Внешняя политика ссср и начало «холодной войны. Внешняя политика ссср. «холодная война

Исход Второй мировой войны свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Политическое влияние Советского Союза распространилось на Восточную Европу США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. В западной историографии начало холодной войны (состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая носила агрессивный характер. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне, У.Черчилль сформулировал цель «народов, говорящих на английском языке» - противостоять коммунистическим государствам. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы.

Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в мировую экономическую систему, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла , согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы исубсидии составили более 20 млрд. долларов. Цель плана – сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, подорвав влияние СССР в Восточной Европе. Этот план закрепил разделение мира на две части - Восток и Запад.

В 1949 г. произошло расчленение Германии, а также создание Атлантического пакта (НАТО ) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен. Кульминационным пунктом конфронтации двух держав – СССР и США – стало участие обеих в корейской войне (1950-1953 гг.), которая показала непримиримость двух противоборствующих систем.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенные годы явилось установление дружественных взаимо­отношений с государствами Восточной Европы. В 1949 г. была создана Межправительственная экономическая организацияСовет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Моделью развития стал для этих стран Советский Союз. В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы. На территории многих стран находились советские войска, стимули­ровавшие приход к власти в них социалистических правительств.

Наметившимся кризисом в отношениях Москвы со странами Восточной Европы стал советско-югославский конфликт, раз­разившийся в 1948 г. По мнению большинства историков одной из причин явилось негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии стать «руководящей» партией на Балканах. В результате нормальные дипломатические отношения Югославии со странами Восточной Европы были прерваны, а с 1950 г. полностью прекратились экономические связи СССР и стран народной демократии с Югославией.



Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене, в то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире .

После смерти Сталина начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. B 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название Организация Варшавского Договора (ОВД). В 1959 г. Н.С.Хрущев совершил визит в США. В 1963 г. был подписан договор крупных держав о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой.

Во второй половине 50-х годов стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. В 1956 г. объединенными вооруженными силами государств-участников Организации Варшавского Договора было подавлено антисоциалистическое выступление в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой.

В 1962 г. советское руководство приняло решение создать на американском континенте, на Кубе, ракетно-ядерную базу (США создали ракетную базу у границ СССР на территории Турции). Советские планы вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения. Вооруженные силы противоборствующих сторон были приведены в полную боевую готовность. Начался «карибский» кризис , который поставила мир у порога третьей мировой войны. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла, руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.

Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики:

Еще теснее сплотить соцлагерь в политическом, военном и экономическом отношениях;

Нормализовать отношения между Востоком и Западом;

Продолжать политику последовательной поддержки прокоммунистических движений и режимов во всем мире.

В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление им несколько большей экономической и политической свободы, чем ранее. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15–20 лет. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», строительство промышленных предприятий в разных странах.

Отношения с индустриально развитыми странами Запада носили в целом конструктивный характер. Со второй половины 60-х годов начала осуществляться политика «разрядки». Улучшились взаимоотношения между с Францией, с Федеративной Республикой Германией. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

Достаточно успешными были экономические связи СССР и Японии. В то же время СССР так и не заключил с Японией мирного договора. Основная причина состояла в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после Второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений между ведущими державами Запада и СССР находились и отношения Москва–Вашингтон. В 1972 г. состоялся визит в Москву президента США Р.Никсона. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. За 1973–1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз.

Пиком «разрядки» стало состоявшееся Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) . В 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

Конец «разрядке» нанесла советская ин­тервенция в Афганистан в 1979 г. Интервенция Советского Союза воспринималась США как агрессия, косвенно направленная и против них. Афганская акция положила начало новому периоду холодной войны. В результате к началу 80-х годов конструктивные контакты с западными странами практически прекратились.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие внутриполитические задачи решал СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)?

2. Чем характеризовались десталинизация и «оттепель» в разных сферах общественной жизни?

3. Раскройте противоречивость общественного развития в «эпоху Хрущева».

4. Докажите, что в сер. 60-х – 80-х гг. шел процесс нарастания кризисных явлений в различных сферах общественной жизни.

5. Охарактеризуйте основные направления и события внешней политики СССР в послевоенные годы (до сер. 80-х гг.)

Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах.
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли.

После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. 1946 год стал поворотным от политики сотрудничества этих стран к послевоенной конфронтации. В Западной Европе стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. "плана Маршалла", суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики с помощью предоставления финансовых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).

