Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания

Исполнение лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 73 УИК, возлагается на исправительные учреждения, входящие в соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316. в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Для исполнения наказания в виде ареста будут созданы арестные дома (ч. 1 ст. 68), в виде ограничения свободы - исправительные центры (ч. 1 ст. 47 УИК), которые согласно ч. 14 ст. 16 УИК также включены в уголовно-исполнительную систему. Уголовно-исполнительные инспекции функционируют также в структуре уголовно-исполнительной системы Минюста России и исполняют наказания в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль за поведением лиц, осужденных условно в соответствии со ст. 73 Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс РФ // "Российская газета" от 18.06.1996 г..

Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого воинские дисциплинарные части Минобороны России (ч. 12 ст. 16 УИК).

Для исполнения других уголовных наказаний специальные государственные органы не создаются. Функция исполнения наказания для них дополнительная. Так, исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества возложено на судебных приставов-исполнителей; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - на суды. Аналогичное положение существует при исполнении наказаний в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе - на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (ч. 12 ст. 16 УИК). Исполнение смертной казни осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы (ч. 11 ст. 16 УИК), как правило, это следственные изоляторы и тюрьмы.

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, согласно ст. 56 УК, назначается в исправительных колониях общего, строгого или особого режима или в тюрьме, в колониях-поселениях, в воспитательных колониях, а также лечебных исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень следственные изоляторы (ч. 1 ст. 74 УИК). Последние выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. наказание свобода приговор суд

Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режимов, а осужденные женщины - общего и строгого режима. Несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях без разделения их на виды режима. Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные), не случайна. Исправительная колония, по смыслу ст. 74 УИК, является основным видом исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.

С учетом состояния здоровья осужденных в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения (ч. 2 ст. 101 УИК).

В ч. 2 ст. 43 УК установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Указанные цели во многом определяют задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.

Одной из них является задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст. 18 УИК), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 107 УИК).

Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК).

Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания.

Задача специального (частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории - друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права.

Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений.

Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют четыре основные задачи: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений.

Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции.

На учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных.

С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. С.В.Степашина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2012..

Важнейшая задача исправительных учреждений - организация труда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, исполняющие лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям, либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных.

Для решения задач получения общего образования и профессиональной подготовки в исправительных учреждениях создаются необходимые условия. Наиболее интенсивно проводится общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в воспитательных колониях.

Перед исправительными учреждениями стоят и другие, только им присущие задачи.

Так, перед исправительными учреждениями поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных. Для ее реализации в ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливаются обязанности учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению свободы, охраны их здоровья. Сюда же может быть отнесена обязанность по созданию надлежащих материально-бытовых и медико-санитарных условий отбывания наказания Михлин А.С. Селивестеров В.И. Уголовно-исполнительное право. - М., 2011..

Одна из задач исправительных учреждений - социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности - вытекает из положений действующего законодательства (в частности, п. 13 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), а также норм международных актов. В частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными рекомендуется принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в пенитенциарных учреждениях и обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.

Учреждения, исполняющие лишение свободы, проводят оперативно-розыскную деятельность, кроме того, они обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (милиции, органам безопасности), что является законодательной основой для взаимодействия исправительных учреждений с указанными структурами.

2 . Социально-правовое назначение и понятие контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

Контроль за деятельностью персонала; учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение.

Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, формы, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.

Контроль общества имеет важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации. Введение международного, расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придает особую актуальность рассматриваемой теме.

Контроль за деятельностью персонала одновременно служит средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности, особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству. Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях, имеющихся в них.

Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки Уголовно-исполнительной право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юристъ, 2009. - С.173..

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом.

Контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше информировать общественность об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Это, в свою очередь, способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на темпы и цели проводимых реформ.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе положений закона и нормативных правовых актов. Исходя из этого, под контролем за деятельностью персонала по исполнению уголовных наказаний следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 16 января.. Регламентированный в данной главе, контроль за деятельностью персонала может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообщества. Дело в том, что государства являются участниками международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты обращения с осужденными, соблюдение их политических, гражданских и социально-экономических прав и свобод. Не исключение и Российская Федерация, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере.

Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, -- основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный, внутригосударственный, но и международный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов, В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль и прокурорский надзор. Большое значение в контроле за деятельностью персонала имеет ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах.

По сферам деятельности, подвергающейся контролю, последний также может быть подразделен на отдельные виды. Применительно к исправительным учреждениям можно выделить контроль за деятельностью персонала в сферах обеспечения режима отбывания наказания, привлечения осужденных к труду, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, проведения воспитательной работы и обучения осужденных, их материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания.

В зависимости от вида контроля и сфер, которые подвергаются контрольной деятельности, различаются и формы контроля. В их числе необходимо назвать: представление отчетности, в том числе и статистической, ревизии, запросы, инспектирование, проверка исполнения, согласование, обжалование незаконных действий должностных лиц, посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, личный прием осужденных, ознакомление с личными делами осужденных, другими документами и т.п.

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

6. Утратил силу.

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее - командование воинских частей).

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Комментарий к статье 16 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. В ст. 16 УИК РФ законом закреплена система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Обязанность их исполнения возложена на соответствующие органы государственной власти. Должностные лица и администрация организаций лишь исполняют требования приговора суда, связанные с исполнением наказаний, в установленных законом случаях (например, при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, требования приговора исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, а при исполнении наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград требования приговора исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации).

Учреждения и органы, указанные в комментируемой статье, образуют систему, поскольку они в совокупности реализуют исполнение всех видов уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер, обеспечивают преемственность их исполнения при изменении вида наказания, назначенного к отбыванию, или условий отбывания одного вида наказания.

В эту систему включены суд, а также учреждения и органы, объединенные в службы, находящиеся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации: Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний. К первой относятся судебные приставы-исполнители, вторую составляют уголовно-исполнительные инспекции и учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в совокупности образующие единую уголовно-исполнительную систему (далее - УИС).

В систему исполнения наказаний входят также специальные учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении военнослужащих. Это дисциплинарные воинские части, командование гарнизонов и командование воинских частей.

2. Суд (вынесший приговор) в соответствии с законом исполняет только наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

3. На судебных приставов-исполнителей возложена обязанность исполнения наказания в виде штрафа. Другие виды наказаний ими не исполняются.

4. Практически все иные наказания, не связанные с лишением свободы, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями. К их ведению отнесено исполнение следующих наказаний: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет также контроль за условно осужденными.

5. Арестный дом должен исполнять наказание в виде ареста, но до настоящего времени указанное наказание не введено в действие, а арестные дома отсутствуют.

6. Учреждения уголовно-исполнительной системы исполняют наказания в виде лишения свободы. Этот вид наказания исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию - следственным изолятором.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Учреждениями уголовно-исполнительной системы исполняется и наказание в виде смертной казни.

7. В отношении военнослужащих наказания исполняются следующими субъектами: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее - командование воинских частей). За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

Исполнение указанных видов наказаний связано с достаточно существенной спецификой, обусловленной условиями прохождения военной службы. Поэтому в УИК РФ наказания, применяемые к военнослужащим, выделены в отдельную группу.


Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.
К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций. Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.
Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
а) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовноисполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;
б) дисциплинарная воинская часть;

36 в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соот
ветствующие отделения гарнизонных гауптвахт;
г) судебные приставы-исполнители.
Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции1.
Основными задачами инспекции являются:
а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лише ния права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;
б) контроль за поведением условно осужденных, осужден ных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних де тей, которым судом отсрочено отбывание наказание;
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
Исправительный центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).
В своей деятельности администрация исправительного центра руководствуется Положением об исправительном центре, утверждаемым Правительством РФ .
Арестные дома - места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ и Положением об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ.
Исправительные учреждения предназначены для диффе- 37 ренцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.
Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья.
Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы, предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний. Предусмотренная УИК РФ классификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность для проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на осознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые в обществе нормы, определяющие поведение человека.
Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к нему мер государственного принуждения - основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания. В основу дифференциации положены такие принципы уголовно-исполнительного права, как социальная справедливость, гуманизм, рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных.
Исполнение наказания в виде лишения свободы регулируется разд. IV (гл. 11 - 17) УИК РФ и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений1 и другими нормативными актами федеральных органов управления.
Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназна-
38 чены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК РФ).
Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, Положением о дисциплинарной воинской части1, а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.
В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дисциплинарные воинские части (ныне - отдельные дисциплинарные батальоны, а в истории - отдельные дисциплинарные роты) функционируют только в Министерстве обороны Российской Федерации, но в этих частях отбывают наказание также осужденные военнослужащие, входящие в состав воинских формирований и других ведомств (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Федеральной службы охраны и др.).
Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа .
Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

а) суд;
б) администрация организации, в которой работает осужден ный;
в) командование воинских частей и учреждений;
г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулиро вать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;
д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или I наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.
Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания. Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ обращает приговор к исполнению, т.е. после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд, рассматривавший дело в первой инстанции, обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.
Вместе с тем ст. 16 УИК РФ возлагает на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовноисполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Например, администрация организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, обязана: исполнять предписания приговора суда, касающиеся удержания из заработной платы осужденного и перечисления удержанных сумм в установленном порядке в соответствующий бюджет; контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать уголовноисполнительной инспекции в проведении воспитательной рабо-
40 ты с ним; соблюдать предусмотренные УИК РФ условия отбывания наказания (ст. 43 УИК РФ).
Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие.
Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.
Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что названные осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.
По окончании военной службы, если к этому времени не истек испытательный срок или запрет на занятие определенной должности или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту избранного жительства осужденного копию приговора суда для продолжения исполнения наказания, указанного в приговоре суда. О выполнении этой обязанности командование части извещает уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации части и суд, вынесший приговор.
Условно осужденный обязан отчитываться перед командованием о своем поведении, исполнении возложенных на него судом обязанностей (ст. 188 УИК РФ).
Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью. Речь идет об исполнении приговора как в отношении лиц, которые занимаются определенной индивидуальной трудовой или иной деятельностью, так и в отношении лиц, не являющихся должностными, которым после осуждения запрещено заниматься определенной деятельностью (например, материально ответственной) на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности. Каким именно видом деятельности запрещается

заниматься осужденным, четко определяется приговором суда 41 (например, управлять автомобилем, заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).
Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

Еще по теме Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции:

  1. ТЕМА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
  2. Глава 5. Система учреждений и органов исполняющих наказания Занятие № 5 (2 часа)
  3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
  4. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания с судом и иными государственными органами, ведущими борьбу с преступностью.
  5. 7.9. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания
  6. Глава II. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
  7. Глава VI. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  8. 7.7. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания
  9. Глава 6. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Занятие № 6 (2 часа)
  10. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  11. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
  12. § 2. Законодательство, регулирующее правоотношения в органах и учреждениях, исполняющих наказание
  13. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Учреждения и органы, исполняющие наказания

Комментарий к статье 16 УИК РФ:

1. Исполнение уголовных наказаний традиционно признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст. 43 УК РФ, - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с видами наказаний, установленными в уголовном законодательстве. В комментируемой статье нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

2. Исполнение уголовного наказания в виде штрафа согласно ч. 1 комментируемой статьи и ст. 72 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" возлагается на судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) по месту жительства (работы) осужденного. Положение о названной службе, ее структура и штатная численность утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей установлены в ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". Исполнение уголовного наказания в виде штрафа осуществляется в соответствии с общей процедурой, установленной в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", но с учетом особенностей, предусмотренных в ст. ст. 31, 32 УИК РФ.

3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи производится уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, если данный вид наказания является основным. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, лишению свободы либо содержанию в дисциплинарной воинской части оно исполняется соответственно исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

Уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания не только в отношении лиц, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но и других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Согласно комментируемой статье уголовно-исполнительные инспекции исполняют обязательные работы (ч. 4), исправительные работы (ч. 5), а также осуществляют контроль за условно осужденными (ч. 13).

Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению указанных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества определен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" и Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества".

4. Для большинства перечисленных в комментируемой статье учреждений и органов исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Однако закон предусматривает существование и иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. К ним относятся администрации организаций, в которой работает осужденный, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (ч. 2), а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы Российской Федерации (ч. 3 комментируемой статьи).

5. Согласно ст. 5 Федерального закона от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2002 г.) наказания в виде ограничения свободы и ареста должны были введены в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее соответственно 2005 и 2006 гг. Однако по различным причинам, прежде всего связанным с отсутствием финансовых ресурсов для строительства исправительных центров и арестных домов, этого не произошло. 10 марта 2006 г. Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 241727-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста". В ближайшее время арест как вид уголовного наказания будет исключен из законодательства Российской Федерации.

6. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи наказание в виде лишения свободы на определенный срок исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а также следственным изолятором в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Кроме того, лишение свободы на определенный срок исполняют лечебно-профилактические учреждения (), отдельные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов ().

8. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 41 и ч. 3 ст. 42 УПК РСФСР, п. п. 1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. "О порядке введения в действие Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" смертная казнь не может не только исполняться, но и назначаться судами до создания судов присяжных во всех субъектах Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в редакции от 27 декабря 2006 г.) суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех регионах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2010 г.

9. В отношении военнослужащих наказания исполняются учреждениями или органами Министерства обороны РФ: дисциплинарными воинскими частями, командованием гарнизонов или воинских частей (учреждений).

10. В соответствии с ч. 14 комментируемой статьи уголовно-исполнительные инспекции и исправительные учреждения, а также исправительные центры и арестные дома (в случае их создания), входят в уголовно-исполнительную систему, функционирование которой осуществляется в соответствии с УИК РФ и Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

- 342.50 Кб

Введение 3-7

Глава 1. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

    1. Исторические аспекты развития и формирования системы исправительных учреждений 8-16
    2. Развитие уголовно-исполнительной системы

на современном этапе 17-24

    1. Система учреждений и органов исполнения уголовные

наказания, и их функции 24-30

Глава 2. Отбывание наказания в исправительных колониях

2.1 Колонии общего режима 31-37

2.2 Колонии строго режима 37-42

2.3 Колонии особого режима 42-51

Глава 3. Другие виды исправительных учреждений, исполняющих наказание, связанное с лишением свободы

3.1. Отбывание наказания в воспитательных колониях 52-60

3.2. Отбывание наказания в исправительных

колониях-поселениях 60-66

3.3. Отбывание наказания в тюрьмах 66-71

Заключение 72-

Литература 78-

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее строгих и вместе с тем распространенных видов уголовных наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, является лишение свободы, представляющее собой принудительную изоляцию осужденного в специально предназначенных для этого исправительных учреждениях.

Однако тяжесть наказания зависит не только от его вида, содержания, срока или размера. Большое значение имеют и такие факторы, как условия отбывания наказания, порядок его исполнения, применяемые средства исправления осужденных, их правовое положение, применяемые к осужденным меры поощрения и взыскания и целый ряд иных обстоятельств.

Исправительные учреждения – это специализированные органы государства, исполняющие наказание в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы, которые в своей совокупности образуют систему отбывания наказания в виде лишения свободы.

К исправительным учреждениям относятся:

Исправительные колонии;

Воспитательные колонии;

Лечебные исправительные учреждения.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия.

В выпускной квалификационной работе будет уделено внимание исправительным колониям, воспитательным колониям и тюрьмам.

Свое развитие уголовно-исполнительная система начала еще со времен Древней Руси. Принято разделять три периода развития пенитенциарной системы России – дореволюционный, советский периоды и современный период. С момента принятия «Русской правды» и начинается дальнейшее развитие и формирование уголовно-исполнительной системы России. На протяжении всех периодов принимались немало нормативно-правовых актов, в которых были закреплены виды наказаний, а также порядок и условия содержания осужденных.

Пересмотр пенитенциарных правил был вызван эволюционными изменениями в современном обществе, в уголовной и уголовно- исполнительной политике европейских государств, в практике вынесения приговоров и деятельности пенитенциарных учреждений. Обусловлен такой пересмотр и принятием в Совет Европы новых членов, в своем большинстве - стран Восточной Европы. Указанные страны к моменту принятия в Совет Европы имели тюремные системы, не отвечающие европейским стандартам, особенно в сфере материально-бытового обеспечения осужденных. В связи с этим перед структурами Совета Европы, разработавшими новые пенитенциарные правила, стояла задача, с одной стороны, не снизить уровень международных требований к национальным тюремным системам, с другой стороны - побудить государства к их дальнейшей модернизации в единстве всех составляющих: уголовной и уголовно-исполнительной политике, законодательства и пенитенциарной практики.

Коренные преобразования основ экономического и политического строя России обусловили необходимость проведения правовой реформы в стране. Одним из слагаемых любой правовой реформы является разработка и принятие законодательства, отвечающего новым социально-экономическим, политическим и духовным реалиям. Именно в этом аспекте следует рассматривать принятие и введение в действие с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), а с 1 июля 1997 г. – Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ).

Принятие Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания.

Актуальностью квалификационной работы является то, что лишение свободы является самым распространенным видом уголовного наказания, причем не только в законодательстве, но и в судебной практике. Проводимые в Российской Федерации политические, экономические и правовые реформы ведут к коренному изменению не только содержания наказания, но и в практике его исполнения. Поэтому идет процесс реформирования уголовно - исполнительно системы.

В Российской Федерации происходит дальнейшее реформирование уголовно-исполнительной системы. Согласно федеральной целевой программы «Развития уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», с изменениями на 01.03.2011 г., разработанной постановлением Правительства Российской Федерации условия содержания осужденных приводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации для перехода к международным европейским стандартам.

Все вышеизложенное позволяет констатировать прогресс в реформе уголовно- исполнительного законодательства. Однако имеются проблемы, решение которых еще впереди. В их числе: определение судьбы двух уголовных наказаний - ареста и ограничения свободы, все еще не введенных законодателем в практическое применение; адаптация новых международных стандартов, закрепленных в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.), уголовно-исполнительном законодательстве и пенитенциарной практике; совершенствование альтернативных лишению свободы наказаний и мер уголовно-правового характера, в том числе с позиций внедрения электронного контроля (мониторинга) за поведением осужденных, и т.д.

Вопросами исследования будут исторические аспекты уголовно- исполнительной системы России, начиная с дореволюционных времен и по настоящее время. Будут рассмотрены различные режимы содержания и отбывания наказания осужденными к лишению свободы в колониях общего, строгого, особого режима, в воспитательных колониях несовершеннолетними осужденными, в колониях-поселениях, тюрьмах.

Предметом исследования станут вопросы формирования стратегии и тактики развития уголовно-исполнительной системы России и Оренбургской области. Стратегию развития уголовно-исполнительной системы нельзя рассматривать только с позиции реорганизации ее самой. Она должна осуществляться комплексно, одновременно с обновлением уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, системы органов, исполняющих наказания.

Методом исследования будет выступать метод изучения и анализа действующего на современном этапе уголовно- исполнительного законодательства, программы реформирования уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года, теоретический и практический материал по работе уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Оренбургской области.

Квалификационная работа будет опираться на уголовно-исполнительную систему, сложившуюся в Оренбургской области. Следует анализировать работу всех видов уголовно-исполнительных учреждений области понять, что согласно современным требованиям не только в нашей области, но и в каждом регионе должно быть необходимое количество учреждений всех видов режима, обеспечивающих исполнение наказаний осужденных по месту жительства или совершения преступления. Это существенно сокращает расходы на этопирование, позволяет сохранять лицам, лишенным свободы, социально полезные связи с родственниками и близкими, привлечению общественности к исправлению осужденных, их социальной реабилитации по мере отбывания наказания, а так же, что немаловажно, предотвращает распространения преступности.

В квалификационной работе хочется отразить не только процесс становления и развития пенитенциарных учреждений в России, но и соблюдение прав и свобод граждан, лишенных свободы. Все эти вопросы актуальны в настоящий период времени и лежат в основе квалификационного исследования.

В работе хочется также рассмотреть вопросы, касающиеся не только неукоснительного соблюдения прав осужденных, улучшения условий их содержания, развития эффективной системы правосудия, но и другие, например «международную тюремную реформу», подписанную членами более 80 государств, но объем работы не позволяет этого.

Цель квалификационного исследования является реорганизация уголовно-исполнительной системы, и дальнейшая его гуманизация, которая предполагает разработку мер, исправленных на изменение внутренней сути и идеологии систем лишения свободы; разумное смягчение условий отбывания наказания; строгое соблюдение установленного порядка, наличие хорошо подготовленного и обеспеченного всем необходимым персонала, способного решать служебные задачи на новом этапе реформирования.

Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких авторов, как Трунов И.Л., Михлин А.С., Зубков А.И., Малинин В.Б. и Смирнов Л.Б., и другие.

Нормативной основой исследования стали Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Все это предопределило следующую структуру работы: она включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

    1. Исторические аспекты развития и формирования системы исправительных учреждений

Уголовно-исполнительная система, как и любой другой государственный институт, имеет продолжительную и уникальную историю.

Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права, которые назывались поочерёдно Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, впоследствии объединенных под названием «Русская правда». Нормы, содержащиеся в них, видоизменялись по мере укрепления княжеской власти, централизации государства, все более подчинялись защите интересов господствующих классов.

Во время царствования Ивана III в 1497 году был принят сборник законов под названием « Судебник», в котором кодифицированы нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и другие документы, способствовавшие процессу завершения централизации государства. В нем понятие преступного деяния четко не определялось. Перечень наказаний приобретает более суровый характер и направлен на устрашение подданных.

Широко применявшаяся до этого система штрафов вытесняется более жестокими наказаниями, вплоть до смертной казни. В порядке устрашения введена торговая казнь - публичное битье кнутом на торговой площади. При большом скоплении народа приводилась в исполнение и смертная казнь. «Судебник» не устанавливал порядка исполнения наказания. Хотя и называл лиц, которые должны его осуществлять.

Царь Иван IV, прозванный Грозным, для утверждения своего единовластия создал опричнину, которую, говоря современным языком, можно назвать внесудебным органом правосудия. Но и она не смогла навести порядок в государстве. Иван Грозный это осознал и в 1550 году утвердил обновленный текст «Судебника».

Новый правовой акт расширил сферу их применения, впервые ввел новый вид наказания - тюремное заключение, которое фигурировало в двадцати статьях из ста. Сроки его не оговаривались. 1

Соборное уложение 1649 года продолжает совершенствовать средства правового принуждения. Содержащиеся в нем нормы на первое место ставят защиту интересов церкви и государственной власти. Этим актом определены способы совершения смертной казни («сжечь на костре», «залить горло», «повесить против неприятельских полков», «живьем закопать в землю» и т.д.), вводится в качестве наказания членовредительство, утверждается закон талиона (возмездия): око за око, зуб за зуб. Расширяется перечень жестоких наказаний, исполняемых публично (чтобы «на то смотря иным не повадно было так делать»).

Впервые в карательной политике предусмотрены такие виды наказания, как ссылки «в Сибирь, на житье на Лену», «в украиные города», а также неопределенный вид наказания - «что государь укажет».

Описание работы

Цель квалификационного исследования является реорганизация уголовно-исполнительной системы, и дальнейшая его гуманизация, которая предполагает разработку мер, исправленных на изменение внутренней сути и идеологии систем лишения свободы; разумное смягчение условий отбывания наказания; строгое соблюдение установленного порядка, наличие хорошо подготовленного и обеспеченного всем необходимым персонала, способного решать служебные задачи на новом этапе реформирования.

Содержание

Введение 3-7
Глава 1. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
1.1 Исторические аспекты развития и формирования системы исправительных учреждений 8-16
1.2 Развитие уголовно-исполнительной системы
на современном этапе 17-24
1.3 Система учреждений и органов исполнения уголовные
наказания, и их функции 24-30
Глава 2. Отбывание наказания в исправительных колониях
2.1 Колонии общего режима 31-37
2.2 Колонии строго режима 37-42
2.3 Колонии особого режима 42-51
Глава 3. Другие виды исправительных учреждений, исполняющих наказание, связанное с лишением свободы
3.1. Отбывание наказания в воспитательных колониях 52-60
3.2. Отбывание наказания в исправительных
колониях-поселениях 60-66
3.3. Отбывание наказания в тюрьмах 66-71
Заключение 72-
Литература 78-
Приложения