Технологии деблокирования пострадавших при дтп. Проведение аварийно–спасательных работ при дорожно–транспортном происшествии. Организационно-методические указания организация обучения

Технологическая карта № 1

ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ НАЕЗДЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА СТОЯЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Москва

1. Область применения

Технологическая карта разработана для описания последовательности проведения аварийно-спасательных работ (АСР) в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) при наезде ТС (легковой автомобиль) на стоящее ТС (грузовой автомобиль).

При столкновении капот легкового автомобиля попал под раму грузового автомобиля. Произошла сильная деформация кузова легкового автомобиля, в котором остались зажатыми водитель и двое пассажиров на заднем сидении, получивших тяжелые травмы.

Разлива топлива и пожара не произошло.

АСР выполняются в светлое время суток, в зимнее время, при благоприятных погодных условиях силами дежурной смены МЧС России с исполь­зованием набора гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ), находящегося в АСМ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП обозначаются рабочие зоны.

В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию пострадавших и оказанию им первой помощи.

В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных аварийно-спа­сательных средств (АСС). В этой зоне располагаются аварийно-спасательный инструмент, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демонтируемых частей с поврежденных ТС при деблокировании пострадавших.

Рабочие зоны обозначаются световозвращающими конусами или сигнальной лентой.

2.1. Общийпорядок действий спасателей при данном виде ДТП

1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.

2. Обозначить зоны проведения АСР.

3. Осмотреть место ДТП вокруг ТС и пространство под ними.

4. Стабилизировать ТС, чтобы предотвратить их подвижку во время работ.

5. Отключить системы зажигания ТС и отсоединить аккумуляторные батареи (АКБ).

6. Провести работы по деблокированию пострадавших и освободить их от ремней безопасности.

7. После получения доступа к пострадавшим и проведения предвари­тельного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.

8. Эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой помощи.

Операции 1-5 проводятся спасателями одновременно.

Примечания:


  • приближаться к ТС по возможности лучше так, чтобы пострадавшие, находящиеся в сознании, не старались повернуть голову для установления контакта со спасателями, что может ухудшить их состояние в случае травмы позвоночника или головы;

  • если АКБ не удается отключить, нужно включить аварийные сигналы как предупреждение для остальных спасателей;

  • необходимо не извлекать пострадавших из ТС, а разбирать элементы поврежденного ТС вокруг пострадавших до тех пор, пока они не будут освобождены.
2.2. Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших при наезде ТС на стоящее ТС

При наезде легкового автомобиля на стоящий грузовой автомобиль происходят сильные повреждения кузова легкового автомобиля, а пассажиры получают тяжелые травмы.

Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

При наезде ТС (легковой автомобиль) на стоящее ТС (грузовой автомобиль)

2.3. Технология выполнения работ

Стабилизация ТС

Для стабилизации ТС используется набор опорных блоков и пневмо­домкратов.

Т
С остались на полотне дороги с опорой на все колеса, поэтому для стабилизации ТС необходимо установить опорные блоки и подложить клинья под колеса.

Отключение АКБ

При невозможности получения прямого доступа к АКБ легкового автомобиля необходимо вскрыть капот ТС, используя расширитель. При невозможности отключения АКБ силовые провода перекусываются в районе клемм.

Работы по деблокированию пострадавших

Удаление стекла

Для доступа к пострадавшим с целью их первичного осмотра, при заклинивших дверях, необходимо разбить стекла стеклобоем.

Пострадавшие должны быть накрыты брезентовым полотном, которое защитит их от отлетающих осколков.

Вскрытие, удаление дверей и демонтаж крыши

В данном типе ДТП с целью создания доступа для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации (если это необходимо) проводится демонтаж дверей с обеих сторон автомобиля. Средние стойки перекусываются в двух местах (вверху и внизу). Производится перерезание передних и задних стоек, демонтаж крыши.


С
двиг (подъем) приборной панели

Сдвиг приборной панели автомобиля осуществляется для облегчения эвакуации пострадавших или получения доступа к их ногам. Для этого вставляется допол­ни­тельный упор из подкладок под среднюю стойку, в то место, куда будет направлено усилие от нижнего упора гидроцилиндра.

Оценка состояния пострадавших, оказание первой помощи

В случаях выявления признаков:

Комы - наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот;

Наружного кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут;

Проникающих ранений шеи и грудной клетки - закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или специальной повязкой;

Синдрома длительного сдавления - наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье;

Переломов костей конечностей - обезболить и наложить шины.

Извлечение пострадавших из автомобиля

Прежде, чем приступить к этой стадии, необходимо убедиться, что:


  • пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле;

  • полностью расчищен путь для эвакуации пострадавшего.

  • поврежденные части тела каждого пострадавшего надежно зафиксированы корсетами, шинами и т.п.
Извлечение пострадавших выполняется с помощью носилок или специальных эвакуацион­ных щитов. Затем пострадавшие передаются бригаде скорой помощи.



Эвакуационный щит


3. Технологическая карта проведения АСР на месте ДТП - наезд легкового автомобиля на неподвижное ТС

Вид ДТП -

наезд на неподвижное ТС


Тип ТС -

легковой

автомобиль


Кол-во

пострадавших - 3


Наименование и содержание операций (работ)

при проведении АСР


Инструмент, оборудование, приспособления

Ориентировочный норматив

выполнения операций, мин.


Прим.

Развертывание АСМ

не более 7

Оценка состояния пострадавших и ТС

Визуально

до 1

Обозначение рабочих зон

Световозвращающие конуса, сигнальная лента, огнетушитель

1-2

Стабилизация ТС

Опорные блоки и клинья

до 2

Защита водителя и пассажиров от осколков стекла, удаление ветрового стекла, перерезание ремней безопасности

Брезентовое полотно, стеклобой, нож для резки ремней безопасности

1-2

Оказание ПП водителю и пассажирам

Аптечка ПП, шейные корсеты,

4-6

Вскрытие капота ТС и отключение АКБ

Расширитель, кусачки или ключи

1-2

Деблокирование постра­дав­ших (демонтаж дверей со стороны водителя и со стороны пассажиров, перерезание стоек, демонтаж крыши)

Расширитель, кусачки, двухштоковый (одноштоковый) цилиндр

15-20

Извлечение пострадавших из ТС и передача бригаде скорой помощи

Эвакуационный щит

3-3,5

Доставка пострадавших

До машины скорой помощи


Эвакуационный щит, носилки

2-4

Примечания:


  1. Для темного времени суток норматив увеличивается на коэффициент 1,2.

  2. Для зимнего времени года норматив увеличивается на коэффициент 1,5.
3. В зависимости от сложности работ (степень повреждения ТС, численности аварийно-спасательного подразделения МЧС (АСФ, ПСФ, пожарного расчета) России, тяжести травм у пострадавших) норматив может быть увеличен, но не более чем в 2 раза.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Общие требования

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении АСР при ДТП достигается:


  • заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

  • неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего дежурной смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

  • контролем выполнения мер безопасности при развертывании и подготовке к работе;

  • организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

  • четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

  • постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;
- приведением в готовность средств индивидуальной защиты: надеть каску, перчатки, средств защиты органов зрения.

Старший дежурной смены по прибытии на место ДТП обязан:

Установить взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;

Поставить АСМ в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их местоположение установленным порядком;

Убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний.

4.2. Требования безопасности при выполнении АСР

Многие современные автомобили имеют боковые подушки безопасности, спрятанные в спинках сидений.

П
ерекусывание датчиков, проводов, газовых цилиндров и самих подушек может привести к травмам.

Во избежание срабатывания воздушной подушки необходимо предварительно отключить контакты проводов, идущих к сенсору воздушной подушки, или отсоединить (перекусить) кабель от индивидуального источника питания.

Прежде чем перекусывать ГАСИ основание спинки сидения, необходимо удалить с помощью ножа его обшивку и найти безопасное место разреза.

Места размещения боковых подушек безопасности

He допускать проведение работ без стабилизации аварийных ТС.

Для деблокирования пострадавших при­менять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополни­тельных травм.

Для защиты пострадавшего от разле­таю­щихся осколков стекла применять брезентовое полотно.

Начиная АСР, принимать меры предосто­рожности, исходя из того, какими системами безопасности оборудованы аварийные ТС и состоя­ние указанных систем.

Необходимо соблюдать меры предосторож­ности и не допускать нахождение спасателя или инструментов в непосредственной близости от подушки безопасности. В частности, снизить риск травмы от подушки безопасности на водительском месте можно с помощью накладки для блокирования подушки безопасности водителя.

4.3. Обязанности спасателей при ведении АСР

Не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента.

При выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного ТС) не допускать создания помех и опасности рядом работаю­щим спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях.

He допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийных ТС.

Извлечение пострадавших осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.

4.4. Меры безопасности при работе с ГАСИ

Меры безопасности при работе с ГАСИ соблюдать в соответствии с инструкциями по эксплуатации на каждый инструмент ГАСИ.

Способы и технологии деблокирования пострадавших из завалов

Пострадавшие, находящиеся под обломками строительных конструкций, в зависимости от структуры завала, глубины их нахождения, а также от возможностей имеющихся технических спасательных средств, деблокируются путем разборки завала сверху или сплошной горизонтальной разборкой, либо устройством лаза в завале.

Технология деблокирования пострадавших путем разборки завала сверху применяется при нахождении пострадавших на небольшой глубине от поверхности завала, на некотором удалении от его края.

При завале из мелких обломков для выполнения работы назначается подразделение (5–6 спасателей) с аварийно-спасательным инструментом (гидравлические кусачки, ручная отрезная машина, шанцевый инструмент) 4 .

Работа ведется поочередно, 2–3 спасателя разбирают и извлекают обломки, 2–3 - относят их в отвал.

При нахождении пострадавшего в завале из крупных обломков железобетонных, бетонных конструкций и кирпичных глыб для выполнения работ по деблокированию назначается подразделение (6–10 спасателей) со средствами механизации работ и аварийно-спасательным инструментом (автокран грузоподъемностью не менее 10–16 т с большим вылетом стрелы или лебедка, бульдозер, самосвал, компрессорная станция с комплектом пневмоинструмента, гидравлические кусачки или ручная отрезная машина, домкраты, шанцевый инструмент, поддон для выноса мелких обломков).

При достижении возможности дальнейшего проникновения спасателей к пострадавшему без применения средств механизации, их работа немедленно прекращается и деблокирование осуществляется вручную.

Технология деблокирования пострадавших из завала путем сплошной горизонтальной разборки применяется при нахождении пострадавших на значительной глубине от поверхности завала и отсутствии в завале полостей, позволяющих деблокировать пострадавших путем их расширения или проделывания лаза в теле завала.

Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в количестве 5–6 человек, усиленное средствами механизации (автокран грузоподъемностью не менее 10–16 т, бульдозер, самосвал, компрессорная станция с комплектом пневмоинструмента, фронтальный автопогрузчик, аварийно-спасательный инструмент).

Ширина образуемого прохода в завале должна быть в пределах 3,5–4 м, обеспечивать условия для работы применяемых технических средств, глубина - от поверхности земли до поверхности завала.

Работы по деблокированию пострадавших путем разборки завала должны вестись в сочетании с мерами по предотвращению смещения элементов завала, фиксации неустойчивых элементов (применяя домкраты, штанги с изменяющимися размерами, распорки и др.), сохранению их в положении устойчивого равновесия с целью обеспечения безопасности спасателей и пострадавших в завале.

Средства механизации, работа которых сопровождается ударными нагрузками или вибрацией, следует применять в начале разборки завала. На завершающем этапе работ деблокирование пострадавшего осуществляется только с помощью ручного инструмента.

Технология деблокирования пострадавших путем устройства лаза в завале применяется в основном при нахождении пострадавших в завалах, состоящих из крупных обломков строительных конструкций.