Одновременно в странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". После победы при поддержке СССР так называемых народно-демократических революций во второй половине 40-х годов у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР "сферы безопасности", что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-1948 гг.

Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы:
сначала в 1949 г. - Североатлантический союз (НАТО) под эгидой США, затем в 1955 г. - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.

Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику в основном косвенными методами, то США стремились поставить преграду для распространения коммунизма, делая ставку как на экономическое и политическое давление, так и на военную силу, что было связано прежде всего с обладанием США на протяжении почти всей второй половины 40-х годов монополией на атомное оружие.

Уже с осени 1945 г. в и Вашингтоне стали раздаваться довольно резкие высказывания в адрес друг друга, а с 1947 г. - открытые угрозы и обвинения. На протяжении 40-х годов происходило постоянное возрастание напряженности в отношениях Восток-Запад, достигшее апогея в 1950-1953 гг., во время войны в Корее.
До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых предпринимались попытки найти решения внешнеполитических вопросов. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

В оккупационных зонах США, Англии и Франции формировалась социально-экономическая система западного образца, а в восточной оккупационной зоне СССР - модель сталинского социализма. Осенью 1949 г. была образована Федеративная Республика Германии, а затем - Германская Демократическая Республика.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе аналогичные процессы происходили в Китае и Корее.

Еще в 1945 г. СССР, США и Англия договорились отказаться от вмешательства во внутриполитическую борьбу в Китае, однако как США, так и СССР поддерживали своих союзников - гоминьдановцев и коммунистов. Фактически гражданская война в Китае в 1945-1949 гг. была косвенным военным столкновением между США и СССР. Победа китайских коммунистов резко повысила влияние Советского Союза в регионе и, естественно, ухудшила положение США, так как они потеряли самого сильного и мощного союзника в лице гоминьдановского Китая.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х годов не образовывали единого военно-политического союза. Но это совсем не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических стран.

Несмотря на большие дотации, советская экономическая помощь не могла сравниться по эффективности с американским "планом Маршалла". "План Маршалла" был предложен и Советскому Союзу, однако сталинское руководство не могло не отвергнуть его, так как развитие демократии, частного предпринимательства и соблюдение прав человека было несовместимо с тоталитарной концепцией управления страной, которую осуществлял Сталин.
Отказ СССР от принятия "плана Маршалла" был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма, наиболее ярким проявлением которого были гонка вооружений и взаимные угрозы.

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала корейская война 1950-1953 гг. Начав войну, войска северокорейского правительства Ким Ир Сена в течение нескольких недель разгромили армию Южной Кореи и "освободили" почти весь Корейский полуостров. США вынуждены были применить свои войска в Корее, действовавшие под флагом ООН, которая осудила агрессию Северной Кореи.
Северную Корею поддерживали Китай и СССР. СССР полностью взял на себя снабжение, а также воздушное прикрытие как китайских войск. Мир оказался на грани глобальной войны, так как в Корее практически происходило военное столкновение СССР и США.

Но война не разразилась: советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, в последний момент отказались от открытых боевых действий друг против друга. Завершение корейской войны перемирием, смерть Сталина ознаменовали собой некоторый спад напряженности в противостоянии социализма и капитализма.

Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, характеризовался во внешней политике непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советским и западным правительствами во внешней политике СССР оставались в значительной мере сталинские рецидивы.

Урок по истории на тему «Внешняя политика СССР и начало ”холодной войны”.

Дается представление о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок на тему «Внешняя политика СССР и начало ”холодной войны”»

Цели урока:

  • сформировать у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах;
  • формирование умений систематизировать исторический материал; устанавливать причинно- следственные связи; отрабатывать навыки работы с текстом учебника, сравнительной таблицей; логично мыслить, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • воспитание целостной картины мира, формирование интереса к прошлому своей страны, воспитание культуры общения.

Тип урока : комбинированный урок с элементами практической работы

Понятия : доктрина «»сдерживания коммунизма», доктрина «отбрасывания коммунизма», план «Дропшот», международное движение защитников мира, страны «народной демократии», страны «третьего мира».

Оборудование : учебник Левандовский А. А. История России XX- начало XXI века, раздаточный материал, мультимедийная презентация, проектор, атласы.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подведение итогов

Ход урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 мин

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Вопросы устно:

  1. Показать (назвать), как изменилась территория Европы и Азии по окончанию Второй мировой войны.
  2. Каково значение образования ООН? Какие цели преследует ООН?
  3. Назовите дату и города, в котором происходили судебные процессы бывших лидеров гитлеровской Германии и японских милитаристов. Какие обвинения выдвигались военным преступникам?
  4. Какие основные изменения произошли в системе международных отношений после Второй мировой войны?

