Подробно о ювелирке

У знакомых.
Третье: не доверяйте собственным знаниям о том, как отличить «НЕ золото».
Четвёртое: покупайте золотые украшения только в магазинах, и надёжных интернет-магазинах так же всегда сохраняйте кассовый чек.
И пятое: на золоте обязательно должна присутствовать и .

Перед тем, как выложить свои кровные, непосильным трудом заработанные, дензнаки, перед кассиром, придирчиво и недоверчиво, как стоматолог районной поликлиники осматривает зубы, отъезжающего в продолжительную загранкомандировку, токаря, осмотрите оборотную сторону изделия . Чем лучше она выглядит, тем и Вам лучше. Чем аккуратнее запаяны - припаяны камни в кольце или серьгах , тем живее надежда, что перед Вами не «левак» . Эту процедуру необходимо произвести, даже если ювелирный детектор «утверждает», что всё в порядке.

Если украшение было изготовлено официально, и оно не подвергалось ремонту (например уменьшение кольца путём вырезки, при котором могла быть попросту вырезана или запаяна) то на нём должна быть .
Если на золоте нет , это должно заставить . Лучше не покупать такие украшения, не проверив их, предварительно, у ювелира или, например, в .

Не покупайте золото с рук, на рынке или «из под прилавка» (даже в церкви) - высока вероятность обмана.

Мифы о золоте и «НЕ золоте»

Миф №1
Если бросить золотое кольцо на стол - оно как то по особенному звенит. Вероятно этот способ хорошо подошёл бы людям с развитым музыкальным слухом, и они с успехом могли бы им пользоваться, пройдя какие-то специальные «золото-музыкальные» курсы. Правда для этого потребовалось бы, вероятно, ввести какой-либо стандарт: например обручальные кольца должны звучать как «рэ», мужские перстни - как «си-бемоль». И заодно провести специальный курс нотной грамоты для работников пробирной службы .

А если серьёзно, звон, который слышен при ударе, обусловлен рядом параметров, таких как твердость материала, его упругость и форма изделия. Одно и то же золотое кольцо может издавать один звук, если отжечь его огнём - другой, и третий, если его немного деформировать, например, увеличить размер или просто согнуть.

Миф №2
«Старое» золото - хорошее, новое - совсем не то. Этот миф образовался с появлением на рынке дешёвых турецких украшений, заполонившими рынок с момента открытия границ. Суть «некачественности» турецкого золота на самом деле сводится к тому, что изделия из него быстро ломаются, но связано это не с качеством самого золота , а в первую очередь с тем, что большинство из них тонкие и пустотелые, поэтому и непрочные.
Как это относится к теме подделок? Прямо - на большей части подделок именно клейма , которые ставились на украшениях советского периода ().

Существует ещё много народных способов определить золото : на зуб, на волос, на вкус, на нюх и т.п. - не стоит относиться к ним всерьёз. Если и есть рациональное зерно в некоторых из них, то использовать это зерно, сможет только специалист, которому все эти способы и так ни к чему.

Откуда берутся подделки?

Мошенники могут рассчитаться подделкой за какие-либо оказанные услуги. Подделку могут оставить в качестве залога.
Пример: водителя такси останавливает прохожий, изрядно выпивший, и просит подвезти в отдаленную точку города. По прибытию выясняется, что у пассажира нет денег, и тот, дабы найти «выход» из сложившейся ситуации, пассажир предлагает купить у него его массивный перстень, опять же обещая выкупить его обратно. Мошенники рассчитывают, что жертва подумает так: 300-400 рублей деньги небольшие, в крайнем случае, если перстень окажется не золотым, будет не очень жаль. Как правило, такие изделия оказываются фальшивыми.
Ещё типичная ситуация: на улице, немного шатаясь, «личность, злоупотребляющая спиртным» - персонаж весьма узнаваемой наружности с изрядным перегаром предлагает купить у него золотые украшения . Без сомнений - и наружность, и походка, и всё остальное - элементы тщательно продуманного мошенничества.
Обычно рассказываются «правдивые» истории о происхождении этих украшений: «логичный» мотив низкой цены, например 500 рублей - "вынес последнее из дома", и сейчас продаёт даже обручальное кольцо . Дальше происходит «торговля», и осуществляется купля-продажа, на сумму 300-350 рублей, обточенного на токарном станке, кусочка латуни или бронзы...

