В помощь школьнику. Окуджава булат шалвович - краткая биография - сочинение

(1924 - 1997)

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту "Огонька" Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:
- Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в "Калужской газете" областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в "Комсомольской газете" областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться... А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве "Молодая гвардия" - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете "Смена" по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: "На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским". Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - "Песня про Леньку Королева". Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. "Чем же она неправильно ориентирует?" - спросил я. - "А вот у вас там есть такие строчки: "он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь". Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации..."
Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня "О дураках". Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: "Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?" Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу... И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.
Краткая биография
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.
В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.
Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".
В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.
Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.
12 июня 1997 скончался после непродолжительной болезни в Париже. Последнее интервью
Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.
- Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?
- Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.
- Многие вас считают чуть ли не народным героем.
- Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.
- Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?
- Я все время пишу и все время работаю.
- А музыку пишете?
- Музыку, в полном смысле слова, я никогда не писал: я не знаю нот. А сейчас я вообще потерял к этому интерес.
- Почему?
- Не знаю, может потому, что исполнение своих стихов было не главной профессией, а хобби - мне нравилось, друзьям моим нравилось, ну я и пел. Потом играть на гитаре я так и не научился, может с этим связано отсутствие профессионального интереса, а может быть, с возрастом. Во всяком случае, последнюю песню я придумал года два назад. Я не могу сказать, что и раньше в этой области я работал очень активно - из ста стихотворений, которые я писал, в песни превращались максимум пять.
- Значит, вы прежде всего поэт?
- Прежде всего я человек, который пишет стихи, а поэт я или нет - не знаю.
- У вас есть какое-нибудь специальное образование, музыкальное или литературное?
- Нет-нет, я филолог, русист, закончил филологический факультет. Когда-то ребенком меня отдали в музыкальную школу, но на этом все и закончилось.
- Каковы сейчас ваши отношения с кино?
- Так сложились обстоятельства, что я был вовлечен в кино, у меня были прекрасные друзья-режиссеры, меня подключали к написанию сценариев, я писал сценарии в основном неумеючи, мучаясь, прибегая к помощи друзей. Кое-что получалось удачно. Но потом я возвращался домой, оставался один и писал свои романы и стихи, и это было главное.
Сейчас я из этого круга выбыл. Было время - мне предлагали, я отказывался, кончилось это время. Я свое предназначение выполнил, то, что мог, сделал. Потом перестали в кино употреблять песни этого жанра, этого стиля. Вообще искусство стало меняться. Везде уровень ресторана, но ресторанная песня - это ресторанная песня, и дай ей Бог здоровья, в ресторане ты не будешь слушать арию Каварадосси. Но когда эта музыка становится ведущей, это ужасно. Последнее время появились какие-то бездарные, безголосые, кривляющиеся исполнители, их называют звездами, они это всерьез в отношении себя воспринимают, вот эта пошлятина ресторанная - это плохо. Но думаю, пройдет.
- Булат Шалвович, вам нравятся Юрий Шевчук или Борис Гребенщиков?
- В рок-музыке я ничего не смыслю. Я не хочу сказать, что это плохо, но я ничего в этом не понимаю, я человек старомодный. Что касается Гребенщикова, я его давно знаю, и он мне интересен прежде всего как поэт, у него есть несколько вещей, которые меня просто очаровали. То же самое и Юрий Шевчук. Человек одаренный, яркий, своеобразный, но я воспринимаю только его стихи.
- Вас не раздражает, когда актеры или музыканты вдруг становятся коммерсантами или политиками?
- Нет, мне это совершенно безразлично и никак меня это не трогает, просто иногда мне их бывает жалко. Актеру быть политиком не следует. Участвовать в общественной жизни можно, но только на уровне гражданина. А куда-то избираться, переизбираться, лезть в депутаты - это все смешно и многие это уже поняли.
- Что такое, на ваш взгляд, интеллигентный человек?
