Вольга и микула селянинович очень краткое. Значение микула селянинович в краткой биографической энциклопедии

Можно краткое содержание "Вольга и Микула" Краткое содержание для читательского дневника былины: "Вольга и Микула"

  1. Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит
    Вольге, что мужики в этих городах разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.
    Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придется взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает еще десяток молодцов, но и тем не удается выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.
    Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.

Микула Селянинович - один из самых любимых русских богатырей. И это неспроста: Микула олицетворяет весь русский крестьянский род.

Это богатырь-пахарь, которого вместе с семьёй очень любит Мать - Сыра Земля. С ней он тесно связан, ведь он её обрабатывает, а она его кормит.

Поэтому биться с Микулой и его родичами нельзя, они находятся под надёжной защитой сил природы.

Крестьянин-воин

По одной из центральных былин о нём, Микула встречается со Святогором - древнейшим богатырём, имеющим в своём облике неземные черты архаического характера. Святогор - фантастический богатырь, сила которого немеряна.

Чтобы в этом убедиться, Микула предлагает ему поднять с земли сумку. Однако Святогор не может этого сделать - как только он пытается поднять суму, он уходит ногами в землю. А сам Микула поднимает сумку одной рукой и говорит, что в ней заключена вся «тягость земная». Это может означать, что русский крестьянин способен одолеть даже природные стихии.

Похожий мотив прослеживается в былине о встрече Вольги и Микулы. Вольга - князь, владеющий тремя городами и многими деревнями. Когда герои встречаются, Микула жалуется Вольге на сборщиков податей, обирающих крестьян до нитки. Вольга наказывает сборщиков, а Микулу забирает к себе в дружину. Войско едет биться, и тут Микула вспоминает, что забыл вытащить из земли свою соху.


Микула Селянович и Вольга фото

Вольга несколько раз посылал своих могучих воинов туда, но они не могли вырвать соху. Тогда за сохой съездил сам Микула и легко выдернул её одной рукой. Микула Селянинович при всей своей связи со славянской мифологией - персонаж достаточно поздний. Его образ сформировался тогда, когда русское крестьянство уже сложилось как сословие и противопоставляло себя остальным социальным классам на Руси.

Противопоставление Вольги и Микулы - это противопоставление знатного князя, родственника Владимира, и простого мужика, причём первый оказывается посрамлён, а второй возвеличен.

Микула и святой Николай

Некоторые исследователи считают, что образ Микулы возник на основе самого популярного в русской культуре святого - Николая Чудотворца. Писатель П. И. Мельников-Печерский приводит в пример народные гулянья на «Николу Вешнего», то есть на весенний церковный праздник в честь святого Николая; на этом празднике народ почитает «оратая» Микулу Селяниновича, в честь которого даже варят брагу.

Скорее всего, древний прообраз Микулы имел какое-то иное имя, которое впоследствии сменилось на христианское. Некоторые учёные даже предполагают, что в имени Микулы сблизились имена Николая и Михаила. Подобное переименование древних божеств и героев - не редкость в русской и других культурах.

«Громовник» Перун почитался после крещения под именем Ильи Пророка; Сельскохозяйственных бог Велес «превратился» в святого Власия; У сербов древний богатырь Святогор «переродился» в Кралевича Марко - правителя, защитника христиан от османских завоевателей. Марко - реальный исторический деятель, однако в народном сознании его образ слился с мифологическими героями.

И Микулой Селяниновичем – один из трёх старших богатырей русских былин . Некоторые считают, что имя Вольга происходит от имени исторического князя Олега . Возможно, что блестящие победы Олега казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа этого князя, слывшего при жизни «вещим», т. е. чародеем, вырос сказочно-богатырский образ.

Вольга происхождения чудесного – сын княжны и Змея Горыныча . Вольга – сам князь, имеющий дружину , и в то же время волшебник-оборотень. Его «хитрость-мудрость» заключается в умении «оборачиваться» в разных зверей (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку).

Он – необыкновенно сильный богатырь. Когда Вольга родился,

Подрожала мать сыра-земля,
Сине-море всколебалося.

С раннего детства Вольга обучился разным «хитростям-мудростям». Научился он понимать звериный и птичий язык, научился сам оборачиваться (превращаться) в зверей, птиц и рыб;

Щукой-рыбой ходить в глубоких морях,
Птицей-соколом летать под облака,
Серым волком рыскать во чистых полях.

