Виды эмоций и чувств человека. Чем эмоции отличаются от ощущений

Каждый из нас прекрасно знает, что такое эмоции, ведь они возникают спонтанно и сопровождают нас с самого рождения. Но если поставить прямой вопрос о том, что же это такое, и попросить описать какую-то конкретную эмоцию, то обычно люди испытывают большие затруднения. Еще более сложно дело обстоит с чувствами. Их определение для большинства людей является почти непосильной задачей: невозможно подобрать нужные слова для описания и назвать причину их возникновения. Те ощущения и переживания, которые сопровождают чувства человека, почти не поддаются обычному описанию.

Швейцарский психолог Э. Клапаред в далеком 1928 году назвал эмоциональную сферу психики человека наиболее запутанной и сложной для изучения. Наиболее противоречивым вопросом в психологии всегда являлось определение и разделение понятия об эмоциях и чувствах. Разные точки зрения на происхождение и точное определение эмоциональных явлений породили в психологии много споров о том, чем отличаются чувства от эмоций и существует ли между этими понятиями тесная связь.

Эмоции и чувства являются тесно связанными частями сложной . Однако соотношение этих понятий в психологии до сих пор является открытым вопросом, на который существует много различных ответов. В целом, представления об этих понятиях можно условно разделить на четыре группы, исходя из научных взглядов разных психологов:

  • отождествление чувств и эмоций, одинаковое определение этих понятий;
  • определение чувств как вида эмоций, чувство – одно из многих эмоциональных явлений;
  • определение чувства как родового понятия, где эмоции являются формой переживания чувств;
  • разделение их как понятий, между которыми нет прямого соответствия.

Почувствуйте разницу

В современной психологии наиболее точное определение, которое «проливает свет» на сущность эмоциональной и чувственной сфер, дает возможность увидеть конкретные различия между ними, дал отечественный психолог А. Н. Леонтьев. Он утверждал, что эмоция носит ситуативный характер, а это значит, что она возникает как оценка конкретной ситуации либо своего поведения в этой ситуации. Чувство же являются стойким эмоциональным отношением к конкретному объекту. Чтобы вы могли лучше понять их определение, проанализируйте приведенные ниже цитаты из художественной литературы.

«В комнате с задёрнутыми шторами я ненавидел весну. Я ненавидел всё, что принесла мне весна, ненавидел тупую боль, которую она вызвала в моём теле. Я никогда и ничего так сильно не мог ненавидеть».

Х. Мураками «Норвежский лес»

«Она была очень хороша, и он знал, что любит её. Она не была прекрасна, как статуя или картина; она была прекрасна, как луг, овеваемый ветром. В ней билась жизнь, та самая жизнь, которая, случайно столкнув две клетки в лоне матери, создала её именно такой».

Э. М. Ремарк «Триумфальная арка»

Как вы уже наверняка поняли, в первом случае речь идет об эмоции: в конкретной ситуации человек ощутил ненависть, которая не «привязана» к конкретному человеку или предмету. Во втором случае человек объясняет глубину своего чувства – любовь к женщине. Исходя из каждой конкретной ситуации, одно и то же понятие может быть как эмоцией, так и чувством. Например, человек может испытывать страх в ситуации угрозы собственной жизни, но также страх может сопровождать человека по отношению к конкретному человеку или деятельности. В первом случае это эмоция, а во втором – устойчивое чувство.

Как они возникают?

Вы уже знаете, что такое чувства и как проявляются эмоции, проанализировали их определение. Но важным вопросом является их происхождение, процесс формирования. Эмоциональный отклик напрямую связан с удовлетворением наших потребностей и сохранением жизненных функций. Все они проявляются ситуативно и спонтанно, а многие присущи каждому человеку с рождения. Например, вы ощущаете чувство голода, желудок посылает в мозг сигнал. Но так сложилось, что вы не можете удовлетворить эту потребность прямо сейчас, поэтому возникает негативная эмоциональная реакция, вы ощущаете голод. Но когда вы покушаете, ваша негативная эмоциональная реакция исчезнет, а ей на смену придет другая.

