Тема урока Правоохранительные органы. Правоохранительные органы – специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны. Реферат: Правоохранительные органы


КУРСОВАЯРАБОТА

Тема:«Понятие и система правоохранительных органов Российской Федерации»


Введение

Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки идеятельность правоохранительных органов.

Глава 2. Характеристика правоохранительных органов РоссийскойФедерации.

2.1 Прокуратура Российской Федерации

2.2 Министерство внутренних дел Российской Федерации

2.3 Нотариат Российской Федерации

2.4 Федеральная служба безопасности РоссийскойФедерации

2.5 АдвокатураРоссийской Федерации

2.6 Министерство ЮстицииРоссийской Федерации

Глава 3. Судебная системаРоссийской Федерации

3.1 Суды общей юрисдикции

3.2 Верховный Суд

3.3 Районные суды

3.4 Мировые судьи

3.5 Военные суды

3.6 Арбитражные суды

3.7 Конституционный Суд

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

РоссийскаяФедерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим,федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требуетсистемы своей защиты. При этом для защиты государственной системы праватребуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие цельюзащищать систему права для блага человека, общества и государства.

Уровеньвоплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не толькостепень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органовпо обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностьюгосударства. В рамках реализации данной конституционной нормыуголовно-процессуальное законодательство закрепило, что уголовное преследованиеи назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначениюуголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследованияневиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, ктонеобоснованно повергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). При такомпонимании назначения уголовного судопроизводства полнота обеспечения прав исвобод граждан зависит не только от эффективности деятельности органовправосудия, но и от состояния правонарушений против правосудия.

Правосудие вРоссийской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ).Правоприменительные органы играют особую роль в системе властныхгосударственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализациипринципов законности, справедливости и гуманизма.

Правоохранительнаядеятельность – это деятельность государства в лице его специальноуполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав изаконных интересов общества, государства, общественных и иных объединенийграждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями идругими правонарушениями, которая осуществляется в установленном закономпорядке посредством применения в строгом соответствии с законом мерюридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

Правоохранительныеорганы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов,которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности,правопорядка, охране прав и свобод человека.

Такимобразом, основная задача правоохранительных органов согласно Конституции РФявляется охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл,содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной исудебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ. Правоохранительныеорганы являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.


Глава 1. Понятие,система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительныхорганов.

Правоохранительныеорганы в РФ – это специальные государственные органы, осуществляющиеправоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законныхинтересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества,обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основнымипризнаками правоохранительных органов являются:

1.Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельностигосударственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и«организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторыемогут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной,но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.

2.Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита ивосстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства,обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике водном из видов правоохранительной деятельности.

3.В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могутприменять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественнойответственности.

4.Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен бытьурегулирован законом или иным нормативным актом.

Кгосударственным правоохранительным органам относятся:

– прокуратура;

– органыюстиции;

– органывнутренних дел;

– органыпредварительного расследования;

– таможенныеорганы;

– службапо контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

– органыобеспечения безопасности.

Кнегосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность,относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранныеслужбы.

Законодательствоо правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ исубъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы,определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию ифункционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силынормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:

КонституциюРФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые актыдолжны соответствовать Конституции;

Федеральныезаконы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституциивопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;

Указы ираспоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросаморганизации и функционирования правоохранительных органов, входящих в системуисполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);

Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствоватьКонституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

Акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаютсяруководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихсяправоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемамиправ и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охранойинтересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями ипреступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многиеобщественные организации. Однако существуют такие органы, которые призванызаниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основномтолько государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаютсяи существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрануи защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные органысоставляют определенным образом обособленную по признаку профессиональнойдеятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четкоопределенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенногоправа, например в области гражданских правоотношений, либо в наказанииправонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершениинекоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлениинарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановитьнарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решаяэти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имуществограждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественныхи частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животныймир и т. д.

