Какой штраф за езду по встречной полосе? Выезд на полосу встречного движения — какое наказание ждет? Обгон по встречной полосе

Перемещение на полосу встречного движения, чаще всего, заканчивается наложением штрафа на водителя . Езда по встречной полосе при определенных условиях является серьезным административным правонарушением – подобные маневры опасны для других водителей , находящихся неподалеку от нарушителя.

Штрафы за езду по встречной в 2017

Все варианты неправомерного передвижения по встречной полосе и наказания за них рассмотрены в ст. 12.5 КоАП РФ :

  • Если водитель пытался преодолеть препятствие на дороге, штраф составит 1 – 1,5 тыс. руб .;
  • При обгоне других автомобилей на участках дороги, где такой маневр запрещен , штраф составляет 5 тыс. руб .;
  • Выезд на обочину, пешеходные зоны – штраф 1 ,5 тыс. руб .;
  • Создание препятствия для обгона другими автомобилями и принуждение их к несвоевременному выезду на встречную полосу станет основанием для наложения штрафа 1 – 1,5 тыс. руб .;
  • Если водитель объезжает препятствие на встречной полосе, а не на своей, штраф – 5 тыс. руб .;
  • Повторный выезд и передвижение по встречной полосе – штраф 5 тыс. руб ., либо лишение водительского удостоверения на 1 год .

Основания к назначению штрафа

Выезд на встречную полосу строго запрещен в случаях:

  • Если на дорожном полотне имеет 4 и более полосы (они должны быть размечены прямо на асфальте);
  • Разметка на дороге носит запрещающий характер;
  • На обочине размещен знак «Объезд запрещен» .

Случаи, когда штрафы неприменимы

Существуют ситуации, когда водитель вынужденно или обоснованно перебирается на полосу встречного движения . Применения штрафа в таких случаях является незаконным:

  • На дороге нет никакой разметки , а рядом не установлено никаких знаков, запрещающих обгон;
  • Дорожное полотно слишком узкое , чтобы его можно было разделить визуально на несколько полос;
  • На трехполосных дорогах , где нет запрещающих обгон знаков или точной разметки – если дорога очень широкая, но не разделена на полосы, он будет считаться двух полосной .

Некоторые автолюбители недостаточно хорошо знакомы с нормами ПДД и не знают своих прав, давая чудесную возможность недобросовестным сотрудникам ГИБДД назначить штраф на том участке дороги, где такового наказания быть не должно. Всем водителям рекомендуется внимательно наблюдать за ситуацией на дороге – разметка, дорожные знаки с запретами . Если таковых поблизости нет, штраф оплачивать не нужно.

Выезд на встречную полосу движения – опасное и непредсказуемое нарушение правил, ведь когда два автомобиля двигаются навстречу, скорость удваивается и времени на принятие решения остается намного меньше. Наиболее громкие ДТП связаны именно со столкновениями на встречной полосе. Учитывая этот факт, не вызывает сомнений правильность отнесения такого нарушения правил к наиболее опасной группе правонарушений, за совершение которых водитель уплатит значительный штраф, а в более серьезных случаях — лишится права управления ТС.

Полоса встречного движения

Прежде чем рассматривать случаи выезда на встречку, необходимо дать определение выезду на встречную полосу. Регулируют данный вопрос Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» . Пункт 1.2 Правил посвящен определению значения терминов и понятий, которые встречаются в тексте и должны пониматься всеми однозначно, чтобы не допустить отклонений от их первоначального значения. В этом пункте отмечено, что полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


Правила не содержат однозначного ответа на вопрос, что считать выездом на встречную полосу, но установить это несложно из общего смысла Правил. Что такое «полоса движения» мы выяснили, теперь с языковой точки зрения не сложно установить, что полоса встречного движения – полоса, по которой движение осуществляется «навстречу». Также к разрешению этого вопроса можно привлечь п. 1.4 Правил, где сказано, что движение в РФ осуществляется по правой стороне.

Подведем итог. Официального определения, что считать выездом на полосу встречного движения, закон не содержит, но содержит критерии определения. На их основе можно сформулировать определение: полоса встречного движения – полоса движения, с разметкой или без, расположенная слева от всех полос попутного направления, движение по которой осуществляется в направлении, противоположном направлению движения водителя.

Важно!