«Трогательные рассказы» коммивояжера в подземном переходе о том, что "сегодня, наша ювелирная фирма устраивает льготную распродажу", так же должны вызвать подозрения!

Так откуда же берутся подделки золотых украшений? Оттуда же, откуда и мошенничества всех остальных мастей - от желания быстро обогатиться за чей бы то ни было счёт.
Следует помнить, что невозможно отличить золото от подделки, зная парочку «надёжных» способов .
Обычно, подделки делают из сплавов, цвет которых не отличается от стандартного золотого сплава . Даже опытный ювелир иногда не может определить золото без специального реактива . И даже реактив не может дать 100% гарантии, так как проверка реактивом говорит о том, что поверхность изделия действительно, например из золота , а вот, что там внутри...
Если раньше ювелир, полагаясь на свой опыт, мог определить подделку, видя, каким способом она изготовлена, то теперь мошенники стали применять те же технологии, которые применяются ювелирами при изготовлении тех или иных видов украшений, использовать новые сплавы.
Единственное, что продолжает «хромать» в подделках - это клейма пробы . Изначально, клейма изготавливались граверами вручную под микроскопом специальными инструментами - штихелями. Они имели несколько критериев, по которым специалист мог без труда различить их подлинность. Сейчас клейма изготавливаются на специальном высокотехнологичном оборудовании , без которого невозможно изготовить качественное пробирное клеймо . Поэтому среди подделок весьма трудно встретить изделия с приличным отпечатком клейма .

Откуда их везут?

Большая часть фальшивых ювелирных изделий ввозится в Россию контрабандным путём. Из Турции, Объединённых Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Израиля, Италии и некоторых других стран. Считается, что виноваты в этом челноки. Это не совсем так. Часть украшений изготавливается за границей (чаще всего в Турции и Китае) из нелегально добытого или ворованного, а затем нелегально вывезенного российского же золота . Поэтому поставки в Россию готовых ювелирных изделий являются звеном одной цепи и контролируются теми же теневиками, которые организуют нелегальную скупку и вывоз золота на переработку.

Бороться с контрабандой ювелирных изделий крайне сложно. Таможенники перехватывают контрабанду главным образом в аэропортах. Между тем, подавляющая часть контрабанды попадает в Россию по автомагистралям или железной дороге.

Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться в пользу «отечественных производителей». Девальвация рубля привела к тому, что часто выгоднее подделывать украшения в России, чем импортировать. Но покупателям от этого не легче.

Спору нет, пока купленное по случаю возле метро новое колечко у Вас на руке, никаких проблем нет. Но вот металл начал темнеть, и Вы решаете его почистить. Почистили - и вот на нем уже проступают предательские белые блики. Это сошла позолота и обнаружилось истинное содержимое колечка: медь, алюминий, а то и вовсе железо. Это уже не украшение. Ясно также, что если Вы решите заложить «драгоценность» в ломбард или продать, денег, которые были потрачены на её покупку, Вам, разумеется, уже не дадут. Так что, придётся смириться с тем, что деньги оказались попросту выброшенными на ветер.

Как их подделывают?

Не стоит долго возмущаться тем, что, дескать, на изделии стояла проба . Проба на украшении часто не соответствует его действительному составу, и это один из самых распространённых способов надувательства и обмана доверчивых покупателей.

Между тем соотношение золота и примесей в сплаве , из которого сделано украшение, определяет такие свойства изделия, как хрупкость и, следовательно, ремонтопригодность. К примеру, в России часто не берут в ремонт изделия из Турции: аккуратно спаять сломанную турецкую серьгу порой просто невозможно.

Существуют и «комбинированные» фальшивки: когда часть изделия представляет собой приличное золото , а часть - сомнительный сплав. На таких изделиях может стоять подлинное государственное клеймо - при поверхностном анализе в Пробирной палате такую подделку могут просто не заметить.

