Порядок проведения собраний кредиторов. Собрание кредиторов при банкротстве. Правовая сторона процедуры банкротства

15.02.2018

Одобрено

Постановлением Президиума

Арбитражного суда

Магаданской области

от 09.02.2018 № 3

ОБОБЩЕНИЕ

судебной практики применения законодательства о банкротстве по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний кредиторов в процедурах банкротства за 2016 - 2017 годы

В соответствии с пунктом 4.1.2 Плана работы Арбитражного суда Магаданской области на 1 полугодие 2018 года проведено обобщение судебной практики по спорам, связанным с признанием недействительными решений собраний кредиторов в процедурах банкротства за 2016 - 2017 годы.

В рамках проведенного обобщения анализировались судебные акты, вынесенные судьями Арбитражного суда Магаданской области (далее - арбитражный суд, суд) в 2016 и 2017 годах в рамках дел о несостоятельности (банкротстве), а также принятые по результатам их пересмотра постановления Шестого арбитражного апелляционного суда (далее - Шестой ААС) и Арбитражного суда Дальневосточного округа (далее - АС ДВО) по обособленным спорам, связанным с признанием недействительными решений собраний кредиторов.

Арбитражным судом в анализируемый период в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) было рассмотрено 9 заявлений об оспаривании решений собраний кредиторов, в том числе:

В 2016 году рассмотрено 7 заявлений в рамках дел № А37-1372/2014, № А37-2410/2014 (рассмотрено два заявления); № А37-205/2015 (рассмотрено четыре заявления);

В 2017 году рассмотрено 2 заявления в рамках дел № А37- 1339/2013, № А37-811/2016.

По результатам рассмотрения заявлений арбитражным судом вынесены судебные акты, которыми:

Отказано в признании недействительным решения собрания кредиторов по делам № А37-2410/2014 (отказано по двум заявлениям), № А37-205/2015 (отказано по трем заявлениям), № А37-811/2016;

Решение собрания кредиторов признано недействительным (по делам А37-205/2015, А37-1372/2014);

Заявление оставлено без рассмотрения по делу № А37-1339/2013.

Судебные акты арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений о признании недействительными решений собраний кредиторов в процедурах банкротства, обжалованы в апелляционную инстанцию по делам № А37-205/2015 (две жалобы) и № А37-811/2016.

По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Шестым ААС вынесены судебные акты, которыми:

Судебные акты суда первой инстанции оставлены без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения (по делу А37-205/2015);

Жалоба возвращена заявителю (по делу А37-811/2016).

В кассационной инстанции определения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не обжаловались.

1. Принятие собранием кредиторов решения об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства нарушает права и законные интересы должника, поскольку при принятии решения единственным кредитором (уполномоченным органом) не были в полном объеме учтены документы, представленные должником в подтверждение ведения деятельности, направленной на восстановление платежеспособности.

Наличие такого решения предполагает в силу пункта 1 статьи 75 Закона о банкротстве обязательное признание судом должника банкротом и введение конкурсного производства, что нарушает право должника на возможность восстановления его платежеспособности, поскольку в силу особенностей конкурсного производства, ведение хозяйственной деятельности в данной процедуре значительно ограничено (по материалам дела № А37-1372/2014).

Должник, хозяйственное общество «ДК», обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов от 12.08.2015, которым принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Полагая, что решение принято единственным кредитором на основании документов, содержащих неполные и недостоверные сведения, без учета ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления, заявитель указал на установленные судом неправомерные действия временного управляющего.

Определением от 19.01.2016 заявление хозяйственного общества удовлетворено. При этом, суд исходил из следующего.

Судом установлено, что решение собрания кредиторов принято в пределах его компетенции (пункт 2 статьи 12, пункт 1 статьи 73 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве)), т.е. в силу пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве решение может быть признано недействительным, если будет установлено нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц.

В собрании кредиторов участвовал и принимал оспариваемое решение единственный кредитор, требования которого включены в реестр кредиторов должника - Федеральная налоговая служба - с количеством голосов 100 % .

В силу положений статей 2, 53 Закона о банкротстве приоритет отдается процедурам, предусматривающим восстановление платежеспособности должника, поскольку такие процедуры, позволяющие не только рассчитаться с кредиторами, но и восстановить платежеспособность, направлены на обеспечение интересов, как кредиторов должника, так и самого должника.

В отличие от этого, завершение процедуры конкурсного производства означает ликвидацию должника. Данная процедура направлена на удовлетворение требований кредиторов, прежде всего, путем реализации имущества должника, а также предусматривает обязательное увольнение работников должника.

Включение в повестку первого собрания кредиторов вопроса о следующей процедуре банкротства производится после проведения анализа финансового состояния должника, зависит от результатов такого анализа и прежде всего, вывода о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

В повестку дня собрания кредиторов должника от 10.08.2015 включены вопросы: 1) Обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании хозяйственного общества несостоятельным (банкротом) и открытием конкурсного производства; 2) Обращение в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении хозяйственного общества процедуры финансового оздоровления; 3) Обращение в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении хозяйственного общества процедуры внешнего управления; 4) Обращение в арбитражный суд с ходатайством о заключении мирового соглашения; 5) Утверждение саморегулируемой организации арбитражных управляющих для предоставления кандидатуры конкурсного управляющего; 6) Установление размера вознаграждения конкурсному управляющему; 7) Об образовании комитета кредиторов; 8) Об избрании представителя собрания кредиторов; 9) О привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 7 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56, при проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня.

Между тем, протокол собрания содержит сведения об обсуждении первого вопроса, по которому выступили представитель должника и налогового органа, затем зафиксировано голосование по повестке собрания, то есть без представления временным управляющим информации и без обсуждения вопросов, в том числе второго и третьего о выборе последующей процедуры и четвертого - о возможности заключения мирового соглашения.

Из пояснений налогового органа следует, что решение по первому вопросу повестки дня было принято на основании сведений о растущей текущей задолженности хозяйственного общества, а также на основании письменного мнения временного управляющего. Позиция по повестке дня собрания кредиторов была сформирована в решении о голосовании от 10.08.2015, поэтому пояснения представителя должника на собрании кредиторов и представленные им дополнительные документы учтены не были.

Таким образом, при принятии решения единственным кредитором (уполномоченным органом) не были в полном объеме учтены документы, представленные должником в подтверждение деятельности, направленной на восстановление платежеспособности. Следовательно, оспариваемое решение принято на основании неполной информации об экономической деятельности должника и его финансовом состоянии.

