Что мы празднуем в лазареву субботу и как правильно провести этот день. Что за праздник - лазаревая суббота

Лазарева суббота. История праздника

Святой праведный Лазарь являлся жителем Вифании, братом Марфы и Марии. Христос часто посещал Лазаря и его сестер. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен ». На это Исус сказал: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией ». Христос сказал своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер ». Христос пошел в Вифанию. Марфа первая встретила Исуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе ». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой ». Вскоре пришла Мария и родственники, и пала она к ногам Исуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Видя их скорбь, Христос прослезился и спросил, где положили Лазаря. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Исус Христос велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон! ». Умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано белым платом. Многие из иудеев, удостоившись видеть сие чудо, уверовали во Исуса Христа, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его » (Ин. 11:53).

После Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею и перебрался на Кипр в 33 году н. э. (в 30 лет), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его епископом Китиона (Ларнака). На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. Согласно греческому преданию, Лазарь после своего воскресения прожил еще 30 лет и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипре.

Почитание святого праведного Лазаря

Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (ныне Ларнака) в мраморной раке, на которой была надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов ». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX - начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь.

Первая могила праведного Лазаря (где он бы воскрешен Спасителем) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам. Чуть далее расположены две церкви - православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть ее Эль-Азария.

Память святого Лазаря совершается в субботу шестой седмицы Великого поста и 30 октября (17 октября ст. ст.), в честь перенесения мощей. Прославлен во святых как праведный и считается епископом Китийским. Католическая церковь совершает память святого Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя.

Воскрешение Лазаря. Богослужение

Лазареву субботу называют также «малой Пасхой »: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Так, в пятницу на утрени перед чтением канона поется «Воскrніе хrт0во ви1дэвше», что соответственно чину воскресного богослужения; праздничный тропарь общий для двух праздников, для самой субботы и для последующего за ней Цветоносного воскресенья. Последние стихеры перед Великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихера «Преблагословена еси Богородице Дево ». С этого дня начинается богослужение по Триоди Цветной ,книги октай и минея опускаются до недели св. апостола Фомы.

Тропарь, глас 1

Џ бщее воскRсeніе прeже своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ воздви1же лaзарz хrтE б9е. тёмже и3 мы ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ, њсaнна въ вhшнихъ, блгcвeнъ грzдhи в0 и3мz гDне.

Кондак, глас 7

И $же всёхъ рaдость хrт0съ и4стина, свётъ и3 жив0тъ, и3 мjру возвaніе, сyщымъ на земли2 kви1сz. своeю бlгостію, бhвъ о4бразъ воскRсeніz. и3 всёмъ подаS б9eственое њставлeніе.

Канон празднику на павечернице составил прп. Андрей Критский , на утрени - прп. Феофан Песнописец .

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакобм и рельефах саркофагов.

Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.

В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка - атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.


Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря

В честь святого Лазаря освящена церковь в городе Ларнака (Кипр), построенная в IX веке над гробницей Лазаря. Она является одной из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С XIII по XVI век храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году церковь стала мечетью. В 1589 году турки продали ее православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь. Сейчас храм принадлежит Кипрской православной церкви.

В честь Воскрешения Лазаря освящен древнейший храм Москвы. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь была сооружена в 1393-1394 гг. по заказу княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского. Ранее на месте церкви существовал деревянный одноименный храм и находился при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали известные иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный с учениками. В 1479 году в связи с пожаром рухнула верхняя часть церковного здания, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514-1518 годах архитектор Алевиз Новый соорудил храм на уровне жилого яруса дворца новым объемом, в котором разместился главный престол в честь Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в виде подклета, в котором был устроен придел Лазаря. При царе Феодоре Алексеевиче в 1681-1684 гг. храм был перестроен в одноглавую церковь. Лазаревский придел был упразднен. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была устроена церковь Воскрешения Лазаря . В настоящее время храм не действует, доступ в него перекрыт.

В честь Воскрешения святого Лазаря была освящена церковь в Кижах. Этот древнейший памятник деревянного зодчества России, по преданию, был построен в XIV в. преподобным Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря (XIV в.), который расположен в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 г. церковь была перевезена на остров Кижи и отреставрирована. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.


Лазарева суббота. Народные традиции

В Лазареву субботу отрывают вербы затем, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Вечером в субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. В народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным и богатым на радости.