Основным методом деблокирования в этих условиях является расширение имеющихся полостей и пустот в теле завала с использованием специальных средств и одновременной фиксацией неустойчивых элементов.

Основные способы расширения полостей:

расширение в вертикальном направлении с использованием домкратов;

расширение в горизонтальном направлении (одностороннее и двухстороннее) с помощью домкратов и подушек;

расширение в сферическом направлении - по радиусам полусферы, центром которой является осевая линия лаза - с помощью домкратов и подушек.

С учетом характера завала указанные способы могут применяться в комплексе.

Работы по расширению лаза проводятся в комплексе с фиксацией перемещенных обломков и укреплением свода лаза с использованием табельных средств фиксации (штанги с изменяющимися размерами), а также подручными средствами (обломки конструкций).

Способы крепления должны обеспечить устойчивость прилегающей части завала в продольном и поперечном направлениях.

Резка арматуры производится ножницами или ручной отрезной машиной.

Газовые горелки и керосинорезы применяются только в условиях, когда обеспечивается полная пожарная безопасность и исключается загазованность завала.

Сечение лаза в свету должно быть не менее 0,5–0,6 м 2 , углы поворота не более 90° должны обеспечивать эвакуацию пострадавшего из завала на волокуше.

В месте нахождения пострадавшего сечение лаза в свету должно быть от 0,8 до 1,0 м 2 и обеспечивать условия для оказания пострадавшему экстренной медицинской помощи и подготовку его к эвакуации из завала.

Для оборудования лаза назначается 5–6 спасателей.

Техническое оснащение: стреловой кран грузоподъемностью не менее 16 т, ручная лебедка грузоподъемностью не менее 0,25 т, домкраты грузоподъемностью 30–50 т, пневмодомкраты (подушки), гидравлические кусачки, комплект газокислородной резки, ручная алмазная пила, разжимы, шанцевый инструмент. При необходимости расчистки подхода к месту оборудования лаза применяется бульдозер или экскаватор.

Способы и технологии деблокирования пострадавших из заваленных помещений

В зависимости от степени разрушения зданий, сооружений и места расположения блокированных людей, основными способами деблокирования их из заваленных помещений являются пробивка проемов в стенах или в перекрытиях, устройство проходов к заваленным дверям или оконным проемам.

Размеры проемов должны обеспечивать беспрепятственную эвакуацию пострадавших, утративших способность к самостоятельному передвижению (площадь проема в свету 0,5–1,0 м 2 , стороны проема 0,6 (1,0) х 0,8 (1,0) м, нижняя кромка проема на высоте 0,7–1,2 м над уровнем пола (поверхности земли).

Пробивка проемов в наружных стенах осуществляется:

с применением гидромолота;

с использованием передвижного станка алмазного сверления;

с применением ручной отрезной машины.

Проходы к заваленным дверям и оконным проемам оборудуются путем разборки завалов вручную или с применением средств механизации работ, а в металлических заклиненных дверях - с использованием газопламенной резки или ручной отрезной машины.

При пробивке проема в наружных стенах разрушенных и поврежденных зданий и сооружений предварительно осуществляется расчистка рабочей площадки или разборка завала у стены с целью создания условий для размещения и эффективной работы применяемой техники.

Разборка завала в этих условиях производится с применением автокрана, бульдозера или экскаватора способом последовательного извлечения обломков строительных конструкций и перемещения их в сторону от образуемого прохода. При завалах высотой более 2 м расчищается площадка размером не менее 2 х 2,5 м.

При использовании для разборки завала экскаватора или крана, рабочая площадка должна обеспечивать поворот платформы машины на 90° при расстоянии стрелы от стены здания не менее 0,5 м. Ось копания должна проходить параллельно стене или под углом 10–15° к стене.

При разборке завала вручную назначается подразделение (8–10 человек) с ручным инструментом. Крупные обломки расчленяются и извлекаются из завала с помощью лебедки. Лебедка должна быть установлена не ближе 1 м от края выработки.

Для проделывания проемов в наружных железобетонных стенах толщиной 300–500 мм применяется навесной гидромолот.

Для пробивки проема назначается подразделение в количестве 4–5 человек, один экскаватор с навешенным гидромолотом, установка газокислородной резки металла. В процессе работы (по мере пробивки проема) производится резка арматуры и обрушение выбитых обломков стены.

Этот способ применяется при отсутствии опасности обрушения поврежденных конструкций от виброударного воздействия при пробивке проема, а также безопасном положении деблокируемых людей.

Ручная отрезная машина применяется для проделывания проемов в каменных и бетонных стенах и перекрытиях толщиной не более 26 см.

Для выполнения работы назначается расчет в составе 2–3 человек с отрезной машиной, домкратами (лебедкой), шанцевым инструментом.

Способ алмазного сверления применяется для проделывания проемов в кирпичных, каменных и железобетонных стенах (перекрытиях).

Для выполнения задачи назначается подразделение в составе 4–5 человек, в том числе механик-моторист алмазного сверления.

Техническое оснащение: установка алмазного сверления с мощностью электродвигателя не менее 2 кВт, кольцевые алмазные сверла диаметром 80–125 мм, шанцевый инструмент, домкрат (лебедка), ручная отрезная машина.

Сверление производится по контуру проема. Отверстия бурятся рядом (сопряженными) или на некотором расстоянии друг от друга.

При сверлении бетонных и железобетонных конструкций толщиной до 300 мм, кирпичных и керамзитобетонных конструкций толщиной свыше 300 мм, шаг сверления больше диаметра сверла на 30 мм.

При сверлении кирпичных и керамзитобетонных конструкций толщиной до 300 мм шаг сверления больше диаметра сверла на 50 мм, а бетонных и железобетонных конструкций - на 20 мм.

Сверление отверстий, глубиной более 300 мм осуществляется последовательно, с периодическим выводом сверла из отверстия и извлечением керна с помощью керноотборника.

При сверлении необходимо следить за скоростью подачи сверла во избежание его заклинивания, особенно при сверлении участков конструкций, где имеется арматура.

Перегородки между сверлениями разрушаются монтажным ломом, начиная с верхнего левого или правого угла вниз по часовой стрелке.

Удаление блока проема из конструкции стены осуществляется его выдавливанием или вытягиванием на рабочую площадку с помощью лебедки, при этом крюк лебедки заводится в специально пробуренное отверстие в верхней части проема и натяжением лебедки блок опрокидывается.

Проемы во внутренних стенах зданий толщиной менее 250 мм проделываются ручной отрезной машиной.

Разборка завала сверху производится только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко к поверхности завала. При разборке следует соблюдать меры предосторожности, не допускать резких рывков при извлечении крупных элементов конструкций и их раскачивания, так как этим можно нарушить связь между обломками, вследствие чего возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всего завала.

Откапывание заваленных по возможности производится начиная с головы, затем освобождаются плечи, туловище и ноги.

Проделывание проема вручную начинается с разметки и очерчивания его контура. Для выполнения работ применяют инструмент и способы, изложенные выше.

Извлечение пораженных из-под завала путем устройства горизонтальной или наклонной галереи применяется в том случае, когда другие способы окажутся неприемлемыми. Поскольку проходка галереи - чрезвычайно трудоемкая работа, очень важно выбрать такое направление проходки, которое бы по возможности кратчайшим путем вело к пораженным, давало возможность использовать пустоты в завале, проходило через участки, состоящие из мелких обломков, и в то же время обеспечивало устойчивость завала.

Галереи устраиваются сечением 0,8 х 1 м. При проходке галереи устанавливаются крепления, элементы которых могут быть заготовлены заранее или изготовляются непосредственно в ходе проходки галереи из обломков деревянных конструкций завала.

Проходка галереи ведется группой из 6 человек. Работы организуются посменно, по 3 человека в смене, и ведутся следующим образом: один человек разбирает завал, двое убирают обломки и устанавливают крепления. Смена производится через 20–30 мин.

Группа обычно должна иметь лом, две лопаты, два топора, две кирки, пилу-ножовку, поперечную пилу, два удлиненных зубила, кувалду, керосинорез, а при работе ночью - два аккумуляторных фонаря.

4. Способы и порядок спасения людей, находящихся
на верхних этажах поврежденных и горящих зданий

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, в зависимости от обстановки и имеющихся технических средств спасения, осуществляется:

с применением автолестниц, автовышек и автоподъемников;

с использованием вертолета;

по сохранившимся или временно восстановленным лестничным маршам;

с использованием канатной дороги;

с применением спасательного рукава;

с использованием альпинистских средств.

Способ спасения определяет командир подразделения спасателей на основе оценки обстановки, возможностей имеющихся средств спасения и состояния пострадавших.

При этом оцениваются:

условия, в которых находятся пострадавшие, состояние подходов к разрушенному зданию, устойчивость конструкций, наиболее безопасное и удобное направление ведения спасательных работ;

количество пострадавших, их местонахождение, физическое и психическое состояние;

возможности имеющихся спасательных средств применительно к сложившейся обстановке;

время года, суток, состояние погоды, их возможное влияние на ведение работ.

На основе оценки обстановки определяются:

наиболее рациональный и безопасный способ спасения пострадавших в данной обстановке;

необходимые силы и средства;

порядок спасения в данных условиях;

основные меры безопасности.

При постановке задачи подразделению, назначенному для спасения пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, указывается:

обстановка на объекте спасательных работ;

задача подразделения, способ спасения;

время на выполнение задачи;

меры безопасности;

порядок эвакуации;

место развертывания медицинского пункта;

место пункта управления, порядок связи.

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий с использованием пожарных автолестниц АЛ-30 (АЛ-131) применяется при нахождении пострадавших на высоте до 30 м и наличии площадки для развертывания автолестницы размером не менее 11,5 х 4,5 м на расстоянии около 10 м от здания, при уклоне местности не более 6°.

Работы выполняются подразделением численностью 5 человек.

Автолестница устанавливается на расстоянии, обеспечивающем выдвижение и прислонение ее к заданной точке (окно, балкон, кровля) в пределах допустимого угла наклона и вылета при заданной длине (около 8-10 м от разрушенного здания), и ставится на тормоза. Не допускается установка автолестницы на сыпучих и свежеуложенных грунтах, на люках колодцев, шахт, гидрантов, мостиках и канавах. Выдвижение лестницы осуществляется на 1–1,5 м выше места нахождения пострадавших с углом наклона 50–75°. Верхний конец лестницы по возможности фиксируется за устойчивую конструкцию здания.

Подготовка пострадавших к спуску осуществляется поднявшимися к ним спасателями и включает: разъяснение правил спуска по лестнице, определение очередности и способа спуска.

Спуск пострадавших осуществляется с учетом их состояния - самостоятельно или с помощью спасателя.

Спуск пострадавших по неприслоненной лестнице производится только в случае, если она выдвинута на длину не более указанной на секторе измерителя углов наклона. При угле наклона до 50° подъем и спуск производится по одному человеку.

При угле наклона свыше 50° - одновременно по два человека с расстоянием 10 м между ними.

По прислоненной лестнице пострадавшие могут спускаться цепочкой с расстоянием между ними не менее 3 м. Передвижение должно осуществляться «не в такт» во избежание возникновения резонансных колебаний лестницы.

При прокладке вдоль лестницы рукавного ствола расстояние между спускаемыми увеличивается до 8 м, лестница при этом выдвигается не более чем на 2/3 длины.

Спуск пострадавших с лестницы на землю страхуется спасателем, оставшимся внизу.

Спасение пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий с использованием автовышки ВС-22МС или автоподъемника применяется для спасения пострадавших, находящихся на высоте не более 10 м, при наличии рядом с разрушенным зданием площадки с уклоном не более 3°.

Для выполнения спасательных работ этим способом назначается расчет автовышки и 2–4 спасателя.

Автовышка устанавливается на подготовленную площадку.

Для обеспечения устойчивости под колеса подкладываются инвентарные упоры, боковые упоры устанавливаются на инвентарные деревянные подкладки. Телескопическая часть выверяется по откосу.

Осуществляется проверка работы автовышки на холостом ходу подъемом на полную высоту до момента автоматического выключения и спуском люльки (площадки) в исходное положение. При подъеме и спуске проверяются устойчивость машины, плавность подъема и спуска рабочей платформы, надежность работы предохранительных устройств.

Для подготовки к спуску и организованного спуска пострадавших к месту их нахождения на высоте поднимаются 1–2 спасателя. Они определяют порядок, очередность и меры безопасности при спуске с учетом физического и морального состояния пострадавших.

Посадка и высадка пострадавших страхуется спасателями. Люлька (платформа) загружается пострадавшими с учетом их состояния, в соответствии с которым они могут опускаться сидя, стоя и лежа. Прием пострадавших на грунте страхуется 1–2 спасателями.

Спасение пострадавших с использованием вертолета применяется для спасения пострадавших с крыш высотных и многоэтажных разрушенных зданий а также из других зданий и сооружений при затруднении использования других способов спасения.

Для выполнения спасательных работ этим способом назначается экипаж вертолета и 2–3 спасателя, имеющих специальную подготовку.

Спасение пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам применяется в основном для спасения людей, блокированных во внутренних помещениях разрушенного дома, а также пострадавших, получивших травмы и неспособных или ограниченно способных самостоятельно двигаться, при невозможности использования других способов спасения.

Технология спасения пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам, в зависимости от характера разрушений здания, может включать следующие операции:

проведение рекогносцировки разрушенного здания, выбор пути эвакуации пострадавших и определение характера и объема работ по укреплению и восстановлению лестниц;

подготовка конструкций и материалов для укрепления и восстановления лестниц;

пробивка проемов, в случае необходимости деблокирования пострадавших, для вывода их к сохранившимся и восстановленным лестницам;

подготовка пострадавших к эвакуации; оказание нуждающимся первой медицинской помощи;

эвакуация пострадавших из здания, вынос их на пункт сбора пострадавших или в медицинский пункт.

Пробивка проемов в стенах для вывода (выноса) пострадавших из блокированных помещений к сохранившимся и восстанавливаемым лестничным маршам осуществляется в соответствии с требованиями, представленными выше.

Временное восстановление поврежденных элементов конструкций лестничных клеток осуществляется:

установкой временных опор под поврежденные лестничные марши и площадки;

усилением соединений поврежденных лестничных маршей с лестничными площадками и установкой дополнительных крепежных деталей.

При обрушении части лестничных маршей вместо них оборудуются временные переходы (мостики, настилы, трапы) с креплением их к сохранившимся конструкциям.

При любом способе укрепления (временного восстановления) лестничных маршей, прежде, чем использовать их для спасения пострадавших, необходимо проверить их устойчивость и несущую способность.

Для укрепления лестничного марша или лестничной площадки используются деревянные стойки диаметром не менее 10–12 см. Работа выполняется расчетом в составе трех человек. Если стойка устанавливается в конце марша, то установка прокладки и вбивание клина под нее осуществляются под низ стойки, при установке стойки в середине марша прокладка устанавливается и вбивается клин между маршем и стойкой.

При необходимости усиления соединения лестничного марша с лестничной площадкой устанавливаются дополнительные крепежные детали (армированные шпонки или болты). Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена также дополнительной сваркой проектных деталей.

При обрушении отдельных участков лестничных маршей и лестничных площадок вместо них устанавливаются временные переходы из досок и брусьев, скрепленных болтами, хомутами, гвоздями, оборудуются временные перила.

Способ спасения людей с верхних этажей зданий с использованием канатной дороги применяется при блокировании людей на верхних этажах (уровнях) разрушенных зданий, до 10 этажа включительно, при невозможности использовать другие способы спасения.

Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.

Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием спасательного рукава применяется в условиях, аналогичных изложенным выше. Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.

Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием веревочной лестницы или спасательной веревки применяется для спасения пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий высотой 3–5 этажей при невозможности применить иные способы спасения.

Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в количестве 3–4 человека. Спасение осуществляется с применением «беседки», грудной обвязки или косынки.

5. Способы эвакуации пострадавших с мест блокирования

Эвакуация пострадавших с мест блокирования на пункт сбора пострадавших осуществляется, как правило, в два приема: с мест блокирования до рабочей площадки - силами деблокировавших их спасателей; с рабочей площадки на пункт сбора пострадавших - специально назначенным для этого расчетом в составе 2–3 человек.

При эвакуации пострадавших из многоэтажных зданий, а также при большом количестве пострадавших, находящихся на разных уровнях, эвакуация может проводиться в три приема с верхних этажей и подвалов - на нижние этажи со свободным доступом к путям эвакуации; с нижних этажей - на рабочую площадку; с рабочей площадки - на пункт сбора пострадавших.

В случае, когда по условиям обстановки эвакуация пострадавших с верхних этажей вниз невозможна, они выносятся на крышу здания (верхний сохранившийся этаж) и эвакуируются с помощью вертолета или канатной дороги.

Непосредственное руководство эвакуацией пострадавших осуществляет старший начальник на данном участке (объекте) спасательных работ.

Способ эвакуации пострадавших определяется в зависимости от особенностей блокирования, состояния пострадавшего, протяженности пути эвакуации, наличия средств транспортирования.

Соответственно, эвакуация может осуществляться с помощью табельных и подручных средств транспортировки (носилок, лямок, носилочных лент, плащ-палаток, спускающих устройств, кусков ткани и т.п.) или вручную одним или несколькими спасателями.

В зависимости от тяжести поражения пострадавшие могут спускаться и подниматься в вертикальном или горизонтальном положении.

При эвакуации любым способом пострадавший должен находиться в таком положении, чтобы его взгляд был обращен в сторону движения, за исключением эвакуации по поднимающемуся пути. В этом случае голова пострадавшего должна быть обращена в сторону движения (находиться выше ног).

Эвакуация пострадавших из завалов при деблокировании их путем оборудования лаза в завале, проходки галереи в грунте под завалом, а также в других условиях, когда путь эвакуации стеснен, проводится, в зависимости от состояния пострадавшего, путем:

отволачивания - при сложенных друг на друга или связанных запястьях рук пострадавшего;

отволачивания, при котором спасатель двигается на спине и тянет за собой эвакуируемого;

отволачивания с помощью двух треугольных кусков ткани;

отволачивания с помощью куска ткани (одеяла, палатки).

При деблокировании пострадавших из заваленных помещений и завалов путем их разборки и в других условиях, когда пути эвакуации позволяют двигаться в полный рост, эвакуация осуществляется спасателями путем переноски:

на плечах при стоящем пострадавшем;

на плечах в сидячем положении пострадавшего;

на спине в сидячем положении пострадавшего;

на руках двумя спасателями;

на носилках двумя или четырьмя спасателями.

Эвакуация пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий, в зависимости от их состояния, условий нахождения, а также наличия спасательных средств может осуществляться:

спуском пострадавшего спасателем по приставной лестнице иноходью;

переноской вниз по приставной лестнице в положении наездника;

спуском пострадавшего с помощью спасательной веревки в «беседке»;

спуском с помощью спасательной веревки и грудной обвязки;

спуском на горизонтально подвешенных носилках и грузовых веревках;

спуском на носилках с помощью канатной дороги.

При эвакуации пострадавших следует по возможности обеспечивать им функциональные положения, облегчающие страдания и предупреждающие возникновение осложнений.

Необходимые положения пострадавших при эвакуации на носилках:

при переломе в грудном и поясничном отделах позвоночника - на животе, с прогибанием в спине (для этого под голову и плечи подкладываются какие-либо свернутые мягкие предметы);

при переломе таза - на спине с валиком под колени и со слегка согнутыми и разведенными ногами;

при повреждении конечностей - ноги должны находиться в приподнятом положении, при переломе руки пострадавший укладывается на противоположный бок, лежащая ниже нога согнута в колене для удерживания тела на боку;

при обморочном состоянии и при большой потере крови - голову повернуть на бок и укладывать без подушки, бедра и колени приподнять;

при ранении головы (лица, черепа) - верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, голова повернута набок для предупреждения удушья;

при ранении передней части шеи и дыхательного горла (трахеи) - переносить в сидячем положении с наклоном головы вперед так, чтобы подбородок касался груди;

при ранении груди - на спине с умеренно приподнятой грудной клеткой и головой, а в случае затрудненного дыхания - в полусидячем положении;

при ранении живота - на спине с мягким валиком под колени, ноги согнуты в коленях и разведены по возможности выше и шире.

чрезвычайных ситуаций . Департамент гражданской защиты МЧС России. Часть1 ...
  • Название Пропаганда гражданской обороны-важная задача

    Задача

    ... .№: 955 Авторы: В.А.Пучков Название: Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно -спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций Издательство: ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС...

  • Комитет по вопросам законности правопорядка и безопасности правительства санкт-петербурга

    Учебно-методическое пособие

    ГО ЧС и ПБ, 2006 г. 7. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно -спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций . Департамент гражданской защиты МЧС России. СПб...

  • Рабочая программа разработана Объединенным учебно-методическим центром

    Рабочая программа

    Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно -спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций

  • Организационно-методические указания организация обучения

    Документ

    Пособие. М.: Воениздат, 1986г. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно -спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций . Под общей редакцией В.А.Пучкова...

  • извлечение пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций: из заваленных убежищ и укрытий, завалов зданий и сооружений, с верхних этажей разрушенных зданий и др. Приёмы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др. Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через: основные входы и аварийные выходы; перекрытия путем устройства проема; проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях. При этом возникает необходимость в выполнении таких инженерных работ, как: разборка и расчистка завалов; устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развёртывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов; откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов; отрывка приямков у стены убежища; пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях; дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций.
    При затоплении входа в убежища и укрытия требуется откачка воды и проведение работ по локализации аварий на сетях коммунального хозяйства. Разборка завалов может производиться с использованием инженерной машины разграждения (ИМР), путепрокладчиков, бульдозеров, экскаваторов и кранов. Откопка пострадавших из-под завалов выполняется вручную и с помощью автокранов с большим вылетом стрелы путем разборки завала сверху, проходки горизонтальной (наклонной) галереи, вертикальных шахт или пробивки проема в стене из соседнего помещения. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжёлых обломков применяются лебёдки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивке отверстий
    - пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и другие средства.
    Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и повреждёнными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации - изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проёмов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и другие спасательные приспособления.
    При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.

    Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий.

    7.1. Способы деблокирования пострадавших.

    Деблокирование пострадавших при проведении поисково-спасательных работ в разрушенных зданиях представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых для обеспечения допуска к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

    Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций, осуществляется способами:

    последовательной разборки завала;

    устройством лаза в завале;

    устройством галереи в грунте под завалом;

    устройством прохода в блокированное помещение.

    Разборка завала производится с целью обеспечения доступа к пострадавшим, находящимся в завале под обломками конструкций.

    Процесс разборки завала может включать в себя следующие операции:

    расчистка рабочей площадки для установки средств механизации и подготовка техники к работе;

    извлечение из завала крупных обломков конструкции;

    резка металлических конструкций и арматуры;

    извлечение крупногабаритных обломков конструкций из завала со складированием в отвал или погрузкой в транспортные средства;

    подбор и извлечение из завала обломков мелкой фракции;

    фиксация элементов завала от смещения;

    освобождение пострадавшего от обломков в месте его расположения.

    При разборке завалов крайне важно принимать меры по недопущению смещения элементов завала и сохранения их в устойчивом положении. С этой целью вначале выполняются операции с ограниченным применением средств механизации, работа которых сопровождается значительными ударными нагрузками, сильной вибрацией и обвалом или падением обломков. Затем, когда начинаются работы в непосредственной близости к пострадавшим, применяется только ручной аварийно-спасательный инструмент.

    В случае если человек находится в завале, состоящим из мелких обломков, то разборка завала осуществляется сверху. В работе участвуют звено из 5 человек, производящих разборку вручную. При этом трое спасателœей разбирают завал, а двое относят обломки в сторону (в отвал). В случае если человек находится вблизи поверхности завала, то в первую очередь спасатели освобождают от обломков его грудь и голову, затем освобождаются остальные части тела пострадавшего и после оказания первой медицинской помощи он извлекается из завала.

    В случае если завал состоит из крупных обломков желœезобетонных конструкций и кирпичных глыб, под которыми находится пострадавший, то разборка завала осуществляется звеном из 6-9 человек. Верхний слой обломков убирается с помощью лебедки или автокрана после предварительной резки арматуры (если это крайне важно). При этом вначале убираются мелкие обломки, а затем, после расчленения обломков конструкции, убираются ниже лежащие крупные обломки. Данные операции повторяются до тех пор, пока не будет освобожден пострадавший. В случае если пострадавший находится под крупными обломками конструкций на поверхности завала, то его освобождают с использованием домкратов, гидравлических подушек и т.п.

    Сплошная горизонтальная разборка завала осуществляется после обнаружения заваленных людей или по направлению наиболее вероятного нахождения их в завале, при этом в завале устраивается горизонтальный проход шириной, обеспечивающей работу техники, и глубиной от поверхности земли до поверхности завала. Вначале с помощью автокрана из завала выбираются находящиеся на его поверхности желœезобетонные плиты межэтажных перекрытий и другие крупногабаритные обломки. При крайне важно сти обломки расчленяются и освобождаются от связей с телом завала. Далее фронтальным погрузчиком выбирается мелкая фракция завала, начиная с его нижней кромки. Подобные операции повторяются до момента обеспечения свободного доступа к пострадавшим. Далее осуществляется освобождение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация их из завала.

    Устройство лаза в завале производится в основном методом расширения имеющихся в завале полостей и пустот. Сущность данного метода состоит в увеличении объёмов естественных полостей и пустот в телœе завала за счёт перемещения обломков конструкций на нужное расстояние в заданном направлении с последующей их фиксацией при помощи элементов крепления. При этом создается прямолинœейный или криволинœейный ход (лаз), позволяющий перемещаться спасателям и осуществлять извлечение пострадавших.

    Сечение лаза должно составлять не менее 0,5-0,6 м 2 на свету при углах поворота не более 90 0 и обеспечивать возможность перемещения пострадавших на мягкой волокуше. В месте нахождения пострадавших сечение лаза по возможности должно быть увеличено до 0,8-1,0 м 2 в целях создания необходимых условий для оказания пострадавшему первой медицинской помощи и подготовки его к эвакуации.

    Устройство галереи в грунте под завалом представляет совокупность действий спасателœей по деблокированию пострадавших, находящихся на поверхности земли под завалом вне разрушенных зданий. Оно применяется, когда точно известно место расположения пострадавшего, а применение другого способа его деблокирования неэффективно.

    Вначале откапывается приямок (место заглубления в грунт) размером в плане 1,2х1,7 м 2 и глубиной 1,5 м. При этом используется шанцевый инструмент с разрыхлением грунта вручную. Проходка галереи состоит в разрыхлении грунта͵ откидывании грунта в приямок и далее в отвал и установка креплений. Разрыхление грунта в галерее и откидывание его в приямок выполняется малой саперной лопатой, а откидывание в отвал – большой саперной или совковой лопатой. При проходке галереи в плотных грунтах для рыхления применяется инструмент ударного или ударно-поворотного действия. Установка крепления обычно осуществляется после откопки 2 м галереи (в слабых грунтах – 1м). Далее цикл работ повторяется.

    После обнаружения пострадавшего устраивается окончательная галерея длиной до 2 м. Все работы выполняются расчетом из 3 человек.

    Устройство прохода в блокированное помещение осуществляется с целью беспрепятственного и относительно удобного проникновения через проход внутрь блокированного помещения спасателœей и эвакуации пораженных, в основном тех, которые утратили способность к самостоятельному передвижению.

    Проходы в блокированное помещение устраиваются в виде проемов в перекрытиях, стенах (перегородках), входных дверях как снаружи здания, так и из сосœедних (смежных) помещений, доступ в которые свободен или предварительно подготовлен.

    Обычно проемы устраиваются в виде квадрата (прямоугольника) площадью 0,5-1,0 м 2 в свету со сторонами 0,6(1,0)х0,8(1,0) м 2 . Пробивка проема осуществляется с использованием соответствующих технических средств (гидромолота͵ бетонолома или отбойного молота и т.п.).

    7.2. Требования безопасности при деблокировании пострадавших из – под завалов.

    Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий." 2017, 2018.

    Деблокирование проводится с целью обеспечение доступа к пострадавшим, их скорейшего извлечения из поврежденных транспортных средств и передачи бригадам скорой медицинской помощи. При деблокировании пострадавшего необходимо соблюдать следующие правила:

    Никогда не перемещайте пострадавшего до тех пор, пока ему не будет оказана необходимая медицинская помощь. Отойти от этого правила можно только в том случае, когда возникла реальная угроза жизни пострадавшего (например пожар);

    Необходимо разбирать транспортное средство вокруг пострадавшего а не пытаться вытащить пострадавшего через обломки транспортного средства.

    Основной принцип аварийно-спасательных работ: пострадавший после извлечения

    должен находиться в таком же или лучшем состоянии, чем то, в котором он находился до начала спасательных работ.

    Типовое распределение обязанностей.

    Командир оперативной группы оценивает обстановку, принимает решение, руководит работами по спасению людей и осуществляет взаимодействие со спасателями других групп отвечает за безопасность всех проводимых работ.

    Спасатели других оперативных групп, прибывающих позже, поступают в распоряжение старшего первой группы.

    Водитель управляет аварийно-спасательным автомобилем, ограждает место работы, обеспечивает работу гидравлической насосной станции, освещает место аварии, локализует и тушит очаги возгорания, убирает стекла, острые предметы.

