Икона божией матери троеручица что означает. Зачем Богородице третья рука? Икона Богоматери “Троеручица”

Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.

Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Икона Божией Матери “Троеручица” и её значение

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого .

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа – хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой – вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

Когда тетя перенесла тяжелый перелом руки и носила гипс, я часто приходила к ней домой, чтобы ее проведать. Не просто поговорить, а помочь с приготовлением еды, мытьем посуды, развешиванием стирки и глажкой. Однажды на прикроватной тумбочке я увидела удивительную икону Богородицы.

Одной рукой она держала Младенца, другую прикладывала к сердцу, а третьей… У нее была третья рука! Конечно, я тут же принялась расспрашивать, что это за образ такой. И оказалось…

В 8 веке нашей эры, когда гонения на христиан давно прекратились, мир захлестнули новые волнения: иконоборчество. Император Лев Третий стал призывать людей уничтожать иконы и не рисовать их, молясь только Господу, Сущему на небесах. Вместе с ликами святых уничтожалось много других христианских реликвий: статуи, мозаики, даже алтари.

Один из византийских придворных, Дамаскин, открыто противостоял императору, писал трактаты, всячески объясняя важность икон. Конечно, правителю это не нравилось, и он организовал подлог, а именно - письмо, которое выставляло Иоанна государственным предателем.

Византийский царь, при дворе которого трудился мудрец, поверил подлогу и приказал наказать Иоанна путем отрубления его руки.

Страдая от боли, праведник молился Святой Деве. В одну из ночей она пришла к нему и пообещала исцелить. И действительно, рука приросла! И только большой рубец остался на кисти как доказательство перенесенной Иоанном страшной раны.

В благодарность он заказал копию своей руки из серебра, после чего приложил ее к иконе в церкви, желая показать, что на самом деле его рука принадлежит Царице Небесной.

Кстати! Мощи святого Иоанна находятся не только в Греции и Венеции, но и в Санкт-Петербурге (Новодевичий монастырь, Казанский храм):

Народные легенды, связанные с этой иконой

Не все православные знали об Иоанне Дамаскине, но многие видели в церквях икону, на которой у Богородицы нарисовано три руки (по ошибке все три руки начали рисовать в одном стиле и одной одежде, поэтому все три многие наивные люди приписывали Богородице).

И вот такие истории люди выдумали.

  1. Как-то, когда Христос был еще младенцем, погнались за Его Матерью разбойники. Она бросилась в реку, чтобы спастись вплавь. Но было трудно и плыть, и держать малыша. Поэтому Дева попросила Иисуса дать ей еще одну руку, для удобства. Так и случилось.
  2. Один иконописец рисовал одигитрию. Когда икона была практически готова, он подошел к ней и вдруг увидел, что на изображении три руки. Как он мог так ошибиться? Художник тут же стер третью руку, но на следующий день она опять появилась. Мужчина опять зарисовал ее, но во сне к нему пришла Богородица и приказала больше не трогать икону - дескать, она должна выглядеть именно так. Конечно же, художник послушался.

О чем она говорит нам: значение

Маленький Иисус благословляет всякого смотрящего на икону, а Его Мать указывает на своего Сына, тем самым давая понять, к кому мы должны стремиться и кого просить о помощи.

Также есть мнение, что три руки означают: две ладони нужны Богородице для поддержания Сына, а третья - для помощи всем страждущим.

По стилю написания это - одигитрия (то есть путеводительница, так как Дева Мария указывает на Христа как на истинный путь любого христианина).

Дни празднования этой иконы

  • 28 июня (или 11 июля).
  • 12 (или 25) июля.

Где находятся самые почитаемые списки

В нашей стране есть много списков с данной иконы, она очень популярна в православии. Существует даже монастырь, построенный в ее честь. Но самыми целительными признаны образа, которые вы можете посетить в двух городах:

  • Москва (Свято-Данииловский монастырь). Здесь находится поистине старинный список 17 века, прославившийся излечением мастера, реставрировавшего икону. Этот человек имел проблемы с глазами, но он верил, что святыня поможет - и стал хорошо видеть.
  • Екатеринбург (известный Храм-на-Крови).

Вы не живете в России? Тогда может, вы из Украины? Посетите киевский монастырь Святой Троицы. Именно здесь находится Троеручица, которая остановила эпидемию тифа в городе в 19 веке.

