Помилование осуществляется в отношении. Амнистия, помилование и судимость

Каждый осужденный человек вправе просить о помиловании или смягчении назначенного наказания. Об этом гласит основной закон государства. Осуществление помилования производится президентом в отношении конкретного человека, который обратился к нему с ходатайством через администрацию исправительного учреждения либо органы исполнительной системы после своего освобождения. Данный акт может существенно улучшить положение осужденного, уменьшить назначенное наказание, а также снять с него судимость. Более подробно об этом будет написано в настоящей статье.

Основные моменты

Осуществление помилования человека, который совершил преступление и был осужден за это, относится к полномочиям главы государства. Принятие в отношении гражданина данного акта может улучшить положение последнего, а также смягчить назначенное наказание.

Принимать решение о помиловании осужденного лица может только президент, потому что это относится к его компетенции. Об этом написано в Конституции и Уголовном кодексе. С ходатайством о помиловании к главе государства может обратиться не только сам осужденный, но и его защитник, родственники, администрация учреждения, где человек отбывает назначенный приговором срок, а также исполнительная инспекция, если последний уже вышел на свободу, но имеет неснятую судимость.

В отношении кого применяется

В соответствии с законом, помилование осужденных по приговору суда осуществляет глава государства. Данное правило зафиксировано в Конституции и кодексе о злодеяниях. Помилование, как акт милосердия, может быть применено к следующим категориям лиц:

Осужденным органами власти РФ и отбывающим назначенный срок на территории нашей страны

Приговоренным к наказанию судами иностранных государств, но находящимся в тюрьмах России, если данное правило прописано в международном договоре;

Гражданам, отбывшим свой срок и имеющим неснятую судимость за совершенное злодеяние.

Принимается во внимание

Чьи полномочия - осуществление помилования, мы уже выяснили. Президента. В свою очередь, последний может принять положительное решение в отношении определенного лица либо отказать в прошении в связи с тем, что осужденный не подпадает под критерии, необходимые для смягчения или освобождения его от наказания.

При рассмотрении ходатайства о помиловании человека, совершившего злодеяние, необходимо учитывать следующие моменты:

Степень, характер и тяжесть содеянного;

Поведение лица в период отбытия срока (работал ли осужденный, не уклонялся ли от участия в творческой деятельности, не совершал ли он противоправных действий);

Время, которое заключенный провел в (потому что помилование не применяется к тем лицам, которые не отбыли половины назначенного срока);

Не было ли совершено виновным новое злодеяние в период течения испытательного периода (характерно только при условном осуждении);

Применение ранее акта амнистии или помилования к указанному осужденному, а также досрочного освобождения;

Возмещение ущерба, причиненного злодеянием;

Данные о личности виновного человека (если ли у него семья, дети, также учитывается его возраст, количество судимостей).

Указанная информация необходима для того, чтобы глава государства мог принять правильное решение в отношении определенного человека. Ведь осуществление помилования - это одна из его основных функций, подведомственная только президенту.

Не распространяется

Осуществление помилования относится к полномочиям главы государства, и, соответственно, только он будет решать вопрос о применении к виновному человеку акта милосердия. Об этом гласит закон. Поэтому личность осужденного, который просит президента о помиловании, подлежит детальному и всестороннему изучению. Тем не менее по закону не все злоумышленники могут рассчитывать на милосердие главы государства. К ним относятся следующие категории людей:

Совершившие умышленное злодеяние во время испытательного периода;

Нарушители порядка отбытия наказания (особенно если человек пренебрегал правилами, установленными в исправительном учреждении);

Освобожденные из колонии в связи с амнистией, помилованием либо досрочно;

Граждане, которым ранее уже производилась замена наказания на более мягкое.

Таким образом, не все осужденные смогут рассчитывать на снисхождение со стороны президента. Хотя осуществление помилования относится к полномочиям последнего, он вправе не подписать акт милосердия, если лицо не соответствует критериям его применения.

По законодательству

Ст. 50 Конституции гласит о том, что каждый осужденный человек может просить о помиловании либо о смягчении наказания. Данная норма еще раз подтверждает факт того, что права и свободы человека в правом государстве считаются наивысшей ценностью. Тем не менее не все заключенные смогут рассчитывать на милосердие со стороны президента.

Осуществление помилования осуществляется главой государства на основании статьи 89 Конституции и положений Уголовного кодекса. Данные нормы указывают на то, что снисхождение может быть применено только к определенному человеку. Кроме того, акт милосердия со стороны президента может улучшить положение осужденного, снизить срок наказания либо снять судимость.

Право на осуществление помилования, согласно Конституции РФ, принадлежит главе государства. Но президент не вправе делегировать данные полномочия по решению указанного вопроса другому должностному лицу. Тем не менее это не исключает участия других органов государственной власти в процессе проведения помилования осужденного.

Существенные отличия

Помилование во многом схоже с амнистией. Ведь эти два указанных акта позволяют улучшить положение виновных людей, снизить срок осуждения, а также совсем освободить от отбытия наказания. Тем не менее указанные понятия имеют существенные отличия друг от друга.

Амнистия, как акт милосердия, применяется в отношении неограниченного круга лиц, подвергнутых уголовному преследованию и осуждению. Оформляется в виде постановления Госдумы. Кроме того, исполнение данного документа требует значительной подготовки от органов исполнительной власти (юстиции на местах).

В то время как помилование применяется в отношении конкретного человека, обратившегося с ходатайством к самому президенту. Данный акт милосердия оформляется в виде соответствующего указа главы государства и подлежит незамедлительному исполнению.

Как происходит на практике

В компетенцию президента входит осуществление помилования. РФ, как правовое государство, защищает всех граждан от беззакония и произвола и поэтому предоставляет возможность осужденному просить главу государства о применении акта милосердия.