В Лазареву субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу и рыбный курник. В этот день молодые девицы собирались вместе и ходили по избам делать «лазари» - петь песни. В ответ хозяева дарили девушкам съедобные подарки. После окончания обряда певуньи делили дары поровну и счастливые расходились по домам.

Отметим, что в Лазареву субботу не принято устраивать больших пиршеств и веселий. Поскольку Лазарева суббота приходится на Великий пост, праздник отличается сдержанным весельем, без пиров и развлечений - это день смиренного и светлого ожидания. В честь праздника в этот день разрешается икра. У других славянских народов существуют свои традиции в этот день: болгары в Лазареву субботу исполняли весенний девичий обряд лазарования - девочки ходили по домам с пением лазарских песен, участниц одаривали подарками; греки в этот день пекут «лазаракиа» («лазарчики») - антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Душеполезное поучение в Лазареву субботу

Желая укрепить духовно Своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и небывалое доселе чудо, ибо ни Сам Он, ни прежде Него бывшие святые до этого дня никогда еще не воскрешали из мертвых тела людей, которые по времени начинали уже разлагаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как имевшего последовать в скором времени Воскресения Христова, так и всеобщего Воскресения для всех людей, которое явится при кончине мира. Свт. Иоанн Златоуст так раскрывает духовный смысл этого предивного и выше естественного события, ясно показывающего Божественное достоинство Спасителя:

Се светозарное предтече торжество, Христова Воскресения. Се провозсия память Лазарева, чудеса Христова проявляя. Образ сей четверодневнаго воскресения Лазарева, плоды носит тридневнаго Воскресения Христова. Сей Лазарь явился вторый предотеча во тме сидящим. Сей первый враг бысть адовы погибели. Днесь Христос чудес Своих всего мира исполни. Днесь Христос силу смерти разорь, четверодневнаго возставляет Лазаря, Свое прообразуя Воскресение («Златоуст», сл. 58-е).

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна с недоумением порицает иудейских начальников, так как они, ослепленные безумной завистью, ради бывшего чуда воскресения из мертвых окончательно уже решаются предать на смерть Христа Спасителя. Отмечает также и коварное их лукавство: чтобы оправдать себя, священники распускают в народе слухи о якобы готовившейся опасности от римлян, которые ради умножения чудес могли бы заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности. Решились они убить заодно и воскресшего Лазаря, чтобы загладить память о минувшем чуде, которое особенно досадно им было еще и потому, что случилось в преддверие великого праздника и служило таким образом к сугубой славе ненавистного им Сына Божьего. Узнав об этом, Лазарь вынужден был бежать и скрываться на Кипре. Как написано в Синаксаре Триоди Цветной, после пребывания во гробе он не мог вкушать уже обыкновенной пищи, «кроме услаждающаго» ; святительский же омофор имел он как дар Пречистой Богородицы: «омофор его, Пречистая Мати Божия Своима рукама сотворши, тому дарова».

Из всех четверых евангелистов только один Иоанн Богослов рассказывает о воскрешении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, св. Лазарь был еще жив. Св. ап. Иоанн точно раскрывает как Божественную, так и человеческую природу Господа, ибо мы видим Его не только самовластно приступающим законы природы, но и вопрошающим о месте погребения Лазаря и проливающим слезы сострадания.

Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек ().

Как известно, Св. Писание имеет также и иносказательный смысл, поэтому бл. Феофилакт дает нам еще одно толкование для пояснения чудесного события, как можем воспринимать его касательно себя самих:

Понимай, пожалуй, чудо это и в отношении к внутреннему человеку. Ум наш - друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, падает в грехе и умирает смертию духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаивается сожаления, ибо умерший - друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те - иудеев. Ибо Иуда значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира и не погребайся в житейских развлечениях и страстях, - и, таким образом, воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобою. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был он неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра ().

1. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
2. Там же
3. Там же

В этот день Иисус совершил одно из своих главных чудес, поэтому праздник крайне важен для всех верующих. Соблюдение обрядов и традиций 8 апреля принесет вам любовь и удачу.

