Нифон, митрополит Филиппопольский (Сайкали). Епископ филиппопольский нифон: нам нельзя быть как все

08.04.2013

Излюбленный афоризм архиепископа Филиппопольского Нифона, настоятеля Подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве: «Мечтаю стать русским святым». Владыка Нифон за более чем тридцать лет своего служения в России стал известен не только как церковный дипломат, несущий непростое послушание по поддержанию отношений между двумя Церквами. Прихожане знают его как заботливого настоятеля, пастыря, к которому всегда можно обратиться за советом. В день престольного праздника храма Подворья - единственного храма в Москве, освященного во имя архангела Гавриила - владыка рассказал нашему сайту о жизни своего прихода.

В престольный праздник Антиохийского Подворья в Москве многие пришли сюда помолиться о мире на Ближнем Востоке. В Сирии сегодня погибают сотни христиан, разрушаются святыни, последователей Христа изгоняют с земель, где они жили в течение многих веков. Не застрахован от подобных катаклизмов и соседний Ливан. Какими Вы видите возможные варианты развития ситуации? Что Церковь может сегодня сделать для ее мирного урегулирования? Какие проблемы в первую очередь придется решать новому Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви, взошедшему на Патриарший престол в столь трудное время?

– Спасибо всем, кто молится за народ Антиохийской Церкви, переживающий страшные события. К сожалению, никто сейчас там не слушает голос Церкви. Страдают священнослужители и паства, многие эмигрировали, стали беженцами. Увы, повторяется картина, которая была в Ираке. Основная проблема в Антиохийской Церкви сейчас – положение верующих в Сирии и проблемы беженцев. Духовенство старается вдохновлять народ оставаться на своей земле.

– Могут ли прихожане московских храмов принять каким-либо образом участие в помощи сирийским христианам?

– Помочь можно молитвой, другая помощь – материальная – возможна с благословения Святейшего Патриарха Кирилла.

– Церковь в России не гонима, и нам трудно представить себе на практике подвиг исповедничества. Как сохранить веру в благополучные времена? По вашему ощущению, религиозны ли люди в Москве?

– Церковь в России перестала быть гонимой совсем недавно, и для многих подвиг исповедничества – это не слова из учебника истории. В России религиозность очень связана с патриотизмом, через который многие укрепляют свою веру. Москвичи любят Церковь, и надо только нам, духовенству, быть добрым примером для мирян, привлекая их в Церковь любовью и заботой.

– Как Вы собирали общину в вашем храме? Кто в нее входит?

– Я с радостью вспоминаю тех бабушек, которые были моей первой общиной в Москве, которые хранили православную веру. Низкий поклон им. Потом моя паства обогатилась теми, кто крестился и венчался у нас на Подворье, потому что тут они могли не бояться преследований (мы не спрашивали паспорт, как тогда было положено, и таким образом их данные не попадали в соответствующие органы). Несмотря на то, что многие уехали из центра города, они сами и теперь уже их дети и внуки приезжают в наш храм на праздники и на воскресные службы.

– При советской власти Антиохийское Подворье действительно было местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации». Какой была жизнь прихода в то время?

– К нам часто приезжали гости – христиане из других стран: Ближнего Востока, Европы, Америки – которые могли общаться в стенах Подворья с прихожанами. Это были интересные и полезные встречи, приоткрывавшие железный занавес. Гости везли с собой книги: Библию, молитвословы, богословские сочинения, которые мы раздавали на приходе. Тогда у нас существовал единственный в Москве детский хор, была открыта первая воскресная школа. С советских времен на Подворье существует традиция благотворительных обедов.

В последние годы советской власти в наших храмах появилось много молодежи, некоторые из этих людей впоследствии стали священнослужителями.

– Вы служите в России уже более тридцати лет. Какое впечатление на Вас произвела церковная жизнь здесь, когда Вы еще только начали с ней знакомиться? Какие важные процессы, которые происходят в ней сегодня, Вы бы назвали?