Кроме того, повестка собрания была сформулирована без учета статей 2, 53 Закона о банкротстве, содержащих положения о приоритете процедур, предусматривающих восстановление платежеспособности должника, поскольку положительное голосование по первому вопросу (признание банкротом) изначально лишало смысла обсуждение вопросов о восстанавливающих платежеспособность должника процедурах.

В то же время, из представленных должником документов, выданных кредитной организацией (банком), следует, что хозяйственным обществом были реализованы банку драгоценные металлы на сумму более 7 миллионов рублей, что позволило произвести погашение задолженности по заработной плате, а также частично погасить текущие платежи. Таким образом, должником велась активная деятельность по добыче драгоценных металлов и принимались меры к погашению задолженности.

2. Проведение собрания кредиторов по иному адресу, чем место нахождения должника, в месте, определенном арбитражным управляющим, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов кредиторов и должника, т.к. все лица, обладающие правом на участие в первом собрании кредиторов, надлежащим образом были извещены о времени и месте проведения собрания кредиторов, в собрании кредиторов принимали участие кредиторы с суммой требований, учитываемой для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, составляющей 100 % от общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов должника.

Отсутствие на собрании кредиторов должника не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, т.к. в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Закона о банкротстве должник в первом собрании кредиторов принимает участие без права голоса (по материалам дела № А37-2410/2014 (1)).

Должник, хозяйственное общество «М», обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений первого собрания кредиторов, изложенных в протоколе первого собрания кредиторов от 25.09.2015.

Полагая, что временным управляющим нарушены требования статьи 13 Закона о банкротстве в части надлежащего уведомления должника, как участника дела о банкротстве, и представителя учредителя (участника) должника, как лица, участвующего в силу закона в первом собрании кредиторов должника, заявитель указал, что в судебном заседании, состоявшемся 05.10.2015, он узнал, что временным управляющим 16.09.2015 в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включено сообщение № 746137 о том, что собрание кредиторов хозяйственного общества состоится 25.09.2015, при этом, должник о проведении указанного первого собрания кредиторов надлежащим образом уведомлен не был.

Определением от 22.01.2016 в удовлетворении заявления хозяйственного общества отказано. При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о банкротстве надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о банкротстве при невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления конкурсного кредитора по месту его постоянного или преимущественного проживания или месту нахождения или иного имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов лица, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением таких лиц признается опубликование сведений о проведении собрания кредиторов в порядке, определенном статьей 28 Закона о банкротстве.

Судом установлено, что должник по юридическому адресу не находится, почтовую корреспонденцию не получает, директор должника от связи по телефону уклоняется, почтовую корреспонденцию не получает.

В материалы дела представлены доказательства опубликования информации о времени и месте проведения собрания в ЕФРСБ 19.09.2015. Таким образом, временным управляющим предприняты меры по уведомлению должника и органов его управления о времени и месте проведения первого собрания кредиторов.

Единственный кредитор, хозяйственное общество «Г», требования которого были включены в реестр требований кредиторов должника, обладавший 100 % голосов, на первом собрании кредиторов 25.09.2015 присутствовал, по вопросам повестки дня голосовал.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд принял во внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Закона о банкротстве должник в первом собрании кредиторов принимает участие без права голоса, его отсутствие на собрании кредиторов не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.

Судом установлено, что корреспонденция, направляемая временным управляющим и судом по юридическому адресу должника, возвращалась организацией почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения.

Неоднократное требование временного управляющего о передаче руководителем должника первичной документации остались без ответа, что подтверждает отсутствие должника по юридическому адресу.

В силу положений пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве место проведения собрания кредиторов, выбранное арбитражным управляющим, не препятствовало его проведению, т.к. все лица, обладающие правом на участие в первом собрании кредиторов, надлежащим образом были извещены о времени и месте проведения собрания кредиторов.

Так как в собрании кредиторов от 25.09.2015 принимали участие кредиторы с суммой требований, учитываемой для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, составляющей 100 % от общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов должника, арбитражный суд пришел к выводу о правомочности собрания кредиторов хозяйственного общества.

По аналогичным основаниям определением от 03.02.2016 отказано в удовлетворении заявления должника о признании недействительными решений первого собрания кредиторов, изложенных в протоколе первого собрания кредиторов от 06.11.2015 (по материалам дела № А37-2410/2014 (2)).

3. Несогласие одного из кредиторов с мнением большинства не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку осуществление управленческих функций кредиторами при решении возникающих вопросов в деле о банкротстве реализуется посредством формирования коллективной воли на основе принципа подчинения меньшинства большинству (по материалам дела А37-205/2015 (1)).

Хозяйственное общество «КП» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов хозяйственного общества «О» от 16.10.2015 по пункту № 3 повестки дня.

Полагая, что решение принято с существенным нарушением порядка подготовки и уведомления о проведении собрания, заявитель указал, что конкурсный управляющий не обеспечил хозяйственному обществу «КП» фактический доступ к материалам собрания, Положение о порядке реализации имущества должника не было представлено на ознакомление заранее, в связи с чем заявитель не смог внести предложения о реализации имущества стоимостью до 100 тыс. руб., не были рассмотрены предложения об отступном и зачетах, принятое Положение противоречит пункту 6 статьи 139 Закона о банкротстве.

В повестку дня собрания кредиторов от 16.10.2015, проведенного по инициативе конкурсного управляющего, было включено три вопроса: 1) Согласование отчета конкурсного управляющего о своей деятельности, о результатах проведения конкурсного производства и отчета о движении денежных средств; 2) О продлении конкурсного производства сроком на 3 месяца; 3) Об утверждении начальной стоимости и Положения о порядке реализации имущества должника.

В соответствии с протоколом № 02 от 16.10.2015 собранием были приняты следующие решения: 1) Согласовать отчет конкурсного управляющего о своей деятельности, о результатах проведения конкурсного производства и отчета о движении денежных средств с замечаниями; 2) Обратиться в суд с ходатайством о продлении конкурсного производства сроком на три месяца; 3) Утвердить начальную стоимость и Положение о порядке реализации имущества должника

Судом установлено, что в силу положений пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве в ходе рассмотрения дела не нашел подтверждения довод заявителя о принятии решения с существенным нарушением порядка подготовки и уведомления о проведении собрания.

Уведомление о проведении 16.10.2015 собрания кредиторов хозяйственного общества «О» получено заявителем в установленный законом срок. Данное уведомление содержало указание на возможность ознакомления с материалами, подготовленными конкурсным управляющим к собранию, с указанием места, времени ознакомления и контактного телефона.

Таким образом, заявитель был заблаговременно в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона о банкротстве, уведомлен о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов хозяйственного общества «О», а также о возможности ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов.