Чувственные переживания носят совсем другой характер, их происхождение связано с жизненным опытом человека и влиянием окружающей действительности. Они возникают на основе уже сформированных понятий и выражаются с помощью эмоций. Например, для того, чтобы возникла любовь к Родине, нужно овладеть сутью самого этого понятия, а также знать те переживания, которые в целом связывают с этим понятием. Очевидно, что осмысление чувств связано с глубоким анализом и оценкой происходящего. В связи с этим их также часто называют высшими или вторичными эмоциями, что объясняется их формированием на основе более простых эмоциональных реакций.

Осознать эмоции довольно просто, человек почти всегда может объяснить, почему он испытывает конкретную эмоцию. Но если спросить, почему он любит кого-то, то в лучшем случае можно услышать лишь неточные и запутанные объяснения без конкретики. Чувства носят устойчивый характер, а некоторые из них даже могут сопровождать человека всю его жизнь. При этом эмоции, которые сопровождают это чувство, могут постоянно меняться. Например, мать любит своего ребенка, несмотря на его плохое поведение в некоторых ситуациях, когда она испытывает грусть, обиду, негодование и другие полярные эмоции. Этот пример ясно показывает, что не существует прямого соответствия между этими понятиями: каждая эмоция может выражать различные чувства, в свою очередь каждое чувство может проявляться различными эмоциями.

Как их распознать?

Эмоции распознать довольно просто, они выражаются в жестах, мимике, интонации и тоне голоса, а также в манере разговора. Чувства обычно проще выразить обычными фразами: «Я его люблю», «Я этого боюсь». Человек может осознанно не проявлять эмоционального отклика, скрывая, таким образом, от других людей свои чувства. Но далеко не каждый из нас умеет контролировать эмоции, которые находят свое проявление через невербальные «каналы» и стают заметны для окружающих.

В ходе социального развития человечества, невербальные проявления обобщились и могут комплексно выражать конкретные чувственные ощущения. Научившись распознавать невербальные сигналы в общении, каждый человек способен определять не только конкретные эмоции собеседника, а часто и сложные чувства. Но не следует забывать, что чувства у каждого человека могут выражаться с помощью различных эмоций, часто очень противоречивых.

Подведем итоги

Вы узнали много новой информации о сложном и противоречивом эмоциональном мире человека. Для того чтобы новые знания усвоились лучше, заняли свое место в вашем опыте и помогли развиваться дальше, сделаем конкретные выводы о главных различиях между эмоциональным миром и чувственным восприятием человека:

ЭМОЦИИ ЧУВСТВА
Проявляются в конкретной ситуации, отображая его отношение к ней, к своему поведению или к поведению других людей. Они не привязаны к конкретному человеку или объекту Возникают на основе более простых эмоций, поэтому часто их называют высшими.
Являются врожденными, проявляются как спонтанная реакция на раздражитель Формируются в процессе социализации и приобретения личного жизненного опыта
Причина возникновения эмоций осознается Происхождение чувства и его полноту вербально объяснить сложно
Довольно кратковременны, на смену одной быстро приходит другая Актуальные на протяжении длительного, часто неопределенного, периода времени
Одна и та же эмоция может иллюстрировать разные чувства, а они, в свою очередь, у каждого конкретного человека могут проявляться с помощью разных эмоций Не меняются в зависимости от контекста ситуации, а эмоции всегда привязаны к конкретным обстоятельствам

