Дмитрий Шаховской: «Служим России одиннадцать веков. Шаховской, князь иван леонтьевич

1 марта 2012 10:00

Князь Иван Шаховской пришел на службу в Смольный
На минувшем заседании Совета по сохранению культурного наследия глава КГИОП представил двух новых назначенцев, пришедших в охранное ведомство после его перевода под непосредственный контроль губернатора: своего четвертого по счету зама Вячеслава Лунева и заместителя директора подведомственной комитету «Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» Ивана Шаховского.
О Вячеславе Луневе, призванном применить свои навыки в сфере коммерческой безопасности для наведения порядка в специфически выстроенной Верой Дементьевой системе, «Новая» рассказывала подробнее в № 4 («Строительный блок треснул»).
Родившемуся во Франции 43-летнему князю Ивану Дмитриевичу Шаховскому, окончившему факультет иностранных языков и цивилизаций парижского университета, предстоит заниматься совершенно непрофильным делом: «Дирекция заказчика» осуществляет технический надзор за производством ремонтно-реставрационных работ на памятниках, выполняемых за счет бюджетных средств. Средства немаленькие. Из единственного отчета, представленного на сайте городского правительства, следует, что в 2009 году на охранные мероприятия, ремонт и реставрацию памятников было выделено 1 524 735,2 тыс. рублей.
Родословная Шаховских восходит к Рюрику, князю Новгородскому. Иван Дмитриевич - прапраправнук героя войны 1812 года генерала от инфантерии Ивана Леонтьевича Шаховского (похоронен в Петербурге, в некрополе Новодевичьего монастыря) и внучатый племянник архиепископа Сан-Францисского и Западноамериканского Дмитрия Алексеевича Шаховского, чьи проповеди достигали Советского Союза на волнах «Голоса Америки».
Отец новоиспеченного чиновника - профессор университета Верхней Бретани в г. Ренн, доктор историко-филологических наук, генеалог и издатель многотомника «Российское общество и дворянство», мать - дочь известного педагога Московской консерватории и училища им. Гнесиных Александра Егорова.
Окончив университет, Иван Шаховской год отслужил рядовым во французской армии (был водителем), после чего приехал в Москву. Как рассказывал он сам в одном из интервью, в Первопрестольной сначала «работал на французскую фирму, потом в одном русском банке». Жил под Москвой, в деревне Тютьково подле Звенигорода.
Еще в январе прошлого года в студии радио «Голос России» его представляли как главу кооперативного хозяйства «Мурава» (зарегистрирован в 2009 г. - Шаховской район Подмосковья, село Белая Колпь).
В 2007 году принял участие в работе XI Всемирного Русского народного собора. Свое выступление посвятил духовной миссии России, провозгласив: «Сегодня нет ни одной европейской страны, которая бы строила храмы. А Россия возводит, и в этом мне видится ее духовное возрождение, чего нет на Западе. /…/ Мы ищем Бога, а это очень сильно отличает нас от остального европейского мира».
В том же году на проходившей в Берлине встрече российских соотечественников с Борисом Грызловым князь Шаховской особо отметил, что «богатство России - это не только нефть и газ, Россия могла бы стать опорой Европы по возрождению христианских ценностей».
Тремя годами позже принял участие в конференции «Единой России» на тему «Современная политика и новый политический класс России». Выступил с докладом «Православные основы российского консерватизма» - вполне в духе «Манифеста просвещенного консерватизма» Никиты Михалкова. На тот момент князь Шаховской трудился главным редактором иностранного перевода Дирекции президентских программ возглавляемого Михалковым Российского фонда культуры.
Речь Ивана Дмитриевича отличалось особой проникновенностью и восторженностью:
«Консерватизм - очень серьезная база для развития России в православном ключе, потому что в этой идеологии нет экстремизма и национализма, а есть, наоборот, любовь и целостность, важнейшие ценности, на которых как раз и зиждется православная вера. В этой связи важны и прозвучавшие сегодня заявления «Я православный», и тот факт, что российский президент Дмитрий Анатольевич Медведев считает самым главным событием своей парижской поездки преклонение перед терновым венцом. Услышать такие слова от какого-либо другого правителя просто невозможно. И наш центр - Кремль. Это духовный центр России. Монастырь. Место, где соединились Правительство с Церковью. И недавнее торжественное открытие надвратных икон Кремля сыграло намного большую роль, чем может показаться. Ни в одной другой стране в Европе духовный центр не является одновременно и центром правительства. Исключая Ватикан, конечно, но это своеобразное государство».