Довод заявителя о том, что он не смог внести в Положение о порядке реализации имущества должника свои предложения о реализации имущества стоимостью до 100 тыс. руб. об отступном (зачете), судом отклонен, т.к. в соответствии с предложенным конкурсным управляющим Положением на торги выставлялись два объекта незавершенного строительства, которые в силу положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 3 статьи 111 Закона о банкротстве относятся к недвижимому имуществу и подлежат продаже на торгах, проводимых в электронной форме, независимо от стоимости.

Кроме того, заявитель указал, что в ходе проведения собрания кредиторов не было рассмотрено высказанное им намерение в целях прекращения обязательств должника заключить соглашения об отступном на спорное недвижимое имущество, указанное в Положении о порядке реализации (пункт 8 статьи 142 Закона о банкротстве).

Указанный довод отклонен судом, т.к. в силу положений пункта 2 статьи 15 Закона о банкротстве оспариваемое решение «Об утверждении Положения о порядке реализации имущества должника» было принято 16.10.2015 большинством голосов (69, 78 %).

4. Отсутствие доказательств нарушения оспариваемым решением собрания кредиторов должника установленных Законом о банкротстве прав и законных интересов кредиторов должника или превышения пределов компетенции собрания кредиторов, является безусловным основанием для отказа в признании первого собрания кредиторов должника недействительным по правилам пункта 4 статьи 15 Закона (по материалам дела № А37-205/2015 (2)).

Хозяйственное общество «КП» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения по пункту № 1 повестки дня собрания кредиторов хозяйственного общества «О» от 18.11.2015.

Полагая, что исключение из повестки дня первого вопроса: «Утверждение порядка реализации имущества» произведено необоснованно, заявитель указал, что уполномоченный орган, в нарушение статьи 10 ГК РФ, пользуясь большинством голосов, принимает решения, ущемляющие права остальных кредиторов.

Определением от 15.01.2016 в удовлетворении заявления хозяйственного общества «КП» отказано. При этом суд исходил из следующего.

В повестку дня собрания кредиторов от 10-18.11.2015, проведенного по инициативе хозяйственного общества «КП», было включено три вопроса: 1) Утверждение порядка реализации имущества; 2) Об обязании арбитражного управляющего обратиться в суд о признании недействительными сделок, совершенных в период хозяйственной деятельности хозяйственным обществом «О»; 3) Об обязании арбитражного управляющего обратиться в суд о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей хозяйственного общества «О» ; 4) О согласовании заявления об отступном - часть какого имущества и на каких условиях зачтется хозяйственному обществу «КП» в качестве отступного.

В соответствии с протоколом № 03 от 18.11.2015 собранием были приняты следующие решения: 1) Исключить из повестки дня первый вопрос «Утверждение порядка реализации имущества»; 2) Обязать арбитражного управляющего обратиться в суд о признании недействительными сделок, совершенных в период хозяйственной деятельности хозяйственным обществом «О»; 3) Обязать арбитражного управляющего обратиться в суд о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей хозяйственного общества «О»; 4) Не согласовывать заявление об отступном.

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о банкротстве оспариваемое решение об исключении из повестки дня первого вопроса повестки дня собрания - «Утверждение порядка реализации имущества» - было принято большинством голосов (69, 78 %).

Поскольку оспариваемое решение собранием кредиторов принято в пределах его компетенции (пункт 2 статьи 12 Закона о банкротстве) и большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (пункт 2 статьи 15 Закона о банкротстве), постольку оснований считать его недействительным не имеется.

Кроме того, на собрании кредиторов хозяйственного общества «О», состоявшемся 16.10.2015 (протокол № 02), были утверждены предложения конкурсного управляющего о продаже имущества должника.

Определением суда от 15.01.2016 хозяйственному обществу «КП» отказано в признании указанного решения собрания кредиторов недействительным.

В качестве обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в утвержденный Порядок реализации имущества должника, хозяйственным обществом «КП» указано, что имущество должника возникло в результате его хозяйственной деятельности (строительство), поэтому к имуществу подлежит применению особый порядок реализации (пункт 5 статьи 111, пункт 6 статьи 139 Закона о банкротстве). Кроме того кредитор в указанном письме выразил намерение забрать часть имущества в качестве отступного.

Между тем, указанные доводы были оценены судом при вынесении определения от 15.01.2016, которым хозяйственному обществу «КП» было отказано в признании недействительным решения собрания кредиторов от 16.10.2015 об утверждения Положения о порядке реализации имущества должника, в связи с чем повторной переоценке они не подлежат.

Кроме того, судом установлено, что заявитель предложил к утверждению собранием кредиторов Порядок не реализации имущества должника, а погашения требований кредиторов за счет имущества путем отступного, что прямо противоречит статьям 110, 111, 139 Закона о банкротстве.

5. Решение об отмене проведения торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества и проведении повторной оценки имущества, входящего в конкурсную массу должника и выставленного на торги, подлежат признанию недействительными, как принятые с превышением компетенции собрания кредиторов и нарушающие права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, т.к. длительное неосуществление продажи имущества должника, в том числе в связи с проведением повторной оценки имущества должника, существенным образом нарушает права кредиторов должника, влечет увеличение текущих расходов на проведение процедуры конкурсного производства и, соответственно, уменьшает для кредиторов возможность наиболее полного удовлетворения их требований, включенных в реестр требований кредиторов должника (по материалам дела № А37-205/2015 (3)).

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решений собрания кредиторов хозяйственного общества от 19.01.2016 по вопросам №№ 3, 4.

Полагая, что принятые на собрании кредиторов 19.01.2016 решения по вопросам №№ 3, 4 повестки дня собрания не основаны на нормах закона, поскольку не представлены обоснования противоречий утвержденного Порядка продажи и оценки имущества действующему законодательству, заявитель указал, что оценка спорных объектов незавершенного строительства, проведенная оценочной организацией, до настоящего времени не оспаривалась, иной порядок продажи имущества собранию кредиторов не представлялся, в связи с чем есть основания полагать, что конкурсные кредиторы злоупотребляют процессуальным правом, их действия в итоге приведут к необоснованному затягиванию процедуры, увеличению расходов конкурсного производства, что противоречит целям конкурсного производства и нарушает права и законные интересы кредиторов.

Определением от 02.03.2016 заявление налогового органа удовлетворено. При этом суд исходил из следующего.

Конкурсным управляющим должника 16.10.2015 было инициировано собрание кредиторов должника, в повестку дня которого включен вопрос № 3 «Об утверждении начальной стоимости и Положения о порядке реализации имущества должника».