– Когда я приехал в Россию, было очень сложно разобраться – времена были трудные. Поражало то, что, несмотря на сильное давление откровенно атеистического режима, было много людей, преданных Церкви, смелых и патриотичных. Сегодня Церковь имеет возможность воспитывать молодое поколение – это очень важно для будущего страны.

– Какие традиции древней Антиохийской Церкви вы привнесли в быт московского прихода?

– На Подворье, к примеру, есть традиция в Вербное воскресенье устраивать детский крестный ход со свечами, ведь, по преданию, именно в этот день Господь благословил детей. Я все эти годы старался объединить восточную красоту с русской духовностью. У нас есть совершенно особенные службы, например, Чин Погребения в Великую Пятницу, во время которого часть молитв поется на арабском языке.

– Есть ли у Вас в Москве любимые святыни? А в вашем храме?

– Конечно. Казанская икона Божией Матери в , мощи святителя Филарета митрополита Московского в Храме Христа Спасителя, по благословению которого в 1848 году было в первый раз основано Антиохийское Подворье. У нас в храме – икона Божией Матери «Нечаянная Радость»; когда я в Москве, всегда читаю по воскресеньям акафист перед этим образом.

– Есть ли у ближневосточных христиан какие-либо особые традиции, связанные с Великим постом?

– Между приходами Великим постом происходит обмен проповедниками: священники посещают разные храмы в городе, и люди очень ждут эти проповеди.

– Вы рассказывали, что поначалу Вам было трудно совершать свое служение на чужбине. Сначала учеба в Московской духовной академии, изучение иностранных языков, затем служение на приходе в непростых советских реалиях… Что Вас поддерживало и давало силы? Как пастырю устоять и не выгореть?

– Я очень почитаю Божию Матерь, к Которой всегда обращался и обращаюсь с молитвой о ходатайстве перед Ее Сыном.

– В своих выступлениях Вы неоднократно говорили, что между Антиохийской и Русской Церквами существуют особые отношения. В чем причина такой близости?

– Этому есть исторические предпосылки. Так, первый иерарх Русской Церкви Михаил был родом из Сирии, впоследствии именно Антиохийский Патриарх первым рекомендовал Константинополю дать автокефалию Русской Церкви. Визит Патриарха Макария в Россию в середине XVII столетия, описанный его сыном диаконом, несомненно, имел историческое и духовное значение.

При турецкой власти на Востоке Русская Церковь защищала Антиохийский Патриархат, материально помогала православным антиохийцам – это послужило причиной открытия нашего Подворья в Москве. Русская Православная Церковь первой признала в 1890 году Антиохийского Патриарха араба, по согласованию с ней была основана наша епархия в США. Многие наши митрополиты окончили Киевскую и Казанскую духовные академии. И приснопамятный Патриарх Игнатий получил русское богословское образование в Париже. Я помню таких ярких антиохийских иерархов, как Патриарх Александр (Тахан; 1869 - 1958), митрополит Эмесский Александр, митрополит Лаодикийский Гавриил, митрополит Аккарский Епифаний, епископ Игнатий (Аббуррусс), который в свое время был представителем Антиохийского Патриархата в России. Кстати, именно он закрыл глаза после смерти святому праведному Иоанну Кронштатскому, с которым они дружили. Эти выдающиеся личности были мне в юности примером, и через них я приобрел первую симпатию к России.

Антонина Мага, корреспондент «Журнала Московской Патриархии» ,
специально для портала «Приходы»

Храм архангела Гавриила народная молва XVIII века помнила как пример нашей местной «вавилонской башни». По легенде, ближайший сподвижник Петра I Александр Меньшиков, построивший эту красивейшую церковь в 1701 — 1707 годах, задумал ее сделать самым высоким зданием в городе – она была на три метра выше, чем колокольня Ивана Великого. Но через несколько лет после окончания строительства, в 1723 году, в высокий шпиль купола попала молния, и верх башни целиком сгорел. На землю обрушились 50 колоколов, подавив много людей, спасавших от огня церковную утварь.