Лазарева суббота в каждом году празднуется по-разному. Это зависит от дня Пасхи, когда все живое просыпается после длительных холодов. Перед Пасхой православные люди соблюдают пост. Длится он 40 дней - именно столько времени Иисус страдал в пустыни от искушения Дьяволом. День воспоминания Лазарева воскрешения отсчитывается от поста - это шестая суббота Великого воздержания.

В последние недели поста Церковь вспоминает деяния Сына Божьего, чудеса, сотворенные им при жизни, к котором и относится воскрешение Лазаря. В 2017 году шестая неделя поста приходится на 3-9 апреля, значит, праздновать Лазареву субботу мы будем 8 числа. Это торжество посвящено великому чуду, которое сотворил Иисус.

Спаситель считал Лазаря своим другом, и однажды до него дошла весть, что праведник смертельно заболел. Иисус отправился помочь страждущему, но за четыре дня до его приезда Лазарь скончался. Сын Божий отправился к погребальному месту, где покоился усопший, и просил отодвинуть огромный камень, закрывающий вход в пещеру. Сын Божий воззвал к праведнику, сказав: «Лазарь! Иди вон!», после чего из погребальной пещеры появился друг Христа, воскресший и живой.

Весть о чуде сразу облетела всю землю Израиля: Иисуса стали почитать сильнее любого царя, его путь люди устилали собственной одежной и ветвями пальмы, которые у нас заменяют вербой. Однако это событие вызвало не только радость, но и ненависть к Сыну Божьему. Многие священники пожелали смерти Иисусу и начали готовить заговор, чтобы осуществить свои злые планы.

Традиции и ритуалы в праздник Святого Лазаря

В наше время Церковь считает чудо, произошедшее с Лазарем, одним из важнейших действий, которое совершил Спаситель при жизни, чтобы показать людям силу Бога. Этот день символизирует спасение и обретение жизни после смерти праведных людей. Господу подвластна не только наша жизнь, но и смерть. Лазарева суббота вселяет в наши сердца надежду на будущее.

Празднество приходится на конец Великого поста, от многих продуктов стоит отказаться, поэтому к столу допускается только некоторая пища: рыбные блюда, икра, блины, гречка и вино. На следующий день отмечается Вербное воскресенье, поэтому в Лазареву субботу все освящают вербные ветки, символизирующие воскрешение: это дерево начинает цвести раньше остальных после долгих холодов. Есть поверье, что несильный удар этой веткой принесет здоровье и благополучие на весь следующий год.

Люди всех возрастов проводят ритуальные обряды, с помощью которых можно привлечь любовь и исполнить свои желания. Освященные ветки вербы должны лежать подле иконы: загадывая желание, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запив святой водой, думая о том, что вы хотите получить. Однако такой ритуал можно сделать только один раз, поэтому к выбору желания стоит подойти очень серьезно. Наибольшей силой верба обладает в полночь.

Что нельзя делать

Лазарева суббота - это особый день, в который нельзя выполнять тяжелую работу. Это является большим грехом.

Также нельзя употреблять спиртные напитки (исключение составляет лишь вино, которое допускается в небольших количествах).

Нельзя употреблять скоромное, топтать ногами крошки от пищи, которые упали на пол.

Что же касается досуга, категорически запрещено охотиться, праздновать торжество, в том числе свадьбу и дни рождения, заниматься сексом, петь и танцевать.

Домашнюю работу нужно перенести на другой день, так как запрещено заниматься рукоделием, работой в огороде, строительством, стирать, гладить, мыться и делать уборку. Ни в коем случае не деритесь, не ссорьтесь и не отказывайте людям в их просьбе.

Нарушение этих правил является тяжким грехом, искупить который очень сложно.

Великий праздник веры, который в 2017 году мы празднуем 8 апреля, напоминает нам о силе Господа и его возможностях. На Смертном Суде мы сможем получить право на вечную жизнь, если будем выполнять Божьи заповеди и жить праведной и светлой жизнью. В Лазареву субботу мы обретаем надежду на спасение.

Лазарева суббота - переходящий церковный праздник, тесно связанный с празднованием Светлой Пасхи. Этот день почитается среди православных христиан особо, ведь именно воскрешение Лазаря является символом воскрешения всех умерших.

Лазарева суббота в 2017 году

Этот праздник отмечают на шестой седмице Великого поста . В 2017 году пост начался 27 февраля, а дата его окончания — 15 апреля. Таким образом, празднование Лазаревой субботы пройдет 8 апреля , в шестую неделю (субботу) Великого поста.

Великое чудо, которое совершил Христос на пути шествия в Иерусалим — это воскрешение праведника. Он остановился на отдых в благочестивой семье, где убитые горем сестры поведали о смерти Лазаря. Иисус вместе со своими учениками не успел проведать брата Марии, женщины, которая омыла ноги Сына Божьего, и направился к его гробнице.

Там Христос помолился вместе с учениками и произнес каноническую фразу: «Лазарь! Иди вон!». По словам очевидцев, Лазарь встал со своего смертного одра, убрал камни, закрывающие вход в его усыпальню, и живой и невредимый встал пред очами пораженных учеников.

В связи с этим событием многие люди уверовали в истинную христианскую веру и силу Бога. Этот день стал еще одним поворотным этапом в христианской религии, означавшем, что все умершие воскреснут, если прожили праведную жизнь, и предстанут пред Богом.

В этот день также начиналась подготовка к Вербному воскресенью — православные христиане ломали веточки вербы и несли их в храмы и церкви на ночную службу. Дело в том, что в Иерусалиме Иисуса встречали с пальмовыми ветвями. В нашем климате их заменили на вербные ветви, которые являются еще и сигналом полного весеннего пробуждения и отступления суровой зимы и холодов.

Каждый в этот день может помолиться о здравии своих близких, попросить у Высших сил защиты для себя и всех живущих на земле. Очищение от грехов через молитвы помогает душам духовно развиваться и избавляться от любого зла.

Христианам в этот день разрешается послабление в посте, и они могут разнообразить свое меню рыбой и растительным маслом. По традиции, в субботу хозяйки пекли рыбные пироги, готовили кашу. Послабление включает в себя и небольшое количество красного вина.

В субботу церковь призывает всех христиан посвятить время размышлениям о скоротечности жизни, поразмыслить над своими поступками и помолиться во славу Господа. Этот праздник не предполагает шумных гуляний, поэтому время необходимо провести в кругу любящей семьи или близких по духу людей.

Молитвы, произнесенные в этот день, имеют особую силу. Особое внимание можно уделить молитвам о здравии, а также помолиться о душах усопших родственников , тем самым помогая им вознестись в Царствие Небесное и обрести покой. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

03.04.2017 06:10

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят...

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для...

Лазарева суббота

Описание праздника

Хри-сти-ан-ское бо-го-сло-вие рас-смат-ри-ва-ет это чу-до как зри-мый сим-вол вла-сти Хри-ста над жиз-нью и смер-тью, как уве-ре-ние уче-ни-ков в сво-ем Вос-кре-се-нии и бу-ду-щем вос-кре-ше-нии мерт-вых. По-это-му дан-но-му со-бы-тию по-свя-ще-на суб-бо-та ше-стой сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста (суб-бо-та Ла-за-ре-ва), пе-ред празд-ни-ком Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим (Верб-ным вос-кре-се-ньем). Ра-ди точ-но-сти сле-ду-ет за-ме-тить, что здесь бо-го-слу-жеб-ное вре-мя не сов-па-да-ет с ис-то-ри-че-ским: вос-кре-ше-ние Ла-за-ря про-изо-шло за ме-сяц или два до Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим (см. .)

Сам же «Ла-зарь Чет-ве-ро-днев-ный», или «друг Бо-жий», - это го-сте-при-им-ный жи-тель Вифа-нии (пред-ме-стья Иеру-са-ли-ма), брат Мар-фы и Ма-рии, в до-ме ко-то-ро-го оста-нав-ли-вал-ся Иисус Хри-стос ( ; ). Его вос-кре-ше-ние из мерт-вых на чет-вер-тый день (от-сю-да про-зва-ние), со-вер-шен-ное Хри-стом в фор-ме пуб-лич-но-го мес-си-ан-ско-го «зна-ме-ния», ста-ло для иудей-ских вла-стей, опа-сав-ших-ся ре-ли-ги-оз-ных вол-не-ний, по-след-ним ар-гу-мен-том в поль-зу немед-лен-ной над Ним рас-пра-вы ( ).

Со-глас-но цер-ков-но-му пре-да-нию, по-сле вос-кре-ше-ния Ла-зарь про-жил еще 30 лет и умер в сане епи-ско-па Ки-ти-о-на (о. Кипр). В кон-це IX в. его мо-щи пе-ре-нес-ли в Кон-стан-ти-но-поль. Па-мять - 17/30 ок-тяб-ря и в суб-бо-ту Ла-за-ре-ву.

Юрий Ру-бан

Литература

Кас-си-ан (Без-об-ра-зов), еп. // Путь. Па-риж, 1929. № 16; Ра-ин А. П. Вос-кре-се-ние Ла-за-ря // Стран-ник. 1904. № 3.

Проповедь митрополита Сурожского Антония. Воскрешение Лазаря.

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Лазарева суббота.

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Лазарева суббота.

Книги, статьи, стихи

Воскрешение Лазаря. Заговор первосвященников и фарисеев.

Иисус приближался к Иерусалиму и уже недалеко был от Вифании, селения на юго-восточном склоне горы Елеон, где жили Лазарь и сестры его, Мария и Марфа. Лазарь был болен, поэтому сестры его, услышав о приближении Иисуса, послали сказать Ему об этом, надеясь, конечно, что Он поспешит к ним и исцелит больного. Иисус любил всю семью Лазаря и при каждом путешествии Своем в Иерусалим заходил к нему, чтобы отдохнуть от шума всюду следовавшей за ним толпы...

В Библии это чудесное событие описывается в Евангелии от Иоанна. Христос искренне любил Лазаря и часто приходил в его дом. Но смерть не щадит даже самых лучших людей - Лазарь, будучи в расцвете сил, тяжело заболел и умер. По прошествии четырех дней Иисус узнал о смерти человека, которого он считал своим другом и пришел к гробовой пещере, где лежал покойный. «Отнимите камень» - промолвил Сын Божий. После того, как его требование было выполнено, Иисус поднял глаза к небу и обратился к Отцу своему небесному. После он громко сказал: «Лазаре! Гряди вон!».

Какого было удивление окружающих, когда из пещеры вышел сам Лазарь, все еще обвитый погребальными пеленами. Молва об этом чуде сразу же распространилась по всем окрестным землям. Именно воскрешение Лазаря Иисусом Христом стало причиной принятого окончательного и твердого решения фарисеев и первосвященников об убийстве Спасителя. Наряду с торжеством Жизни наступает сила тьмы, принесшая с собой последние дни жизни Христа. Неслучайно, узнав о болезни своего друга, Христос сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»...Воскресив своего друга Лазаря Иисус дал надежду каждому из нас на вечную что будет воскресение Его самого, а также воскресение всех мертвых. Неслучайно, узнав о болезни своего друга, Христос сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»...

Богослужение в Лазареву субботу особенное, с определенным порядком. В нем есть необыкновенный трепет в сочетании с проникновенностью и торжественностью, а в песнопениях ключевыми являются строки, указывающие на неслучайность события, воскрешение Лазаря, на то, как оно важно для всех истинно верующих и для Человечества, в целом. Проводят его с особым трепетом, проникновенно и торжественно, а главное песнопение содержит строки, указывающие на неслучайность воскрешения Лазаря и важное значение этого события для веры и верующих.

Сложно переоценить значение Лазаревой субботы, хоть праздник этот не так широко известен среди светских людей. Это истинный символ грядущего воскресения всех покойных, а также настоящее чудо, которое доказывает, что Жизнь всегда одерживает победу над смертью. Это ли не что иное, как доказательство любви Господней? Если заглянуть в церковный календарь , то можно увидеть, что Лазарева суббота напрямую связана с Вербным Воскресеньем , которое, в свою очередь, ознаменовано Входом Господним в Иерусалим, и оно отмечается православным миром на следующий день. Действительно, праздник, связанный с воскрешением Лазаря, православная Церковь вспоминает очень давно. Такие отцы Церкви, как святой Амфилохий, Иоанн Златоуст и прочие оставили потомкам поучения, которые были произнесены именно в Лазареву субботу, напоминая о том, что воскрешенный Лазарь смог уничтожить для живущих множество соблазнов.

