В чеченской станице открылся первый православный комплекс. ​В Чеченской республике появился новый православный храм

26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно – Православие в Чечне?

Специальный корреспондент Валерий Богатов ПРАВМИРа побывал в столице и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий – настоятель единственного православного храма в Грозном – Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.

Не ожидал увидеть того, что я увидел

В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником. Конечно же, когда я ехал сюда – то не ожидал увидеть того, что я увидел…

Я въезжал в город поздно вечером. Было достаточно темно и я подумал, что может быть это и не Грозный? Может быть, это в совершенно другое место меня везут?

При всем внешнем благолепии – очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, – катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!

Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны . Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.

Бывает, иду по улице, и ко мне подходит человек: «А можно у вас спросить…». Подходит мусульманин и интересуется христианством. Я, конечно же, ему с радостью отвечаю. Бывает, что приходят в храм чеченцы и спрашивают: «А вот у вас есть Праздник Обрезания Господня, а что он значит? Есть ли в этом некая связь с тем, что у нас есть ритуал такой?»

Как я могу оставить свою паству?

Наш храм, храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время, представьте себе, состоял из пяти человек!

Накануне войны, некоторые священники начали уезжать. Во время первой кампании остался только священник – отец Анатолий Чистоусов, который был похищен и умерщвлён в застенках дудаевскими боевиками. Он проявил послушание абсолютное, даже до смерти. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться.

Он знал, куда едет, был военным человеком, преподавал в свое время в ставропольском Высшем Военно-Инженерном Училище Связи. И он поехал.

Его остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Его машину остановили и ограбили, забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать.

Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», - сказал он.

Возвращение к пастве стало Голгофой. Он скончался мученически.

Остались матушка и двое детей. Мы с ними сейчас поддерживаем отношения. А отец Анатолий не оставил нас своим молитвенным покровом.

Наш храм пострадал во время первой войны, во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений.

А в 2004–2006 году началось восстановление храма - его начали возводить на старом фундаменте. В 2006 году храм был открыт, К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет. Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.

Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс.

Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.

По вам будут судить обо всем христианстве

Я своим прихожанам говорю: “По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову”.

Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону.

Радостно, что появляются и молодые люди. Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение – Владикавказское Духовное Училище.

Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?

Стали появляться дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку.

Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.

Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»

Предки современных чеченцев – христиане?

В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально.

На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.

А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином;. Принимали ислам в большом количестве – XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль, сыграла именно та война.

Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными – Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Некоторые вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.

От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно».

С чего начался конфликт?

Началось все, наверное, с того, когда представители начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.

Конечно же, . Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.

Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.

Но повторюсь – в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.

Город фонтанов

Нынешний Грозный – великолепный город.

Город фонтанов. Надеемся, что и на территории и нашего храма появится в ближайшее время хотя бы один фонтан. В этом году на территории нашего храма был высажен сад. Мы надеемся, что это доброе начало послужит к дальнейшему озеленению нашего города, который превратится в такой фруктовый рай.

В городе идет активное жилищное строительство. Правда, цены высокие, даже люди, имеющие средний достаток, не могут себе позволить приобрести жилье.

Наш дом – город Грозный

Упорядоченной программы, которая бы позволяла русскоязычному населению возвращаться нет. Насколько я знаком с ситуацией, нет материальной базы для этого. Люди, которые возвращаются – они приехали, посмотрели, работы здесь и так нет.

Примерно половина местного населения не работает. Они и рады были бы заниматься какой-то трудовой деятельностью, но нет рабочих мест.

Некоторые из тех, кто проходит здесь воинскую службу, готовы были бы здесь остаться, безусловно, при условии, если бы была какая-то программа, которая помогла бы им решить проблемы с жильем, оно же восстанавливается.

Пасхальная радость

Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они пришли на кладбище, на места, где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.

Радостно было то, что Сайпутдин (Сайпутдин Гутчигов – руководитель общественной организации «Наш дом – город Грозный» – прим. В. Б.) очень помог – он – мусульманин и знал, что на у христиан не принято ходить на кладбище.

Накануне Пасхи его с его помощью организовали несколько поездок на кладбище, чтобы привести могилы в должный вид, а Радоницу уже посетить убранные могилы родных. Он сам помогал находить могилы их родных и близких, потому что кладбища города Грозного занимают громадные пространства.