Обратите внимание, из определения полосы движения следует, что отсутствие разметки не делает проезжую часть однополосной . Некоторые недобросовестные водители думают, что если разметки нет, по такой дороге можно ездить как угодно. На практике же складывается так, что выезд на «встречку» будет считаться произошедшим, даже если дорога визуально не делится на полосы. В бытовом лексиконе часто можно встретить фразу «пересечь сплошную» в значении выезда на полосу встречного движения, но если разобраться, выяснится, что это не всегда то же самое.

В Правилах установлено, что в отсутствие разметки водитель должен определять полосы самостоятельно. Должны быть учтены два фактора: ширина дороги и габаритные размеры автомобиля. Сколько машин поместится на дороге одновременно, столько на ней и полос. Единственное строгое правило в этом вопросе – четность количества полос . Это означает, что если ширина проезжей части одновременно вмещает 3 автомобиля, то полос будет только две, если 5 автомобилей – то 4. В отсутствие разметки предполагается, что каждое из направлений движения, встречных относительно друг друга, должно иметь равное с другим направлением количество полос для движения.


Правила дорожного движения устанавливают, что стороной встречного движения в отсутствие разметки будет являться половина ширины дороги, расположенная с левой стороны. Анализируя эти положения, мы понимаем, что сторона встречного движения устанавливается не только по формальным признакам, но и на основе содержательных критериев. Это означает, что встречной полосой мы будем считать ту часть дороги, где транспорт движется нам навстречу.

Разрешенный и запрещенный выезд на встречную полосу

Правила дорожного движения предусматривают как разрешенный, так и запрещенный выезд на встречную полосу. Это означает, что иногда даже пересечение сплошной линии является законным и не предполагает административной ответственности.

разрешен

Наказание за выезд на встречную полосу не всегда квалифицируется по указанным выше статьям. Совершение маневра по объезду объекта, мешающего движению, грозит водителю в размере от 1000 до 1500 рублей и квалифицируется как «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» по пункту 2 статьи 12.16 КоАП.

Есть ряд ситуаций, в которых выезд на встречную полосу по статьям ПДД не влечет за собой наказание:

  • на неширокой дороге с разметкой и знаками, не препятствующими выезду на встречную полосу, с целью выполнения обгона;
  • объезд аварии, провала на дороге или других препятствий по встречной полосе, когда объезд по своей полосе невозможен;
  • поворот на дороге, размеченной на три полосы, при отсутствии запрещающих знаков;
  • обгон в месте перехода прерывистой линии в сплошную;
  • выезд на полосу движения, встречного для водителя, с целью избежать аварии (сотрудник ГИБДД выносит устное предупреждение).

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения запрещен

Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:

  • П. 9.2 Правил дорожного движения – выезд на встречную полосу дороги с четырьмя и более полосами.
  • В таком случае запрещен обгон, объезд, поворот и разворот, причем развернуться и повернуть водитель, движущийся по многополосной дороге, сможет только на ближайшем перекрестке.
  • П. 9.3 Правил – выезд на крайнюю левую полосу на дороге с тремя полосами, средняя из которых – общая.
  • Общая полоса, находящаяся посередине, предназначена для обгона, объезда, поворота и разворота водителей с любой из двух остальных полос. Ехать по ней постоянно запрещено.
  • П. 11.4 Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:
  1. Регулируемые перекрестки;
  2. Пешеходные переходы;
  3. Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
  4. Мосты, эстакады, тоннели;
  5. На участках с ограниченной видимостью.
  • П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
  • Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ — движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Важно!

Любому водителю необходимо уяснить разницу между двумя терминами из Правил – «обгон» и «опережение». Обгон — опережение, которое связано с выездом на встречную полосу и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Опережение — движение транспортного средства быстрее попутных транспортных средств. Сопоставление двух этих определений показывает, что при опережении никакого выезда на встречку не происходит, а для обгона это ключевой признак. Крайне важно отличать два этих разных дорожных явления, ведь от того, что сотрудник ДПС напишет в протоколе, зависит очень многое.


Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Запомните, пробка или затор препятствием не являются, объезжать их по встречке нельзя.

Выезд на полосу встречного движения связан с разными причинами:

  • При объезде препятствия;
  • По другим причинам.

