Когда сотрудники гибдд перестанут приезжать на дтп. Когда сотрудники гибдд перестанут приезжать на дтп Дпс не приезжает на дтп

За свою жизнь редко кто из автолюбителей не попадал в ДТП. Это могло быть небольшое происшествие без особых повреждений или авария, повлекшая за собой серьезные повреждения.

Оформить аварию можно самостоятельно, заполнив европротокол, хотя иногда без участия сотрудников ГИБДД не обойтись. Вопрос о необходимости вызова ГИБДД возникает всегда, но какова процедура оформления дорожно-транспортного происшествия с участием сотрудников правоохранительных органов, знают не все.

Когда для оформления ДТП следует вызывать сотрудников ГИБДД?

Большинство водителей считают, что если на дороге произошла авария, то без участия ГИБДД не обойтись. Но это не совсем так.

Выделяются отдельные случаи, когда в вызове сотрудников правоохранительных органов нет никакой необходимости .

К таким случаям относятся:

  • Участниками происшествия на дороге стали только два автомобиля;
  • В результате аварии нет пострадавших (раненых, погибших);
  • Результатом ДТП стало повреждение автомобиля, ставшего виновником аварии;
  • Водители намерены самостоятельно урегулировать вопрос, так как пришли к единому мнению;
  • Оба автовладельца согласны оформить ДТП по упрощенному варианту.

В том случае, если какой-то из вышеперечисленных пунктов отсутствует, избежать обращения в ГИБДД не получится.

Чем занимаются сотрудники ГИБДД на месте аварии?

Если есть такая необходимость, участникам дорожно-транспортного происшествия приходится вызывать на место столкновения автомобилей сотрудников правоохранительных органов.

Опергруппа, которая обычно выезжает по вызову, состоит из нескольких сотрудников. В нее входят:

  • непосредственно сотрудники ГИБДД;
  • следователь из управления внутренних дел;
  • эксперты-криминалисты.

Не всегда виновники аварии бывают сознательными людьми. В том случае, если виновник скрылся с места происшествия, в опергруппу включают еще и сотрудника уголовного розыска.

Члены опергруппы, выезжая на место ДТП, выполняют следующие действия:

  • оформляют протокол первичного осмотра места аварии;
  • составляют схему ДТП, на которой фиксируется направление автомобилей, ставших участниками аварии, а также контур дороги;
  • заполняют справку по происшествию;
  • фиксируют результаты осмотра ТС в протоколе;
  • берут показания водителей, управлявших машинами в момент аварии;
  • записывают показания свидетелей произошедшего;
  • проверяют состояние водителей, проводят с ними тест на предмет алкогольного или наркотического опьянения.

Если происшествие не подлежит отчету (неотчетное ДТП), на место аварии вызывается только сотрудник ДПС.

У инспектора есть определенные обязанности. Он должен составить схему происшествия, записать показания участников и очевидцев.

Кроме этого, инспектор оформляет протокол об административном правонарушении. В этот документ вносится информация о повреждениях транспортных средств. Если будут обнаружены вещественные доказательства по делу, их также приобщают к остальным документам.

Инспектор ДПС не должен проводить тест на выявление алкоголя в крови кого-либо из водителей. Обычно это прерогатива медиков. Но если такая необходимость все же возникла, то инспектор может это сделать самостоятельно.

Правильно оформленная после ДТП документация – залог того, что происшествие будет расследоваться в отведенный законом срок и никаких преград для вынесения вердикта, не возникнет.

Для сотрудников оперативной группы важно грамотно собрать всю необходимую документацию по ДТП, правильно составить протокол и схему аварии. Участники аварии также не должны оставаться в стороне от подготовки документов.

Водители должны контролировать информацию, вносимую в документы. Если есть несоответствия с действительным фактами, на это следует сразу обращать внимание сотрудников ГИБДД.

Порядок оформления ДТП с ГИБДД

В процедуре оформления дорожно-транспортного происшествия есть свои определенные особенности. Давайте их рассмотрим.

Этап 1. Схема ДТП.

Прибыв на место аварии,сотрудники правоохранительных органов составляют схему происшествия на дороге. Этот документ составляется так, чтобы он давал четкое представление для дальнейшего расследования инцидента.

Участники ДТП имеют законное право наблюдать за составлением схемы аварии. И даже больше, инструктор, составляющий документ, должен прислушаться к пожеланиям и замечаниям водителей, если они видят неточности, занесенные в схему.

Но важно, чтобы факты, на которые указывают водители, не были голословными.

Подписывается документ после согласования его со всеми участниками дорожного происшествия.

