Статистика чс за последние 10 лет. Статистика стихийных бедствий. Стадии чрезвычайных ситуаций. Классификация чс и их поражающих факторов
(литосферные явления);
Основные причины природных катастроф:
- выброс энергии в геологических слоях земли (атмосфере, литосфере, ионосфере, гидросфере), связанный с гравитацией, изменением температуры или земным вращением;
- воздействие человека на природу (развитие мировой , недостаточная оценка результатов вмешательства, некачественный прогноз наступления чрезвычайной ситуации, недостаточные действия по ее ликвидации);
- военные, политические и социальные конфликты.
Исследования катастроф в Смитсоновском институте США
Природные катаклизмы (1947–1970 год) | Количество погибших, чел. |
Циклоны, штормы и тайфуны | 760 000 |
190 000 | |
180 000 | |
Мощные грозы, вулканические извержения, цунами | 62 000 |
Всего | 1 192 000 |
Статистика стихийных бедствий в мире показывает среднегодовое количество жертв – 50 тыс. человек.
Процентное соотношение природных катаклизмов, происходящих в мире:
Природное явление | % от общей доли катастроф |
Наводнения с затоплениями территорий | 40 |
Разрушительные тропические циклоны | 20 |
Землетрясения разных амплитуд | 15 |
Засухи в пустынных регионах | 15 |
Остальные | 10 |
Результаты последних исследований показали, что статистика стихийных бедствий меняется в сторону стремительного увеличения природных катастроф. В 2010 году стихии погубили 304 тыс. человек. Это самый высокий показатель с 1976 года:
- январь 2010 – землетрясение на Гаити. Жертвами стали 222 тыс. человек;
- лето 2010 – аномальная жара в России. Погибло 56 тыс. человек;
- наводнение в Китае и Пакистане. Жертвами стали более 6 тыс. человек.
И это без учета более мелких катастроф унесших жизни . В марте 2011 года у побережья острова Хонсю произошло землетрясение 8,9 баллов, породившее волны цунами высотой 10 м. Затопление вызвало и аварии на АЭС, распространение . В результате пострадало более 30 тыс. жителей Японии.
От ураганов, землетрясений, наводнений и эпидемий за последние 10 лет в мире пострадало 2,7 млрд. человек. Из них 622 тыс. человек ушли из жизни. На графике показана динамика роста количества катастроф в мире, с некоторой тенденцией снижения за 5 лет (с 2010 по 2015 год).
Природные катастрофы 2016 года
В 2016 году статистика стихийных бедствий выглядит следующим образом:
- 6 февраля – землетрясение на Тайвани. 166 человек погибли, 422 – пострадали;
- 14–17 апреля – землетрясение в провинции Кумамото (Япония). 148 жертв, ранены 1,1 тыс. человек;
- 16 апреля – землетрясение в Эквадоре. 692 жертвы, более 50 тыс. ранено;
- 14–20 мая на Шри-Ланке дожди, наводнение, оползни. 200 погибших и пропавших без вести. Всего пострадало 450 тыс. человек;
- 18 июня – в Карелии группа детей спускалась по реке и попала в шторм. Погибло 14 человек;
- июнь – наводнение в Китае. 186 жертв, пострадали 32 млн. человек;
- 23 июня – наводнение в США. Погибло 24 человека;
- 6–7 августа – наводнение и оползни в Македонии. 20 человек погибли, десятки ранены;
- 24 августа – землетрясение в Италии. Погибло 295 человек.
Меры по защите населения в чрезвычайных ситуациях
Если правительство принимает адекватные меры для населения, то статистика стихийных бедствий показывает менее негативные последствия для жителей страны (региона). Особенно это касается мест, в которых периодически происходят негативные природные явления. Так периодическим разливам рек подвержены прибрежные поселения, а риск тропического циклона нередко возникает у островных государств.