Кладбища превратились в лес. Усилиями местной администрации, усилиями мэрии там вырубаются деревья, что бы люди могли хотя бы войти на кладбища, но, конечно же, этих усилий недостаточно.

В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.

Недавно в новостях прошло сообщение о массовом крещении в Чечне. Очень странно звучит… Кому же там массово креститься, каким массам? Оказалось, крестили 35 человек в Наурском районе. Единственный в Грозном православный храм Михаила Архангела пережил второе рождение. Появится ли новое поколение прихожан, или же храм умрет вместе с последними?

Храм Михаила Архангела, сентябрь 2011. Фото Ларисы Васильцун

Сейчас Чеченская республика превратилась практически в мононациональную российскую территорию. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, чеченцы составляют 93,5 процента населения, русские — всего лишь 3,7 процента. А ведь еще совсем недавно, особенно по историческим меркам, в 1989 году, численность русских в тогдашней Чечено-Ингушской АССР составляла 24,8 процента или же 269 130 человек. А в советские годы, по переписи 1970 года, и вовсе русских насчитывалось 366 959.

Почти все русское население было изгнано в результате этнических чисток 1991-1994 годов и последовавшей за ними Первой чеченской войны. Если учесть, что основная масса русских была жителями столицы, то понятно, что Грозный был городом многонациональным и многоконфессиональным. Да и практически все православные жители республики были сосредоточены в Грозном да еще в ряде станиц Наурского, Сунженского и Шелковского районов.

В XIX — начале XX веков территория Чечни входила в состав области Терского казачьего войска. В этот период здесь и были возведены многочисленные православные храмы в городе Грозном и казачьих станицах. В послевоенные годы на территории Чечено-Ингушской АССР действовали практически только два из них — в Грозном (Михаило-Архангельский храм) и в станице Орджоникидзевской (Сунженский район) — Покровская церковь (Ныне это территория Ингушетии).

Храм Михаила Архангела в Грозном основан в 1892 терскими казаками. Он был почти полностью разрушен во время первой и второй чеченских войн: в январе 1995 года рухнул купол, а в ходе второй кампании церковь уничтожили авианалеты. Три ее настоятеля в 1996-1999 годах были похищены — двое убиты, один освобожден в результате спецоперации. Тем не менее, даже во время боев, в подвале храма не прекращались богослужения.

Весь центр Грозного был разрушен. Нынешняя столица Чечни стала другим городом, практически заново отстроенным. Все восхищаются красотой и богатством новых улиц и площадей. Но он стал для нас, жителей того, довоенного Грозного, увы, чужим. Это другой город, с другими жителями. Мама одноклассницы моего сына, чеченка по национальности, с горечью рассказывала, как, приехав в Грозный на лето к родным, заблудилась в родных местах, там, где прожила большую часть своей жизни — все новое и другое.

Отстроили заново и единственный в Грозном православный храм Михаила Архангела, разбомбленный во время чеченской войны. И в советские годы этот храм был единственным в городе, но тогда всегда был забит прихожанами, коих было ох как много! А уж в праздники в церковь было просто не протолкнуться. И на тогдашней улице Ленина (ныне Кадырова) стояла очередь жаждущих освятить куличи или же причаститься и исповедаться.

Мое первое посещение храма состоялось во младенчестве — меня, нескольких месяцев от роду, принесли креститься туда мама и бабушка. Последний же раз я побывала в храме 19 августа 1991 года. Был Яблочный Спас. Тогда, тем ранним утром, идя в церковь на праздник, я еще не подозревала, что этот день впоследствии будет ассоциироваться с совсем другими событиями — августовским путчем. А для нас, грозненцев, это означало начало конца нашей прежней мирной и счастливой жизни.

Тогда на волне свержения прежней власти Джохар Дудаев и его ОКЧН (Общенациональный конгресс чеченского народа) свергли главу обкома КПСС Завгаева… У меня на носу былпоследнийпятый курс университета, кстати, наш первый корпус ЧИГУ (Чечено-Ингушский госуниверситет имени Толстого) находился совсем недалеко от церкви.

Храм Михаила Архангела, советское время

Но начался учебный год со страшных и трагических событий. После заседания ректората неизвестными был похищен ректор университет Виктор Абрамович Кан-Калик. Проректор Абдул-Хамид Бислиев, пытавшийся встать на защиту коллеги, был убит на месте. Тело Виктора Абрамовича, подвергнутого пыткам, было обнаружено в начале марта 1993 года.