Если сотрудники ГИБДД, составлявшие схему, не захотят вносить в нее изменения, предложенные водителями, то при подписании документа этот факт следует отметить.

Несогласие инспектора прислушаться к пожеланиям участников аварии, можно расценивать как неправильное действие сотрудника, и позже его обжаловать.

Этап 2. Перемещение ТС с места аварии.

Иногда в результате аварии полностью перекрывается дорожное полотно, и движение транспорта по нему затруднено или полностью остановлено.

Перемещать ТС с непосредственного места аварии до приезда сотрудников ГИБДД и составления схемы происшествия запрещено.

Только после выполнения ряда необходимых действий, машины можно переместить на обочину, освободив, таким образом, проезжую часть.

Если ТС сильно повреждено и не может самостоятельно передвигаться, придется воспользоваться эвакуатором.

Этап 3. Объяснительные.

Каждое противоправное действие требует объяснений. Точно также придется написать объяснение ситуации, возникшей на дороге и приведшей, впоследствии, к ДТП.

Составляя объяснительную записку необходимо очень тщательно и внимательно подойти к излагаемому материалу.

Все, что вы изложите в документе, будет использоваться для расследования аварии.

Не стоит делать ваше изложение слишком объемным и эмоциональным. Так вы только запутаете сотрудников, занимающихся расследованием.

Заметьте, если вы опишите ситуация нечетко или допустите промахи, связанные с незнанием ПДД, это наведет сотрудников ГИБДД на мысль, что именно вы создали аварийную ситуацию.

Этап 4. Осмотр ТС и полученных повреждений.

В процессе оформления происшествия всегда очень много работы. Кто-то из участников пишет объяснение, а кто-то ищет очевидцев. Ну и конечно осуществляется осмотр транспортных средств на предмет наличия повреждений, полученных в результате ДТП.

В то время, когда сотрудники опер группы описывают повреждения, ваша задача проследить за данным процессом. Важно, чтобы никакие повреждения не были пропущены. В данном случае важными являются как видимые, так и скрытые повреждения.

Чем меньше повреждений будет отражено в документе, тем меньше будет сумма компенсации, а соответственно пойдет речь о «дефиците» средств на ремонт автомобиля.

Этап 5. Оформление протокола ДТП.

Обязательным документом при оформлении любого ДТП является протокол об административном правонарушении. Документы, которые оформлялись на первых этапах, являются дополнением к протоколу.

Данный документ составляет сотрудник ГИБДД после того, как он сможет определиться с виновником происшествия.

Виновник определяется на основании результатов ознакомления со всеми обстоятельствами происшествия. Обязательным руководством являются ПДД и КоАП РФ.

Протокол выписывается на имя водителя, ставшего виновником аварии. Сотрудник, который непосредственно определял виновника аварии, должен представить в документе доводы, на основании которых он сделал такие выводы.

Копию протокола вручают как виновнику ДТП, так и второму участнику (по его желанию). Тот водитель, чья фамилия не указывается в протоколе в качестве виновного, может надеяться на возмещение ущерба, полученного в результате аварии.

Если сотрудник ГИБДД, оформляя протокол, указывает вас в качестве виновного, но вы с этим не согласны, постарайтесь изменить ситуацию.

Для этого вы можете:

  • отказаться подписывать протокол. Присутствие при этом двух понятых обязательно;
  • подписать документ, но сделать это с так называемой «оговоркой». Что это значит? Протокол подписывается на отдельном листе или на тыльной стороне документа. Ставиться надпись « С приложением». Далее четко и лаконично высказываем свою точку зрения, факты и доводы. Также обжалуйте действия инспектора ГИБДД. Обратитесь для этого к вышестоящему начальству или в суд.

Этап 6. Постановление о мере пресечения.

Когда все документы заполнены и подписаны, инспектор ГИБДД выписывает постановление. В этом документе говорится о мере пресечения виновнику аварии (на основании КоАП РФ).

Иногда наказанием за нарушение ПДД может стать только штраф. В этом случае виновник получает квитанцию, которую заполняет и проводит оплату через банк.

Другие решения о мере пресечения (лишение водительских прав, арест автомобиля, административный арест водителя) выносит районный или мировой суд.

Не всегда возможно определить виновника аварии непосредственно сразу после ДТП. Если у сотрудника ГИБДД есть сомнения по этому поводу, он выдает обоим участникам происшествия копии протокола.

Порядок действий водителя при ДТП

Водитель, попавший в аварию, обычно теряется и не знает, как ему правильно действовать. Прежде всего, все зависит от того, есть в аварии пострадавшие.