Прогнозировать циклон возможно, получая снимки со спутников. Можно определить примерное место и время события. Определить время выхода торнадо можно за 36 часов. Есть методы уменьшения силы урагана, используя засев облаков йодистым серебром. В преддверии циклона в США предупреждают население. Люди, живущие в зоне риска, стремятся заранее укрепить прибрежную зону дамбами и посадками деревьев, создают убежища с запасами продовольствия.
Если рассматривать влияние природных катастроф по регионам, то просматривается такая тенденция: более развитые страны несут в процентном соотношении больше материальных потерь, чем человеческих. В экономически бедных странах – обратная тенденция.
Государства, вложившие в свои объекты значительные средства, стремятся защитить их от природных катаклизмов, используя новейшие технологии для вычисления места, времени и тяжести явления.
Особенно показательны в этом смысле наводнения, уносящие в слаборазвитых в экономическом отношении странах тысячи жизней. Плодородные почвы, удобряемые регулярными разливами рек, привлекают людей обосноваться в прибрежной зоне, как например, в густонаселенной Индии, а регулярные разливы поглощают результаты труда и самих людей.
Произошло много природных катаклизмов за последние 3 года: разрушены дома, пострадали люди. Нередко информация о приближающемся природном явлении доносится до населения оперативно, но кто-то надеется на «авось», а некоторые пытаются снять на видеокамеру приближающийся торнадо. В итоге пресловутый «человеческий фактор» играет злую шутку, и увеличивает количество жертв.
Техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-бытового и культурного назначения за 10 месяцев 2011 г. (134958 пожаров) произошло на 7,9% меньше, чем за аналогичный период 2010 г. (146578 пожаров) и на 27% ниже среднемноголетних значений данного периода(185385 пожаров). Погибло 9127 человек, что на 10% меньше, чем в 2010 г. (10168 чел.).
За 10 месяцев 2011 г. зарегистрированы три случая крупных пожаров в учреждениях социальной сферы (за аналогичный период 2010 года - 3 случая) в том числе с пребыванием маломобильных групп населения:
03 августа 2011 года, Красноярский край, д. Осиновый Мыс - пожар в участковой больнице (22 пострадавших);
10 февраля 2011 года, Пермский край, г. Пермь - пожар на оптовом торговом складе (16 погибших, 18 пострадавших);
08 января 2011 года, Новосибирская область, г. Новосибирск - пожар в общежитии ЖКХ Мэрии (2 погибших, 7 пострадавших).
Количество взрывов сетевого и баллонного газа (за 10 месяцев 2011 года 19 происшествий) уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года(31 происшествие), на уровне среднемноголетних значений (20 происшествий. Наибольшее количество случаев зарегистрировано в Центральном (38%), Северо-Кавказском (29%), Южном (10%) федеральных округах. Это связано со значительным износом домового газового оборудования и жилого фонда, практической утратой системы надзора за его состоянием, а так же несовершенством нормативно правовой базы, допускающей возможность приобретение и использования домового газового оборудования, у которого отсутствует система «газ контроль».
Количество дорожно-транспортных происшествий (за 10 месяцев 2011 г. - 164403 ДТП) на уровне аналогичного периода 2010 г. (164370 ДТП). При этом количество погибших при ДТП (за 10 месяцев 2011 г. - 22842 человек), увеличилось на 5,9% (за аналогичный период 2010 г. - 21575 человек), количество пострадавших (за 10 месяцев 2011 г. - 207215 человек), на уровне (за аналогичный период 2010 г. - 207023 человек). Тяжесть последствий ДТП (количество пострадавших на количество погибших) в 2011 г. составила 9,1 (в 2010 году 9,6).
Количество крупных (5 и более погибших, 10 и более пострадавших)дорожно-транспортных происшествий (КДТП) за 10 месяцев 2011 года составило 74 ед., что в 1,17 раз выше показателей аналогичного периода 2010 года (63 КДТП), и на 28% ниже среднемноголетних значений (103 КДТП). Количество пострадавших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году уменьшилось на 3,25%. Количество погибших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году выросло на 30,8% соответственно. По среднемноголетним данным наибольшее количество крупных ДТП происходит в Центральном ФО (27%), в 2011 г. наибольшее количество крупных ДТП произошло в Северо-Кавказском ФО (25%).