Ну, а самая древняя копия - в болгарском Троянском монастыре. Братия считает ее своей защитницей, охраняющей монастырь много сотен лет.

Чего просят, припадая к ней

  • Естественно, больше всего - здоровья. Особенно Троеручице молятся люди, недуг которых связан с руками.
  • Также молятся о здоровье глаз, обретении хорошего зрения.
  • Да и вообще, к ней возносят любые молитвы о здравии, своем или родных, и многим она помогает.
  • Своей покровительницей Богородицу Троеручицу считают ремесленники.
  • Также это - защитница от злых наветов. Если человека оклеветали, он просит Богородицу помочь правде открыться.
  • Просят защитить их от недругов и врагов, а также нечистых помыслами «друзей».
  • Многие люди обращаются к этой иконе, если чувствуют, что их семейному спокойствию или дому что-то угрожает.
  • Наконец, просят увеличить благосостояние семьи. И не зря, ведь после исцеления Иоанна Дамаскина и византийский правитель поверил в то, что мудрец не мог желать ему зла, простил его, опять приблизил к себе и осыпал всяческими дарами.

Как стоит молиться

Конечно, если есть конкретная просьба (что-то болит, кто-то готовится к операции, чье-то доброе имя под угрозой), люди обращаются своими словами.

Но есть и определенные молитвы, созданные специально для этой иконы.

Они звучат так:


Больше о жизни и деятельности Иоанна Дамаскина (ударение на последнем «и»), святого, о котором, к сожалению, почти ничего не знает большинство наших православных, вы можете узнать из такого докладного видео:

Благодаря святому покровителю православия Иоанну Дамаскину икона «Троеручица» обрела славу, а верующие люди - чудотворную помощь. Икона Божией Матери имеет огромное значение для христианского мира и помогла многим, кто верил в ее силу.

Перед чудодейственным образом многие люди возносят молитвы Богородице , прося о великом заступничестве. Икона «Троеручица» является защитницей каждой страждущей души. Христиане относятся к ней с великим уважением. Она помогает всякому, кто искренне верует в святость данного образа и его чудеса.

История иконы

Иоанн Дамаскин всегда являлся истинно верующим человеком и защитником иконописи. Но в один момент ему было предъявлено обвинение в вероломстве. Мужчину очернили прямо перед Патриархом. Император приказал лишить его кисти руки и повесить на площади, чтобы все люди видели и боялись. Вечером, когда властитель немного успокоился, Иоанн попросил вернуть ему руку и вместе с отсеченной рукой закрылся в своей комнате.

Преподобный долго молился пред образом Богородицы . Он слезно молил исцелить его. В эту же ночь во сне к нему пришла сама Пресвятая Дева и оповестила его о том, что рука отсеченная впредь послужит ему для восхваления имени Божьего. Когда святой проснулся, он обнаружил свою руку целой и невредимой. Это событие и послужило тому, что мир узнал о необыкновенной святыне «Троеручице». В наше время данная икона по всему миру оказывает помощь многим несчастным.

Где находится икона

Образ Богородицы можно встретить во многих церквях России.
Одна из икон располагается в Москве в монастыре Даниловском. Данный образ создан в XVII веке. Чудеснейшим ее исцелением является восстановление зрения художника, занимающегося ее реконструкцией. Еще одна значимая икона располагается в Екатеринбургском Храме на Крови. Есть также монастырь Иконы Божией Матери «Троеручица».

В чем заключается помощь чудотворного образа

Множество чудес принесла икона миру. Она помогает исцелить заболевания рук, ног и глаз. При чтении молитв Богородице можно изгнать тревоги, грусть и скуку . Образ покровительствует людям, выполняющим производственную деятельность. Икона оберегает, ставит мощную защиту от недругов и обеспечивает материальными и духовными благами.

Значение иконы Божией матери

Многозначительность данной иконы Божией Матери «Троеручица» заключается в ее умение защитить. Она хранится в домах людей, ограждая семьи от трудностей и неудач. Этот образ дарит людям веру и помогает справиться с непростыми ситуациями. Особую помощь оказывает людям, страдающим от различных болезней. Молитвы перед иконой способствуют исцелению.