Конкурсным управляющим были представлены собранию кредиторов Предложения о порядке, стоимости и условиях реализации двух объектов незавершенного строительства, а также представлен Отчет от 12.10.2015 № 307 оценочной организации о рыночной стоимости объектов, подлежащих реализации.

В соответствии с Предложениями конкурсного управляющего, представленными собранию кредиторов 16.10.2015, реализация имущества должника осуществляется посредством торгов в форме открытого по составу участников аукциона на электронной торговой площадке ЗАО «СА» в следующей последовательности: проведение первых торгов, проведение повторных торгов со снижением начальной цены на 10%, проведение продажи имущества посредством публичного предложения. При этом начальная стоимость имущества должника определяется в соответствии с рыночной стоимостью, определенной независимым оценщиком, организатором торгов выступает конкурсный управляющий.

Собранием кредиторов должника 16.10.2015 утверждены предложения конкурсного управляющего о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника.

Первые торги по продаже имущества должника были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. Повторные торги назначены на 15.02.2016.

На собрании кредиторов 19.01.2016 конкурсные кредиторы (ООО «КП» - 15,76 % и ООО «КК» - 47,86 %) единогласно приняли решение по включенным в повестку дня собрания двум дополнительным вопросам:

1. Отменить проведение торгов в форме открытого аукциона о продаже имущества, принадлежащего должнику на праве собственности, назначенных на 15.02.2016 (присвоить вопросу порядковый номер «3»).

2. Провести повторную оценку имущества должника, входящего в конкурсную массу должника и выставленного на торги, назначенные на 15.02.2016. (присвоить вопросу порядковый номер «4»).

Конкурсный управляющий против принятия указанных решений возражал, поскольку данные действия нецелесообразны и влекут затягивание процедуры конкурсного производства и увеличение текущих расходов.

Уполномоченный орган участия в собрании кредиторов 19.01.2016 не принимал и не голосовал по повестке дня собрания.

Судом установлено, что в силу положений пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве решения по вопросам № 3 и № 4 повестки дня собрания кредиторов от 19.01.2016 были приняты с нарушением пределов компетенции собрания кредиторов, а также нарушают права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, по следующим основаниям.

Компетенция собрания кредиторов ограничена кругом вопросов, по которым оно вправе принимать решения. Пределы компетенции собрания кредиторов установлены нормами статьей 12, 15 Закона о банкротстве.

В силу пункта 2 статьи 12 Закона о банкротстве решение таких вопросов, как отмена проведения назначенных повторных торгов имущества должника и проведение повторной оценки имущества должника ни статьей 12 Закона о банкротстве, ни иными положениями названного Закона к компетенции собрания кредиторов не отнесено. Нормы Закона о банкротстве не предоставляют собранию кредиторов права принимать решения по данным вопросам.

Следовательно, оспариваемые решения приняты с превышением пределов компетенции собрания кредиторов, установленной Законом о банкротстве.

Из протокола собрания кредиторов от 19.01.2016 № 04 следует, что собрание кредиторов должника полагает невозможным проведение процедуры продажи имущества должника до решения вопроса о проведении повторной оценки имущества должника.

Кроме того, утверждая Предложения конкурсного управляющего о продаже имущества должника, 16.10.2015 собрание кредиторов не воспользовалось своим правом увеличить начальную цену продажи имущества должника, определенную в соответствии с отчетом оценщика.

Также конкурсные кредиторы, принявшие оспариваемые решения, не воспользовались предусмотренным пунктом 6 статьи 130 Закона о банкротстве правом на оспаривание Отчета об оценке.

Таким образом, с учетом результатов первоначальных торгов по продаже имущества должника, которые не состоялись из-за отсутствия заявок, проведение повторной оценки имущества должника и отмена назначенных повторных торгов являются нецелесообразными и нарушают права лиц, участвующих в деле.

6. В соответствии с пунктом 2 статьи 139 Закона о банкротстве в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений. Утверждение Положения о порядке, условиях и сроках продажи имущества должника, равно как и внесение в него изменений в предусмотренных законом случаях отнесено к компетенции собрания кредиторов.

Проведение и представление конкурсными кредиторами иной оценки имущества должника не противоречит Закону о банкротстве, т.к. проведение повторной оценки по инициативе кредитора в случае принятия на себя расходов по ее проведению прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 139 Закона о банкротстве (по материалам дела № А37-205/2015 (4)).

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений по вопросу № 3 в части определения начальной цены имущества на повторных торгах и по вопросу № 4 об установлении начальной цены имущества на повторных торгах, принятых на собрании кредиторов должника-хозяйственного общества от 21.04.2016.

Полагая, что решения собрания кредиторов от 21.04.2016, принятые большинством голосов конкурсных кредиторов, по вопросам № 3 и № 4 фактически исключают возможность реализации имущества должника, поступления в конкурсную массу денежных средств, заявитель указал, что оспариваемые решения искусственно создают предпосылки для возложения на заявителя по делу о банкротстве обязанности по погашению судебных расходов, подлежащих удовлетворению преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Определением от 01.07.2016 в удовлетворении заявления налогового органа отказано. При этом суд исходил из следующего.

На собрании кредиторов 19.01.2016 конкурсные кредиторы (ООО «КП» - 15,76 % и ООО «КК» - 47,86 %) единогласно приняли решение по включенным в повестку дня двум дополнительным вопросам:

1. Отменить проведение торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества, принадлежащего должнику на праве собственности, назначенных на 15.02.201 (присвоить вопросу порядковый номер «3»).

2. Провести повторную оценку имущества должника, входящего в конкурсную массу должника и выставленного на торги, назначенные на 15.02.2016. Расходы по оплате услуг оценщика возложить на ООО «КП» и ООО «КК» пропорционально суммам требований, включенных в реестр требований кредиторов (присвоить вопросу порядковый номер «4»).

Вступившим в законную силу определением суда от 02.03.2016 решения по вопросам № 3 и № 4 повестки дня собрания кредиторов должника от 19.01.2016 признаны недействительными.

На собрании кредиторов 15 - 21.04.2016 уполномоченный орган и конкурсные кредиторы (ООО «КП» - 15,76 %, ООО «КК» - 47,86 %, ФНС России - 36,38 %) большинством голосов приняли следующие решения по включенным в повестку дня собрания дополнительным вопросам:

1. Внести изменения в положение о торгах, утвержденное собранием кредиторов от 16.10.2015 в редакции, предложенной ООО «КП» (вопрос № 3),

2. Установить начальную цену имущества на повторных торгах в соответствии с предложениями ООО «КП» о внесении изменений в положение о торгах, утвержденное собранием кредиторов от 16.10.2015, а именно: лот № 1 - 504 900 рублей; лот № 2 - 2 610 000 рублей (вопрос № 4).

Представитель налогового органа на собрании голосовал против принятия указанных решений.

Судом установлено, что в Положение о торгах (решение № 3) по предложению ООО «КП» внесены следующие изменения:

Раздел 1 Положения дополнен пунктом 2, согласно которому: «Оценка рыночной стоимости продаваемого имущества проведена независимым оценщиком, ООО «ПК» на основании договора № 2103/16-НС от 21.03.2016».

В пункте 3 раздела 1 увеличена начальная продажная цена (первоначальная стоимость) лотов № 1 - 561 000 рублей и № 2 - 2 900 000 рублей.

Решением № 4 собрание кредиторов от 21.04.2016 установило начальную цену имущества на повторных торгах в соответствии с предложениями ООО «КП», отраженными в пункте 2 раздела 1 Положения о порядке проведения торгов по реализации имущества должника, лот № 1 - 561 000 рублей, лот № 2 - 2 900 000 рублей.

Судом установлено, что в силу положений пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве оспариваемые решения собрания кредиторов должника от 15-21.04.2016 № 3 и № 4 приняты большинством голосов, в пределах компетенции собрания кредиторов и не нарушают права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве и направлены на достижение цели конкурсного производства.

Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Закона о банкротстве утверждение Положения о порядке, условиях и сроках продажи имущества должника, равно как и внесение в него изменений в предусмотренных законом случаях отнесено к компетенции собрания кредиторов.

В силу положений пункта 2 статьи 139 Закона о банкротстве, судом установлена правомерность внесения изменений в Положение об условиях реализации имущества должника в части увеличения начальной продажной цены имущества, т.к. на дату проведения собрания истек шестимесячный срок с даты составления Отчета об оценке имущества должника ООО и конкурсными кредиторами к собранию был представлен Отчет об оценке рыночной стоимости от 25.03.2016.

Кроме того, оценка имущества должника носит рекомендательный характер, собрание кредиторов может установить иную начальную продажную цену имущества. При этом проведение повторной оценки по инициативе кредитора в случае принятия на себя расходов по ее проведению прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 139 Закона о банкротстве, следовательно, проведение и представление конкурсными кредиторами иной оценки имущества должника не противоречит Закону о банкротстве.

Довод заявителя об отсутствии правовых оснований для увеличения начальной продажной цены суд признал неубедительным, поскольку это приведет к максимальному формированию конкурсной массы.

В силу статьи 2 Закона о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр.

Реализация имущества должника в конкурсном производстве подчинена указанной цели, при этом кредиторам в соответствии со статьями 138, 139 Закона о банкротстве принадлежит право определения порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

7. Решение собрания кредиторов о необходимости продления срока конкурсного производства и об утверждении нового конкурсного управляющего не влечет автоматического продления срока указанной процедуры и назначения выбранной собранием кандидатуры конкурсного управляющего. Данные вопросы решаются исключительно судом (статьи 45, 124, 127 Закона о банкротстве). Положительное решение по указанным вопросам, включенным в повестку дня собрания, не нарушает права заявителя - участника должника, и иных лиц.

Пропуск срока направления протокола в арбитражный суд не влечет признания недействительными решений собрания кредиторов (по материалам дела № А37-811/2016).

Гражданин К.В. - участник хозяйственного общества, признанного несостоятельным (банкротом) (далее - заявитель), обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов должника от 22.05.2017 и о назначении проведения другого собрания кредиторов для рассмотрения предложений участника хозяйственного общества.

Заявитель полагает, что собрание проведено с нарушением, поскольку о проведении собрания кредиторов участник хозяйственного общества не был уведомлен надлежащим образом согласно пункту 1 статьи 13 Закона о банкротстве; на собрании кредиторов не были рассмотрены предложения заявителя и в повестке собрания не поставлен на рассмотрение вопрос об отстранении конкурсного управляющего, в то время как был избран новый конкурсный управляющий.

Кроме того, у лица, требующего созыва собрания, - конкурсного кредитора А.- отсутствовал третий экземпляр протокола собрания кредиторов, а сроки направления материалов собрания в арбитражный суд были пропущены.

Определением от 10.07.2016 в удовлетворении заявления участника хозяйственного общества отказано. При этом суд исходил из следующего.

Судом установлено, что по требованию конкурсного кредитора А., имеющего 28,15 % голосов по реестру, 22.05.2017 проведено собрание кредиторов должника. В повестку дня собрания было включено два вопроса: 1) о продлении срока конкурсного производства; 2) об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего.

Согласно протоколу собрания кредиторов должника от 22.05.2017 на собрании были зарегистрированы представители шести конкурсных кредиторов с общей суммой требований 7 738 211, 72 руб., что составило 85, 95 % от общей суммы обязательств голосующих требований, включенных в реестр требований кредиторов. Собрание признано правомочным, итоги регистрации утверждены единогласно.

В порядке пункта 2 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 56, собрание проведено без участия конкурсного управляющего лицом, требовавшим его созыва, - конкурсным кредитором А.

Пункт 1 статьи 12 Закона о банкротстве предоставляет право представителю учредителей (участников) должника участвовать в собрании кредиторов без права голоса и выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Судом установлено, что сообщение о созыве собрания было опубликовано в ЕФРСБ 05.05.2017. Представителю К.В. о созыве собрания кредиторов стало известно из этой публикации, его участие в работе собрания подтверждается протоколом собрания от 22.05.2017 № 4.

Вопросы, включенные в повестку дня собрания, соответствуют вопросам, отнесенным Законом о банкротстве к компетенции собрания кредиторов, присутствие на нем конкурсных кредиторов с 85,95 % голосов от общей суммы обязательств голосующих требований позволяло признать его правомочным (статья 12 Закона о банкротстве).

Судом установлено, что положительное решение по вопросам, включенным в повестку дня собрания, не нарушает права заявителя и иных лиц. Решение собрания кредиторов о необходимости продления срока конкурсного производства и об утверждении нового конкурсного управляющего не влечет автоматического продления срока указанной процедуры и назначения выбранной собранием кандидатуры конкурсного управляющего. Данные вопросы решаются исключительно судом (статьи 45, 124, 127 Закона о банкротстве).

Вывод: По результатам проведенного обобщения судебной практики, связанной с применением положений Закона о банкротстве, регулирующих порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений собраний кредиторов, спорных вопросов не выявлено.