    Медик оказывает медицинскую помощь пострадавшим, помогает персоналу бригады скорой помощи, занимается эвакуацией пострадавших из поврежденного автомобиля.

    Сотрудник стабилизирует аварийное транспортное средство, отключает АКБ а при необходимости и газовое оборудование, работает с аварийно-спасательным инструментом (АСИ), обеспечивает доступ к пострадавшему и извлекает его машины.

    Чтобы наиболее эффективно проводить аварийно-спасательные работы спасатель должен обладать устойчивыми навыками работы с АСИ, уметь использовать их возможности в полной мере. Для этого необходимо знать тактико-технические характеристики инструмента методику работы с ним, способы устранения простейших неисправностей. Перечислить возможности и тактико-технические характеристики всех возможных инструментов применяемых при деблокации пострадавших в ДТП в рамках данного пособия не представляется возможным, поэтому ниже будет приведена только технология выполнения основных действий по извлечению пострадавших.

    Удаление стекла . При столкновении транспортного средства стекла могут

    оставаться целыми. Прежде чем удалять элементы кузова автомобиля необходимо

    удалить стекла. Кроме того, лобовое стекло обычно трехслойное. Оно трескается, но


    не рассыпается. При его удалении есть возможность травмирования

    пострадавшего и спасателей мелкими осколками. Если спасатели защищены от

    осколков прозрачными щитками касок и перчатками, то пострадавший лишен этой

    защиты. Для его защиты необходимо использовать полиэтиленовую армированную

    пленку или кевларовое покрывало.

    Лобовое стекло представляет собой систему из трех слоев склеенных между

    собой. Наружные слои – стекло, внутренний слой – полимерная пленка. Если

    стекло крепится на корпусе автомобиля резиновым уплотнителем, то для его удаления

    необходимо срезать верхний слой уплотнителя ножом и руками извлечь стекло. Если

    стекло приклеено, то его можно не удалять. При необходимости удаления крыши, её

    можно откинуть вперед вместе с лобовым стеклом. Заднее стекло и стекла дверей, как

    правило, разбиваются при аварии. В том случае если они остались целы и мешают

    проведению работ, их необходимо удалить.

    Вскрытие и удаление дверей. При дорожно-транспортном происшествии в результате деформации кузова, как правило, происходит заклинивание дверей. В том случае для их вскрытия удобнее всего использовать гидравлический инструмент. Вскрыть дверь можно двумя путями: со стороны замков или со стороны петель.

    Вскрытие двери со стороны замка осуществляется расширитель-ножницами

    (расширителем). Для этого необходимо полностью свести лезвия расширителя,

    вставить их в зазор между дверью стойкой (в районе замка) под углом 45° к

    плоскости двери и, включив расширитель на расширение, выдавить дверь наружу.

    Если зазор между средней стойкой и дверью слишком маленький, то необходимо

    развести лезвия расширителя, вставить одно лезвие в щель, свести лезвия, зажав край

    двери и, выворачивая расширитель наружу, отогнуть край двери, тем самым увеличив

    зазор, а затем открыть дверь способом описанным выше.

    Для полного удаления двери необходимо, после ее открытия, перекусить петли.

    Для вскрытия двери со стороны петель инструмент вводят в щель между передней частью двери (в районе петли) и стойкой, и включив расширитель на расширение отрывают петлю.

    Удаление крыши. Позволяет значительно увеличить пространство вокруг пострадавшего, при этом проводить работы по оказанию ему медицинской помощи и дальнейшей деблокации будет гораздо проще. Возможно как полное удаление крыши, так и ее отгибание вперед или назад.

    Для полного удаления крыши необходимо защитить пострадавшего от различных осколков, удалить стела, перекусить стойки и снять крышу. При перекусывании стоек необходимо страховать крышу от возможного ее падения на пострадавшего.

    Для отгибания крыши вперед (назад) необходимо защитить пострадавшего, удалить стекла, перекусить средние и задние (передние) стойки, надрезать поверхность крыши с двух сторон и отогнуть крышу.

    На фото: - перекусывание, надрезание стоек и отгибание крыши.

    После удаления крыши необходимо защитить оставшиеся острые детали во избежание травмирования пострадавшего и спасателей (см. фото справа).

    Отжатие рулевой колонки (торпедо). Довольно часто в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшие оказываются зажатыми рулевой колонкой или передней частью кузова (торпедо). В том случае можно использовать домкрат. Одну пятку домкрата упирают в основание средней стойки, а другую в переднюю стойку в районе сочленения ее с передним крылом. Для облегчения этой процедуры можно снизить жесткость кузова, перекусив пороги около передней стойки, предварительно подложив упор между порогом и дорогой во избежание складывания кузова и еще более сильного зажатия пострадавшего.

    Отжать рулевую колонку можно и с использованием домкрата и комплекта цепей. Для этого цепи подсоединяют с двух сторон домкрата, а свободные крюки цепей цепляют за рулевую колонку и передний мост. А затем, включив домкрат на сжатие, отжимают рулевую колонку.

    Удаление спинки переднего сиденья. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший оказался зажат между рулевой колонкой и спинкой сиденья, первое что нужно попробовать - это опустить спинку штатными органами регулировки. Если они не работают, то спинку необходимо удалить. Это, как правило, удобно делать челюстными ножницами. Для удаления спинки переднего сиденья необходимо перекусить кронштейны соединяющие ее с сиденьем.

    При проведении различных действий в районе сидений необходимо помнить, что рядом может находиться пиротехнический механизм привода натяжителей ремней безопасности. Он расположен либо непосредственно в конструкции сиденья (рядом с защелкой), либо в нижней части опоры ремня (в районе скручивающего механизма). В этих местах нельзя пилить, резать, сверлить!

    При резке элементов кузова необходимо помнить, что в деформированном металле могут сохраняться значительные внутренние напряжения. Поэтому перекусывая различные элементы необходимо соблюдать осторожность.

    Необходимо проводить все операции по деблокированию, не причиняя пострадавшему дополнительных посттравматических повреждений.