Статистика чс за последние 10 лет. Статистика стихийных бедствий. Стадии чрезвычайных ситуаций. Классификация чс и их поражающих факторов

(литосферные явления);

  • пыльные бури, оползни, сели, (геологические явления);
  • торфяные и ;
  • бури, ураганы, торнадо (атмосферные явления);
  • жара, холод, засуха, град (метеорологические явления);
  • циклоны, тайфуны, ранний ледостав на реках (гидросферные явления).
  • Основные причины природных катастроф:


    • выброс энергии в геологических слоях земли (атмосфере, литосфере, ионосфере, гидросфере), связанный с гравитацией, изменением температуры или земным вращением;
    • воздействие человека на природу (развитие мировой , недостаточная оценка результатов вмешательства, некачественный прогноз наступления чрезвычайной ситуации, недостаточные действия по ее ликвидации);
    • военные, политические и социальные конфликты.

    Исследования катастроф в Смитсоновском институте США

    Природные катаклизмы (1947–1970 год) Количество погибших, чел.
    Циклоны, штормы и тайфуны 760 000
    190 000
    180 000
    Мощные грозы, вулканические извержения, цунами 62 000
    Всего 1 192 000

    Статистика стихийных бедствий в мире показывает среднегодовое количество жертв – 50 тыс. человек.

    Процентное соотношение природных катаклизмов, происходящих в мире:

    Природное явление % от общей доли катастроф
    Наводнения с затоплениями территорий 40
    Разрушительные тропические циклоны 20
    Землетрясения разных амплитуд 15
    Засухи в пустынных регионах 15
    Остальные 10

    Результаты последних исследований показали, что статистика стихийных бедствий меняется в сторону стремительного увеличения природных катастроф. В 2010 году стихии погубили 304 тыс. человек. Это самый высокий показатель с 1976 года:

    • январь 2010 – землетрясение на Гаити. Жертвами стали 222 тыс. человек;
    • лето 2010 – аномальная жара в России. Погибло 56 тыс. человек;
    • наводнение в Китае и Пакистане. Жертвами стали более 6 тыс. человек.

    И это без учета более мелких катастроф унесших жизни . В марте 2011 года у побережья острова Хонсю произошло землетрясение 8,9 баллов, породившее волны цунами высотой 10 м. Затопление вызвало и аварии на АЭС, распространение . В результате пострадало более 30 тыс. жителей Японии.

    От ураганов, землетрясений, наводнений и эпидемий за последние 10 лет в мире пострадало 2,7 млрд. человек. Из них 622 тыс. человек ушли из жизни. На графике показана динамика роста количества катастроф в мире, с некоторой тенденцией снижения за 5 лет (с 2010 по 2015 год).

    Природные катастрофы 2016 года

    В 2016 году статистика стихийных бедствий выглядит следующим образом:

    • 6 февраля – землетрясение на Тайвани. 166 человек погибли, 422 – пострадали;
    • 14–17 апреля – землетрясение в провинции Кумамото (Япония). 148 жертв, ранены 1,1 тыс. человек;
    • 16 апреля – землетрясение в Эквадоре. 692 жертвы, более 50 тыс. ранено;
    • 14–20 мая на Шри-Ланке дожди, наводнение, оползни. 200 погибших и пропавших без вести. Всего пострадало 450 тыс. человек;
    • 18 июня – в Карелии группа детей спускалась по реке и попала в шторм. Погибло 14 человек;
    • июнь – наводнение в Китае. 186 жертв, пострадали 32 млн. человек;
    • 23 июня – наводнение в США. Погибло 24 человека;
    • 6–7 августа – наводнение и оползни в Македонии. 20 человек погибли, десятки ранены;
    • 24 августа – землетрясение в Италии. Погибло 295 человек.

    Меры по защите населения в чрезвычайных ситуациях

    Если правительство принимает адекватные меры для населения, то статистика стихийных бедствий показывает менее негативные последствия для жителей страны (региона). Особенно это касается мест, в которых периодически происходят негативные природные явления. Так периодическим разливам рек подвержены прибрежные поселения, а риск тропического циклона нередко возникает у островных государств.

    Прогнозировать циклон возможно, получая снимки со спутников. Можно определить примерное место и время события. Определить время выхода торнадо можно за 36 часов. Есть методы уменьшения силы урагана, используя засев облаков йодистым серебром. В преддверии циклона в США предупреждают население. Люди, живущие в зоне риска, стремятся заранее укрепить прибрежную зону дамбами и посадками деревьев, создают убежища с запасами продовольствия.

    Если рассматривать влияние природных катастроф по регионам, то просматривается такая тенденция: более развитые страны несут в процентном соотношении больше материальных потерь, чем человеческих. В экономически бедных странах – обратная тенденция.

    Государства, вложившие в свои объекты значительные средства, стремятся защитить их от природных катаклизмов, используя новейшие технологии для вычисления места, времени и тяжести явления.

    Особенно показательны в этом смысле наводнения, уносящие в слаборазвитых в экономическом отношении странах тысячи жизней. Плодородные почвы, удобряемые регулярными разливами рек, привлекают людей обосноваться в прибрежной зоне, как например, в густонаселенной Индии, а регулярные разливы поглощают результаты труда и самих людей.

    Произошло много природных катаклизмов за последние 3 года: разрушены дома, пострадали люди. Нередко информация о приближающемся природном явлении доносится до населения оперативно, но кто-то надеется на «авось», а некоторые пытаются снять на видеокамеру приближающийся торнадо. В итоге пресловутый «человеческий фактор» играет злую шутку, и увеличивает количество жертв.

    Техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-бытового и культурного назначения за 10 месяцев 2011 г. (134958 пожаров) произошло на 7,9% меньше, чем за аналогичный период 2010 г. (146578 пожаров) и на 27% ниже среднемноголетних значений данного периода(185385 пожаров). Погибло 9127 человек, что на 10% меньше, чем в 2010 г. (10168 чел.).

    За 10 месяцев 2011 г. зарегистрированы три случая крупных пожаров в учреждениях социальной сферы (за аналогичный период 2010 года - 3 случая) в том числе с пребыванием маломобильных групп населения:

    03 августа 2011 года, Красноярский край, д. Осиновый Мыс - пожар в участковой больнице (22 пострадавших);

    10 февраля 2011 года, Пермский край, г. Пермь - пожар на оптовом торговом складе (16 погибших, 18 пострадавших);

    08 января 2011 года, Новосибирская область, г. Новосибирск - пожар в общежитии ЖКХ Мэрии (2 погибших, 7 пострадавших).

    Количество взрывов сетевого и баллонного газа (за 10 месяцев 2011 года 19 происшествий) уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года(31 происшествие), на уровне среднемноголетних значений (20 происшествий. Наибольшее количество случаев зарегистрировано в Центральном (38%), Северо-Кавказском (29%), Южном (10%) федеральных округах. Это связано со значительным износом домового газового оборудования и жилого фонда, практической утратой системы надзора за его состоянием, а так же несовершенством нормативно правовой базы, допускающей возможность приобретение и использования домового газового оборудования, у которого отсутствует система «газ контроль».

    Количество дорожно-транспортных происшествий (за 10 месяцев 2011 г. - 164403 ДТП) на уровне аналогичного периода 2010 г. (164370 ДТП). При этом количество погибших при ДТП (за 10 месяцев 2011 г. - 22842 человек), увеличилось на 5,9% (за аналогичный период 2010 г. - 21575 человек), количество пострадавших (за 10 месяцев 2011 г. - 207215 человек), на уровне (за аналогичный период 2010 г. - 207023 человек). Тяжесть последствий ДТП (количество пострадавших на количество погибших) в 2011 г. составила 9,1 (в 2010 году 9,6).

    Количество крупных (5 и более погибших, 10 и более пострадавших)дорожно-транспортных происшествий (КДТП) за 10 месяцев 2011 года составило 74 ед., что в 1,17 раз выше показателей аналогичного периода 2010 года (63 КДТП), и на 28% ниже среднемноголетних значений (103 КДТП). Количество пострадавших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году уменьшилось на 3,25%. Количество погибших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году выросло на 30,8% соответственно. По среднемноголетним данным наибольшее количество крупных ДТП происходит в Центральном ФО (27%), в 2011 г. наибольшее количество крупных ДТП произошло в Северо-Кавказском ФО (25%).

    Количество чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (за 10 месяцев 2011 года 41 ЧС) выше показателей аналогичного периода 2010 года в 1,8 раз (23 ЧС), и выше среднемноголетних значений (31 ЧС) в 1,3 раза. Зарегистрировано 16 авиационных происшествий с авиацией общего назначения («малой авиацией»), что больше аналогичного периода 2010 г. - 10 ЧС в 1,6 раза, что в значительной степени связано с несовершенством нормативно-правовой базы в этой сфере, а также с низким уровнем контроля технического состояния малой авиации, с нарушениями правил выполнения полетов.

    Количество погибших при авиационных катастрофах в 2011 году (152 чел.) увеличение в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (38 чел.), количество погибших на уровне среднемноголетних значений (152 чел.). Количество пострадавших при авиационных катастрофах за 10 месяцев 2011года (141 чел.) увеличение в 1,4 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (103 чел.) и выше среднемноголетних показателей (82 чел.) в 1,7 раз.

    Наибольшее количество авиационных происшествий и катастроф произошло в Центральном ФО - 19%, Дальневосточном и Сибирском ФО - по 17%, при этом наибольшее количество ЧС с самолетами зарегистрировано в Центральном ФО (24%), а с вертолетами в Северо-Кавказском ФО 24%. Наибольшая аварийность - самолетов типа Ан-24, АН-2, Як-52, а вертолетов - МИ-8, Ми-2 и Робинсон.

    Количество чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 г. (10 ЧС) уменьшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза (13 ЧС), и ниже среднемноголетних показателей (20 ЧС) в 2 раза.

    Количество пострадавших в ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года (3 чел.) на уровне 2010 года (3 чел.), по сравнению со среднемноголетними значениями (22 чел.) уменьшение в 7,3 раза. В результате ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года погибло 6 человек, что в 6 раз выше показателей 2010 года (1 чел.) и ниже средне многолетних значений (7 чел.) в 1,1 раз.

    Наибольшая аварийность на железнодорожном транспорте в 2011 году наблюдалась в Центральном ФО - 40%.

    Основные причины аварийности: выработка ресурса подвижного и локомотивного парка; высокий уровень нарушений технологии производства ремонтных и регламентных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; отсутствие эффективных средств контроля исправности и деформации пути; большое количество опасных участков подверженных воздействию природные процессов и явлений (подтопления, оползни, осыпи, карст, снежные заносы, лавины).

    На магистральных линиях железных дорог насчитывается 7398 опасных участков железных дорог, подверженных воздействию природных и природно-техногенных факторов (снежные заносы, оползни, лавины, сели, подмывы, размывы и подтопления железнодорожного полотна).

    За 10 месяцев 2011 года произошло 6 чрезвычайных ситуаций на морских и речных пассажирских и грузовых судах и судах флота рыбной промышленности, что в 4 раза ниже среднемноголетних значений (25 ЧС), и в 1,3 раза ниже показателей аналогичного периода 2010 года (8 ЧС).

    Количество пострадавших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 месяцев 2011 года (98 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (6 чел.) в 16 раз и ниже средне многолетних показателей в 1,2 раза (116 ЧС).

    Количество погибших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 мес. 2011 года (131 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (20 чел.) в 6,5 раз, выше среднемноголетних значений (34 чел.) в 3,8 раз.

    Наибольшая аварийность на водном транспорте отмечалась в Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном ФО (по 17% аварий от общего количества).

    Самыми распространенными видами аварии стали посадка судна на мель - 33%, затопление 33%, а наиболее частой причиной аварий стала ошибка судовождения - 32%.

    В 2011 году (за 10 месяцев) аварий на гидротехнических сооружениях не зарегистрировано (среднемноголетние значение - 3 аварии).

    На территории Российской Федерации выявлено 8036 гидротехнических сооружений, не имеющих собственника (с начала 2011 г. количество бесхозяйных ГТС увеличилось на 9,5%). Наибольшее количество бесхозяйных ГТС зарегистрировано на территории Центрального ФО (39% от общего количества бесхозяйных ГТС), Приволжского (27%) и Южного ФО (18%). По состоянию на 01.10.2011г. выполняются мероприятия по ликвидации 26 бесхозяйных ГТС (Республика Башкортостан - 1; Республика Калмыкия - 2; Оренбургская область - 15; Тамбовская область - 7; Тверская область - 1); ликвидировано 418 бесхозяйных ГТС (наибольшее количество на территории Южного ФО - 174 и Сибирского ФО - 154).

    Наибольшее количество ГТС, требующих капитального ремонта и реконструкции находится на территории Приволжского (31%), Южного (23%) и Центрального (18%) федеральных округов, требующих ликвидации - на территории Сибирского (34%) и Уральского (31%) федеральных округов.

    В 2011 г. за 10 месяцев зарегистрировано 2 ЧС на магистральных трубопроводах (нефтепроводах и газопроводах), что ниже показателя за аналогичный период 2010 года (7 ЧС) в 3,5 раза и в 18 раз ниже среднемноголетних значений (36 ЧС). Наиболее подверженными к авариям данного типа являются Центральный (50%) и Уральский (50%) федеральные округа. Основными причинами аварий на магистральных газопроводах являются - механические повреждения подземных путепроводов, коррозионные повреждения наружных путепроводов, взрывы при розжиге газозапускающих установок и повышение давления после газораспределительных пунктов. Основными причинами аварий на магистральных нефтепроводах являются - несанкционированная врезка, износ и коррозия металла, механические повреждения путепроводов. Особую опасность представляют участки пересечения магистральных трубопроводов с автомобильными и железными дорогами, наибольшее количество таких участков - на территории Пермского края, Республики Башкортостан, Нижегородской области (Приволжский ФО), Свердловской области (Уральский ФО), Ненецкого АО (Северо-Западный ФО), Калужская область (Центральный ФО) и Республики Дагестан (Северо-Кавказский ФО).

    В 2011 г. (за 10 месяцев) было зарегистрирована 1 ЧС на коммунальных системах жизнеобеспечения, что ниже показателей 2010 года (7 ЧС) в 7 раз, и в 20 раз ниже среднемноголетнего значения (20 ЧС). Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в Приволжском ФО - 100%. Одной из основных причин аварий является износ основных фондов тепловых, водопроводных и канализационных сетей. По состоянию на сентябрь 2011 г. изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 80% (12 ТЭЦ) отмечается на территории Сибирского ФО (Алтайский край - г. Бийск, Республика Хакасия - г. Абаза, Республика Тыва - г. Кызыл, Забайкальский край - пос. Первомайский, пос. Приаргунск, пос. Шерловая Гора); Южного ФО (Республика Дагестан - г. Махачкала); Центрального ФО (Тверская область - г. Вышний Волочек, Смоленская область - г. Смоленск, п. Верхнеднепровский, Костромская область - г. Шарья; г. Москва). На территории Российской Федерации имеется ряд крупных ТЭЦ, с высоким износом и не имеющих резервного генерирующего оборудования. По состоянию на аналогичный период прошлого года изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 85% отмечалась на 17 ТЭЦ Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального ФО. Из них не имели резервного генерирующего оборудования 5 крупных ТЭЦ в Красноярском крае, Республике Башкортостан, Тюменской и Оренбургской областях.

    На электроэнергетических системах за 10 месяцев 2011 года произошло 6 ЧС, что ниже среднемноголетних значений (13 ЧС) в 2,2 раза и выше показателей аналогичного периода 2010 года (4 ЧС) на 50%. Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском ФО (50%) и Центральном ФО (16%). Одной из основных причин аварий является износ основных фондов электросетей и трансформаторных подстанций. Продолжается рост аварий на ЛЭП, причиной которых является падения деревьев.

    Справочно: Федеральным законом №143 от 22 июля 2008 г. были внесены изменения в Лесной Кодекс РФ о использовании лесов для вырубки деревьев и кустарников без предоставления лесных участков в целях создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач и других линейных объектов. Таким образом, были устранены нормативно-правовые препятствия для более эффективной работы по предупреждению обрывов ЛЭП и аварий на ТП. Однако количество обрывов ЛЭП по причине падения деревьев из лесного массива на провода продолжает увеличиваться. Наибольшие увеличения аварий на ЛЭП отмечаются на территории обслуживания следующих субъектов энергетики: ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «МРСК Северо-Запада».

    За 10 месяцев 2011 года произошло 5 чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушением зданий и сооружений (за аналогичный период 2010 года - 0 ЧС). По сравнению со среднемноголетним количеством (8 ЧС), произошло уменьшение в 1,6 раз.

    Наибольшее количество ЧС отмечалась в Центральном и Дальневосточном ФО (по 40%). По среднемноголетним данным основными причинами ЧС данного вида являются: снеговые нагрузки на крыши, ветхость зданий, ремонтные работы и демонтаж, физическая усталость конструкций.

    Годовые колебания количества нарушений на АЭС, находятся в пределах статистической нормы.

    Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного и техногенного происхождения. На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 ЧС, связанных с производственной деятельностью человека. Доля ЧС природного и техногенного характера на рисунке 4.

    Рисунок 4 - Доля ЧС природного и техногенного характера

    Рост производственных аварий и катастроф, стихийных бедствий последних лет создает чрезвычайные ситуации (ЧС) с тяжелыми последствиями для жизни людей и усугубляет экологическую обстановку. Так за десять месяцев 2009г. на территории РФ произошло 932 ЧС различного характера. Более чем в 3 раза увеличилось число террористических актов, в результате которых пострадало 382 человека, 42 погибло. Наибольшее число ЧС возникло в Дальневосточном, Северо-Западном, Центральном и Южном регионах. В бедствиях и катастрофах пострадало свыше 50 тыс. человек, спасено более 11 тыс. граждан России. Самое тревожное - динамика роста ЧС, особенно техногенного характера.

    Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести. Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно в настоящее время также от разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных войн. Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших - 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%.

    Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. В связи с этим важное социальное значение имеют профилактика, прогнозирование, заблаговременная подготовка к ликвидации последствий ЧС. Для успешного решения этих задач необходимо знание характеристик стихийных бедствий, аварий и катастроф, современных средств поражения, особенностей зон ЧС, и очагов поражения. Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

    Статистические данные о чрезвычайных ситуациях

    Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций

    Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.

    ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:

    – ЧС природного характера;

    – ЧС техногенного характера;

    – ЧС биолого-социального характера;

    – ЧС военного характера

    По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:

    – локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);

    – муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного посœелœения или одной из частей территории города);

    – межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более посœелœений, внутригородских территорий города федерального значения или межселœенную территорию);

    – региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);

    – межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);

    – федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).

    – Трансграничная (зона ЧС выходит за пределы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС)

    Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 ᴦ. №304 (см. табл. 1).

    К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ

    Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Наименование ЧС Критерии оценки ЧС Силы и средства для ликвидации ЧС
    масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) либо
    количество постра-давших человек, (Ч) размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М)
    1. Локаль-ная объекта не более 10 не более 0,1 организация (объекта) по указанию руководителя работ
    2. Местная одного посœелœения или внутри городской территории города не более 50 не более 5,0 Органов местного самоуправления
    3. Межму-ниципаль-ная двух и более посœелœений или внутри городских территорий не более 50 не более 5,0 Органов испол­нительной власти субъекта РФ
    4. Региональ-ная одного субъекта РФ 50<Ч<500, 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством
    5.Межреги-ональная двух и более субъектов РФ 50<Ч<500 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ региональных центров
    6.Феде-ральная(трансграничная) (выходит за пределы РФ, либо затрагива­ет территорию РФ при ЧС за рубежом) Более 500 Более 500 По решению Пра­вительства РФ

    Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как:

    Крушения поездов (столкновения и сходы пассажирских и грузовых поездов в результате которых погиб один и более человек или получили телœесные повреждения пять и более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

    Аварии (столкновения и сходы грузовых поездов или сходы ж/д подвижного состава, при которых погиб человек или получили телœесные повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадали менее 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек);

    Происшествия (связанные с движением по ж/д путям и столкновениями поездов с автотракторной техникой, в результате которых погиб человек или получили повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

    Происшествия на ж/д переездах (различные столкновения, при которых погиб или получил повреждения человек или тяжкие телœесные повреждения пять и более человек; возникла ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

    Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (классифицируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 ᴦ. №1094).

    Основание. Приказ Минтранса России от 25.12.2006 ᴦ. №163

    1. ЧС, вызванные стихийными бедствиями (чисто природного характера)1
    2. ЧС, вызванные выбросом (утечкой) опасных веществ в окружающую среду в результате аварий на радиационно-, химически-, бактериологически опасных объектах (аварии на АЭС, объектах, связанных с АХОВ, бактериологическими и др. опасными средствами). Эти ЧС бывают как техногенного, так и вторичного природного характера.
    3. ЧС, вызванные взрывами, пожарами и их последствиями (как техногенного, так и природного характера)
    4. ЧС, вызванные авариями на транспортных коммуникациях (аварии на ж.д., воздушном, автомобильном, водном транспортах; аварии на трубопроводах, энергосœетях и т.п.) Подобные ЧС бывают как техногенного, так и природного характера.
    5. ЧС, вызванные факторами военно-политического характера.

    Особенности ЧС при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:

    1. ЧС, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).

    2. ЧС, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (ᴛ.ᴇ. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).

    3. ЧС, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.

    Эти и другие ЧС в отличие от техногенных и природных:

    Планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и в связи с этим имеют изощренный характер (к примеру, тер. акты);

    Они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;

    Развитие средств и способов поражения всœегда опережает средст­ва и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителœем с этой ситуации.

    Критерии оценки ЧС . Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или ра­диуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или обще­ственным потрясением; отдаленными физическими, психическими, гене­тическими и иными последствиями; экологическими последствиями; ма­териальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и со­оружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжитель­ностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.

    Причины возникновения ЧС . Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техно­генные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъектив­ными факторами, ᴛ.ᴇ. производными от человеческой деятельности. Οʜᴎ могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:

    – просчеты при проектировании (в политике);

    – недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);

    – отступления от проектов и некачественное строительство;

    – непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);

    – нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино (спуск с горки цистерны с АХОВ с чрезмерной скоростью). И взрыв в Ар­замасе(перевозка тротила совместно с капсюлями-детонаторами в одном поезде без прикрытия).

    – Недисциплинированность.

    Характеристики крупных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ. представлены в табл.3.2, 3.3 и 3.4 .

    Таблица 3.2. ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

    Год Количество ЧС Всего Кол-во пострадавших, тыс. чел Кол-во погибших, чел
    техногенных природных биолого-социальных и др.
    нет данных более 25
    нет данных около 7
    более 18
    более 51
    более 57
    более 18
    около 83
    более 112
    более 218
    более 311
    За 10 лет более 900
    % 70,6 21,6 7,8 более 98,1 менее 1,9

    Таблица 3.3. Распределœение техногенных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

    Таблица 3.4. Распределœение природных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

    Анализ данных ЧС за десятилетие позволяет сделать некоторые выводы. Ежегодное число ЧС в среднем составило порядка 1200, при этом большая часть приходилась на техногенные ЧС (70,6%). Соотношение техногенных ЧС к природным составляло 3,3: 1, а количество пострадавших к погибшим составляло 51:1. Среди техногенных ЧС до 49 % составляли пожары и взрывы, а аварии и катастрофы на автодорогах составляли 17,4 %. В ЧС природного характера наибольшее число было наводнений и затоплений (34% от всœех ЧС), а второе место занимали ураганы, бури, смерчи (19%).

    Сравнительная характеристика ЧС за 2008-2009 гᴦ. приведена в табл. 3.5.

    Таблица 3.5. Характеристики ЧС в России в 2008-2009 гᴦ.

    Количество техногенных ЧС в 2009 ᴦ. по сравнению с 2008ᴦ. уменьшилось на 86,52 % (с 1966 в 2008 ᴦ. до 265 в 2009ᴦ.), число погибших от них людей снизилось на 83,66%, а пострадавших – на 19,6%. Количество природных ЧС в 2009ᴦ. По сравнению с 2008 ᴦ. Уменьшилось на 8,55 % (с 152 в 2008ᴦ. до 139 в 2009ᴦ.),а биолого-социальных ЧС снизилось с 36 в 2008ᴦ. до 21 в 2009ᴦ.

    В заключении данного раздела крайне важного уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности, вида аварий, масштаба, особенностей объекта͵ города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, ᴛ.ᴇ. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).

    Ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессио­нализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого крайне важно научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населœения и природной среды от всœех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защи­ты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом сис­темы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Как решать защит­ные мероприятия и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих разделах учебника.

    Статистика чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера в России

    Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера Последние десятилетия были отмечены критическим ростом уязвимости нашего общества к природным и техногенным катастрофам: число пострадавших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6 %, а в России ежегодно аварии и катастрофы уносят более 50 тысяч человеческих жизней, приводя к увечьям у более 250 тысяч человек. Это обусловлено четырьмя основными причинами: ростом населения и урбанизацией, возведением объектов повышенного риска (транспортных магистралей, химических предприятий и т.п.), изменением окружающей среды, способствующей активизации катастрофических процессов, отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними. 75 % всех чрезвычайных ситуаций (ЧС) в нашей стране носит техногенный характер, 20% - природный и менее 1% бедствий связано с терактами, а ежегодный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций оценивается примерно в 100 миллиардов рублей, а с учетом косвенных потерь эта цифра достигает 450-500 миллиардов рублей. В 2008 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Отмечено увеличение количества аварий с внезапным обрушением производственных зданий - с 7 в 2007 г. до 12 в 2008 г.; аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - с 12 в 2007 г. до 17 в 2008 г.; аварий со взрывами в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 24 в 2007 г. до 30 в 2008 г. По-прежнему наибольшее количество людей гибнет в техногенных ЧС, связанных с крупными пожарами в зданиях жилого сектора (3 628 чел. в 2008 г., 4 150 чел. в 2007 г.). В чрезвычайных ситуациях (ЧС), связанных с ДТП с тяжкими последствиями, в 2008 г. погибло 498 чел., в 2007 г. - 568 человек.

    Число погибших в авиационных катастрофах в 2008 г. увеличилось почти вдвое - с 71 чел. в 2007 г. до 140 чел. в 2008 г.

    Увеличение количества погибших произошло также при ЧС, связанных с: крупными пожарами на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов - с 31 чел. в 2007 г. до 45 чел. в 2008 г.; обрушением зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения - с 14 чел. в 2007 г. до17 чел. в 2008 г.; внезапным обрушением производственных зданий, сооружений и пород - с 24 чел. в 2007 г. до 28 чел. в 2008 г.; авариями на грузовых и пассажирских судах - с 29 чел. в 2007 г. до 31 чел. в 2008 г. Увеличилось количество пострадавших при: авариях, крушениях грузовых и пассажирских поездов - с 2 чел. в 2007 г. до 33 чел. в 2008 г.; внезапных обрушениях производственных зданий, сооружений и пород - с 10 чел. в 2007 г. до 32 чел. в 2008 г.; взрывах в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 192 чел. в 2007 г. до 306 чел. в 2008 г.; авариях на грузовых и пассажирских судах - с 98 чел. в 2007 г. до 144 чел. в 2008 г.