Эмоции представляют собой особого рода внутренние ощущения. Но ощущения, связанные с эмоциями и входящие в их состав, существенно отличаются от ощущений, которые человек получает в процессе восприятия окружающего мира. Попробуем разобраться, в чем состоит принципиальная разница между ощущениями и эмоциями. Ощущения, входя в состав образа какого-либо предмета или явления, существующего в действительности, отражают свойства данного предмета или явления, присущие или приписываемые нашим сознанием ему. Но в любом случае ощущения относятся к соответствующему предмету или явлению, расположенному, как правило, вне нас. Эмоции в отличие от этого характеризуют не объективно, вне нас существующие (или предполагаемые существующими) предметы и явления, а наши собственные физические или психологические состояния. Иными словами, ощущения всегда имеют вполне определенную, предметную отнесенность, а эмоции такой отнесенности не имеют. Правда, иногда возникает впечатление, что эмоции вызваны воздействием какого-либо специфического предмета, реально происшедшим событием, объективно случившимся явлением, однако в действительности эмоции все же характеризуют не данный предмет, не событие и не явление, а наше собственное состояние, возникающее при его восприятии в связи с нашими собственными потребностями и интересами. Ощущения же всегда представляют собой свойства воспринимаемого предмета, явления, события, а не наши состояния. Ощущения человека не имеют временных ограничений в том смысле слова, что они существуют до тех пор, пока человек воспринимает порождающий их предмет или явление. Их динамика не поддается каким-либо общим закономерностям, например они не могут возникать и исчезать периодически. Что касается эмоций, то они имеют временные, закономерные, периодические изменения. Ощущения, хотя они также в определенной степени зависят от состояния организма в фиксированный момент времени, в гораздо большей мере определяются тем, что и как человек воспринимает. Качество ощущений практически не зависит от актуальных потребностей и интересов человека, а качество эмоциональных переживаний непосредственно определяется ими. Ощущения характеризуют познавательные процессы человека, а эмоции - его индивидуальные, личностные особенности.

79) Основные свойства и функции эмоций.

Основные свойства эмоций

Основные свойства эмоций 1. Универсальность - независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. Так, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления (хорошая книга, кинофильм, собеседник, воспоминание и др.). 2. Динамичность эмоций проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания, чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность. 3. Суммация проявляется тем, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие человек испытывает не при первом, а при последующих воздействиях эмоциогенного фактора. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость, незаметность этого процесса, когда человек не отдает себе отчета в его причинах. 4. Адаптация выражается в притуплении, снижение остроты эмоциональных переживаний при длительном повторении одних и тех же впечатлений. 5. Пристрастность или субъективность выступает как личностное свойство эмоциональных проявлений. В зависимости от особенностей личности (вкусы, интересы, установки, опыт) и темперамента, от ситуации, в которой находятся люди, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции, например опасность у одних вызывает страх, а у других - приподнятое настроение. 6. Заразительность проявляется в том, что человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, которые с ним контактируют. Именно из-за этого возникают такие явления, как всеобщее веселье, паника. 7. Пластичность, подвижность эмоциональных переживаний наблюдается, когда одна и та же по модальности эмоция переживается с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая "острые ощущения". 8. Удержание в памяти эмоций связано с особым видом памяти - эмоциональной. 9. Иррадиация означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все последующие события, воспринимаемые человеком. Счастливому все кажется приятным и радостным, тогда как обозленного человека все раздражает. 10. Перенос является свойством, близким к иррадиации, когда чувства переносятся на другие объекты. Например, влюбленный человек испытывает выраженные эмоциональные переживания не только при виде любимого человека, но и при восприятии предметов, связанных с ним (письмо, записка, вещи т.д.). 11. Амбивалентность - двойственность эмоций, которая проявляется в том, что человек в связи с каким-либо объектом может одновременно испытывать и положительные и отрицательные эмоциональные переживания (любовь и ненависть). 12. Переключаемост ь означает, что объектом одной эмоции становится другая эмоция (человек испытывает стыд от своей радости, упивается своей грустью и т. п.).

В чем разница между эмоцией и чувством , дискуссия, которая рождается из двух терминов, которые часто путают друг с другом, как в повседневной речи людей, так и в научном языке, так как их определения, вызывают довольно путаницы, при различении между одним или другим.

Уже в 1991 году психолог Ри́чард Ла́зарус , предложил теорию, в которую включено понятие чувства в рамках эмоции.

В этой теории Лазарус считал двумя взаимосвязанными понятиями, чтобы эмоции охватывали в своем определении чувство. Таким образом, чувство является когнитивной или субъективной составляющей эмоций, субъективного опыта.

В этой статье я сначала объясню вам, что такое эмоция и, вкратце, различные первичные эмоции, которые существуют, а затем я продолжу объяснять концепцию чувства и различия существующие между ними.

Что такое чувства и эмоции

Определение и классификация эмоций

Эмоции — это эффекты, создаваемые многомерным процессом, который происходит на уровне:

  • Психофизиологические: изменения в физиологической активности.
  • Поведенческие: подготовка к действию или мобилизация поведения.
  • Когнитивный: анализ ситуаций и их субъективная интерпретация в функции личной истории личности.