Отвечают на вопросы.

Вводная беседа. Целеполагание

Уч.: Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависели судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в противоборство двух сверхдержав.

Уч.: Назовите эти сверхдержавы?

Почему противоборство именно этих стран?

Как называется это противоборство?

Уч.: Верно. Нам с вами предстоит вспомнить, в чем же заключалась холодная война, а также какие события происходили в это время.

СССР и США

Это страны-победительницы. США вышли из войны в сильнейшем экономическом и военном отношении державой.

Холодная война.

Отношения с бывшими союзниками

Уч.: С началом «холодной войны» значение понятий «Запад» и «Восток» поменялось. К западу относились союзники США, а к востоку – СССР и дружественные ему социалистические страны. Таким образом, можно сказать, что дружеские отношения между союзниками по Антигитлеровской коалиции с началом «холодной войны» перестали быть таковыми.

Уч.: Как вы считаете, чем была вызвана конфликтность в отношениях между СССР и США?

Уч.: Предлагаю начать с истоков «холодной войны».

5 марта 1946г. У. Черчилль в Фултоне произнес свою знаменитую речь, в которой заявил, что железный занавес отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.

Этими словами Черчилль и подготовил мир к началу «холодной войны».

Уч.: 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речью, которая стала доктриной внешней политики государства. Доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».

И эту речь тоже считают истоком «холодной войны».

Уч.: Практическое воплощение доктрины Трумэна – это план Маршалла, действовавший в 1948-1952 гг. «План Маршалла» об оказании многомиллиардной помощи странам Западной Европы имел целью укрепить устои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы закабаления американским империализмом.

Уч.: В ответ на план Маршалла СССР в 1949 г. учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его целью было укрепить союзнические отношения с социалистическими странами и предоставить им помощь.

Уч.: Таким образом, хорошо видна начавшаяся конфронтация между двумя сверхдержавами.

Уч.: В апреле 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз США и 11 западных стран.

Уч.: Прочитайте выдержки из Североатлантического договора и ответьте на вопросы. (Приложение 1).

Уч.: В противовес НАТО в 1955 г. для укрепления отношений между социалистическими странами явилось образование Организации Варшавского Договора (ОВД). Прочитайте выдержки из ОВД и ответьте на вопросы. (Приложение 2).

Уч.: Теперь давайте заполним таблицу

«Страны-участницы военно-политических блоков периода «Холодной войны».

Уч.: Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.

1)идеологическими разногласиями. Жестко ставился вопрос: коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия? 2) стремлением к мировому господству и раздела мира на сферы влияния. 3) нежеланием подлинного разоружения. Гонка вооружения.

Читают документ и отвечают устно на вопросы.

Складывание социалистического лагеря

Уч.: Как мы знаем Сталин и все советское руководство стремилось установить социализм по всей Европе. По всей Европе установить социализм не удалось, однако при прямом содействии Москвы устанавливаются коммунистические и просоветские режимы (см. на слайд.).

Уч.: Прочитайте теперь пункт в учебнике на стр. 229-230 и ответьте на вопрос: Какие события стали кульминацией обострения отношений между Востоком и Запалом в 1948-1953 гг.

Уч: Верно. В сентябре 1949 г. произошел раскол Германии. Образовались два государства - ФРГ и ГДР.

Пиком противостояния двух систем стала корейская война (1950-1953 гг.). Она стала первым военным столкновением, в котором СССР и США оказались по разные стороны линии фронта.

В 1948 г. – разрыв СССР с Югославией, Корейская война (1950-1953), создание ФРГ и ГДР.

СССР и страны «третьего мира»

Уч.: После 2МВ начался необратимый процесс распада колониальной системы. Советское правительство поощрял национально-освободительную борьбу угнетенных народов. Причем Сталин пытался укрепить собственные позиции в странах «третьего мира».

Уч.: Давайте вспомним, какие страны называют странами «третьего мира»?

Уч.: Таким образом, возник ряд суверенных государств.

Как вы понимаете понятие «суверенное государство»?

Уч.: Как мы с вами уже выяснили, в ходе «холодной войны» развернулось ожесточенное соперничество сверхдержав за влияние в различных регионах планеты.