Для этого сам виновный подает соответствующее ходатайство с просьбой о помиловании через администрацию колонии либо через исполнительную инспекцию. Данные органы власти не позднее двадцати дней после поступления к ним указанного заявления должны направить данный документ в Министерство юстиции. Затем ходатайство и все необходимые бумаги, устанавливающие личность виновного, в течение недели передаются в комиссию, занимающуюся вопросами помилования. После чего все документы на осужденного с определенным заключением направляются губернатору в срок не позднее тридцати дней. В свою очередь последний отправляет главе государства представление о возможности применения помилования к осужденному. Для этого указанному должностному лицу предоставляется пятнадцать дней.

Таким образом происходит осуществление помилования. РФ, как правовое государство, дает возможность каждому осужденному попросить президента о снисхождении и уменьшении срока наказания, а также о снятии судимости.

Если было отказано

В компетенцию главы государства входит осуществление помилования. Его полномочия распространяются также на то, чтобы отказать заключенному в применении к нему акта милосердия со стороны главы государства.

Но кто же уведомляет осужденного о том, что ему было отказано в удовлетворении ходатайства? Ответ на данный вопрос достаточно прост. В том случае, если президент отклоняет ходатайство виновного, то сообщить об этом последнему должен в письменной форме сам губернатор субъекта. И только через год осужденный вновь сможет обратиться с просьбой о помиловании к главе государства. Исключением здесь будут считаться вновь открывшиеся обстоятельства, в связи с появлением которых к человеку необходимо будет применить акт милосердия.

Оформление

Как правило, образец написания ходатайства о помиловании есть в каждой колонии. Данный документ должен быть закреплен на информационном стенде для требуется для того, чтобы виновный мог сам оформить ходатайство и передать его через начальника отряда в администрацию колонии.

Заполняется документ следующим образом:

Президенту РФ _______________ (данные)

от осуждённого ____________________ (ФИО полностью)

Ходатайство о помиловании

_______ (дата) я был признан виновным в совершении деяния, предусмотренного ст. ___ кодекса о преступлениях, и осужден к ____ (срок полностью) с отбыванием наказания в колонии (указать вид учреждения).

В содеянном я раскаялся (здесь нужно очень подробно прописать в чем именно это проявляется, возместил ли виновный вред, причиненный злодеянием, а также необходимо привести доводы, которые бы свидетельствовали о том, что человек больше не представляет опасности для общества).

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 85 кодекса о злодеяниях и 89 Конституции, прошу Вас о помиловании и снижении срока наказания (либо снятия судимости, освобождения от дальнейшего отбытия срока).

Приложение:

(все имеющиеся документы, в том числе копию приговора суда, характеристики, справку о состоянии здоровья).

Дата ____________

Подпись осужденного ________________ (расшифровка).

Общая характеристика

Каждый человек, который был осужден за совершение злодеяния, может обратиться к главе государства с просьбой о применении к нему акта милосердия и снисхождения. Данное прошение оформляется в виде ходатайства и передается осужденным через администрацию колонии либо исполнительную инспекцию.

Только в полномочия президента входит осуществление помилования. Кем осуществляется передача ходатайства от осужденного президенту, также прописано в законодательстве.

Также необходимо отметить, что просить главу государства о снисхождении может любой человек, совершивший злодеяние и отбывающий за это срок заключения. Более того, данный акт милосердия не реабилитирует виновного, а может только улучшить его положение.

Важно

Осуществление помилования заключенных, которые отбывают пожизненный срок, также производится по решению президента. Никакие другие органы власти и должностные лица не обладают подобными полномочиями.

Кроме того, злоумышленники, отбывающие наказание пожизненно, могут надеяться на смягчение наказания лишь только после отбытия не менее 25 лет в местах заключения.

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц , совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы РФ (п. «о» ст. 71 , п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин"» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии. В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Помилование

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания РФ. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица , осужденного за совершение преступления (т. е. в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания. Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Подробнее

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности , поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ , связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

Погашение судимости означает безусловную автоматическую (т. е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определяемого согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Началом течения срока погашения судимости следует считать:

    • применительно к пп. «б» - «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ - день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания;
    • при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, - день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания.

Особенности исчисления срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания:

  • в таком случае срок погашения судимости начинает течь с момента условно-досрочного освобождения и с момента освобождения после фактического отбытия более мягкого вида наказания соответственно (ч. 4 ст. 86 УК РФ). При этом при замене лишения свободы более мягким видом наказания срок погашения судимости определяется по правилам, установленным пп. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ. При осуждении лица за несколько преступлений (ст. 69, 70 УК РФ) срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания.

Подробнее о снятии судимости

Снятие судимости означает утрату судимостью правового значения до истечения срока ее погашения. Судимость может быть снята:

    • актом об амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ),
    • актом помилования (ч. 2 ст. 85 УК РФ) либо
    • судом (ч. 5 ст. 86 УК РФ, ст. 400 УПК).
  • Понятие, предмет, система, методы и задачи уголовного права
  • Принципы уголовного права
    • Принципы уголовного права
  • Основные этапы развития Общей части российского уголовного законодательства
    • Формирование Общей части в рамках некодифицированного уголовного законодательства России (X-XVIII вв.)
    • Структурное обособление Общей части как подсистемы российского уголовного законодательства (1813-1845 гг.)
    • Развитие Общей части в системе кодифицированного уголовного законодательства России (1845-1996 гг.)
  • Уголовное право и уголовно-правовая политика
    • Понятие уголовно-правовой политики
    • Содержание уголовно-правовой политики
    • Криминализация и декриминализация
    • Пенализация и депенализация
  • Уголовный закон
    • Понятие уголовного закона
    • Уголовный закон и его внутренняя структура
    • Уголовный закон и уголовное право
    • Действие уголовного закона во времени
      • Обратная (ретроактивная) сила уголовного закона
    • Действие уголовного закона в пространстве
    • Действие уголовного закона по кругу лиц
    • Выдача лиц, совершивших преступление
    • Толкование уголовного закона
  • Понятие преступления
    • Значение понятия преступления
    • Деяние как признак преступления
    • Общественная опасность деяния как признак преступления
    • Виновное совершение деяния как признак преступления
    • Запрещенность деяния уголовным законом под угрозой наказания как признак преступления
    • Классификация преступлений
  • Уголовная ответственность и ее основание
    • Понятие и виды уголовно-правовых отношений
    • Понятие и виды уголовной ответственности
    • Основание уголовной ответственности
    • Уголовная ответственность и меры уголовно-правового характера
  • Состав преступления
    • Понятие, структура и значение состава преступления
    • Элементы и признаки состава преступления
    • Виды составов преступлений
    • Соотношение преступления и состава преступления
  • Объект преступления
    • Понятие и значение объекта преступления
    • Виды объектов преступления
  • Объективная сторона преступления
    • Понятие и значение объективной стороны преступления
      • Зачение объективной стороны преступления
    • Преступное действие и бездействие
    • Преступный вред
    • Причинная связь
    • Время, место и обстановка совершения преступления
  • Субъективная сторона преступления
    • Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления
    • Понятие вины и ее формы
    • Умысел и его виды
    • Неосторожность и ее виды
    • Двойная и смешанная формы вины
    • Невиновное причинение вреда (случай)
    • Мотив и цель преступления
    • Эмоции
    • Ошибка и ее уголовно-правовое значение
  • Субъект преступления
    • Понятие субъекта преступления
    • Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность
    • Понятие невменяемости
    • Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости
    • Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения
    • Специальный субъект преступления
  • Стадии совершения преступления
    • Понятие и виды стадий совершения преступления
    • Оконченное преступление
    • Основание уголовной ответственности за неоконченное преступление
    • Приготовление к преступлению
    • Покушение на преступление
    • Добровольный отказ от преступления
  • Соучастие в преступлении
    • Понятие и значение института соучастия
    • Признаки соучастия
    • Виды соучастников
      • Исполнитель
      • Организатор
      • Подстрекатель
      • Пособник
    • Виды и формы соучастия
    • Основания и пределы ответственности соучастников
    • Особенности ответственности отдельных видов соучастников
      • Квалификация неудавшегося соучастия
  • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
    • Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
    • Необходимая оборона
    • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
    • Крайняя необходимость
    • Физическое и психическое принуждение
    • Обоснованный риск
    • Исполнение приказа или распоряжения
  • Множественность преступлений
    • Общее понятие и формы множественности преступлений
    • Понятие и виды единого преступления
    • Совокупность преступлений
    • Рецидив преступлений
    • Конкуренция норм
  • Понятие и цели наказания
    • Понятие наказания
      • Наказание и другие меры уголовно-правового воздействия
    • Цели наказания
  • Система и виды наказаний
  • Назначение наказания
    • Общие начала назначения наказания
    • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
    • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом
    • Особые правила обязательного смягчения и усиления наказания
    • Назначение наказания по правилам совокупности преступлений или приговоров
    • Определение сроков наказаний и зачет наказания
    • Условное осуждение
  • Освобождение от уголовной ответственности
    • Юридическая природа института освобождения от уголовной ответственности
      • Виды освобождения от уголовной ответственности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
  • Освобождение от наказания
    • Понятие и виды освобождения от наказания
    • Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
    • Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
    • Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
    • Освобождение от наказания в связи с болезнью
    • Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
    • Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
  • Амнистия, помилование, судимость
    • Амнистия
    • Помилование
    • Судимость
  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    • Несовершеннолетний как участник уголовного правоотношения: понятие и особенности уголовно-правового статуса
    • Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности
      • Обязательные работы несовершеннолетних
      • Лишение несовершеннолетних свободы на определенный срок
    • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
    • Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания
    • Принудительные меры воспитательного воздействия
    • Особенности исчисления сроков давности и судимости
  • Принудительные меры медицинского характера
    • Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности
    • Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

Помилование

Институт помилования имеет многовековую историю. Право государя, монарха, короля миловать всегда было атрибутом верховной власти. Помилование и на сегодняшний день существует практически в каждом государстве. Правом помилования в настоящее время обычно наделяется президент или иное высшее должностное лицо государства, иногда парламент, специальные комиссии.

Применение помилования соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1984 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г. В пункте 4 ст. 6 Пакта говорится, что «каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».

Правовое регулирование института помилования в нашей стране осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, Указов Президента РФ. Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В п. «в» ст. 89 Конституции закреплено, что право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации, осуществляет Президент Российской Федерации.

В п. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за преступлении, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

По своей сущности помилование, Так же как и амнистия, заключается в полном или частичном прощении лица, осужденного за совершение преступления. При этом, так же как и при амнистии, акт помилования не изменяет нормы уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда, не исправляет судебные ошибки. При помиловании реализуются принципы справедливости и гуманизма в тех ситуациях, когда применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволило учесть всех особенностей и сложностей конкретных жизненных обстоятельств. Помилование применяется в тех случаях, когда назначенное наказание не в полной мере учитывает эти особенности, либо когда наказание справедливо, но в силу этих же особенностей осужденный заслуживает прощения.

Наряду с общей сущностью, которая была отмечена выше, помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии.

Первое из них состоит в том, что акт помилования осуществляется в форме Указа Президента РФ, имеет ненормативный характер и по своей правовой природе относится к актам применения права.

Второе существенное отличие помилования от амнистии состоит в том, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Третье отличие помилования от амнистии заключается в том, что помилование осуществляется только в отношении лица, осужденного за преступление. Актом амнистии лица могут быть освобождены и от уголовной ответственности.

Четвертое отличие состоит в том, что актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчается наказание, которое лицо уже отбывает. В этом положении закреплено правило, согласно которому лицо может быть прощено, когда оно уже отбыло часть наказания, частично искупило вину и доказало это искупление своим поведением. Комиссии по помилованию в субъектах РФ обязательно учитывают при рассмотрении ходатайства о помиловании срок отбытого осужденным наказания.

При этом было подвергнуто справедливой критике Указание Министерства юстиции РФ № 8909 от 20 октября 2000 г. «О подготовке материалов на помилование», согласно которому предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это Указание было отменено как противоречащее закону, т.е. ст. 85 УК РФ.

Пятое отличие помилования от амнистии состоит в категории преступлений, при совершении которых возможно применение этих институтов. Применение амнистии исключается при осуждении лица за тяжкие и особо тяжкие преступления. При помиловании, наоборот, более чем в 70% случаев смягчается участь лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.

Еще одно отличие помилования от амнистии состоит в том, что если амнистия применяется независимо от инициативы амнистируемого, то помилование осуществляется на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Ходатайство пишется лично осужденным на имя Президента Российской Федерации.

Следует отметить еще одно отличие помилования от амнистии. Оно касается учета поведения лица в период, предшествующий этим актам государственного прощения. Как правило, при издании актов амнистии указывается, что она не распространяется на злостных нарушителей установленного прядка отбывания наказания. Данные, подтверждающие эту характеристику, рассматриваются при применении амнистии.

Характеристика осужденного, ходатайствующего о помиловании, изучается до принятия решения о помиловании. При этом УИК РФ рассматривает ходатайство о помиловании как меру поощрения, применяемую в отношении положительно характеризующихся осужденных (ст. 113 УИК РФ). К ходатайству о помиловании администрация учреждения наряду с другими документами, представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Основное содержание помилования заключается в смягчении участи осужденного. Это смягчение, согласно ст. 85 УК РФ, может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. В настоящее время помилование выражается в основном в двух видах смягчения участи осужденного: в отношении примерно 60% помилованных сокращаются сроки лишения свободы (как правило, от 1 года до 3 лет) и примерно 30% помилованных освобождаются от наказания.

При помиловании практически не применяется замена назначенного наказания более мягким. Это связано с отсутствием порядка такой замены и, возможно, эффективных мер замены. Более 70% помилованных отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи. Основными обстоятельствами, которые учитывались при удовлетворении ходатайств о помиловании, были следующие: совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств (психические особенности и состояние здоровья); наличие несовершеннолетних детей; участие в боевых действиях по защите Отечества.

Среди помилованных в период 2002-2003 гг. около 28% составляли женщины. Так, с июля 2002 г. по январь 2003 г. Президентом РФ помилованы 54 женщины-матери, при этом 30 - освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а 24 женщинам срок наказания сокращен. Ходатайства 154 женщин-матерей были отклонены.

Эффективность помилования во многом определяется рецидивом преступлений, совершенных лицом после помилования. По различным данным рецидив среди помилованных составляет от 4 до 9%. Это почти в три раза ниже обычного криминального рецидива.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании устанавливается указами Президента РФ. Указом Президента от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. На Комиссию возлагалась обязанность предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия работала до 28 декабря 2001 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Президент РФ издал Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях Российской Федерации».

В соответствии с этим Указом на территориях субъектов РФ образовывались комиссии по вопросам помилования. Членами этих комиссий могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Согласно Указу, в состав комиссии должно входить не менее 11 человек. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Состав комиссии и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На комиссию по вопросам помилования в субъектах РФ возложены пять основных полномочий:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях ГУИН, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для представления высшему должностному лицу субъекта РФ;
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением законодательства по вопросам помилования;
  • осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов ГУИН по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Как явствует из названия, основная цель этого Положения состоит в определении порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Во-первых, в Положении определяется круг лиц, в отношении которых применяется помилование:

  • лица, осужденные судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающим наказание на территории РФ;
  • лица, осужденные судами иностранного государства и отбывающие наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • лица, отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость.
  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

В-третьих, в Положении указан перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание членами комиссии при рассмотрении ходатайств о помиловании.

К таким обстоятельствам относятся:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Анализ Указа Президента РФ № 1500 и утвержденного этим Указом Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации показывает, что Положение несколько выходит за рамки определения порядка рассмотрения ходатайств о помиловании. Фактически комиссиям по помилованию, созданным во всех субъектах РФ, передана часть конституционных полномочий Президента РФ по предварительному отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применять либо не применять помилование к конкретным лицам. При этом, естественно, за Президентом РФ по Конституции РФ остается исключительное право принятия окончательного решения по ходатайству осужденного о помиловании.

Следует отметить, что в Российской Федерации, как и в целом в мировой практике, помилование, прежде всего, применялось к лицам, приговоренным к смертной казни. В ч. 3 ст. 59 УК РФ записано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Это помилование также осуществляется Президентом РФ. Решением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено назначение судами смертной казни до введения на всей территории РФ судов с участием присяжных заседателей.

Таким образом, фактически с 1999 г. помилование распространялось только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по данным Министерства юстиции РФ в 2000 г. было помиловано 12 843 чел. В 2001 г. осуществлялось помилование в виде освобождения от наказания в виде лишения свободы в отношении более 7000 человек, и еще приблизительно 5000 осужденных сократили срок наказания.

Это составляет около 0,9% от всех лиц, осужденных к реальному лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. С 2002 г., после образования комиссий по помилованию в субъектах РФ, процент помилованных снизился до 0,4-0,6 от числа отбывающих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.50 Конституции Российской Федерации, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. Помилование является частным выражением принципа гуманизма (ст.7 УК РФ), присущего российскому уголовному законодательству. Оно, прежде всего, направлено на смягчение участи лиц, раскаявшихся в совершении преступления и утративших общественную опасность.

Помилование имеет сложную нормативную основу. С одной стороны, это конституционные нормы, определяющие полномочия главы государства в данной сфере. Так, согласно п. "в" ст.89 Конституции Президент Российской Федерации осуществляет помилование. С другой - действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.85) закрепляет помилование как самостоятельный уголовно-правовой институт.

Порядок его применения регламентирован в Положении Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2001 г. N 53 (Часть II) ст. 5149, которое определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

Во-первых, помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Во-вторых, в Российской Федерации помилование применяется:

  • а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
  • б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

  • а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • е) которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Далее оно направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

  • а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
  • б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
  • в) справка о состоянии здоровья осужденного;
  • г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
  • д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
  • е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
  • ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
  • з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию.

Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также необходимые документы.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

  • а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • в) срок отбытого (исполненного) наказания;
  • г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Реальное состояние системы помилования и проблемы ее организационно-правовых аспектов, а также практики применения будут рассмотрены в следующем параграфе.

Также в этой главе хотелось бы отметить немаловажную сторону организационно-правового аспекта помилования: что представляет собой ходатайство о помиловании и как его писать.

В настоящее время помилование совершается на основании личного ходатайства осужденного. Это означает, что только после того, как сам осужденный напишет ходатайство, а администрация колонии со всеми необходимыми документами направит это ходатайство в Управление при Президенте Российской Федерации по вопросам помилования, к осужденному может быть применено помилование. Нередко в брошюрах, издаваемых различными правозащитными организациями и распространяемых среди осужденных, содержится информация, что осужденный может быть помилован не только по своей личной просьбе, но и по просьбе родственников и других лиц. Действительно, родственники, общественные объединения, трудовые коллективы имеют право обратиться с просьбой о помиловании осужденного, в судьбе которого они заинтересованы. Однако до момента получения личного ходатайства осужденного и соответствующих документов (копии приговора, характеристики из колонии, анкеты и др.), вопрос о помиловании рассматриваться не будет. Все обращения заинтересованных лиц приобщаются к материалам дела на каждого осужденного, обратившегося с просьбой о помиловании.

Таким образом, от желания самого осужденного почти всегда зависит, будет рассмотрен вопрос о его помиловании или нет. Исключение в этом случае составляли осужденные к смертной казни. На практике бывали случаи, когда осужденный к исключительной мере наказания отказывался писать ходатайство о помиловании. Тогда с участием прокурора составлялся акт об отказе и с прилагающимися документами направлялся в соответствующее управление аппарата Президента.

Так что же представляет собой ходатайство о помиловании? Является ли оно юридическим документом? Известно, что юридический документ - это документ, содержащий правовую информацию, ее материальный носитель. Ходатайство о помиловании можно отнести к документам, фиксирующим факты, связанные с волей осужденного, поскольку он в ходатайстве излагает свое желание быть помилованным. С этой точки зрения, ходатайство о помиловании является юридическим документом. Однако юридическая сущность документов состоит не только в характере информации, но и в их особом внешнем оформлении. Юридический документ должен иметь, как минимум, две «привязки» к субъектам: к субъекту - автору документа и к субъектам - адресатам. Эти «привязки» осуществляются обычно при помощи реквизитов, придающих документу юридическую силу, легитимирующим его. Если на документе нет реквизитов или они не соответствуют действительности, он теряет юридическую силу.

Ходатайство о помиловании является, пожалуй, единственным исключением из этого правила. Как бы оно ни было написано, какой бы ни была его структура и оформление, оно должно быть рассмотрено и повлечь за собой принятие соответствующего решения (о помиловании или об отказе в помиловании).

Таким образом, являясь юридическим документом, прошение или ходатайство о помиловании не имеет строго определенной формы, присущей последнему, и представляет собой произвольное изложение осужденным просьбы о помиловании, где обычно описываются обстоятельства, в связи с которыми лицо обращается с указанной просьбой, и обстоятельства совершения преступления в том виде, как они представляются осужденному.

Осужденный излагает свою просьбу произвольно, обычно в форме письма. На практике невозможно встретить два одинаковых ходатайства. Они отличаются и по объему, и по содержанию. Все зависит от личностных особенностей осужденного, от его образовательного уровня, а порой и от настроения, в котором он пребывал, когда сочинял свое прошение. Иногда ходатайства о помиловании по своей форме и содержанию напоминают роман. Так, ростовский маньяк Ч. изложил историю своей «нелегкой» жизни на 67 страницах, причем он искренне считал, что заслуживает помилования и «полезен для общества как человек и для Родины как гражданин». Комиссии по помилованию приходилось рассматривать дело одного «смертника», приславшего отпечатанное на машинке сочинение в 93 страницы, причем проза в нем чередовалась со стихами. Серийный убийца Г. оказался не столь многословен, его ходатайство всего в одно предложение: «Прошу меня помиловать и заменить высшую меру наказания, учитывая чистосердечное признание и раскаяние».

Как уже говорилось выше, официальной формы, образца написания ходатайства о помиловании не существует. Осужденный в каждом случае решает сам, что именно нужно написать в прошении, как изложить свою просьбу. Изучение ходатайств показало, что в большей части из них отсутствует описание отношения осужденного к совершенному им преступлению. В лучшем случае имеется ничего не значащая фраза: «В содеянном раскаиваюсь». Многие о совершенном преступлении упоминают лишь вскользь, а сосредотачиваются на горестях, постигших их семью, на своем здоровье.

Встречаются и такие ходатайства, где осужденный пишет о том, что не считает себя виновным, просит пересмотреть приговор. Очевидно, что такого рода жалобы должны направляться в судебные инстанции, которые проверят обоснованность и законность приговора.

Ходатайство о помиловании - это отражение личности осужденного. В отличие от кассационной жалобы, не нужно перегружать его юридической терминологией и подробно описывать обстоятельства преступления, важнее сосредоточиться на своих чувствах и переживаниях по поводу происшедшего и перечислить обстоятельства, в связи с которыми он просит о помиловании.

Итак, если в жизни осужденного имеются какие-либо заслуживающие внимания обстоятельства, которые могут быть учтены при решении вопроса о помиловании, - отбыл половину срока наказания, или считает, что его дальнейшее пребывание в местах лишения свободы нецелесообразно ввиду того, что он доказал свое исправление, то вполне возможно обратиться с просьбой о помиловании.

В правом верхнем углу листа бумаги следует написать, кому адресуется ходатайство; от кого, указав свои фамилию, имя, отчество, год рождения; когда, по какой статье и каким судом осужден; какой срок от назначенного наказания отбыт.

Поскольку помилование осуществляет Президент, то ходатайство должно писаться на его имя. Однако прежде чем Президент вынесет свое решение, вопрос о помиловании рассматривается Комиссией по вопросам помилования. Адрес указывать не обязательно, так как ходатайство будет направляться администрацией колонии с другими необходимыми документами одним пакетом.

В начале ходатайства следует изложить, как осужденный относится к совершенному преступлению. Если он считает, что совершению им преступления способствовали какие-то обстоятельства, то следует на них указать. Безусловно, это не означает, что нужно возлагать на кого-то вину, будь то потерпевший, общество или государство.

Если ходатайствующий о помиловании ранее неоднократно был судим, то это обстоятельство значительно снижает его шансы быть помилованным. Однако если он все же решился просить о помиловании, в начале ходатайства следует указать, за что и когда он прежде осужден.

Вторую часть ходатайства можно посвятить обстоятельствам, которые заставили осужденного обратиться с просьбой о помиловании. К таким обстоятельствам осужденные обычно относят тяжелое материальное положение семьи, болезнь близких родственников, которые нуждаются в уходе или помощи, свое состояние здоровья, делающее тяжелым дальнейшее пребывание в местах лишения свободы, малолетних детей, лишенных родительской заботы.

Следует учесть, что если лицо, ходатайствующее о помиловании, пишет о состоянии здоровья близких, то нужно позаботиться о том, чтобы в материалах, которые будут рассматриваться, имелись соответствующие медицинские документы, подтверждающие его слова. То же касается и болезней самого осужденного, которые должны быть подтверждены документально.

В ходатайстве нужно обязательно указать, чем осужденный планирует заниматься в случае возможного помилования. Если имеется организация, готовая предоставить ему рабочее место, то не лишней будет справка о том, что после освобождения он будет трудоустроен.

Если у осужденного имеются особые заслуги перед Родиной, если он награжден орденами или медалями, принимал участие в боевых действиях, об этом необходимо сообщить. Безусловно, что в этих случаях также должно быть документальное подтверждение слов.

Как отмечает А.С. Михлин, подавляющее большинство осужденных, ходатайствующих о помиловании, настолько увлекаются изложением своих бед и переживаний, что складывается впечатление, будто пишет не преступник, а потерпевший. А об истинном потерпевшем даже не упоминается. Как сложилась после преступления его жизнь, жизнь его семьи, осужденного не интересует.

Если осужденный или его родственники каким-либо образом приняли участие в судьбе потерпевшего, например, возместили материальный ущерб, затраты на лечение, нужно указать это в ходатайстве. Бывает, что потерпевшие сами просят помиловать своего обидчика или, по крайней мере, не возражают против помилования. Если осужденный или его родственники поддерживают связь с потерпевшим, то в интересах ходатайствующего о помиловании будет обратиться к потерпевшему с просьбой написать письмо о своем отношении к помилованию. Это особенно касается лиц, совершивших тяжкие преступления против личности.

Помилование на сегодняшний день существует преимущественно в двух формах: сокращение срока наказания и полное освобождение от дальнейшего отбывания наказания, хотя Уголовный кодекс предусматривает и другие его виды. Конечно, можно просить о том или ином виде помилования, но окончательное решение все-таки будет за Президентом, который решит, чего больше заслуживает данный осужденный. Уголовный кодекс, как известно, в ст. 85 предусматривает и такой вид помилования, как замена наказания более мягким.

При написании ходатайства осужденный должен помнить, что он не единственный, кто обращается с подобной просьбой. Поэтому нужно стараться писать разборчиво, достаточно крупными буквами и не слишком длинно.

В своей работе А.С. Михлин дает некоторые рекомендации для тех, кто обращается с просьбой о помиловании своих близких, находящихся в местах лишения свободы Михлин А.С. Помилование в Российской Федерации. - М.: «Информация, консультация, содействие». 2001. С. 38..

Прежде всего, следует знать, что любое обращение в обязательном порядке будет зарегистрировано и принято во внимание. Но лишь после получения ходатайства самого осужденного со всеми необходимыми материалами прошение родственников и близких будет приобщено к делу осужденного.

В своем обращении родственники и другие заинтересованные лица (к которым можно отнести и потерпевшего, желающего выразить свое отношение к помилованию) обязательно должны указать точные имя, отчество и фамилию осужденного, которого они просят помиловать, сообщить, где он отбывает наказание и за что. Подробно описывать совершенное преступление не следует, для этого имеется приговор суда. Если пишут родственники, членом семьи которых осужденный является (мужем, сыном, отцом), то следует написать о том, как повлияло его осуждение на жизнь семьи.

В прошении можно перечислить заслуживающие внимания достоинства осужденного, указать на обстоятельства, в связи с которыми осужденный может быть помилован.

Правом обращаться с просьбой о помиловании обладают также трудовые и учебные коллективы, членом которых являлся осужденный, общественные объединения, в которых он состоял до совершения преступления.

Родственникам и другим лицам, направляющим ходатайства о помиловании, следует поинтересоваться, отправлены ли материалы о помиловании из колонии, где содержится осужденный.

Тем не менее, никто не ограничивает право пожизненно осужденного обратиться с просьбой о помиловании в любое время, все вышеприведенные рекомендации действуют и в их отношении. Наказание может быть снижено при наличии заслуживающих внимание обстоятельств.

Подводя итоги данного параграфа, следует сказать, что порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации законодательно закреплен в Положении. Но по мнению некоторых авторов Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500, имеет существенные пробелы в регулировании этого вопроса, и один из них - отсутствие механизма применения помилования к осужденным военнослужащим Проект Федерального Закона о помиловании. Закон, 2002, № 3. С. 135-140.. Проект Закона о помиловании восполняет этот пробел, посвящая этому вопросу отдельную главу.

Также здесь необходимо обозначить еще одну точку зрения на обращение с ходатайством о помиловании, представленной в диссертации Ю.В. Саженкова Саженков Ю.В. Правовое регулирование помилования в российском законодательстве (уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы). Диссертация. 2005. Современная Гуманитарная Академия. . Он предлагает внести изменения в ст. 176 УИК РФ.

  • 1. Осужденный, его адвокат или законный представитель, а также близкие родственники осужденного вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Данные ходатайства подаются через администрацию исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание, которая вместе с ходатайством направляет мотивированное заключение о целесообразности (нецелесообразности) помилования.
  • 2. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденного, повторное направление ходатайства о помиловании допускается не ранее, чем через год, а осужденных к пожизненному лишению свободы - не ранее чем через пять лет, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
  • 3. Повторные ходатайства о помиловании, не подлежащие направлению в соответствии с частью второй настоящей статьи, по решению начальника учреждения и органа, исполняющего наказание, согласованному с прокурором, приобщаются к имеющим материалам о рассмотрении ранее поданного ходатайства о помиловании. О принятом решении сообщается лицу, подавшему ходатайство о помиловании, и осужденному. Решение начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, может быть обжаловано указанными выше лицами в суде.
  • 4. Порядок подготовки и направления администрацией исправительного учреждения ходатайства о помиловании положительно характеризующего осужденного, внесенного в соответствии с ч.5 ст.113 настоящего Кодекса, определяется Министерством юстиции Российской Федерации.

Жизненные обстоятельства у каждого человека складываются по-разному, но не все способны своевременно принимать правильные решения. Выбранный путь иногда вынуждает совершать преступления, за которыми следует наказание. Однако помилование позволяет бывшему заключенному стать законопослушным гражданином и начать жизнь с чистого листа.

Законодательно предусмотрено (ст.85 Уголовного Кодекса) освобождение осужденного. Помилование – это своего рода акт милосердия, который утверждает только глава государства, не зависимо от того, какое преступление было совершенно.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении конкретной личности. Принятое решение не распространяется на всех остальных заключенных и требует исполнения ряда мероприятий.

Прошение о помиловании Президенту России (образец можно скачать здесь) может быть передано главе государства как через администрацию тюремного учреждения, так и через родственников или правозащитника.

После детального рассмотрения ходатайства может быть принято одно из таких решений, как:

  • освобождение заключенного от отбывания оставшейся части назначенного судом срока;
  • сокращение срока отбывания наказания на определенный период;
  • изменение меры пресечения свободы – назначение более лояльного наказания (например, смертная казнь может быть заменена лишением свободы на срок определенной продолжительности);
  • снятие судимости;
  • освобождение заключенного от наказания, которое ему назначено дополнительно. Возможно при условии, если наказание еще не приведено в исполнение.

Документ о помиловании проходит довольно длинный и тернистый путь прежде, чем попадет на подпись главе государства.

Прошение отправляется на рассмотрение в следующие инстанции:

  1. администрацию исправительного учреждения;
  2. инспекцию, курирующую подобные места изоляции;
  3. комиссию, результаты проверки которой являются окончательными;
  4. руководству местной администрации, которое перенаправляет прошение непосредственно в аппарат главы государства.

В каких случаях преступник может быть помилован

Ходатайство оформляется в письменной форме, по образцу. К документу администрация исправительного учреждения обязана прикрепить характеристику на конкретного осужденного, где указывается информация о его поведении в наблюдаемый период, отношение к учебе и общественно-полезному труду. Уточняется также, насколько у заключенного изменилось мнение в отношении совершенного им преступления.

Осуществление помилования происходит с учетом таких факторов, как:

  • тяжесть совершенного преступления;
  • наличие факта возмещения материального ущерба другим лицам за совершенное преступление;
  • применение в более ранние периоды акта амнистии;
  • продолжительность назначенного срока наказания и сколько времени осужденный провел в стенах исправительного учреждения. Должна пройти как минимум половина назначенного судом срока;
  • отсутствие дополнительных сроков судимости (применимо только для тех, кому назначено условное осуждение).

Помилование осуществляется после пересмотра личного дела заключенного.

Положительное решение может быть принято главой государства по таким мотивам, как:

  1. ухудшение состояния здоровья у осужденного;
  2. выслуга перед отечеством;
  3. появление фактов, которые не были учтены при проведении расследования;
  4. личная привязанность либо же благодарность;
  5. ходатайство подают значимые в государстве люди или общественности.

Внимание! Если прошение подает заключенный, то он должен в мельчайших подробностях описать обстоятельства своего дела и обосновать причину, по которой он просит помилование.

При каких обстоятельствах преступник не может быть помилован

Как уже говорилось выше, помилование в РФ осуществляет глава государства. Личность и история его жизни подлежат детальному изучению и анализу, что позволяет установить истину и разобраться в ситуации.

Однако не всем заключенным целесообразно подавать прошение, поскольку учитываются такие факторы, как:

  • нарушения закона в период испытательного срока человеком, осужденным условно;
  • многократное нарушение общественного порядка в исправительных учреждениях;
  • условно-досрочное освобождение в предыдущие периоды отбывания наказания;
  • амнистирование в более ранние периоды;
  • освобождение актом помилования ранее за совершенное преступление;
  • смягчение меры пресечения осужденного иными решениями.

Просьба о помиловании осужденного может быть инициирована следующими лицами:

  1. матерью;
  2. общественностью;
  3. самим заключенным.

Особого внимания заслуживает ходатайство, оформленное матерью. Подобное прошение о помиловании выступает своеобразным «зовом отчаяния», которое, при рассмотрении, выделяют, как приоритетное.

Желание любящей матери освободить своего ребенка (несмотря на то, какое преступление было совершено) из мест заключения практически всегда завершалось принятием положительного решения. Однако в последние годы эффективность таких прошений, хоть и незначительно, но снизилась.

Стоит учесть тот факт, что если в своем прошении о помиловании мать пишет о наличии проблем со здоровьем, то в обязательном порядке необходимо к заявлению прикрепить все справки, подтверждающие данный факт. Такие ходатайства рассматриваются в первую очередь, особенно, если ребенок, пребывающий в местах лишения свободы, является ее единственным наследником.

Не меньшего внимания заслуживают ходатайства, оформленные общественностью. Подобное прошение от общества (группы граждан) изучается с учетом мнения неравнодушных людей, даже если по всем криминальным критериям осужденный признан виновным. Ведь нередки случаи, когда совершенное убийство является следствием самозащиты.

Кто может решить вопрос о помиловании

Акт милосердия (помилование) в РФ подписывает только глава государства. Процедура помилования предполагает проведения ряда мероприятий, результатом которых выступает принятие решения об освобождении либо же о смягчении меры пресечения, назначенной судом ранее.

Подобные процедуры предусмотрены как в Конституции государства, так и в Уголовном Кодексе РФ. Во многих случаях, при рассмотрении ходатайства, приходится в учет принимать не только аспекты уголовного права, но и конституционные права граждан.

Важно! Каждый заключенный имеет право подать прошение главе государства о помиловании.

Прошение, оформленное в письменном виде, подается на рассмотрение в установленные законодательством органы власти. К заполнению документа нет никаких требований, а просьба излагается в свободной форме. Никаких бланков и образцов не имеется.

Одного прошения недостаточно для того, чтобы в результате было принято положительное решение. В документе должны быть указаны достаточно веские причины, указывающие на невиновность осужденного либо же на его примерное поведение и раскаяние. В дополнение можно приложить к прошению и материнское ходатайство, что в разы увеличит шансы благоприятного исхода дел.

Не только ходатайство о помиловании, но и прочие прилагаемые документы должны быть составлены грамотно, без каких-либо ошибок.

В прилагаемой к документу анкете заключенного необходимо указать следующую информацию:

  • паспортные данные (гражданство, прописка, место и дата рождения и т. п.);
  • занимаемая должность и место работы до заключения;
  • наличие предыдущих судимостей (если таковые имеются);
  • информация о решении суда;
  • подлежал ли заключенный амнистии, досрочному освобождению либо же помилованию ранее;
  • семейное положение;
  • информация о том, принимал ли осужденный участие в военных конфликтах;
  • перечень прочих обстоятельств, которые могут повлиять на принятие решения.

Помилование – это не амнистия

Многие не знают, кто осуществляет помилование в РФ, и ошибочно путают данную процедуру с амнистией. На самом деле оба решения имеют юридическую силу, но объектом амнистии выступает группа людей. А вот прошение о помиловании рассматривается по отношению к конкретному заключенному.

Под амнистию могут попасть лица с любыми правонарушениями, не зависимо от того, на какой стадии судопроизводства находится дело. Помилование же возможно при условии, что заключенный, на момент подачи прошения, уже отсидел половину назначенного срока.

Амнистия дает право заключенному покинуть стены исправительного учреждения не зависимо от того, стремился он к этой цели или нет. Однако его согласие на свершение такого решения все же требуется. Помилование Президента предполагает подачу ходатайства с соответствующей просьбой.

Решение и по одному, и по второму документу принимает глава государства. Только если помилование является окончательным решением Президента, то амнистия требует еще дополнительную резолюцию уполномоченных судебных органов. Помилование позволяет снять с осужденного судимость полностью, амнистия же предполагает лишь освобождение из мест заключения свободы.

В заключение

Как бы там ни было, нарушение закона всегда влечет за собой наказание, которое предполагает проведение ряда мероприятий: арест – судебное заседание – отбывание срока в исправительном учреждении. Незнание того факта, кто осуществляет помилование в государстве, не освобождает от ответственности правозащитников, которые до последнего обязаны отстаивать во всех инстанциях правоту и невиновность своего подзащитного.