- Интеллигентный человек - это прежде всего тот, кто стремится к образованию. Это человек, который против насилия. Бывает, что академик - жлоб, а рабочий - интеллигент. Вот говорят, Ленин интеллигентный человек. Никогда он не был интеллигентом, потому что интеллигент - противник насилия.
- Какой смысл вы вкладываете в понятие "свобода"?
- Свобода это, прежде всего, то, что в России неизвестно. Когда в России говорят свобода, подразумевают воля. Что значит воля? Делай, что хочешь, а свобода - это воля в рамках закона. У нас или воля, или полное холопство, поэтому мы сейчас и мучаемся. Свобода это прежде всего уважение к личности. Я живу в рамках собственного предназначения, но я никогда не позволю себе нарушать покой соседа или образ жизни другого человека ради себя - вот это и есть свобода. У нас сейчас кричат - демократия, свобода, да никакой у нас демократии нет, демократия - это состояние крови, это вырабатывается даже не десятилетиями, а поколениями, это должно быть внутри у человека.
- Вы религиозный человек?
- Я православный по своим предкам. Но в душе я абсолютный атеист и сегодня лукавить не стану. И я должен сказать, что у меня не вызывает трепета наша православная церковь, потому что она находится на том же уровне, на котором находится и наше общество, она мне не симпатична. Хотя против церкви я ничего не имею, я знаю священников - блистательных людей. Вот моя жена истинно верующий человек, я искренне уважаю ее пристрастие к вере.
- Насколько я знаю, ваша жена - коллекционер кукол.
- Нет, она не коллекционер, она создала Московский музей кукол и ее окружают нищие талантливые кукольщики.
- Булат Шалвович, кто сейчас ваши друзья?
- Вы знаете, я никогда не был широкообщительным человеком. Те, кто были моими друзьями, те и остались. Правда, теперь видимся мы очень редко. Это возрастное.
- Скажите, Булат Шалвович, что такое любовь?
- Я не смогу объяснить, я могу любовь увидеть и сказать - о, это любовь, а классифицировать я не могу.
- Вы любите людей?
- Хороших - да, плохих - нет. Нельзя любить всех людей, бывают субъекты, которых не грех и ненавидеть. У меня есть такие строки в стихотворении: "Я люблю не народ, а отдельных его представителей".
Библиография
Поэзия и песни
Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.
Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен уже насчитывается около 200.
Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.
В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.
На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).
Книги (сборники стихов и песен): "Лирика" (Калуга, 1956), "Острова" (М., 1959), "Веселый барабанщик" (М., 1964), "По дороге к Тинатин" (Тбилиси, 1964), "Март великодушный" (М., 1967), "Арбат, мой Арбат" (М., 1976), "Стихотворения" (М., 1984, 1985), "Посвящается вам" (М., 1988), "Избранное" (М., 1989), "Песни" (М., 1989), "Песни и стихи" (М., 1989), "Капли Датского короля" (М., 1991), "Милости судьбы" (М., 1993), "Песенка о моей жизни" (М., 1995), "Чаепитие на Арбате" (М., 1996), "Зал ожидания" (H.Новгород, 1996).
Проза
Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.
В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр"(1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.
В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (Ч. 1. 1976; Ч. 2. 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).
Книги (проза): "Фронт приходит к нам" (М.,1967), "Глоток свободы" (М., 1971), "Прелестные приключения" (Тбилиси, 1971; М., 1993), "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (М., 1975, 1992), "Избранная проза" (М., 1979), "Путешествие дилетантов" (М., 1979, 1980, 1986, 1990; Таллинн, 1987, 1988), "Свидание с Бонапартом" (М., 1985, 1988), "Будь здоров, школяр" (М., 1987), "Девушка моей мечты" (М., 1988), "Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989), "Приключения секретного баптиста" (М., 1991), "Повести и рассказы" (М., 1992),
"Заезжий музыкант" (М., 1993), "Упраздненный театр" (М., 1995).
За рубежом
Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.
Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.
Книги поэзии и прозы, изданные за рубежом (на русском языке): "Песенка о дураках" (Лондон, 1964), "Будь здоров, школяр" (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966), "Веселый барабанщик" (Лондон, 1966), "Проза и поэзия" (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984), "Два романа" (Франкфурт-на-Майне, 1970), "Бедный Авросимов" (Чикаго, 1970; Париж, 1972), "Прелестные приключения" (Тель-Авив, 1975), "Песни" в 2 т. (ARDIS, т.1, 1980; т.2, 1986 (1988). Окуджавой опубликовано более 100 статей и выступлений. Об Окуджаве опубликовано более 1000 статей и работ.
Звания и награды
Член КПСС (1955-1990).
Член Союза писателей СССР (1962).
Член учредительного совета газеты "Московские новости".
Член учредительного совета "Общей газеты".
Член редколлегии газеты "Вечерний клуб".
Член Совета общества "Мемориал".
Член-учредитель русского ПЕН - центра (1989).
Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (1992).
Член комиссии по Государственным премиям РФ (1994).
Медаль "За оборону Кавказа". ...
Орден Дружбы народов (1984).
Почетная медаль Советского фонда мира.
Государственная премия СССР (1991).
Премия "За мужество в литературе" им. А.Д.Сахарова независимой писательской ассоциации "Апрель" (1991).
Первая премия и приз "Золотой венец" на поэтическом конкурсе "Стружские вечера" в Югославии (1967).
Приз "Золотая гитара" на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).
Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США (1990).
Премия "Пеньо Пенев" в Болгарии (1990).
Букеровская премия (1994).
Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).
Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).
Почетный гражданин г.Калуга (1996).
Театр
По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.
Постановки:
"Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980; Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986);
"Мерси, или старинный водевиль" (Л., театр муз.комедии, 1974);
"Будь здоров, школяр" (Л., ТЮЗ, 1980);
"Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988).
Фильмы: кино и телевидение
С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимается сам.
Киносценарии:
"Верность" (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; Постановка: Одесская киностудия, 1965);
"Женя, Женечка и "катюша"" (1967; в соавторстве с В. Мотылем; Постановка: Ленфильм, 1967);
"Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
"Мы любили Мельпомену..." (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).
Песни в фильмах (наиболее известные работы):
на собственную музыку:
"Сентиментальный марш" ("Застава Ильича", 1963)
"Мы за ценой не постоим" ("Белорусский вокзал", 1971)
"Пожелание друзьям" ("Ключ без права передачи", 1977)
"Песня московских ополченцев" ("Великая Отечественная", 1979)
"Счастливый жребий" ("Законный брак", 1985)
на музыку И.Шварца:
"Капли Датского короля" ("Женя, Женечка и "катюша"", 1967)
"Ваше благородие" ("Белое солнце пустыни", 1970)
"Песня кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья", 1975)
песни к фильму "Соломенная шляпка", 1975
"Дорожная песня" ("Нас венчали не в церкви", 1982)
на музыку Л.Шварца:
"Веселый барабанщик" ("Друг мой, Колька", 1961)
на музыку В.Гевиксмана:
"Старый причал" ("Цепная реакция", 1963)
на музыку В.Левашова:
"Бери шинель, пошли домой" ("От зари до зари", 1975; "Аты-баты, шли солдаты...", 1976).
Книги:
"Женя, Женечка и "катюша"..." (М., 1968)
"Капли Датского короля". Киносценарии и песни из кинофильмов (М.: Киноцентр, 1991).
Работы в кадре:
Художественные (игровые) фильмы:
"Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), Киностудия им. М.Горького, 1963
"Ключ без права передачи", Ленфильм, 1977
"Законный брак", Мосфильм, 1985
"Храни меня, мой талисман", Киностудия им. А.П. Довженко, 1986
Документальные фильмы:
"Я помню чудное мгновенье" (Ленфильм)
"Мои современники", Ленфильм, 1984
"Два часа с бардами" ("Барды"), Мосфильм, 1988
"И не забудь про меня", Российское телевидение, 1992
Нотные издания песен
Первое нотное издание песен Б. Окуджавы вышло в Кракове в 1970 (повторные выпуски были и в более поздние годы). Музыковед В.Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР, и, уехав в США, выпустил ее там. В тот же год вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.
Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары. - Краков: Польское муз. изд-во, 1970.- 64 с.
Булат Окуджава. Песни / Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин.- Ann Arbor, Michigan: Ardis, 1989.- 120 c.
Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты / Составитель и автор вступительной статьи Л.Шилов.- М.: Музыка, 1989.- 224 с.; 100000 экз. (Музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора)
Грампластинки
В список не вошли зарубежные диски (самый известный из них выпустила в Париже фирма "Le Chant du Mond" в 1968). В 70-х годах очень понравившуюся Булату запись его песен сделали польские драматические актеры с очень бережной аранжировкой. Вместе с книгой о наших бардах "Поэты с гитарой" вышел диск песен в Болгарии ("Балкантон", Болгария, 1985. ВТК 3804).
Песни Булата Окуджавы. "Мелодия", 1966. Д 00016717-8
Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1973. 33Д-00034883-84
Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автор. "Мелодия", 1976. М40 38867
"Песни на стихи Булата Окуджавы". "Мелодия", 1978. М40 41235
Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1978. Г62 07097
Булат Окуджава. "Песни". Исполняет Булат Окуджава. "Мелодия", 1981. С60 13331
Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автор. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. "Мелодия", 1985. М40 46401 003
Булат Окуджава. "Новые песни". Запись 1986 г. "Мелодия", 1986. С60 25001 009
Булат Окуджава. "Песенка, короткая, как жизнь сама..." Исполняет автор. Запись 1986 г. "Мелодия", 1987. С62 25041 006
Компакт - диски
Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
Булат Окуджава. "А как первая любовь..." По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079
Компакт - кассеты
Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. По лицензии SoLyd Records. ТОО "Московские окна", 1994.

Жизнь и творчество Булата Окуджавы

Доклад по литературе Данилова Павла

Я думаю, что все слышали имя Булат Окуджава. Я спрошу: «Кто он был?». Кто-то мне ответит: «поэт». Кто-то: «прозаик». Еще кто-нибудь: «киносценарист». Даже тот, кто скажет: «автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни», - все равно не ошибется.

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту «Огонька» Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:

Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в "Калужской газете" областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в "Комсомольской газете" областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться... А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве "Молодая гвардия" - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете "Смена" по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: "На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским". Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - "Песня про Леньку Королева". Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. "Чем же она неправильно ориентирует?" - спросил я. - "А вот у вас там есть такие строчки: "он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь". Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации..."

Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня "О дураках". Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: "Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?" Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу... И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.

Краткая биография

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

Последнее интервью

Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.

Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?

Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.

Многие вас считают чуть ли не народным героем.

Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.

Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?

Я все время пишу и все время работаю.

июля 06 2014

…Не расставайтесь с надеждой, маэстро… Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX ввека. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная Булата Окуджавы - явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.

Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная не признала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры.

Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности? Немаловажно понимать разницу между стихами Булата Окуджавы (а также и Владимира Высоцкого) и произведениями множества других авторов-исполнителей.

Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты. На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме . Еще мальчишкой он ушел на фронт, и, может быть, именно поэтому в песнях о войне он часто говорит о своих ровесниках, так рано познавших ужасы войны, боль, страх. Это стихи человека, который сам прочувствовал, пережил состояние людей военного времени. В его стихах защитники страны йе монументальные, каменные изваяния, не серая масса безликих солдат, а знакомые лица вчерашних мальчишек, измученные изнурительным боем бойцы.

Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких. Удивительно то, что некоторые песни Окуджавы, посвященные войне, воспринимаются теперь как песни военного времени, которые пели солдаты в землянках, в окопах во время затишья между боями. Например, «Песня о московских ополченцах». Стихи этой песни очень простые, но вместе с тем мужественные и проникновенные.

Московские ополченцы уходят на фронт, не задумываясь о подвиге, который они совершают. Они прощаются с Москвой, со своим городом, понимая, что видят, быть может, его в последний раз. …Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами… Очень большую часть своего творчества Булат all soch 2005 Окуджава посвятил своему любимому городу Москве. Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен «развитого социализма», как парадно-бравурное воспевание Москвы советской.

Это были в основном помпезные, тяжеловесные песни, стихи сталинской эпохи. Стихи же Окуджавы о своем городе глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой. Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвящает ему. ощущает себя частью Москвы, этот город - дом его души.

…Ах, этот город, он такой, похожий на меня: то грустен он, то весел он, но он всегда высок… Вся Москва, даже, можно сказать, вся страна отразились в стихах поэта о московском Арбате. Арбат для Окуджавы - это целый мир, мир одухотворенный. Эта улица создает свой неповторимый эстетический климат.

Кривые переулки, незаметно переходящие один в другой, смещение стилей построек, особый воздух Арбата. Арбатские переулки окутаны тайной. Может быть, не случайно М. А. Булгаков поселил именно здесь Мастера и Маргариту?

И, как мне кажется, арбатские переулки - одно из самых уютных мест в Москве, они как бы созданы для поэтов и влюбленных. …Ах, Арбат, мой Арбат, Ты - мое отечество, Никогда до конца не пройти тебя! В последних стихах, посвященных Арбату, поэт делится своей грустью по поводу потери его облика. Поэтому больно видеть, как теряет душу Арбат, как разрушается старое и живое (стихи «Плач по Арбату», «Надпись на камне»). Может быть, мы ошибаемся, безжалостно уничтожая старые дома?

Ведь даже новый, точно такой же дом - уже не то. Очень сложно объяснить, чего не хватает в нем, но уже нет былого уюта, уже не радует он глаз, кажется, не его строил. Наверное, мы разучились вкладывать душу в творения наших рук. Как грустно, что люди постепенно забывают такие чувства, как любовь, . Булат Окуджава в своем неоднократно обретается к этим темам. Мы долго не писали, не пели о любви, не пели о женщине.

Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, пал перед ней на колени: …вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей! Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия. Несомненно, большая заслуга Булата Окуджавы в том, что «Он был одним из тех людей, которые своим творчеством старались пробудить в человеке чувство собственного достоинства, самоценности. Это было весьма актуально в обществе, фактически превращенном в казарму.

Творчество Окуджавы оказало большое влияние прежде всего на души молодых. Многие из них уже в годы застоя не могли примириться с существующим положением вещей. Наверное, именно песни Окуджавы и его последователей не дали окончательно оболванить людей.

Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный. Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший . В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое. От этого, наверное, рождаются такие необычные, яркие образы. В стихах Окуджавы умирает Новогодняя елка, Любовь дирижирует оркестром, Муравей создает себе богиню.

Кажется, что это происходит не на Земле, а в какой-то полусказочной стране, похожей на нашу, но более доброй, милосердной. Но Окуджаву ни в коем случае нельзя назвать сентиментальным романтиком, мечтающим о заоблачных далях. В стихах Окуджавы заключен глубокий подтекст, им сопутствует иносказательность, метафоричность.

И, внимательно вслушиваясь в его произведения, можно услышать и грусть, и тревогу, и боль. Особенно интересна в этом плане песня «Бумажный солдатик», напоминающая знакомую нам с детства сказку Андерсена о стойком оловянном солдатике. Окуджава удивительно просто выразил в этих стихах тоску по романтическому подвигу в мире ненавистных ему свиней-копилок, мечту многих из нас сделать мир счастливым.

Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века.

Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50-60-х годов) и радикальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев. Песни Булата Окуджавы звучат для нас уже много лет. Может быть, потому, что они не сиюминутные, слушает и их уже не одно поколение, пытаясь найти в них ответы на вечные вопросы нашей жизни? Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик…

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Творчество Булата Окуджавы . Литературные сочинения!

Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) – советский и российский поэт, прозаик и сценарист, бард и композитор. Самый яркий представитель авторской песни в СССР. На основе стихов собственного сочинения и народного эпоса Кавказа сочинил более 200 авторских и эстрадных песен.

Детские годы

Булат появился на свет 9 мая 1924 года в знаменитом московском родильном доме имени Грауэрмана. Семья, где родился мальчик, была большевистская. Его папу, Шалву Степановича Окуджаву, из Тифлиса направили в московскую коммунистическую академию на партийную учёбу. Отец по национальности был грузин, а мама, Налбандян Ашхен Степановна, армянка.

На московском Арбате в пятикомнатной квартире семье было выделено две комнаты. Через полгода после рождения Булата Шалву Окуджаву снова вызвали в Грузию в связи с партийной работой. Его жена с маленьким сыном и няней осталась в Москве.

В основном воспитанием Булата занималась няня, так как мама работала в партийном аппарате. Будучи взрослым, Окуджава вспоминал, что папа был таким далёким, как будто нарисованным, а мама почти призраком, который появлялся лишь по вечерам. Уставшая женщина приходила домой, когда её малыш уже спал, крепко прижимала тёплый комочек к себе, а сама продолжала думать о своих партийных делах.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, приехал в Москву папа. Но спустя год его назначили на новую должность – первого секретаря Тифлисского городского комитета партии. На это раз Окуджавы все вместе уехали в Грузию.

Юность

Булат начал обучение в Тифлисской русской школе. Так как у него к тому времени обнаружился абсолютный слух, его дополнительно отдали заниматься в школу музыкальную.

На партийной работе в Грузии отец долго не задержался, так как у него произошёл конфликт с Берией, и Шалва Окуджава сам обратился к Орджоникидзе, чтобы его перевели на работу в Россию.

В 1932 году семья переехала в Нижний Тагил, где папа Булата возглавил строительство крупнейшего уральского вагонного завода. Окуджавы теперь жили далеко от центра СССР, а в Ленинграде именно в это время уже начало раскручиваться колесо политического террора. В семье Булата всё было спокойно, в 1934 году у него родился братик Виктор.

