Возмещение ущерба по европротоколу. Какая СТО будет производить ремонтные работы? Разрешено ли оформление «Европротокола» на территории России

Этого нормативно-правового акта. П. 4 этой статьи определяет максимальную сумму выплаты ущерба, которая положена потерпевшему. Она составляет 100 000 рублей.

Сумма с 01.06.2018 г. вступила в силу, о чем говорит Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. №448-ФЗ О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» .

Лимит на территориях городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей

Указанные выше суммы выплат касаются аварий, которые произошли в регионах РФ. Если же ДТП случилось в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге или Ленинградской области, тогда, согласно п. 5 ст.11.1 40-ФЗ, предусмотрен иной размер выплат – 400 000 рублей (что является максимальным размером выплаты ущерба имуществу по договору ОСАГО). Речь идёт именно о территории, на которой произошла авария. Договор же обязательного страхования может быть заключен в любом из субъектов РФ.

Внимание! П. 5 ст.11.1 40-ФЗ указывает на условие, при котором может быть получена страховая выплата в 400 000 рублей на территории данных регионов.

Автомобили должны быть оборудованы «техническими средствами контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами».

Данные об аварии, зафиксированные на видеорегистратор, предоставляются страховщику.

Как получить страховку?

В течение пяти рабочих дней после аварии потерпевшему и виновнику ДТП нужно направить в свои страховые компании согласно п.10 ст. 12 40-ФЗ (можно заказным письмом с уведомлением о вручении или любым другим способом, который обеспечит подтверждение отправки). Потерпевший прилагает заявление о страховой выплате. Подробнее о том, что делать после составления Европротокола при ДТП, читайте в , а сможете ознакомиться со сроками подачи извещения в страховую.

Страховая компания может потребовать предоставить автомобили к осмотру и независимой технической экспертизе. После получения такого требования необходимо выполнить его в течение пяти рабочих дней. В течение 15 календарных дней оба участника ДТП не должны начинать ремонт своих авто либо их утилизацию.

Потерпевшему понадобится предоставить пакет документов страховщику для того, чтобы получить возмещение. Вот какие бумаги нужны:

  • собственно (извещение о ДТП), заполненный по всем правилам и подписанный обоими участниками ДТП;
  • заявление о возмещении убытков;
  • паспорт гражданина РФ и копия водительского удостоверения;
  • полис ОСАГО;
  • документы на транспортное средство, копию свидетельства о регистрации, копию ПТС;
  • если за выплатами обращается не сам автовладелец, то потребуется доверенность;
  • реквизиты банковского счета (понадобятся для денежной выплаты);
  • фото или видеоматериалы с места ДТП на электронном носителе, если есть;
  • при наличии свидетелей, можно предоставить их письменные показания.

Более подробный список документов для получения выплаты по ОСАГО после ДТП по Европротоколу узнаете , а из сможете ознакомиться с тем, как оформляется извещение о дорожно-транспортном происшествии по КАСКО.

Как и сколько выплачивают?

Ремонт на автотехстанции

В 2017 году был принят Федеральный закон от 28.03.2017 №49-ФЗ , который внёс важные изменения в Закон «Об ОСАГО» . Ранее в качестве возмещения ущерба приоритетное значение имели денежные выплаты. С 2017 года приоритет имеет «натуральное возмещение убытков». То бишь, потерпевший получает не деньги, а ремонт на автотехстанции, который оплачивает страховщик.

Страховая компания проводит экспертизу, оценивает необходимые детали и услуги по методике Центробанка РФ. Это значит, что цены берутся не «реальные», а среднестатистические либо указанные в специальных справочниках. Расчёт стоимости ремонта по такой методике может, например, не подразумевать окрашивание деталей либо же их окрасят частично.

В соответствии с законодательством, устанавливаться на автомобиль должны только новые детали. Однако, если автовладелец согласен на запчасти б/у, то могут установить их. Что, если суммы, рассчитанной по методике ЦБ, окажется недостаточно для восстановления авто? В этом случае недостающие деньги должен будет заплатить сам владелец машины.

Какая СТО будет производить ремонтные работы?

По закону это должен быть автосервис, расположенный не далее чем за 50 км от места жительства потерпевшего либо от места аварии. Закон предусматривает, что автовладелец может выбрать для ремонта СТО, с которым у страховой компании не заключен договор. Однако данный момент нужно будет согласовать письменно со страховщиком.

Важно! Приоритет ремонта автомобиля перед денежной выплатой касается только автомобилей, принадлежащих гражданам РФ и зарегистрированным на территории России.

Компенсация

В некоторых случаях выплату по ОСАГО получить реально, а конкретно в ситуациях, когда оформлен при ДТП, если убытки по результатам экспертизы превышают сумму возмещения, а водитель отказывается доплачивать из собственного кармана за ремонт на СТО, предоставленный страховщиком. В этом случае автовладельцу могут сделать финансовую страховую выплату по договору страхования.

Сроки


После того как документы предоставлены и остальные условия выполнены, потерпевшему должны сделать возмещение в течение 20 рабочих дней согласно п. 11 ст. 12 40-ФЗ (выплатить денежные средства либо направить ТС на ремонт).

Если автовладелец выбрал автосервис, с которым у страховщика нет договора, то сроки направления могут быть увеличены до одного месяца.

Когда могут отказать?

Причин для отказа в выплате по Европротоколу немного, но они есть.

  1. Не предоставлен полный пакет документов в установленные законом сроки.
  2. Начат ремонт автомобиля до того, как страховщик провел осмотр и экспертизу машины.
  3. ДТП было совершено с умыслом.
  4. Не оповестили страховую компанию в течение 5 суток о ДТП.
  5. Происшествие стало результатом воздействия непреодолимой силы.
  6. Был причинён исключительно моральный ущерб.
  7. Авария случилась во время обучения либо соревнования.

Нужно отметить, что возмещение касается непосредственно автомобиля. Если пострадало имущество, находившееся внутри, то его компенсировать не будут.

Список небольшой и исчерпывающий. Если же получен отказ по причинам неправомерным – пишите жалобу в Российский Союз Автостраховщиков и ЦБ РФ, направляйте досудебную претензию непосредственно в свою страховую компанию. Если урегулировать вопрос таким образом не получилось – обращайтесь в суд.

Получить страховую компенсацию по Европротоколу – дело реальное и не такое уж сложное. Конечно, надо отнестись ко всему серьёзно, соблюсти установленные сроки и правильно подготовить документы. Если проявите достаточно внимания и собранности, то всё должно сложиться в вашу пользу.

Система самостоятельного оформления документации по транспортному происшествию для страховой компании без привлечения сотрудников дорожной полиции именуется европротоколом.

Так же называется и стандартная форма, необходимая для заполнения непосредственно на месте ДТП.

Упрощённая схема документирования инцидента возможна при соблюдении определённых условий только в том случае, если водители транспортных средств могут договориться без вмешательства автоинспектора.

Участники ДТП должны знать и учитывать, оформляя и подписывая европротокол, до какой суммы возможно возмещение и в каких случаях такая схема не будет считаться действительной. Даже незначительное несоответствие ситуации требованиям европротокола является основанием для вызова на место происшествия ГИБДД.

ФЗ №40 об ОСАГО 2002/25/04 редакция 2016/03/07 ст.11.1 от 2014/21/07 ФЗ №223

ПП №1002 2014/01/10 редакции 2016/25/04 и 2016/31/12

Главным преимуществом европротокола является быстрое разрешение сложившейся ситуации собственными силами и оперативное заполнение документов, что позволяет в сжатые сроки покинуть место столкновения, не провоцируя пробку.

Зафиксировать самостоятельно обстоятельства дорожного инцидента и передать документ страховщику для получения возмещения по факту транспортного происшествия возможно при наличии ряда условий:

  1. В происшествие вовлечены всего два автомобиля. Большее или меньшее количество участников аварии не позволяет технически оформить бланк европротокола (не соответствует требованиям).
  2. Отсутствуют человеческие жертвы и пострадавшие. В аварию не вовлечены пешеходы. Визуальные повреждения получили только ТС автомобилистов-участников дтп.
  3. Оба водителя застрахованы (или имя человека за рулём фигурирует в действующем полисе). Осаго обоих водителей датированы 2.08.2014 или позже (ФЗ №223 2014/21/07 редакция 2016/23/06 ст.5 п.8). Последнее обстоятельство – лишь требование закона, не актуальное в настоящее время, так как осаго заключается на год (максимум).
  4. Повреждения получили исключительно транспортные средства. Иному имуществу (городскому или частному), людям и сторонним объектам не нанесено вреда.
  5. Картина происшествия в глазах участников не разнится, нанесённый ущерб согласован, характер повреждений на машинах не вызывает споров и сомнений, в т.ч. относительно их происхождения.

Европротокол оформляется при наличии всех названных обстоятельств. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, обойтись без вызова автоинспекции не получится.

Присутствие представителей дорожной полиции потребуется и в том случае, если поведение хотя бы одного из участников аварии агрессивно и провокационно, что является препятствием для объективной оценки происшествия и достижения консенсуса.

Алкогольное опьянение и демонстративное нежелание подписывать европротокол также потребуют вызова автоинспекторов.

Съёмка места происшествия (видео и фото), показания регистраторов и данные навигаторов приветствуются и учитываются при подписании европротокола и расследовании обстоятельств аварии страховыми компаниями.

Обязательность использования техсредств и представления подобной информации страховщикам для объективной оценки происшествия и определения виновника вводится с октября 2019 (Закон об осаго ст.11.1 пп.6 и 7; ФЗ №223 2014/21/07 ст.5 п.7).

Европротокол при ДТП 2017 – какая сумма выплат предусмотрена?

ФЗ №40 об ОСАГО 2014/21/07 ст.11.1 пп.2-5

При заполнении европротокола существуют ограничения по выплатам в зависимости от региона, где совершено ДТП.

По Осаго закон предусматривает два лимита возмещений при ДТП:

  1. Для всех российских регионов, кроме Москвы (+ область) и Санкт-Петербурга (+ область) , верхняя граница причинённого ущерба, которая может покрываться по европротоколу, очерчивается 50 тысячами. Если дтп, соответствующее требованиям европротокола, визуально оценивается в большую сумму, это не означает, что страховщик вправе отказаться от возмещения ущерба. Следует учитывать, что водителям «навскидку» точно оценить повреждения практически нереально и ошибки +/- вполне естественны. Согласно закону, СК покрывает не более 50 тысяч убытков по европротоколу, а превышающая сумма после оценки подлежит взысканию непосредственно с виновного в инциденте.
  2. Для ДТП, имевших место в Москве, Санкт-Петербурге и их областях , верхняя граница возмещения по европротоколу определена в 400 тысяч (Закон об осаго №40 стт.5, 7б). Если обстоятельства дорожного инцидента позволяют претендовать на страховку, превышающую среднероссийский лимит (50 тысяч), то представление страховщику фото- и видеосведений, а также технических данных системы ГЛОНАСС является обязательным условием. Иными словами, с 01.2017 авто, втянутые в дтп в границах Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, для возмещения ущерба в полном объёме должны быть оборудованы видеорегистраторами и навигационными приборами с использованием данных системы Глонасс. Требования к техсредствам, которыми должны быть оборудованы авто, и к необходимой для выплаты по европротоколу страховки информации описаны в ПП №1002 2014/01/10 редакция 2016/25/04.

Оформленный бланк европротокола подлежит передаче в 5-дневный срок в СК, оформившую Осаго. При этом каждая из сторон дорожного инцидента передаёт свой экземпляр извещения в свою компанию (1й экземпляр основной, 2й экземпляр самокопир).

Закон обязует автовладельцев, оформивших и подписавших европротокол, представить ТС, причастные к аварии, для осмотра и независимой экспертной оценки ущерба по требованию СК. Ремонт или утилизация колёсного транспорта, причастного к аварии и отмеченного в европротоколе, допускается только по истечении 15 дней, отсчитываемых со дня инцидента.

Типовой бланк европротокола (Приказ МВД №155 2011/01/04 регистрация в МЮ №20670 2011/05/05) должен быть выдан страховщиком вместе с полисом Осаго (2 штуки). Ограничений в выдаче бланков европротокола не установлено.

Заполнение полей

Типовой бланк европротокола заполняется шариковой ручкой, гелевая ручка и карандаш не допускаются.

Лицевая сторона (совместное заполнение)

Основная сторона бланка заполняется обоими участниками происшествия (каждый заполняет свою колонку) и содержит детальную информацию о ДТП и участниках, свидетелях, страховщиках.

Перечисление и характер видимых повреждений (п.14) описывают доступными и понятными терминами.

Краткость и точность формулировок важны.

Необходимо избегать неточности при описании обстоятельств (п.16): стоянка и остановка отличны друг от друга, а обгон и смена полосы обычно идут вместе.

Схема (п.17) должна содержать границы проезжей части, расположение машин, знаки, названия улиц, светофоры, нумерацию домов, разметку и направление движения. Любые предметы, имеющие отношение к инциденту, указывают на рисунке.

Пустые графы прочёркивают. Лицевая сторона заверяется подписями двух сторон.

Инструкция по заполнению

Оборотная сторона

Заполняется индивидуально после разъединения бланка европротокола. Рекомендуется разборчивым почерком (лучше печатными или полупечатными буквами) внести в текст сообщения максимум подробностей происшествия, чтобы сократить сроки выплат.

При нехватке места допускается использование чистого листа, который прикрепляется к основному документу.

Оборотная сторона протокола

Любые исправления и дополнения вносят с согласия второй стороны. Они заверяются двумя подписями. Отказ одной из сторон подписать заполненный европротокол требует немедленного вызова на место аварии дорожной инспекции, так как в этом случае упрощенный вариант документирования дтп не применим.

Подписи обоих участников происшествия должны быть проставлены на двух экземплярах. Перед подписанием европротокола следует перечитать текст и убедиться, что в документ не внесены сведения, не имеющие отношения к конкретному ДТП.

Европротокол считают оформленным после заполнения титула, его подписания обеими сторонами и разъединения. Оборот может быть заполнен позже.

Ежегодно в мире производят миллионы машин и наши дороги становятся все более загруженными. В результате количество аварий на дорогах растет и, порой в крупных городах сотрудники ГИБДД просто не успевают быстро приехать на вызов к месту аварии. За рубежом была разработана система оформления ДТП на месте без необходимости вызова специальных служб, что значительно облегчило многие моменты. С недавнего времени такая система действует и в России. Так что же нужно знать нашим водителям, если они попали в аварию и хотят оформить все сами? В этой статье мы расскажем о том, как заполнить Европротокол при ДТП образец 2017 года с кратким описанием.

Европротокол – это процедура оформления документов при ДТП самостоятельно, без присутствия сотрудников ГИБДД. Водители сами заполнят бланк на месте происшествия, что сэкономит время и позволит быстро устранить пробку на дороге, освободив ее для проезда другого транспорта.

Но следует знать, что не во всех случаях возможно оформление такого протокола.
Перечислим ситуации, при которых водители смело могут оформлять протокол на месте:

  • если при аварии оба транспортных средства застрахованы по ОСАГО;
  • при отсутствии разногласий у участников ДТП по сложившейся ситуации;
  • если в дорожно-транспортном происшествии участвовало не более двух машин;
  • при отсутствии раненых или погибших людей (проезжих, пешеходов и т.д.);
  • если при происшествии не было повреждено дополнительное имущество

Оформление такого протокола не может быть осуществлено и водителям необходимо будет вызывать сотрудников ГИБДД, если:

  • есть раненные или погибшие люди;
  • в аварию попало более двух автомобилей;
  • помимо автомобилей пострадало дополнительное имущество;
  • участники ДТП имеют явные разногласия и не хотят сами оформлять документы;
  • если отсутствует страховка ОСАГО хотя бы у одного из водителей

Оставление места ДТП. Какое наказание в 2016-2017 году

Оставление места ДТП

Оставление места ДТП – это административное правонарушение, согласно которому нарушитель должен нести ответственность. Поскольку в 2015 г. в КоАП не вносилось каких либо поправок и изменений, то и в 2016-2017 году нарушитель понесет наказание согласно ч. 2 ст. 12.27 кодекса административных правонарушений.

Эти наказания могут быть двух видов:
-лишение водительских прав сроком до полутора лет
-арест до 15 суток

Однако при оформлении протокола с выполнением всех необходимых действий на месте, водитель может смело оставлять место происшествия.

Какую сумму ущерба можно покрыть

Согласно страховому полису ОСАГО выплата суммы ущерба составляет не более 50 тысяч рублей, при условии, что страховой договор был подписан после 02.08.2014. До этого сумма была меньше и составляла 25 тысяч рублей.
Однако, если в обоих автомобилях на момент аварии была спутниковая система навигации, которая зафиксировала происшествие, то лимит суммы выплаты по европротоколу возрастает до 400 тысяч рублей. Данный закон распространяется по Москве и Московской области, Санкт Петербурге и области. Список спутников навигации, которые утверждены и разрешены при оформлении этой процедуры, указаны в соответствующих документах ОСАГО.

Порядок действий при ДТП

Оформление Европротокола при ДТП 2017 порядок действий:

  1. Остановить машину и поставить знак аварийной остановки;
  2. Собрать контакты свидетелей происшествия;
  3. Не убирать следы ДТП и если есть возможность, сделать снимки обстановки:

-общий, панорама с полным видом ДТП
-следы от торможения шин
-поломки транспортных средств
-вид автомобилей снаружи, их расположение
-государственные номера автомобилей
-отдельные поврежденные детали

Итак, если водители видят, что допустимо оформить европротокол в случае их дорожно-транспортного происшествия, чтобы облегчить ситуацию и не ждать сотрудников ГИБДД, им предстоит заполнить бланк. По идее, бланк имеется у каждого водителя, но заполнить нужно будет только один из них. Какой именно – разницы нет. Бланк состоит из двух колонок, где одна отведена одному водителю, другая другому.

Первое, что нужно сделать, это проверить, что бланк не поврежден и все данные на нем четко отпечатаны. Затем каждый водитель выбирает для себя колонку и вписывает все необходимые данные о своем автомобиле.

Правила оформления бланка – Извещения:

Как правильно заполнить Европротокол

Итак, рассмотрим как заполнять Европротокол при ДТП 2017 правила оформления:

  1. Заполнять бланк нужно исключительно шариковой ручкой (перьевые ручки и карандаши не принимаются. Первые могут размазаться на бумаге, а карандаш и вовсе можно стереть).
  2. Для начала нужно заполнить лицевую сторону, где есть две колонки, для каждого водителя отдельно. Более детальное описание по заполнению будет описано позже.
  3. Затем оба водителя обязаны заполнить обратную сторону бланка, с указанием всех необходимых данных. Эта информация так же немаловажна, поскольку сотрудники страховой компании будут учитывать ваши личные заметки при разбирательстве в деле.
  4. Экземпляры, заполненные с лицевой стороны, должны быть разделены после заполнения.
  5. Каждый водитель должен поставить по две подписи на лицевой стороне. Одна будет стоять под заполненной информацией, вторая под пунктом «Согласие»
  6. Если были внесены какие-либо изменения после разделения бланка, водитель должен поставить подпись, что он не против внесения поправок в документе со стороны другого водителя.

Подробная инструкция по заполнению

Как оформить Европротокол при ДТП 2017 образец:

Схема оформления ДТП

С 1 по 8 пункт требуется заполнить общую информацию о ДТП

  • Место ДТП — вписывается точный адрес как требуется по пункту;
  • Дата ДТП – вписывается точная дата и время в отведенные окошки;
  • Количество поврежденных ТС – в окошко вписывается число;
  • Количество раненых (лиц, получивших телесные повреждения) – вписывается число в окошко, далее вписывается в другое окошко число погибших;
  • Проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения – отмечается в окошке Да или Нет;
  • Материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам (кроме «А» и «В») – нужно отметить Да или нет, другому имуществу – Да или нет. (отмечаете по обстоятельствам);
  • Свидетели ДТП: — Иванов Иван Иванович, г. Москва, ул. Зеленая, д.33;
  • Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД – отмечаете Нет

— Начиная с 9 пункта и до 15 каждый водитель заполняет отдельно, вписывая информацию о себе и своем ТС, а так же о страховке.
— С особой внимательностью следует отнестись к 14 пункту Извещения, где будут описан ущерб, который был нанесен в следствии транспортного происшествия. Также нужно посмотреть, чтобы другой водитель не приукрасил свои поломки и повреждения и правдиво описал свою ситуацию.
— В интересах каждого водителя корректно описать пункт №16, где нужно будет отобразить при каких обстоятельствах произошло дорожно-транспортное происшествие. Описание должно быть в первую очередь правдивым, без преувеличений и лаконичным. Если в машине есть какие-то скрытые повреждения, то их должен проверить эксперт.

Нужно писать точными терминами, отражающими суть, например есть разница в значении – обгонял водитель машину или менял полосу. От того что именно он делал в данной ситуации может зависеть кто виновник происшествия.


— В следующем пункте №17 должна быть нарисована четкая схема ДТП, где нужно указать названия улиц, схема движения машин, светофоры, пешеходные переходы, а так же любые другие предметы, которые могли повлиять на сложившуюся ситуацию на дороге.

В бланке существует так же пункт «Замечания», где можно дописать то, что не поместилось в других пунктах или вписать что-то еще, если водитель хочет подчеркнуть какой-то момент.

После заполнения, оба участника ДТП ставят подписи, тем самым подтверждая, что они полностью согласны с предоставленной информацией. Проверить стоит не только свой столбик, но также и столбик другого водителя, во избежание дальнейших недоразумений. Как только подписи поставлены, бланк разделяют на две части. Подписи ставятся на обеих частях – своем и бланке другого водителя, тем самым подтверждая, что с информацией изложенной с его стороны вы согласны и ознакомлены.

Тыльная сторона бланка заполняется уже после разделения Извещения, т.е. каждым водителем отдельно. На ней водитель может указывать любые дополнения, примечания и заметки. На случай, если нет больше места, на бланке нужно будет вписать «с приложением» и дополнить то, на что не хватило места на простом чистом листе, приложив его к Извещению.

В случае, если заполненный бланк поврежден, потерян или одна из сторон хочет внести какие-то изменения в информацию, следует заполнить новый бланк.

Водители, желающие осуществить оформление ДТП по европротоколу должны знать, что:

  1. Нужно подать заявку в страховую компанию как можно скорее, в течение 5 дней
  2. При обращении с собой нужно иметь следующие документы:

-заполненный подписанный бланк
-заявление о том, что вся информация, которую вы предоставили является достоверной и написана вами собственноручно
-заявление на возмещение ущерба
-все сделанные фотографии (перечень описан выше)
-запись с фотокамеры или видеорегистратора должна указывать дату и время съемки
-потерпевшей стороне нужно будет приложить требование о возмещении ущерба
-Страховая компания в праве попросить предоставить автомобиль для проведения экспертизы
-Водители не имеют права отдавать машину на ремонт в течение 15 дней после ДТП

Водители должны учитывать, что после предоставления всех документов страховой компании, на основании предоставленных данных будут проводиться разбирательства, после чего назначается сумма, возмещение по европротоколу.

Максимальная сумма выплаты уже описывался выше. Многие водители задаются вопросом: Где можно взять европротокол? Если у водителя уже оформлена страховка, то страховая компания предоставляет сама такой протокол. А сам бланк Европротокола при ДТП 2017 скачать можно в этой статье, так же как и образец по заполнению.

Появление Европротокола на территории Российской Федерации, безусловно облегчило процесс оформления дорожно-транспортных происшествий. Но наши водители должны знать поэтапно как действовать в такой ситуации, что следует предпринять и в какой последовательности. Немаловажно и сориентироваться с заполнением бланков. Поэтому, если водитель все-таки выбирает страховку ОСАГО с тем намерением, что она может пригодится при оформлении такого протокола, то ему следует заблаговременно ознакомиться со всеми правилами, и знать как составить Европротокол при ДТП. Это существенно упростит оформление, если настанет время, и придаст большей уверенности водителю.

Полезное видео специально для вас.

Российский союз автостраховщиков (РСА) привел статистику оформления ДТП по европротоколу. В 2017 году 33% всех аварий фиксировались водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД, против 30% годом ранее. В количественном выражении это 541 тысяча автовладельцев. Общая сумма выплат по европротоколу выросла на 22% и в прошлом году составила 11,5 млрд рублей вместо 9,44 млрд в 2016-м. А средняя сумма урегулирования убытков составила 27400 рублей.

Напомним, что лимит выплат по европротоколу составляет 50 тысяч рублей, но с 1 июня 2018-го его увеличат до 100 тысяч. Кроме того, будет отменено условие, по которому оба участника должны быть согласны с обстоятельствами ДТП и списком видимых повреждений.

В РСА эти изменения не приветствуют, опасаясь, что выявить реального виновника аварии станет невозможно. Например, если оба водителя будут заявлять о своей невиновности и соблюдении Правил дорожного движения, то страховая компания не сможет произвести выплату настоящему потерпевшему, ведь даже специальная техника не может со стопроцентной гарантией выявить все обстоятельства ДТП и настоящего виновника. К примеру, оба водителя смогут сказать, что двигались на разрешающий сигнал светофора или что к аварии привел маневр другого автомобиля. В таком случае выплату, вероятнее всего, разделят пополам между участниками инцидента. В РСА предостерегают, что таким образом потерпевшие будут недополучать деньги на покрытие ущерба, а виновники - обогащаться.

Более того, РСА не перестает приводить данные, что 68% случаев всех ДТП покрываются нынешним лимитом 50 тысяч рублей, а потому большая часть добросовестных автомобилистов в двукратном повышении «потолка» не нуждается. Хотя оставшиеся 32% участников ДТП с этим явно не согласятся.

Напомним, что для оформления ДТП по европротоколу должны быть выполнены несколько условий. В аварии участвуют не более двух автомобилей, нет пострадавших, нет ущерба имуществу каких-либо третьих лиц, сумма ущерба менее 50 тысяч рублей, а оба участника имеют единое мнение относительно виновника аварии и ее причин. Если, к примеру, во время ДТП был причинен вред здоровью пешехода, пассажира или водителя, то оформить дорожный инцидент по европротоколу нельзя. Разумеется, ответственность каждого участника ДТП должна быть застрахована полисом ОСАГО или по договору страхования «Зеленая карта». При этом, если между водителями возникли споры или какое-то из условий не соблюдается, необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Сложнее всего оценить ущерб: уложится ли предстоящий ремонт в 50 тысяч? Разумеется, провести оценку в состоянии стресса могут не все. Поэтому в случаях, если ДТП оформлено по европротоколу, а сумма ущерба в итоге превысила 50 тысяч рублей, то разницу придется требовать с виновника ДТП.