Количество чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (за 10 месяцев 2011 года 41 ЧС) выше показателей аналогичного периода 2010 года в 1,8 раз (23 ЧС), и выше среднемноголетних значений (31 ЧС) в 1,3 раза. Зарегистрировано 16 авиационных происшествий с авиацией общего назначения («малой авиацией»), что больше аналогичного периода 2010 г. - 10 ЧС в 1,6 раза, что в значительной степени связано с несовершенством нормативно-правовой базы в этой сфере, а также с низким уровнем контроля технического состояния малой авиации, с нарушениями правил выполнения полетов.
Количество погибших при авиационных катастрофах в 2011 году (152 чел.) увеличение в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (38 чел.), количество погибших на уровне среднемноголетних значений (152 чел.). Количество пострадавших при авиационных катастрофах за 10 месяцев 2011года (141 чел.) увеличение в 1,4 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (103 чел.) и выше среднемноголетних показателей (82 чел.) в 1,7 раз.
Наибольшее количество авиационных происшествий и катастроф произошло в Центральном ФО - 19%, Дальневосточном и Сибирском ФО - по 17%, при этом наибольшее количество ЧС с самолетами зарегистрировано в Центральном ФО (24%), а с вертолетами в Северо-Кавказском ФО 24%. Наибольшая аварийность - самолетов типа Ан-24, АН-2, Як-52, а вертолетов - МИ-8, Ми-2 и Робинсон.
Количество чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 г. (10 ЧС) уменьшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза (13 ЧС), и ниже среднемноголетних показателей (20 ЧС) в 2 раза.
Количество пострадавших в ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года (3 чел.) на уровне 2010 года (3 чел.), по сравнению со среднемноголетними значениями (22 чел.) уменьшение в 7,3 раза. В результате ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года погибло 6 человек, что в 6 раз выше показателей 2010 года (1 чел.) и ниже средне многолетних значений (7 чел.) в 1,1 раз.
Наибольшая аварийность на железнодорожном транспорте в 2011 году наблюдалась в Центральном ФО - 40%.
Основные причины аварийности: выработка ресурса подвижного и локомотивного парка; высокий уровень нарушений технологии производства ремонтных и регламентных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; отсутствие эффективных средств контроля исправности и деформации пути; большое количество опасных участков подверженных воздействию природные процессов и явлений (подтопления, оползни, осыпи, карст, снежные заносы, лавины).
На магистральных линиях железных дорог насчитывается 7398 опасных участков железных дорог, подверженных воздействию природных и природно-техногенных факторов (снежные заносы, оползни, лавины, сели, подмывы, размывы и подтопления железнодорожного полотна).
За 10 месяцев 2011 года произошло 6 чрезвычайных ситуаций на морских и речных пассажирских и грузовых судах и судах флота рыбной промышленности, что в 4 раза ниже среднемноголетних значений (25 ЧС), и в 1,3 раза ниже показателей аналогичного периода 2010 года (8 ЧС).
Количество пострадавших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 месяцев 2011 года (98 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (6 чел.) в 16 раз и ниже средне многолетних показателей в 1,2 раза (116 ЧС).
Количество погибших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 мес. 2011 года (131 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (20 чел.) в 6,5 раз, выше среднемноголетних значений (34 чел.) в 3,8 раз.
Наибольшая аварийность на водном транспорте отмечалась в Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном ФО (по 17% аварий от общего количества).
Самыми распространенными видами аварии стали посадка судна на мель - 33%, затопление 33%, а наиболее частой причиной аварий стала ошибка судовождения - 32%.
В 2011 году (за 10 месяцев) аварий на гидротехнических сооружениях не зарегистрировано (среднемноголетние значение - 3 аварии).
На территории Российской Федерации выявлено 8036 гидротехнических сооружений, не имеющих собственника (с начала 2011 г. количество бесхозяйных ГТС увеличилось на 9,5%). Наибольшее количество бесхозяйных ГТС зарегистрировано на территории Центрального ФО (39% от общего количества бесхозяйных ГТС), Приволжского (27%) и Южного ФО (18%). По состоянию на 01.10.2011г. выполняются мероприятия по ликвидации 26 бесхозяйных ГТС (Республика Башкортостан - 1; Республика Калмыкия - 2; Оренбургская область - 15; Тамбовская область - 7; Тверская область - 1); ликвидировано 418 бесхозяйных ГТС (наибольшее количество на территории Южного ФО - 174 и Сибирского ФО - 154).
Наибольшее количество ГТС, требующих капитального ремонта и реконструкции находится на территории Приволжского (31%), Южного (23%) и Центрального (18%) федеральных округов, требующих ликвидации - на территории Сибирского (34%) и Уральского (31%) федеральных округов.
В 2011 г. за 10 месяцев зарегистрировано 2 ЧС на магистральных трубопроводах (нефтепроводах и газопроводах), что ниже показателя за аналогичный период 2010 года (7 ЧС) в 3,5 раза и в 18 раз ниже среднемноголетних значений (36 ЧС). Наиболее подверженными к авариям данного типа являются Центральный (50%) и Уральский (50%) федеральные округа. Основными причинами аварий на магистральных газопроводах являются - механические повреждения подземных путепроводов, коррозионные повреждения наружных путепроводов, взрывы при розжиге газозапускающих установок и повышение давления после газораспределительных пунктов. Основными причинами аварий на магистральных нефтепроводах являются - несанкционированная врезка, износ и коррозия металла, механические повреждения путепроводов. Особую опасность представляют участки пересечения магистральных трубопроводов с автомобильными и железными дорогами, наибольшее количество таких участков - на территории Пермского края, Республики Башкортостан, Нижегородской области (Приволжский ФО), Свердловской области (Уральский ФО), Ненецкого АО (Северо-Западный ФО), Калужская область (Центральный ФО) и Республики Дагестан (Северо-Кавказский ФО).
В 2011 г. (за 10 месяцев) было зарегистрирована 1 ЧС на коммунальных системах жизнеобеспечения, что ниже показателей 2010 года (7 ЧС) в 7 раз, и в 20 раз ниже среднемноголетнего значения (20 ЧС). Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в Приволжском ФО - 100%. Одной из основных причин аварий является износ основных фондов тепловых, водопроводных и канализационных сетей. По состоянию на сентябрь 2011 г. изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 80% (12 ТЭЦ) отмечается на территории Сибирского ФО (Алтайский край - г. Бийск, Республика Хакасия - г. Абаза, Республика Тыва - г. Кызыл, Забайкальский край - пос. Первомайский, пос. Приаргунск, пос. Шерловая Гора); Южного ФО (Республика Дагестан - г. Махачкала); Центрального ФО (Тверская область - г. Вышний Волочек, Смоленская область - г. Смоленск, п. Верхнеднепровский, Костромская область - г. Шарья; г. Москва). На территории Российской Федерации имеется ряд крупных ТЭЦ, с высоким износом и не имеющих резервного генерирующего оборудования. По состоянию на аналогичный период прошлого года изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 85% отмечалась на 17 ТЭЦ Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального ФО. Из них не имели резервного генерирующего оборудования 5 крупных ТЭЦ в Красноярском крае, Республике Башкортостан, Тюменской и Оренбургской областях.
На электроэнергетических системах за 10 месяцев 2011 года произошло 6 ЧС, что ниже среднемноголетних значений (13 ЧС) в 2,2 раза и выше показателей аналогичного периода 2010 года (4 ЧС) на 50%. Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском ФО (50%) и Центральном ФО (16%). Одной из основных причин аварий является износ основных фондов электросетей и трансформаторных подстанций. Продолжается рост аварий на ЛЭП, причиной которых является падения деревьев.
