокоении».
  3. Все имена необходимо писать в родительном падеже, употребляя полную форму имени (рекомендуем узнать церковное написание светских имен).
  4. В записках детей до 7 лет принято называть младенцем, а от 7 до 15 - отроком или же отроковицей.

Поклонение Святыням в храме

Отдельного внимания заслуживает поклонение Святыням. Как ведут себя в церкви, когда прикладываются к Святому Евангелию, иконам и мощам? Не следует спешить и тесниться, перед целованием нужно совершать два поклона, после - еще один. Целовать лики святых (то есть, их лица) не принято. Прикладываясь к иконам святых и Божией Матери, следует целовать ручку, к иконам Спасителя - ножку (или ручку при поясном изображении).

Приметы: верить или нет?

Говоря о том, как вести себя в церкви, нельзя не уделить внимание и приметам, о которых нередко можно услышать. К примеру, бытует мнение, что свечу можно ставить исключительно правой рукой, если она потухла, вас ждут несчастья. Кто-то даже считает, что спросив у кого-то в храме, который час, человек укорачивает себе жизнь! Служители церкви говорят: все околоцерковные приметы и суеверия бессмысленны, верить в них не следует.