Каждый поход на занятия по сути являлся стрессом для нас, особенно девочек, коих было на филологическом факультете, подавляющее большинство. Приходилось выбирать — по какому пути сегодня идти — через площадь, что напротив обкома — где ходят бородатые боевики с автоматами, или же через площадь напротив банка — где торгуют оружием и собираются на митинг оппозиционные Дудаеву силы. А каждый вечер и ночь — слышны раскаты орудий, стрельба, дудаевцы захватывали российские воинские части, расквартированные в городе. Но это так… невольное отступление…

Итак, 23 апреля 2006 года в светлый праздник Пасхи храм был вновь открыт для богослужений. 26 апреля 2009 года архиепископ Ставропольский Феофан освятил отреставрированный храм. Вторая православная церковь Чеченской республики находится в станице Ищерской Наурского района. Храм "Всех скорбящих Радостей" построили более полувека назад, за это время здание обветшало, и в прошлом году его также реконструировали. Строят церковь Рождества Христова и на месте разрушенного в 1937 году храма в станице Наурской. Работы планируют завершить к концу нынешнего года.

Отрадно слышать, что храмы восстанавливаются, но без прихожан — этот дом Бога остается пустым и мертвым. Мне удалось связаться с нынешним настоятелем храма Михаила Архангела отцом Григорием . То, что я услышала, оставило горький осадок. Вот что он сказал о том, сколько же реально прихожан сейчас в грозненской церкви:

— Я же не считаю, плюс минус 20-25. Бывает 10 придет — откуда ветер подует, бывает вообще никого в храме нет.

— Это постоянные жители или же военнослужащие, находящиеся в Чечне по контракту?

— Приходят и военнослужащие. Не важно, какие обязанности выполняет человек, но православным то остается. Но в большинстве своем — это те, кто проживает здесь.

— Это в основном пожилые люди?

— В основном пожилые, практически все — пенсионеры. Те, кто доживает тут своей век, не хочет покидать родной город.

— Прошло сообщение, что в Наурском районе состоялось массовое крещение. Кого крестили?

— Всех желающих. Были и дети, и старики. Наурский район большой. В нем, может быть, осталось около тысячи русских, в основном в станице Наурской.

— А нет такого, чтобы кто-то из русских возвращался назад, в Чечню?

— Сейчас практически никто не возвращается. Я, может быть, таких случаев, один-два слышал. Упорядоченного процесса возвращения нет, потому что этим вопросом никто не занимается.

— Правильно ли я поняла тенденцию, что со смертью прихожан нынешних новым появляться будет неоткуда?

— Разве что вы приедете…

Что ж, я надеюсь когда-нибудь вновь ступить на территорию храма, в котором крестилась, и вновь увидеть город, в котором родилась, который до сих пор снится, но… теперь только как гостья, увы…

ГРОЗНЫЙ, 22 сен - РИА Новости. Первый в Чечне православный комплекс с воскресной школой торжественно открыли в субботу в казачьей станице Шелковская, на северо-востоке республики, передает корреспондент РИА Новости.

В церемонии участвовали полпред президента России в СКФО Александр Матовников, министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, глава Чечни Рамзан Кадыров.

Двадцатиметровый храм на берегу озера возвели на месте, где в 1937 году по приказу большевиков была разрушена церковь имени Святой Варвары. Теперь это целый комплекс на площади три тысячи квадратных метров, где помимо церкви есть воскресная школа, трапезная, дом для настоятеля церкви, гостиница для приезжих, рассказал помощник главы Чечни Даниил Мартынов, курировавший стройку.

Справедливость восторжествовала

Православные жители, пришедшие на открытие храма, не сдерживают слез радости. Для участия в празднике съехались жители разных городов России, в основном бывшие станичники. Нарядные дети, мамы с цветами и воздушными шарами, казаки, военные, священники. Все с нетерпением стоят во дворе храма, ждут приезда высоких гостей. Молодежь делает селфи на фоне церкви. Здания из красного кирпича, в тон — брусчатка, сверкающие купола, колокола, вызывает у людей волнение.

"Мы просто летаем, вы не представляете какое это для нас счастье! Был приспособленный молельный дом в станице Червленная, куда приезжал батюшка то из Наура, то из Грозного, а теперь у нас такой храм со своим батюшкой. Мы столько молились Варваре Великомученице, и вот, наконец, она нам помогла", - сказала РИА "Новости" местная жительница Любовь Бадина. По ее словам, специально на это событие приехала ее сестра из Крыма с детьми, съехались также все бывшие одноклассники из Москвы, Твери, Краснодара.

"Самое главное, у нас будет теперь воскресная школа, мы детей будем сюда водить, да я и сама буду ходить", — добавляет Бадина. По ее словам, храм еще предстоит освятить, и станичники с нетерпением ждут, 17 декабря, когда в день Святой Варвары состоится первая церковная служба.

Учительница местной школы Людмила Вахиндин пришла на праздник с семьей — детьми и внуками.

"Пришли всей семьей. Волнуюсь. Это такое событие, мы так долго ждали этого, теперь будет нам куда прийти и в праздники, и в горе", — заметила она.

Полпред президента Александр Матовников, выступая на открытии храма, напомнил об "исторической справедливости", восторжествовавшей после возведения церкви.

"80 лет назад на этом месте стоял храм, который снесли большевики. Сегодня историческая справедливость восторжествовала, и здесь появился новый храм. Мы благодарны главе Чечни Рамзану Кадырову и жителям за настойчивость и терпение", — сказал Матовников. Он уверен, что на этом месте "будет божья благодать".

"Мы видим, что на берегу красивого озера находится православный центр, а на противоположном берегу — мечеть. Это говорит о том, что на территории Чечни царит взаимоуважение между представителями разных конфессий и религий", — подчеркнул полпред.

Призыв Кадырова

Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал православную молодежь активнее участвовать в жизни республики.

"Я призываю всех, и христианскую молодежь, чтобы активнее участвовали во всех процессах в республике, чтоб вовлекали ребят в спорт, культуру, образование. Если мы будем помогать подрастающему поколению, то завтрашний день у нас будет еще прекраснее", — заявил Кадыров, выступая перед собравшимися.

Он напомнил, что в период кризиса в Чечне "так называемые идеологи религии, мы их называем "шайтанами", пытались разделить народы Чечни по религиозному, национальному, конфессиональному признаку".

"Но у них ничего не получилось, все народы нашей республики живут мирно и дружно", — заключил Кадыров.

Письмо станичников

Помощник главы Чечни Даниил Мартынов, который с первых дней курировал строительство храма, рассказал, как началось строительство.

"Когда Рамзан Ахматович (Кадыров) получил письмо от православных жителей станицы Шелковской с просьбой построить православный храм, я в этот момент был рядом. Он в тот же вечер отреагировал и поручил мне курировать строительство храма. Он лично контролировал весь процесс. Когда принесли первые эскизы храма, он сказал: "Нет, это должен быть не просто храм, это должен быть православный комплекс", — рассказал Мартынов. Он считает открытие комплекса "важным историческим событием для республики". Он поблагодарил всех, кто принял участие в строительстве, в том числе и тех, кто финансировал проект.

Один из них - бизнесмен Тимофей Кургин — присутствовал на церемонии открытия.

Он поблагодарил главу Чечни за то, что пригласил его принять участие в реализации проекта.

"Я благодарен главе Чечни за то, что пригласил меня в этот проект. Мы видим прекрасный результат. В Чечне все меняется, стоится, развивается. Теперь еще строятся и православные храмы", — заключил Кургин.

Святая Варвара

Возрожденный храм святой великомученицы Варвары, которая приняла смерть в 306 году от рук отца-язычника Диоскура, считается защитницей от внезапной и насильственной смерти. Она жила в городе Илиополе Финикийском. Отличалась особенной красотой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя. Когда отец, чтобы выдать замуж, разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Диоскур, узнав о христианском вероисповедании дочери, разозлился и отвёл ее к правителю города Мартиану. Варвару заставляли отречься от христианской веры, но она отказалась. Ее подвергли жестоким мучениям. Правитель города дал отцу право свершить суд над дочерью и Диоскур обезглавил Варвару.

Храм у озера станет памятником в честь великой мученицы.

Строительство храмов

За последние годы в республике построены десятки мечетей. В Грозном находится самая крупная в Европе мечеть "Сердце Чечни" им. Ахмата-Хаджи Кадырова.

Церковь в Шелковской станице стала вторым за последние два года православным храмом, построенным в Чечне. Здесь насчитывается самая многочисленная после Грозного православная община - около трех тысяч человек.

В станице Наурская, на севере Чечни, в 2015 году была построена церковь Рождества Христова на 100 человек. Самая крупная в республике — грозненская церковь Михаила Архангела возрождалась практически из пепла несколько раз и последний — в 2006 году.

Всего в республике восемь православных храмов.

По свидетельству историков, в давние времена огромная часть населения, проживавшего на нынешней территории республики, исповедовала христианство; есть сведения о проповедовавших в этих краях генуэзских и византийских миссионерах. Исследователи XVIII столетия также писали о существовании в горах Чечни культовых сооружений, по внешнему виду похожих на древние христианские храмы, однако до настоящего времени не сохранился ни один из них. Сегодня в многонациональной Чеченской Республике есть несколько действующих православных церквей и часовен, по поручению Рамзана Кадырова восстанавливаются храмы, разрушенные в конце прошлого столетия в ходе военных действий, а в некоторых станицах появляются и новые православные приходы.

Храм Михаила Архангела в столице Чечни

На рубеже XIX-XX веков Чеченский округ входил в состав Терской области. Терские казаки в большинстве своем были христианами, поэтому на территории расположения Терского казачьего войска возводились православные храмы. Один из них – грозненский храм Михаила Архангела. Основанный в конце XIX столетия храм не закрывался даже в сложные для православия советские годы. Тогда в нем служили пять священников, что по тем временам действительно было редким исключением. В 1990-е храм ощутимо пострадал в ходе длительных военных действий, но в 2004 здесь совершено первое в нынешнем столетии богослужение и началось восстановление здания. Первоначально оно было окрашено в традиционные цвета Терского воинства: бело-голубые стены и ярко-синие купола с золотыми крестами. Но такая отделка не сохранилась. Сегодня проспект Кадырова в чеченской столице украшают белоснежные стены и золоченые купола: во время реконструкции центра Грозного храм был вновь отремонтирован. В 2009 храм освятили, так и началась его новейшая история.

Храм Михаила Архангела – главный православный храм в Чечне. Поэтому в будущем здесь планируется возведение целого комплекса с воскресной школой для прихожан и их детей, с гостиницей и трапезной для гостей и паломников.

Станица Наурская: новый храм на старом месте

Христианские храмы в Чечне создаются и там, где еще в прошлом столетии стояли церкви. Так, в станице Наурской на месте давно разрушенного деревянного Христорождественского храма выстроен новый.

История его создания такова. Вначале в Наурской был создан православный приход, а для проведения богослужений прихожанам временно предоставили помещение бывшего клуба. Перед началом строительства его инициаторы тщательно изучили архивные данные о возведенном их дедами-казаками старинном деревянном храме, а старожилы станицы нашли место, где он стоял. Затем создали проект квадратного пятикупольного храма, напоминающего один из соборов Дивеевской обители. Несколько лет понадобилось на сбор средств, юридическое оформление и проведение всех необходимых работ. И сейчас над Наурской станицей уже возвышается новый краснокирпичный храм Рождества Христова.

Строительство еще до конца не завершено, но в марте 2015 года епископом Махачкалинским и Грозненским был совершен чин освящения надкупольных крестов, куполов и колоколов.

Новые православные приходы: строящиеся церкви в Чечне

В храме святой великомученицы Варвары в станице Шелковской капитальный ремонт завершился в 2011 году. Ведется строительство церкви в станице Червленной, а пока функционирует небольшая часовня. Появился новый храм и в пригороде Грозного Ханкале, в расположении объединенной группировки войск. Освящен он во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Правда, при закладке храма планировалось его последующее освящение во имя мученически погибшего воина Евгения Родионова, но вопрос о канонизации к тому моменту так и не был решен положительно.

Кроме перечисленных православных церквей в Чечне есть еще несколько мест, где верующие имеют возможность помолиться и принять участие в богослужениях:

– в крупнейшем чеченском сельском поселении Курчалой, известном как место расположения роскошной мечети Кунта-хаджи Кишиева, действует храм святого благоверного князя Александра Невского;

– открыт в 2010 году после капитального ремонта храм «Всех скорбящих радости» в Ищерской;

– на территории военной базы в станице Калиновской расположена часовня святого великомученика Георгия;

– в грозненском Доме-интернате для престарелых есть своя молитвенная комната.

Храмы Чечни – пока недописанная страница современной истории республики, их возрождение не окончено и наверняка в ближайшие десятилетия еще несколько сел будут украшены изящными церквями или величественными соборами.