Справочно: Федеральным законом №143 от 22 июля 2008 г. были внесены изменения в Лесной Кодекс РФ о использовании лесов для вырубки деревьев и кустарников без предоставления лесных участков в целях создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач и других линейных объектов. Таким образом, были устранены нормативно-правовые препятствия для более эффективной работы по предупреждению обрывов ЛЭП и аварий на ТП. Однако количество обрывов ЛЭП по причине падения деревьев из лесного массива на провода продолжает увеличиваться. Наибольшие увеличения аварий на ЛЭП отмечаются на территории обслуживания следующих субъектов энергетики: ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «МРСК Северо-Запада».
За 10 месяцев 2011 года произошло 5 чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушением зданий и сооружений (за аналогичный период 2010 года - 0 ЧС). По сравнению со среднемноголетним количеством (8 ЧС), произошло уменьшение в 1,6 раз.
Наибольшее количество ЧС отмечалась в Центральном и Дальневосточном ФО (по 40%). По среднемноголетним данным основными причинами ЧС данного вида являются: снеговые нагрузки на крыши, ветхость зданий, ремонтные работы и демонтаж, физическая усталость конструкций.
Годовые колебания количества нарушений на АЭС, находятся в пределах статистической нормы.
Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного и техногенного происхождения. На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 ЧС, связанных с производственной деятельностью человека. Доля ЧС природного и техногенного характера на рисунке 4.
Рисунок 4 - Доля ЧС природного и техногенного характера
Рост производственных аварий и катастроф, стихийных бедствий последних лет создает чрезвычайные ситуации (ЧС) с тяжелыми последствиями для жизни людей и усугубляет экологическую обстановку. Так за десять месяцев 2009г. на территории РФ произошло 932 ЧС различного характера. Более чем в 3 раза увеличилось число террористических актов, в результате которых пострадало 382 человека, 42 погибло. Наибольшее число ЧС возникло в Дальневосточном, Северо-Западном, Центральном и Южном регионах. В бедствиях и катастрофах пострадало свыше 50 тыс. человек, спасено более 11 тыс. граждан России. Самое тревожное - динамика роста ЧС, особенно техногенного характера.
Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести. Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно в настоящее время также от разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных войн. Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших - 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%.
Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. В связи с этим важное социальное значение имеют профилактика, прогнозирование, заблаговременная подготовка к ликвидации последствий ЧС. Для успешного решения этих задач необходимо знание характеристик стихийных бедствий, аварий и катастроф, современных средств поражения, особенностей зон ЧС, и очагов поражения. Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.
Статистические данные о чрезвычайных ситуациях
Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций
Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.
ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:
– ЧС природного характера;
– ЧС техногенного характера;
– ЧС биолого-социального характера;
– ЧС военного характера
По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:
– локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);
– муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или одной из частей территории города);
– межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию);
– региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);
– межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);
– федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).
– Трансграничная (зона ЧС выходит за пределы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС)
Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 ᴦ. №304 (см. табл. 1).
К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ
Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Наименование ЧС | Критерии оценки ЧС | Силы и средства для ликвидации ЧС | ||
масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) | либо | |||
количество постра-давших человек, (Ч) | размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М) | |||
1. Локаль-ная | объекта | не более 10 | не более 0,1 | организация (объекта) по указанию руководителя работ |
2. Местная | одного поселения или внутри городской территории города | не более 50 | не более 5,0 | Органов местного самоуправления |
3. Межму-ниципаль-ная | двух и более поселений или внутри городских территорий | не более 50 | не более 5,0 | Органов исполнительной власти субъекта РФ |
4. Региональ-ная | одного субъекта РФ | 50<Ч<500, | 5<М<500 | Органов исполнительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством |
5.Межреги-ональная | двух и более субъектов РФ | 50<Ч<500 | 5<М<500 | Органов исполнительной власти субъектов РФ региональных центров |
6.Феде-ральная(трансграничная) | (выходит за пределы РФ, либо затрагивает территорию РФ при ЧС за рубежом) | Более 500 | Более 500 | По решению Правительства РФ |
Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как:
Крушения поездов (столкновения и сходы пассажирских и грузовых поездов в результате которых погиб один и более человек или получили телесные повреждения пять и более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Аварии (столкновения и сходы грузовых поездов или сходы ж/д подвижного состава, при которых погиб человек или получили телесные повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадали менее 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек);
Происшествия (связанные с движением по ж/д путям и столкновениями поездов с автотракторной техникой, в результате которых погиб человек или получили повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Происшествия на ж/д переездах (различные столкновения, при которых погиб или получил повреждения человек или тяжкие телесные повреждения пять и более человек; возникла ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (классифицируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 ᴦ. №1094).
Основание. Приказ Минтранса России от 25.12.2006 ᴦ. №163
- ЧС, вызванные стихийными бедствиями (чисто природного характера)1
- ЧС, вызванные выбросом (утечкой) опасных веществ в окружающую среду в результате аварий на радиационно-, химически-, бактериологически опасных объектах (аварии на АЭС, объектах, связанных с АХОВ, бактериологическими и др. опасными средствами). Эти ЧС бывают как техногенного, так и вторичного природного характера.
- ЧС, вызванные взрывами, пожарами и их последствиями (как техногенного, так и природного характера)
- ЧС, вызванные авариями на транспортных коммуникациях (аварии на ж.д., воздушном, автомобильном, водном транспортах; аварии на трубопроводах, энергосетях и т.п.) Подобные ЧС бывают как техногенного, так и природного характера.
- ЧС, вызванные факторами военно-политического характера.
Особенности ЧС при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:
1. ЧС, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).
2. ЧС, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (ᴛ.ᴇ. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).
3. ЧС, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.
Эти и другие ЧС в отличие от техногенных и природных:
Планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и в связи с этим имеют изощренный характер (к примеру, тер. акты);
Они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;
Развитие средств и способов поражения всегда опережает средства и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителем с этой ситуации.
Критерии оценки ЧС . Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или радиуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или общественным потрясением; отдаленными физическими, психическими, генетическими и иными последствиями; экологическими последствиями; материальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и сооружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжительностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.
Причины возникновения ЧС . Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техногенные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъективными факторами, ᴛ.ᴇ. производными от человеческой деятельности. Οʜᴎ могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:
– просчеты при проектировании (в политике);
– недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);
– отступления от проектов и некачественное строительство;
– непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);
– нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино (спуск с горки цистерны с АХОВ с чрезмерной скоростью). И взрыв в Арзамасе(перевозка тротила совместно с капсюлями-детонаторами в одном поезде без прикрытия).
– Недисциплинированность.
Характеристики крупных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ. представлены в табл.3.2, 3.3 и 3.4 .
Таблица 3.2. ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Год | Количество ЧС | Всего | Кол-во пострадавших, тыс. чел | Кол-во погибших, чел | ||
техногенных | природных | биолого-социальных и др. | ||||
нет данных | более 25 | |||||
нет данных | около 7 | |||||
более 18 | ||||||
более 51 | ||||||
более 57 | ||||||
более 18 | ||||||
около 83 | ||||||
более 112 | ||||||
более 218 | ||||||
более 311 | ||||||
За 10 лет | более 900 | |||||
% | 70,6 | 21,6 | 7,8 | более 98,1 | менее 1,9 |
Таблица 3.3. Распределение техногенных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Таблица 3.4. Распределение природных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Анализ данных ЧС за десятилетие позволяет сделать некоторые выводы. Ежегодное число ЧС в среднем составило порядка 1200, при этом большая часть приходилась на техногенные ЧС (70,6%). Соотношение техногенных ЧС к природным составляло 3,3: 1, а количество пострадавших к погибшим составляло 51:1. Среди техногенных ЧС до 49 % составляли пожары и взрывы, а аварии и катастрофы на автодорогах составляли 17,4 %. В ЧС природного характера наибольшее число было наводнений и затоплений (34% от всех ЧС), а второе место занимали ураганы, бури, смерчи (19%).
Сравнительная характеристика ЧС за 2008-2009 гᴦ. приведена в табл. 3.5.
Таблица 3.5. Характеристики ЧС в России в 2008-2009 гᴦ.
Количество техногенных ЧС в 2009 ᴦ. по сравнению с 2008ᴦ. уменьшилось на 86,52 % (с 1966 в 2008 ᴦ. до 265 в 2009ᴦ.), число погибших от них людей снизилось на 83,66%, а пострадавших – на 19,6%. Количество природных ЧС в 2009ᴦ. По сравнению с 2008 ᴦ. Уменьшилось на 8,55 % (с 152 в 2008ᴦ. до 139 в 2009ᴦ.),а биолого-социальных ЧС снизилось с 36 в 2008ᴦ. до 21 в 2009ᴦ.
В заключении данного раздела крайне важного уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности, вида аварий, масштаба, особенностей объекта͵ города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, ᴛ.ᴇ. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).
Ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессионализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого крайне важно научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населения и природной среды от всех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защиты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом системы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Как решать защитные мероприятия и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих разделах учебника.
Статистика чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера в России
Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера Последние десятилетия были отмечены критическим ростом уязвимости нашего общества к природным и техногенным катастрофам: число пострадавших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6 %, а в России ежегодно аварии и катастрофы уносят более 50 тысяч человеческих жизней, приводя к увечьям у более 250 тысяч человек. Это обусловлено четырьмя основными причинами: ростом населения и урбанизацией, возведением объектов повышенного риска (транспортных магистралей, химических предприятий и т.п.), изменением окружающей среды, способствующей активизации катастрофических процессов, отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними. 75 % всех чрезвычайных ситуаций (ЧС) в нашей стране носит техногенный характер, 20% - природный и менее 1% бедствий связано с терактами, а ежегодный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций оценивается примерно в 100 миллиардов рублей, а с учетом косвенных потерь эта цифра достигает 450-500 миллиардов рублей. В 2008 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Отмечено увеличение количества аварий с внезапным обрушением производственных зданий - с 7 в 2007 г. до 12 в 2008 г.; аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - с 12 в 2007 г. до 17 в 2008 г.; аварий со взрывами в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 24 в 2007 г. до 30 в 2008 г. По-прежнему наибольшее количество людей гибнет в техногенных ЧС, связанных с крупными пожарами в зданиях жилого сектора (3 628 чел. в 2008 г., 4 150 чел. в 2007 г.). В чрезвычайных ситуациях (ЧС), связанных с ДТП с тяжкими последствиями, в 2008 г. погибло 498 чел., в 2007 г. - 568 человек.
Число погибших в авиационных катастрофах в 2008 г. увеличилось почти вдвое - с 71 чел. в 2007 г. до 140 чел. в 2008 г.
Увеличение количества погибших произошло также при ЧС, связанных с: крупными пожарами на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов - с 31 чел. в 2007 г. до 45 чел. в 2008 г.; обрушением зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения - с 14 чел. в 2007 г. до17 чел. в 2008 г.; внезапным обрушением производственных зданий, сооружений и пород - с 24 чел. в 2007 г. до 28 чел. в 2008 г.; авариями на грузовых и пассажирских судах - с 29 чел. в 2007 г. до 31 чел. в 2008 г. Увеличилось количество пострадавших при: авариях, крушениях грузовых и пассажирских поездов - с 2 чел. в 2007 г. до 33 чел. в 2008 г.; внезапных обрушениях производственных зданий, сооружений и пород - с 10 чел. в 2007 г. до 32 чел. в 2008 г.; взрывах в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 192 чел. в 2007 г. до 306 чел. в 2008 г.; авариях на грузовых и пассажирских судах - с 98 чел. в 2007 г. до 144 чел. в 2008 г.