Татьяна Лиханова
Фото телерадиоцентра «Орфей»

Член Государственного Совета, генерал от инфантерии; родился в 1776 г. и еще в детстве, в 1786 г., записан в службу в л.-гв. Измайловский полк, затем был переведен в л.-гв. Семеновский и 18 лет от роду переведен капитаном в Херсонский гренадерский полк. В 1794 г. участвовал в польской войне, находился в делах при Крутицах, Брест-Литовске, местечке Кобылке и при штурме Праги, за каковой и награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В 1803 г. назначен командиром л.-гв. Егерского полка, а в следующем произведен в генерал-майоры. В 1809 г. назначен шефом 20-го Егерского полка. В Отечественную войну обратил на себя внимание в делах под Витебском, под Красным и в Бородинском бою, за что и был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й ст. В кампании 1813 г. принимал участие в сражениях: при Калише, где за выдающееся мужество и распорядительность награжден орденом св. Георгия 3-й ст., при Люцене, Бауцене, Пирне, Кульме и Лейпциге; за отличие в этом последнем произведен в генерал-лейтенанты. Во время похода 1814 года в пределах Франции, участвовал в сражениях при Бар-сюр-Об, Троа, Фершампенуазе и при взятии Парижа, за что получил орден св. Александра Невского. В 1817 г. назначен начальником 2-й гренадерской дивизии, а в 1823 г. получил в командование гренадерский корпус и на этом посту обратил особенное внимание на Новгородские военные поселение и способствовал их благоустройству. В 1826 г. был произведен в генералы от инфантерии. В 1831 году со своим корпусом принял деятельное участие в подавлении польского мятежа; участвовал в сражениях при Белоленке, Грохове, Остроленке и при штурме Варшавы и везде своим примером и беззаветной храбростью способствовал успеху нашего оружия; за эту кампанию получил орден св. Георгия 2-й степени, а за преследование неприятеля до прусской границы - Владимира 1-й степени. В октябре того же года был назначен шефом Екатеринославского полка; в 1836 г. - председателем генерал-аудиториата, в 1839 г. - членом Государственного Совета. В 1843 г. награжден орденом св. Андрея Первозванного за долговременную, ревностную и полезную службу. В 1856 г. начальствовал ополчением Петербургской губ. Умер в 1860 году 20-го марта в С.-Петербурге. "Подвигами общественной деятельности - говорит о кн. И. Л. автор биографической заметки в "Месяцеслове", он приобрел себе право занять место на страницах истории славной для отечества эпохи, а подвигами любящей души своей снискал всеобщее уважение. Любовь связывала его с молодым поколением, которому он вполне сочувствовал во всем, что есть в нем благородного и доброго, и с любознательностью следил до самых последних минут своей жизни за историческим ходом всего современного".

"Русский Инвалид", 1860 г., № 66; "Месяцеслов" на 1861 г., стр. 118-119; Леер, "Энциклопедия военных и морских наук", т. VIII, СПб., 1896 г., стр. 330; Ф. Смит, "История польского восстания и войны 1830-1831 гг.", перев. капит. Квитницкого, СПб., 1864 г., в 3-х томах; "Словарь" Ларусса, XIV, 335; "Справочный энциклопедический словарь" К. Крайя, XII, 222―223.

Н. Тычино.

{Половцов}

Шаховской, князь Иван Леонтьевич

генерал от инфантерии, председатель генерал-аудиториата, в 1839 г. член Госуд. совета, в 1848 г. председатель Департамента военных дел; р. 1776 г., † 20 марта 1860 г.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Недавно известный эмигрант, философ Никита Струве в одном из интервью заявил, что отрицательно относится к проекту строительства в Париже русского православного комплекса. Он выразил мнение, что Русская церковь зависима от государства, а эмиграция стремится быть независимой “от постсоветской России”. По словам Н.Струве, идею такой обособленности разделяют очень многие представители эмиграции, “но есть и небольшая группа, человек десять, которая хочет объединения с Москвой”.