Эмоциональные состояния являются результатом высвобождения гормонов и нейротрансмиттеров, которые затем превращают эти эмоции в чувства. Ответы на стимулы исходят как от врожденных механизмов мозга (это первичные эмоции), так и от поведенческих репертуаров, изучаемых во всей жизни человека (вторичные эмоции).

Наиболее важными нейротрансмиттерами, участвующими в формировании эмоций, являются: допамин, норадреналин, кортизол и окситоцин. Мозг отвечает за превращение гормонов и нейротрансмиттеров в чувства.

Важно быть предельно ясным, что эмоция никогда не бывает хороша или плоха как таковая. Все имеют эволюционное происхождение, поэтому это реакция организма на различные стимулы для выживания индивидуума.

Эмоция также проявляется повсеместно в невербальной коммуникации. Выражения лица универсальны и подтверждают эмоции, которые вы чувствуете в этот момент.

Функции эмоций

  • Адаптивная функция: подготовить человека к действию. Эта функция была впервые продемонстрирована Дарвином, который относился к эмоциям с функцией облегчения поведения, соответствующего каждой конкретной ситуации.
  • Социальные: сообщают о нашем состоянии духа.
  • Мотивация: способствовать мотивированному поведению.

Основные характеристики эмоций

Основные характеристики эмоций — это те, которые каждый человек когда-либо испытывал в жизни. Это:

  • Сюрприз : сюрприз — как адаптивная функция исследования. Это облегчает внимание, сосредотачивается на нем и способствует поисковому поведению и любопытству к новой ситуации. Кроме того, когнитивные процессы и ресурсы активируются в сторону неожиданной ситуации.
  • Отвращение : эта эмоция имеет адаптивную функцию отторжения. Благодаря этой эмоции ответы об избегании или избегании оказываются неприятными или потенциально вредными для нашего здоровья. Кроме того, улучшаются здоровые и гигиенические привычки.
  • Радость : её адаптивная функция — принадлежность. Эта эмоция заставляет нас увеличивать нашу способность к наслаждению, порождает позитивное отношение к себе и другим. На когнитивном уровне она также способствует процессам памяти и обучения.
  • Страх : функция адаптивной защиты. Эта эмоция помогает нам избегать ответов на опасные ситуации для нас. Он фокусируется прежде всего на опасном стимуле, что позволяет быстро реагировать. Наконец, он также мобилизует много энергии, которая позволит нам выполнять гораздо более быстрые и более интенсивные ответы о том, как мы будем делать это в ситуации, которая не создавала страха.
  • Гнев : Его адаптивная функция — это самозащита. Гнев увеличивает мобилизацию энергии, необходимой для реагирования на самооборону, на что-то опасное для нас. Уничтожение препятствий, которые порождают разочарование и препятствуют достижению наших целей или целей.
  • Печаль : эта эмоция имеет реинтеграцию адаптивной функции. С этой эмоцией, казалось бы, трудно представить себе преимущества этого. Однако эта эмоция помогает нам увеличить наше единство с другими людьми, особенно теми, кто находится в таком же эмоциональном состоянии, как и мы. В состоянии грусти наш обычный ритм общей активности уменьшается, позволяя уделять больше внимания другим аспектам жизни, которые в нормальном состоянии активности мы бы не переставали думать о них.

Это также помогает нам обращаться за помощью к другим людям. Это стимулирует появление эмпатии и альтруизма, как у человека, который чувствует эмоцию, так и у тех, кто получает спрос на помощь.

Определение чувства

Чувство — это субъективный опыт эмоций. Как упоминал Карлсон и Хэтфилд в 1992 году, чувство — оценка, момент за моментом, что субъект выполняет каждый раз, когда он или она сталкивается с ситуацией. То есть, это чувство было бы суммой инстинктивной и кратковременной эмоции вместе с мыслью о том, что мы получаем рациональную форму этой эмоции.

Прохождение рассуждений, сознания и его фильтров создает таким образом чувство. Кроме того, эта мысль может кормить или поддерживать чувство, делая его более долговечным.

Мысль, так же, как она обладает способностью питать каждое чувство, может приложить силу для управления этими чувствами и избежать накопления эмоций в случае, если она отрицательна.