В странах третьего мира Сталин стремился укрепить свои позиции. Он высказывал намерение надолго обосноваться в Иране, находившемся с 1941 г. под совместной оккупацией Великобритании и СССР. Там Москва активно помогала оппозиционной партии Туде (коммунистическая партия) и сепаратистским движениям курдов и азербайджанцев. В декабре 1945 г. при советском содействии были провозглашены на севере Ирана автономная республика Азербайджан и Курдская народная республика. После жесткого противодействия Англии СССР был вынужден вывести оттуда войска.

Страны «третьего мира» - развивающиеся страны.

Основная черта – колониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культуре этих стран.

Суверенное государство – государство с полной независимостью от других государств в его внутренних делах и международной политике.

Подведение итогов

Уч.: Таким образом, можно сделать вывод о том, что феномен «разорванных надвое народов» как в Европе, так и Азии, на долгое время оставался символом биполярного раскола мира.

Приложение 1

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ

НАТО (Организация Североатлантического договора) – военно-политический союз, формально носивший оборонительный характер. В 1949 г. участниками НАТО стали: США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. В этом блоке главенствующая роль отводилась США.

(извлечение)

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и всеми правительствами.

Они преисполнены решимости оградить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и господства права. Они стремятся обеспечить стабильность и благосостояние в Североатлантическом регионе. Они твердо решили объединить свои усилия для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности.

Поэтому они договорились о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1. Договаривающиеся стороны обязуются, как это обусловлено Уставом ООН, разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Объединенных Наций.

Статья 3. Чтобы более эффективно осуществить цели настоящего договора Договаривающиеся Стороны, порознь и совместно, путем постоянной и эффективной самопомощи и взаимопомощи, будут поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность и сопротивляться вооруженному нападению.

Статья 4. Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из Сторон будут поставлены под угрозу.

Статья 5. Договаривающиеся Стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех них; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность района северной части Атлантического океана. Обо всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых в результате него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 10. Договаривающиеся стороны могут, по единодушному соглашению, пригласить присоединиться к договору любое другое европейское государство, которое в состоянии способствовать развитию принципов настоящего договора и содействовать безопасности североатлантического региона. Любое приглашенное таким образом государство может стать стороной в договоре путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки своего документа о присоединении. Правительство США будет уведомлять каждую из договаривающихся сторон о сдаче на хранение каждого такого документа о присоединении.

Вопросы и задания:

  1. Выделите в документе цели НАТО.
  2. Как формулирует договор способы достижения этих целей?
  3. Почему в документе содержится множество ссылок на Устав ООН?

Приложение 2

ДОГОВОР О ДРУЖБЕ, СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ

(ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР)

В мае 1955 г. была создана Организация Варшавского договора (ОВД) – военно-политический союз, призванный уравновесить влияние НАТО. Варшавский договор был подписан руководителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Главенствующая роль в ОВД отводилась СССР.

(извлечение)

Договаривающиеся Стороны,

вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе,

учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации Парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза», с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств,

будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе,

руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,

в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела,

решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи...

Статья 1. Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Статья 2. Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей.

При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.

Статья 3. Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности.

Они будут безотлагательно консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств -участников Договора, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.

Статья 4. В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 11. Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет...

В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора...

Вопросы и задания:

  1. Выделите в документе цели Организации Варшавского договора.
  2. Как формулирует договор способы достижения целей организации?
  3. Заполните таблицу «Страны-участницы военно-политических блоков периода «Холодной войны»

НАТО

ОВД


Сразу после окончания второй мировой войны антигитлеровская коалиция распалась. Бывшие союзники не смогли договориться между собой о том, как будет выглядеть послевоенный мир.

Причины «холодной войны». Лидеры США и Великобритании стремились не допустить усиления влияния СССР в Европе и мире. Прежде всего, они не хотели, чтобы в странах Восточной Европы, освобожденных советскими войсками, утвердились просоветские и прокоммунистические режимы. Боялись и прихода компартий к власти в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Италии, Франции и Греции, где компартии были лидерами и героями антифашистского сопротивления. Уже 24 апреля 1945, т.е. тогда, когда советские войска еще только штурмовали Берлин, британский премьер У. Черчилль заявил своим соратникам: «В дальнейшем отношения с СССР можно строить только при признании русским народом англо-американской силы. … Советская Россия стала смертельной опасностью для свободного мира. …против ее дальнейшего продвижения должен быть немедленно создан новый фронт. …. этот фронт в Европе должен пролегать как можно дальше на Востоке».

Сталин, в свою очередь, стремился максимально укрепить влияние СССР на мировой арене и видел главную задачу в том, чтобы превратить восточноевропейские страны в надежных союзников СССР.

Коренное противоречие во внешнеполитических целях бывших партнеров по антигитлеровской коалиции привело к тому, что сразу после окончания второй мировой войны на международной арене возникли два новых противоборствующих блока: западный и восточный. Они вступили в противостояние, которое осуществлялось в основном идеологическими, политическими и экономическими средствами и поэтому получило название «холодной войны».

Символической датой начала «холодной войны» принято считать 5 марта 1946. В этот день в американском городе Фултоне У. Черчилль, уже бывший премьер, выступил с речью, в которой говорил о «коммунистической угрозе»:

«В большом числе стран, далеких от Российских границ … коммунистические пятые колонны … работают в полном единстве и абсолютном повиновении к указам, которые они получают от коммунистического центра. … Даже в Британском Содружестве наций и в Соединенных Штатах, где коммунизм еще в младенчестве, коммунистические партии или пятые колонны составляют возрастающий вызов и опасность Христианской Цивилизации».

Для противодействия этой угрозе Черчилль предлагал создать союз западных стран под руководством США и Великобритании.

Сталин немедленно отреагировал на фултонскую речь. В интервью, опубликованном в газете «Правда» 16 марта 1946, он изложил свое видение ситуации в мире в целом, и в Восточной Европе, в частности. Отметив, что именно через территории стран Восточной Европы Германия напала на СССР, Сталин задал вопрос: «Что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу?»

Далее Сталин заявил, что Черчилль, прикрываясь разговорами о демократии, хотел бы посадить в правительства восточноевропейских стран ставленников Запада и тем самым вернуть довоенную ситуацию. Касаясь роста влияния компартий во всем мире, Сталин объяснил это тем, что «в тяжелые годы господства фашизма в Европе коммунисты оказались надежными, смелыми, самоотверженными борцами против фашистского режима, за свободу народов».

Создание западного блока . Объяснения Сталина не удовлетворили президента США Трумэна, который приступил к созданию предложенного Черчиллем западного блока. США имели необходимый потенциал для того, чтобы возглавить этот блок. Прошедшая мировая война была для США периодом небывалого роста экономики и военно-политического могущества. Достаточно сказать, что США сосредоточили в своих руках 2/3 мирового золотого запаса и обладали монополией на ядерное оружие. Лидеры США открыто заявляли о претензиях на мировое господство и стремились утвердить его посредством политики «сдерживания коммунизма».

Эта политика нашла свое выражение в «доктрине Трумэна», принятой конгрессом США в марте 1947. В рамках доктрины конгресс США выделил 400 млн долларов для оказания экономической и военной помощи Греции и Турции в течение года с тем, чтобы не допустить победы прокоммунистических сил в этих странах. В дальнейшем сумма помощи была увеличена и к 1950 составила 650 млн долларов.

В апреле 1948 вступила в действие «Программа восстановления Европы», предложенная Дж. Маршаллом, государственным секретарем США, и известная как «план Маршалла» . США предложили европейским странам крупную экономическую помощь при условии установления американского контроля над распределением помощи, поощрения частного предпринимательства и свободного допуска американских товаров на рынки европейских стран. «План Маршалла» препятствовал проведению социалистических преобразований в восточноевропейских странах, что побудило правительство СССР его отвергнуть и не рекомендовать принятие американской помощи своим союзникам. Впрочем, как впоследствии стало известно, Трумэн и не собирался предоставлять помощь России.

«План Маршалла» приняли 17 западноевропейских стран. За период с 1948 по 1951 они получили экономическую помощь на сумму в 13 млрд долларов. Основная часть выделенных средств представляла собой кредиты на закупку американских товаров. Экономическая и политическая поддержка со стороны США помогла правым кругам во Франции и Италии, а также в ряде других западноевропейских стран расколоть левые силы и удалить коммунистов из состава послевоенных коалиционных правительств.

Берлинский кризис . В 1948 США взяли курс на раздел Германии путем объединения западных зон оккупации (американской, английской и французской) и создание там государства, которое было бы верным союзником Запада. В состав этого государства явочным порядком включалась и западная часть Берлина, которая находилась в советской зоне оккупации, но по Потсдамским соглашениям 1945 контролировалась западными союзниками. В ответ на эти действия в июне 1948 Сталин дал указание ограничить доступ в Восточную Германию и Западный Берлин граждан и товаров из Западной Германии. Западный Берлин был блокирован. Возник так называемый «берлинский кризис» – первый крупный кризис в Европе в эпоху «холодной войны». Советская сторона была готова его урегулировать при условии отказа Запада от сепаратного раздела Германии. В случае же такого раздела блокада должна была побудить Запад отказаться от Западного Берлина, который был отделен от западных зон многими километрами. Однако правительства США и Великобритании не пошли на уступки и организовали «воздушный мост», перебрасывая в Западный Берлин продовольствие по воздуху – по трем воздушными коридорам, которыми они могли пользоваться по своему усмотрению для снабжения своих войск, находившихся в Западном Берлине. Несмотря на шумную пропаганду, нормально кормить по воздуху 2-х миллионное население Западного Берлина было невозможно. Блокада продолжалась почти год. В мае 1949 Сталин ее отменил, поскольку в Западном Берлине резко возросли заболеваемость и смертность среди гражданского населения. Блокада Западного Берлина не нравилась населению всей Европы, что активно использовалось в антисоветской пропаганде. Западные страны также пошли на некоторые уступки, отказавшись от планов прямого включения Западного Берлина в состав создаваемого ими государства. Западный Берлин был объявлен автономным самоуправляемым городом, но его статус не был окончательно урегулирован. Берлинский кризис носил ограниченный и управляемый характер: ни Сталин, ни Трумэн не хотели начинать войну из-за Западного Берлина. В то же время обе стороны продемонстрировали, что готовы жестко защищать свои интересы.

20 сентября 1949 в трех западных зонах оккупации образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В ответ в восточной зоне 7 октября 1949 была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

На фоне Берлинского кризиса Вашингтону удалось создать в апреле 1949 военно-политический блок НАТО (Организацию Североатлантического договора), направленный против СССР. Членами блока стали США, Канада, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португа­лия. В 1952 в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 - Федеративная Республика Германия.

Создание Восточного блока . Если Трумэну удалось консолидировать страны Западной Европы и не допустить там прихода к власти левых сил, то Сталин сделал все возможное для утверждения коммунистических правительств в странах, освобожденных от германской и японской оккупации при помощи Красной Армии. Степень и характер советской помощи компартиям были различными. В политическом плане в Югославии и Албании коммунисты пришли к власти самостоятельно, опираясь на поддержку большинства населения. В Польше, Венгрии и Румынии решающее воздействие на исход борьбы за власть и выбор пути развития оказало присутствие советских войск. В Болгарии и Чехословакии коммунисты победили при опоре на советский фактор и на достаточно высокую степень своего собственного влияния. В Китае, северных частях Кореи и Вьетнама коммунисты пришли к власти в основном собственными силами. Советская помощь помогла новым союзникам СССР быстро получить международное признание, урегулировать ряд вопросов о границах.

В экономическом плане СССР помогал всем своим союзникам. Однако его помощь не могла сравниться с объемами помощи, которую США предоставили западноевропейским странам по «плану Маршала». Тяжелая экономическая ситуация затрудняла осуществление политических преобразований в Восточной Европе. В период с 1945 по 1948 в восточноевропейских странах сложился режим «народной демократии»: существовала многопартийность, многоукладная экономика, левые партии вели поиски своего национального пути к социализму. Однако в обстановке «холодной войны» и жесткого противостояния, Сталин пошел по пути навязывания восточноевропейским странам советского опыта форсированного перехода к социализму. Это оборачивалось грубым вмешательством во внутренние дела восточноевропейских стран. Такая практика породила много проблем, в частности, привела в 1948 к конфликту с руководством Югос­лавии. Иосип Броз Тито, глава правительства и лидер компартии Югославии, не согласился с авторитарной манерой сталинского руководства, что привело к разрыву советско-югославских отношений.

В 1949 в Москве в ответ на «план Маршалла» была создана организация экономического характера - «Совет экономической взаимопомощи» (СЭВ). В состав организации вошли Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. В 1950 в СЭВ вступила Германская Демократическая Республика. Сталин не пошел на создание военного блока по типу НАТО, но в военно-политическом плане СССР был связан с восточноевропейскими странами двусторонними договорами о дружбе и взаимопомощи.

«Холодная война», создала почву для целого ряда локальных вооруженных конфликтов. Наиболее крупным конфликтом стала война в Корее (1950–1953) . В конце второй мировой войны территория северной Кореи была освобождена от японских милитаристов советскими войсками и партизанскими отрядами во главе с коммунистами. Южная Корея была освобождена при помощи американских войск. В результате на Севере и Юге Кореи сложились разные политические режимы, и страна оказалась разделенной по 38-й параллели. При этом северокорейское правительство пыталось присоединить южную часть страны, а правительство Южной Кореи хотело распространить свою власть на север. Обе стороны готовились к войне. Сталин долгое время сдерживал правительство Северной Кореи. Однако в 1950 после победы коммунистов в Китае лидер китайских коммунистов Мао Цзе Дун обещал северокорейскому лидеру Ким Ир Сену военную помощь, и тот получил согласие Сталина на проведение военной операции по воссоединению страны. СССР направил в КНДР несколько сотен военных советников, специалистов и технику. 25 июня 1950 армия КНДР начала наступление и быстро заняла почти весь юг.

США добились осуждения действий КНДР в ООН, и под флагом ООН в Корею были направлены войска США и ряда их союзников. К ноябрю они захватили почти всю северную Корею. Тогда до 30 дивизий «китайских добровольцев» (750 тыс.) перешли границу. Авиация США начала бомбить северные районы Китая. Их прикрыла с воздуха советская авиация. Бои закончились восстановлением прежней линии раздела. Сдержанная позиция советского руководства привела к тому, что локальный военный конфликт не перерос в крупномасштабную войну с участием СССР и США. Однако конфликт имел очень тяжелые последствия. В ходе войны было убито и ранено до 4 млн корейцев, из них 84 % - мирные жители. Китай потерял около 1 млн убитыми и ранеными. США потеряли убитыми и ранеными около 390 тыс. военнослужащих (из них убитыми, по американским данным,-54 тыс.). Участие СССР свелось, в основном, к оказанию авиационной поддержки. Число погибших советских летчиков, советников, техников составило 299 чел.

Новая расстановка сил в мире объективно способствовала усилению национально-освободительного движения в колониях . Осенью 1945 народы Индокитая начали борьбу против французских колонизаторов и в 1954 принудили Францию признать независимость Лаоса, Камбоджи и Демократической Республики Вьетнам. В 1945 народ Индонезии провозгласил и отстоял свою независимость в войне против голландских колонизаторов. Великобритания в 1947 была вынуждена признать независимость Индии, а затем Цейлона и Бирмы. На Ближнем Востоке в первое послевоенное десятилетие добились независимости народы Сирии, Ливана, Иордании, Туниса и Марокко. Большая часть новых государств становились членами «движения неприсоединения» к военным блокам великих держав, созданного по инициативе Индии, Египта и Югославии.

Таким образом, послевоенные изменения в мире носили противоречивый характер. С одной стороны, нарастал процесс ослабления сил империализма и колониализма: начался крах колониальной системы, которую Запад создал и эксплуатировал несколько столетий. С другой стороны, в мире появились два военно-политических блока, вступивших в жесткое противостояние. Оно негативно сказывалось на экономическом и политическом развитии многих стран мира.

Идеологическая война . «Холодная война» сопровождалась активной пропагандой, которая достигла масштабов идеологической войны. Запад представлял себя защитником свободы и демократии и обвинял СССР в стремлении насадить коммунистическую диктатуру. Москва же говорила о готовности помочь народам мира построить подлинную демократию: социально справедливое общество, в котором бы господствовал принцип распределения по труду, а не по капиталу. На практике обе стороны не стеснялись в выборе методов для достижения своих целей. Однако у США было одно явное преимущество: любую свою внешнеполитическую акцию они могли подкрепить мощным экономическим ресурсом. СССР был лишен такой возможности, что заставляло его часто полагаться на грубую силу.


Похожая информация.


1 слайд

2 слайд

3 слайд

Ход урока Причины «холодной войны» СССР и «план Маршала» Создание двух систем союзов

4 слайд

В ожидании лучшего… Пережившие страдания, лишения, горечь утраты близких, люди в десятках стран мира, в том числе и в СССР, мечтали, чтобы закончившаяся война была последней в истории человечества.

5 слайд

В ожидании лучшего… Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения между державами победительницами, СССР и США, в 1945-1947 гг. стремительно ухудшались. Их соперничество привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов. Оно все чаще характеризовалось как «холодная война». См. видео «Первая сессия генеральной ассамблеи»

6 слайд

Понятие «холодной войны» Термин «холодная война» был введён американским журналистом и писателем-фантастом У. Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между капиталистическими и социалистическими странами во главе с США и СССР.