О том, как на самом деле относятся представители русской эмиграции к современной России, Русской церкви и возвращению в ее лоно находящихся во Франции русских храмов, Елене Малер-Матьязовой специально для “Интерфакс-Религия” рассказал князь Иван Шаховской – представитель одного из древнейших русских княжеских родов, внучатый племянник архиепископа Сан-Францисского Иоанна. И.Шаховской родился в Париже, а в сознательном возрасте переехал жить в Россию.

– Что тут можно сказать? Конечно, в свое время Никита Алексеевич сделал многое для сохранения русской культуры – достаточно вспомнить деятельность возглавляемого им издательства “YMCA-press”, Вестник РСХД (Русского студенческого христианского движения) или книгу “Христиане в СССР”. Но то, что он начал говорить и писать о современной России, выглядит совсем неадекватно: в принципе, он всегда высказывался против Московской патриархии, но, судя по его последнему выступлению, потерял чувство здравого смысла и логики.

– По словам Никиты Струве, его взгляды разделяет абсолютное большинство представителей русской эмиграции, а приверженцами противоположной позиции являются десяток человек, мало сведущих в церковных делах. Насколько это соответствует реальности?

– На самом деле, совершенно не соответствует. Сейчас люди, выступающие за воссоединение с Московским патриархатом – члены приходов, любой из которых уже насчитывает больше десяти человек. А если бы их действительно был десяток, никто с ними и не спорил бы, их бы попросту не замечали. То же касается и его упрека в том, что все они – титулованные, да еще и малосведущие в церковных делах. Это далеко не так. Очень похоже на какое-то презрение к представителям дворянства, вполне соответствующее его политическим либеральным взглядам. Понимаете, Струве имеет в виду очень хорошо мне известных людей, среди которых и профессора Свято-Сергиевского богословского института, и специалисты по богословию и церковной истории, и священнослужители – каким же образом они могут хуже него разбираться в церковных делах? Видимо, мало сведущими он просто называет тех, кто не разделяет его взгляды.

– С чем же связана такая настороженность по отношению к современной России определенной части русской эмиграции? Читая их высказывания о “постсоветской России”, “постсоветской Церкви” и неискоренимой “советской ментальности”, складывается впечатление, что они все еще существуют во времена СССР и продолжают бороться с ним в лице России.

– Причины этой настороженности действительно связаны с критичным отношением к Советскому Союзу, которое со временем стало для них “традиционным” и, как мы видим, сохранилось до сих пор. Но это относится только к части русской эмиграции, потому что даже к советской России такое отношение было не у всех. Так, были эмигранты первого поколения, которые вынужденно и с большой болью покинули страну и, несмотря на враждебный режим, при первой же возможности были готовы в нее вернуться. А особенно отношение к России потеплело во время войны: ряд эмигрантов были на стороне Советского Союза, свидетельством чего является то, что сразу после войны некоторые из них вернулись обратно даже в те тяжелейшие условия – потому, что не могли не разделить участь своей страны.

Я думаю, что если бы изменения в России произошли на двадцать, тридцать лет раньше, то еще были бы живы родители тех, кто сегодня выступает против воссоединения с Москвой. Вот тогда их реакции были бы совершенно другими. А наблюдаемая нами критичность появилась у поколения, выросшего уже в эмигрантской среде – в общем-то, не знающего Россию и не чувствующего с ней органическую связь. И если в 1940-50-х годах они еще считали себя русскими, то сегодня большинство из них уже называют себя французами, при этом являющимися носителями русской культуры и помнящими русские традиции.

– Насколько мне известно, как сам процесс эмиграции из России, так и переход русских приходов под юрисдикцию Константинополя являлись исключительно вынужденными и временными событиями, в связи с чем в 2003 году вышло известное послание патриарха Алексия II к “приходам русского церковного рассеяния” с призывом вернуться в лоно Московского патриархата.

– Получилось так, что в XX веке, в результате происходящих в это время событий, эмигрантская Церковь как бы разделилась на три русла.

Вкратце напомню: существовали приходы образовавшейся после революции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Часть приходов по решению митрополита Евлогия перешла в юрисдикцию Константинополя и, кстати, после войны, до кончины митрополита Евлогия, на короткое время вернулась под омофор Москвы. Наряду с этим продолжали существовать и зарубежные приходы Московского патриархата: таким приходом с момента его основания в 1931 году было Трехсвятительское подворье в Париже, основанное как главный храм Западного экзархата Московского патриархата. Кроме того, можно упомянуть Свято-Троицкую церковь в Ванве, настоятелем которой, кстати, был архимандрит Сергий (Шевич) – родной дядя Никиты Алексеевича Струве. С моей точки зрения, не вникая в канонические подробности, на тот момент все три линии были вполне здравыми.