Это процесс, который требует обучения, потому что управление чувствами, особенно для их прекращения, не является чем-то, что легко узнать, это то, что влечет за собой длительный процесс обучения.

Детство — это этап, который имеет большое значение для развития чувств.

В отношениях с родителями человек учит основам желания и знания, как вести себя социально. Если эмоциональные связи между родителями и детьми продвигаются положительно, на взрослой стадии эти дети прибудут с чувством безопасности сами по себе.

Семейные связи, созданные с самого раннего возраста, будут культивировать и генерировать личность, способную любить, уважать и гармонично сосуществовать на подростковом и взрослом этапах.

Когда мы не выражаем своих чувств или делаем это неадекватно, наши проблемы увеличиваются, они могут быть затронуты важным способом даже нашего здоровья.

Продолжительность чувств

Продолжительность чувств зависит от различных факторов, таких как когнитивные и физиологические. Он имеет свое физиологическое происхождение в неокортексе (рациональном мозге), расположенном в лобной части мозга.

Хотя чувства улучшают готовность действовать, они не являются поведением как таковым. То есть, человек может чувствовать себя сердитым или расстроенным и не иметь агрессивного поведения.

Некоторые примеры чувств — это любовь, ревность, страдание или боль. Как мы уже говорили, и вы можете представить эти примеры, действительно, чувства имеют довольно длительный период.

Развитие эмпатии позволяет людям понять чувства других людей.

В связи с разницей между чувствами и эмоциями португальский невролог Антонио Дамасио сделал определение о том, как человек переходит от эмоций к чувствам, в которых наиболее характерное различие обоих отражается достаточно четко:

Когда вы испытываете эмоции, например эмоции страха, есть стимул, который способен вызвать автоматическую реакцию. И эта реакция, конечно, начинается в мозге, но затем продолжает отражать себя в теле, либо в реальном теле, либо в нашей внутренней симуляции тела. И тогда у нас есть возможность проецировать эту конкретную реакцию с несколькими идеями, которые связаны с этими реакциями и с объектом, вызвавшим реакцию. Когда мы воспринимаем все, что есть, когда у нас есть чувство.

Эмоции действуют с самого начала жизни человека при рождении в качестве системы предупреждения. Таким образом, ребенок проявляет плач когда он голоден, хочет привязанности или требует другой заботы.

Уже во взрослой жизни эмоции начинают формироваться и улучшать мышление, обращая наше внимание на важные изменения.

Благодаря этой мысли, когда мы спрашиваем себя, как этот человек чувствует? Это позволяет нам иметь подход в реальном времени к ощущениям и характеристикам человека.

Кроме того, это может помочь нам продвинуть чувства к будущей ситуации, создав эмоциональную стадию разума и, таким образом, сможет более правильно определить наше поведение, предвосхищая чувства, возникающие в результате этих ситуаций.

Основные отличия

Вот некоторые из различий между эмоциями и чувствами:

  • Эмоции очень интенсивны, но в то же время очень короткие. Тот факт, что эмоция имеет короткий срок, не означает, что ваш эмоциональный опыт (то есть чувство) столь же кратоко. Чувство — это результат эмоций, субъективное эмоциональное настроение, как правило, длительное следствие эмоций. Последнее будет продолжаться до тех пор, пока наш сознательный ум займет время, чтобы подумать об этом.
  • Поэтому чувство — это разумный ответ, который мы даем каждой эмоции, субъективную интерпретацию, которую мы генерируем, прежде чем все эмоции имеют в качестве фундаментального фактора наши прошлые переживания. То есть, те же эмоции могут вызывать разные чувства в зависимости от каждого человека и субъективного значения.
  • Эмоции, как я уже объяснял выше, являются психофизиологическими реакциями, которые возникают перед различными стимулами. В то время как чувства — это осознанная реакция эмоций.
  • Еще одно существенное различие между эмоциями и чувствами состоит в том, что эмоции могут создаваться бессознательно, в то время как в ощущении всегда есть сознательный процесс. Это чувство может регулироваться нашими мыслями. Эмоции, которые не воспринимаются как чувства, остаются в бессознательном, хотя однако, они могут влиять на наше поведение.
  • Человек, который осознает чувство, имеет доступ к своему настроению, как я уже упоминал, увеличивать его, поддерживать или гасить. Это не происходит с эмоциями, которые бессознательны.
  • Чувство отличается от эмоций тем, что состоит из большего числа интеллектуальных и рациональных элементов. В чувстве уже есть какая-то разработка с намерением понять и понять, отражение.
  • Чувство может быть вызвано сложной смесью эмоций. То есть, вы можете почувствовать гнев и любовь к одному человеку за раз.