Благодаря этой способности оборачиваться и, когда нужно, оборачивать и свою дружину, Вольга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Вольга Святославич задумал «воевать турецкое царство». Оборотившись «малой пташкой», перелетел он «окиан-море», прилетел к двору султана турецкого и, сидя на окошке, подслушал разговор султана с женой о том, что собирается султан «воевать землю русскую». Но жена султана почувствовала, что «малая пташка», сидящая на подоконнике, не кто иной, как сам князь Вольга Святославич, и сказала об этом своему мужу.

Тогда птичка-Вольга вспорхнула и тут же оборотилась горностаем, который пробрался в те палаты, где хранилось все оружие турецкого войска. И начал тут Вольга-горностай надкусывать все тетивы турецких луков. Он их не перегрызал, а только надкусывал незаметно, для того, чтобы, когда турки натянут стрелой тетивы, готовясь стрелять, все их «тетивочки шелковые разом бы полопались».

Вольга и султанова жена. Мультфильм

Перелетев затем благополучно птичкой «окиан-море», Вольга собрал свою «дружинушку хоробрую», оборотил ее всю в щук и таким образом переплыл с дружиной «окиан-море». Подступила дружина – уже в человеческом образе – к граду турецкому, но оказалось, что окружен град крепкой несокрушимой стеной, а ворота «узорчатые» крепко-накрепко заперты.

Тогда Вольга опять прибег к волшебству. Оборотил он всю дружину свою в «муращиков» (муравьев), которые пролезли сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной оборотились вновь в сильную дружину и бросились на врагов. Схватили турки свои луки, стрелы, натянули «тетивочки шелковые», – все тетивочки разом полопались, – и завоевал Вольга все царство турецкое.

В одной былине Вольга, так же,

/ / / Сюжета и композиция былины «Вольга и Микула Селянинович»

Сказание «Вольга и Микула Селянинович» включено в новгородский цикл былин о Микуле Селяниновиче и относится к бытовым былинам. В этом сказании повествуется о знаменитом крестьянине-богатыре и труде народа. Былина «Вольга и Микула Святославович» традиционно начинается с зачина. Сказание приурочено знакомству двух главных героев - богатырей князю Вольге, который является сыном Святослава и оратаю Микуле Селянинович.

Центральным эпизодом былины является то, что вся дружина пытается выдернуть соху из земли, а Микула без какого-либо труда выбрасывает соху в куст.

Зачастую, чтобы ярче описать главного героя, народ приукрашал действительность, так воспели люди поступки Микулы с разбойниками, а также поднятие сохи одной рукой.

Главной особенностью древних сказаний является то что богатырь может зваться ласкательным именем – Микулушка Селянинович и. т. д.

Внимательно выслушав крестьянина, Вольга сделал вывод что оратай очень силен и может пригодится ему, когда придет время собирать налог с крестьян в городе и зовет его пополнить ряды дружинников. Только двинулись путники в дорогу, как пахарь вспоминает что забыл спрятать свою соху в ракитовый куст. Молодой князь посылает пятерых самых сильных вояк, но как оказалось они не смогли даже с места сдвинуть соху. Тогда Вольга посылает ещё десятерых молодцев, но и те оказались не в состоянии справится с заданием. В конечном итоге вся храбрая дружинушка попыталась сдвинуть с места соху и тогда подошел пахарь и одной рукой с легкостью выдернул соху из земли и бросил в ракитовый куст. Увидав такой богатырский подвиг князю захотелось узнать имя незнакомца. Пахарь представился Микулой Селининовичем.

Приехав к своим владениям, разбойники узнали силача, который их побил и пришли просить извинения у князя и у Микулы. Из всего увиденного и услышанного Вольга делает вывод что такого крестьянина будут здесь уважать и любить и делает предложение пахарю стать наместником князя чтобы собирать налоги с крестьян.

Вольга Святославович – богатырь, герой народных былин. Одна из былин рассказывает о его встрече с Микулой Селяниновичем. Вольга – необычный богатырь. Он понимает язык зверей и птиц. Это не простой человек, он сын змея и земной женщины Марфы.

Также Вольга умеет превращаться в различных животных. Вообще превращение в животных, или если предок является животным, согласно древним былинам являлось даром свыше волхву или великому охотнику. Ранее перед встречей Вольги с Микулой богатырь ходил в долгий поход на Индийское царство. Там его умение превращаться и превращать других в различных птиц и животных очень пригодилась. И вот продолжение рассказов об удалом храбреце Вольге – былина о том, как повстречался ему человек большой силы и ума.

Начинается былина с описания того, как Вольга Святославович собирает дружину, отбирает он в нее тридцать молодых и сильных мужчин. Он хочет отправиться в поход, чтобы узнать много нового и померяться силою. Впереди его ждет город, а с города нужно будет собрать дань. Собрав дружину кареглазых молодцев, они выезжают в чистое поле.

По пути вдалеке они слышат, как мужик пашет землю. При этом он свистит, скрипит его соха. Но дружина едет час, два, день, другой, слышат свист и скрип, как камушек о камушек чиркает, а пахаря все нет. И вот наконец-то они его увидели: крупный мужик пашет в поле. Все у мужика того было необычное: кобыла, шелковые гужи, соха из серебра, золота, каменьев булатных да из клена сделанная. Сам пахарь предстоит перед ними красивым статным кудрявым и хорошо одетым: сапоги из сафьяна зеленого, шапка пуховая и кафтан из черного бархата. Увидев войско, пахарь поинтересовался, куда они едут.

Вольга рассказал, что князь Владимир, его крестный батюшка, родной дядюшка, одарил его тремя городами, куда они и держат путь. Названия у городов такие: Ореховец, Крестьяновец и Курцовец. Тогда мужик предупредил Вольгу, что в городах тех живут бандиты и разбойники, и что нужно быть очень осторожным в общении с ними. Рассказал он дружине, как не так давно ездил в город за солью, купил он ее три мешка по сто пудов, да пришлось ему потом отбиваться, чтобы ноги унести и с солью не расстаться. Сказал, что положил в тот день он разбойников около тысячи человек.

Подумал тогда Вольга, что мужик может ему пригодиться, если в будущем собирать дань с городов, позвал он его с собой в город. Сели на коней и поехали. Через какое-то время вдруг вспомнил пахарь, что забыл соху бросить за ракитовый куст. Предположил, что бедный может и не возьмет, а богатый позарится и утащит. Послал тогда Вольга пять молодцов своих из дружины, но они не смогли даже выдернуть соху из земли, а крутили туда-сюда, такая она была тяжелая. Тогда Вольга послал еще десяток удальцов, но они ничем помочь не смогли, а также только помучались.

Пришлось вернуться всем, и пахарь, сидя на своей кобыле, вынул из земли свою соху одной только рукой, вытряхнул из мешков камни, бросил за куст и был таков. Кобыла у пахаря сильная, вперед коней поступает. Удивилась дружина силище мужика и силе его кобылы, спросил Вольга имя своего знакомого. Ответил пахарь, что зовут его Микула Селянинович. Сила Микулы поражает Вольгу Святославовича. Говорит он ему, что если бы была его кобыла конем, то дали бы за нее пятьсот рублей. Тогда ответил оротай ему, что купил кобылу жеребенком за пятьсот рублей, а если б она конем была, то цены бы ей просто не было.

Вновь садятся они на коней и едут в чисто поле. Вскоре подъезжают к большому городу Курцевцу, въезжают. Городские мужики смотрят на них с интересом, но вскоре узнают в Микуле того самого пахаря, что один одолел их совсем недавно. Тогда они начинают подходить к мужику, с уважением говорят с ним, извиняются. Другие люди ходят и поговаривают и рассуждают о том, как несколько дней назад Микула бил мужиков.

Увидел это Вольга Святославович, воскликнул от радости, что жалует все три города пахарю со всеми крестьянами в придачу, тому, кто его покорил своей силой и мудростью. Теперь у Микулы Селяниновича было три города, и дань теперь нужно было ему собирать.

После встречи с Микулой пахарем Вольга бросил княжение и стал заниматься чистым колдовством. Так поговаривали люди.

Былины – это древние сказания, передававшиеся из уст в уста, из поколения в поколения. Для легкой запоминаемости они писались в стиле тонического стиха и читались нараспев. Они рассказывают о многих героях народного эпоса, былины о Вольге Святославовиче насчитывают три сюжета. Первый – сказ о его рождении, второй – о большом походе на Турцию или Индию (существует два различных толкования), третий – о встрече его с Микулой Селяниновичем.

Некоторые историки отождествляют Вольгу с князем Олегом вещим. Считается, что у каждого былинного героя должен был быть прототип. Некоторые историки с этой версией не согласны и считают происхождение былинных персонажей мифологией.