Венчание ивана 4 год. Иван грозный

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Получил свое прозвище «Грозный» не со дня своего правления. Сначала когда он правил при регентстве матери, а затем и бояр никто не думал о том, что этот мальчик будет наводить ужас на многих. Отец умер, когда было всего три года.

При малолетнем государе стала управлять его мать - Елена Глинская. Но через пять лет она умерла, есть версия что ее отравили бояре. Так остался на попечении боярских кланов. Они вели постоянную борьбу за власть, поэтому маленькому государю приходилось видеть интриги и расправы. Когда юноше исполнилось 17 лет, то было принято решение провести венчание на царстве .

Жизнь Ивана 4 до венчания

До того как пережить процедуру венчания ему пришлось нелегко. Жизнь его в детстве не было уж такой радостной. Как было сказано выше, на его глазах происходили очень жестокие вещи. родился в 1530 г. Мальчик был здоров и хорош собою. Через три года не задолго до своей смерти Василий III назначил при мальчике специальный Опекунский Совет. Этот орган должен был управлять государством до совершеннолетия юноши. То есть когда исполнилось 17 лет и произошло венчание на царство, то юноша получил всю полноту власти.

До венчания мальчика особо не жаловали, он не раз потом писал в своей корреспонденции о своем детстве. говорил о плохом обращении бояр с ним и его братом Юрием. Человеческого тепла они не получали, их плохо кормили и одевали. А делать иногда заставляли вещи, не по годам взрослые. Таким образом усвоил жестокий урок. С детства он стал подозрительным, в дальнейшем это чувство с возрастом у него росло. А к последнему десятилетию жизни стало просто угрожающего размера. Царь подозревал в измене и неверности всех вокруг.

Все было иначе, когда проходили государственные приемы. Там перед маленьким государем все показывали свое уважение и смирение. А вот затем наступала опять холодность в отношении. не раз вспоминал об этом уже в своей взрослой жизни. Кроме этого в 1542 г. он испытал очень сильный испуг. Тогда боярский клан решил расправился с митрополитом Иосафом. Митрополит укрылся в дому маленького . Но бояре выбили там стекла ворвались в спальню государя, тем самым напугали . Это очень сильно подкосило его психологическое состояние.

Та жестокость, среди которой рос Иван 4, к моменту венчания породило в нем большое чувство страха. Уже с ранних лет он стал думать о том, что верить никому нельзя. Это заставляло его постоянно оглядываться и подозревать многих. Он постоянно ждал и пытался предотвратить нападение врагов. Это чувство вскоре стало для него обыденным делом. А к старости он стал и вовсе параноиком. Понятно, что постоянное чувство страха заставляло Ивана совершать жестокие поступки.

Процедура венчания Ивана Грозного 4

Итак, в 16 лет решил жениться. Ему подобрали невесту. Затем государь захотел принять новый титул, который ранее не носили правители Руси - царь. Здесь есть несколько точек зрения. Никто не может с полной достоверностью утверждать, от кого исходила инициатива венчания на царство. Одна точка зрения отдает пальму первенства . Якобы с детства терпя плохое отношение от бояр, он рьяно стремился к власти. Вторая точка зрения приписывает инициативу митрополиту Макарию. Говорят, что он, давая благословение на брак , посоветовал ему венчаться на царство.

Венчание на царство происходила в Успенском Соборе Москвы. Церемония произошла 16 января 1547 г. Для того чтобы принять титул царя митрополит должен был провести специальный отряд - миропомазание. То есть царь это помазанник Божий, его наместник на земле, наделенный властью. Во время венчания будущему царю были возложены специальные регалии - шапка Мономаха, крест животворящий и золотая цепь. Порядок венчания определял специальный документ - «Чин венчания на царство».

Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.

Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.

Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, — митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен — его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, — «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании — просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.

Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.

Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.

Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» — Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению. Они давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона — завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции — римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь — он сам.

В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..

И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.

14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Трон Ивана Грозного

Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом — в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий... И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».

Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.
________________________________________ _______________________
Вышла моя книга

К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 25 января (16 января по старому стилю) 1547 года, именно тогда произошло венчание на царство Ивана IV Грозного.


В. Васнецов: Иван IV грозный

Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул признавался исключительно внутри Московского государства.

Отец Ивана, великий князь Московский Василий III, прожив 20 лет в браке и не нажив детей, отправил законную супругу Саламонию в монастырь против ее воли. Он женился на литовской княжне Елене Глинской и через 4 года 25 августа 1530 года родился наследник – Иван IV, прозванный в последствии Грозным.

Когда Ивану было три года умер отец, а через пять лет умерла и мать. Мальчик рос в обстановке вражды и обмана, борьбы за власть между его опекунами – боярами. На семнадцатом году жизни Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и принять титул царя. На этот счет существует две версии: по одной из версий у молодого Ивана очень рано сформировались стремления к власти, ощущения своего высокого избранничества и инициатива была действительно его, по другой – инициатива венчания на царство исходила от самого митрополита, человека весьма незаурядного и почитаемого, который видел Москву наследницей павшего Константинополя, продолжив укрепление православия через соединение царской и духовной власти.


Успенский Собор, Москва

Обряд венчания на царство великого князя Ивана IV проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Макарий возложив знаки царского достоинства – животворящий крест, бармы, золотую цепь и шапку Мономаха, совершил, таким образом, обряд миропомазания.

Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена не Константинопольских патриархом, ни папой Римским, а русским митрополитом. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами.

С 1555 года титул русского царя безоговорочно признавался Англией. Чуть позже последовала Испания, Дания и Флорентийская республика. Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, подписанная тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами была утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом.

Костяной престол Ивана IV Грозного

Сам Иван Васильевич придавал большое значение признание его царского титула Польско-Литовским государством. Но Польша в течении всего XVI века так и не признала его титул.

Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять совсем другое положение в дипломатических отношениях. До этих пор существовавший титул - «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог». Титул же - «царь» переводили как «император», тем самым русский самодержиц приравнивался к единственному в Европе императору – императору Священной Римской Империи. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу, и эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.

Первые годы княжения Ивана IV

В 1533 г. после смерти Василия III на престол взошел его трехлетний сын Иван IV Васильевич (1533 - 1584 гг.). Был создан опекунский совет для управления государством, который возглавляли мать великого князя Елена Глинская, её фаворит князь И. Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский и митрополит Даниил, также в него входили служилые бояре князья Шуйские, Бельские, Глинские и т. д. Елена Глинская оказалась решительной и властной правительницей, она продолжила политику мужа, направленную на уничтожение уделов. Зимой 1533 г. через неделю после смерти Василия III она арестовала его родного брата Юрия Ивановича Дмитровского (умер в тюрьме летом 1536 г.). В 1537 г. началась охота на еще одного дядю великого князя - Андрея Ивановича Старицкого. Хитростью его заманили в Москву и арестовали летом 1537 г., в декабре 1537 г. старицкий князь скончался в темнице. Стремление Елены Глинской сосредоточить всю власть в своих руках привело к тому, что княгиня расправилась и с собственным дядей - известным интриганом князем Михаилом Глинским. В августе 1534 г. он был брошен в тюрьму и умер в заточении.

В недолгий период своего регентства Елена Глинская провела несколько важных централизаторских реформ. В 1535 г. проводилась денежная реформа, в результате которой в государстве была введена единая монетная система, также осуществлялась унификация системы мер и весов. Особое значение имела реформа местного управления: часть властных полномочий наместников и волостелей была передана выборным лицам - губным старостам и «излюбленным головам». В области внешней политики в результате ряда побед Елена Глинская добилась перемирия с Литвой (1536 г.). Главную опасность для Москвы представляли набеги крымских и казанских татар, с которыми велись постоянные войны. Продолжалось формирование Засечной черты.

3 апреля 1538 г. княгиня Елена Глинская скоропостижно скончалась. Смерть цветущей тридцатилетней женщины была такой внезапной, что породила упорные слухи, будто мать великого князя отравили. После этого начался период боярского правления. Он характеризовался острейшей борьбой за власть придворных группировок - Шуйских, Бельских, Глинских. В пылу борьбы бояре забывали о соблюдении государственных интересов. В стране началось резкое обострение социально-политических противоречий, вызванное падением престижа центральной власти, самоуправством чиновников разного ранга, разгулом взяточничества и казнокрадства.

Иван IV рос в условиях боярской свары, сопровождаемой кровавым насилием. В этих обстоятельствах, одаренный от природы и получивший хорошее образование, великий князь приобретал такие черты характера, как лицемерие, жестокость и необузданность. Свой первый смертный приговор он вынес в тринадцать лет. По его приказу был затравлен псами князь Андрей Шуйский.

Венчание Ивана IV на царство

Достигнув 16-тилетноего возраста, Иван IV заявил о намерении самолично управлять государством. По совету своего учителя и воспитателя митрополита Макария великий князь решил вступить в брак (женатый человек считался совершеннолетним), а перед этим «поискати прежних своих прародительских чинов». В январе 1547 г., в Успенском соборе Кремля, при огромном стечении народа состоялось венчание Ивана IV на царство. Он был первым из русских правителей, официально принявшим титул «царь», хотя в придворном обиходе царями называли и его деда Ивана III, и его отца Василия III. Этот новый титул московского правителя имел огромное значение: во-первых, он происходил от слова «цесарь» («кесарь»), как титуловали римских, византийских и германских императоров, и обозначал полноту власти, гораздо более существенную, чем власть великого князя; во-вторых, «царями» на Руси называли ордынских ханов, и, приняв этот титул, московский самодержец подчеркивал, что его власть, по своей сути, подобна той, которую в свое время имели монголо-татары над Русью; наконец, «великий князь» в Европе переводили как «принц» или «герцог», тогда как «царь» не переводили вообще или понимали как «император», что ставило великого государя выше западных королей. Царь - «помазанник Божий», он не только самодержец, но и духовный лидер своего народа.

В марте 1547 г. царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой-Юрьевой, представительнице знатного московского боярского рода. Примечательно, что этой женщине суждено было стать связующим звеном между Рюриковичами и новой династией Романовых, пришедшей к власти в начале XVII в.

Избранная Рада

В июне 1547 г. взбунтовались московские посадские люди (горожане). Поводом к восстанию послужил страшный пожар, уничтоживший почти весь город к северу от Москвы-реки (погибло около 2 тыс. человек). Приостановился подвоз продуктов в столицу, начался голод. Народ требовал прекращения боярского самоуправства, отстранения от власти князей Глинских, повышения роли Ивана IV в принятии государственных решений. С большим трудом властям удалось восстановить порядок в городе. Данное восстание имело огромное значение. Во-первых, Иван IV собственными глазами увидел всю силу народного гнева и в дальнейшем старался использовать ее в своих политических интересах. Во-вторых, царь убедился в необходимости проведения серьезных государственных преобразований.

К 1549 г. вокруг молодого самодержца постепенно образовалась группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Курбский (один из ее участников) впоследствии назвал Избранной Радой. Она не являлась органом власти, правительством, не имела правовой основы для своей деятельности. Все строилось на личных отношениях Ивана IV со своими советниками, и пока он находился под их влиянием, в стране проводились постепенные преобразования, направленные на консолидацию правящего слоя и укрепление аппарата управления, усиление государства, решение внешнеполитических задач.

Дворянин Алексей Адашев руководил деятельностью Челобитной Избы, принимавшей жалобы и доносы, одновременно являвшейся личной канцелярией царя. Активным участником Избранной Рады являлся священник Сильвестр, влиявший на духовную жизнь царя, приобщавший его к книгам. В круг приближенных также входили: митрополит Макарий и талантливый дипломат думный дьяк Иван Висковатый.

В начале 1560-х гг. Иван IV освобождается от влияния Избранной Рады. Практически все ее участники были репрессированы.

Земский собор 1549 г.

В феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV впервые был созван центральный сословно-представительный законосовещательный орган - Земский собор. Впоследствии (до середины XVII в.) использование Земских соборов для решения важнейших государственных вопросов стало обычной практикой. Данный орган власти нельзя отождествлять с западноевропейскими сословно-представительными учреждениями (парламентами, Генеральными Штатами, кортесами, сеймами), так как Земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя.

В соборе 1549 г., который историки часто называют «Собором примирения», принимали участие Боярская Дума, церковные иерархи и представители помещиков. На первом же заседании государь обвинил бояр в «неправдах», злоупотреблениях и «нерадении». Бояре повинились и слезно умоляли о прощении, обещали служить «вправду, безо всякия хитрости». Царь простил их и призвал всех жить в мире и согласии, однако все же настоял на выведении «детей боярских» (мелких и средних помещиков) из-под юрисдикции наместников-кормленщиков. В ходе собора были так же приняты решения о необходимости судебной реформы, об «устроении» местного самоуправления, о подготовке к войне с Казанским ханством.

Судебник 1550 г.

В 1550 году по решению Земского собора 1549 г. был принят новый Судебник. Он во многом повторял те положения, которые уже существовали в Судебнике Ивана III г., но учитывал накопившуюся юридическую практику и был значительно расширен.

За счет дворецких, казначеев, дьяков и всяких приказных людей расширялся состав судебной власти. Из юрисдикции бояр и наместников изымались помещики. Дворяне и купцы могли избирать специальных людей - целовальников, которые участвовали в наместничьем суде. Права наместников были урезаны также и тем, что обязанность взимания налогов переходила к выборным людям - излюбленным головам (старостам), чем подготавливалась отмена системы кормлений. Был установлен порядок подачи жалоб на наместников и волостелей. Служилые люди, являвшиеся опорой царской власти, защищались от попадания в холопство. Резко сократились и судебные привилегии удельных князей.

Новым в Судебнике Ивана IV было понятие антигосударственной деятельности - «крамолы», к которой относились тяжкие уголовные преступления, заговоры, мятежи. В первых статьях этого свода законов устанавливались суровые наказания за мздоимство и умышленное неправосудие.

Касался Судебник и положения зависимых крестьян. Их прикрепление к земле усилилось, так как, несмотря на то, что право Юрьева дня сохранялось, плата за пожилое увеличивалась.

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV - начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, - поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI - XVII вв. - это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод - Разрядный, поимкой преступников - Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.

Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья - это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк - чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие - это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители.

Стоглавый собор

В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений - «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.

Этот церковный собор принял следующие основные решения:

1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России; 2) о создании общерусского списка святых; 3) о принятии единого монастырского устава; 4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение; 5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания; 6) об учреждении училищ для священников; 7) о методах борьбы с ересями; 8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.

Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.

Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.


Похожая информация.