Давайте рассмотрим порядок действий, которого необходимо придерживаться при дорожно-транспортном происшествии:

  • Основные действия водителя при аварии, если есть пострадавшие (в соответствии с п. 2.5 ПДД). Стандартные действия.
  • Остановите свой автомобиль. Заглушить мотор. Включить аварийку;
  • Посмотрите, нет ли пострадавших. Окажите первую помощь (в случае необходимости). В тяжелом случае или при отсутствии навыков оказания первой помощи, обеспечьте пострадавшему внимание, приподнимите голову, не передвигайте и не переносите человека;
  • Звоните в скорую. (Номера с мобильного – МТС – 030, Мегафон – 030,Билайн – 030, Теле 2 – 03). Не оставляйте пострадавшего одного, в случае резкой необходимости самостоятельно отвезите человека в больницу или остановите попутку;
  • Звоните сотрудникам ГИБДД. Номера с мобильного — МТС – 020, Мегафон – 020, Билайн – 020, Теле 2 – 02. В разговоре с диспетчером старайтесь правильно назвать адрес;
  • Позвоните в страховую компанию и сообщите о том, что вы попали в аварию (звонить нужно в страховую компанию, где вы подписывали договор).

Если вы не помните номер телефона страховщика, посмотрите в левый верхний угол страхового полиса, там вы найдете нужную информацию;

  • Не оставляйте место аварии и не передвигайте со своего места автомобили и другие предметы до приезда сотрудников ГИБДД;
  • Найдите очевидцев происшествия, попросите у них контактные данные, в том случае, если они не откажутся при необходимости дать свидетельские показания. Запишите сведения, которые они могут сообщить по делу, и попросите подписать занесенную с их слов информацию с указанием времени, даты и места;
  • Сделайте фотографии места происшествия. Особое внимание уделите фотографированию тормозного пути;
  • Если в машине есть видеорегистратор, сохраните его записи. Также можно попросить записи видеорегистраторов машин, которые были поблизости в момент аварии. В дальнейшем эти записи будут использованы в суде;
  • Изучите документы, оформленные сотрудниками ГИБДД.
  • Как себя вести водителям, если в аварии участвовало два и больше автомобилей, пострадавшие отсутствуют стандартная процедура.
  • Остановите машины, выключите мотор, установите аварийную сигнализацию. Ни в коем случае не оставляйте место аварии и не передвигайте свое ТС, как бы вас не просили, даже если вы преграждаете движение других автомобилей и трамваев (если авария произошла на рельсах);
  • Сообщите об аварии в ГИБДД. Номера телефонов с мобильного – МТС – 020, Билайн – 020, Мегафон – 020, Теле 2 – 02;
  • Обозначьте место происшествия аварийными знаками. Постарайтесь сохранить все имеющиеся следы ДТП (обломки, осколки, прочее). Используйте для этого любые подручные средства (запасное колесо, огнетушитель, ведро, сумку, прочее);
  • Найдите людей, которые стали случайными свидетелями произошедшего. Попросите у них личные и контактные данные. Также обратите внимание на машины, которые находятся рядом с местом аварии, запишите их данные. В случае необходимости водители смогут описать обстоятельства происшествия, движение и расположение машин, ставших участниками аварии, их тормозные пути, прочее;
  • Важными свидетелями могут стать водители общественного транспорта, который передвигался в месте ДТП. Даже если они отъехали с места аварии (так как находятся на рейсе), их можно впоследствии вызвать в суд для дачи показаний. Чтобы не потерять информацию о таких очевидцах – запишите номер маршрута или бортовой номер;
  • Позвоните своему страховщику. На страховом полисе ОСАГО есть номер телефона компании;
  • Скооперируйтесь со вторым участником аварии и заполните бланк извещения о ДТП. Такой бланк прилагается к полису страхования. Поставьте подписи;
  • Обменяйтесь со вторым участником аварии личными и контактными данными. Кроме этого обязательно запишите данные о страховой компании, номер страхового полиса, адрес, телефон и тому подобное. Если за рулем автомобиля находился не владелец авто, а другой человек, возьмите у него сведения о собственнике машины.
  • Сделайте фотографии с места аварии и ТС. При этом следует придерживаться следующих правил:
  • фото с места аварии должно быть сделано с такого ракурса, чтобы была видна вся местность и была возможность определить, где это место находится. Захватите в объектив дома, дворы парковки, прочее;
  • дорожное полотно фотографируйте так, чтобы был виден тормозной путь, осколки стекол, обломки;
  • делайте фото поврежденных деталей так, чтобы можно было определить характер повреждений;
  • обеспечьте сохранность записей видеорегистратора, установленного в вашем автомобиле. Эту запись можно использовать в качестве доказательства различных обстоятельств дела и для страховщика;
  • не оставайтесь в стороне во время осмотра и оформления места аварии. Помогайте определить тормозной путь, расскажите обстоятельства происшествие, подтвердите наличие показаний очевидцев и их данных.