Анализ судебных актов позволяет заключить, что практика рассмотрения заявлений данной категории Арбитражным судом Магаданской области соответствует законодательству о банкротстве. При рассмотрении заявлений об оспаривании решений собраний кредиторов соответствующие положения Закона о банкротстве применяются правильно, сложившаяся судебная практика носит единообразный характер.

Судебные акты Арбитражного суда Магаданской области по результатам рассмотрения дел, связанных с оспариванием решений собраний кредиторов, судами вышестоящих инстанций в рассматриваемом периоде не изменялись и не отменялись.

Системное толкование положений статьи 15 Закона о банкротстве и анализ судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения заявлений об оспаривании решений собраний кредиторов, позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении арбитражным судом указанных заявлений необходимо обращать особое внимание не только на факты несоответствия решений собраний кредиторов законодательству о банкротстве - нарушение установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, но и на нарушение указанными решениями прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц.

При рассмотрении заявлений об оспаривании решений собраний кредиторов, связанных с возникновением в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков, условий реализации имущества, включённого в конкурсную массу, в т.ч. в случае изменения начальной продажной цены имущества, необходимо устанавливать, предпринимались ли конкурсными кредиторами меры по разрешению разногласий с конкурсным управляющим по порядку реализации имущества должника.

Процедура банкротства набирает популярность и применяется с 2015 года не только к юридическим, но и к физическим лицам. Обязательной частью этого процесса признаются собрания кредиторов. Алгоритм осуществления данных мероприятий регламентируется Федеральным законом “О банкротстве” от 26 октября 2002 года. Внесенные в закон изменения и дополнения действуют с 1 января 2017 г.

Первое собрание кредиторов.

Обозначенному мероприятию предшествует процедура временного наблюдения, когда временный управляющий подготавливает список претензий всех заимодателей, знакомится с актуальным положением дел, анализирует финансовое состояние банкрота. Он же назначает дату этого мероприятия.

Задача первого созыва кредиторов - определение следующих ключевых моментов:

  • Избрание арбитражного управляющего квалифицированным большинством голосов кредиторов.
  • Обозначение стратегии дальнейших действий. Путем голосования решается основное направление следующего этапа процедуры: конкурсное производство, внешнее управление, мировое соглашение или восстановление платежеспособности.
  • Учреждение комитета кредиторов. Происходит по согласованному заключению всех участников, обладающих правом голоса. Однако может выступить обязательной мерой, если число заимодателей превышает 50 человек.

При условии предварительного ходатайства возможно рассмотрение дополнительных вопросов по существу дела.


Чтобы стать участником мероприятия, важно заявить о своих претензиях к должнику не позднее календарного месяца с момента опубликования информации об открытии процедуры банкротства. В РФ подобные данные размещаются в газете ”Коммерсантъ”.

Тем, кто пропустил период подачи претензий по уважительной причине, суд может предоставить дополнительное время.

Проведение мероприятия

Основные положения относительно процессуальной части проведения собрания кредиторов закреплены в Постановлении Правительства РФ N56 от 6 февраля 2004 года.

Время проведения заключено в строгих пределах с 8.00 до 20.00 в будние дни.

Круг вопросов, очерченный в целях рассмотрения участниками созыва:

  • Алгоритм дальнейшей процедуры банкротства.
  • Реструктуризация долгов.
  • Возможности финансового оздоровления предприятия-банкрота либо стратегия внешнего управления.
  • Возможность выплаты гонорара арбитражному управляющему и его размер.
  • Вероятность мирового договора.
  • Вердикт о начале конкурсного производства.

Повестка собрания намечается заранее. Решение кредиторами принимается путем голосования, причем число голосов каждого из заимодателей прямо пропорционально отношению его претензий к общему объему требований. Иными словами, большим количеством голосов обладает тот, кому должны большую сумму. При этом важно условие, согласно которому штрафы, пени и т.п. игнорируются при учете голосов.

В ходе мероприятия ведется протокол. Впоследствии один из экземпляров в пятидневный срок отправляется в арбитражный суд. В случае самостоятельного проведения необходим еще один экземпляр для предоставления арбитражному управляющему. Протокол в обязательном порядке отражает:

  • Данные о банкроте: адрес прописки и фактического проживания, ФИО либо наименование для юрлица, реквизиты и т.п.
  • Указание на арбитражный суд, разбирающий дело.
  • Информацию о мероприятии: время и адрес проведения, причины, повестка, факт уведомления участников.
  • Перечень участников и общее количество голосов.
  • Данные выступавших на заседании.
  • Прошения о рассмотрении дополнительных обстоятельств.
  • Процесс голосования и принятые вердикты.

Кроме того, протокол сопровождается копиями реестра, бюллетеней, правоустанавливающих и иных документов, использованных в ходе заседания.

По общепринятой схеме заседания назначаются по месту фактического проживания должника, однако по инициативе арбитражного управляющего место может быть изменено.

Участники собрания кредиторов

Законодательством определен круг лиц, допущенных на подобные собрания:

Конкурсные кредиторы и иные организации с правом голоса, упомянутые в перечне требований на момент проведения собрания. К конкурсным относят кредиторов по денежным обязательствам.

Заинтересованные представители со стороны должника - это могут быть работники, учредители, руководители и т.д. Участвовать в голосовании не могут. Присутствие самого банкрота не обязательно.

Права участников

Основным правом, реализуемым на мероприятиях такого рода, выступает право голоса. Как упоминалось выше, им обладают конкурсные кредиторы, фигурирующие в реестре требований, в соответствии с размером своих претензий.

Остальные участники уполномочены вносить предложения и обсуждать актуальные вопросы, но на принятие решения повлиять не могут.

Всех участников закон наделяет правом обжалования вынесенных решений в суде.

Уведомление о собрании

Каждому, имеющему право на участие в мероприятии, в обязательном порядке предварительно направляется официальное уведомление о его назначении с указанием времени и места, а также ключевых моментов и регламента.

Со всеми актуальными материалами дела участники вправе ознакомиться заранее не более чем за пять дней до начала заседания.

Уведомление может быть отправлено почтой за две недели до мероприятия либо иным способом в пятидневный срок.

В случаях, когда кредиторов насчитывается более пятисот, и при невыполнимости предыдущего условия, сведения о собрании публикуются в официальном печатном издании.

Кредитор, не получивший уведомление своевременно и доказавший, что в этом отсутствует его собственная вина, имеет право требовать отмены решений, принятых без его участия. Конечно, при этом учитывается процент его претензий и последствия, вызванные данным фактом.

Ответственный за рассылку уведомлений - инициатор мероприятия, в большинстве случаев это арбитражный управляющий. Информация о собрании заносится в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве за две недели до начала мероприятия.

Заочное проведение

Законодательство предусматривает проведение собрания без личного участия кредиторов, путем электронного голосования. Используются специальные каналы связи, операторы которой гарантируют конфиденциальность сведений и своевременность поступления новой информации. Протокол собрания скрепляется подписью управляющего либо иного лица, организовавшего мероприятие.

Уведомления и иные документы, предоставляемые участникам, должны включать ссылку на сайт, где содержится информация о собрании. Срок рассылки уведомлений увеличивается и составляет 30 дней до собрания.

На практике такая форма проведения собраний почти не применяется. Чаще используется способ рассылки бюллетеней участникам, которые они заполняют и далее в установленные сроки передают управляющему.

Сроки проведения

Первое собрание проводится в период, не превышающий 10 дней до завершения процедуры наблюдения.

Дальнейшие подобные мероприятия назначаются арбитражным управляющим, как правило, раз в три месяца. При необходимости внеочередного собрания кредиторы направляют требование о его проведении, на которое арбитражный управляющий должен отреагировать в течение трех недель. Если этого не происходит, кредиторы вправе самостоятельно провести собрание.

Отложение собрания кредиторов

Собрание может быть отложено по решению арбитражного суда, в ведении которого находится дело. Причиной такой меры обычно является наличие в суде требований кредиторов, еще не рассмотренных.

Однако существует условие, при котором возможна данная мера: требования по таким ходатайствам должны быть достаточно значительными, чтобы повлиять на ход собрания.

Признание собрания недействительным

Решения, принятые на собрании кредиторов, могут быть обжалованы, а само собрание признано недействительным, если:

  • В ходе процедуры было допущено ущемление прав и законных интересов участников мероприятия и третьих лиц.
  • В мероприятии приняли участие кредиторы, чьи требования составили менее половины от общего числа.
  • Кредитор, чьи претензии достигают не менее 10% от общего числа требований, не был уведомлен о проведении собрания и смог доказать этот факт.

К лицам, уполномоченным обжаловать решения собрания, относятся представители должника, а также те, чьи требования еще не фигурируют в реестре, но приняты к рассмотрению судом.

Важно помнить, что судом может быть пересмотрено любое решение, принятое кредиторами, в особенности касающееся вопросов конкурсного производства или внешнего управления.

Банкротство - дело достаточно многогранное и неоднозначное, и в целях увеличения шансов на успех целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Собрание кредиторов - это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником (ст.12 Закона о банкротстве 2002 г.). Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов.

Также собранием кредиторов утверждается бизнес-план финансового оздоровления предприятия-должника, совершение внешним управляющим крупных сделок от имени должника и т.п. (Пункт 4 ст.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Проведение собрания кредиторов

В четырнадцатидневный срок с момента обращения комитета с требованием к арбитражному управляющему созывается собрание кредиторов. Организацию и проведение собрания кредиторов проводит арбитражный управляющий; участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, в собрании кредиторов участвует также представитель работников должника. Закон о банкротстве позволяет кредиторам осуществлять свои права как индивидуально, так и объединенно.

Любые нарушения порядка уведомления кредиторов о проведении собрания влекут недействительность решений не только по основным, но и по дополнительным вопросам, включенным в повестку дня. При принятии решения на собрании кредиторов допускается принуждение меньшинства (по общей сумме требований) кредиторов к исполнению решений большинства!

Сбор первого собрания кредиторов - обязанность временного управляющего при процедуре наблюдения. Законодательством о банкротстве первое собрание кредиторов выделено в отдельную процедуру из-за индивидуальных особенностей только этого собрания. Согласно п.4 статьи 14 ФЗ от 26.10.2002 N127, «местом проведения первого собрания кредиторов назначается место нахождения должника или его исполнительного органа». Место проведения собрания кредиторов будет определяться арбитражным управляющим, если по каким-то причинам проведение собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника невозможно.

Важным моментом является то, что «дата, время и место проведения собрания кредиторов никак не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам» (п.4. ст.14 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)»). Однако недостатком этого постановления является то, что оно совсем не определяет понятия «препятствия» для участия в собрании, что может повлечь различные злоупотребления со стороны всех участников процесса. П.6 ст.24 Закона о банкротстве сообщает, что при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов.

На этапе подготовки к проведению первого собрания кредиторов арбитражный управляющий создает пакет документов, которые подтверждают размер задолженности каждому из кредиторов; данные папки раздаются каждому из кредиторов.

«Надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов»(п.1. ст.13 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Решение первого собрания кредиторов на заседании арбитражного суда всегда является основанием для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или утверждения мирового соглашения п.4 статьи 14 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002. Для исключения конфликтных ситуаций и споров между участниками процесса должны все участники внимательно отнестись к составлению протокола собрания кредиторов.

Также такие вопросы, как решение о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства - принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов.

В одно время с заявлением об утверждении мирового соглашения суду представляется список всех известных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности (абз.4 п.3 статьи 158 Закона о банкротстве). Перед утверждением мирового соглашения суд обязательно проверяет, не будут ли в результате его заключения поставлены в заведомо худшее положение по сравнению с участниками мирового соглашения другие кредиторы должника, на которых не распространяются условия мирового соглашения.

На любой стадии процесса о банкротстве до проведения первого собрания кредиторов допускается заключение мирового соглашения, (п.1 ст.150 ФЗ о несостоятельности (банкротстве), (согласно обзору практики ВАС РФ дел, связанных с банкротством).

Важно то, что арбитражные суды предпочитают принимать решения, одобренные и утвержденные собранием кредиторов. Поэтому при юридически грамотном подходе к делу можно с большой вероятностью предопределить то или иное решение собрания кредиторов.

Страница была полезной?

Еще найдено про собрание кредиторов

  1. Должник запустил процедуру банкротства и выводит активы
    И тогда на первом собрании кредиторов голосование будет проходить следующим образом перечисляю вопросы повестки дня и наиболее вероятный расклад
  2. Отстранение конкурсного управляющего
    Согласно данной норме конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей на основании ходатайства собрания кредиторов комитета кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей
  3. Кредитор предприятия
    Принятие решения о привлечении реестродержателя осуществляется на собрании кредиторов По действующему законодательству арбитражным управляющим в течение 5 дней должен быть заключен с
  4. Финансовое оздоровление предприятия
    Рассматриваемая процедура вводится определением арбитражного суда при наличии следующих оснований ходатайства собрания кредиторов При этом предоставление обеспечения необязательно и суд не имеет права пойти против воли
  5. Финансовое оздоровление как процедура банкротства или результат ее проведения
    Должник получает возможность начать процедуру финансового оздоровления при любом решении собрания кредиторов однако существенно изменяются требования к набору и содержанию основных документов необходимых для принятия
  6. Внешний управляющий
    Предлагается суду кандидатура получившая наибольшее число голосов на собрании кредиторов Если собрание кредиторов не принимало решения о введении внешнего укрепления оно в течение
  7. Конкурсное производство в процедуре несостоятельности (банкротства)
    При этом все процедуры банкротства кроме мирового соглашения требуют проведения анализа финансового состояния должника формирования реестра требований кредиторов и подготовку отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и арбитражного суда Процедура наблюдения является необходимой для того чтобы обеспечить сохранность имущества
  8. Конкурсное производство
    Основным способом продажи имущества являются открытые торги если комитет кредиторов или собрание кредиторов не примет иного решения Иной порядок может например предусматривать реализацию имущества на основе
  9. Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве
    Положения 2 Уполномоченный орган принимает участие в собрании кредиторов и голосует в порядке устанавливаемом регулирующим органом - Министерством экономического развития РФ п
  10. Особенности финансового оздоровления при банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства
    КФХ согласия кредиторов не требуется более того для инициирования данной процедуры должнику не требуется обращаться с соответствующим ходатайством к собранию кредиторов должнику достаточно предоставить план финансового оздоровления и график погашения задолженности в арбитражный суд
  11. Финансовое оздоровление
  12. Как повысить шансы на возврат долга, если компания-должник разорилась?
    Если менее 10% то без договоренности с другими кредиторами вы не сможете повлиять на решение собрания кредиторов В этом случае лучше подумать о продаже требования Цена будет зависеть от доли
  13. Классификация требований кредиторов при банкротстве
    Представитель работников должника который участвует в собрании кредиторов может выразить свою позицию для привлечения внимания к отдельным вопросам но не участвует

  14. Оплата услуг адвокатов консультантов и лиц отстаивающих права должника на собраниях кредиторов и в ходе процедуры банкротства 0,0 38,5 61,5 0,0 0,0 Оплата услуг адвокатов
  15. Правовые основы и методы выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
    Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке установленном федеральными стандартами и сообщать о них лицам участвующим в деле о банкротстве в саморегулируемую организацию членом которой он является собранию кредиторов и в органы к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и
  16. Административный управляющий
    Федеральным законом созывать собрания кредиторов в случаях установленных настоящим Федеральным законом рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового
  17. Механизмы защиты интересов должника и кредиторов в процедурах банкротства
    Преимущества кредиторов вследствие моратория состоят в том что в результате скоординированных действий собрания кредиторов и арбитражного управляющего кредиторы как группа смогут взыскать по обязательствам больше быстрее и
  18. Меры по взысканию дебиторской задолженности, принимаемые в ходе конкурсного производства
    Закона о банкротстве само по себе то обстоятельство что действия управляющего были одобрены решением собрания кредиторов не исключает возможность квалификации этих действий как несоответствующих стандартам добросовестности и разумности Четвертым
  19. Реестр требований кредиторов
    Реестр требований кредиторов может вести либо арбитражный управляющий либо реестродержатель в зависимости от решения собрания кредиторов Включение в реестр требований кредиторов Действующие правовые нормы свидетельствуют о том что у
  20. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству
    Названное определение является основанием для установления числа голосов принадлежащих соответствующему кредитору на собрании кредиторов До рассмотрения дела о банкротстве по существу арбитражный суд в коллегиальном составе проверяет

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.

2. Министерству юстиции Российской Федерации разработать в месячный срок совместно с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и утвердить типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов.

Председатель

Правительства Российской Федерации

М. Касьянов

Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов

1. Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня.

2. Если собрание кредиторов не было проведено арбитражным управляющим в установленный срок, оно может быть проведено лицом, требующим его созыва.

3. При подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов;

б) составляет список участников собрания кредиторов;

в) предоставляет лицам, требующим проведения собрания кредиторов, реестр требований кредиторов в случае и сроки, установленные законом;

г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.

4. При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;

б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.

5. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;

б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса;

в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования;

г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.

6. По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.

7. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) открывает собрание кредиторов и объявляет:

об основаниях созыва собрания кредиторов;

о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;

о правомочности собрания кредиторов;

о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;

б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;

г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.

б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.

9. После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.

10. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

11. По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.

Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

12. Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:

а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;

б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;

в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.

13. Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

При проведении процедуры несостоятельности в целях защиты прав заинтересованных лиц создается коллегиальная комиссия - собрание кредиторов. При банкротстве осуществляет специальные функции и обладает полномочиями в соответствии с нормами стат. 12 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее - Закон). Чем занимается этот орган? Что входит в компетенцию собрания кредиторов? Рассмотрим законодательные аспекты в этой статье.

Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Собрание кредиторов (СК) - орган, целью деятельности которого является урегулирование взаимоотношений должника с кредиторами. Участие в комиссии принимают как уполномоченные органы, так и те кредиторы, которые уже включены в реестр на день осуществления мероприятия (п. 1 стат. 12 Закона). Участвовать в СК без права на голосование вправе представители следующих категорий лиц:

    Сотрудников фирмы-должника.

    Участников или учредителей компании-должника.

    Владельцев активов должника-УП.

    СРО, членством в которой обладает уполномоченный управляющий (арбитражный).

    Надзорных органов, имеющих право выступать на заседаниях.

Участвовать в СК с правом на голосование могут те конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, требования которых содержатся в соответствующем реестре и обеспечены имущественным залогом фирмы-должника. Точные стадии обозначены в стат. 12 . Исключение представляют залогодержатели-кредиторы, не имеющие права голоса.

В компетенцию СК входит решение нижеперечисленных вопросов (п. 2 стат. 12):

    Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.

    Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.

    Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.

    Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).

    Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.

    Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.

    Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.

    Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.

    Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.

    Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.

    Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.

    Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Порядок проведения собрания кредиторов

Регулярная организация и проведение собрания кредиторов осуществляются по инициативе управляющего (п. 1 стат. 12). Кроме указанного лица собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 стат. 14):

    Кредиторского комитета.

    Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов - только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.

    1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Периодичность проведения собрания кредиторов

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона). При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13). Если хотя бы один из заинтересованных участников не был уведомлен в законодательном порядке, все решения по вопросам текущей повестки дня СК могут быть обжалованы и признаны недействительными (п. 4 стат. 15). Документ составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений.

Уведомление о собрании кредиторов - образец посмотреть .