Если открыть КоАП РФ на статье 12.15 мы увидим, что наказание за выезд при объезде препятствия гораздо ниже (1000-1500 рублей), чем за выезд по другим причинам (штраф в размере 5000, или даже лишение ВУ на 4-6 месяцев). Связано это опять же с требованиями безопасности движения – иногда объехать препятствие по встречке является наиболее безопасным решением. Также могут быть случаи, когда иного выхода просто нет – препятствие нет возможности преодолеть другим путем. Если удастся доказать, что совершенные действия были единственно возможными, то ответственности можно избежать.

Выезд на полосу встречного движения как злостное нарушение

Тяжелым нарушением правил дорожного движения является выезд на полосу встречного для водителя движения в следующих ситуациях:

  • пересечение разделительной полосы.
    Нарушение правил перестроения через двойную разметку также влечет за собой штраф (5000 рублей) или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), при повторном нарушении сроком на 12 месяцев. Исключение составляет автоматическая фиксация нарушения (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ). Правила указывают, что за выезд на встречную полосу грозит в такой ситуации только наложением штрафных санкций.
  • выезд на полосу реверсивного движения, предназначенную для сотрудников ГИБДД.
    Наказание на выезд на полосу встречного для водителя движения — штраф размером 5000 рублей или лишение водительских прав, сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Нарушение во второй развлечет за собой лишение водительского удостоверения на срок до 12 месяцев (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ).

Важно! Перестроение на реверсивную полосу с неработающим светофором также является нарушением ПДД!

Готовы ответить на интересующие вас вопросы в комментариях.

Выезд на полосу встречного движения - это серьезная аварийная ситуация, опасность лобового столкновения стремительно возрастает. Удар “лоб в лоб” почти всегда имеет страшные последствия для людей, находящихся внутри транспортных средств, а сами автомобили только в редких случаях поддаются ремонту. Наказание за выезд на встречную полосу всегда очень суровое. Тем не менее, в некоторых ситуациях маневры на “встречке” оправданы. Но чаще всего подобное поведение водителей подпадает под действие статей КоАП 2016 и карается штрафом или лишением прав. Давайте подробнее рассмотрим возможные варианты развития событий на дороге и разберемся, возможен ли безопасный выезд на встречную полосу и какой штраф за выезд на встречную полосу полагается водителям.

Итак, в определенных ситуациях водитель может пересекать разделительную линию без неприятных для себя последствий. Какое для этого нужно обоснование?

Законный выезд на встречную полосу

Смело ехать и не боятся наказания в виде штрафа, а тем более лишения прав, можно, если:

  • выезд на встречку при повороте налево оправдан если движение происходит по узкой дороге, разметка на которой отсутствует. Также нет никаких знаков, которые бы предупреждали о невозможности выезда налево на встречную полосу, например, информации о запрете обгона. Количество полос на такой дороге водители определяют самостоятельно и весьма условно. Сплошное дорожное полотно умозрительно делится на две части - встречного движения и попутного. Когда идет движение по встречной полосе, при отсутствии встречного потока, вполне можно совершать обгон, ничего, чтобы подпадало под определенные статьи КоАП в таких действиях нет. Важный нюанс: считается, что на дорогах без линий разметки, количество полос четное. Если их две, то ситуация соответствует нашему описанию. А если ширина позволяет говорить уже о 4 линиях движения, то водитель, совершающий обгон по “встречке”, понесет денежное наказание или будет рассматриваться вопрос о лишении прав;
  • движение происходит по трехполосной дороге. Разметка есть, а знаки, которые бы не позволяли маневрировать на среднюю полосу, отсутствуют. Это значит, что выезд вполне допускается, например, при повороте налево.

На этой ситуации выезд на встречную полосу без наказания исчерпывается, ведь это в любом случае нарушение пдд. Далее мы поговорим, как избежать лишения прав и отделаться штрафом, если действия водителя однозначно подпадают под предписания КоАП 2017.

Запрет на выезд на полосу встречного движения

Можно считать, что движение по “встречке” не дозволено во всех других ситуациях, кроме тех двух, в которых оно разрешено. Но стоит более подробно рассмотреть возможные маневры, чтобы облегчить общение с инспектором ГИБДД и минимизировать наказание. Итак, разберемся, чем грозит выезд на полосу встречного движения, если:

  • ситуация происходит на четырехполосной дороге. Другими словами, для обгона выделена специальная линия движения. Но и здесь возможно попадание на “встречку”. КоАП 2016 не запрещает маневры, связанные с разворотом и поворотом налево. Конечно, если вдоль полотна отсутствуют знаки запрета и нет соответствующей разметки. Обгон или объезд, сопровождающийся с пересечением сплошной линии, под строгим запретом;
  • на полотно нанесена разметка запрещающего характера. Она может быть любого вида. В таких обстоятельствах, сколько бы ни было полос, даже если их всего две, выруливать влево на “встречку” нельзя;
  • то же касается и дорожных знаков - если присутствует картинка ”Обгон запрещен”, то выезд на встречную полосу будет строго караться, вне зависимости от “полосности” дороги и какой бы широкой она ни была. Правда в таких обстоятельствах КоАП 2016 не запрещает поворачивать налево. Также водитель вполне может развернуть транспортное средство;
  • на дороге три полосы и автомобилист выехал на третью. Это недопустимо. Такой маневр строго карается согласно норм КоАП, действующих в 2017 году.

Во всех этих ситуациях водителю придется нести ответственность за некорректное поведение на дороге и выезд на встречную полосу штраф 2017 будет разным. Каким именно - определяет инспектор ГИБДД и судья. Они опираются на принятые положения КоАП и выбирают между денежными штрафными санкциями и лишением прав. Просто уплатить в бюджет и сохранить права водитель сможет, если будет очевидно, что на “встречку” он попал, чтобы объехать препятствие. При этом, важно понимать, как трактуется это понятие в КоАП 2017.

Что такое препятствие

Объект, который так называется, должен быть недвижимым, находиться непосредственно на дорожном полотне и препятствовать движению. Это, например, может быть раскуроченный во время аварии автомобиль. Транспортное средство, которое совершило остановку и ПДД при это не нарушило, препятствием не называют. Также в это понятие не входят дорожные заторы. Другими словами, пересечение сплошной линии для их объезда может иметь такое последствие, как лишение прав.

Если же пересечение сплошной линии произошло с целью объехать препятствие, как его трактует КоАП 2017, то воспитательные меры ограничиваются штрафом. Это может быть 1000-1500 рублей . Столько же придется выплатить водителю, который огибает препятствие по встречным трамвайным путям.

Запрет на поворот налево и разворот транспортного средства

Если эти маневры осуществляются в неразрешенных местах, о которых мы говорили выше, то водителя накажут. Пересечение сплошной линии в подобных ситуациях обойдется в 1000-1500 рублей . Это самый мягкий штраф за выезд на встречную полосу, предусмотренный КоАП в 2017 году.

Прочие случаи пересечения сплошной разделительной линии

Если выехавший на дорогу автомобилист осмеливается на пересечение сплошной разметки налево с целью объехать пробку или выполнить обгон, то на мягкие санкции от полиции рассчитывать ему не приходится и штраф за езду будет немалым. Штраф в таких ситуациях составляет 5 тысяч рублей. Если же поведение на дороге было провокационным и значительно повысило уровень опасности для других участников движения, то правоохранители могут наказать лишением прав. Минимальный срок - 4 месяца. Максимальный - полгода.

Если пересечение сплошной разметки налево было зафиксировано не лично инспектором, имеется только запись видеокамеры, то согласно нормам 2016 года, конфликт разрешится исключительно финансовыми выплатами.

Важно помнить, что для наложения штрафных санкций не обязательно полностью выезжать на встречку, совершать некорректный обгон. Достаточно будет пересечения сплошной разметки одним колесом, например, при неумелом повороте автомобиля.

Особое внимание перекресткам

Это участки дороги, на которых подобные пренебрежения ПДД происходят регулярно. При этом, в таких местах часто находится мобильный пост ГИБДД или установлена камера видеонаблюдения, запись с которой становится основанием для отправки водителю-нарушителю “письма счастья”. Поэтому, даже если не хватает ни терпения, ни времени, все же стоит быть максимально выдержанным. Аккуратно поворачивать влево, чтобы не пересечь сплошную. Для поворота занимать крайнюю, наиболее удобную полосу. Все маневры совершать исключительно по световому сигналу и всегда дожидаться своей очереди проехать.

Санкции для злостных нарушителей ПДД

В 2016 году, согласно норм КоАП, нарушитель, который попался первый раз, например, на совершении неразрешенного обгона, имеет право на более мягкое обращение. Лишение прав к таким автомобилистам применяют нечасто. Если же водитель повторно ловится на неправомерном пересечении сплошной линии или линий, и это фиксирует инспектор ГИБДД, дело закончится годичным лишением прав.

Нарушение, повторно зафиксированное камерой, к ужесточению карательных мер не ведет - это снова будут те же штрафные 5 тысяч рублей.

Перспективы для водителей-нарушителей в 2017

Санкции за незаконное пересечение разметки, выезд на встречку, обгон с нарушением правил могут быть ослаблены. Соответствующие предложения находятся на рассмотрении в Государственной думе, уже прошли первое чтение и до конца 2017 по ним должно быть принято окончательное решение. Предлагается не лишать нарушителей разрешения водить, оставить только денежные штрафные выплаты. Правда, они могут быть увеличены вдвое - до 10 тысяч рублей . Это объясняется нежеланием карать автомобилистов, которые могут нарушать по ошибке, не замечать знаков.

А вот для тех, кто попадается во второй и третий разы послаблений не планируется. У них по-прежнему будут забирать разрешение на вождение на год.

Выезд на встречную полосу является грубым нарушением ПДД и карается крайне сурово, от денежного штрафа и даже до лишения прав на управление транспортным средством.

Обусловливается это тем, что именно это нарушение является самым частым и одним из самых опасных для жизни и здоровья.

За последнее время было отмечено возрастание отрицательной статистики, поэтому в Правила и КоАП были внесены изменения в части наказаний за выезд на встречку и несоблюдение разметки.

Как уже говорилось ранее, выезд на встречку является наиболее распространенным нарушением ПДД. Не в последнюю очередь благодаря тому, что сотрудники ДПС используют данную формулировку при оформлении целого ряда других нарушений.

Чтобы предупредить самовольную трактовку российского закона инспекторами ГИБДД, следует знать и разбираться в правилах и определениях, регулирующих данное нарушение.

Постановление Пленума Верховного суда от 24.10.2006 г. №18 содержит в себе подробное объяснение относительно того, как именно следует толковать и применять новую редакцию ст. 12.15 КоАП, а также исчерпывающий список нарушений ПДД, которые могут быть трактованы как выезд на полосу встречного движения.

Согласно данному списку, запрещается обгон в следующих ситуациях:

  • На дороге, предусматривающей двустороннее движение и имеющей более 4-х полос, выезд на встречную полосу с целью разворота либо обгона запрещается согласно п. 9.2 ПДД. Данный запрет имеет обозначение в виде дорожной разметки 1.3 (двойная сплошная линия). Здесь важно отметить, что если данной разметки не будет, то и квалифицировать выезд на встречку по данной статье не представляется возможным с точки зрения закона;
  • На дороге, предрасположенной к двустороннему движению и имеющей три и более полосы (где средняя предусмотрена для движения в обе стороны), выезд на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается в связи с п. 9.3 ПДД. Это означает, что выехать на крайнюю левую полосу движения разрешается, но только для совершения поворота либо разворота. Обгон в такой ситуации будет квалифицирован, как нарушение ПДД;
  • На регулируемом и не регулируемом перекрестке, если вы движетесь не по главной дороге, запрещается выезд а встречку согласно п.11.4 ПДД. Но из этого правила есть исключение – это обгон на перекрестке с круговым движением, а также обгон двухколесных транспортных средств, не имеющих бокового прицепа и разрешенного обгона справа. Обгонять транспортные средства в конце подъема и на других участках, где видимость ограничена, также запрещается. Но здесь также важно понимать, что участки с ограниченной видимостью обозначаются соответствующими знаками. Если их нет, такой участок не является таковым с точки зрения закона;
  • «Опережение» – движение ТС со скоростью, превышающей скорость попутного ТС (установлено п.1.2 ПДД);
  • «Обгон» – опережение одного либо нескольких ТС, обусловленное выездом на встречную полосу с дальнейшим возвращением на полосу, которая занималась водителем до совершения данного маневра (установлено п.1.2 ПДД);
  • Объезд ТС, стоящих перед железнодорожным переездом, сопряженный с выездом на встречку (в соответствии с п.15.3 ПДД);
  • Выезд на трамвайные пути встречного движения. Так, ехать по трамвайный путям того же направления можно, но только в исключительном случае, а именно когда данные пути размещены слева на одном уровне с автодорогой, а все полосы движения заняты другими ТС. Но выехать сюда с целью объезда, обгона, поворота и разворота, в соответствии с п.8.5 ПДД, можно лишь если данный маневр не создает помех движущемуся трамваю (согласно п.9.6 ПДД).

Если раньше КоАП не разграничивал ответственность за поворот, разворот, обгон либо движение по встречке, то с новой редакцией все изменилось.

Теперь поворот и разворот наказывается денежным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей, что указано в ч.3 ст. 12.15 КоАП, а обгон либо выезд на встречку чреват лишением прав в соответствии с ч.4 ст.12.15 КоАП.

Выезд на встречную полосу движения трамвая с целью разворота, объезда либо поворота налево не может быть квалифицирован как выезд на встречку, а значит, не чреват лишением водительских прав. Максимальное наказание в такой ситуации – это штраф.

Однако если вы совершите выезд на полосу движения трамвая, а после этого еще и на встречку, вы будете наказаны за оба правонарушения. То есть вас не только лишат прав, но и оштрафуют.

Единственный нормативно-правовой акт, который применяется при выезде на встречку с целью разворота, вопреки размещенным знакам или дорожной разметке, – это ч.3 ст.12.15 КоАП.

Пример

Вы двигаетесь по двухполосной дороге, где на каждое направление выделяется по одной полосе. Далее вы нарушаете требование дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков (3.20 «обгон запрещен», 3.22 «обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» или же нарушаете требования знака 3.1 «Выезд запрещен»), выезжая на участок автодороги с односторонним движением с целью разворота или поворота.

В таком случае, инспектор ГИБДД применит ч.3 ст.12.15 КоАП. Но если данные знаки были вами нарушены для совершения обгона или движения по полосе встречного движения, инспектором будет применяться ч.4 ст.12.15 КоАП.

На сегодняшний день есть один неудобный аспект для водителей, связанный с данной ситуацией. Заключается он в том, что в связи с абзацем 2 п.2.6.8 ГОСТ Р 52289-2004, знак «Дорога с односторонним движением» не обязательно должен быть установлен при выезде на данный участок дороги с прилегающих территорий.

Получается так, что на таком участке вы можете выехать на встречную полосу абсолютно неосознанно. Однако, это не станет достаточным основанием для того, чтобы инспектор ГИБДД не составил на вас протокол об административном нарушении по ч.4 ст.12.15 КоАП.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ приравнивает ч.3,4 ст.12.15 КоАП к числу «специальных» в отношении ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КоАП. Это означает, что инспектор ГИБДД не может по закону составлять протокол о нарушении автомобильной разметки.

Наказание за выезд на встречную полосу

Какие же санкции предусматривает действующее законодательство за нарушение требований ПДД в виде выезда на встречку?

Прежде всего следует отметить, что при движении по встречной полосе на двухполосной дороге, водитель всегда нарушает ПДД.

Это чревато денежным штрафом в размере 5000 рублей либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное правонарушение чревато либо лишением прав на 1 год, либо еще одним штрафом на 5000 рублей, если нарушение было зафиксировано техническим средством (фото- видеоаппаратура и др.), что установлено ч.3.1 ст.12.16 КоАП.

Суровость наказания обусловливается тем, что данное нарушение представляет высокую опасность жизни и здоровью не только нарушителя, но и других участников движения, поскольку такой маневр приводит к возникновению потенциально-аварийной ситуации.

Аналогичный штраф будет применен к нарушителю, совершившему обгон на участке дороги, где размещены знаки либо дорожная разметка, запрещающая такой маневр.

В такой ситуации, вам нужно будет уплатить штраф в том же размере (5000 рублей) либо же лишиться прав на 4-6 месяцев. Рецидив чреват годом без прав на управление ТС либо штрафом 5000 р. (согласно ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП).

Суровость такого наказания объясняется тем же, что и предыдущего – высокая опасность возникновения аварийной ситуации.

Если же вы совершите объезд по встречной полосе на участке дороги, где такой маневр запрещается Правилами, тогда придется нести уже другую ответственность.

Она не только легче и дешевле, но и совершенно не связана с лишением прав на управление транспортным средством. Ее вид – это денежный штраф в размере 1000-15000 рублей, что установлено в ч.3 ст.12.15 КоАП.

С чем связана такая мягкость, ведь с виду, это такое же преступление? Объяснение достаточно простое – во-первых, при объезде, в отличие от обгона, вы проведете на встречной полосе гораздо меньше времени.

А во-вторых, даже пребывание на встречке будет являться, скорее, вынужденной мерой, чем злостным нарушением российского законодательства.