Молитвы пред иконой Божией Матери «Троеручица»

Первая молитва. «Великая Святая Дева Мария, преклоняемся пред Тобою и священным образом. Услышь нас, грешников, приносящих молитвы пред ликом Твоим. Мы молим о поддержке, не покинь же нас. Избавь нас от немощи и от грехов наших, от уныния и недугов. Прости нас многогрешных, наполни радостью и весельем тех, кто верует и преклоняется пред образом Твоим, да воспета Ты будешь в веках, да прославим имя Твое, ибо Ты народом избрана и возблагодарена вечно и навсегда. Аминь».

Вторая молитва. «Божественная, Превышающая всех во Святостях Своих Пречистая Дева! Пред Тобой преподаем на колени и молимся пред иконой святой Твоей, верую и помню о чуде Твоем великом, исцелении руки отсеченной Иоанна Дамаскина. Молю о помощи Твоей в исцелении, о, Святая Троеручица. Услышь нас и не оставь без внимания, не лиши помощи Твоей. Исцели и дай сил, прошу Тебя, Пресвятая Дева. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Празднество Иконы Божией Матери «Троеручица» осуществляется 11 и 25 июля. Каждый может помолиться пред иконой Божией Матери «Троеручица», попросить о помощи и исцелении. И поможет она каждому, кто истинно верует в ее чудотворную помощь и могущественную силу. Мы желаем вам крепкой веры, семейного благополучия, успехов во всем, и не забывайте нажимать на кнопки и

24.07.2017 05:40

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному...

Истинные христиане в период становления веры претерпевали суровые мучения, гонения, пытки. Одним из таких испытаний стало иконоборчество – движение, уничтожившее ценные алтари, образа, скульптуры святых, фрески, мозаики.

Именно тогда церковь понесла не только материальные, но и духовные убытки. На защиту христианских ценностей встал Иоанн Дамаскин. Именно с этим святым связана история появления образа Троеручица.

Икона Божией Матери Троеручица прославилась во времена Иоанна Дамаскина. Седьмой век нашей эры ознаменован страшными событиями гонений христиан, это период иконоборчества.

Воины, служившие еретику Льву Исавру, вламывались к православным верующим с целью поиска иконописных изображений, а их владельцев предавали смерти и мукам.

Дело обстояло иначе в Дамаске, это был мусульманский город, где правил богослов, верующий христианин Иоанн Дамаскин. Изучая Священное Писание, он доказывал правильность почитания икон – поклонение образу, а не физической причине.

Будучи первым министром у Халифа, все же он очень много сделал для православной веры. Его труды тайно переписывались, передавались, изучались. Однако это не нравилось императору, и он решил извести славного защитника православной веры.

Приказав своим слугам изучить почерк Дамаскина, он составил поддельное письмо, смысл которого заключался в предложении помощи овладением города Дамаска и предательстве местного Халифа Иоанном. Это письмо он отправил Халифу, лживо заявив, что дорожит миром с ним, а предателя советует казнить.

Несмотря на многолетнюю дружбу с Дамаскином, Халиф взбесился и, посчитав это подложное письмо настоящим, приказал отсечь своему министру кисть.

Именно эта кисть была повешена на базарной площади на всеобщее обозрение, а икона Троеручица в самом низу тоже украшена этой отсеченной кистью. Но что же случилось дальше, как разворачивались события, какова история возникновения иконы Троеручица?

Жестоко страдая от боли, Иоанн попросил у Халифа вернуть свою отрубленную кисть. Вспомнив все заслуги своего подданного, он ответил согласием. Затворившись в своем жилище, Иоанн перед образом Богоматери стал усердно молиться.

Приложив к ране свою кисть, он стал еще усерднее молиться, но заснул. В видении к нему пришла Богоматерь и заявила, что он здоров, а исцеленной рукой заповедовала ему прилежно трудиться.

Проснувшись, он убедился, что исцелен; после этого он изложил дивное песнопение своей Исцелительнице: «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…»

Весть о чудном исцелении распространилась по всей окрестности. Вскоре Халиф попросил прощения у Иоанна, пригласил продолжить свое служение. Однако он с этого момента решил посвятить свою жизнь лишь служению одному Богу.

Примкнув к обители Святого Саввы, он принял иноческий постриг. Чудотворный образ был с ним – в память об этом событии Иоанн отлил из серебра изображение кисти и прикрепил ее к нему. Вот почему икона так называется и что означает кисть, которая находится у ее основания.