Или другой пример: в пробирную палату предъявлена для клеймения часть изделия - например, замок к цепочке. А сама цепь - сомнительного качества - присоединяется к замку позже. Из этого вовсе не обязательно следует, что нелегалы вступили в сговор с чиновниками. Ведь нет никаких инструкций о том, какое минимальное число звеньев должно быть в цепочке. К тому же, палата ставит клеймо не на каждом звене, а только на замке.

Есть и другая возможность проставить подлинное клеймо на «левое» изделие. После распада СССР, в бывших союзных республиках сохранились территориальные органы пробирного надзора со всем необходимым для клеймения оборудованием . Правда, эти клейма устаревшего советского образца : в России такими пользовались до 1994 года. Но, естественно, они до сих пор признаются подлинными, поскольку на рынке обращается масса изделий, заклеймённых ещё в те годы. Как утверждают специалисты: с недавних пор старые клейма союзных республик стали часто встречаться на откровенно «левой» продукции.

Впрочем, разные способы «разбавления» золота другими металлами покажутся вполне невинными на фоне откровенного мошенничества: нередко продаются украшения, в которых нет золота вовсе. А вместо него, например, сплав меди и цинка под названием «томпак» - на глаз его

Фальшивое золото, утверждают эксперты, сегодня можно встретить чуть ли не чаще, чем оригинальное. Даже если вас не привлекают россыпи дешевой ювелирки на турецких курортах, и вы не оборачиваетесь при виде желтых цепочек, которыми торгуют у метро, а приобретаете украшения только в магазинах с вывеской «Ювелирный», нет никакой гарантии, что у вас на пальце красуется сейчас настоящее золотое колечко.

Проба сегодня уже не является гарантией качества изделия. Даже если вы хорошо знакомы с системой российских и иностранных проб, в руках у вас может оказаться цепочка, где, например, золотыми будут всего 20% звеньев или один только замок. Все остальное - ювелирный желтый сплав: электрон, томпак, гольдин и т. д. или позолота.

Обман выходит наружу не сразу. Только когда нежно-персиковый верхний слой сотрется, на поверхности появится ярко-рыжая сущность украшения. Или когда звенья цепочки порвутся, в ремонтной мастерской вам откроют глаза на страшную правду.

По большей части контрабанда идет сегодня из Израиля, Италии, Армении, Китая, ОАЭ и Турции. В России, правда, подпольных цехов по производству псевдоювелирных украшений тоже немало. Транспортировать мелкую ювелирку из-за границы гораздо удобнее, чем переправлять слитки золота. Эта мелочь стоит дешево при производстве, но дорого при продаже. Для ее создания не нужно крупногабаритных помещений, сложных технологий и механизации процесса. Практически идеальный бизнес.

Проба на украшении, как было сказано выше, сегодня ничего не гарантирует, ведь с успехом подделывают и ее. Кроме того, в продаже можно встретить так называемые комбинированные подделки, когда часть украшения сделано из приличного золота, а другая часть - из сомнительного сплава. В ходе экспертизы в Пробирной палате подделку могут просто не заметить и поставить на украшение настоящее государственное клеймо.

Бывает и так, что на экспертизу отдают только часть украшения - золотой замок цепочки, например. На изделие ставится проба, после чего к нему припаивается часть из сплава. Еще такой вариант: из всей партии одинакового товара выбирается наугад одно украшение, и над ним работают эксперты. Убедившись, что украшение не поддельное, клейма ставятся и на весь остальной товар, среди которого может встретиться и подделка.

Минусы поддельных золотых украшений

Большинство ювелирных сплавов сегодня не содержат вредных для здоровья элементов - никеля или свинца. Но в некоторых случаях дешевые «драгоценности», покрытые позолотой, вполне могут вызвать аллергическую реакцию. Увидев на теле сыпь, покраснение или почувствовав другое недомогание, вам сразу и в голову может не прийти, что виной всему - «золотое» колечко, купленное по случаю в подземном переходе.