Когда речь идет опреступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложенорасследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называюторганами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстицииотносятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют своюдеятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции теправоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование награжданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь ввиду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции,которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверкиконституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрениягражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществленияпрокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследованияпреступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупрежденияпреступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прави свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Конституционногоконтроля;

Отправления правосудия;

Прокурорского надзора;

Расследованияпреступлений;

Оперативно-розыскной;

Исполнения судебныхрешений;

Оказания юридическойпомощи и защиты по уголовным делам;

Предупрежденияпреступлений и иных правонарушений.

Взависимости от конкретных целей делят правоохранительную деятельность наследующие виды:

а)конституционный контроль. Цель – устранение несоответствий Конституции РФ,допущенных в законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных собеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой КонституцииРФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган,осуществляющий данный вид деятельности – Конституционный Суд РФ;

б)правосудие. Цель – вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы –суды всех уровней;

в)прокурорский надзор. Цель – выявление и устранение нарушений законов иКонституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган – прокуратура;

г)выявление и расследование преступлений. Цель – раскрытие преступлений,изобличение виновных. Органы – органы, наделенные правом осуществлятьоперативно – розыскную деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»),органы дознания и предварительного следствия;

д)оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель – предоставлениенуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган – адвокатура;

е)обеспечение деятельности судов. Орган – Министерство юстиции РФ и иные органы,входящие в его систему;


Глава 2.Характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.

2.1 ПрокуратураРоссийской Федерации

Прокуратура РоссийскойФедерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющихот имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерациии исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура РоссийскойФедерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерацииопределяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной(законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местногосамоуправления и общественных объединений и не относится ни к одной из ветвейвласти.

В целях обеспеченияверховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свободчеловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества игосударства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

· за исполнениемзаконов федеральными органами исполнительной власти (федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.),законодательными (представительными) и исполнительными органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствиемзаконам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

· за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,

· за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие,

· за исполнениемзаконов судебными приставами,

· за исполнениемзаконов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание иприменяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а такжеадминистрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направлениядеятельности прокуратуры:

1. координациядеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

2. международноесотрудничество,

3. выпускспециальных изданий.

Прокуроры также участвуютв рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебныерешения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют взаседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления,рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Прокуратура РоссийскойФедерации - единая централизованная система органов и учреждений с подчинениемнижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РоссийскойФедерации.

Систему прокуратурыРоссийской Федерации составляют:

· Генеральнаяпрокуратура Российской Федерации

· Прокуратурысубъектов Российской Федерации

· Прокуратурыгородов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

· Военнаяпрокуратура

· Специализированные(транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

· Научные и учебныеучреждения прокуратуры

· Редакции печатныхизданий

2.2 Министерствовнутренних дел Российской Федерации

Министерство внутреннихдел Российской Федерации (МВД России) - федеральное министерство,осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сферезащиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспеченияобщественной безопасности и непосредственно реализующим основные направлениядеятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войскМинистерства внутренних дел Российской Федерации.

Систему органов внутренних дел РФ возглавляет МВД России, вкоторую входят:

– Министерства внутренних дел республик;

– главные управления;

– управления и отделы внутренних дел краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов, районов,городов, районов в городах, закрытых административно-территориальныхобразований;

– управления (отделы, отделения) внутренних дел нажелезнодорожном, воздушном и водном транспорте;

– управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;

– региональные управления по борьбе с организованнойпреступностью;

– территориальные органы управления учреждениями с особымиусловиями хозяйственной деятельности;

– окружные управления материально-технического и военногоснабжения;

– образовательные, научно-исследовательские учреждения и иныеподразделения, предприятия, учреждения и организаций созданные дляосуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

В систему МВДРоссии также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск,соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учрежденийобеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутреннимивойсками.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер позащите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от формсобственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

2) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечениюпреступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию ирасследованию преступлений;

3) обеспечение исполнения уголовных наказаний;

4) руководство органами внутренних дел и внутренними войсками вцелях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованиюих деятельности;

5) совершенствование нормативной правовой основы деятельностиорганов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в ихдеятельности;

6) совершенствование работы с кадрами, их профессиональнойподготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников ивоеннослужащих системы Министерства;

7) развитие иукрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутреннихвойск.

Своюдеятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдениеправ человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия сорганами государственной власти и управления, организациями, объединениями,гражданами, средствами массовой информации.

2.3 НотариатРоссийской Федерации

Государственный нотариатв РФ - государственный орган, обеспечивающий защиту прав и законных интересовграждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренныхзаконодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Аналогичными функциямиобладают частные нотариальные палаты. Российское законодательство устанавливаетследующие требования, предъявляемые к лицу, занимающему должность нотариуса:

гражданство РФ.

юридическое образование.

стажировка не менее 1года в государственном учреждении или у частного нотариуса, срок может бытьсокращен, но не менее 6 месяцев при наличии 3 лет стажа по юридическойспециальности.

сдача квалификационногоэкзамена.

получение лицензии.

присяга нотариуса,впервые назначаемого на должность.

Основные правовыеположения, регулирующие деятельность нотариата в России, закреплены в «Основахзаконодательства о нотариате» от 11 февраля 1993 года.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равнымиправами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они вгосударственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус не имеет права:

– заниматься самостоятельной предпринимательской и никакойиной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

– оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

2.4 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)- единая централизованная система органов федеральной службы безопасности,осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасностиРоссийской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется ПрезидентомРоссийской Федерации. Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется последующим основным направлениям:

· контрразведывательнаядеятельность;

· борьбас терроризмом;

· борьбас преступностью;

· разведывательнаядеятельность;

· пограничнаядеятельность;

· обеспечениеинформационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральнымзаконодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасностиРоссийской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «Офедеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

К органам федеральной службы безопасности относятся:

· Федеральнаяслужба безопасности Российской Федерации;

· управления(отделы) ФСБ Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам РоссийскойФедерации (территориальные органы безопасности);

· управления(отделы) ФСБ Российской Федерации в Вооружённых Силах Российской Федерации,других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления(органы безопасности в войсках);

· управления(отделы, отряды) ФСБ Российской Федерации по пограничной службе (пограничныеорганы);

· другиеуправления (отделы) ФСБ Российской Федерации, осуществляющие отдельныеполномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другиеорганы безопасности);

· авиационныеподразделения, центры специальной подготовки, подразделения специальногоназначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские,экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительныеподразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные дляобеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

2.5 Адвокатура Российской Федерации

Адвокатураявляется профессиональным сообществом адвокатов, которые оказывают юридическуюпомощь физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав,свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Как институт гражданскогообщества адвокатура не входит в систему органов государственной власти иорганов местного самоуправления.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоитиз Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», других федеральных законов, принимаемых в соответствии сфедеральными законами нормативных и правовых актов Правительства РФ ифедеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность,а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», законов и иных нормативныхправовых актов субъектов РФ.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной,так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документыправового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционномсудопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском иадминистративном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя вуголовном судопроизводстве и производстве по делам об административныхправонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстведел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иныхорганах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственнойвласти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иныхорганизациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственнойвласти судах и правоохранительных органах иностранных государств, международныхсудебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иноене установлено законодательством иностранных государств, уставными документамимеждународных судебных органов или международных организаций, илимеждународными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительномпроизводстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговыхотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещеннуюфедеральным законом.

2.6 Министерство Юстиции Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) -федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющееуправление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфереиных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года (в редакцииот 23 октября 2008 года), Минюст:

1) занимается выработкой и реализацией государственной политики инормативно-правовым регулированием в сфере:

· регистрациинекоммерческих организаций, включая отделения международных организаций ииностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественныхобъединений, политических партий и религиозных организаций,

· адвокатуры,

· нотариата,

· государственнойрегистрации актов гражданского состояния,

· легализациии апостиля,

· обеспеченияустановленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актовдругих органов;

2) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролюи надзору в сфере:

· исполненияуголовных наказаний,

· регистрациинекоммерческих организаций, включая отделения международных организаций ииностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественныеобъединения, политические партии и религиозные организации,

· адвокатуры,

· нотариата,

· государственнойрегистрации актов гражданского состояния.

Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7заместителей.

В структуру Минюста входят:

· Центральныйаппарат

· 11департаментов по основным направлениям деятельности

· Департаментрегистрации ведомственных нормативных правовых актов

· Департаменторганизации и контроля

· Департаментнормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнениянаказаний

· Департаментгосударственной службы и кадров

· Департаментмеждународного права и сотрудничества

· Департаментконституционного законодательства

· Департаментгражданского и социального законодательства

· Департаментуправления делами

· Департаментпо делам некоммерческих организаций

· Департаментпо вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

· Департаментзаконопроектной деятельности и мониторинга правоприменения

· УполномоченныйРоссийской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместитель Министраи его аппарат

· Отделрассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам

· Отделрассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам

· Отделанализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений

· Отделделопроизводства

· Научныйцентр правовой информации

· государственноеучреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатовинтеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»

· Российскаяправовая академия

· Федеральныегосударственные учреждения «Государственные юридические бюро»

· Судебно-экспертныеучреждения

· Территориальныеорганы Министерства юстиции Российской Федерации

· 2федеральные службы:

· Федеральнаяслужба исполнения наказаний (ФСИН России)

· Федеральнаяслужба судебных приставов (ФССП России)


Глава 3. Судебная система Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации - система специализированныхорганов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территорииРоссийской Федерации.

3.1 Суды общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие погражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административныхправонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. ВРоссийской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный СудРоссийской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации,краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов,Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, исистема военных судов. К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятсятакже специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание невызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ нет специализированныхсудов, хотя концепция развития судебной системы предусматривает в частностисоздание административных, ювенальных и миграционных судов. Для автоматизациидеятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственнаяавтоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС«Правосудие»).

3.2 Верховный Суд

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебныморганом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсуднымсудам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренныхфедеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностьюсудов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенциирассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и повновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральнымзаконом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственновышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик,краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судамавтономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов,видов и групп войск.

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросамсудебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного СудаРоссийской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum -полное) - орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судейВерховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечиваетправильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения итолкования норм права посредством принятия постановлений.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе ПредседателяВерховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. Взаседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ.Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно. В заседанияхПленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи,члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представителиминистерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и другихгосударственных и общественных организаций.

3.3 Районные суды

Районный суд - основное звено судов общей юрисдикции, в которомрассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям)инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосредственно вышестоящейсудебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территориисоответствующего судебного органа. Рассматривает более сложные дела, чеммировые судьи. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законамив районах, районах в городах (в крупных городах), а также в городах (впоследнем случае они называются городскими судами).

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которыхдолжно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

3.4 Мировые судьи

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общейюрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную системуРоссийской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядоксоздания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РоссийскойФедерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РоссийскойФедерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральнымзаконом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судейустанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировой судьярассматривает в первой инстанции:

· уголовныедела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальноенаказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

· делао выдаче судебного приказа;

· делао расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· делао разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимостиимущества, не превышающей 50 000 рублей;

· иныедела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел обоспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишенииродительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

· делапо имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 рублей;

· делаоб определении порядка пользования имуществом;

· делаоб административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьиКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законамисубъектов Федерации.

3.5 Военные суды

Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие вВооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющиезадачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военныхсудов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено);военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военныхсудов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Военные суды рассматривают уголовные дела:

а) о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил,военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицамиофицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами и матросами органовФедеральной службы безопасности;

б) о преступлениях, совершенных рабочими и служащими ВооруженныхСил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинскойчасти, военном учреждении, заведении, предприятии и военной организации(ст.ст.9, 12 Положения о военных трибуналах). Система военных судов занимаетсятакже разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны(иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба) и рассмотрениемдел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственныхсогласно КоАП РФ судам общей юрисдикции.

3.6 Арбитражные суды

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшимсудебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемыхарбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным закономпроцессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения повопросам судебной практики. В состав Высшего арбитражного суда входит Пленум.

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационныесуды)

Осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судамисубъектов Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящих в данныйокруг.

Например: Федеральный арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО) - осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами РеспубликиБашкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области,Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, УдмуртскойРеспублики, Челябинской области и соответствующими арбитражными апелляционнымисудами; Федеральный арбитражный суд Приволжского округа (ФАС ПО) - осуществляетпроверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области,Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области,Республики Татарстан, Ульяновской области, апелляционные суды являются судамипо проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебныхактов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первойинстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе

Президиума арбитражного апелляционного суда; - судебной коллегиипо рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; -судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административныхправоотношений,

Кроме этого, в составе арбитражного апелляционного суда по решениюПленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованыиные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а такжепостоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребыванияарбитражного апелляционного суда.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами,индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственнымиорганами по вопросам гражданского и административного судопроизводства;рассматривают дела, возникающие из экономических и иных предусмотренных закономправоотношений в качестве суда первой инстанции.

3.7 Конституционный Суд

Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган,осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов сдействующей Конституции. Имеет и иные полномочия, предусмотренные КонституциейРФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ».


Заключение:

Законность –атрибут существования и развития демократически организованного общества. Онанеобходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществленияправ граждан, осуществления демократии, образования и функционированиягражданского общества, научно обоснованного построения и рациональнойдеятельности государственного аппарата.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную попризнаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органовгосударства, имеющих свои четко определенные задачи.

Необходимоотметить что вся система правоохранительных органов создана в соответствии сКонституцией России и действует в интересах обеспечения и защиты неотъемлемыхправ человека и гражданина.

Для России всовременных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своимсуществованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашегообщества.


Библиографический список:

4.Артемьев А.М. О признаках правоохранительной службы //Актуальные пробл. соврем, науки. - 2008. - № 2. - (Юридические науки) (Теория иистория права и государства; история учений о праве и государстве).

5.Ахмедов Ч.Н. Правоохранительная система государства:Теоретико-методологические основания исследования / Ч.Н. Ахмедов. - СПб.:Астерион, 2008. - 139 с.

6.Буганова М.А. Проблемы формирования правоохранительнойсистемы в современном российском обществе / М.А. Буганова. - М., 2007. - 98 с.

7.Вандышев В.В. О системе правоохранительных органов вРоссийской Федерации // Сб. тр. СПБ. юрид. акад. – 2005.

8.Гавриленко А.А. Понятие и система правоохранительныхорганов // Сиб. юрид. вестн. - 2009. - № 1 (44). - (Право и правосудие).

9.Гавриленко А.А. Система правоохранительных органов: понятиеи элементы, // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительнойдеятельности. – Иркутск: Изд. Иркут, гос. ун-та, 2009.

10.Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России:учебник / В.Н. Галузо. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 287 с.

11.Головко А.А. Обеспечение субъективных прав и свобод вправоохранительной деятельности // Право и гос-во: теория и практика. - 2009. - № 4. - (Права и свободы человека и гражданина).

12.Городецкий П. Теоретические проблемы формирования системыправоохранительных органов в Российской Федерации // Право и жизнь. - 1999.

13.Динамика современной правовой жизни: сб. науч. ст. – М.:Моск. ун-т МВД России, 2008. - Вып. 10.

14.Ковалев М.А. Правоохранительныеорганы и их система. М.: Зеркало, 2000.

15.Мирзоев Г.Б. Правоохранительная деятельность государства ивопросы общественного контроля / Г.Б. Мирзоев. – М.: Юрлитинформ, 2007 - 373 с.

16.Моршинин В.А. Понятие и система правоохранительных органовРоссийской Федерации // Правовое регулирование и защита интересов собственности.– Омск: ВШМ МВД России, 1995.

17.Наздратенко Е. Единая судебная система//Российскаяюстиция,1998, № 11.

18. Нижник. Н.С. Правоохранительная система государства:дифференциация структурно-функциональных элементов / Нижник Н.С., Ахмедов С.Н.// История гос-ва и права. - 2008. - № 9. - (Актуальные проблемы теории иистории государства и права)…

19.Правоохранительные органы и правоохранительнаядеятельность: учеб, для студентов высш. учеб. заведений / [Г.Б. Мирзоев и др.]; под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 463 с.

20.Правоохранительная система (вопросы теории) / под ред.Э.А. Чиркина. – М.: Юрид. лит., 1991. – 205 с.

21.Судебная и правоохранительная системы: учеб. метод.пособие / отв. ред. А.Ф. Соколов. - Саратов, 2000. - 415 с.

22.Правоохранительныеорганы Российской Федерации: Сб. нормативных актов. – М.: Юрайт, 2000.

23.Судоустройствои правоохранительные органы Российской Федерации. Уч. /под ред. В.И. Швецова.М., 1997.

24.Учебник. Правоохранительные органы РоссийскойФедерации, под ред. д.ю.н. профессора В.П. Божьева. М., 2009.

25.Учебное пособие. Правоохранительные органы иправоохранительная деятельность, под ред. к.ю.н. В.А. Галкова. Белгород,2001.

26.Эбзеев Б.С. Конституция и правовое государство. М.,1997.


Приложение:

Введение........................................................................................................... 2

1. Органы судебной власти в РФ.................................................................... 3

2. Функции прокуратуры в РФ...................................................................... 4

3. Милиция, ее задачи и обязанности............................................................. 6

Заключение...................................................................................................... 9

Список литературы....................................................................................... 10


Введение

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.

Государство располагает специальными органами и способно делать свои веления обязательными для всего населения. Через правотворчество, свои законодательные органы государство оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы юрисдикции, правосудия.

Задачи правоохранительных органов нацелены на достижение конкретных результатов каждым субъектом правоохранительной деятельности: обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ и проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, а равно оказание других юридических услуг.

К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговая служба, таможенные органы, органы юстиции и другие. Более подробно мы рассмотрим судебные органы, органы прокуратуры и органы внутренних дел.


1. Органы судебной власти в РФ

К органам судебной власти относятся Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие судьи в субъектах Федерации.

2. Функции прокуратуры в РФ

Особую группу правоохранительных органов составляют органы прокуратуры.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Прокуратура сегодня - это единая федеральная централизованная система органов (с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ), осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на его территории законов. Правовое регулирование ее деятельности, помимо Конституции РФ, закрепляется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Дополнения и изменения, внесенные в упомянутый Закон, укрепили роль прокуратуры в координации борьбы правоохранительных органов с преступностью, была сформирована специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод гражданина и человека. По существу, это новый Закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры. На прокуратуру возложено также осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции РФ. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральным законом.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Милиция, ее задачи и обязанности

Милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами.

Милицейская деятельность - это разновидность деятельности исполнительной власти, проявлениями которой являются управление и охрана. Для нее как особого рода государственного управления свойственны, прежде всего, общие методы управления, характерные для исполнительной власти: убеждение, непосредственное управление, поощрение и принуждение.

Задачами милиции являются:

обеспечение безопасности личности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом «О милиции» (ст. 2).

Существенное расширение полномочий милиции по предотвращению террористических актов (проведение досмотра пассажиров, членов экипажа, груза в аэропортах; проверка мест производства, хранения, продажи, коллекционирования оружия и боеприпасов; осмотр транспорта, в том числе личного, и т. д.) произведено Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 20-ФЗ. Использование предоставленных милиции прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на нее указанным законом.

К основным обязанностям милиции относятся:

предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

принятие и регистрация заявления, сообщения о преступлении и административном правонарушении, возбуждение уголовных дел, производство дознания, раскрытие преступлений;

розыск лиц, совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших;

обеспечение правопорядка на улицах, других общественных местах, регулирование дорожного движения, регистрация и учет автомототранспорта, прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомототранспортом и т. д.;

выдача лицензий на продажу или приобретение, коллекционирование и экспонирование гражданского и служебного оружия и патронов к нему, разрешения на их ношение, хранение, ввоз на территорию РФ и вывоз за ее пределы;

охрана на основе договора с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества и многие другие.


Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Важнейшее предназначение правоохранительных органов - обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Задачи судебных органов нацелены на обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ и проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

5. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

6. Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2007. № 3.

7. Органы государственной власти РФ: учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.


Правоохранительные органы – специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом. Правоохранительные органы – специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом.








Направления прокурорской деятельности: - надзор за исполнением законов органами государственной власти и их должностными лицами; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждан со стороны государственных органов и юридических лиц; - надзор за органами полиции;








СУД Функции суда: Функции суда: Осуществляет правосудие; Осуществляет правосудие; Применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.


Презумпция невиновности: Юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.