У вас должны быть данные о сотруднике ГИБДД, который оформлял ДТП (фамилия, звание).

  • Обратите особое внимание на схему ДТП, составленную инспектором. В данном документе точными должны быть такие сведения, как:
  • место аварии;
  • расположение автомобилей, следы торможения, волочения. Объекты должны быть привязаны к дорожным или другим объектам, таким как обочина, тротуар, кювет, прочее;
  • направление движения автомобиля до аварии;
  • расстояние между машинами, между ТС и ближайшими зданиями, дорожная разметка, дефекты дорожного покрытия (ямы, лужи, лед, прочее);
  • сведения о том, что в момент аварии дорожное полотно было скользким из-за дождя. Такая поверхность дороги влияет на длину тормозного пути. То есть выводы о виновнике аварии могут быть изменены.
  • Какие документы должны быть составлены в момент оформления дорожно-транспортного происшествия:
  • схема ДТП;
  • информация об автомобилях и водителях;
  • объяснительные от участников аварии;
  • докладная о дополнительных фактах, нюансах, которые возможно использовать в расследовании;
  • справки о ДТП;
  • протокол об административном правонарушении (если было нарушении ПДД);
  • доверенность на управление автомобилем, путевой лист и прочие документы, необходимые в том случае, если за рулем находился не владелец автомобиля.
  • В той ситуации, когда вы не согласны с некоторыми моментами работы сотрудников ГИБДД, отразите этот факт в объяснительной бумаге. Составляется данный документ в свободной форме, лично вами.

Если вы стали участником аварии и у вас есть страховой полис ОСАГО, в течение пяти дней после происшествия направьте в свою страховую компанию заявление о выплате компенсации. Письмо следует направлять заказным письмом. К заявлению приложите извещение о ДТП, справку, протокол, выданные ГИБДД.

К 2016 году МВД России намеревалось полностью передать страховому сообществу функции по оформлению дорожно-транспортных происшествий при отсутствии пострадавших. Такая цель еще в 2013 году была прописана в официальном Плане деятельности МВД до 2018 года. Представители ведомства неоднократно поясняли, что после сокращения на треть кадрового состава выезжать для оформления мелких ДТП стало просто некому.

С тех пор в полиции пытались решить эту задачу посредством повсеместного внедрения европротокола, что пока так и не дало желаемого результата.

Напомним, что европротокол — это метод оформления ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции, под который подпадают ДТП с двумя участниками, если между ними нет разногласий по поводу обстоятельств аварии и вред причинен исключительно имуществу (транспортному средству). Потенциальный вред не должен превышать 50 тыс. руб., а для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и региона установлен лимит 400 тыс. руб.

Высокопоставленный источник в МВД России отметил, что из-за сокращения численного состава в ведомстве сейчас особенно остро стоит вопрос передачи функции по оформлению ДТП без пострадавших страховым компаниям. «От эвакуации автомобилей уже начали уходить, а вот оформлением ДТП по-прежнему в основном занимаются сотрудники ДПС», — отмечает собеседник.

Европротокол станет ближе к народу

Стоит отметить, что не только само силовое ведомство, но и правительство в целом хотело бы переложить функцию оформления аварий с ГИБДД на плечи страховых компаний. Сейчас в Белом доме это пытаются сделать путем активного развития европротокола, разрабатывая несколько поправок, призванных упростить и в то же время расширить его применение. Изменения призваны сделать этот вид оформления ДТП более привлекательным и удобным для автовладельцев.

В частности, на рассмотрении в Госдуме находится законопроект Минфина с рядом поправок в закон об ОСАГО. Министерство предлагает установить приоритет направления попавшего в ДТП транспортного средства на ремонт перед денежной выплатой ущерба.

При этом есть исключения, когда все-таки будет выплачиваться денежное возмещение ущерба: например, если автомобиль не подлежит восстановлению или причинен вред имуществу, но не автомобилю.

Поправки предусматривают повышение с 50 тыс. до 100 тыс. руб. максимального размера страховой выплаты по европротоколу. Сейчас, по словам участников рынка, именно невысокая сумма покрытия останавливает попавших в ДТП водителей от оформления аварии без участия инспектора — они опасаются, что восстановление автомобиля обойдется дороже и выплаты по ОСАГО не хватит на ремонт.

Кроме того, по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова ведомство готовит еще один пакет поправок в закон об ОСАГО, который предполагает отмену на четырех территориях с лимитом выплат 400 тыс. руб. принципа согласия участников ДТП с обстоятельствами аварии. В то же время автовладельцам предлагают три способа фиксации аварий на выбор: с помощью техсредств контроля, специализированных приложений для мобильных телефонов и непосредственно телефонов. Для оформления европротокола нужна будет фотография или видеосъемка аварии, которую ее участник должен сделать сам.

Кризис недоверия

Представители страховых компаний уверены, что, пока автомобилисты не начнут доверять им, дело с мертвой точки не сдвинется. Сами страховые компании доверять клиентам при этом не хотят и пытаются максимально обезопасить себя от мошенников.

«Дело не в том, что страховщики не хотят работать по европротоколу — этого не хотят водители, — заверили «Газету.Ru» в Российском союзе автостраховщиков (РСА). — Когда с 1 июля ввели штрафы за неоставление места мелкого ДТП, был резкий рост числа оформленных аварий по европротоколу. То есть динамику мы видим, и она улучшается. Новые технические решения для фиксации ДТП страховое сообщество поддерживает. В частности, это касается бортовых устройств и мобильного приложения, требования к которому установлены РСА по согласованию с Банком России.

Однако значительное упрощение процедуры оформления европротокола может привести к неконтролируемому росту мошенничества в этой сфере.

Здесь мы говорим о предложенном способе фиксации с помощью фото- и видеосъемки ТС и их повреждений на месте ДТП плюс подтверждение местоположения участника ДТП по его абонентскому номеру оператором мобильной связи. Такой способ может привести к увеличению рисков мошенничества».

В РСА отмечают, что не поддерживают правительственную инициативу по увеличению лимита выплат во всех регионах до 100 тыс. руб. «В то же время мы поддерживаем предложение о том, что в случае действия норм о натуральном ремонте при обнаружении скрытых повреждений, которые выходят за лимит по «европротоколу» в 50 тыс. руб., это компенсирует страховая компания. На эту поблажку надо идти, это справедливо и возможно».

«Корень проблемы в том, что наши граждане не доверяют никому, а особенно ГИБДД и страховым компаниям, — говорит «Газете.Ru» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. —

Людям сложно внушить, что можно покинуть место аварии, поскольку за многие десятилетия в водителях было воспитано осознание того, что это делать нельзя — иначе лишение прав.

Кроме того, боится автовладелец и страховой, которая ему недоплатит. Тут виноваты скорее СМИ, которые пугают их критическими материалами. Конечно, страховщики не безгрешны, но и слишком тиражировать это не стоит».

По словам собеседника, каждый случай отказа страховой в выплате по европротоколу имеет под собой вполне объективные причины. «Все элементарно: нет подписи, не составили схему ДТП, у одного из участников аварии полис ОСАГО оказался фальшивым и т.д. Но все это решаемые проблемы. Можно позвонить в страховую компанию участника аварии и уточнить, является ли он ее клиентом. Можно позвонить в свою страховую, описать повреждения и убедиться, что в 50 тыс. руб. ремонт укладывается. Ведь гаишники ругаются как раз из-за таких аварий, когда автомобили получили лишь царапины и сумму ущерба оценить весьма просто».

Рассуждая о том, как и когда ГИБДД сможет не участвовать в оформлении мелких ДТП, Иванов отмечает, что такая практика уже есть в некоторых городах.

«Например, в Екатеринбурге местный начальник УВД взял и сказал: мы ездить не будем. Да, убыточность по ОСАГО для страховых там несколько подросла, но мир не перевернулся, — поясняет Иванов. — Так что издавать новый закон о том, чтобы исполнялся уже имеющийся, нет смысла — можно пользоваться тем, который есть».

Верните аварийных комиссаров

«Развитие европротокола имеет смысл, — уверен гендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников. — Пока ему все еще мешает страховое лобби.

Но критическая точка уже прошла, и максимум через полгода ситуация изменится — вскоре 80% мелких аварий будет оформляться без вызова инспекторов ДПС.

С одной стороны, помогут принимающиеся сейчас изменения в законодательстве. Например, то же мобильное приложение, если оно будет дружелюбно к автовладельцу. Потому что, например, памятка РСА о том, как оформить европротокол, — это шесть страниц текста. Кроме того, правительство могло бы занять более жесткую позицию и обязать страховщиков направлять на место ДТП страховых комиссаров — это решило бы все вопросы. Желательно, чтобы комиссарами являлись не новые участники дорожного движения — эту функцию, например, могли бы выполнять обученные таксисты».

«Эта история с европротоколом имеет предел развития, — возражает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Невозможно оформление всех ДТП переложить на водителей — они не эксперты и нуждаются в квалифицированной помощи, поэтому и вызывают гаишников. А государство хочет просто направить людей в объятия недобросовестных страховых компаний, которые ищут любой повод, чтобы отказать в выплате, придираются к каждой закорючке».

По словам эксперта, притом что в МВД не хотят, чтобы сотрудники выезжали на мелкие аварии, чиновники сами убили частные компании, которые за скромную плату оказывали автовладельцам помощь в оформлении ДТП.

«Например, в Новосибирске, Томске, других городах они просто перестали принимать документы у посредников. Коммерческая служба аварийных комиссаров должна была появиться и в Москве, знаю, что даже машины под это дело закупали, но из-за позиции ведомства работать она так и не начала», — приводит он пример.

По мнению Шкуматова, единственный эффективный выход из ситуации — создание условий для работы таких комиссаров. «Во всем цивилизованном мире вооруженные люди — полицейские — не ездят оформлять царапины на бампере, — говорит собеседник. — Поэтому правильным было бы создание службы комиссаров либо усилиями предпринимателей, либо наделением этих полномочий какой-нибудь муниципальной организации, к примеру Центра организации дорожного движения. Оплачивать их работы, конечно, должны страховщики из тех средств, которые получают в виде премий по ОСАГО».

Участникам дорожных происшествий без пострадавших теперь не нужно вызывать наряд ГИБДД. Для получения протокола о ДТП участникам аварии достаточно будет сфотографировать место происшествия и самостоятельно приехать в отдел. Соответствующие поправки в Правила дорожного движения (ПДД) вступили в силу накануне. Нововведение позволит сократить число пробок, уверены эксперты. Поэтому практика оформления ДТП по фото станет популярной в основном у жителей крупных российских городов.

С 1 июля вступили в силу некоторые изменения в правила дорожного движения. Теперь участники ДТП без пострадавших не должны вызывать сотрудников полиции на место происшествия. Они могут самостоятельно покинуть место аварии и проехать к ближайшему посту ДПС для оформления протокола. Правда, прежде чем «сдвинуться с места», участники столкновения должны сфотографировать или снять на видео положение транспортных средств, их повреждения, расположение иных предметов, относящихся к ДТП. На основании этих снимков полицейские составят документы о происшествии.

Напомним, ранее в случае аварии ее участники были обязаны вызвать наряд полиции для оформления протокола. При этом они не имели права покидать место происшествия и передвигать какие-либо предметы, причастные к аварии. Иначе считалось, что водитель покинул место аварии. Нарушение этого правила дорожного движения сулит лишение водительских прав на 1,5 года. Плюс к этому такой водитель автоматически становится виновным в аварии.

Эксперты рекомендуют: прежде чем покинуть место происшествия, участникам аварии следует обменяться расписками. В них следует написать, что оба участника добровольно уехали с места ДТП. Таким образом водители обезопасят себя от случаев мошенничества, когда один участник аварии обвиняет второго в оставлении места происшествия.

Впрочем, этот совет в первую очередь нужен жителям крупных городов, где часто происходят мелкие аварии. Для адаптации к новым правилам водителям понадобится несколько месяцев, уверены эксперты.

– Первое время сотрудники ГИБДД будут штрафовать водителей на одну тысячу рублей за то, что не убрали свои машины с проезжей части, – заявил «Приморской газете» председатель международной организации «Движение автомобилистов» Армен Оганесян. – После нескольких месяцев такой практики людям надоест платить, и они перестанут бояться применять новую норму ПДД. Впоследствии в крупных городах страны уменьшится число пробок. Главное, чтобы люди внимательно изучили новую норму и из-за своей самодеятельности не оставались без страхового покрытия расходов на ремонт.

Приморские автозащитники утверждают, что в регионе участники мелких ДТП привыкли обходиться без полиции. При небольших повреждениях виновник аварии чаще всего расплачивается за нанесенный ущерб самостоятельно. Так водители экономят порядка 4-5 часов. Введение новой нормы ПДД позволит в короткие сроки «легально» оформлять аварии с участием сотрудников полиции.

В приморском обществе защиты автомобилистов считают, что практика составления протокола сотрудниками ГИБДД на основании только одних фотографий будет применима в регионе.

– Наряд сотрудников ГИБДД можно ожидать часами, особенно в час-пик, – заявил «Приморской газете» заместитель председателя Общества защиты автомобилистов края Константин Шатоба. – С 1 июля людям не придется самостоятельно составлять схему ДТП по европротоколу. Достаточно просто сфотографировать с разных ракурсов место аварии и освободить проезжую часть, не создавая затора. Я думаю, практика будет актуальна в Приморье в основном в зимний период, когда традиционно вследствие гололеда происходит много мелких ДТП.

Александра Попова

Об этом Business FM рассказали автостраховщики. Соответствующий приказ готовит глава МВД Владимир Колокольцев. Инициатива министра вызвала неоднозначную реакцию на рынке ОСАГО

Со следующего года сотрудники ГИБДД перестанут оформлять аварии без пострадавших. Разбираться друг с другом предложено водителям и страховым компаниям — самим, по «европотоколу»: как утверждают на рынке, его либерализацию готовит Минфин.

Сейчас по упрощенной схеме можно оформить ДТП, если ущерб не превышает 50 тысяч, оба водителя согласны, кто виноват, и нет пострадавших. В нескольких регионах работает так называемый безлимитный протокол — с суммой в 400 тысяч, но для оформления потребуется зафиксировать место аварии средствами ГЛОНАСС или GPS.

В любом случае, у водителей не должно быть споров, кто прав, а иначе вызов ГИБДД неизбежен. Вот от этого в МВД и хотят отказаться. В страховых компаниях против, почему — объясняет президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс:

президент Всероссийского союза страховщиков «Безлимитный протокол», то есть где 400 тысяч вам могут выплатить, это только Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, а так это 50 тысяч рублей. Таким образом, в эти деньги только относительно небольшие аварии вписываются. Поэтому возникает очень много вопросов по поводу того, как все это будет происходить. Помимо приказа Колокольцева, нужны еще и поправки в закон «Об ОСАГО» для того, чтобы всю процедуру описать и чтобы автовладельцам было не страшно».

Инициативу МВД в какой-то степени можно назвать революционной. Ни в Европе, ни в США сотрудники правоохранительных органов не отказываются от выезда на место ДТП, если сами водители не договорились, кто виноват, ведь от этого зависит в итоге стоимость будущей страховки. За инспектором остается роль судьи, и случаи бывают разные: столкнулись несколько машин, или авария случилась по вине третьего участника, а он скрылся, или ДТП произошло по вине дорожных служб. Непонятно, как все эти нюансы водители будут оформлять на месте, особенно, когда нет опыта использования «европротокола» и доверия к страховым компаниям.

партнер аналитического агентства «Автостат» «Страшно. Мы привыкли жить в стране, где без бумажки в руках человек чувствует себя неуверенно, а тут как это — я сам оформил и нет у меня протокола, нет печати? Первое, что непривычно и в стрессовой ситуации не всякий сможет оценить трезво, — количество повреждений, потому что достаточно небольшой лимит, 50 тысяч рублей. С другой стороны, есть опасения, что ты что-то не так сделал и тебе откажут. С третьей стороны, реально достаточно пристальное внимание со стороны страховых компаний к тем людям, которые приходят с документами по «европротоколу». В любом человеке видит потенциального жулика, который пытается обмануть».

Если сотрудники ГИБДД перестанут выезжать на спорные случаи, можно ожидать очередного всплеска судебных разбирательств по поводу невыплат по ОСАГО. Судам такая перспектива вряд ли придется по душе. Страховщики, конечно, могут создать некую службу разбора, которая в спорных случаях будет выезжать на ДТП вместо ГАИ, но все это приведет к существенном росту издержек и в конечном счете отразится на цене полиса. Получается, без ГИБДД никак, а там не хватает рук, чтобы заниматься вмятинами на крыльях или бамперах. Замкнутый круг.

Правда, справедливости ради, нужно сказать, что введение этого новшества в МВД нам не подтвердили.

Оговоримся сразу, поскольку приказ внутренний, известно о нем сталоот представителей страховых компаний, на которых ссылается Business FM . Однако выглядит это решение вполне реалистичным, так как разговоры о том, что нужно приучать автовладельцев ксамостоятельности (европротоколу), идут уже давно. Итак, с большой долей вероятности со следующего года сотрудники ГИБДД перестанут оформлять аварии, если в них нет пострадавших.

Сейчас по упрощенной схеме можно оформить ДТП, если ущерб не превышает 50 тысяч, оба водителя согласны, кто виноват, и нет пострадавших. В нескольких регионах работает так называемый безлимитный протокол - с суммой в 400 тысяч, но для оформления потребуется зафиксировать место аварии средствами ГЛОНАСС или GPS.

В МВД же полагают, что оформлять европротокол нужно обязать и в остальных случаях, даже если участники ДТП не пришли к согласию. Единственным препятствием могут служить физические повреждения, полученные в результате аварии, в этом случае без участия инспектора не обойтись.

«За рулем.РФ» запросил комментарии у страховщиков.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс:

- Различные технические решения для фиксации ДТП страховое сообщество поддерживает. В частности, это касается бортовых устройств и мобильного приложения, требования к которому установлены РСА по согласованию с Банком России.
Однако значительное упрощение процедуры оформления европротокола может привести к неконтролируемому росту мошенничества в этой сфере. Здесь мы говорим о предложенном способе фиксации с помощью фото- и видеосъемки ТС и их повреждений на месте ДТП плюс подтверждение местоположения участника ДТП по его абонентскому номеру оператором мобильной связи. Такой способ может привести к увеличению рисков мошенничества. В целом по ОСАГО частотность страховых случаев составляет 6% по России. Например, в Волгограде она достигает 10%, хотя другие данные, в том числе от Госавтоинспекции, показывают, что машины бьются не так часто. Но из-за возможности подделать документы по европротоколу мы имеем этот показатель в регионе. Поэтому считаем, что европротокол должен работать исключительно с некорректируемой информацией.
При этом мы поддерживаем предложение, что в случае действия норм о натуральном ремонте при обнаружении скрытых повреждений, которые выходят за лимит по европротоколу в 50 тыс. рублей, это должна компенсировать страховая компания. На эту поблажку надо идти, это справедливо и возможно.

Комментирует редактор «За рулем», юрист Сергей Смирнов :

Госавтоинспекция не вправе игнорировать обращения участников ДТП. Дело в том, что в Правилах дорожного движения действительно предусмотрено самостоятельное оформление аварий. Но, во-первых, это право, а не обязанность. А во-вторых, даже при наличии всех условий, позволяющих теоретически оформить так называемый европротокол, водители могут сомневаться в стоимости восстановительного ремонта. Ведь определить самостоятельно, что ремонт не превысит 50 тысяч рублей, фактически невозможно.

Никакой приказ МВД или Минтранса не может служить основанием для игнорирования вызова на место аварии. Для этого как минимум нужно вносить изменения в сами Правила дорожного движения.

Поэтому вряд ли инициатива МВД принесет какую-то пользу. На мой взгляд, нужно больше рассказывать водителям о возможности и процедуре самостоятельного оформления и повышать лимит выплат по европротоколу.

Напомним, 1 июля 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ о внесении изменений в Правила дорожного движения. Эти изменения коснулись тех, кто попадет в аварию. За оставление места ДТП теперь не лишают водительского удостоверения на полтора года, как было раньше, напротив, водители должны убрать автомобили с проезжей части, если они препятствуют движению других транспортных средств. В противном случае их ждет штраф в размере одной тысячи рублей.

Прежде чем разъехаться, участники аварии должны зафиксировать место столкновения, повреждения автомобилей и расположение машин друг к другу и к объектам инфраструктуры.

Если отказаться от вызова инспектора, аварию можно оформить двумя способами. Первый: предварительно зафиксировав место происшествия, приехать в ближайшее подразделение ГИБДД и оформить с помощью инспекторов все необходимые документы. При этом заранее сообщать о случившемся в полицию участники ДТПне обязаны. Второй: можно и самостоятельно оформить происшествие с помощью европротокола. Здесь нужно быть предельно внимательными и заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования, для того чтобы потом не возникло проблем с выплатой страховки.

Что касается внутреннего приказа МВД, если он действительно существует, в нем можно найти спорный момент. Например, попавшие в ДТП могут сослаться на плохое самочувствие, например «тупую боль в животе», появившуюся в результате ДТП, и тогда инспекторы обязаны выехать на место. И ведь сильно при этом никто не слукавит - как ни крути, аварии часто сопровождаются ушибами и стрессом.

  • ГИБДД опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах за 10 месяцев 2016 года. В целом показатели аварийности снизились, кроме нескольких позиций, подробнее об этом в нашем материале .
  • В Федеральную антимонопольную службу стали меньше жаловаться на ОСАГО : число таких писем с января по сентябрь сократилось на 390 по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.