Но в 1937 году докатилось это кровавое колесо и до Нижнего Тагила. Шалва Степанович был арестован, а его супруга с двумя сыновьями снова переехала в Москву. Из партии её исключили, а вскоре арестовали. Булат вспоминал, как боялся тогда, чтобы их с братом не сдали в детский дом. Но мальчишек взяла на воспитание бабушка по материнской линии Мария Вартановна.

Все родственники помогали, насколько было возможно, но всё равно не хватало еды. Бабушка все силы отдавала присмотру за маленьким Витей, а 13-летний Булат полностью был предоставлен сам себе. Он рос обыкновенным «красным» мальчишкой, боготворил лётчика Чкалова и испанского коммуниста Долорес Ибаррури, мечтал стать героем Арктики, радовался успехам социализма, был уверен, что живёт в самой лучшей передовой стане мира. И не знал, что к тому времени уже был расстрелян отец.

Так как бабушке было тяжело с двумя мальчиками, Булата забрала к себе в Тбилиси сестра матери Сильвия. На летних каникулах он бывал там частенько, а теперь переехал на постоянное место жительства и осенью пошёл в грузинскую школу.

К этому времени юноша уже начал писать стихи. Дядя, послушав его сочинения, в шутку сказал, что его уже пора, как Пушкина, издавать. Наивный мальчик поверил и пошёл в издательство. Секретарь выслушал внимательно парнишку и сказал, что с удовольствием напечатал бы его стихи, но, к сожалению, в издательстве закончилась бумага.

А потом уже стало не до бумаги: началась война. Булат Окуджава ушёл на неё добровольцем. Под Моздоком его ранили, он попал в госпиталь. Поправившись, Булат вернулся на фронт, но ранение мучило постоянно, и его демобилизовали в 1944 году.

Окуджава вернулся в Грузию, экстерном окончил среднюю школу и стал студентом филологического факультета в университете.

Творческий путь

В 1950 году, получив диплом и распределение, Булат с женою Галей поехали в село Шамордино Калужской области, их направили туда в сельскую школу учительствовать.
Работа в школе ему совсем не нравилась, и Окуджава от этого страдал. Но работать в селе ему пришлось недолго: вскоре его перевели в Калугу. Поработав там немного учителем в школе, Булат устроился в местную газету.

В 1956 году к власти пришёл Н. С. Хрущёв, многие были реабилитированы, в том числе и родители Булата. Папа посмертно, а мама вернулась из Сибири в Москву и получила на Краснопресненской набережной двухкомнатную квартиру. Булат с женой и младшим братом поехали к маме в Москву.

Там он начал трудовую деятельность в издательстве «Молодая гвардия», потом возглавил отдел поэзии в «Литературной газете». На вечерах в «Литературке» Булат для тесного круга исполнял под гитару песни на собственные стихи. Коллеги пророчили ему большое будущее и неоднократно уговаривали переходить на сцену. Но он не придавал особого значения их словам.

Вскоре семье Булата Окуджавы выделили дачу в Шереметьево. Проживая на даче, у них появился определённый ритуал: по вечерам соседи, коллеги и друзья собирались у костра и слушали стихи и песни поэта. Московская интеллигенция начала наперебой приглашать его в свои дома на вечера, песни записывали на магнитофонные бобины. Так автор и исполнитель песен вышел в народ. Самого Окуджаву ещё плохо знали, но песни уже пела половина страны. «Виноградную косточку» и «Молитву» переписывали на бумаге вручную друг у друга.

Только в 1961 году прошёл первый сольный концерт Окуджавы. Ленинградский зал был переполнен.

В 1965 году увидела свет первая пластинка с песнями Булата.

В 1967 году за стих «Оловянный солдатик моего сына» Булат получил «Золотой венец» на поэтическом фестивале в Югославии. С большим успехом проходили его выступления в Париже, Германии, а вот в Советском Союзе он больших концертов не давал, выступал в домах культуры, институтах и библиотеках.

Но в 1970 году Окуджава получил всесоюзную славу после выхода на экраны фильма «Белорусский вокзал», где прозвучала его песня «Здесь птицы не поют…»
За свою творческую жизнь Булат написал песни ко многим популярным советским и российским фильмам:

  • «Женя, Женечка и «катюша»;
  • «Белое солнце пустыни»;
  • «Соломенная шляпка»;
  • «Аты-баты, шли солдаты»;
  • «Звезда пленительного счастья»;
  • «Покровские ворота»;
  • «Законный брак»;
  • «Турецкий гамбит».

Личная жизнь

Окуджава в молодости был очень влюбчивым. Девушки тоже не проходили мимо кареглазого красивого парня с копною чёрных кудрей. Сам по себе он был обаятельным, а к девушкам относился с таким уважением, что их это сразу подкупало. Но самое главное, почему вокруг него всегда были толпы девчат, – он изумительно пел под гитару.

В 23-летнем возрасте у него завязались бурные отношения с Галей Смольяниновой, учившейся с ним на одном факультете. Булат с Галей поженились, тогда он уже жил не с дядей и тётей, а снимал комнату в коммунальной квартире.

В 1954 году у пары родился сын Игорь. В 1962 году Булат и Галя расстались.

Когда Окуджаве было 38 лет, он познакомился с Ольгой Арцимович, которая потом стала его второй супругой и родила в 1964 году сына, названного в честь отца Булатом.

В 1997 году Окуджава с супругой отправились в путешествие по Европе. Он не любил на свой день рождения оставаться в Москве, так как ненавидел все эти чествования. Они побывали в Германии, потом поехали в Париж к друзьям. Там он заболел гриппом, поэта определили в госпиталь, но помочь уже не смогли, он умер 12 июня 1997 года.

Имя Булата Окуджавы известно многим бывшим советским гражданам, ведь это был певец и композитор того времени, подаривший невероятную атмосферу, ставший символом своей эпохи.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 года в Москве, но родственники его были из Армении и Грузии, из-за чего носил Булат не российскую фамилию. Детство Булата Окуджавы проходило совсем не в столице СССР, а в городе Тбилиси. В Тбилиси повезло отцу Булата Окуджавы, ведь он получил место в партии и стал одним из самых успешных партийных деятелей. Очень часто семья Булата переезжала, но длилось это не слишком долго, ведь по доносу, к сожалению, отец Булата попал в лагеря, а затем был приговорен к расстрелу (вот и партийная система).

Сначала Булат оставался с матерью, они пытались спастись бегством, вернувшись обратно в Москву, однако, их это не спасло и мать Булата попала также в лагерь для жён, которые были замужем для изменников родины. Пробыла мать Булата Окуджава в лагере двенадцать лет, а все это время мальчик пробыл у родственников в Тбилиси.

Карьера Булата Окуджава началась с работы токарем на заводе. Для среднестатистического советского человека – это была совершенно нормальная и обычная работа. В 1942 году он решил отправиться добровольцем на фронт. В 1943 году получил ранение, но все же, вылечившись, отправился на передовую. Свою первую песню Булат Окуджава написал именно на фронте. Она стала достаточно популярной, но после которой у него не было творческого взлета, а скорее, наоборот, затихание. Название этой песни -«Нам в холодных теплушках не спалось».

После войны Окуджава решил выучится в университете Тбилиси, а после получения диплома, успел поработать сельским учителем. Но свою творческую деятельность Булат Окуджава не забросил, он продолжал писать стихи, которые впоследствии использовал в качестве музыкальных текстов.

Первые стихи Булата Окуджавы были напечатаны в газете «Молодой ленинец» после весьма интересных событий. Старт его карьеры и признания был положен, когда на выступлении знаменитых литераторов Николая Панченко и Владимира Кобликова, Булат Окуджава просто подошел к ним и предложил прочесть его стихи, дать им оценку. Как видно, такой талант юного поэта нельзя было скрыть, поэтому признание пришло очень быстро.

В 1955 году Булат Окуджава начал зарабатывать, как автор песен. Первыми творческими успехами были «Сентиментальный марш», «На Тверском бульваре» и прочие, что принесло ему огромную популярность. Уже в 1961 году был первый концерт Булата Окуджавы в Харькове. Публика хороша оценила его творчество. После этого концерты стали распространенным явлением в жизни Булата Окуджавы, а его творчество начало признаваться повсеместно.

Булат Окуджава также давал концерты и во многих европейских странах, особенно часто это происходило после развала Советского союза. Последние годы своей жизни Булат провел в Париже, где в 1997 году скончался, из-за своей длительной болезни, однако, похоронили его на родине, в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)