Виды судов Конституционные суды Арбитражные суды Суды общей юрисдикции Конституционный суд РФ Конституционные суды субъектов РФ Верховный суд РФ Верховные суды субъектов РФ Районные (городские), областные суды Мировые суды Военные суды Высший Арбитражный суд Арбитражные суды округов Арбитражные суды объектов РФ




Суд присяжных (12 человек) Рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. Кто может быть присяжным? Любой человек, за исключением священников, судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих, возраст до 25 и старше 70 лет.








Адвокатура Объединение юристов профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Объединение юристов профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.


Юридическая помощь адвоката Платная по письменному договору с доверителем Бесплатная: Бесплатная: - участие в уголовном судопроизводстве без договора; - ветеранам Великой Отечественной войны; - жертвам политических репрессий; - гражданам, чей доход ниже прожиточного минимума; - Несовершеннолетним, находящимся в учреждениях системы профилактики. находящимся в учреждениях системы профилактики.


Нотариат Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения. Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.


Полномочия нотариуса Удостоверение сделок с недвижимостью; Удостоверение сделок с недвижимостью; Удостоверение завещаний; Удостоверение завещаний; Ведение наследственных дел; Ведение наследственных дел; Удостоверяет подлинность подписей, документов; Удостоверяет подлинность подписей, документов; Принимает документы на хранение. Принимает документы на хранение.


Кто может стать нотариусом? Лицо, имеющее юридическое образование; Лицо, имеющее юридическое образование; Лицо, прошедшее стажировку у нотариуса сроком не менее 1 года; Лицо, прошедшее стажировку у нотариуса сроком не менее 1 года; Лицо, сдавшее квалификационный экзамен; Лицо, сдавшее квалификационный экзамен; Лицо, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий. Лицо, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий.

Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов , уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности , защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность ).

Правоохрани́тельная де́ятельность - вид государственной деятельности , которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Функции правоохранительных органов

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

    Конституционный контроль

    Осуществление правосудия

    Прокурорский надзор

    Расследование правонарушений

    Обеспечение безопасности

    Исполнение судебных решений

    Оперативно-розыскная деятельность

    Охрана общественного порядка

    Оказание юридической помощи

    Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

Виды правоохранительных органов

    Органы судебной власти

    Органы выявления и расследования преступлений

    Органы юридической помощи

    Органы обеспечения правопорядка и безопасности

Правоохранительные органы в России

Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правовой системы , является причисление судебных органов к правоохранительным.

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов :

    Прокуратура России

    Следственный комитет России

    Министерство внутренних дел

    • Федеральная миграционная служба

    Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

    Федеральная таможенная служба

    Федеральная служба исполнения наказаний

43. Конституционное право рф (понятие, источники)

1. Конституционно (государственное право) – ведущая отрасль пра-ва России, представляющее собой совокупность норм, закрепляющих и ре-гулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройст-во, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Все остальные отрасли права развиваются, основываясь на принци-пах и нормах конституционного законодательства. Нормы других отраслей права не могут противоречить нормам конституционного законодательст-ва. Предметом конституционного права являются общественные отно-шения, урегулированные данной отраслью права. В него входят: 1. отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством, а также права, свободы и обязанности человека и граждани-на. 2. отношения между РФ и ее субъектами. 3. отношения, регулирующие систему органов государственной власти и местного самоуправления.

44. Гражданское право рф (понятие, источники)

Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между участниками гражданского оборота, основанные на равенстве сторон, их независимости и имущественной самостоятельности, в целях осуществления ими своих гражданских прав, интересов и потребностей. Предметом гражданского права являются общественные отношения, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между управомоченным и обязанным лицами.

Источниками гражданского права являются гражданское законодательство, международные договоры и обычаи делового оборота. Гражданское законодательство включает следующие акты: Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.; Гражданский кодекс РФ; Федеральные законы, принятые в соответствии с Гражданским кодексом РФ: от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ; Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205 "О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий" (принят в соответствии с Гражданским кодексом); постановления Правительства РФ, принятые в соответствии с Гражданским кодексом РФ: от 10 февраля 2004 г. N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений", от 21 июля 1997 г. N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам"; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в случаях и в пределах, установленных законом и иными правовыми актами.