На пути к установлению однопартийной политической системы. Установление однопартийной системы

Определение 1

Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике.

Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов. Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.

Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а направление и число партий, реально участвующих в жизни страны. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Однопартийная система СССР

Отдельно внимание следует уделить однопартийной политической системе. Данная система считается не состязательной. Ее название говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом систем можно назвать СССР в период с 1917 по 1922 года.

Ключевое событие, повлиявшее на появление в СССР однопартийной системы стали события февраля 1917 г., когда на смену монархии приходит нерешительное и слабое временное правительство, свергнутое впоследствии социал-демократической партией.

Во главе однопартийного правительства стоял В.И. Ленин. Настало время «устранения» всех небольшевистских партий. Первый из выводов, характеризующих однопартийность советского периода – решающее значение насилия в формировании однопартийности. Однако существовал и другой подход на пути к поставленной цели – эмиграция лидеров партий, отрыв их от страны.

Замечание 1

Стоит заметить, что методы борьбы большевиков не отличались мирной направленностью. Довольно часто в ход шли бойкоты и обструкции: прерывались выступления, часто слышались с мест издевательские замечания, освистывали. В тех случаях, когда достичь победу не получалось, большевики прибегали к образованию в нужном органе подобного себе органа, признавая его единственным законным. Бытует мнение, что такой способ борьбы изобретен лично В.И. Лениным.

Этапы утверждения однопартийной системы СССР

Можно выделить несколько этапов утверждения однопартийной системы:

  1. Установление советской власти. Данный этап проходил в двух направлениях. Он характеризуется как мирным переходом управления в руки Совета, так и рядом сопротивлений антибольшевистких сил.
  2. Выборы Учрдительного собрания. Идя по пути формирования однопартийности, были сформированы неравные условия для либеральных партий. Таким образом, результаты выборов свидетельствуют о неизбежном развитии страны по социалистическому пути.
  3. Формирование коалиционного правительства посредством объединения большевиков и левых эсеров. Однако такому союзу не было суждено просуществовать долго. Не поддержав Брестский мир и большевистскую политику эсеры покинули коалиционный союз, что привело к их последующему исключению из ВЦИК.
  4. Очевидным становится процесс перераспределения полномочий, власть советов переходит в пользу партийных комитетов, а также чрезвычайных органов власти. Наступает этап окончательного запрещения всех демократических партий. Остается только одна партия – большевистская.

Рисунок 1. Становление однопартийной системы СССР. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

1923 год характеризуется распадом меньшевистской партии. Политическая оппозиция прекращает свое существование вне большевистской партии. В стране окончательно устанавливается однопартийная политическая система. Безраздельная власть переходит в руки РКП(б). К этому времени, как отмечалось выше, уже давно закончился переход небольших партий, особенно тех, которые не обладали какой-либо политической перспективой. Они в полном составе перешли под руководство главной партии. Таким же образом поступали и отдельные лица.

Итоги однопартийной системы СССР

Однопартийная система СССР очень сильно упростила все проблемы политического руководство. Оно было сведено к администрированию. Вместе с тем, она предрешила деградацию партии, не знающей соперников. К ее услугам был представлен весь репрессивный государственный аппарат и воздействие на народ посредством средств массовой информации. Созданная всепроникающая вертикаль осуществляла свою деятельность исключительно в одностороннем порядке по направлению к общественности, не принимая никакой обратной связи.

Развитие происходило за счет противоречий, характерных для политической партий вообще, однако в нашей стране они обладали специфической формой, продиктованной однопартийной системой. Благодаря партийной системе стало очевидно, что наше общество не способно к развитию в условиях монопольной власти. Для того, чтобы партия могла набрать необходимую силу, а вместе с тем и сохранить ее, развиваться в русле свободного содружества, единение которого основывается на единстве не только убеждений, но и действий, необходимо наличие возможности свободного соревнования доктрин, стратегий, борьбы представителей партий перед избирателями.

На сегодняшний день политическая система России является многопартийной.

Однопартийная система - тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти. Доминирование одной партии может также устанавливаться посредством широкой коалиции нескольких партий (народный фронт), в которой правящая партия резко преобладает.

Однопартийная система в СССР (1922-1989 гг.) 12 ноября 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание: за эсеров проголосовало 58 % всех избирателей , за социал-демократов - 27,6 % (причем 25 % за большевиков , 2,6 % - за меньшевиков), за кадетов - 13 %. Характерно также и то, что большевики имели преобладание в столицах, эсеры стали бесспорными лидерами в провинции. Однако ультрарадикальная позиция большевистского лидера Ленина и его сторонников, громадная политическая воля и уверенность в возможности осуществления своей идеологической доктрины в условиях нарастания революционно-анархической стихии обусловили в конечном итоге иной характер развития событий: большевики узурпировали власть.

Оформление моно партийной системы произошло на определенных идеологических, политических и социально-экономических основаниях при опоре на репрессивно-карательные органы . Это дает основание гово­рить не только о партии-государстве, но и о феномене советского тотали­таризма . Государство всецело принадлежало одной партии, руководители которой (Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев) сосредоточили в своих ру­ках законодательную, исполнительную и судебную власть. На всех важ­нейших участках жизни общества были расставлены "кадры" - партийная номенклатура.

Последующие годы деятельности большевистской партии стали време­нем постепенного падения своего авторитета (не без "энергичных" дейст­вий все более стареющего руководства).

Несомненно, реформаторская интенция лежала в основе действий моло­дого Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева. Однако через свое партократическое естество переступить он не смог, поскольку судьбу пе­рестройки он так или иначе связывал с ролью КПСС. Не уставая говорить о демократии, Горбачев терпел в своем окружении не только "консервато­ров", но и "агентов влияния", на сторону которых он в конечном итоге пе­решел, роспуском КПСС он предал миллионы ни в чем не повинных лю­дей.

Вопрос о судьбе различных политических партий до Октябрьской революции не ставился даже теоретически. Более того, из марксистской теории классов естественно вытекал тезис о сохранении многопартийности в обществе, разделенном на классы, даже после победы социализма. Однако практика Советской власти вошла в разительное противоречие с этой теорией.

Репрессии против небольшевистских партий начались сразу же после победы Октябрьской революции и не прекращались вплоть до их полного исчезновения, что позволило сделать первый вывод: вывод о решающей роли насилия в установлении однопартийности. Другой подход к этой проблеме исходил из факта эмиграции большинства лидеров этих партий, что давало возможность сделать иной вывод - об отрыве их от страны и оставшейся в ней членской массы.

Однако прекращение деятельности КПСС в августе 1991 г. дало в наше распоряжение новый исторический опыт гибели партии, где репрессии или эмиграции не играли никакой роли. Таким образом, теперь имеется достаточный эмпирический материал, позволяющий рассмотреть цикл эволюции политической партии в России вплоть до ее распада и определить его причины. На наш взгляд, они коренятся в противоречиях, присущих партии, как историческому явлению. Однопартийность облегчает этот анализ, обеспечивая единство предмета исследования.

Однопартийность до предела упростила проблему политического руководства, сведя его к администрированию. Одновременно она предопределила деградацию партии, не знающей политических соперников. К ее услугам были репрессивный аппарат государства, средства массового воздействия на народ. Была создана всевластная всепроникающая вертикаль, работавшая в одностороннем режиме - от центра к массам, лишенная обратной связи. Поэтому процессы, проходящие внутри партии, приобрели самодовлеющее значение. Источником ее развития были присущие партии противоречия, они характерны для политической партии вообще, но протекали в нашей стране в специфической форме, обусловленной однопартийностью.

Опыт однопартийной системы в нашей стране доказал тупиковость развития общества в условиях монополии на власть. Только политические методы в обстановке свободного соревнования доктрин, стратегических и тактических установок, соперничества лидеров на виду у избирателей могли помочь партии набрать и сохранить силу, развиваться как свободному содружеству людей, объединяемых единством убеждений и действий.

45. Свертывание НЭПа. Индустриализация и коллективизация с/х

НЭП на первом этапе привел к бурному росту экономики страны, однако политика государства продолжала опираться на принцип командно-административ­ных методов управления, в т. ч. и в экономической сфере. В результате возникла острая нехватка, как продовольствия, так и промышленных товаров, в связи с чем были введены продовольственные карточки, затем государство вернулось фактиче­ски к прежней политики изымания продуктов у крестьян. 1929 год считают оконча­тельным концом НЭПа и началом массовой коллективизации.

Коллективизация (1928-1935). Фактически коллективизация (т. е. объединение всех частных крестьянских хозяйств в колхозы и совхозы) началась в 1929 г., когда для решения проблемы острой нехватки продовольствия (крестьяне отказывались продавать продукты, в первую очередь зерно, по ценам, которые диктовало государ­ство) были увеличены налоги на частных собственников и власть провозгласила политику льготного налогообложения для вновь создаваемых колхозов. Таким обра­зом коллективизация означала свертывание новой экономической политики.

В основе коллективизации была идея уничтожения зажиточного класса крестьян, кулаков, которые с 1929 года, оказались фактически в безвыходной ситуации: их не принимали в колхозы и они не могли продать свое имущество и уйти в город. Уже на следующий год была принята программа, согласно которой все имущество кула­ков конфисковывалось, а сами кулаки подлежали массовому выселению. Парал­лельно шел процесс создания колхозов, которые должны были в самое ближайшее время полностью заменить единоличные хозяйства.

Разразившийся голод 1932 - 1933 гг. только усугубил положение крестьян, у ко­торых были отняты паспорта, а при наличии строгой паспортной системы переме­щение по стране было невозможным.

Индустриализация. После гражданской войны промышленность страны нахо­дилась в очень бедственном положении, и для решения этой проблемы государству было необходимо изыскивать средства для строительства новых предприятий и мо­дернизации старых. Так как внешние займы были уже невозможны из-за отказа пла­тить по царским долгам, партия объявила курс на индустриализацию . Отныне все финансовые и людские ресурсы страны должны были быть брошены на восстановление промышленного потенциала страны. В соответст­вии с выработанной программой индустриализации, для каждой пятилетки устанав­ливался определенный план, выполнение которого жестко контролировалось. В ре­зультате к концу 30-х годов удалось приблизиться по промышленным показателям к ведущим западноевропейским странам. Достигнуто это было в большой степени за счет привлечение крестьян на стройки новых предприятий и использования сил за­ключенных. Были построены такие предприятия как Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Беломоро-Балтийский канал .


Похожая информация.


Формирование однопартийной системы. Первая советская Конституция. Образование РСФСР

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Формирование однопартийной системы. Первая советская Конституция. Образование РСФСР
Рубрика (тематическая категория) История

ʼʼЛевоэсеровский мятежʼʼ . Заключение Брестского мира изменило отношения большевиков с их партнерами по правительственной коалиции - левыми эсерами. Первоначально они поддерживали переговоры с Германией, но оказались не готовы к заключению сепаратного мира, который, по их мнению, отодвигал перспективы мировой революции. На IV (Чрезвычайном) Всероссийском съезде Советов левоэсеровская фракция голосовала против ратификации мира и отозвала своих наркомов из правительства. При этом было заявлено, что партия обещает Совнаркому ʼʼсвое содействие и поддержкуʼʼ. Разрыв, однако, был неполный: левые эсеры остались во ВЦИК, входили в коллегии наркоматов, работали в других учреждениях. Левые эсеры составляли треть коллегии ВЧК и такую же часть ее отрядов.

Противоречия левых эсеров и большевиков резко обострились в мае - июне 1918 ᴦ., после принятия декретов о продовольственной диктатуре и комбедах. Левые эсеры были против диктатуры в продовольственном делœе, против развязывания гражданской войны в деревне. Лидеров партии смущало, что в официальных документах фигурировали не только ʼʼкулакиʼʼ и ʼʼдеревенская буржуазияʼʼ, но и ʼʼдержатели хлебаʼʼ. Οʜᴎ не без оснований опасались, что декреты ударят не только по кулаку, против чего никто не возражал, но и по среднему, мелкому крестьянству; документ обязывал каждого ʼʼвладельца хлебаʼʼ сдать его, а ʼʼвсœех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пунктыʼʼ, объявлял ʼʼврагами народаʼʼ. Левые эсеры негативно отнеслись и к созданию, комбедов, называя их ʼʼкомитетами лодырейʼʼ.

14 июня 1918 ᴦ. голосами большевистской фракции (левые эсеры воздержались) из ВЦИК были исключены меньшевики и эсеры, что было фактическим переворотом, ибо сделать это имел право только съезд. Вслед за ними была решена участь и партии левых эсеров, которая к лету 1918 ᴦ. оставалась самой массовой (в ее состав входило н е менее 300 тыс. человек). Руководство левых эсеров попыталось добиться перемен большевистской политики на V Всероссийском Съезде Советов (работал 4-10 июля 1918 ᴦ. в Москве). При этом располагавшим на съезде 30% голосов делœегатов левым эсерам сделать этого не удалось. Тогда они прибегли к популярной в их партии форме давления - политическому террору. Эту позицию поддержал ЦК партии.

6 июля левый эсер Я. Г. Блюмкин застрелил германского посла Мирбаха. Выступление было плохо подготовлено организационно и не имело четкого плана. Лишь вечером 6 июля, задним числом, левоэсеровский ЦК одобрил шаг Блюмкина. Сам он после теракта укрылся в отряде ВЧК, которым командовал левый эсер Д. И. Попов. Явившийся туда с требованием выдать виновников Дзержинский был задержан, а вслед за ним изолированы еще около 30 коммунистов. По телœеграфу в различные города были разосланы телœеграммы с призывом к восстанию против ʼʼгерманского империализмаʼʼ.

Выступление эсеров (в советской историографии оно получило название ʼʼлевоэсеровский мятежʼʼ) большевики использовали как повод для разгрома оппозиции. Некоторые исследователи на основании документов о событиях 6-7 июля приходят к выводу, что мятежа не было как такового: он был спровоцирован большевиками для разгрома партии и ликвидации ее лидеров. В пользу этого свидетельствуют масштабы выступления (фактически только в Москве, причем со стороны эсеров участвовало менее 1000 человек), а также оперативность большевистского руководства в жестких ответных мерах.

В день мятежа фракция левых эсеров на V съезде была изолирована, а ее лидер М. А. Спиридонова стала заложницей. В ночь на 7 июля 4 тыс. верных большевикам латышских стрелков привели к повиновению отряд Попова, который насчитывал 600 человек. 12 участников выступления во главе с заместителœем Дзержинского В. А. Александровичем были расстреляны. Эхом московских событий стало выступление в Симбирске командующего Восточным фронтом левого эсера М. А. Муравьева, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ также было подавлено.

После 6 июля большевики не позволили фракции левых эсеров участвовать далее в работе V съезда. В партии начался раскол, охвативший как руководящие органы, так и низовые организации. Одни партийцы поддержали свой ЦК, другие перешли на сторону большевиков, третьи объявили о своей независимости. В считанные дни одна из самых массовых российских партий прекратила существование как единая организация. Большевики заявили, что будут сотрудничать лишь с теми эсерами, которые не поддержали свой ЦК, после чего развернулась чистка местных Советов от нелояльных левых эсеров, что свело их влияние практически к нулю. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, существование Советской власти на двухпартийной базе завершилось.

Конституция 1918 ᴦ. Еще на III съезде Советов было принято решение о подготовке новой Конституции, которая бы юридически закрепила сложившееся государственное устройство. 1 апреля 1918 ᴦ. ВЦИК создал комиссию по ее написанию. Текст ее сначала был представлен на обсуждение в ЦК партии, и лишь затем представлен на Съезде советов. Уже в июле 1918 ᴦ. V съезд Советов принял Конституцию РСФСР и окончательно закрепил проведенные коренные преобразования. В выработке конституции приняли участие как ведущие большевистские деятели (В.И. Ленин, Я. М. Свердлов, Ю. М. Стеклов, И.В. Сталин, М. Н. Покровский) и левые эсеры (Д. А. Магеровский, А. И. Шрейдер) так и специалисты в области экономики и права (Д. П. Боголепов, М. А. Рейснер, И. И. Скорцов). Принятая конституция обобщила основные, уже принятые декреты советской власти.

Первый раздел ее состоял из ʼʼДекларации прав трудящегося и эксплуатируемого народаʼʼ, принятой III Всероссийским съездом Советов. В нем провозглашалась коллективная собственность на средства производства, создание государства диктатуры пролетариата и т. п. Конституция определяла цель Советского государства - ʼʼуничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение делœения общества на классы... установление социалистической организации общества...ʼʼ.

Основной государственный закон Советской России производил двойственное впечатление. Ряд ее положений отличался подлинной демократичностью: конституция закрепила переход базовых средств производства в собственность народа, равноправие наций, федерацию как форму государственного устройства; декларировала основные свободы и права - свободу союзов, собраний, совести, печати, (правда, реальность была далека от декларируемых положений), равноправие граждан независимо от их национальной и расовой принадлежности. Провозглашалось отделœение церкви от государства и школы от церкви.

При всœем вышесказанном конституция носила открыто классовый характер.
Размещено на реф.рф
Устанавливалась диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства в виде советской власти. Не закреплялось право частной собственности, неприкосновенности личности, жилища Конституция вообще не содержала понятия ʼʼправа человека и гражданинаʼʼ. И. В. Сталин писал, что ʼʼсоветская конституция появилась не как соглашение с буржуазией, а как следствие революцииʼʼ. По этой причине она не содержала гарантий и прав граждан от государства. Защиту рабочего класса, по мнению большевиков, нужно было осуществлять не от государства, а с его помощью. ʼʼЭксплуататорские элементыʼʼ - частные торговцы, служители культа͵ бывшие полицейские, лица, использующие наемный труд, - лишались избирательных прав. Порядок выборов давал преимущества рабочим перед крестьянами: на съезды советов 1 рабочий депутат избирался от 25 тысяч избирателœей, а 1 крестьянский - от 125 тысяч. Выборы были многостепенными (непосредственно населœением избирались только городские и сельские советы).

Разделы, касающиеся вопросов власти, провозглашали всœевластие советов, предоставляя им право исполнительной и законодательной власти. Объединœение двух этих ветвей власти стало одним из принципов организации управления. Это подчеркивалось тем, что в разделœении функций ВЦИК и СНК (верховной исполнительной и законодательной власти) не было определœенности. Провозглашалось также, что Советская республика учреждается на базе союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Споры о форме государственного устройства сопутствовали работе комиссии, однако в итоге федеративное устройство было признано более предпочтительным. Федерация рассматривалась как ʼʼвременная форма государства на пути к полному единствуʼʼ.

Непродолжительные сроки разработки, масса спорных вопросов привели к тому, что конституция имела много пробелов и недоработок. К примеру, провозгласив федеративное устройство, она не содержала важнейшего признака федерации – договора между отдельными субъектами (национальными республиками), не определила их компетенции. Также конституция обошла такой важный вопрос, как устройство судебной системы. Суд не был выделœен как особый государственный орган, независимый и подчинœенный только закону. Обходилась в основном законе и масса других значимых вопросов: к примеру, о месте и роли в политической системе организаций трудящихся (партий, профсоюзов, кооперации).

Принятие советской конституции законодательно завершило первый этап развития социально-политических основ советской власти, централизованного унитарного государства ʼʼдиктатуры пролетариатаʼʼ.

Образование РСФСР. Создание советского государства было фактически оформлено на II Съезде Советов 25 октября 1917 ᴦ. Объявив себя высшим органом власти, Съезд образовал органы центральной власти и управления – ВЦИК и СНК. Объявить Россию ʼʼреспубликой Советовʼʼ Съезд, однако, не имел права, поскольку вопрос о государственном устройстве мог быть решен только Учредительным собранием, а большевики после Октябрьской революции подтвердили скорейший его созыв и всœе прерогативы. По этой причине само название ʼʼСоветская Россияʼʼ выработалось не сразу, что осœенью-зимой 1917 ᴦ. порождало путаницу в наименовании государства. В ʼʼДекрете о миреʼʼ сохранено название ʼʼРоссияʼʼ, в ʼʼДекрете о землеʼʼ присутствует уже ʼʼРоссийское государствоʼʼ, а в основной массе документов ноября-декабря 1917 ᴦ. – ʼʼРоссийская Республикаʼʼ или ʼʼРоссияʼʼ. Впервые в официальном документе Россия была названа ʼʼСоветской республикойʼʼ в декрете о роспуске Учредительного собрания.

Второй Съезд Советов не изменил территории России, но создал юридические возможности для этого, поскольку национальный вопрос в решениях Съезда нашел свое отражение: он заверил о предоставлении народам России права на самоопределœение. В первые месяцы своего существования Советская Республика была унитарным государством. Она делилась на административно-территориальные единицы, во главе которых стояли местные органы власти. При этом с самого начала существования Российской Советской Республики появляются две взаимосвязанные тенденции: тенденции к изменению границ в сторону уменьшении территории и тенденции к изменению формы государственного единства Советской России в направлении ее усложнения. Объективной основой для возникновения таких тенденций была многонациональность России и декларированное большевиками право наций на самоопределœение. По вопросу формы государственного устройства большевики долгое время стояли на принципах унитарного государства, что было закреплено и в их политической программе. Главным доводом против федерации до Октябрьской революции было опасение, что такая форма помешает хозяйственному строительству. При этом в 1917 ᴦ. большевикам пришлось пересмотреть свои взгляды. Одной из важнейших причин стала крайне важно сть перехватить лозунг культурно-национальной автономии из рук национальных движений. Признание независимости Украины в декабре 1917 ᴦ. и установление с ней союзных отношений стало первым практическим шагом на пути к федерации.

Принципиальное изменение формы государственного устройства Российской Советской Республики было зафиксировано актами III Съезда Советов, и в первую очередь ʼʼДекларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народаʼʼ. Декларация определяла форму государственного устройства, регламентировала общественный строй Российской Федерации, определяла наиболее общие принципы построения государства. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ʼʼДекларацияʼʼ стала ʼʼмалой конституциейʼʼ, поскольку отражала всœе наиболее существенные конституционные вопросы. Конституция 1918 ᴦ. окончательно закрепила положение РСФСР как государственной формы диктатуры пролетариата.

Первыми членами Российской Федерации в 1918 ᴦ. стали Туркестанская Советская республика, Терская, Кубано-Черноморская, Северо-Кавказская. Характерно, что всœе они были автономными республиками, т. е. не являлись полноправными членами федерации. В период Гражданской войны в составе РСФСР сохранилась всœего одна автономия – Туркестанская Советская Социалистическая Республика. По мере освобождения территории России от белогвардейских формирований и войск интервентов образовались новые. Наряду с автономными республиками (АССР – автономные советские социалистические республики) возникли также другие объединœения: автономные области (АО - к примеру, Чувашская АО) и автономные трудовые коммуны (немцев Поволжья).

Характерной особенностью Российской Федерации в 1917-1922 гᴦ. являлось непосредственное вхождение автономных единиц в ее состав. Все автономные республики, автономные области и автономные коммуны установили прямые правоотношения с федерацией в целом. Ни одна из них не входила в состав какой-либо губернии, области или края. При организации автономий старались руководствоваться национально-территориальным принципом (выделœение территорий, компактно заселœенных отдельным народом). Принцип противопоставлялся идее национально-культурной автономии, что, конечно, далеко не во всœем соответствовало национальным интересам. В 1922 ᴦ. РСФСР как суверенное государство наравне с тремя другими социалистическими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской республикой) вошла в состав СССР.

Формирование однопартийной системы. Первая советская Конституция. Образование РСФСР - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование однопартийной системы. Первая советская Конституция. Образование РСФСР" 2017, 2018.

1.Формирование однопартийной политической системы…………………3

2.Политическая борьба в руководстве большевистской партии в 1920-е годы. Складывание режима личной власти И.В.Сталина………………8

3.Политическая система СССР в конце 1920-х годов……………………18

Формирование однопартийной политической системы.

В 1922 году состоялся суд над группой эсеров, обвинявшихся в заговоре против советской власти, контрреволюционной пропаганде, пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам. Суд признал их виновными по всем пунктам обвинения. С эсеровским движением было окончательно покончено. В 1923 году началась непримиримая борьба с меньшевиками, которые еще имели определенное влияние в обществе. Была поставлена задача «окончательно разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом». Эта задача была выполнена в короткие сроки. Меньшевики тоже были социалистами, и мировое социалистическое движение негативно относилось к преследованию меньшевизма. Поэтому большевики не рискнули провести над ними показательный процесс. Они развернули мощную кампанию по «разоблачению» недавних партийных товарищей. В результате меньшевики стали восприниматься в обществе как носители крайне враждебной, антинародной идеологии. Меньшевистская партия быстро теряла сторонников и в конце концов распалась, прекратив свое существование. Уже к 1924 году в стране окончательно установилась однопартийная политическая система, в которой РКП(б) получила безраздельную власть.



В годы Гражданской войны партия большевиков фактически исполняла функции органов государства. Сложилась «диктатура партии», как было признано на XII съезде РКП(б). Это было продиктовано военной ситуацией в стране. В ходе войны в 1919 сформировался также новый партийный орган - Политбюро ЦК РКП(б), тесный круг большевистских лидеров, которые и принимали основные решения. Ситуация не изменилась и после Гражданской войны: Политбюро стало главным политическим центром страны, определявшим пути развития советского государства.

Руководить партийной работой Ленину помогал секретариат ЦК. При Ленине это был технический орган, созданный для сугубо аппаратной работы. Но в 1922 году Ленин тяжело заболел. Потребовалась должность руководителя секретариата, который мог бы вести дела в отсутствие вождя. А чтобы поднять авторитет новой должности, придумали ей эффектное название – генеральный секретарь. На эту незначительную должность назначили Сталина. Но Сталин сумел поставить работу так, что секретариат стал главным органом управления в партии, а должность генерального секретаря – главным постом.

Так появились не только основные структуры партии, но и оформилась ее роль в государстве. В течение всей советской истории компартия будет осуществлять фактическое руководство страной, а пост лидера партии всегда будет высшим постом в СССР.

В январе 1923 года Ленин продиктовал «Письмо к съезду», в котором он предлагал переместить Сталина с должности генсека. Вождь предупреждал, что такие черты характера Сталина как нетерпимость и грубость несовместимы с должностью генсека. Письмо было оглашено на XIII съезде РКП(б) в мае 1924 года, после смерти Ленина. Но делегаты решили оставить Сталина на посту генсека, мотивируя свое решение сложной обстановкой внутри партии и угрозой ее раскола со стороны Троцкого. Тем самым съезд РКП(б) определил и путь, по которому пойдет страна. Под руководством Сталина сформируется политическая система советского государства, которая останется практически неизменной в течение всего времени существования СССР.

Сталин, опираясь на отдельные высказывания Ленина, выдвинул новую идеологическую установку о том, что социализм может быть построен «в одной отдельно взятой стране». Резко против такой установки выступил Троцкий, убежденный сторонник мировой революции. В партии разгорелась непримиримая борьба.

У конфликта была и другая причина. В 1923 году Троцкий подверг критике порядки, сложившиеся в РКП(б). Он заявил, что партия разделилась на две части – на функционеров, выбираемых сверху, и на партийную массу, от которой в партии ничего не зависит. Это был выпад против Сталина, руководившего партийным аппаратом. Троцкий категорически возражал против растущего влияния Сталина в РКП(б).

Сталин, в свою очередь, резко осудил Троцкого в том, что тот не верит в возможность построения социализма в СССР.

В 1926 году XV конференция ВКП(б) приняла сталинский тезис. Троцкий потерпел поражение.

Другой причиной конфликта стала политика партии в деревне. Против «деревенского нэпа» выступили Каменев и Зиновьев. Они объединились с Троцким и решили выступать единым блоком. В 1927 году оппозиционный блок попытался организовать демонстрацию протеста. Попытка не удалась, а Троцкий, Каменев и Зиновьев были исключены из партии. В 1928 году Троцкий был выслан в Алма-Ату, а в 1929 году – выдворен из страны.

Новый политический конфликт вспыхнул в 1927 году в связи с продовольственным кризисом.

По утверждению Сталина, мелкое крестьянское хозяйство неспособно удовлетворить растущие потребности страны, а крупные производители-кулаки саботируют хлебозаготовки. Он выступил за массированную индустриализацию страны и за коренные реформы в деревне, результатом которых должно стать появление крупных коллективных хозяйств (колхозов).

Оппонентом Сталина стал Бухарин. Причиной хлебозаготовительного кризиса, по его мнению, стали ошибки руководства страны. Он выступил за сохранение нэпа в деревне, высказался против создания крупных коллективных хозяйств, считая, что индивидуальные крестьянские хозяйства еще долго будут основой аграрного сектора.

Сталин обвинил Бухарина и всех приверженцев нэпа в «правом уклоне». Общество поддержало Сталина. По всей стране прошли собрания и митинги с разоблачением взглядов Бухарина, Рыкова и их сторонников. В прессе была организована массированная и безжалостная критика «правоуклонистов». В 1929 году Бухарин был выведен из состава Политбюро, Рыков смещен с поста председателя СНК СССР. За «правоуклонизм» из партии были исключены около 150 тысяч человек.

Реализация политических уроков Кронштадта, так же как и экономических, началась на Х съезде РКП (б). Среди решений съезда была не только резолюция о замене продразверстки продналогом, но и строго секретная, хотя и не менее значимая для дальнейшей судьбы страны резолюция «О единстве партии». Она запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения и отстаивающих ее на всех уровнях и различными методами (очень популярными в тот период были общепартийные дискуссии).

Введя единомыслие в своих рядах, большевистское руководство принялось за своих политических оппонентов вне рядов РКП (б).

В декабре 1921 г. по предложению председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского ЦК РКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд над эсерами состоялся в июне-августе 1922 г. Трибунал ВЦИК обвинил арестованных в разное время органами ВЧК видных деятелей партии социалистов-революционеров в организации заговоров с целью свержения советской власти, в пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, а также в контрреволюционной пропаганде и агитации. И это при том, что сами большевики приступили к практической реализации экономических и хозяйственных требований, выдвинутых эсерами и меньшевиками еще в 1919-1920 гг., облачив их в одежды «новой экономической политики». Двенадцать подсудимых приговорили к смертной казни. Но после протестов мировой общественности казнь была отложена и поставлена в зависимость от поведения членов партии, оставшихся на воле. Естественно, что после судебного процесса партия эсеров была обречена.В июне 1923 г. в ЦК РКП (б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками», в которой ставилась задача «вырвать с корнем меньшевистские связи в рабочем классе, окончательно дезорганизовать и разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом». Большевики не рискнули провести над меньшевиками такой же «показательный» процесс, как над эсерами, учитывая негативную реакцию мирового социалистического движения. Однако большевики развернули мощную кампанию по шельмованию своих недавних партийных товарищей. Слово «меньшевик» на долгие годы встало в ряд самых негативных идеологических понятий. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии.

Политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

Годы «военного коммунизма» стали периодом установления политической диктатуры одной партии. Этот процесс проходил поэтапно и разнообразно. Сворачивалась издательская деятельность, запрещались небольшевистские газеты, производились аресты руководителей оппозиционных партий, которые затем объявлялись вне закона. Постоянно контролировались и постепенно уничтожались независимые институты, усиливался террор.

28 ноября 1917 г. кадетов объявили «врагами народа». После прихода к власти большевиков партия кадетовприняла активное участие в формировании различного рода вооруженных отрядов и подпольных организаций для борьбы с новым режимом. Кадеты входили в ближайшее окружение адмирала А. В. Колчака, занимали ключевые позиции в правительствах генералов А. И. Деникина, Н.Н. Юденича и др. Видные деятели партии кадетов В. А. Маклаков, П. Н. Милюков и некоторые другие, находясь за границей, сыграли большую роль в обеспечении поддержки белых армий со стороны западных правительств. К весне 1920 г. почти все наиболее активные члены партии выехали за рубеж. Подпольные организации, действовавшие на территории Советской России, в том числе в Москве и Петрограде, были разгромлены.

В апреле 1918 г. были разгромлены анархисты. Большевики, обвиняя анархистов в поддержке "буржуазных контрреволюционеров" и в создании собственных вооруженных формирований - "очагов анархобандитизма", применяли против них все методы, в том числе и карательные. В 1921 г. большинство анархистов пошло на сотрудничество с большевиками, другая часть эмигрировала.

Основными политическими соперниками большевиков в борьбе за влияние на рабочих и крестьян являлись меньшевики и эсеры.В борьбе с ними руководство большевистской партии применяло различные методы: насильственное подавление политической активности эсеров и меньшевиков; соглашение с теми фракциями и течениями, которые разделяли идеи мировой революции и признавали незыблемость принципов советской власти; доведение раскола внутри социалистических партий до окончательного организационного разрыва между теми, кто поддерживал большевиков, и теми, кто отказывался с ними сотрудничать.

Руководство партии эсеров, учитывая волю большинства местных Советов не допустить новой корниловщины, временно отказалось от тактики насильственной ликвидации большевистского режима. Меньшевики придерживались курса на соглашение с большевиками с целью создания "однородного социалистического правительства". Левые эсеры в начале ноября 1917 г. приняли решение о вхождении в состав такого правительства. В результате социалистические партии окончательно раскололись на два лагеря - на сторонников советской и парламентарной демократий (Учредительное собрание). Меньшевикам и эсерам удалось в первой половине 1918 г. укрепить свое влияние в ряде промышленных центров России и среди крестьянства. Это все дало повод ВЦИК принять постановление об исключении эсеров и меньшевиков из своего состава. Когда меньшевики и эсеры стали побеждать на выборах в местные Советы, они 14 июня 1918 г. постановлением ВЦИК были из Советов исключены. Та же участь постигла левых эсеров, к которым после фактического запрета меньшевиков и эсеров стали примыкать недовольные коммунистической политикой. 6 июля 1918 г. левые эсеры застрелили немецкого посла Мирбаха, стремясь спровоцировать войну с Германией. Большевики мгновенно воспользовались этим убийством. Левые эсеры были обвинены в мятеже, их военные отряды разгромлены, их лидеры, в т.ч. М.Спиридонова, арестованы, их депутаты исключены из Советов.



Однако в ноябре ВЦИК отменил решение в отношении меньшевиков в обмен на признание ими исторически неизбежным большевистского переворота и развертывания политической кампании на Западе против вмешательства во внутренние дела России. Эсеры окончательно отвергли попытку свержения советской власти путем вооруженной борьбы и отказались от всякого блокирования с буржуазными партиями в феврале 1919 г. Тогда же ВЦИК отменил свое решение и в отношении эсеров. Однако легализация деятельности оппозиционных социалистических партий была неполной, так как карательные органы всячески препятствовали им пользоваться свободой печати, слова, собраний и воссоздавать свои организации. Особенно напряженными отношения между ними и большевиками стали с лета 1919 г. вследствие критики эсерами и меньшевиками командно-административных методов управления и призыва отказаться от утопии непосредственного перехода к социализму.



Используя участие эсеров в антибольшевистских восстаниях, органы ВЧК с сентября 1920 г. по март 1921 г. произвели ряд арестов, что вынудило эсеров и меньшевиков перейти на нелегальное положение. В последующем они подверглись репрессиям, и к лету 1923 г. социалистическая оппозиция в России была практически разгромлена.

В отличие от других политических партий большевики были наиболее мобильны и дисциплинированны и вскоре приобрели статус правящей партии.

С мая 1918 г. ЦК РКП (б) начал постепенное подчинение себе советских, профсоюзных, молодежных и иных общественных организаций. Полностью были политизированы вооруженные силы, другие силовые структуры. Диктатуру пролетариата в форме Советов большевики на практике превратили в диктатуру своей партии. Все это позволило руководству партии проводить политику, основанную на методах принуждения во всех областях жизни страны.

Сама концепция партии, называемой коммунистической с марта 1918 г., не допускала разделения власти. Эта организация нового типа уже не являлась политической партией в традиционном понимании, так как ее компетенция распространялась на все сферы - экономику, культуру, семью, общество. В этих условиях любая попытка воспрепятствовать партийному контролю за общественным и политическим развитием расценивалась как саботаж.

Коммунистическая партия выполняла функции государственного управления, и ее руководящие органы принимали решения по всем вопросам экономической, культурной и социальной жизни.

Установление и укрепление однопартийности в СССР и БССР шло параллельно с формированием тоталитарной партии - «партии нового типа». Для реализации своих целей в начале 1920 г. были внесены изменения в структурную организацию и деятельность коммунистов. Руководство партии стало многоступенчатым. Ранее высшие органы партии не имели внутренней структуры.

На 10-ом съезде РКП (б) была принята резолюция «О единстве партии», согласно которой запрещалось создавать партийные фракции и группировки. Более строгим становился контроль над членами партии, выходцев из «чуждых классов» в партию не принимали. Была создана специальная комиссия - Центральная Контрольная Комиссия, которая смотрела, чтобы в партии не появились перерожденцы. Было введено понятие партийных чисток.

В Белорусской ССР в первой половине 1920-х гг., как и в РСФСР, установилась однопартийная система. Независимые политические партии последовательно уничтожались разными способами. Национально-демократические партии были ослаблены выделением из них разных течений. Немало представителей национал-демократии переходили на платформу компартии и советской власти. После самоликвидации Бунда часть его членов влилась в ряды КП (б) Б. В июне 1924 г. произошел самороспуск Белорусской партии социалистов-революционеров - наиболее значительной и влиятельной среди движений национальной демократии.

Основные черты АКСУ

1. АКСУ особенно заметно проявилась в осуществлении самой главной функции государства и его органов власти - законодательстве. Законодательная деятельность даже высших органов власти - Съездов Советов и ЦИК СССР - была как бы вторичной: созыву каждого съезда или сессии ЦИК, как правило, предшествовали либо Пленум ЦК партии, обсуждавший вопросы повестки дня очередного съезда Советов, либо партийная конференция или съезд партии, где обсуждались и принимались решения по кардинальным вопросам экономики, политики, культуры. Поэтому обсуждаемые на съездах Советов (высших и местных) доклады носили характер скорее информационный, отчетный, а не постановочный. К концу 1920-х гг. Всебелорусские съезды Советов представляли собой орган власти, прежде всего, советско-партийной бюрократии. Исчезла даже видимость народного представительства, демократичного характера выборов. Вся организационная работа по подготовке Всебелорусских съездов проводилась под руководством бюро ЦК КП(б)Б, которое утверждало повестку дня съездов, проекты резолюций, кандидатуры в состав ЦИК БССР, давало соответствующие указания президиуму ЦИК и коммунистической фракции съезда. С начала 1930-х гг. Советы всех уровней уже имели декоративный характер. Нарушалась регулярность созыва съездов Советов БССР: они собирались для утверждения задним числом политической линии исполнительных органов и ЦК КП(б)Б. Окончательно формализовалась деятельность ЦИК. С 1933 по 1937 г. состоялось только 9 сессий ЦИК БССР.

Внешне деятельность Президиума ЦИК выглядела достаточно бурной. Кроме того, что он утверждал от имени ЦИК и СНК БССР решения союзных и республиканских партийных органов, принималось еще множество разных постановлений, подготовленных соответствующими отделами президиума. Собирался президиум 3 раза в месяц. В повестку дня вносилось 4-6 плановых вопросов. Реально же рассматривалось до 25 вопросов за одно заседание. Естественно, что при таком объеме работы обсуждения или изменения заранее подготовленных проектов постановлений не было. Президиум фактически контролировал соответствие подготовленных чиновниками государственных решений линии партии.

Нередко законами становились не только ведомственные (наркоматские) постановления, но и партийные решения (от Политбюро до райкома). О верховенстве закона при такой массе законодательных актов говорить не приходилось.

2. Главным методом руководства при АКСУ была “чрезвычайщина” - совокупность принципов, приемов и методов управления, основанных на массовых репрессиях, судебном и внесудебном принуждении. Чрезвычайная система управления, если она и необходима (например, в условиях войны), допустима и оправдана лишь на короткое время. АКСУ сделала “чрезвычайность” не только основным принципом организации и деятельности всего государственного аппарата, но и “образом жизни”.

Пик “чрезвычайного законодательства” приходится на 1930-1932 гг. Это, прежде всего, партийные решения, связанные с проведением коллективизации и ликвидацией кулачества. Все эти законы были не только беспредельно жестоки, но и необыкновенно растяжимы: их можно было применять за любой проступок и осудить по ним на любой срок. Ужесточение уголовного законодательства за счет огромного количества “чрезвычайных” законов, направленных в первую очередь на охрану социалистической собственности и было основой АКСУ.

Как известно, АКСУ создала и органы внесудебных репрессий - “особые совещания” при наркомах внутренних дел СССР, союзных и автономных республик, при местных правоохранительных органах.

Чрезвычайные меры, вводимые законодательно с середины 1920-х гг., неизбежно вели к гипертрофии функций карательных органов, которые все больше стали выходить из-под контроля государства, будучи лишь под контролем вождя.

“Чрезвычайщина” сохранялась и в последующие годы, так как оставалась одной из характерных черт АКСУ, средством поддержания политической стабильности и “порядка”. В 1930-80-е гг. периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась.

На протяжении 1930-50-х гг. в качестве универсального средства решения всех проблем АКСУ использовала репрессии. Первая волна репрессий пришлась на 1929-1933 гг., когда на селе была проведена, так называемая, “революция сверху”, преследовавшая цель ликвидировать кулачество. Вторая - на 1937-1938 гг., когда было предпринято уничтожение всех потенциальных соперников Сталина в борьбе за власть. Третья волна (1940-50-е гг.) имела целью навечно законсервировать административно-командную систему.

3. Выдвижение на первый план государственного аппарата, его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. АКСУ потребовала реорганизации всего государственного аппарата, сложившегося в начале нэпа.

Во-первых, в конце 1920-х - начале 30-х гг. происходил стремительный рост всего управленческого аппарата, что постепенно обескровливало Советы как органы власти. Структура органов советской власти, предложенная большевиками в октябре 1917 г., содержала две ветви исполнительной власти: наркоматы и исполнительные комитеты Советов. В начале 1920-х гг. были разрешены противоречия между ними - за счет централизации путем переподчинения исполкомов местных Советов наркоматам. Для выполнения всей работы, подлежащей ведению местной власти, и для проведения в жизнь решений вышестоящих исполнительных комитетов и центральной власти в губернских исполкомах было образовано 15 отделов, в уездных - 12 . Отделы по своей структуре полностью копировали наркоматы, став их подведомственными учреждениями: наркоматы имели право давать указания соответствующему их профилю отделу исполкомов любого уровня. При этом авторитет Советов как законодательных органов существенно снизился.

Формализацию деятельности Советов как органов государственной власти усиливало развитие института «уполномоченных комиссаров» - работников, направляемых на места с конкретным поручением от партии или от представителей центральной власти. Уполномоченные проводили указания центра на местах, боролись с местной самодеятельностью. Они обладали неограниченными полномочиями в пределах своей компетенции, пользовались поддержкой ВЧК.

Уже к началу 1920-х гг. усиление роли исполкомов и большевизация Советов превратили последние в формальные органы, практически не участвующие в политической жизни.

Шло дробление, разукрупнение почти всех наркоматов - и промышленных, и непромышленных. Это касалось, прежде всего, госаппарата общесоюзного, но те же самые процессы (лишь в меньшем объеме) протекали в союзных республиках, на местах. В первую очередь они затронули управление народным хозяйством.

В органах управления социально-культурным строительством шел тот же процесс, но с более явным стремлением к централизации.

Разукрупнение наркоматов преследовало цель превратить крупные отраслевые центры, своеобразные штабы отраслей, какими были эти наркоматы, в подотраслевые, узкоспециализированные ведомства, деятельность которых легче было контролировать.

Во-вторых, с середины 1920-х гг. особенно быстро разрастался исполнительный аппарат, и именно та его часть, которая связана с административными мерами принуждения: органы НКВД, узкоспециализированные органы контроля (финансового, санитарного, планового и т.п.), всевозможные “инспекции” и “уполномоченные”. Все они были централизованы, действовали в масштабах Союза ССР, независимо от Советов.

Рост управленческого аппарата продолжался и в 1940-80-е гг., иногда замедляясь под влиянием обстоятельств (например, во время Великой Отечественной войны) или регулирующего вмешательства сверху, иногда убыстряясь, особенно в период “застоя”.

В-третьих, в 1920-е гг. возникает и развивается такой феномен, как ведомственность. Возникавшие в начале 1930-х гг. после упразднения ВСНХ отраслевые наркоматы быстро превращались в замкнутые центры административно-хозяйственных систем. Отраслевой наркомат являлся одновременно и центральным органом государственного управления, и органом хозяйствования. Постепенно каждая отраслевая система во главе со своим наркоматом-ведомством становилась замкнутой, а с увеличением числа предприятий, объемов производства и ресурсов, которые наркомат сосредоточивал в своих руках, все большее значение для такого центра приобретали его собственные интересы по выполнению планов. В сфере государственного управления ведомственность проявлялась как столкновение интересов: ведомственного (наркоматского) и общегосударственного (народнохозяйственного).

В-четвертых, АКСУ породила такое явление, как сращивание партийного и советского аппаратов. В первые годы после революции функции партийных и советских органов не были четко разграничены. Однако в то время партийный аппарат и государственный еще уравновешивали друг друга. Но уже к середине 1920-х гг. партия встала над обществом, ее руководство встало над партией и оказалось вне контроля. Партийные руководители на местах приобрели власть, которая в силу своей неподконтрольности оказывалась выше закона

По конституции 1918 г., высшими органами законодательной власти были всероссийский съезд Советов и ВЦИК, высшим органом исполнительной власти - Совнарком, имевший, однако, и законодательные полномочия. В действительности реальная власть находилась у партийного аппарата. Именем Советской власти и диктатуры пролетариата страной правила олигархия - Центральный комитет, а с его разрастанием - Политбюро ЦК РКП (б), в Конституции не упомянутые. В чем выражалось это сращивание партийного и государственного аппаратов?

На ранних этапах это были отдельные, как их тогда называли, “неправильности”: пленумы губкомов рассматривали резолюции съездов Советов и сессий губисполкомов, партийные органы назначали руководителей предприятий, рассматривали и решали вопросы советского и хозяйственного строительства и т.п. Эта “опека” партийных органов над непартийными приучала последних обращаться в партийные органы по любым, даже хозяйственным, вопросам.

В специальных циркулярах регламентировались не только содержание деятельности работников на местах, но и ее форма, и ритуал, и церемониал. Возведенное в принцип, подобное вмешательство позднее не только не вызывало возражений, но уже воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Все экономические вопросы, включая разработку и утверждение планов, решались на съездах партии, а не в Советах. Все основные постановления по этим вопросам принимало Политбюро. Все “чрезвычайные законы” хотя и издавались от имени ЦИК и СНК СССР, но разрабатывались и принимались в Политбюро, в аппарате ЦК. Сама партия из организации, коллективно вырабатывающей решения, все более превращалась в организацию, проводящую решения, в своего рода, наркомат. Коллективное руководство на всех уровнях - от высшего до низового подменялось единоличным, хотя формально демократические процедуры соблюдались.

Осуществлялось огосударствление по трем направлениям:

1. Проведение или назначение коммунистов в исполнительные органы Советов.

2. Изменение функций структурных подразделений партии и их право контроля над инфраструктурами.

3. Финансирование деятельности РКП (б) из госбюджета.

Отсутствие демократических традиций, низкий уровень политической культуры населения способствовали фактически безболезненной замене Советов парткомитетами. Принципиально важные для развития страны вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики, решались на партийных форумах.

Установление партийного контроля за деятельностью государственных учреждений началось с унификации партийных структур. На предприятиях и в учреждениях действовали первичные ячейки большевиков, которые подчинялись парткомам и проводили их решения в жизнь конкретно на этих предприятиях, учреждениях.

Кроме контроля «снизу», который осуществляли партийные ячейки и парткомы, существовала и система партийного контроля за деятельностью госучреждений сверху. Вопросами контроля занимались ЦКК, а также члены бюро ЦК КП(б)Б.

Отчёты о деятельности центральных учреждений регулярно заслушивались на бюро и секретариате ЦК КП(б)Б и их подразделениях в райкомах, горкомах, обкомах.

Слияние компартии с государством дало возможность использовать средства и структуры для выполнения партийных задач. Парторганизации на местах субсидировались из местных бюджетов, поскольку считались агитационными отделами местных советов.

Уже III съезд Советов СССР (май 1925 г.) отметил в ряду недостатков советской системы "умаление роли Советов, как органов подлинной народной власти", подмену Советов их персональными председателями, низведение Советов до роли учреждений, регистрирующих готовые решения, непрерывное увеличение числа членов исполкомов и ЦИК, нарушение общереспубликанского законодательства из соображений "местной целесообразности" и т.п. Волокита, бюрократизм в решении простых вопросов противопоставляли власть интересам населения, делали влияние чиновников на местах практически безграничным. Недовольство крестьян, вызванное политикой государственного ценообразования, бюрократизацией Советов, привело к стихийному бойкотированию выборов в местные Советы.

В связи с этим по инициативе ЦК КП(б)Б VII Всебелорусский съезд Советов в мае 1925 г. принял решение о расширении прав и функций районных и сельских Советов. Было утверждено Положение о райсоветах и структура аппарата окрисполкомов. Они включали меньшее число членов, что делало их более работоспособными.

22 октября 1925 г. ЦИК БССР принял новое Положение о сельсоветах, однако, как и раньше, сельские Советы в своей деятельности не были свободны. Их работа полностью определялась распоряжениями райисполкомов, которые осуществляли их финансирование.

Но реальная активизация деятельности Советов привела бы к их противостоянию с партийными органами, которые стремились фактически к единовластию.

Работа исполкомов как коллегиальных органов управления продолжала вестись формально. Из состава исполкома выбирался президиум, который решал все важные для граждан вопросы.

Высшие органы советской власти республики полностью зависели от решений Центрального бюро КП(б) Б и ЦК РКП(б). Система выборов в территориальные Советы и высший орган государственной власти отвечала интересам «диктатуры пролетариата». Выдвижение кандидатов в делегаты съездов Советов осуществлялось партийными органами или при их поддержке. Если по какой-либо причине партийным органам не удавалось провести своего кандидата, сейчас же осуществлялась замена. В результате во второй половине 1920-х гг. более половины участников Всебелорусских съездов с правом решающего голоса являлись работниками аппарата административно-хозяйственного и политического управления республики. Еще больше управленцев было среди членов ЦИК.

Выборы членов ВЦИК не были ни тайными, ни прямыми, ни равными, ни всеобщими. Они избирались на специальных съездах открытым голосованием. Кандидатуры выдвигались партийными органами к избранию и утверждались бюро ЦК КП(б)Б. Готовый список на съезде «обговаривался» с представителями окружных делегаций. Как правило, голосование проходило списком, который зачитывал представитель президиума съезда. Число членов ЦИК к концу 1920-х гг. составляло более 250 человек. Обсуждение кандидатур членов высшего исполнительного органа на съездах не проводилось: число кандидатов в члены ЦИК строго соответствовало количеству мест. Как правило, самоотводы не удовлетворялись.

Выборы в высшие органы власти не были прямыми: так, делегаты на съезды Советов БССР выбирались на съездах уездных и пленумах городских Советов. Не были они и равными - городские Советы избирали одного делегата от 2 тыс. избирателей, а волостные и уездные (позднее - районные и окружные) съезды Советов - одного депутата от 10 тыс. жителей. Преимуществом в избирательном праве пользовались представители города: считалось, что в городах сконцентрирована основная часть рабочего класса. К рабочим относили также выходцев из рабочей среды, находящихся на административно-хозяйственной, партийной, профсоюзной работе и военнослужащих. Выборы в Советы уже к началу 1930-х гг. носили формально-принудительный характер: участие в них призвано было публично продемонстрировать поддержку власти, а не реальное избрание кого-либо.

Делегаты съезда, члены ЦИК, депутаты Советов выполняли свою работу на общественных началах, занимаясь профессионально другой деятельностью. Поэтому фактически все решали многочисленные чиновники, которые формально должны были только обслуживать избранных представителей советской власти.

Ротация кадров как местных, так и центральных Советов сначала была высокой -первые избирались сроком на два, вторые - на шесть месяцев. С окончанием процесса «большевизации» сроки перевыборов были значительно увеличены.

Складывалась парадоксальная ситуация, при которой Советы как реальная сила формально (по закону) обладали всеми правами и полномочиями, а фактически были отстранены от власти.

4. АКСУ держалась в значительной мере на номенклатурном принципе управления всем обществом.

Основой могущества ВКП (б) - КП (б) Б являлось установление контроля партийного аппарата за кадровыми назначениями, осуществлявшегося через оргбюро или секретариат. Декрет ВЦИК и СНК от 24 ноября 1924 г. ликвидировал прежнюю иерархию служащих и зафиксировал, что «все гражданские чины упраздняются» и «наименования гражданских чинов» уничтожаются. Но мечта о государстве-коммуне, в котором не будет профессиональной бюрократии, и все будут управленцами, осталась нереализованной. Очень скоро выяснилось, что в распадающейся, охваченной гражданской войной стране для овладения ситуацией необходима четкая система организации власти и управления. Кадровый корпус государственных служащих формировался, прежде всего, из членов РКП (б). Принципы отбора кадров изначально были простыми: личные контакты видных большевиков с будущим назначенцем по революционной деятельности, выяснение социального происхождения и степени политической преданности. Постепенно был создан четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров. Для ответственных работников, занятых на разных этажах государственного управления была введена категория номенклатуры.

15 ноября 1925 г. Оргбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О порядке подбора и назначения работников». В структуре партаппарата были образованы учетно-распределительные отделы. Списки номенклатурных должностей являлись строго секретными. Номенклатура - это перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате (а позднее - и в общественных организациях), кандидатуры на которые предварительно рассматриваются, рекомендуются, утверждаются и отзываются партийным комитетом _- от райкома (горкома) до ЦК партии. Номенклатура просуществовала до конца 1980-х гг.

Номенклатуры не оставались неизменными, они ежегодно пересматривались и в разные гг. включали различное число должностей. Номенклатура делилась на два списка: № 1 и № 2. К первому из них, распределительному, были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии, ко второму, учетно-резервному, - должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Учетно-резервная номенклатура являлась своеобразным «банком данных» для распределительной номенклатуры, а также для того, чтобы ЦК имел возможность постоянного создания резерва кадров.

Кроме номенклатурных списков вводились списки выборных должностей, утверждение по которым осуществлялось через специальные комиссии, созданными ЦК РКП (б) для проведения съездов. Сюда включались члены и кандидаты в члены ЦК комсомола, члены и кандидаты в члены президиумов СНК, ЦИК союзных республик и СССР.

Подбор и назначение на должности, не входившие в списки № 1 и № 2, должны были производиться по спискам, устанавливаемым каждым государственным учреждением по согласованию с Орграспредотделом ЦК, - так называемая “ведомственная номенклатура” № 3.

Важным в формировании номенклатурной системы является 1926 г. В августе 1926 г. ЦК КП (б) Б принимает постановление «Об организации учетно-распределительной работы», в соответствии с которым «плановая работа учраспредотдела должна охватить детальное изучение и подбор людей на номенклатурные должности, подготовку резерва по отдельным отраслям, систематическое изучение процесса выдвижения, регулярное руководство работой учраспредотделов ведомств и местных парткомов». Обе номенклатуры в результате были четко структурированы. Распределительная номенклатура разбивалась на 14 групп. Аналогичные номенклатуры вводились в райкомах и горкомах партии. Структура номенклатуры райкома и горкома строилась по такому же принципу, но количество групп, на которые она была разделена, а также количество должностей было сокращено. Она включала должности районного и городского масштаба и подразделялась на 6 групп.

С существованием номенклатуры тесно связан непрофессионализм, неквалифицированность управления. В течение десятилетий падал авторитет квалифицированного труда и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в управлении. Особый урон это нанесло сфере управления. АКСУ требовала приспособленчества, тиражировала непрофессионалов, т.е. людей плохо или совсем не учившихся, не знающих дела, но усвоивших лозунги текущего момента и “генеральную линию”. Сталинская и послесталинская номенклатура была более образована, чем ленинская. Стало велением времени и престижа иметь высшее образование.

Важным и необходимым средством для создания советского аппарата управления, способного «к новым методам и формам работы по выполнению генеральной линии партии и директив правительства», стали чистки. Массовая чистка советских учреждений была проведена в 1932-1933 гг. Проводилась она под руководством и при непосредственном участии сотрудников НК РКИ специально созданными комиссиями. Чистка проводилась по трем категориям. «Вычищенные» по первой категории рассматривались как враги советской власти. Они арестовывались и осуждались. «Вычищенные» по второй категории могли заниматься только физическим трудом и направлялись работать на заводы. Третья категория позволяла оставаться на том же предприятии или в учреждении, но с понижением в должности или переводом на более низкооплачиваемую работу.

Место «вычищенных» занимали «выдвиженцы». 7 апреля 1930 г. президиум ЦИК обсудил и утвердил постановление ЦИК и СНК БССР «О выдвиженцах». Общие собрания предприятий, цехов, смен (или производственные совещания), профсоюзные и общественные организации, местные исполкомы и советы (или их секции и комиссии), общие собрания колхозников получали право «выдвигать», т.е. предлагать для руководящей работы рабочих, батраков или колхозников.

Если «выдвиженец» не справлялся с работой, его могли перевести на другую должность или уволить только по согласованию с выдвинувшей организацией. «Выдвижение» рассчитывалось на 2 года, после этого выдвиженец мог быть уволен на общих основаниях, однако, если речь шла о сокращении штатов, то только в последнюю очередь. Однако «демократизация» органов управления, связанная с введением института «выдвижения», их деятельность не улучшила.

Таким образом, административно-командная система управления наложила отпечаток на все сферы государственной жизни - на производственные отношения, экономический базис, государственный аппарат, культуру, быт и т.п., деформировав их социалистическое содержание.

Процесс сращивания партийного и государственного аппаратов, в конце концов, привел к функциональному слиянию аппаратов, к смешению компетенции различных по своему назначению органов. Пределы вмешательства партийных органов в деятельность госаппарата (поглощение его функций) расширялись с каждым годом. Всеобъемлющая регламентация усугубляла такую болезнь, как бюрократизм, а ее носители постепенно превращались в определенный слой - корпорацию партийных и хозяйственных руководителей, управленцев, использующих свое положение не в интересах дела, а в своих корыстных интересах.

В индустриальном секторе экономики АКСУ проявилась в гипертрофии государственного начала: в огосударствлении основных средств производства, в создании привилегированной и неподконтрольной обществу бюрократии, в искусственном подхлестывании индустриального развития, что приводило его к частым сбоям.

В аграрном секторе экономики АКСУ использовалась для внеэкономического принуждения крестьян. Это выражалось в отчуждении большей части произведенной крестьянами продукции, чем подрывался принцип социалистического распределения по труду. Внеэкономическое принуждение, прикрепление к земле (запрет выдавать колхозникам паспорта), обязательно-принудительный труд дополнялись и экономическим принуждением. Колхозы создавались на основе объединения крестьянских средств производства: пай крестьянина попадал в неделимый фонд колхоза и не подлежал возврату. Но и сами колхозы не имели права распоряжаться своим неделимым фондом, были лишены главных средств производства - техники, которая находилась в руках государства. Государство через МТС предоставляло технику колхозам за натуроплату.

В духовной сфере административно-командная система насаждала “единомыслие”, создавала атмосферу страха, подозрительности, неуверенности.

В области национальных отношений АКСУ проявилась в виде грубых деформаций, связанных с нарушением социалистической законности, как в отношении целых народов, так и в отношении отдельных граждан определенной национальности: а) принудительное переселение в 1930-40-е гг. тысяч представителей отдельных национальностей в Казахстан, Сибирь, Среднюю Азию; б) ликвидация в гг. войны национальной государственности ряда народов; в) незаконные репрессии в отношении национальных кадров тактически всех республик страны (так называемые “ленинградское дело”, “дело врачей” и т.п.).