47 школа воздушных стрелков радистов г кутаиси. Из приказа о задачах ввс красной армиив связи с большой аварийностью. От редакции: судьба экипажа
Знаменитую песню о девушке Катюше, выходящей на берег крутой, написанную в 1939 году поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, в годы Великой Отечественной войны стали прочно ассоциировать с одним из новейших образцов оружия — боевой машиной реактивной артиллерии БМ-13.
До сих пор идут споры, по какой причине БМ-13 получила в армии прозвище «Катюша». Одни связывают это с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна, другие говорят о том, что звук, издаваемый снарядами, был похож на протяжное звучание песни. По третьей версии, первое применение БМ-13 с крутой горы, что кому-то тоже напомнило содержание шлягера.
К середине войны в песне «Катюша» даже появился новый куплет:
Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поёт:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придаёт!
«Эрэсы» изначально создавались для авиации
Установка БМ-13 стала одним из новейших видов вооружения, появление которых в Красной Армии стало крайне неприятным сюрпризом для гитлеровского командования.
Работы над созданием снарядов на бездымном порохе велись в СССР еще с 1920-х годов. Первые образцы реактивных снарядов — «эрэсов» — были созданы в 1933 году и предназначались для вооружения самолетов.
О том, что подобные снаряды могут быть эффективны также и при использовании в наземных войсках и на флоте, задумались позже. Работы над созданием многозарядной реактивной установке на базе грузовой машины начались в 1938 году.
В августе того же года инженеры Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) во главе с Иваном Гваем представили первый проект многозарядной установки на базе автомашины ЗИС-5. Полигонные испытания показали, что проект «сырой», имеющий очень много недостатков.
В апреле 1939 был создана новая модель МУ-2 (механизированная установка, 2-й образец). Эту установка, заряжавшаяся 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами, позднее названными М-13, военных в целом устроила.
В декабре 1939 года Артиллерийское управление Красной Армии утвердило программу продолжение работ по «Боевой машине-13» (БМ-13) и созданию опытной партии машин для всесторонних полигонных испытаний.
Первая батарея
Времени катастрофически не хватало — в Европе уже бушевала Вторая Мировая война, и не было никаких сомнений в том, что она не обойдет Советский Союз.
Окончательное решение о начале серийного производства БМ-13 было утверждено Иосифом Сталиным за день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года.
Первые серийные БМ-13, созданные на базе автомобиля ЗИС-6, сошли с конвейера завода №723 Наркомата минометного вооружения в Воронеже.
Командование Красной Армии приняло решение — из первых БМ-13 сформировать экспериментальную батарею, вооружить ее снарядами, производство которых тоже находилось в стадии запуска, и отправить на фронт, проведя испытания в по-настоящему боевых условиях.
28 июня 1941 года командующий войсками Московского военного округа подписал приказ о формировании экспериментальной батареи полевой реактивной артиллерии Красной Армии.
В батарею были включены 7 БМ-13, собранные к этому моменту, одна 152-миллиметровая гаубица, предназначавшаяся для пристрелки целей, а также грузовики для перевозки снарядов. Командный состав формировался из слушателей Артиллерийской академии Красной Армии.
Командиром батареи стал 36-летний капитан Иван Флёров , герой советско-финской войны, отличившийся при прорыве «линии Маннергейма».
Иван Андреевич Флеров, капитан, командир первой батареи реактивной артиллерии «катюш». Фото: РИА Новости
Премьера под Оршей
3 июля 1941 года батарея капитана Флерова, личный состав которой составлял 198 человек, с соблюдением мер секретности выдвинулась из Москвы по Можайскому шоссе. Целью был район белорусской Орши, где батарея должна была поступить в распоряжение Западного фронта.
О появлении на фронте новых образцов вооружения не знали ни немцы, ни советские солдаты. Поэтому первое боевое применение БМ-13 вызвало шок по обе стороны фронта.
Около 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флёров отдал команду нанести удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. 112 реактивных снарядов, выпущенные установками в течение нескольких секунд, произвели сильнейшие разрушения, уничтожив скопление немецкой техники. Над районом поднялось огненное зарево. Через полтора часа после первого залпа батарея Флерова нанесла удар по переправе на реке Оршица, сорвав дальнейшее продвижением гитлеровцев на этом направлении.
Первый опыт показал — БМ-13 могут быть чрезвычайно эффективным оружием, которое не только наносит материальный урон врагу, но и подавляет его психику. Правда, и советским солдатам поначалу пришлось привыкать к характерному завыванию снарядов. В июле 1941 года особо впечатлительные воины боялись этих звуков не меньше, чем немецких бомбардировок.
В конце июля — начале августа 1941 года на Западном фронте начали действовать еще четыре батареи «катюш».
Охота за секретом
Немецкое командование, получив доклад с фронта о применении нового оружия русскими, отдало приказ во чтобы то ни стало захватить образец этой техники. На батарею капитана Флёрова началась охота.
Флёров прекрасно знал об этом, и сразу после нанесения удара по позициям немцев менял место расположения. Так вырабатывалась тактика применения реактивных минометов.
Первая опытная батарея БМ-13 успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. Иван Флёров отправил в Москву подробный отчет о применении установок, в котором указывал на достоинства и недостатки нового оружия.В начале октября 1941 года во время отражения нового гитлеровского наступления батарея Флёрова за три дня израсходовала почти весь запас боеприпасов. Гитлеровцы провели стремительную операцию по окружению советских войск под Вязьмой. Первая батарея «катюш» также оказалась во вражеском «кольце».
Командир батареи делал все возможное, чтобы вывести людей и технику из окружения. Те машины, на которых заканчивалось горючее, взрывались.
Из вяземского «котла» удалось выбраться 46 бойцам батареи капитана Флёрова. Остальные, включая командира, долгое время числились пропавшими без вести. Разведка докладывала — никаких признаков того, что немцам удалось захватить установки, нет.
Реактивный снаряд от установки БМ-13 батареи капитана Ивана Флерова, найденный поисковиками группы «Экипаж» у деревни Корнюшково. Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин
Последний подвиг капитана Флёрова
Лишь гораздо позднее, когда в руках советского командование оказались архивы одного из армейских штабов вермахта, стало точно известно, что случилось с батареей.
В ночь с 6 на 7 октября 1941 года в районе деревни Богатырь Смоленской области колонна «катюш» нарвалась на засаду немцев. Личный состав батареи принял бой. За то время, что бойцам удавалось сдерживать натиск немцев, их товарищам удалось подорвать все установки БМ-13.
Сам командир батареи, будучи тяжело раненым, взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.
Памятная доска на доме в Балашихе. Фото: Commons.wikimedia.org / IGW
В 1960-х годах командующий Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии Константин Казаков подписал представление на посмертное присвоение капитану Флерову звания Героя Советского Союза. Однако 14 ноября 1963 года указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
В 1995 году поисковики в районе деревни Богатырь обнаружили останки советских солдат. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленном в память о подвиге первой батареи «катюш».
21 июня 1995 года указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
5 марта 1998 года приказом министра обороны РФ Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
Ива́н Андре́евич Флёров (24 апреля - 7 октября ) - (1995 г.), командир первой в ВС СССР отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии , капитан.
Биография
После окончания боевых действий вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашихе Московской области.
С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях.
Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 («Катюша»). Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года при обстреле вражеских войск и техники в городе Рудня , поддержав обороняющиеся части Красной Армии . А 16 июля показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша . 7 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении, геройски погиб.
Боевой путь во время Великой Отечественной войны
В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея, вооружённая пятью опытными и двумя серийными боевыми машинами М-13-16 (позднее получившими название «Катюша») и одной 122-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.
Кроме того, в составе батареи было 44 грузовые машины для перевозки 600 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок ГСМ, семи суточных норм продовольствия и другого имущества. Личный состав батареи составлял 160 человек (вышло из окружения к своим 46 человек).
В ночь на 3 (4) июля 1941 года из Москвы по Можайскому шоссе, батарея капитана Флёрова И. А. выехала на фронт по маршруту: Москва-Ярцево-Смоленск-Орша. Через два дня (6 июля) батарея прибыла на место и вошла в состав артиллерии 20 армии Западного фронта .
Вторым залпом батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами на месте взорванного Загранотрядом Западного фронта. Под удар попала 17-я танковая дивизия Вермахта. В течение 3-х дней 17 танковая дивизия не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г.Рудню. Батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.
В 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении в Вяземском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать.
В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области,Угранский район,д. Богатырь.
- Из боевых донесений командира первой батареи «Катюш» капитана И. А. Флерова 14 июля - 7 октября 1941 г.:
14.7.1941 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня. 7.X.1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь - 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте товарищи.
Подразделение | Командир | примечания |
---|---|---|
Командир батареи | капитан Флеров Иван Андреевич | находясь в окружении погиб в бою 7.10.41 г. |
заместитель командира батареи | лейтенант Сериков Константин Константинович | 11.10.1941 г. под г. Юхнов попал в плен (офлаг № 57), освобождён |
помощник командира батареи по технической части | воентехник 2 ранга И. Н. Бобров | |
Комиссар батареи | политрук Журавлев Иван Фёдорович | |
парторг батареи | сержант Нестеров Иван Яковлевич (водитель установки М-13) | (вышел к своим) |
комсорг батареи | сержант Захаров Алексей Анисимович (радист) | (вышел к своим) |
Командир паркового взвода | старший лейтенант А. В. Кузьмин | (вышел к своим) |
Автотехник батареи | воентехник 2 ранга И. Е. Скигин | |
Электротехник батареи | воентехник 2 ранга А. К. Поляков | |
представитель НИИ | военинженер 2 ранга Дмитрий Шатов | покинул батарею через неделю |
представитель НИИ | инженер-конструктор Алексей Попов | покинул батарею через неделю впоследствии обучал личный состав 2-й батареи лейтенанта А.М.Куна |
Взвод управления | лейтенант П. К. Ветряк | |
Пристрелочный взвод | лейтенант М. И. Науменко | |
1 огневой взвод | лейтенант И. Ф. Костюков | |
2 огневой взвод | лейтенант Н. А. Малышкин | |
3 огневой взвод | лейтенант М. А. Подгорный | |
Командиры/водители боевых расчетов пусковых установок:
сержант Овсов Валентин сержант Гаврилов Иван/сержант Нестеров И. Я. (вышли к своим) сержант Есенов сержант Коннов Иван Николаевич (попал в партизанский отряд) сержант Курганов Александр сержант Рушев сержант Наяглов Константин |
||
взвод боепитания | лейтенант А. В. Кузьмин | |
хозяйственное отделение | ||
отделение горюче-смазочных материалов | ||
санитарная часть | военфельдшер Автономова Юлия Владимировна | (вышла к своим) |
Награды
- Орден Отечественной войны 1-й степени (посмертно)
- Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (посмертно)
Память
Осенью 1995 года группа вяземских поисковиков в 250-ти метрах западнее деревни Богатырь нашла погибших вместе с «Катюшами» артиллеристов. Были найдены останки 7 ракетчиков. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленным в память о подвиге ракетчиков.
Оригинал взят у loginov_lip в Место захоронения капитана Флерова и его воинов
Иван Андреевич Флеров - Герой России, уроженец села Двуречки Грязинского района Воронежской области (ныне - Липецкая область), легендарный командир первой батареи "Катюш", мой земляк. Расчётная артиллерийская единица капитана Флёрова показала советскому командованию перспективность данного вида вооружения. Именно благодаря успехам этого великого командира «катюши» стали столь почитаемы в пехоте.
Родился Иван Андреевич в 1905 году в селе Двуречки Грязинского района. В семье Флёровых было шестеро детей — четверо братьев и две сестры. Отец работал счетоводом на Боринском сахарном заводе, мать занималась домашним хозяйством. Иван Флёров окончил земскую школу с похвальным листом, особо преуспев в арифметике. Поработав в селе, поступил учеником слесаря на сахарный завод. А в 1926 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при чугунолитейном заводе в городе Липецке (долгое время это ПУ № 23, где существует музей легендарного земляка). Здесь же, как один из лучших выпускников школы, он некоторое время работал мастером производственного обучения.
отсюда
Отслужив срочную службу в артиллерийских частях, Флёров в 1933 году связывает свою судьбу с армией. После окончания артиллерийского училища его зачисляют слушателем Военной артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского. В 1939 году он участвовал в войне с Финляндией и за проявленный героизм был награжден орденом Красной Звезды.
7 октября 1941 года стало последним испытанием для капитана и его батареи: солдаты вступили в неравный бой с врагом в печально известном Вяземском котле (Смоленская область, Угранский район, окрестности деревни Богатырь). Следуя приказу Генштаба, Флёров приказал части своих войск прорываться из окружения, сам же вместе со старшиной, двумя сержантами и тремя рядовыми привёл в действие взрывные механизмы на «катюшах».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1963 года Иван Андреевич Флеров посмертно был награжден орденом Отечественной войны степени. В 1995 году удостоен звания Героя России (посмертно).
Поиски места гибели Флерова были долгими и коснулись нескольких поколений патриотов-поисковиков.
21 июня 1941 года, за день до начала войны, были завершены испытания новейшего оружия - установок реактивной артиллерии БМ-13, более известных впоследствии как "Катюши", и принято решение о начале их серийного выпуска.
Памятник "Катюше" в Одессе:
28 июня капитану И.А.Флерову было поручено приступить к созданию первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. В ее состав вошли 170 солдат, сержантов и офицеров, 7 боевых машин БМ-13: три огневых взвода и одна головная машина, пристрелочный взвод в составе 122-мм гаубицы, взводов управления, автотранспортного и медикосанитарного, хозяйственной и финансовой частей и других спецподразделений. Офицеры на батарею прибыли в основном из Артиллерийской академии. В ночь на 3 июля батарея выехала из Москвы на Западный фронт, имея боезапас около 3000 ракет М-13.
В сформированную батарею вошли взвод управления, три огневых взвода, взводы боепитания и пристрелочный, а также тыловые и обеспечивающие подразделения. Всего в ней насчитывалось 7 установок БМ-13, около 50 различных машин и одна 122-мм гаубица (для предварительной пристрелки до проведения залпа реактивными снарядами). Личного состава в батарее было около 170 человек.
Первую боевую задачу капитану И.А.Флерову поставил генерал-майор Г.С.Кориофилли: нанести огневой налет по железнодорожной станции Орша, на которой скопились фашистские эшелоны с личным составом, боеприпасами, техникой, горючим и другими материальными ресурсами. И вот 14 июля 1941 г. в 15 часов 15 минут был дан первый залп ракетами, снаряженными зажигательными веществами.
Через несколько секунд на железнодорожный узел обрушился огненный смерч. Мало кому из фашистов, оказавшихся в это время на станции, удалось спастись. Эффект был потрясающим! На станции Орша практически были уничтожены все эшелоны и путевое хозяйство. Наблюдая результаты боевой работы батареи с наблюдательного пункта, И.А.Флеров сказал подполковнику Кривошапову: «Можно смело докладывать Верховному главнокомандующему, что создано превосходное оружие! Надо думать, отголоски залпа дойдут от Орши до Берлина! ».
В течение трех месяцев батарея, постоянно меняя место дислокации, нанесла десятки сокрушительных залпов по скоплению живой силы и техники фашистов. Командованием вермахта были выделены специальные части с задачей любой ценой обнаружить и захватить батарею. За ней началась настоящая охота с использованием авиации, танков и пехоты.
Но все это время благодаря умелым действиям капитана Флерова батарея с минимальными потерями уходила от преследования и в то же время постоянно наносила разящие удары по противнику. 30 сентября фашисты приступили к реализации плана «Тайфун», конечной целью которого был захват Москвы. В это время батарея вместе с другими войсками находилась в окружении в районе города Рославль. Для выхода к линии фронта и соединения с войсками батарейцам пришлось совершить двухсоткилометровый марш по тылам фашистов, имея на направляющих боевых установок ракеты всего для одного залпа. И батарея прорвалась к своим войскам, сохранив личный состав и всю технику.
Мощным ударом танковых и механизированных дивизий со стороны Рославля и Духовщины немцы прорвали нашу оборону, заняли Спас-Деменск, Юхнов и 6 октября соединились в Вязьме. Наши части в районе Смоленска и Ельни оказались в окружении.
Батарея капитана Флерова была отрезана. Гвардейцам пришлось вести тяжелые машины по бездорожью, по лесам и болотам. Они прошли по вражеским тылам более 150 километров (от Рославля мимо Спас-Деменска на северо-восток).
Капитан Флеров сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В колонне остались боевые установки и 3 - 4 грузовика с людьми.
Неподалеку от поселка Знаменка капитан остановил колонну на опушке и выслал на машине разведку. Вскоре та доложила, что путь свободен. Флеров приказал разведчикам следовать впереди колонны на расстоянии не более километра и в случае опасности немедленно подавать сигнал. Когда стемнело, машины с погашенными фарами вплотную шли одна за другой. Вокруг было тихо. Но вдруг поле озарилось вспышками выстрелов. Вражеская засада намеренно пропустила машину разведчиков и всей мощью обрушилась на колонну ракетчиков. Фашисты стремились любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового советского оружия. Флеров и его подчиненные вступили в смертельный бой. Пока одни отбивались от врага, другие бросились к боевым установкам.
Старая дорога из Знаменки в Богатырь, по которой двигалась батарея
Дав последний залп прямой наводкой по приближающимся танкам противника, батарейцы, выполняя приказ командира, подорвали, боевые установки, которые были подготовлены к взрыву. Сам капитан Флеров, будучи тяжело раненным, отдав приказ подчиненным мелкими группами пробиваться к своим войскам, взорвал головную установку, к которой немцы подобрались на 40 - 50 метров, и при этом погиб. К линии фронта вышли только 46 артиллеристов батареи, которых вывели командир огневого взвода старший лейтенант А.В.Кузьмин и парторг батареи политрук И.Я. Нестеров.
После боя немцы, осмотрев место, сняли с убитых награды, оружие, забрали документы. Хоронили их местные жители в районе деревни Богатырь - недалеко от большака Вязьма - Юхнов. Один из участников этих событий остался жив, прошел войну и каждый год 9 Мая приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями. После 1984 года такие поездки прекратились, многие сельские ветераны ушли из жизни. Заборчик, ограждающий могилу, сгнил и упал, место это запахали вместе с дорогой, которая шла через поле к деревне. Захоронение было утрачено .
Много труда приложил, чтобы восстановить историю знаменитой батареи, журналист Н. М. Афанасьев. Он написал книгу «Первые залпы», за которую все гвардейцы-минометчики благодарны ему.
Из красочного материала О. Яблокова в «Грязинских известиях» (№86 (9168) от 25 октября 1995 г.) становится ясным: почему долгие годы герои не были похоронены с должными почестями. Журналист беседовал со старожилами деревни Богатырь, свидетелями событий октября 1941 года. После ухода из деревни фашистов местные деды похоронили тела солдат:
В 1995 году после присвоения Флерову посмертно звания Героя России перед руководством Смоленской области встал непростой вопрос: памятник есть (мемориальная плита в начале деревни Богатырь), а останки героя находятся где-то среди поля. Были вызваны вяземские поисковики под руководством А.Гаврикова и Л.Горшковой для розыска останков погибших воинов.
жена и сын Флерова (из архива Грязинского краеведческого музея)
Сама природа была на стороне членов патриотического клуба: осенние дожди прекратились, установилась теплая ясная погода. Экспедиция прибыла в поселок Знаменка, разместилась в местной школе. Выехали на место гибели Флерова, еще раз выслушали местных жителей, прошли дорогой, по которой на деревню Богатырь двигались «катюши». Одна пожилая женщина не просто поведала историю происходившего здесь в 1941 году, но и принесла фотографию, на которой было запечатлено захоронение с деревянной оградкой. По фото и рассказам сузили участок поиска до минимума: прямоугольник 100 на 200 метров.
Вооружившись щупами и лопатами, сантиметр за сантиметром обследовали каждый провал или бугорок. Обнаружила останки Любовь Горшкова. Когда расчистили контуры ямы, оказалось, что капитан Флеров (это видно было по «шпалам» на петлицах) покоился отдельно, а 6 человек лежали с другой стороны в ряд (один из них был старший лейтенант). На петлицах погибших хорошо просматривались артиллерийские эмблемы.
Церемония перезахоронения началась митингом в районном центре Угра, а затем колонна с гробами на артиллерийском лафете и с почетным караулом отправилась в поселок Знаменка, где дали залп современные реактивные установки «Град». Останки были торжественно перезахоронены в деревне Богатырь у большака Вязьма - Юхнов.
Так благодаря усилиям поисковиков была восстановлена историческая справедливость и достойно завершена одна из ярких и трагических страниц Великой Отечественной войны.
Очень хорошо, что сейчас близ этого места стоит большой указатель. Героев надо помнить.
В честь подвига батареи сооружены памятники в городах Орша, Балашиха, у деревни Богатырь, обелиск в городе Рудня. Имя Флёрова носят улицы в Липецке, Грязях, Орше, Балашихе, сельхозпредприятие в Смоленской области, центральная площадь села Двуречки. 9 мая 1975 года здесь был открыт мемориальный музей И.А. Флёрова, а в одном из парков Грязей установлен памятник легендарной «Катюше».
С учетом опыта боевых действий, накопленного в Испании, Китае, на Халхин-Голе, у озера Хасан необходимо было производить повышение качества обучения авиационных специалистов, в короткие сроки увеличить число летного и инженерно-технического состава Военно-воздушных сил (ВВС). В связи с этим в СССР стала активно расширяться сеть военно-учебных заведений по подготовке кадров. Приказом Сибирского военного округа (СибВО) № 061 от 17.05.40 г. на базе 52-й авиационной бригады образуется «Омская военная авиационная школа пилотов» (ОВАШП) в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.Командиру, 52 бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы в количестве 320-ти человек, для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов. Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке - капитан Муратович, комиссар курсов - старший батальонный комиссар Святковский, командиры учебных рот - старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров. 12 Апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП - полковник Е.С. Пристром.
Общее количество личного состава было определено следующее:
1. начальствующего состава - 280 человек;
2. младшего начальствующего состава - 157 человек;
3. рядового состава - 166 человек;
4. курсантов - 830 человек.
Итого: 1433 человека.
Основой для формирования являлись:
а) по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;
б) по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;
в) по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.
Начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром - бригадный комиссар Кобякин Иван, начальником штаба - полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы по технической эксплуатации - военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович.
От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому. Авиационный парк школы состоял из 47 бипланов-разведчиков Р-5, 32 бомбардировщиков СБ и 47 У-2. Большинство самолетов требовали капитального ремонта, поэтому командованием ВВС было принято решение об организации передвижных авиационных ремонтных мастерских.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый - на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ. Запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко. Курсантские отряды летчиков были скомплектованы из выпускников аэроклубов Омска, Красноярска, Барнаула, Бийска и Тюмени.
В конце 1940 года состоялся первый выпуск стрелков-радистов, которые были направлены в Ленинградский военный округ. Через несколько месяцев были выпущены две группы пилотов. До начала Великой Отечественной войны школа сделала еще два выпуска военных летчиков на самолетах СБ.
В первые дни Великой Отечественной войны началась оперативная эвакуация военных авиационных школ из Европейской части СССР в глубокий советский тыл. Школы, передислоцированные на территорию Сибири, входили в состав уже действующих авиационных школ и училищ. Так, в частности, в Омскую военную авиационную школу пилотов (ВАШП) вошли:
- Борисовская военная авиационная школа пилотов (ВАШП), организована в Борисове Минской области 24 августа 1940 г. В первые дни Великой Отечественной войны оперативно была эвакуирована в глубокий советский тыл в Омск (Прибыла 8 июля 1941 г.) и впоследствии там переформирована.
- Коростеньская ВАШП, была передислоцирована в августе 1941 года.
Она была создана в апреле 1940 года на базе 41-й отдельной авиационной эскадрильи, находившейся в г. Коростень Житомирской области. Школа осуществляла подготовку пилотов на самолетах марки - СБ.
Начальником школы был майор Ф. С. Самойлов.
- Роганьская ВАШП, была передислоцирована в сентябре 1941 года.
Была создана в апреле 1940 года в г. Волганске на базе 3-го отдельного авиационного отряда Волганской окружной авиационной школы пилотов. В октябре 1940 года она была перебазирована в Харьков и получила наименование Харьковской школы. В конце октября 1940 года школа была передислоцирована в г. Рогань и переименована в Роганьскую военную авиационную школу пилотов. В период с 12 июня по 30 августа 1941 г. школа находилась в г. Красноград Харьковской области. Оттуда была направлена в Омск. Начальником школы был майор А. Н. Малиновский.
- Таганрогская ВАШП им. В. П. Чкалова, одна из крупнейших школ Красной Армии. Таганрогская школа пилотов была сформирована в 1937 г. и получила свое наименование на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1939 года и приказа НКО 34 от 13 февраля 1939 года.
В октябре 1941 г прямо из прифронтовой полосы, полностью сохранив личный состав и технику в составе 4 эскадрилий эвакуировалась в Омск, прибыла в ноябре 1941 года. Местом постоянной дислокации стал поселок Марьяновка Омской области.
Начальником школы был полковник И. Г. Куреленко.
Вспоминает Пшенко Владимир Арсентьевич:
(воспоминания полностью: http://elib.org.ua/warcraft/special/remember.ru/pilots/pshenko/pshenko_r.htm)
"2 июня 1941 года я был зачислен курсантом в Борисовскую авиационную школу пилотов. Через 20 дней началась Великая Отечественная война. Мы были в лагере, пошли отдыхать на речку, воскресенье. В 8 часов утра прилетел По-2, стал кружиться над аэродромом, стреляет красными ракетами. Потом сирена загудела. Побежали бегом. Батальонный комиссар училища, две шпалы. Стоит, плачет. Говорит: "Началась война". Рассказал все, что произошло в это утро. Мы, конечно, еще ничему не научились, но были курсанты, которые летали на СБ и Р-5, разные группы были. Тут же нас стали учить, как стрелять из пулемета, ручного и станкового, на случай если будут нападать на аэродром. Учеба - смех один: "Заряжай, разряжай. Все понял? Молодец! Кто следующий?" А потом нас послали возить бомбы со склада. Да, наши инструктора стали выполнять боевые задачи. Вот для них и стали возить бомбы. Подвешивали их на самолеты Р-5 и СБ. Склады на окраине города Борисов. Приехали туда первый раз ночью на машине. Всего 5 машин, на каждой по 15 человек курсантов, потому что бомбы тяжелые. Начали грузить. И вдруг налет. САБы (Светящиеся авиабомбы) загорелись. Зенитки стреляют. А мы бомбы нагружаем на автомашины. Сотка нам показалась перышком, так мы их быстро грузили. И вот мы возили почти сутки без перерыва. А потом надо же и поесть. Привезли: "Давайте еще один рейс и в столовую, а то ребята, вы так с голоду упадете". На седьмой день команда: "Вечером построиться. Сейчас ужинаем. Ничего не брать. Ваши вещи привезут. С собой взять только противогаз". Лагерь был в Крупке, небольшом районном центре. Мы пошли пешком через Могилев, почти 300 км до Брянска. И пришли на аэродром Алсуфьево. Шли три дня. Идем ночью. Днем лежим. Потому что нельзя было показываться на открытом месте. Самолеты летали низко, и обстреливали. Идем же колонной. Ночью тяжело идти.
Нам сказали, что в Сибирь перебазируемся. Инструктора, на оставшихся не сгоревших самолетах Р-5 и СБ улетели. А те самолеты, которые остались мы подожгли. Остались - 4 неисправных самолета СБ и два самолета Р-5. Сожгли эти самолеты, чтобы ничего не оставалось. Было и страшно, и не знали, что будет дальше. Когда пришли на аэродром Алсуфьево, сели ужинать. Немец налетел. Сирена. Видим, что бомбы близко от нас рвутся. Паника. Мы все из столовой бежать. Подошел поезд-товарняк. Эвакуировали скот в Подмосковье. Подогнали нам: "Садитесь в эти вагоны" - Вагоны грязные. - "Ломайте ветки, и берите траву в копнах". В основном ломали березы, устилали пол. И тут же гудок, поезд отошел километра на 2 от аэродрома и остановился. Потом уже спокойненько поехали. Спрашиваем у своего командира Сенкевича, очень хороший был командир: "Куда нас повезут?" - Он говорит: "В Сибирь". Подъехали к Москве. Трое суток были на окраине Москвы, на окружной дороге. Правда, тут нас кормили заказами какой-то воинской части. Ходили завтракать, обедать и ужинать. Пока не получили распоряжение. Поезд повез нас дальше, и привезли нас в Омск. В Омскую авиационную школу пилотов. Стали летать на Р-5. Закончил в декабре месяце. И сразу перевели в Новосибирск в Бежскую (Бердскую?) авиационную школу пилотов летать на СБ. Весь 1942 год мы занимались сельским хозяйством. Полетов никаких. Горючего нет. Питание слабенькое. Все, что могли, мы отдали, даже свои шинели, хорошие из синего сукна и сапоги сдали. Дали нам обмотки. А это все отправили на фронт. Всю весну сажали, летом убирали, косили. 1942-й год закончился. В конце 1942-го года пришли инструктора. Пять инструкторов на каждого по 2 курсанта. Будем летать. Начали полеты. В течение 3 месяцев на СБ я закончил всю программу. 8 марта 1943 года я получаю звание младший лейтенант. Присвоили приказом командующего СибВО. Стал офицером…"
За счет прибывших школ по приказу командующего ВВС СибВО от 14.08.41 г школа перешла на штат семи эскадрильного состава. Возникли проблемы с размещением личного состава и техники прибывающих подразделений, налаживании учебного процесса. Были задействованы все имеющиеся возможности: часть курсантов разместили в готовых уже летних лагерях, часть изыскивала и оборудовала новые площадки, строили землянки и переводили подразделения в лагеря. Одним из первых был построен лагерь в Калачево, который начинал строиться 14 мая 1941 г.
Из дневника Ведерникова Ивана Корнеевича:
Дневник полностью: (http://planetavvs.ru/sokol-rossii/isptateli/vedernikov-ivan-korneevitch.html)
" В 1940 г. в школу № 2 г. Рубежного на Украине, приехали представители из Лисичанского аэроклуба и пригласили в него нас десятиклассников. В этот аэроклуб из школы поступило человек шесть. Туда ходил пригородный поезд, это примерно километров 25-30. Занятия начались в январе месяце, сначала изучали теорию, самолет, а в конце мая начали летать. Летали на учебном самолете По-2 , он назывался тогда У-2. Был июнь 1941 года. О том, что началась война, узнали, когда возвращались на пригородном поезде с аэродрома домой. Зашли в вагон и увидели, что проводник убирает керосиновые светильники из вагонов. Удивились - зачем? Он отвечает: «Есть приказ о затемнении, война началась».
Сразу же через аэроклуб подали заявление в военкомат. Их зачислили в Роганьскую летную школу, которая находилась недалеко от Днепропетровска. (Расстояние между поселком городского типа Рогань Харьковской области и городом Днепропетровск Днепропетровской области: напрямую - 190
км; расстояние автодорогами - 233
км.)
Туда приехали в июле месяце, а в сентябре уже эвакуировались со школой в Омск. Начались долгие, томительные из-за горячего стремления скорей начать воевать, месяцы учебы, растянувшиеся аж до 1944 года.
Почему так затянулось обучение? Он объясняет: «Я мог окончить школу в октябре 1941 года. А получилось так. Перед тем как летать уже на самолете СБ - скоростном бомбардировщике - ударил мороз, масло замерзло и мы не могли начать летать. Пока научились, как его разогревать, пришел приказ - все самолеты, пригодные для боевых действий, отправить на фронт. Всё. У нас даже забрали шинели на фронт, а нам выдали куртки. А мы продолжали заниматься теорией, через день ходили в караул, строили землянки. И учились, учились…».
1941 год
"22 сентября 1941 года. 7 дней уж прошло, как мы приехали в город Омск и находимся в лагере. Живем в палатках.
Город Омск очень большой, но я видел только его окраины. 19 сентября был на реке Иртыш - я помыл свою гимнастерку и пр. Река сама - вроде Волги, только с абсолютно голыми берегами. Вода мутноватая. Судоходная.
Полетов до этих пор нет, за отсутствием бензина. Нам ужасно хочется летать.
Живем в лагере Черемушки южнее от Омска на 13 км.
26 сентября. Я вылетел самостоятельно на самолете Р-5.
25 октября я окончил программу летной практики на самолете Р-5. За отличное окончание получил благодарность от командира отряда. Живем в палатках. Нам выдали еще по палатке и в палатках мы построили печки. Если печку топить, то в палатке тепло. Заниматься теорией очень холодно. На лекциях мы делаем перерыв, чтобы постукать ногами, попрыгать-погреться.
2 ноября Погода стоит очень хорошая вот уже дней 10; тихо, солнце, тепло. Ожидаем переезда на зимние квартиры.
8 ноября. Живем по-прежнему в лагере.
Сегодня я распрощался с Р-5 - сдал зачет по полетной практике (весьма неважно). Имею налету.
9 ноября. Мы, наконец, ушли из лагеря в Кировск. Переправлялись через Иртыш на поезде, что сделать группой нелегко, потому что поезда очень перегружены.
Сразу по прибытию нас, окончивших программу на Р-5, перевели на наземную подготовку на СБ. До этих пор мы не летаем, потому что мы не сдавали зачет по матчасти СБ. Ожидаем с нетерпением полетов, несмотря на холод.
17 ноября. Нахожусь в Омске - Кировске на зимних квартирах.
29 ноября. Жизнь моя сейчас слишком бесплодная и однообразная. Живем в тесном помещении, занимаемся теорией. Подъем в 6.30, потом завтрак, в 8.30 занятия и до 9 часов вечера с двухчасовым перерывом. Всего занимаемся 11 часов, но много лекций мы сидим без преподавателей, ввиду того, что многие из них уехали на фронт. Короче говоря: мы много сачкуем. Лень развивается. Сегодня, например, у нашей группы летный день, но я сачкую.
10 декабря. Жизнь прежняя. Много сачкуем. К нам в эскадрилью прислан командовать майор. Буквально все хочет перевернуть. Хочет наладить дисциплину, которая у нашей эскадрильи, да и в остальных, очень разболтана. Причина разболтанности - это мало внимания со стороны командования на нас и не очень хорошее материальное обеспечение. Все идет на фронт, все идут на фронт. Я тоже хотел идти на самолете У-2 добровольцем, но таких, как я, не берут.
22 декабря. Живу по-прежнему. Занимаемся теорией. Полетов и не предвидится, все время проводим в казарме или же в корпусе УЛО.
1942 год
1 января. Сегодня мы встречаем Новый 1942 год. День сегодня не рабочий. Целый день болтаемся без дела по казарме.
9 января. С 8-го января у нашей 71 группы по расписанию полеты, но их нету. Сачкуем. Живем от завтрака к обеду, а от обеда к ужину.
19 января. 2-й отряд 6-й авиаэскадрильи, т.е. мы, переведены в запасной батальон. Жить перешли из здания в землянки. В землянке очень тесно. Летать будем не скоро, а летать так хочется! С сегодняшнего дня начинаем заниматься теорией и ходить в караул.
10 и 14 января. Последний вечер в общежитии 6-й авиаэскадрильи. Прощальный.
Хотя еще никто приказа о переформировке не зачитывал нам, но мы уже знали, что нас переселяют в землянки в запасной батальон. Но кому хочется покинуть эскадрилью! Кому хочется отдаляться от полетов, а, следовательно, и от фронта! И, наконец, кому хочется из светлого помещения переходить в землянки!
26 января. Живем в землянках. Очень, очень тесно спать. Курить нету, но мы миримся со всем. Нам бы только полеты!
Занимаемся теорией по 6 часов в день. 3 часа самоподготовки, 2 часа культмассовая работа, 2 часа строевой подготовки.
28 февраля. Живем в землянках, продолжаем курс теоретической летной подготовки. Занимаемся по программе почти полной годичной школы.
11 марта. Жизнь прежняя. В воскресенье был на субботнике. Работали на кожевенном заводе; убирали кожи, привезенные из Аргентины. 8 марта у нас забрали шинели на фронт, а нам выдали легенькие фуфаечки. Погода очень холодная. Мороз градусов 18 и сильный ветер.
5 апреля. Днем под действием солнца снег растает, а ночью опять замерзает. Живем в землянках. Сдаем зачеты по мотору М-103, самолету СБ, топографии. Из дому письма получаю.
С 1-го апреля у нас новый распорядок дня. В основном занимаемся почти 4 часа в день, а остальное время идет на строевую, самоподготовку и пр.
2 мая. Наконец-то пришел долгожданный день: мы перешли в эскадрилью №4. Живем в здании УЛО. Занимаемся уже с утра по 6 часов.
26 мая. Живем по-прежнему в зимних квартирах. Сегодня погода хорошая, но на днях было очень холодно и даже выпал снег в ночь с 21 на 22 мая. Половина нашего отряда иногда летает, одна группа уехала готовить лагеря, а мы, знаменитая 71 кл.о. занимаемся теорией.
15 июня. Живем в лагерях с 31-го мая. Лагерь Густафьево расположен восточнее Омска километрах в тридцати, Аэродром очень большой, окружен березовыми балками (колками?), в одной из которых помещается наш лагерь. Южнее от лагеря проходит железная дорога, а вокруг небольшие села. Лагерь мы хорошо почистили и комаров теперь гораздо меньше. Устроились очень хорошо. Имеем хорошо оборудованную спортплощадку, ленинскую комнату, открытый театр, умывальник, душ, хорошую столовую, ветряную водокачку. В общем, все хорошо, плохо только, что нет полетов на Р-5 - нет горючего. Мы занимаемся теорией. Классы на открытом воздухе и частенько во время занятий разводим костры, спасаясь от комаров. В караул ходим через 5 дней на шестой. Питание, как и было, в натяжку, не худаем, но и не наедаемся. Самочувствие неважное. Хочется поскорее окончить нашу школу, да уехать с этой школы. Некоторым моим товарищам не удалось стать летчиками. 300 человек со школы забрали в артиллерийское училище. От них получаю письма. Я уже окончательно потерял надежду на то, что когда-нибудь попаду на фронт летчиком.
2 сентября. Живем в лагере Каланчовка (Калачевка?) в 5 эскадрилье. Сюда мы были переведены 26 августа. 4 авиоэскадрилья расформирована и как таковая не существует. Славно мы пожили в лагере Густафьево. Последнее время жизни там мы частично занимались теорией, а по воскресеньям работали в колхозах.
Сейчас меня окружает обстановка куда хуже. Живем в землянках, везде грязно, столовая в землянке и там очень грязно и с потолка на столы сыплется песок. В караул ходим через день, работаем по постройке дорог и оборудованию лагеря. Здесь будем жить и зимой. Полетов не предвидится, теорией не занимаемся.
Настроение мое неважное. Конца пребыванию в школе не видно, а жизнь то не очень хорошая.
20 сентября. Живем там же в лагере Калачево. Работаем по оборудованию лагеря, через день ходим в наряд. Настроение неважное…"
В то же время никто не отменял основной задачи училища - подготовки пилотов. Все шло своим чередом. Несмотря на трудности, занятия не прекращались ни на день. Уже в сентябре были подготовлены и отправлены на фронт 310 пилотов, в октябре - 252. Выпуски проходили каждый месяц. За 1941 год она подготовила и послала на фронт 1162 пилота.
Омская школа быстро стала мощным комбинатом по обучению курсантов и переподготовки летчиков фронтовых частей на новый самолет ПЕ-2. Курсантов сначала обучали на самолетах СБ и Р5, С конца 1942 г. перешли на обучение пилотированию на самолетах ПЕ-2.
Инструкция по технике пилотирования самолета ПЕ-2, ОВАШП, 1942 г. (Из семейного архива Скибо А.В.)
Героическая страница истории Омского военного училища связана сотрудничеством с конструкторским бюро А.Н. Туполева и омским авиационным заводом № 166. На личный состав Омского училища была возложена задача - переучивать лётчиков, прибывающих с фронта, на новый самолёт Ту-2, создаваемый в городе Омске. Первые полки ТУ-2 формировались на территории школы, личный состав жил в школьных казармах, самолеты стояли на школьной линейке, на аэродроме была создана летно-испытательная станция авиазавода и КБ.
А.Н. Туполев и ТУ-2 1943 г. г.Омск
Для обучения в годы войны были задействованы 12 полевых аэродромов, многие из которых были построены в спешном порядке. Одними из первых вошли в работу полевые лагеря в Калачевке и Герасимовке.
Весной 1942 г. был организован еще один филиал школы - гарнизон в Ново-Любино (Любино). Его основой стал личный состав Коростеньской школы пилотов.
ОВАШП в 1943 г состояла из одной эскадрильи ПЕ-2, двух эскадрилий СБ, двух смешанных эскадрилий, одной эскадрильи Р-5. Два запасных батальона обеспечивали потребности в курсантском пополнении и несении караульной службы.
Самолетный парк училища состоял из 93-х ПЕ-2, 83-х СБ и 54-х Р-5.
С 1941-го по 1945 год школа подготовила 2338 пилотов для бомбардировочной авиации, примерно столько же боевых летчиков было переучено пилотированию на новых типах самолетов. Курсанты летали на самолетах СБ, ПЕ-2, РСБ, ТУ-2, а всего за годы войны подготовлено более 2500 летчиков на самолеты СБ, ПЕ-2 и ТУ-2. После войны школа была переименована в Омское авиационное училище летчиков в составе трех учебных полков. После сокращения развернутых в войну полевых баз училище приобрело более компактный вид: остались гарнизоны в Кировском округе Омска, райцентрах Марьяновка, Любино. На смену ПЕ-2 пришли более современные самолеты - сначала Як-18, а потом Ил-28.
В начале 50-х в жизни училища наступили перемены. Произошел переход на новый штат численностью 4394 человек. Были сформированы три новых учебных авиаполка.
- 717 полк на учебных самолетах с базой на аэродроме Омск - центральный (командир полка полковник Защеренский).
- 719 учебный полк на боевых машинах в г. Купино Новосибирской области (командир - майор Бельцов).
- 724 учебный полк боевого применения в расположении с. Марьяновка (командир полка полковник Андреев).
Для технического обеспечения работы этих полков были созданы 873, 874, 875 батальоны технического обслуживания.
В ходе реформы вооруженных сил в 1960 году училище было расформировано. 100 самолетов Ил-28 были разрезаны на металлолом, а 59 переданы в другие соединения. Учебное заведение было преобразовано в Омское авиационное училище спецслужб гражданского воздушного флота и стало заниматься подготовкой техников по радио-оборудованию и электроприборам. В 1969 году в нем вновь появилась летная специальность. Здесь стали готовить пилотов на самолет Ан-2, а затем на вертолеты Ми-8. В 1991 году училище переименовали в Омский летно-технический колледж имени Анатолия Ляпидевского. Сегодня это единственное учебное заведение в стране, которое готовит пилотов вертолетов для гражданской авиации.
Привожу две цитаты, из которых можно выяснить, что эта школа за всю свою историю несколько раз передислоцировалась и называлась по разномуУважаемый Ас ночных полетов!
Хотел поблагодарить за труд и уточнить, что в Канске школа называлась 22-я Краснознамённая военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (22-я ВАШ ВСР) .Существовала более 50 лет. Был курсантом в 1972 году. Написал её полное имя, поскольку в воспоминаниях бывших воспитанников встречаются только восторженные и добрые воспоминания...И еще...
ИСТОРИЯ БЫВШЕЙ КАНСКОЙ ШКОЛЫ ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКОВ-РАДИСТОВ
В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.
Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».
С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.
С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.
С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.
С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.
С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».
С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.
С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.
С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.
В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.
В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок - старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.
Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.
С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.
В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.
Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.
В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.
В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).
Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.
Командование школы;
С 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;
С 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;
С 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;
С 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;
С 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;
С 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;
С 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;
С 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;
С 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;
С 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;
С 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;
С 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.
Зайдите на Форум выпускников ШМАС на тему по этой школе "Канск. ШМАС в/ч 30185 ВСР, механиков АВ и школа прапорщиков ", возможно кто-то из форумчан может добавить еще какие-нибудь подробности об этой школе...