Храм Михаила Архангела — небольшой и единственный островок православия в Грозном. Его история необычна, неординарна. После военных 90-х он пережил свое второе рождение. Сегодня поговорим о прошлом, настоящем и будущем этого храма.

Храм Михаила Архангела находится на Проспекте Кадырова и является объектом культурногонаследия РФ, Он построен еще в 1890 году, но в первую чеченскую войну был почти полностью разрушен. В начале 2000-х его восставливали практически с нуля, и свой исторический облик храм потерял. Однако другие объекты — двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом и церковно-приходскую школу восстановить пока не удалось.

Вот так Храм выглядит с высоты.

Охраняют храм Михаила Архангела офицеры МВД, находящиеся в Чечне в командировке для выполнения специальных служебных задач. В данный момент времени — это буряты. Вот такой интересный парадокс: единственный православный храм в мусульманской республике охраняют буддисты-буряты. Они посменно несут дежурство, отдыхают в строительном вагончике, готовят в маленькой пристройке.

Храм был построен на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Итсорически храм был выполнен из красного кирпича с белой отделкой. В период 1994-1996 гг. храм сильно пострадал — была разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. Все убранство, иконы сгорели, настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года был похищен боевиками и через несколько недель расстрелян. В январе 1997 года был похищен другой настоятель храма — иеромонах Евфимий. Но его освободили в этом же году. А вот судьба иеромонаха Захария, похищенного в 1999 году, остается неизвестной и поныне. В ходе контртеррористической операции 1999-2000 гг. храмовый комплекс получил дополнительные разрушения, но богослужения продолжались в подвале церковного дома.

С начала 2000-х храм стали восстанаваливать. Как силами подразделений Минобороны РФ и Госстроя России, так и обычными жителями. К слову непосрественное участие в восстановлении принимали и тогдашний Президент Чечени Алханов вмесете с премьером Рамзаном Кадыровым. В целом храм попытались сделать похожим на исторический, но отличия все же есть, и серьезные. Особенно это касается цвета храма и его окон.В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые.

21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, состоялось освящение храма. К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. Поэтому при входе в храм можно увидеть надпись: "В дар от земляков с Воронежа".

Прихожане в основном, конечно, пенсионеры. Молодежи очень мало. Однако храм живет, здесь постоянно проходят служения. Немало пожертвований от военнослужащих и других заезжих людей. Самая большая проблема заключается в том, что храмовый комплекс, каков он был до разрушения, до сих пор не восстановлен. Есть необходимость в воскресной школе, библиотеке, гостинице для паломников, нормальной трапезной. Уже давно власти обещают построить необходимую инфраструктуру, но пока есть небольшое здание для трапезной и для жизни настоятеля.

Надеюсь, что все у этого храма будет хорошо, и он станет главным православным центром Чечни. А пока предлагаю насладиться внутренним убранством храма.

Posts from This Journal by “Путешествия” Tag


  • Никарагуанский канал: Россия и Китай переделают карту мира. Или нет?

    Несколько лет назад в мире широко обсуждали грандиозный проект — Никарагуанский канал, он же "Великий трансокеанский канал…


  • Реальные "тачилы" на Крымском берегу? Чьи они, может друзей с Украины...

    ПРогуливаясь по берегу Крымского побережья я случайно зашел на территорию бывшего совкового пансионата. Вот те на, Мерседесы самых разных марок,…


  • Почем вино в Крыму (август 2018г) для отдыхающих Россиян? И где найти вино из бочонка...

    Почем опиум для народа? Шутил Остап Бендер в знаменитом произведении. Однако, в Крыму с его не патриотичными ценами, отдыхающим не до шуток. Давайте…


  • Русская мечта. Мощное байк-шоу в Севастополе

    Мотоклуб "Ночные Волки" известен даже тем, кто очень далек от темы мотоциклов. Название "Ночные Волки", а также имя Александра…


  • В отпуск на Луну. Ошеломительный успех проекта "Юэгун-365"

    Уже давно никто не сомневается, что Китай в скором времени станет держаой №1 на планете. Более того, китайцам на Земле давно тесно, и они всерьез…


  • День Победы в Таиланде: экзотика с русской душой

    День Победы — значимый праздник для всех россиян, проживающих по всему миру. В том числе и для соотечественников, находящихся волею судьбы в…