Другая неприятность, с которой вы можете столкнуться, став владельцем поддельного золотого украшения, - невозможность его отремонтировать. Дело в том, что соотношение в сплаве золота и примесей определяет такое свойство металла, как его хрупкость, а значит, и ремонтопригодность. Чтобы припаять, например, застежку к браслету, купленному в Турции, вам придется немало побегать по ремонтным мастерским. Ведь турецкие изделия мастера берут на починку весьма неохотно, поскольку по-человечески их спаять все равно не удастся.

Если вы рассматриваете золотые украшения как объект инвестиций, то приобретенная фальшивка окажется для вас выброшенными на ветер деньгами. Ведь сдать, например, в ломбард в случае необходимости вы ее уже не сможете. Точнее, вам предложат за нее такую цену, которая и близко не похожа на потраченную вами при покупке украшения сумму.

Где лучше покупать золото и как его проверить?

Безусловно, не стоит верить трогательным словам коммивояжера о том, что «у нашей ювелирной компании только сегодня эксклюзивная распродажа». Не стоит покупать дешевое золото в переходах, на рынках и даже в церкви. Приобретать драгоценности лучше в проверенных местах. Конечно, поездка на шоппинг в Париж, в ювелирные бутики «Булгари», «Шомэ» или «Шопар» доступна далеко не всем. Тогда лучше обратите внимание на те ювелирные магазины в своем городе, которые вы помните еще с доперестроечных времен.

Проверить золото при покупке довольно сложно. Даже опытный ювелир не всегда на глаз определит, натуральный желтый металл перед ним или сплав томпак (медь с цинком). Проверить можно, бросив кольцо на прилавок. Золото издает характерный хрустальный звон. Если у вас есть собственное украшение, которое, вы точно знаете, состоит из золота, можно бросить и его и сравнить получившийся звук.

Еще один способ - посмотреть на изнанку изделия. Настоящие ювелирные украшения выполнены очень аккуратно, камни закреплены тщательно.
Можно проверить качество изделия на специальном детекторе, однако, зафиксированы случаи, когда машины давали сбой, выдавая подделку за натуральное золото, а оригинал - за неизвестный сплав.

Надежнее всего изучить государственное клеймо с помощью лупы. Как правило, мошенники не связываются с подделкой клейма, поскольку это грозит уголовной ответственностью. Клеймо производителя, например, Tiffany или Cartier, - хороший признак. Также на клейме должен быть указан шифр территориальной инспекции пробирного надзора, где клеймили изделие.

Уважаемые коллеги!
Обращаем Ваше внимание на неоднократные случаи мошеннических действий в ломбардах разных районов г. Москвы и Подмосковья.
«Покупатель» наносит в ломбард предварительный визит. Осматривает витрину с выставленными невостребованными вещами и фиксирует (возможно фото) ярлычок на вещь, которую собирается подменить.
На данный момент подменяются тяжелые цепочки плетения «Бисмарк». В следующий визит он (или его сообщник) просит померить цепочку. В процессе «примерки» он незаметно скидывает цепочку за воротник и возвращает работнику ломбарда предварительно надетую на шею фальшивую цепочку со скопированным ярлычком, после чего быстро уходит. Паспорта, которые он передает работнику ломбарда при примерке по-видимому фальшивые. Один такой паспорт уже задержала в Бутово бдительная работница ломбарда. Однако буквально через день человек похожий на фото с паспорта интересовался цепочкой плетения «Бисмарк» в Лобне.
Меры предосторожности.
1. При примерке ювелирных изделий клиентом обязательно на время примерки берите паспорт.
2. До возвращения клиенту паспорта взвешивайте возвращенную вещь. При несовпадении массы задерживайте паспорт и попытайтесь вызвать полицию.
3. На оборотной стороне ярлычков ставьте малозаметную цветную метку, которая не видна при первом осмотре через стекло витрины.
Осторожно! Преступник молод и спортивно сложен.
Рекомендуем проверить массы выставленных для продажи цепочек плетения «Бисмарк» и при несовпадении проверить их на золотосодержание.