Традиции Лазаревой субботы

Лазарева суббота является одним из дней, приходящихся на Великий Пост. Однако, показателен тот факт, что постящиеся могут дать себе некоторые послабления в рамках организации питания. Так как в Великий Пост запрещены все те блюда, в которых содержатся продукты животного происхождения, а также отмечено ограничение в приеме растительного масла и горячей пищи, то в Лазареву субботу, согласно церковному уставу, постящиеся могут себе позволить виноградное вино, икру и растительное масло. Если же заглянуть вглубь традиций, то на Руси радушные хозяйки в этот день готовили такие блюда, как каша, гречневые блины, а также рыбный пирог, который предполагалось вкусить на следующий день, поскольку в Вербное воскресение к списку разрешенных продуктов добавлялась также рыба.

Практически с каждым праздником связаны свои традиции, которые идут из глубины веков, и Лазарева суббота не стала исключением. В этот день принято ломать вербу, и уже вечером начнется ее освящение в преддверии Вербного воскресения. Интересен и другой обычай. Как только наступал вечер, люди хлестали друг друга веточками вербы, приговаривая при этом определенные слова « «Верба хлёст, бей до слез!» или «Бьем, чтобы ты был здоровым». У обряда есть свои обоснования: считалось, что он способен помочь в обретении человеком здоровья и достатка в доме.

Крайне важно отметить, что Лазарева суббота не годится для пышных гуляний и шумного веселья, так как при всех послаблениях – это по-прежнему день Великого поста , где в почете воздержание со смирением. Раньше в России на Лазареву субботу традиционно начинался так называемый вербный торг, который собирал много народу. До революции, произошедшей в 1917 году, торг разворачивался непосредственно в столице на Красной площади. Там торговали иконами, вербными веточками, а также пасхальными яйцами и игрушками с цветами. Еще в 1870-х годах торг перенесли на Смоленский рынок в связи с началом строительства Исторического музея.

Кстати, хочется отметить несколько слов о веточках вербы, о которых было уже сказано много раз. Считается, что срывать их следует с тех деревьев, что растут в непосредственной близости от водоемов. Кроме того, можно купить вербу у старушек, что торгуют ею возле церквей и храмов, поскольку они обычно всегда стремятся к выполнению праздничных традиций, и не станут срывать вербу в неположенных местах. Христиане особо обрабатывают вербу, поскольку ей, и воде, в которой она стоит, приписывают целебные силы. Обратите также внимание на то, как выглядит выбранная вами верба: если на ней красуется множество пушистых комочков, или желтые сережки, как их еще принято называть, то это отличный знак, предсказывающий обильный урожай в достатке. Еще одна историческая справка: ранее в этот день было принято сеять горох, и, тогда он обязательно хорошо рос. Еще одно доказательство победы Жизни!

В Лазареву субботу на протяжении веков молодые девушки собирались компаниями и пели звонкие песни, а людям было приятно слушать их стройные красивые голоса, поэтому в награду они от души давали какие-то продукты или деньги. Кстати, девушек называли «лазарки», и компании обычно состояли из трех человек. После окончания мероприятия девушки делят поровну все гостинцы и расходятся по домам к своим семьям. А еще на Лазареву субботу в свое время кипрские прихожане со священниками ставили театральные представления, которые символизировали чудесное воскресение, ставшее посланием всему Человечеству.

Богослужение в Лазареву субботу

В церковных канонах имеются особые правила, относящиеся к богослужению в Лазареву субботу. Накануне утром, в пятницу, поют пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевшее». В саму же субботу служат Литургию Иоанна Златоуста, плюс, поют гимн «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся», вместо Трисвятого. Сама Церковь и ее представители, как и ранее, убеждены, напоминая народу, что воскрешение Лазаря, великое чудо, совершалось для всего Человечества, дабы показать и грешникам, и истинно верующим, что воскрешение из мертвых возможно, и это повод думать о душе и ее предназначении.

Как провести Лазареву субботу?

Хоть это и праздник, рекомендуется его проводить не совсем в традиционном для празднества понимании. Лучше посвятить Лазареву субботу размышлениям о своей смерти, в также подготовиться к ней духовно по святому Франциску Сальскому, вспоминая чудо воскрешения Христом праведника Лазаря, который прожил после в здравии более 30 лет, проповедуя христианство. Прихожане идут в храм, прося Бога об исцелении себя или членов своей семьи. Считается, что в этот день все молитвы без исключения будут услышаны, и помощь верующим не заставит себя ждать, но именно тех, кто верит всем сердцем и молится искренне. Также немаловажно пребывать в хорошем расположении духа, следя за своими помыслами. Конечно, ни о какой работе в праздничный день речи быть не может.