Понять эмоции и чувства

Чтобы попытаться понять наши эмоции и чувства, как положительные, так и отрицательные, очень полезно использовать наши мысли. Для этого эффективно выразить наши чувства, чтобы объяснить другому человеку, и который может быть поставлен на наше место наиболее устрашающе и объективно.

Если вы пытаетесь поговорить с кем-то о своих чувствах, желательно быть как можно более конкретным, как мы чувствуем себя в дополнение к степени этого чувства.

Кроме того, мы должны быть настолько конкретными, насколько это возможно при определении действия или события, которые заставляют нас чувствовать, что способ показать максимально возможную объективность, а не заставлять другого человека чувствовать, что его обвиняют напрямую.

В заключение я приведу пример процесса, посредством которого инстинктивная и кратковременная эмоция становится, через рассуждение, ощущением.

Это случай любви. Это может начаться с эмоций удивления и радости, что кто-то на какое-то время обращает на нас внимание.

Когда этот стимул гаснет, именно тогда наша лимбическая система сообщит об отсутствии стимула, и сознание поймет, что это уже не так. Это когда вы переходите на романтическую любовь, ощущение, которое длится дольше в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы научиться контролировать и управлять своей эмоционально-чувственной областью жизни, нам необходимо разобраться в разнице между эмоциями и чувствами. С точки зрения психологии, эмоции — это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.

А чувства — это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей. В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворённость или неудовлетворённость от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени. Это и есть первое различие между этими процессами: эмоции — мгновенные и краткосрочные, а чувства — постепенные (продолжительные) и долгосрочные.

Например, эмоция радости возникает при виде определённого человека, как вспышка. Этот человек стал запускающим механизмом данного эмоционального процесса, но эта вспышка кратковременна, так как мы не можем долго удержать состояние радости, не подпитывая его мыслительным процессом. Но если копнуть глубже, то можно прийти к выводу, что эмоции могут перейти в определённые чувства, что говорит о тесной их взаимосвязи. Давайте посмотрим на ту же эмоцию радости, о которой мы только что говорили. Мы определили раздражитель — человек, при виде которого возникает данная эмоция. Если при этом мы испытали радость, то это говорит о том, что по отношению к данному субъекту мы испытываем положительные чувства. Это может быть любовь, благодарность, интерес, уважение, добродушие и т.д. Все сугубо индивидуально. То есть, эти чувства берут начало с наших эмоций — мгновенных реакций, а уже с течением времени закрепляются в процессе мышления. Но иногда можно проследить и обратный процесс, когда из чувств возникают определённые эмоции. Например, при контакте с человеком, по отношению к которому мы испытываем чувство обиды, реакция на его поведение может проявиться в таких эмоциях, как злость, раздражение, агрессия, отвращение. Или же, при контакте с человеком, которого мы любим, мы будем испытывать эмоции интереса и радости. Это все говорит о том, что нельзя полностью отделить эмоции от чувств и поставить между ними рамки. Они проявляются в тесной взаимосвязи: эмоции переходят в чувства или выражают их. Это и есть второе различие.

Третьим различием между чувствами и эмоциями есть то, что первые — проявляются внутри, а вторые — снаружи. Например, эмоция страха, при виде предмета раздражения, проявляется на физиологическом уровне в застывшем от ужаса выражении лица, крике, нервных физических движениях тела и т.д., в то время, как чувство страха может присутствовать в подсознании человека все время (страх высоты, пауков), не имея внешне никаких проявлений до тех пор, пока раздражитель не появляется в физическом пространстве. Но это чувство есть — оно никуда не исчезает, хотя и может определённый период времени не давать о себе знать.

Таким образом, мы плавно подошли к четвёртому различию чувств и эмоций — бессознательное и сознательное проявление. Бессознательно или неосознанно имеют свойство проявляться эмоции, а чувства являют собой более осознанное (сознательное) проявление. Если, при виде паука, мы мгновенно и неосознанно испытываем эмоцию страха, то чувство страха у нас к данному раздражителю есть осознанное и закреплённое в сознании на протяжении длительного периода времени.

Все это говорит о том, что проявление наших эмоций и чувств, связано, непосредственно, с убеждениями, представлениями, верованиями и личностными оценками реальности — отражением нашего отношения к другим, к миру, к себе. Получается, если реальность соответствует нашим представлениям, то мы испытываем положительные эмоции, если не соответствует, то — отрицательные.

Пятое различие между эмоциями и чувствами заключается в том, что вызванные эмоции ведут к изменению настроения, а чувства — к изменению ощущения. Возьмём эмоцию задумчивости. Человек, на предмет раздражения проявил такую реакцию — застыл с задумчивым выражением лица. Раздражитель, неся в себе определённого рода информацию, привёл человека, к процессу размышления. Когда эта эмоциональная вспышка прошла, мы можем увидеть реакцию человека в его настроении — оно или стало хорошим, что проявилось в радостном эмоциональном состоянии, или пропало — в поникшем состоянии. Это, в свою очередь, вызвало чувства либо разочарования, либо понимания. Получается такая эмоционально-чувственная цепочка:

Эмоция задумчивости — процесс мышления — чувство разочарования (непринятия) или понимания (принятия).

Изменение настроения и ощущения очень субъективные и зависят от личностных оценок ситуативной реальности. Это все индивидуально, так как реакции на раздражитель у каждого разные.

Далее, шестым различием, можно выделить поведенческие реакции человека, которые вызывают эмоции и чувства. При испываннии эмоций, человек проявляет телесную (внешнюю) активность — задействованы мимика, жесты, черты. А при испытании чувств — доминирует внутренняя активность, которая проявляется в мозговой деятельности и душевном состоянии.

Из этого можно выделить и седьмое различие — эмоции являют собой реакцию, а чувства — состояние.

Эмоции берут начало в наших физиологических потребностях — поиск удовольствия, голод, жажда, сексуальное влечение и удовлетворение, избежание боли. Так как человек, кроме своих инстинктов имеет сознание, то реакция его будет иметь, как физиологический аспект, в удовлетворении своих потребностей, так и психологический — в зависимости от представлений о себе. Это ведёт к восьмому различию — эмоции проявление физиологическое, а чувства — психологическое.

Например, когда вам кто-то говорит, что вы некрасивы, то вы эмоционально реагируете на данные слова. Это происходит потому, что идёт личностная оценка вас. Ваша реакция будет вызвана, как реакция на физическое нападение, реальную угрозу вашему физическому существованию. А если вам скажут то же самое о постороннем человеке, то ваша реакция не будет эмоциональной, потому что это не задевает ваших чувств и личностных представлений, так как вы не проводите отождествление себя с данным человеком, о котором пойдёт речь.

Исходя из всего изложенного, можно прийти к выводу, что точное разграничение между чувствами и эмоциями сделать не так просто. Очень часто одна и та же эмоция может выражать разные чувства и наоборот — одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Но, тем не менее можно проследить интенсивность, продолжительность, модальность, силу, глубину, пространственно-временное смещение, то есть отличительные характеристики эмоционально-чувственной сферы жизнедеятельности человека.

Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки. Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью. Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.

Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.

В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.

Эмоции и потребности

Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.

Эмоции тесно связаны с . Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.

  • Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
  • Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.

Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.

Психофизиология эмоциональных состояний

Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.

  • Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
  • А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.

Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.

Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее. Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения. Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:

  • в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
  • кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
  • чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
  • рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.

Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения. Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева. А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться даже в самых критических ситуациях.

Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия. Их систематическое переживание может привести к развитию , в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений. То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.

Виды эмоций

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом. Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения. Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.

У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.

Чувства

Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя. Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:

  • предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
  • моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
  • интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
  • эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.

Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.

Аффект и стресс

Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.

Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.

Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями. Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта. В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.

После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.

Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.

Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.

Функции эмоций

Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.

  • Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
  • Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
  • Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
  • Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
  • Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.

Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.

Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.