7 слайд

Причины «холодной войны» 1. Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции. 2. Стремление СССР и США к доминированию в послевоенном мире. 3. Противоречия между капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. 4. Политические амбиции руководителей СССР(Иосиф Сталин) и США (Гарри Трумэн)

8 слайд

«Холодная война» сопровождалась: 1. Гонкой вооружений и усиленной подготовкой к «горячей» войне; 2. Соперничеством во всех сферах общественной жизни; 3. Острой идеологической борьбой и созданием образа внешнего врага; 4. Борьбой за сферы влияния в мире; 5. Локальными вооруженными конфликтами.

9 слайд

Кто виноват? США и страны Запада. В своей речи в марте 1946 г. У.Черчилль призвал противопоставить силе СССР силу англосаксонского мира. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов. «Доктрина Трумэна» - «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР; поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы. План Дж. Маршалла: усиление проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны (17 млрд. долларов)

10 слайд

11 слайд

Кто виноват? СССР Стремление изменить режим черноморских проливов. Возвращение Карского и Ардаганского округов. Совместное управление Танжером (Северная Африка). Заинтересованность в изменении режима управления Сирией, Ливаном. Протекторат СССР над Триполитанией (Ливия). В 1949 г. СССР произвел первое испытание ядерного оружия. Советские ученые первыми разработали новое поколение оружия - термоядерное. 1947 год. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу. Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

12 слайд

13 слайд

План «Маршалла» (официальное название - «Программа восстановления Европы») - программа помощи Европе после Второй мировой войны, выдвинутая в 1947 г. госсекретарём США Дж. Маршаллом. В рамках реализации этой программы на Парижской конференции 12 ― 15 июля 1947 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества. На эту конференцию были также приглашены представители СССР и государств Восточной Европы, однако Сталин не допустил участия в обсуждении ни одной из находившихся под советским контролем стран. В «Плане Маршалла» приняли участие 16 государств Европы: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. После создания Федеративной республики Германия, действие «Плана Маршалла» было распространено и на это государство. Эл. Учебник: стр. 12 (верх)

14 слайд

Условия: Все эти страны получили помощь США при условии: отказа от политики национализации промышленности, сохранения свободы частного предпринимательства, поощрения частных американских инвестиций, свободного доступа американских товаров в эти страны при одностороннем снижении ими таможенных тарифов и т. д.

15 слайд

16 слайд

Динамика ВВП и СССР в годы Второй мировой войны (млрд) Вопрос: Какова причина такой разницы в ВВП между двумя великими державами в годы 2-й мировой?

17 слайд

В 1947 году коммунисты восточноевропейских стран по указанию Информбюро решительно осудили «план Маршала». В противовес ему они выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы и при поддержке СССР

18 слайд

Вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна осенью 1947 г. Было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро)- международный координационный центр, созданный по решению совещания коммунистических и рабочих партий, состоявшегося в Польше в конце сентября 1947 г. В состав Коминформбюро вошли представители коммунистических и рабочих партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, Франции, Чехословакии, Югославии и Советского Союза. Первоначально штаб-квартира Коминформбюро размещалась в Белграде, однако после конфликта советского и югославского руководства она была перебазирована в Бухарест. На совещаниях Коминформбюро были приняты Декларация по вопросу о международном положении (1947), резолюции «Об обмене опытом и о координации деятельности партий» (1947), «Защита мира и борьба с поджигателями войны», «Единство рабочего класса и задачи коммунистических и рабочих партий» (1949).

19 слайд

В ответ на создание США Западноевропейского союза (ЗЕС) в январе 1949 года СССР и его союзники - Албания, Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия создали Совет Экономической Взаимопомощи. - межправительственная экономическая организация социалистических стран. Создана в 1949 г. по решению экономического совещания представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. В момент создания СЭВ речь шла о том, чтобы этим политическим актом продемонстрировать солидарность социалистических стран перед лицом Западной Европы, начавшей осуществление «плана Маршалла». Устав СЭВ вступил в действие лишь в 1960 г., когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ социалистической альтернативой европейского «общего рынка». В 1974 г. СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участниц, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. д.

20 слайд

21 слайд

В апреле 1949 г. США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегий, Дания, Исландия и Португалия учредили военно-политический союз – Организацию Североатлантического договора (НАТО).