Но, конечно, это внутрицерковное разделение воспринималось как временное и вынужденное. И послание Святейшего патриарха Алексия II было сделано не как призыв, а как ответ тем зарубежным приходам, которые к тому моменту потянулись к воссоединению. И это был не результат какого-то давления, а действительно их личный выбор.

А в 2007 году, как все мы помним, произошло очень важное историческое событие – воссоединение с Московским патриархатом приходов РПЦЗ, после которого можно говорить о том, что большинство русских зарубежных приходов из всего их числа преодолели этот вынужденный раскол и стали частью единой Русской церкви. В оппозиции же остались приходы, часть прихожан которых сохранила русский язык, но утеряла надежду на русское возрождение. А в основном это люди нерусского происхождения, которые лишь недавно и по разным, иногда чисто мирским, причинам приняли православие или были искусственно к ним приписаны, чтобы обеспечить большинство голосов на собраниях.

– Почему такой протест вызывает, казалось бы, естественный процесс возвращения русских храмов – в частности, Свято-Никольского собора в Ницце? Ведь некогда именно русская эмиграция ратовала за освобождение России от “советского ига”, а когда это произошло, ее часть отказалась обновленную Россию принять?

– В России началось духовное возрождение. И, на мой взгляд, единственная нормальная реакция для русского верующего человека – не только это возрождение поддерживать, но и постараться примкнуть к нему и принять в нем участие. Вот что было бы абсолютно логично. Получается, что реакция, выраженная Струве, прямо противоположная: он считает самым главным во что бы то ни стало сохранить независимость от современной России. И связана она с тем, что со временем в ряде зарубежных приходов устоялась своя жизнь, образовался определенный круг людей, сформировалась своя атмосфера. Некоторые из этих приходов – например, храм Александра Невского в Париже – начали все больше напоминать места собраний, клубы по интересам, куда люди приходят пообщаться друг с другом. Это их сложившийся мирок, к которому они привыкли и который очень не хотели бы менять. И поэтому воссоединение с Московской патриархией воспринимается ими как какое-то потустороннее вмешательство.

– Иван Дмитриевич, как человек, живущий в нашей стране, считаете ли Вы, что современная Россия находится в каком-то невероятном духовном кризисе, о чем постоянно говорят некоторые представители русской эмиграции?

– Мне не очень понятно, о каком духовном кризисе России можно говорить. В XX веке Россия была страной, в которой на протяжении десятилетий велась настоящая духовная борьба, священнослужители и миряне которой были готовы умирать – и умирали – за веру. Русская церковь, оказавшись в гонимом состоянии, была вынуждена вести борьбу, и эта борьба ее духовно закалила и сделала более сильной. Ведь это и есть исполнение тех пророчеств, о которых писали святые Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский: о страшных гонениях, которые будет невозможно избежать, но у которого будет смысл – возродить в России утраченную духовность. И мы видим начало этого духовного возрождения.

А вот самый реальный духовный кризис можно наблюдать как раз на Западе – например, в той же Франции, где христианство постепенно вымирает, где храмы стоят пустыми и за ненадобностью либо сдаются, либо разрушаются. Вот где можно видеть настоящую духовную нищету. В связи с этим мне вспомнилось, как после визита в Париж президент Дмитрий Медведев в интервью прессе отметил, что самым большим его впечатлением было то, что он смог поклониться Терновому венцу Спасителя в Нотр-Даме. Я думаю, сегодня мы бы не смогли услышать такого ни от одного западного президента.

Елена Малер-Матьязова

This slideshow requires JavaScript.

В музее-заповеднике «Бежин луг» (с. Тургенево Чернского района) состоялось 4-е заседание межрегиональной общественной организации «Тургеневское общество» совместно с региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Тульской области, которое возглавляет министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина.
В мероприятии приняли участие министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина, заместитель министра – директор департамента культуры Ирина Иванова, председатель межрегионального тургеневского общества Ирина Тишина, исполнительный директор ассоциации музейных работников России Евгений Сурин, заместитель генерального директора Объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина, главный редактор Тульского краеведческого альманаха, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н.Толстого Елена Симонова, председатель Тульского краеведческого общества Тамара Георгиевская, настоятель Свято-Введенского храма с. Тургенево — иерей Ярослав Фатеев, руководитель аппарата районной администрации Николай Грибачев, глава администрации МО Тургеневское Александр Банько, заведующий филиалом музея-заповедника И.С. Тургенева «Бежин луг» в с. Тургенево Владимир Зайцев, учителя Тургеневской средней школы Галина Ермакова и Ирина Шумилина.
Заседание было посвящено князю Ивану Леонтьевичу Шаховскому, генералу от инфантерии, герою Отечественной войны 1812 года, и его потомкам. В мероприятии принял участие князь Иван Шаховской, сын одного из ярчайших деятелей Русского зарубежья князя Дмитрия Михайловича Шаховского (Париж), профессора, историка Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, Ирина Тишина отметила, что род князей Шаховских подарил государству Российскому целую галерею прославленных лиц, среди которых более 10 причислено к лику святых. Будучи в изгнании, Шаховские сделали большой вклад в сохранение русской культуры. Князь Дмитрий Шаховской сыграл и продолжает играть большую роль в соединении двух церквей – Российской православной и зарубежной.
Достойный представитель своего рода князь Иван Дмитриевич Шаховской познакомил присутствующих с родословной, семейными преданиями, представил малоизвестные прижизненные фото своего знаменитого предка Ивана Леонтьевича Шаховского, отметил его военные подвиги. Подчеркнул, что современники, особенно в свете последних событий, должны знать историю своей страны, своего народа. Ведь нам есть, кем гордиться…
Тамара Георгиевская продолжила тему патриотизма и любви к Родине, напомнив о книге Алексея Николаевича Шаховского «Что нужно знать каждому в России», которая не теряет своей актуальности больше века и должна быть в каждой семье, поскольку знать свои корни обязательно нужно, независимо от происхождения.
Владимир Зайцев представил сообщение о роде Шаховских, Скуратовых, поделился малоизвестными историями жизни этих людей.
Отец Ярослав подчеркнул, что князья Шаховские более тысячи лет служат России, они многократно доказали любовь к Родине благими делами. Это следует помнить всем. Пока мы помним, ценим своих предков, мы живы.
Татьяна Рыбкина отметила, что культурное и историческое наследие чернского края является важным звеном в развитии туристического потенциала региона в целом. Татьяна Вячеславовна трепетно относится к музейному делу и отметила, что у нас создана уникальная модель – сохранение музеев в регионе.
Подводя итоги встречи, Ирина Тишина, подчеркнула, что состоявшееся заседание – это долгожданное и уникальное событие, которое объединило знатоков и ценителей истории страны, истории небольших сел – Тургенево и Большое Скуратово и прославленных героев старины. Она рассказала о подготовке к 200-летнему юбилею великого писателя земляка Ивана Тургенева, к которому ведется большая работа. В планах подготовки много интересного. Один из проектов – создание общеевропейского тургеневского общества, которое объединит маршрут писателя: Баден-Баден – Бужеваль – Москва – Орел – Тургенево.
После заседания члены обществ приняли участие в церемонии открытия мемориальной доски в память о Иване Леонтьевиче Шаховском, владевшем с 1828 года имением Большое Скуратово, а также в панихиде по князю, которая прошла в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Большое Скуратово.
Панихиду отслужил отец Ярослав, он освятил памятную доску. Пусть это событие останется патриотическим подъемом духа, посвященном памяти предков.
Открывая торжественный митинг, гостей и участников мероприятия от имени правительства Тульской области приветствовала министр культуры и туризма Татьяна Рыбкина. Татьяна Вячеславовна поблагодарила всех тех, кто не безразличен к истории родной земли:
— Как руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества в Тульской области, я отмечу, насколько важно и нужно то, что мы делаем для формирования современной истории – собираем по крупинкам историческую информацию. Мы открываем имена тех предков, которые прославили эту землю. Выразила благодарность представителям тульского машиностроительного завода за изготовление памятной доски.
Иван Дмитриевич Шаховской не скрывал гордости за своего предка:
– Важно иметь своих героев, когда теряются ориентиры. Важно гордиться прошлым, благодаря этому наша молодежь будет знать свои корни, свою историю.
Николай Грибачев отметил, что для Чернского района это значимое событие. В заключение митинга председатель межрегионального тургеневского общества Ирина Тишина призналась в любви к ратной тульской земле и пожелала всем добра и мира.

Елена АЗАРОВА

Глава комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Александр Макаров назначил своим заместителем Ивана Шаховского, который до этого работал начальником управления популяризации и информационно-аналитического обеспечения охраны памятников. Об этом во вторник, 8 октября, сообщает "Фонтанка.ру".

Новый зампред КГИОП Иван Шаховской родился во Франции в семье русских эмигрантов, принадлежащих к знаменитому княжескому роду Шаховских. В Россию он приехал после окончания учебы в университете и службы во французской армии.

В Смольный Шаховской пришел в начале прошлого года на должность замдиректора Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры, подведомственной КГИОП.

В должности зампреда комитета князь Иван Шаховской будет, в том числе, курировать взаимоотношения с ЮНЕСКО.

Шаховские - русский княжеский род, происходящий от Рюрика в XVII колене. Родоначальник его - Константин Глебович, князь Ярославский, по прозвищу Шах, бывший воеводой в Нижнем Новгороде (1482). Многие из Шаховских назывались еще Шемякиными, по имени князя Александра Андреевича Шемяки, но с XVII века все без исключения стали называться Шаховскими.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что из потомков Константина Глебовича более известны: князь Мирон Михайлович, письменный голова в Тобольске, начальник неудачной экспедиции, снаряженной на реку Тару для построения при ее устье острожка и обложения инородцев ясаком, воевода каргопольский, псковский, костромской и нижегородский (умер в иночестве в 1632 г.); Григорий Петрович, любимец первого самозванца, воевода путивльский; Иван Федорович Большой, воевода рыльский и томский, участник войны с поляками (1634), судья владимирского судного приказа. Семен Иванович, по прозванию Харя, енисейский воевода, писатель (см. соотв. статью). Юрий Иванович, известный своей победой в 1612 г. над целой польской армией под Погорелым Городищем. Михаил Никитич, стольник, воевода орловский и тарский (1653-63). Михаил Семенович, судья в московском и владимирском судных приказах. Алексей Иванович (умер в 1752 г.), сенатор, генерал-аншеф и правитель Малороссии; его братья, Михаил Иванович, сенатор, и Григорий Иванович, белгородский губернатор; Иван Леонтьевич (1777-1860), генерал от инфантерии, член государственного совета, отличившийся во время военных действий в 1812-14 гг. и при усмирении польского мятежа 1830-31 г.; Николай Леонтьевич (умер в 1836 г.), сенатор; Александр Александрович, драматический писатель; Алексей Иванович (умер в 1900 г.), генерал от инфантерии, один из кавказских героев.

В Википедии так описывается герб рода Шаховских: Щит разделен на четыре части. В первой и третьей - герб великого княжения Киевского: в голубом поле ангел в серебротканой одежде держит в правой руке обнаженный серебряный меч, а в левой - золотой щит. Во второй и четвертой частях помещен герб княжения Смоленского: в серебряном поле, на зеленой траве, обращенная влево черная пушка на золотом лафете, а на пушке - райская птица. Посредине герба малый щиток с гербом княжения Ярославского: в золотом поле черный медведь, влево обращенный, стоит на задних лапах и держит на плече золотую секиру. Герб расположен на горностаевом поле развернутой княжеской мантии и увенчан российскою княжескою шапкой.

Тем временем, эксперт по этикету и представитель Ассоциации членов семьи Романовых подчеркивает, что обращение "ваша светлость" или "ваше сиятельство", принятое в высших кругах ранее, в современных реалиях стерлось, и так обращаться к новому зампреду КГИОП - глупость. "Мы живем в эпоху постмодернизма, современный этикет отличается отсутствием сословности. Даже к членам семьи Романовых мы обращаемся по имени и отчеству", - пояснил он, добавив, что даже на балу в Париже далеко не все обращаются друг другу по статусу. Те же, кто так поступает, делают это, не скрывая иронии. "Сейчас даже лорды при общении скрывают свое положение, стараются не акцентировать на нем внимание. Желание во всем показать свой высокий статус – это остатки советизма, не более того", - уверен эксперт.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter