Основные меры административного наказания. В чем принцип предупреждения как меры наказания. Какое значение имеет предупреждение для нарушителя

Вчера получил административное предупреждение. Выполняя поворот на лево на перекрестке, заехал левой частью на разделительную прерывистую полосу встречного движения. Прямо у инспектора на глазах.

Николай-59

вот есть товарищ который отменил решение постановления в судебном порядке - от нарушения он не отказывался, а лишь не был согласен с размером штрафа, вернее просил вместо штрафа предупреждение... у него среди фото есть копия приговора

Всем привет.Подскажите есть штраф за отсутствие аптечки и огнетушителя в машине,я в перечне штрафов ненашол.

Предупреждение, это такое же административное наказание, как и наказание со штрафом. Оно вноситься в базу ГИБДД навсегда!

На два года + 10 суток с момента вынесения. Как и административные штрафы. Это уголовные дела запоминаются навсегда.

Интересная статья! С 1997 года езжу и не знал что предупреждение оформляется письменно) Мало того, у меня нет ни одного знакомого, кому-бы хоть раз выносили предупреждение)))

Возможен вариант, когда выносится устное предупреждение. У меня было письменное предупреждение о том, что остановился отдохнуть вне населённого пункта, но там были объективные причины. Письменно предупреждение выносится потому, что в случае повторного нарушения другой инспектор может со спокойной совестью наложить штраф.

Владимир-118

В постановлении указано предупреждение за нарушение ст.12.14ч1 сотрудник ГАИ сказал платить не нужно, но через 3 месяца по требованию судебных органов пришлось заплатить 580 р. Кто прав....

Владимир , Вам нужно было уточнить, на основании какого документа от Вас требуют уплаты данной суммы. В случае вынесения предупреждения ничего платить не нужно.

Удачи на дорогах!

Вот только сегодня остановили на посту и выписали такое предупреждение за невключенный ближний свет (ехала на габаритах)

Николай-82

"Наличие предупреждения будет являться отягчающим обстоятельством при совершении однородного нарушения правил в течение 1 года..."

Скажите пожалуйста каким нормативным актом предусмотрена "однородность" нарушения?..

Николай , рекомендую Вам изучить Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 г. Москва "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В пункте 16 этого документа рассматривается интересующий Вас вопрос.

Удачи на дорогах!

Николай-82

Спасибо Вам БОЛЬШОЕ!!! Очень помогли!!

Удачи и Вам на дорогах!! И с Наступающим Вас Новым Годом!!

Позавчера остановили и вынесли письменное предупреждение за негорящий габарит и отсутствие заднего бампера, габарит я при них вкрутил, а сегодня пришел штраф на яндекс, последнее нарушение правил было больше года назад, мне писать жалобу или заплатить, сумма со скидкой 250 р

Впервые слышу, что штрафы приходят на Яндекс!

Вам копию постановления выдали? Вы его подписывали? Если да, то что в нем написано? Можно скан этого постановления?

В яндексе есть яндекс штрафы, я проверял себя там пару раз, теперь он автоматически присылает уведомления о штрафе, протокол подписывал, сумма штрафа не указана, там какая то болшая закорючка стоит и всё

Удачи на дорогах!

Светлана-60

Ехали по трассе ребенок уснул на кресле...повис на ремнях голова мотается туда сюда..мне стало его жалко я уложила его перехлыстнув ремни..нас остановили гибдд и стали выписывать штраф за непристегнутого ребенка. На все уговорки дать хотя бы предупреждение и войти в человеческое понимание последовал отказ. Как надо было ответить и что сказать сотрудникам гибдд чтобы на первый раз сделали просто предупреждение?

Светлана , здравствуйте.

По статье 12.6 КоАП предусмотрено только наказание в виде штрафа, предупреждение по этой статье не накладывается. Т.е. в данном случае возможен только штраф.

Удачи на дорогах!

Сергей-333

Получил предупреждение за бездействие препятствующее проведению работ по уборке снега, наледи во внутридворовых проездах и тротуарах.

Екатерина-54

Здравствуйте.

Сотрудник утверждает что выписать предупреждение может только том случае, если ранее небыло штрафов по главе 12 КОАП. Так ли это?

Это субъективное мнение, как и отказ выписать предупреждение при отсутствии штрафов. В законодательстве это не прописано, просто очередная "отмазка". Если бы ИДПС хотел вам сделать предупреждение, то это было устно, и Вы поехали на все четыре стороны. А предупреждение, на которое выписывается постановление - это то же наказание, которое заноситься в базу ГИБДД, только без штрафа. Сами подумайте, смысл ИДПС заполнять "дорогостоящую" бумажку просто так? Если на ней можно написать статью КоАП и штраф за это.

Владимир-206

Здравствуйте. Я гражданин Украины,был один штраф и два письменных предупреждения, закрыли въезд в Россию на 3 года,но когда гаишники выписывали протокол, сказали что волноваться не о чем и платить ничего не нужно,так это получается что хотя платить и не нужно протокол является полноценным правонарушением,со всеми вытекающими?

со всеми вытекающими?

С какими вытекающими?

Владимир-206

Ну в моем случае запрет на въезд на 3 года (2 и более нарушений в течении 3-х лет), т.е не зависимо от того штраф это или предупреждение,просто гаишники сказали что предупреждение никуда не идёт как бы для внутреннего пользования, а на практике я злостный нарушитель, то же самое наверное и если человек освобожден по УДО, может ещё в каких то случаях... Просто у меня вопрос, предупреждение с протоколом это равноценно с нарушением когда выписан штраф? Например одно предупреждение у меня за грязный номер, хотя шел ледяной дождь и ехать с чистым было просто нереально.

Владимир , административное предупреждение - это точно такое же наказание, как и административный штраф.

Первый раз слышу, что за 2 административных правонарушения запрещают въезд в страну. Укажите, на какие пункты нормативных документов ссылается таможня.

Удачи на дорогах!

Всем привет, добилась я сегодня письменное предупреждения стоимость 12.3 управление автомобилем Без ОСАГО. Что в принципе нет в практике у нас))). Ни жезла, ни гвоздя! Уважаемые водители будьте солидарнее друг к другу!

Александр-430

В Подмосковье я по невнимательности проехал под знак "Движение запрещено", тут же получил письменное предупреждение - рядом стоял патруль ДПС. Спросили, есть ли неоплаченные штрафы, таких нет, но даже проверять не стали, составили протокол, где было написано "предупреждение", дали мне подписать в трёх местах. Я на радостях даже не подумал о том, что нужно потребовать копию (за которую я вроде бы расписался), уехал. А вот теперь думаю - чем это мне может грозить?

Александр , предупреждение будет отягчающим обстоятельством в случае совершения однородного правонарушения в течение 1 года.

Удачи на дорогах!

Сызранец

Меня остановили за нарушение перестроения, гнались при этом за мной полквартала с мигалками (просто я не сразу понял что за мной едут)

И инспектор выписал мне штраф за неправильное расположение ТС на проезжей части со штрафом 1500 рублей.

Я подписал постановление, потом пришёл в гибдд к начальнику на приём и в письменной форме ему пояснил следующее: " Будучи введён в заблуждение инспектором ГИБДД "ФИО" и звание инспектора, я подписал постановление, доверившись инспектору и искренне думал что действительно нарушил ПДД именно по этой статье КОАП, которую мне инкриминировали.

Позже, когда я приехал домой и в спокойной обстановке внимательно перечитал ПДД и проанализировал своё нарушение, пришёл к выводу что инспектор выписал постановление неверно.

Прошу пересмотреть характер нарушения и назначенное мне административное наказание и привести всё согласно законодательству РФ." Далее перечисления...

В случае, если мы не достигнем согласия, то я буду вынужден подать заявление в прокуратуру и в суд для детальной проверки правомерности вынесенного мне административного наказания.

После чего начальник гибдд вызвал инспекторов, разобрали ситуацию. Я оказался действительно виноват но мой штраф не тянул на 1500 р, а всего на 500 рублей или предупреждение. Мне выписали предупреждение, что бы я дальше не шёл.

Я права получил недавно, еще и года не прошло. Сегодня остановили сотрудники ДПС за то, что ехал на габаритах вместо ближнего света. Выписали предупреждение, объяснили это тем, что это нарушение первое и опыта еще мало. Честно говоря не ожидал, что есть такая форма наказания

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменном виде).

Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

2.2 Административный штраф - денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кодексом установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц - пятьдесят тысяч рублей, на юридических лиц - 1 млн. рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

2.3 Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

Кодекс устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений. Так, могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограниченна; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", конфискацию как вид административного наказания могут применять только судьи. административный наказание ответственность юридический

До судебного решения должностные лица органов исполнительной власти, реализующие установленные законом полномочия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья и т.д.). В момент такого изъятия не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в ходе надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничтожается.

2.4 Лишение специального права , ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более трёх лет.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств и предусматривается Кодексом об административных правонарушениях за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, управление судном судоводителем в состоянии опьянения. Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты.

Кодекс относит применение рассматриваемого административного наказания к компетенции различных органов. Лишение права на управление автотранспортом и городским электротранспортом применяют судьи; права на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами - органы госсельтехнадзора, на управление маломерными судами - органы государственной инспекции по маломерным судам МЧС. Право назначать административное наказание в виде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты. В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.

2.5 Административный арест , т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест является суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

2.6 Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения ими административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами пограничной службы.

Таким образом, административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от депортации (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения. Эта мера применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, либо в случае аннулирования разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также сокращения срока пребывания в Российской Федерации.

2.7 Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний. А также то обстоятельство, что в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения

2.8 Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Назначается данный вид административного наказания только судьей в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижения цели административного наказания.

Помимо защиты законных общественных интересов административное наказание нацелено, прежде всего, на профилактическое предупреждение совершения противоправных поступков его членами.

Именно поэтому в ряде инструментов административного воздействия, предупреждение — это административное наказание, которое является самым мягким способом влияния на сознание и поступки, располагается на первой позиции.

Механизм административных правоотношений устроен так, что государство, исходя из социальной опасности проступка, не стремится жёстко воздействовать на нарушителя.

Именно поэтому, во всех возможных обстоятельствах, используется административное предупреждение, представляющее из себя осуждение поступка, совершённого либо гражданином, либо юридическим лицом.

Правовое представление предупреждения приводится статьёй 3.4. Кодекса об административных правонарушениях (далее — Кодекс).

КоАП Статья 3.4. Предупреждение

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение отнесено к категории основных административных способов воздействия и не может применяться в качестве наказания дополнительного.

Следует помнить, что предупреждение должно быть соразмерно совершённому проступку!

Кроме того, административное предупреждение применяется лишь при совокупности следующих положений:

  • проступок совершён впервые;
  • отсутствует вред или угроза его возникновения для субъектов общества, окружающей среды, животного мира;
  • отсутствует имущественный ущерб.

Форма вынесения

Правоотношения между государством и его членами не может носить неформальный характер. Исходя из этого, своё отношение к проступку государство выражает в официальной форме .

Предупреждение, как вид административного наказания выносится только в письменной форме .

Обратившись к значению слова «официальный», не трудно разобраться в данной вертикали правоотношений «государство – гражданин/юридическое лицо» .

Официальный – это такой, который исходит от правительства либо администрации, либо уполномоченного ими лица, действия которых направляются законами, правилами и т.п.

Официальное отношение государства к конкретному событию отражается в постановлении, которым применяется административное наказание.

Виды

Предупреждение новых правонарушений является целью применения административных наказаний, причём ориентировано оно не только на лицо, совершившее данное правонарушение, но и на окружающих его лиц.

Функцию административного предупреждения выполняют и другие виды административных наказаний, установленных Кодексом.

Условно, как меру предупреждения возникновения правонарушения в будущем либо его повторения, предупреждение можно разделить на виды:


Меры

Рассматривая административное предупреждение с позиции не наказания, а превентивных действий стоит отметить следующее: в обычной жизни могут возникать различные обстоятельства, угрожающие безопасности граждан, и посягающие на правопорядок.

Меры административного предупреждения это действия, направленные на упреждение возникновения таких обстоятельств и пресечение правонарушений, которые осуществляются благодаря специальным методам и способам побудительно-правового характера, направленным в отношении потенциальных нарушителей общественного порядка.

Использование специальных методов и способов основывается на объективных предположениях:

  • о целях тех или иных субъектов совершить какое-либо противоправное деяние;
  • о наступлении событий, которые могут стать угрозой общественной или личной безопасности.

Критерии их классификации могут быть различными, но наиболее используемыми признаются виды мер, основанных на целях применения:

  1. В целях предупреждения вероятной угрозы безопасности личности и обществу.

    Например: ограничение въезда на какую-то территорию, поражённую эпидемией; временное ограничение по использованию части улицы, дороги из-за аварии, массовых беспорядков и т.п.; при наступлении угрозы разрушения жилища принудительное выселение; техосмотр транспортных средств; надзор пожарных служб; и т.п.

  2. С целью предупреждения правонарушения. Например: проверка удостоверяющих личность документов, либо документов, дающих возможность права управления автомобилем или перевозку какого-либо груза; досмотр вещей, непосредственный досмотр гражданина.

Уполномоченные лица

Исходя из смысла части 1 статьи 4.1 Кодекса предупреждение выносится либо судьёй, либо органом, либо должностным уполномоченным лицом в границах, принятых Кодексом, либо административным законодательством субъектов федерации.

Положения вынесения предупреждения носят безусловный характер. Обязанностью судьи/органа/должностного лица является принятие во внимание, кем совершено правонарушение, его материальная обеспеченность, возможные смягчающие или отягчающие факты.

Приходя к выводу о возможности применения административного предупреждения лицо, уполномоченное государством выносить предупреждение, должно всесторонне исследовать совершённый проступок на предмет его малозначительности, причинённого вреда/ущерба.

Обязательным является оценка личности виновного с позиции склонности к совершению административных проступков.

Представляется ли это для него обычным или же это случайное недоразумение. Подлежит оценке его образ жизни.

Основания применения

Предупреждение, как административное наказание, выносится при совершении субъектом права противозаконного поступка .

Другими словами, при нарушении норм Кодекса и административного законодательства республик, краёв и областей Российской Федерации, международных соглашений, применяемых на её территории, норм и принципов международного права.

Оно применяется за незначительные нарушения закона , совершённые впервые, не причинившие вреда, и не нанёсшие кому-либо ущерба.

В отношении кого применяется?

Предупреждение, как административное наказание, применяется к физическому, должностному, юридическому лицам. Ответственность иностранцев не отличается от ответственности указанных лиц.

Примеры применения

Примером применения предупреждения к физическому лицу, может служить нарушение им обязанностей пешехода , предусмотренных правилами дорожного движения.

Например, идя по обочине, он обязан двигаться навстречу транспортным средствам.

За нарушение предписанного порядка предусматривается административное наказание в виде вынесения предупреждения .

Примером с участием юридического лица служит не предоставление им в государственную структуру сведений, необходимых для работы этого органа, либо предоставление недостаточных сведений.

Это будет основанием для рассмотрения административной ответственности и вынесения предупреждения.

Вывод

Понятие предупреждения означает административное наказание . Выносится только в письменной форме в виде постановления. Отражает официальное отношение государства к совершённому проступку. Используется в обстоятельствах, когда степень проступка не велика и не угрожает общественной безопасности .

Особенностями применения предупреждения являются:

  • его вынесения исключительно как основного наказания;
  • применения не только к лицам физическим, но и к юридическим;
  • при применении учитываются обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие.

Мерами административной ответственности являются административные наказания. Меры, административной ответственности являются разновидностью мер административно-правового принуждения, применяемых к лицу, совершающему административное правонарушение. Административное наказание выступает и как мера профилактического характера, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, административное наказание может применяться к должностному лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, в рамках статьи 2.2 КоАП РФ и заключается в предусмотренном законом порядке ограничении прав и свобод данного лица.

Именно устанавливая возможность применения административного наказания за то или иное противоправное деяние (действие или бездействие), государство признает тем самым, что деяние представляет общественную вредность, а в отдельных случаях и общественную опасность, а также дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждая противоправное деяние и лицо, его совершившее.

Применение административного наказания представляет собой государственное принуждение, то есть не просто необходимость и обязанность отвечать за противоправное действие (бездействие), а принудительную (не по собственной воле, а под чьим-либо воздействием, в данном случае - под воздействием государства) обязанность Липатов Э.Г., Чаннов С.Е. постатейный комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях// СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо понимать административное наказание как меру административной ответственности, с учетом предела и средств ее осуществления. При этом установление государством данного предела является важным условием, элементом системы административно-правовых гарантий привлечения физических, должностных и юридических лиц в соответствии со статьями 2.3 - 2.6, 2.10 КоАП РФ к административной ответственности.

Однако привлечение к административной ответственности не всегда и не обязательно заканчивается применением наказания, а положение о неотвратимости наказания имеет исключения из правила. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Недопустимо унижение человеческого достоинства физического лица и причинение ему физических страданий, независимо от совершения административного правонарушения. Данное положение действует на основании и в рамках исполнения Конституции РФ (ст. 21), закреплены ограничения при применении административных наказаний, которые соответствуют признакам конституционного демократического государства, защите прав, свобод и безопасности человека. Запрещая унижать честь и достоинство всех лиц, независимо от любых фактических обстоятельств. Основанием возникновения спора при нанесении вреда деловой репутации являются наличие в совокупности факта распространения ответчиком сведений, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. Уточнения по факту нанесения вреда деловой репутации даются в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

Аналогичное положение определяет право на защиту человека не только от унижения достоинства, но и от жестокого обращения, пыток, насилия, т.е. от умышленного причинения не только нравственных, но и физических страданий. При этом необходимо также принимать во внимание действующие на территории Российской Федерации международные правовые акты, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К ним относятся Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков Стахов А.И. Административная ответственность.- М., 2004. 15-16 c.:

  • · перечень мер административной ответственности установлен КоАП и является исчерпывающим;
  • · назначенные и исполненные меры административной ответственности влекут для правонарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);
  • · меры административного наказания не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;
  • · меры административной ответственности назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;
  • · меры административной ответственности назначаются уполномоченным органом, когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные КоАП меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных наказаний. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.

Во-первых, в КоАПе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым:

  • 1. Предупреждение;
  • 2. Административный штраф;
  • 3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 6. Административный арест;
  • 7. Дисквалификация.
  • 8. Административное приостановление деятельности

Все названные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их, прежде всего, объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия. Кара - это "правовой урон", привлеченному к ответственности. Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений Бахрах Д.Н. Административное право России.- М., Из-во "Норма", 2007. 496 с..

Во-вторых, административные наказания делятся по порядку назначения на основные и дополнительные.

Основными административными наказаниями принято считать административные наказания, которые не могут присоединяться, сочетаться с другими видами административных наказаний. Это могут лишь быть предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Сравнивая КоАП РФ с КоАП РСФСР 1984 года, можно с уверенностью утверждать, что законодатель сохранил свой подход к административно-правовому статусу должностных лиц в части их ответственности. По-прежнему в качестве основных к ним применяются такие наказания, как предупреждение и административный штраф Липатов Э.Г., Чаннов С.Е. Постатейный комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях// СПС "КонсультантПлюс". Данные взыскания могут быть применены в отношении любой категории должностных лиц, указанных в ст. 2.4 КоАП РФ.

Дополнительными административными наказаниями считаются административные наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и присоединяться к другим административным наказаниям. Согласно ч. 2 ст. 3.3 КоАП, дополнительными административными наказаниями являются:

  • · возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • · конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

В-третьих, деление в зависимости от органа, его назначающего:

Первую группу составляют административные наказания, назначаемые исключительно судьей (административный арест, дисквалификация, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу).

Вторая группа включает в себя административные наказания, назначаемые судьей или исполнительными органами государственной власти Российской Федерации (административный штраф)

В третью группу входят административные наказания, назначаемые федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями (предупреждение, административный штраф)

Четвертая группа состоит из административных наказаний, назначаемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (предупреждение и административный штраф) (ч. 2 ст. 3.2 КоАП).

Следует поподробнее на каждом из видов наказаний. Меры административной ответственности можно охарактеризовать в зависимости от ограничений и лишений, устанавливаемых для правонарушителя.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП).

Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Единственная установленная форма предупреждения - письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, не относятся к мерам административного наказания.

Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Административный штраф (ст.3.5 КоАП)

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств.

По основаниям применения штраф подразделяется на абсолютно-определенный и относительно-определенный.

Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере, установленном действующим законодательством и не допускающим других вариантов.

Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заключается в установлении границ возможного к применению размера, либо, исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

  • 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • 2) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
  • 3) сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

Минимальный размер, единый для всех субъектов, - не менее ста рублей.

Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности: для должностных лиц - не более пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с принципом индивидуализации наказания возможность выбора размера штрафа в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ с учетом различных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обеспечивает реальность исполнения наказания и достижение целей административной ответственности.

Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу. Установление более высокого предела размера административного штрафа для должностных лиц (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) предполагает для них повышенные требования со стороны государства к исполнению своих обязанностей, в том числе и по соблюдению, охране и защите прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности.

Административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату штрафа. Рассрочка предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП)

Данная мера выражается в принудительном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того, является ли оно собственником данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. То есть собственнику компенсируется часть стоимости. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

  • 1) изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.
  • 2) реализация этой вещи через специализированный магазин.
  • 3) передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст.3.7 КоАП).

Состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения и которая принадлежит правонарушителю на праве собственности.

Не считается конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица.

Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП)

Лишение лица, совершившего правонарушение, ранее предоставленного ему специального права при наличии подтверждающих разрешительных документов. Формулировка "за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом" является условием, при котором государственные органы не только имеют право, но и обязаны привлечь гражданина к административной ответственности, что является материально-административной гарантией привлечения данного лица к административной ответственности.

Установленный срок лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет, что обеспечивает понимание правонарушителем того обстоятельства, что повторное совершение аналогичного правонарушения вновь повлечет неприятные последствия, а с другой стороны, правонарушитель не лишается надежды вновь получить утраченное право и осуществлять практическую его реализацию.

В качестве исключения из общего правила в соответствии с принципом гуманизма лишение специального права не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, что не подразумевает освобождения его от административной ответственности. Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, управомочивает федеральные исполнительные органы (должностных лиц) привлечь это лицо к ответственности и обеспечивает условия для вынесения судебного решения и применения в виде меры административной ответственности данного вида наказания.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ).

КоАП РФ в статье 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП)

Данная мера административного наказания относится к санкциям, ограничивающим свободу, и может быть применена и в отношении других иностранных физических лиц, в частности лиц с двойным гражданством.

Устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации, органами внутренних дел и отличается от меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без необходимых документов (так как данная мера будет выступать как процессуально-административная гарантия административной ответственности граждан).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства в том случае, если они имеют постоянное место жительства за пределами данного государства, в иной ситуации заменяется на другую меру, например штраф или административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Необходимо уточнить, что административное выдворение как мера административного наказания применяется за такие нарушения, как:

  • 1) противоправные действия, идущие в разрез с интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка;
  • 2) в случае необходимости охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц;
  • 3) также если грубо нарушалось законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП)

Установление в КоАП РФ такой меры наказания, как дисквалификация, соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя - гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП РФ круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

В отношении применения дисквалификации законодателем определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом - от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

  • - нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);
  • - фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);
  • - неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);
  • - ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);
  • - совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);
  • - нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (часть 4 статьи 14.25).

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП)

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности должностных лиц. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при наличии состава следующих правонарушений, в частности:

  • - нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
  • - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ);
  • - нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);
  • - нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ);
  • - нарушение требований нормативных документов в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ);
  • - нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 НК РФ);
  • - нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 НК РФ);
  • - нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);
  • - невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);
  • - нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 3.2 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит закрытый перечень видов административных наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, а также определяет основные условия их назначения. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;

2) административный штраф. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в размере и порядке, установленных ст. 3.5 комментируемого Кодекса;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

а) подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

б) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 Кодекса;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных , ч. 3 ст. 12.10, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. ч. 2 и 3 ст. 12.27 Кодекса.

Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.2 ст. 8.37 Кодекса;

5) административный арест. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов;

6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ (далее — принудительное выдворение за пределы РФ), а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами. Административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы РФ или контролируемом самостоятельном выезде из РФ. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы РФ судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ.

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из РФ может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы РФ за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;

7) дисквалификация. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством РФ, либо к экспертам в области промышленной безопасности, медицинским работникам, фармацевтическим работникам;

8) административное приостановление деятельности. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области продажи входных билетов на посещение спортивных мероприятий и церемоний XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг;

10) обязательные работы. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

В отношении юридического лица могут применяться предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Административные наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности, обязательных работ и административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливаются только настоящим Кодексом. Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. — ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.