Дурная слава вместе с расположением – у бывших Поганых прудов, сделали свое дело: на некоторое время храм забросили и даже использовали как место масонских собраний.

Но в начале XIX веке дом молитвы решили возродить. Рядом возвели зимнюю церковь во имя мученика Феодора Стратилата. А в 1852 году митрополит Московский Филарет (Дроздов) повелел убрать все масонские символы и вернуть церкви подобающий облик. Храмы удалось сохранить и во время наполеоновского нашествия: за взятку, полученную от директора Почтамта (к этому ведомству были приписаны храмы), французские солдаты перед отступлением не стали сжигать их.

Как и многие другие церкви Москвы, Гаврииловский храм закрыли в 1923 году, но после Великой Отечественной войны здесь снова возродилась церковная жизнь. В 1948 году отмечали 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви и под этим предлогом Патриарх Алексий I добивался открытия новых храмов в Москве. Так Гаврииловский храм стал подворьем Антиохийской Церкви. Есть также версия, что подворье Иосиф Сталин разрешил открыть после знакомства с антиохийским митрополитом Гор Ливанских Илией, который предсказал победу в Великой Отечественной войне.

9 мая 1977 года представителем Патриарха Антиохийского в Москве и настоятелем Антиохийского подворья священноначалием Антиохийской Церкви был назначен архимандрит Нифон (Сайкали), впоследствии архиепископ Филиппопольский.

Императорское православное палестинское общество
объявило сбор гуманитарной помощи народу Сирии

Члены Рабочей группы ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке намерены доставить и передать гуманитарную помощь в Дамаске Патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну. Планируется приурочить эту миссию ко Дню независимости Сирийской Арабской Республики – 17 апреля.

Как сообщает официальный портал Московского Патриархата , сбор средств осуществляется при поддержке Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии и Русской Православной Церкви, которая с этой целью предоставила помещения:

– в Марфо-Мариинской обители (Большая Ордынка, дом 34, строение 3),

– в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (Крестьянская площадь, дом 10),

– в Российском православном университете (Новая площадь, 12).

Митрополит Хомский Георгий, побывавший недавно в Москве и принятый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, особо просил членов Рабочей группы ИППО оказать помощь в доставке витаминов и лекарств для детей, в том числе препаратов для лечения желудочно-кишечных, простудных заболеваний, а также антибиотиков и противокашлевых препаратов. По словам владыки, такая помощь поможет сохранить жизни многих сирийских детей.

Перечень необходимого:

1. Лекарственные препараты.

Антибиотики (амикацин, левофлоксацин, клоксациллин, пиперациллин, ванкомицин, метронидазол, линкомицин).

Цефалоспорины (цефалексин, цефазедон, цефураксин, цефриаксон).

08.04.2013

Излюбленный афоризм архиепископа Филиппопольского Нифона, настоятеля Подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве: «Мечтаю стать русским святым». Владыка Нифон за более чем тридцать лет своего служения в России стал известен не только как церковный дипломат, несущий непростое послушание по поддержанию отношений между двумя Церквами. Прихожане знают его как заботливого настоятеля, пастыря, к которому всегда можно обратиться за советом. В день престольного праздника храма Подворья - единственного храма в Москве, освященного во имя архангела Гавриила - владыка рассказал нашему сайту о жизни своего прихода.

В престольный праздник Антиохийского Подворья в Москве многие пришли сюда помолиться о мире на Ближнем Востоке. В Сирии сегодня погибают сотни христиан, разрушаются святыни, последователей Христа изгоняют с земель, где они жили в течение многих веков. Не застрахован от подобных катаклизмов и соседний Ливан. Какими Вы видите возможные варианты развития ситуации? Что Церковь может сегодня сделать для ее мирного урегулирования? Какие проблемы в первую очередь придется решать новому Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви, взошедшему на Патриарший престол в столь трудное время?

– Спасибо всем, кто молится за народ Антиохийской Церкви, переживающий страшные события. К сожалению, никто сейчас там не слушает голос Церкви. Страдают священнослужители и паства, многие эмигрировали, стали беженцами. Увы, повторяется картина, которая была в Ираке. Основная проблема в Антиохийской Церкви сейчас – положение верующих в Сирии и проблемы беженцев. Духовенство старается вдохновлять народ оставаться на своей земле.

– Могут ли прихожане московских храмов принять каким-либо образом участие в помощи сирийским христианам?

– Помочь можно молитвой, другая помощь – материальная – возможна с благословения Святейшего Патриарха Кирилла.

– Церковь в России не гонима, и нам трудно представить себе на практике подвиг исповедничества. Как сохранить веру в благополучные времена? По вашему ощущению, религиозны ли люди в Москве?

– Церковь в России перестала быть гонимой совсем недавно, и для многих подвиг исповедничества – это не слова из учебника истории. В России религиозность очень связана с патриотизмом, через который многие укрепляют свою веру. Москвичи любят Церковь, и надо только нам, духовенству, быть добрым примером для мирян, привлекая их в Церковь любовью и заботой.

– Как Вы собирали общину в вашем храме? Кто в нее входит?

– Я с радостью вспоминаю тех бабушек, которые были моей первой общиной в Москве, которые хранили православную веру. Низкий поклон им. Потом моя паства обогатилась теми, кто крестился и венчался у нас на Подворье, потому что тут они могли не бояться преследований (мы не спрашивали паспорт, как тогда было положено, и таким образом их данные не попадали в соответствующие органы). Несмотря на то, что многие уехали из центра города, они сами и теперь уже их дети и внуки приезжают в наш храм на праздники и на воскресные службы.

– При советской власти Антиохийское Подворье действительно было местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации». Какой была жизнь прихода в то время?

– К нам часто приезжали гости – христиане из других стран: Ближнего Востока, Европы, Америки – которые могли общаться в стенах Подворья с прихожанами. Это были интересные и полезные встречи, приоткрывавшие железный занавес. Гости везли с собой книги: Библию, молитвословы, богословские сочинения, которые мы раздавали на приходе. Тогда у нас существовал единственный в Москве детский хор, была открыта первая воскресная школа. С советских времен на Подворье существует традиция благотворительных обедов.

В последние годы советской власти в наших храмах появилось много молодежи, некоторые из этих людей впоследствии стали священнослужителями.

– Вы служите в России уже более тридцати лет. Какое впечатление на Вас произвела церковная жизнь здесь, когда Вы еще только начали с ней знакомиться? Какие важные процессы, которые происходят в ней сегодня, Вы бы назвали?

– Когда я приехал в Россию, было очень сложно разобраться – времена были трудные. Поражало то, что, несмотря на сильное давление откровенно атеистического режима, было много людей, преданных Церкви, смелых и патриотичных. Сегодня Церковь имеет возможность воспитывать молодое поколение – это очень важно для будущего страны.

– Какие традиции древней Антиохийской Церкви вы привнесли в быт московского прихода?

– На Подворье, к примеру, есть традиция в Вербное воскресенье устраивать детский крестный ход со свечами, ведь, по преданию, именно в этот день Господь благословил детей. Я все эти годы старался объединить восточную красоту с русской духовностью. У нас есть совершенно особенные службы, например, Чин Погребения в Великую Пятницу, во время которого часть молитв поется на арабском языке.

– Есть ли у Вас в Москве любимые святыни? А в вашем храме?

– Конечно. Казанская икона Божией Матери в Елоховском соборе , мощи святителя Филарета митрополита Московского в Храме Христа Спасителя, по благословению которого в 1848 году было в первый раз основано Антиохийское Подворье. У нас в храме – икона Божией Матери «Нечаянная Радость»; когда я в Москве, всегда читаю по воскресеньям акафист перед этим образом.

– Есть ли у ближневосточных христиан какие-либо особые традиции, связанные с Великим постом?

– Между приходами Великим постом происходит обмен проповедниками: священники посещают разные храмы в городе, и люди очень ждут эти проповеди.

– Вы рассказывали, что поначалу Вам было трудно совершать свое служение на чужбине. Сначала учеба в Московской духовной академии, изучение иностранных языков, затем служение на приходе в непростых советских реалиях… Что Вас поддерживало и давало силы? Как пастырю устоять и не выгореть?

– Я очень почитаю Божию Матерь, к Которой всегда обращался и обращаюсь с молитвой о ходатайстве перед Ее Сыном.

– В своих выступлениях Вы неоднократно говорили, что между Антиохийской и Русской Церквами существуют особые отношения. В чем причина такой близости?

– Этому есть исторические предпосылки. Так, первый иерарх Русской Церкви Михаил был родом из Сирии, впоследствии именно Антиохийский Патриарх первым рекомендовал Константинополю дать автокефалию Русской Церкви. Визит Патриарха Макария в Россию в середине XVII столетия, описанный его сыном диаконом, несомненно, имел историческое и духовное значение.

При турецкой власти на Востоке Русская Церковь защищала Антиохийский Патриархат, материально помогала православным антиохийцам – это послужило причиной открытия нашего Подворья в Москве. Русская Православная Церковь первой признала в 1890 году Антиохийского Патриарха араба, по согласованию с ней была основана наша епархия в США. Многие наши митрополиты окончили Киевскую и Казанскую духовные академии. И приснопамятный Патриарх Игнатий получил русское богословское образование в Париже. Я помню таких ярких антиохийских иерархов, как Патриарх Александр (Тахан; 1869 - 1958), митрополит Эмесский Александр, митрополит Лаодикийский Гавриил, митрополит Аккарский Епифаний, епископ Игнатий (Аббуррусс), который в свое время был представителем Антиохийского Патриархата в России. Кстати, именно он закрыл глаза после смерти святому праведному Иоанну Кронштатскому, с которым они дружили. Эти выдающиеся личности были мне в юности примером, и через них я приобрел первую симпатию к России.

Антонина Мага, корреспондент «Журнала Московской Патриархии» ,
специально для портала «Приходы»

Храм архангела Гавриила народная молва XVIII века помнила как пример нашей местной «вавилонской башни». По легенде, ближайший сподвижник Петра I Александр Меньшиков, построивший эту красивейшую церковь в 1701 — 1707 годах, задумал ее сделать самым высоким зданием в городе – она была на три метра выше, чем колокольня Ивана Великого. Но через несколько лет после окончания строительства, в 1723 году, в высокий шпиль купола попала молния, и верх башни целиком сгорел. На землю обрушились 50 колоколов, подавив много людей, спасавших от огня церковную утварь.

Дурная слава вместе с расположением – у бывших Поганых прудов, сделали свое дело: на некоторое время храм забросили и даже использовали как место масонских собраний.

Но в начале XIX веке дом молитвы решили возродить. Рядом возвели зимнюю церковь во имя мученика Феодора Стратилата. А в 1852 году митрополит Московский Филарет (Дроздов) повелел убрать все масонские символы и вернуть церкви подобающий облик. Храмы удалось сохранить и во время наполеоновского нашествия: за взятку, полученную от директора Почтамта (к этому ведомству были приписаны храмы), французские солдаты перед отступлением не стали сжигать их.

Как и многие другие церкви Москвы, Гаврииловский храм закрыли в 1923 году, но после Великой Отечественной войны здесь снова возродилась церковная жизнь. В 1948 году отмечали 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви и под этим предлогом Патриарх Алексий I добивался открытия новых храмов в Москве. Так Гаврииловский храм стал подворьем Антиохийской Церкви. Есть также версия, что подворье Иосиф Сталин разрешил открыть после знакомства с антиохийским митрополитом Гор Ливанских Илией, который предсказал победу в Великой Отечественной войне.

9 мая 1977 года представителем Патриарха Антиохийского в Москве и настоятелем Антиохийского подворья священноначалием Антиохийской Церкви был назначен архимандрит Нифон (Сайкали), впоследствии архиепископ Филиппопольский.

Императорское православное палестинское общество
объявило сбор гуманитарной помощи народу Сирии

Члены Рабочей группы ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке намерены доставить и передать гуманитарную помощь в Дамаске Патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну. Планируется приурочить эту миссию ко Дню независимости Сирийской Арабской Республики – 17 апреля.

Как сообщает официальный портал Московского Патриархата , сбор средств осуществляется при поддержке Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии и Русской Православной Церкви, которая с этой целью предоставила помещения:

– в Марфо-Мариинской обители (Большая Ордынка, дом 34, строение 3),

– в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (Крестьянская площадь, дом 10),

– в Российском православном университете (Новая площадь, 12).

Митрополит Хомский Георгий, побывавший недавно в Москве и принятый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, особо просил членов Рабочей группы ИППО оказать помощь в доставке витаминов и лекарств для детей, в том числе препаратов для лечения желудочно-кишечных, простудных заболеваний, а также антибиотиков и противокашлевых препаратов. По словам владыки, такая помощь поможет сохранить жизни многих сирийских детей.

Перечень необходимого:

1. Лекарственные препараты.

Антибиотики (амикацин, левофлоксацин, клоксациллин, пиперациллин, ванкомицин, метронидазол, линкомицин).

Цефалоспорины (цефалексин, цефазедон, цефураксин, цефриаксон).

Значение НИФОН (САЙКАЛИ) в Православной энциклопедии Древо

НИФОН (САЙКАЛИ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Нифон (Сайкали) (род. 1941), архиепископ Филиппопольский, патриарший викарий, представитель Антиохийского патриарха при патриархе Московском и всея Руси (Антиохийская Православная Церковь).

В 1959 году окончил математический факультет колледжа при Американском университете в Бейруте и в том же году был рукоположен во диакона. Тогда же он впервые приехал в Россию для учёбы в Московской духовной академии.

9 мая 1977 года в сане архимандрита был назначен постоянным представителем Антиохийского патриарха в Москве, настоятелем Москвского Антиохийского подворья. Под его духовной опекой живёт небольшая антиохийская диаспора в России - сирийцы, палестинцы и ливанцы, а также русские прихожане.

13 ноября 1988 года был хиротонисан во епископа Филиппопольского, викария, патриарха Антиохийского, представителя Антиохийского патриарха при патриархе Московском и всея Руси (Антиохийская Православная Церковь).

По его словам, он так полюбил Россию, что отказался от сана митрополита Австралии, не желая уезжать.

Епископ Нифон - почетный член клуба Дипломатической академии России. Владеет, помимо родного арабского, русским, английским и французским языками.

ордена Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской Православных Церквей.

государственный Ливанский орден «Ливанского достоинства» (от президента Ливана, 2003).

государственный Российский орден Дружбы (от президента России В. В. Путина, 7 сентября 2007, "за большой личный вклад в укрепление дружественных связей между народами России и стран Ближнего Востока").

Использованные материалы

http://www.patriarchia.ru/db/text/350826.html

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2668

«Епископу Филиппопольскому Нифону, Московскому представителю Антиохийского Патриарха, вручен орден Дружбы», 7.IX.2007:

http://www.pravoslavie.ru/news/070907154207

«Представитель Антиохийского Патриарха в Москве епископ Филиппопольский Нифон награжден орденом Дружбы», 6.IX.2007:

http://www.patriarchia.ru/db/text/277557.html

«Посланник древней Антиохии», 15.VI.2005:

http://religion.ng.ru/facts/2005-06-15/1_antiohia.html

«Представителю Антиохийского Патриарха в России епископу Нифону исполнилось 60 лет», 4.XII.2001:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=534

«Епископ Нифон: “Мне приятно служить русскому народу”»:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=679

Http://www.bogoyavlenskoe.ru/about/hrami/antiohiiskoe_podvorie/

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НИФОН (САЙКАЛИ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИЛИППОПОЛЬ-СИРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппопольская (Шахбская) викарная епархия, викариатство патриаршего престола Антиохийской Православной Церкви. Епархия с кафедрой в …
  • КОНСТАНТИН (ПАПАСТЕФАНУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин (Папастефану) (род. 1924), митрополит Багдадский и Кувейтский, ипертим и экзарх всей Месопотамии. Родился …
  • ЕПИСКОПАТ АНТИОХИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Антиохийской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии Предстоятель …
  • 21 НОЯБРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 4 декабря по новому стилю Ноябрь (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 …
  • ФЕОФИЛАКТ (МОИСЕЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофилакт (Моисеев) (род. 1949), епископ Брянский и Севский. В миру Моисеев Николай Алексеевич, родился …
  • ФЕОФИЛАКТ (КУРЬЯНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофилакт (Курьянов) (род. 1974), епископ Смоленский и Вяземский, управляющий приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане …
  • ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Васнев) (род. 1961), епископ Тамбовский и Мичуринский. Родился 26 января 1961 года в …
  • РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румынская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Румынский Патриархат. Официальный …
  • НИФОНТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нифонт - имя ряда патриархов Константинопольской Церкви: Нифонт I , патр. 9.V. 1310 -11.IV. 1314 …
  • НИФОНТ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нифонт II Константинопольский (ок. 1435 / 1440 - 1508) , патриарх, святитель …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • ИРИНАРХ (ГРЕЗИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иринарх (Грезин) (род. 1951), епископ Пермский и Соликамский, ректор Пермской духовной семинарии. В …
Дата рождения: 4 декабря 1941 г. Страна: Сирия Биография:

Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси

В 1959 г. после окончания евангелического колледжа в Захле и математического факультета университета в Бейруте рукоположен в диаконский сан.

В России под его духовной опекой живет небольшая антиохийская диаспора — сирийцы, палестинцы и ливанцы. Митрополит Нифон также духовно окормляет антиохийскую паству в Греции.

Образование:

1964 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Храм Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Москве (подворье Антиохийской Православной Церкви) (Настоятель) Награды:

Церковные:

  • 2011 г. — свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2012 г. — «Алгыс» («Благодарение») Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан;
  • 2014 г. — свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2016 г. ― прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2016 г. — «Ынталы Қызмет Үшiн» («За усердное служение») Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан;
  • 2017 г. — св. блгв. кн. Ростислава I ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2017 г. — свт. Марка Эфесского I ст. (ОВЦС МП);
  • орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • ордена Поместных Православных Церквей: Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской.

Митрополит Филиппопольский Нифон о будущем сирийского Православия, европейской демократии и сотрудничестве с католиками

– Ваше Высокопреосвященство, вы служите в России уже почти четыре десятка лет и стали родным для многих москвичей архипастырем. Как вам, коренному ливанцу, удалось привыкнуть к другому укладу жизни и климату?

– Вот и вы с ходу противопоставляете наши народы. А я считаю, что русские – люди по натуре восточные. Это по технологиям и цивилизации, конечно, западные, а в духовном плане – восточные. Нас многое объединяет. Так что мне здесь очень легко. Россия – великая держава, а народ в ней духовный. Только в русском языке есть фраза: «Что у тебя на душе?» Все остальные народы при встрече спрашивают: «Как дела?» Что касается климата, я был очень молод, когда начал жить здесь, и быстро привык. В России много искренне верующих людей. Сколько в Москве было действующих церквей, когда я приехал? Сорок шесть. А сейчас – больше тысячи! Даже в советские годы, когда были гонения, я ощущал: вера хранится в народе. Низкий поклон бабушкам и дедушкам, которые ее сохранили!

– Теперь христиан преследуют уже на Ближнем Востоке, где полыхает война…

– Христиане в Сирии жили прекрасно. Наши синодальные решения беспрекословно исполняются государством. Это касается бракосочетания, развода, усыновления. Кроме того, мы не платим коммунальные услуги за использование в храмах воды и электричества – христианские храмы освобождены от этого, как мечети. Оппозиция решилась на переворот и хотела, чтобы власть принадлежала суннитам, которых в стране большинство. К сожалению, многие поддержали эту затею материально и технически. На деле – в Сирию заявились террористы ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. – Прим. ред.). В итоге – чудовищные последствия. Посмотрите, до чего они дошли, хотя первоначально требовали всего лишь реформ?! Разрушены храмы, монастыри. Захватили наших митрополитов, убили священников, пострадали мирные жители. Как связаны реформы государства с уничтожением Церкви?! И когда представители Запада говорят о демократии, я отвечаю: шариат не лучший союзник для демократии. Особенно западной, построенной исключительно на правах человека.


Каноническая территория Антиохийской Православной Церкви по данным официального сайта Баламандского университета на 2013 год

– Каким вам видится будущее сирийского Православия?

– Конечно, оно там останется. И храмы наши там будут. Никто и никогда этого у нас не отнимет. Но половина-то страны уже уничтожена. Что касается мигрантов, большинство из них уезжают не потому, что им плохо на родине, а из-за появившейся уникальной возможности пожить в Германии, Дании и других западных странах. Им там платят пособия, они прекрасно себя чувствуют. Так что пусть те, кто говорит о правах человека, теперь принимают их и угощают.

– Каково значение для Антиохийской Православной Церкви может иметь недавняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском?

– Она очень важна для всего православного мира. Мы не можем причащаться вместе с католиками, зато можем многое другое: бороться с терроризмом, защищать христиан, свидетельствовать о нашей вере в современном мире. У нас на Востоке с католиками сотрудничают очень тесно. Много общественных христианских организаций, в которых трудятся христиане разных конфессий. В Ливане много смешанных браков. У меня на родине, кстати, все традиционные религии представлены во власти, и это закреплено в конституции: президент страны – христианин-маронит, премьер-министр – мусульманин-суннит, председатель парламента – шиит, его заместители – православные. Половина парламента – христиане, другая половина – мусульмане. Как похвально, что конституция преимущественно православной России декларирует светский характер государства, но в отношении других религий здесь также действуют демократические нормы. Возвращаясь ко встрече Святейшего Патриарха и Папы, хотел бы обратить внимание на уважение, с каким во всем мире отнеслись к Патриарху Кириллу, к его доброй воле и его точке зрения. Его Святейшество с большим достоинством сказал о том, что считал нужным донести до Папы Франциска. Так говорить может только очень сильный человек. А благодаря чему Патриарх приобретает такую силу? Конечно, благодаря вере своего народа, своей многомиллионной паствы.

– Вы не раз говорили о любви к русской духовности. А что в России вам особенно дорого?

– Я очень люблю ваше богослужение. Меня восхищают его тонкость и строгий порядок. Посмотрите, например, как возвышают душу человека красивые голоса архидиаконов, как кланяются друг другу иподиаконы. Какое благочестие у народа, сколько человек стоят в очереди на исповедь, сколько свечей горит! Ну и конечно, дисциплина, которая, я бы сказал, в крови у Русской Церкви. Бывает, 320 архиереев служат как один. Я очень люблю русскую музыку: Чайковского, Бортнянского, Чеснокова, Архангельского, и как приятно, что ныне митрополит Иларион продолжает этот список великих композиторов; книги: среди любимых авторов – Федор Достоевский и Михаил Булгаков.

– Какое напутствие на Великий пост вы хотели бы дать нашим читателям?

– Лично я каждый раз с нетерпением жду этот период. В храме начинают петь Покаянный канон Андрея Критского, и я уже чувствую, словно нахожусь в другом мире. Во время службы стараюсь донести до людей мысль, что в Великий пост ни в коем случае не надо ходить хмурыми и унылыми. Радуйтесь и вникайте в веро­учение нашей Церкви.