История чудотворного образа очень интересна. Долгое время, вплоть до восьмого века, он находился на этом месте, затем его подарили Сербскому архиепископу Савве. Однако во время нападения на Сербию агарян верующие, попытавшись сохранить икону, привязали ее к ослику, затем пустили идти без провожатого.

Чудным образом животное дошло до горы Афон. Местные иноки встретили святыню и приняли как великий дар. Вот она, знаменательная икона Божией Матери Троеручица, увидеть ее можно на фото.

Интересно! На месте остановки ослика каждый год организуется крестный ход.

О чем молятся Троеручице?

Конечно же, каждого православного христианина интересует вопрос: икона Троеручица от чего помогает, и о чем молятся ей.

Конечно же, для исцеления болезней, увечий рук, ног, глаз обязательно нужно обращаться за помощью к Троеручице – на фото можно увидеть, как она выглядит.

Акафист иконе Троеручица, читаемый в тяжелый жизненный период, поможет изгнать горестные мысли, тоску, неуверенность, апатию .

О чем молятся женщины Божией Матери Троеручица – это о помощи по хозяйству, она придает сил и терпения. Особенно почитают ее люди, занимающиеся каким-либо ремеслом.

В чем еще помогает Троеручица и каково ее значение, может узнать каждый семьянин, который сталкивается с невзгодами и тяготами бытия. Она защитит семьи от людей с недобрыми намерениями и помыслами. С Божьей помощью произойдут непременные перемены, которые преобразят жизнь каждого православного христианина.

Если задуматься над тем, что означает икона Троеручица, можно понять, что в ней скрыт весь смысл нашей земной жизни. Иисус, находящийся на руках Богородицы, как будто благословляет всех, преклоняющихся перед иконой.

Владычица указывает на путь к спасению каждого. Значение в Христианстве этой иконы велико. Цель ее – донести до каждого, что исцеление мы можем получить, только если будем истинно верить и служить Богу.

Праздник иконы Божией Матери «Троеручица» во Введенском храме города Болхова

В общем, читают акафист иконе Троеручица и просят помощи у лика Богородицы при следующих обстоятельствах:

  • при семейных неурядицах;
  • для защиты от врагов;
  • при болезнях, для исцеления близких людей;
  • для улучшения благосостояния.

Празднование памяти этого чудотворного образа совершается два раза: 11 июля (28 июня по старому стилю) и 25 июля (12 июля). У нас святой лик почитается издавна, в этот день принято прийти в храм и поклониться святыне . Но в каком же храме находится икона Божией Матери Троеручица, куда пойти?

Где находятся самые почитаемые иконы?

Мы разобрались, в чем помогает святыня и почему называется Троеручицей, но где находится она у нас, где ей можно поклониться? В России она была известна с 1661 года, когда Московский Патриарх Никон удостоился этого великого дара. На территории страны сохранились множественные копии.

Паломникам можно посетить следующие обители:

  1. Московский Свято-Даниловой монастырь. Этот список один из самых почитаемых, написан он был в семнадцатом столетии. Во время его реставрации случилось очередное чудо. Мастер, страдавший слабым зрением, излечился.
  2. Храм-на-Крови, город Екатеринбург. Второй по значимости список находится именно тут.
  3. Успенский храм на Таганке, город Москва.

Есть и другие копии образа Богородицы, встречающиеся в других церквях: Покровский храм, Голики, Белобережская, Нилова пустыни, а также Алексеевский монастырь, Воронеж, Семеновский, Трехсвятительский, Борисоглебский храмы.

Помимо этого можно приобрести в обители Троеручицу, предварительно узнав, куда вешать, в чем она помогает.

Сомнения, где вешать икону, появляются обычно у молодых православных христиан. Как правило, домашний иконостас располагают в восточном углу дома или квартиры. Объясняется это тем, что восточная сторона считается у христиан символом прозрения, веры.

Если возникают какие-либо другие вопросы, служители храма обязательно ответят на них.

Список, находящийся в Гончаровском храме Успения, был снят с копии Ново-иерусалимского монастыря, подаренной в 1661 году хилендарскими иноками. Нужно отметить, что с пребыванием этой святыни связывают тот факт, что обитель не закрывалась даже во времена злостных гонений.

Более того, удалось сохранить все колокола и другие ценности храма. Сегодня перед чудотворным образом каждую пятницу читают акафист, а перед другим ликом, присутствующим на западной стороне храма, постоянно возносятся молитвы. Вот она – искренняя, сильная вера!

Важно! При возникновении любых трудностей Троеручица о нас позаботится и испросит у своего сына Божественную благодать.

Полезное видео

Подведем итоги

Церкви известны случаи исцеления верующих, молящихся чудотворной иконе. Святыня помогла спасти многих людей во время эпидемии тифа, она дарует спасение, благодать всем нуждающимся.

Перед образом молятся христиане о скорейшем выздоровлении близких, о собственном здоровье, благополучии. Святой лик укрепляет веру, направляет на праведный путь!

ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ К ПРОЧТЕНИЮ: ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ХОДИТЬ В ХРАМ "Если мы ходим в храм только тогда, когда у нас случается что-то неприятное, то получается, что мы у Бога просим скорбей. Мы словно бы говорим: «Господи, пока не дашь скорбей, я к Тебе не пойду" Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро - может быть, даже сегодня. Ты - крещеный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд - не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет. Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма? А ведь отводят именно мысли. Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола? Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви - или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди, к причащению, к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам - или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным. Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой - скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние - от лукавого. Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста - от дьявола. Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу. «А я хожу в церковь» Так иногда говорят и люди, которые заходят в храм освятить куличи, запастись крещенской водой, постоять на крестинах, проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И - довольно. Они считают, что в церковь ходят. Но сама Церковь так не считает. Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу (см.: Исх. 20, 8-11). День седьмой - это воскресенье. Воскресение Христово - это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение. Знаешь ли ты, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает. Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения. Все живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем. На работу мы идем, не задумываясь: идти - не идти? Как рабочий день - так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это все - в основном для тела. Но человек - это прежде всего его душа. Если бы школьники между почти постоянными каникулами иногда заходили в школу, чему бы они научились? Церковь - это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк. «У меня Бог в душе» ...Невидимый враг - очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: «У тебя Бог в душе!» А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам. На самом деле у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные - и это совсем не Бог. Как от всего этого освободиться? Как бороться с вражьими помыслами? Только с Божией помощью. Сам человек со «своими» вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи. Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: «Не соизволяю». Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу - отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. И они отойдут. Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви. Во время Божественной литургии в церкви совершается главное ее чудо, непостижимое даже для Ангелов. Сам Господь дал его нам для нашего спасения. Во время общей молитвы священников и прихожан на специально приготовленные в алтаре хлеб и вино сходит Дух Святой, и они становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. По виду, по вкусу они остаются хлебом и вином, но на самом деле это Сам Господь. Люди, которые причащаются Святых Христовых Тайн, по своему опыту знают, что они получают великую освящающую силу, исцеляющую и душу, и тело. Для того-то мы прежде всего и ходим в храм, и причащаемся, чтобы в наши уста, в наше тело, а тогда и в душу действительно входил Бог. Господь сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил: - Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается - не мню. Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Ведь мы же регулярно моемся - очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня. «Я еще не созрел» «Зрей! - говорит дьявол. - Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни. Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому». Чтобы прийти, нужно идти. Ну так иди. А куда идти? Конечно, в храм. В жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу. «Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение» Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело и мы увидим совершенно точно, что все, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир Ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще все изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно. Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа - и получил от Него прощение и вечное спасение. Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться к Господу. «Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?» Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!). Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста...» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся - и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко - не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь. Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого врага - делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел) - а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо? «Я не такой уж сильно верующий» Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все - в пути. Все мы хотим, чтобы наша вера стала крепче, хотим быть ближе к Богу. Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять. «С кем поведешься, от того и наберешься», - говорит народ. Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой - станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее. Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Господь поможет, Господь даст. А верующему - все возможно. Это тоже евангельская истина. «На Бога надейся, а сам не плошай» Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела... У христианина, который надеется на Бога, дел - невпроворот. И прежде всего - с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями - болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием... Только поворачивайся! И, конечно, занимайся своими обычными делами - перекрестившись, помолившись. Если Господь благословит твои труды, все будет спориться, все успеешь, и все пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно. А если год? А если жизнь? Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия - не задумываться. Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его. «А что в церкви делать?» У каждого православного в церкви дел очень много. Входя в храм (лучше - до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие - перед иконами и за упокой - на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан - о здравии, о упокоении. Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли. С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Почивший старец протоиерей Николай Гурьянов, который жил на острове под Псковом, говорил: - Какие вы счастливые, что вы верующие... Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве. Старайся ни с кем не беседовать - вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся - от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.Можно молиться и своими словами - о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы. О чем мы говорим с Богом? Прежде всего, мы Бога благодарим. Вот для чего мы ходим в церковь. Мы постоянно пользуемся Его бесчисленными благами... Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем. Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога. Никакое добро не бывает само собой разумеющимся. Это всё - победа над злом в главной битве, которая и есть жизнь. «Слава Богу за всё», - сказал в конце своей жизни, среди скорбей великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Вторая наша просьба к Богу - о прощении грехов. Все мы грешные, один Господь только без греха. И только Он может нам прощать грехи, очищать наши души. Третья просьба - о помощи Божией. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), - сказал Господь. Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные. Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу - от Него победа!» У него не было ни одного поражения. Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Мы молимся в церкви все вместе о мире всего мира. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах. Записки, которые мы подаем в церкви о здравии и упокоении, читаются в алтаре. На каждой Литургии батюшка вынимает из просфор частички за живых и умерших. В конце Литургии он погружает их во Святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми и молится: Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих. И тем, кого помянули, бывает великая польза. Просфоры потом раздаются в храме верующим. Они вкушают их, приносят домой, разрезают и каждый день едят натощак по кусочку, запивая святой водой. И сами освящаются. Сны о умерших Иногда нам снятся люди умершие. Снам вообще верить не положено, разгадывать их - дело опасное. Невидимый враг и здесь может обмануть. Приснился живой человек - просто помолись о его здравии, приснился умерший - помолись за упокой. И будет им польза. Особенно - если их помянуть в церкви. Сами себе почившие уже помочь не могут - только на нас надеются. Поэтому, если к нам придет мысль: «А стоит ли идти в церковь? Что там делать?» - можно будет ей ответить: «Да хоть бы умерших помянуть». Уже одно это - большое дело. Для них это - как хлеб. Люди приносят в церковь продукты (всё, кроме мяса) - милостыню, которая тоже усопшим на пользу. Одна раба Божия недавно принесла к нам в храм и положила перед кануном пакет гречки. Помянуть родителей. Потом смотрит - а пакета нет. Она расстроилась: как же это так, в храме? Ей советуют за свечным ящиком: - А вы подайте заказную записку на Литургию, это будет самый лучший помин. Она так и сделала. Через несколько дней приходит, обращается за ящик: - Я вас пришла благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. После этого мама покойница приснилась моей сестре. Такая веселая, довольная. Сестра у нее там спрашивает: «Что, мам, ты такая веселая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо. Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу». На вопрос о том, насколько важно поминать на Литургии живых и умерших, протоиерей Николай Гурьянов как-то сказал: - Поминайте, поминайте. Сказано: В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). И меня помяните. Иной раз можно услышать: «Оттуда (с того света) никто еще не приходил». Но на самом деле и приходили, и приходят. Протоиерей Сергий Лавров много лет был настоятелем храма Покрова Божией Матери села Игумново под Москвой. Пройдя финскую войну, когда он уходил на фронт в 1941 году, его мать, Елизавета, вдова расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, дала ему кусок хлеба и сказала: - Откуси. Придешь - и доешь. Так она верила в то, что вымолит его. И его укрепила, словно бы дала вкусить этой веры. Он вернулся в 1946 году - и доел. Пятьдесят два года прослужил священником. Когда его хоронили, матушка, Наталья Петровна, рассказывала, что за две недели до смерти он ей сказал: - А ты знаешь, ко мне папа с мамой приходили. - Что, приснились? - спросила она. - Нет, так приходили. Сказали: «Ну, теперь пора к нам». Помнится, когда мы, священники, читали над ним, как полагается, Евангелие, он лежал такой спокойный... Всё сделал: Родину защитил, трех дочерей вырастил, Богу послужил... И был подготовлен родителями к переходу в жизнь вечную. Так заканчивают жизнь праведники. Царствие им Небесное! «Я такой грешный, куда мне еще в церковь?» Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?» А куда же тебе еще? Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Пора именно в церковь. Давно пора! Пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом