Стамбул церковь святой ирины. Церковь святой ирины в стамбуле, турция. Святая Ирина в Стамбуле. Из христианского храма в мечеть, затем в храм искусства…

Ἁγ. Eἰρήνη ἡ Παλαιά

Храм Святой Ирины

Église de Sainte Irène, Constantinople

За исповедание Христа святые мученицы Ирина и София были обезглавлены в Египте, в царствование Адриана. Мощи св. Ирины перенесены в Константинополь при Константине Великом, который в ее честь устроил храм.

Церковь Святой Ирины - одна из самых ранних церквей и единственный пример Византийской церкви в Константинополе. Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Церковь является классической базиликой в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

Церковь была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при Византийском императоре Константине и являлась основной византийской церковью до постройки Святой Софии. Именно здесь в 381 году был проведён Второй Вселенский Собор.

В 346 г. около церкви убили свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была реставрирована.

Хронисты и патриографы обычно приписывают ее постройку Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη).


Однако этот историк в другом месте намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил. Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием.

Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.?). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.). Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, как уточняет Сократ.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. ... Διήγησις или Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане бросили огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные работы были сделаны только двумя годами позже.

Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов. Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г.

Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434–446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине.

В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.


Иоанн Златоуст. Гравюра

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии.


Стамбул собор Святой Софии

Церковь стала жертвой пламени во время восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии. В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины.

Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает о святилище. 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию.

Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают.

Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740–775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской. Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г.

Патриографы называют ее πατριαρχεῖον - вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν, τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν - может быть, после ее восстановления в VIII веке.

В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления.

Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть - вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом. С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем он стал Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.

В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри.

Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo"льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.


Церковь св. Ирины в Константинополе. Вид с юго-востока.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек.

В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха. Нижняя надпись взята из псалма 64, 5 след.: Δευτ᾿ εἰσόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου· ἅγιος ὁ ναός σου, θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνῃ, ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ<εὸ>ς ὁ σ<ωτ>ὴρ ἡμῶν, ἡ ἐλπὶς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς καὶ τῶν ἐν θαλάσσῃ μακράν. Верхняя надпись изложена следующим образом: (Ὁ ο)ἰκοδομῶν εἰς τ(ὸν οἶκόν σου καὶ) ἀνάβασιν αὐτοῦ, καὶ τὴν ἐπαγγελίαν (τοῦ ἁγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ἠλπίσαμεν εἰς τὸ ὄ)νομα α(ὐτοῦ). В помещении, находящемся в конце правой галереи на стене видна фреска, представляющая двух святых, чьи лики изуродованы.

Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια, что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.»
(Досюда Жанен)

Внутрь храма нам попасть не удалось; хотя при нас туда какие-то турки заходили зачем-то, но нас не пустили; только сумели сделать несколько фото через дырку для кошек в металлической двери на уровне земли. В этом храме уже чувствуется груз веков: одна из стен явно накренилась; кажется, ее подпирают, но, глядя на нее, поневоле думаешь: сколько храм еще простоит?..

Одной из самых древних сохранившихся считается Церковь Святой Ирины. Ее строительство, согласно оценкам историков, посвящалось «Святому миру». Туристы, приезжающие осматривать Дворец Топкапы в Стамбуле, обязательно оказываются у ворот этой старинной церкви, расположенной в районе Султанахмет, который считается историческим центром . Церковь Святой Ирины имеет несколько названий, самыми распространенными являются – «Церковь Святого Мира» и «Айя-Ирина» (Aya İrine) — турецкий вариант Святой Ирины.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле

Дизайн церкви представляет собой форму креста, внутренние убранства базилики украшены оригинальной мозаикой. В центре главного зала находится саркофаг с останками . Этот император заставил своих подданных принять обряд христианства, не пожалев огромных по тем временам средств, чтобы возвести удивительно красивый храм Святого Мира. Даже на фоне многочисленных Церковь Святой Ирины, с ее относительно небольшими размерами, является уникальным памятником древности.

Святая Ирина или Святая София — какая церковь старше?

Церковь Святой Ирины в Стамбуле, опять же, по мнению компетентных историков, гораздо древнее –пожалуй, основной гордости Турции. Однако эти два храма, как две сестры, заботливо окружают Султанский дворец Топкапы с двух сторон, находясь в нескольких десятках метрах друг от друга. Считается, что Айя-Ирина была построена на руинах более древнего храма Афродиты по приказу императора Константина в начале IV века. До постройки Святой Софии, именно храм Святой Ирины в Константинополе являлся главным храмовым комплексом города, здесь размещалась главная резиденция Константинопольской патриархии (которая сейчас находится в ).

Здесь же постоянно проводились самые важные форумы и даже заседание Второго Вселенского Собора (Первого Константинопольского) в 381 году. На заседании Собора под руководством императора Феодосия I окончательно утвердили главы апостольского учения о таинствах происхождения Святого Духа от Отца, тем самым подтвердив равенство Святого Духа с божествами Святой Троицы.

Базилика Святой Ирины, как «Феникс из пепла», несколько раз возрождалась и отстраивалась после разрушений и пожаров. Первый раз церковь была специально подожжена во время религиозных разногласий, вошедших в историю под названием «Восстание Ника». Ее возрождением в былом величии занимался император Юстиниан в 532 году. Второй раз церковь была разрушена силами природы, из-за сильного землетрясения в 740 году. К сожалению, большая часть прекрасных фигурных мозаик была безвозвратно потеряна для потомков.

В современном интерьере нынешней церкви Святой Ирины сохранилась лишь часть мозаик. Но в этой стамбульской базилике, единственной в городе, сохранился атриум со времен императора Константина – высокий проход при главном входе в храм.

Святая Ирина в Стамбуле. Из христианского храма в мечеть, затем в храм искусства…

С 1453 года Церковь Святой Ирины в Константинополе использовалась османами в качестве мечети. Нужно отметить, что при Османской Империи такой участи подверглись все церкви города, которые переоборудовали в мечети. Если быть точными до конца, то следует упомянуть, что некоторые историки опровергают факт использования Церкви Святой Ирины в качестве османской мечети. Эта часть ученых умов считает, что захватчики города использовали храмовый комплекс для хранения оружейных запасов. В 1869 году Церковь Святая Ирина была передана в пользование .

В церкви Святой Ирины в Стамбуле часто проводятся концерты симфонической музыки, так как там поразительная акустика!

Позже в стенах базилики располагался Императорский музей и Военный музей. В настоящее время старинное здание является не просто украшением города, а служит настоящим Храмом Искусства. Здесь находится концертный зал, где проводятся музыкальные фестивали международного уровня, благодаря отличной акустике во внутренних залах базилики. Туристы отмечают, что даже шепот в залах храма слышен повсюду, поэтому экскурсоводы просят вести себя тише при осмотре этой достопримечательности.

Храм Айя-Ирина – старинная церковь-кладбище

Храм Святой Ирины в Стамбуле часто называют церковью-кладбищем, так как история этого памятника старины неразрывно связана с бедствиями, происходящими в городе на протяжении многих веков. Например, жители Константинополя в 346 году пережили массовые столкновения из-за религиозных разногласий. В этот момент истории в городе погибло несколько тысяч человек. Почти все они были похоронены на кладбище за Церковью Айя-Ирина.

Раскопки возле храма Святой Ирины в Стамбуле. Фото Sinan Dogan

Спустя почти двести лет (в 532 году) в городе произошла трагедия, которая вошла в учебники истории под названием «Восстание Ника». В дальнейшем жители города погибали массово во время эпохи иконоборчества, во время нападения арабов, а потом и хазаров. Природные катаклизмы также служили причиной массовой гибели жителей города. Поэтому Храм Айя-Ирина не зря называют церковью-кладбищем, под ее стенами хранится много останков людей. Как такового кладбища на территории церкви нет, но потомки помнят о защитниках города и веры, чьи кости покоятся под стенами старинного храма.

Церковь Святой Ирины — современный вид

В наши дни туристы могут увидеть Храм Святой Ирины в несколько измененном виде, в отличии от того дизайна, которую церковь имела во времена своей первоначальной постройки. Базилика представляет собой двухкупольное сооружение, опирающееся на огромные кирпичные столбы-опоры. Складывается впечатление, что эти столбы служат подпорками древней церкви, помогают ей не разрушиться под тяжестью массивных куполов. Для проведения литургии в центральном помещении церкви оборудован алтарный выступ с пятью рядами сидений для представителей духовенства. Самая главная реликвия церкви, мозаичный крест, украшает свод этого полукруглого аспида (алтарного выступа).

Копия церкви Святой Ирины в парке Миниатюрк в Стамбуле

Задняя часть церкви переходит во внутренний дворик, в помещениях которого хранятся саркофаги византийских императоров, выполненные из порфира. Последняя реставрация здания храма проводилась в 2010 году. В известном находится мини копия церкви Святой Ирины.

Как добраться до достопримечательности «Храм Святой Ирины» в Стамбуле?

Туристам следует взять на заметку то обстоятельство, что жители города очень трепетно относятся к своим святыням. Если вы совершаете прогулки по городу самостоятельно, без сопровождения экскурсовода, то постарайтесь правильно называть памятники и храмы. Если вы спросите, где находится Храм Святой Ирины в Стамбуле, то вас обязательно поправят, что это церковь, а наименование «храм» лишь номинально-привычное. Находится Церковь Святой Ирины на территории дворцового комплекса Топкапы, нужно пройти через главные ворота и попасть во внутренний двор (первый двор дворца).

Вы можете найти церковь Святой Ирины на нашей .

Церковь Святой Ирины в Стамбуле на рубеже 19-20 веков

Святая Ирина в Стамбуле режим работы

Ранее, вход в церковь Святой Ирины осуществлялся только организованными группами по предварительному согласованию с руководством музея Топкапы, но в 2014 году было объявлено о новых правилах посещения.

Теперь время посещения церкви варьируется от 9:00 утра до 17:00 вечера, за исключением выходного дня во вторник. Церковь закрыта для свободного посещения и во время проведения международных мероприятий, тогда вход осуществляется по пригласительным билетам. В обычные дни осмотреть Церковь Святой Ирины в посетителям можно всего за 20 турецких лир.

Кстати, рядом с этой стамбульской достопримечательностью находится несколько отелей с разным уровнем цен. Например, такие неподалеку расположенные отели, как «Anadolu» и «Blu Istanbul» предлагают своим постояльцам удобные номера с террасами, с которых открывается живописный вид на окрестности – соборы Святой Софии и Святой Ирины, парки, дворцы.

Забронировать эти и другие отели Стамбула по выгодным ценам не покидая нашего сайта вы можете в разделе « «.

Церковь Святой Ирины (тур. Aya İrini, греч. Αγία Ειρήνη) - одна из самых ранних церквей и единственный пример Византийской церкви в Константинополе. Церковь является классической базиликой в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

На территории Алай Мейданы сохранилась одна из первых христианских церквей Константинополя (IV), построенная на месте руин византийского храма Афродиты. До постройки Собора Святой Софии (537 г.) она была главным храмом города и служила резиденцией Константинопольского патриарха. При восстании Ника (532 г.), церковь сильно пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. Разрушенное, в результате землетрясения в VIII в. здание еще раз перестроили, и уже в таком виде оно сохранилась до наших дней. Церковь Святой Ирины представляет собой двукупольную базилику (110 м х 32 м) с тремя нефами, в которой над более широким средним нефом возвышается огромный купол (диаметр 15 м, высота 35), с двадцатью окнами в барабане. К западу от него располагается второй купол, несколько меньшего размера. Оба опираются на массивные кирпичные столбы. В полукруглой апсиде (алтарном выступе, ориентированном на восток) пять рядов сидений для духовенства во время литургии. Свод над ними украшает мозаичный крест на золотистом фоне. Во внутреннем дворе в задней части церкви помещали порфировые саркофаги усопших византийских императоров.

В церкви Святой Ирины состоялся Первый Константинопольский (Второй Вселенский) Собор (381 г.), созванный императором Феодосием I. Собор утвердил апостольское учение о таинстве происхождения Святого Духа от Отца, подтвердив единство и равенство в божестве этого лица Святой Троицы с Отцом и Сыном. Оказавшись за стенами султанского дворца церковь Святой Ирины никогда не переделывалась в мечеть. В течение XV-XVIII вв. янычары использовали ее как арсенал. В 1846 г. ее преобразовали в музей древностей и оружия. В основном здесь были выставлены экспонаты, предоставленные фельдмаршалом Ахметом Фетхи-пашой. С 1869 г. церковь Святой Ирины переименовали в Императорский музей (Müze-i Hümayun). Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места перевезли в Павильон Чинили. В 1908 г. в церкви открыли Военный музей. С 1935 г. церковь Святой Ирины называется музеем Айа Ирини (Aya İrini Müzesi). В последние годы здание церкви в основном используют как концертный зал с превосходной акустикой или как помещение для организации выставок, красочных шоу и демонстрации мод, что вызывает протесты со стороны Константинопольского Патриарха.

Музей Айа Ирини, организационно входящий в состав музея Айя-София, открыт ежедневно кроме понедельника (билет 5.00 TL), но только для организованных групп.

Здание церкви планируется полностью отреставрировать к 2010 году,
а в конце сентября 2009 года рядом с ним, в восстановленном здании (XIX в.) полицейского управления (Karakol Binası), открылся новый ресторан.

иначе Агиа Ирини (Αγία Ειρήνη) (532) - храм в Константинополе, посвященный Святому Миру - Господу нашему Иисусу Христу. Место проведения будущего Восьмого Вселенского (Великого и Святого) Собора в 2016 г.

Храм святой Ирины расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. В храме находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки св. Императора Константина.

Христианский храм на этом месте возведен в начале IV в. на месте руин древнего храма Афродиты при св. Императоре Константине. Первоначальный храм Святой Ирины являлся главным храмом Константинополя до постройки Святой Софии. В мае-июле 381 г. в нем проходили заседания Второго вселенского собора.

В январе 532 г., во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при св. Императоре Юстиниане в 548 г.

Храм Святой Ирины сильно пострадал от землетрясения 740 г. и был перестроен. Фигурные мозаики уничтожены иконоборцами, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе находится мозаичный крест.

Храм Святой Ирины после падения Византии

После падения Константинополя в 1453 г. храм Святой Ирины был осквернен, но не был переделан в мечеть. До XIX в. использовался турками в качестве оружейных складов и для хранения трофеев. С 1846 по 1874 г. в церкви находился Музей древностей, а с 1908 г. — Военный музей. В 1946 г. храм Святой Ирины освободили от всех коллекций для проведения археологических исследований.

В 1978 г. храм Святой Ирины передан Министерству культуры Турции и превращен в концертный зал. С 1980 г. - основная площадка для ежегодного международного музыкального фестиваля. Храм был в основном закрыт для посетителей, кроме как по специальным случаям. С апреля 2014 г. туристы могут свободно посещать храм.

В 2010 г. в рамках православно-католического музыкального проекта «Три Рима» в Храме Христа Спасителя в Москве, в церкви Святой Ирины в Стамбуле и в Ватиканском зале папских аудиенций состоялись концерты музыки Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, а также сочинений . Идея экуменического фестиваля родилась осенью 2009 г. на встрече митр. Илариона с папой Бенедиктом XVI.

Храм Святой Ирины и Восьмой Вселенский Собор

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День второй. Посещение выставки, посвященной местам паломничества на территории Турции. Выступление хора московского Сретенского монастыря // Патриархия.ru.

Ἁγ. Eἰρήνη ἡ Παλαιά

Храм Святой Ирины

Église de Sainte Irène, Constantinople

За исповедание Христа святые мученицы Ирина и София были обезглавлены в Египте, в царствование Адриана. Мощи св. Ирины перенесены в Константинополь при Константине Великом, который в ее честь устроил храм.

Церковь Святой Ирины - одна из самых ранних церквей и единственный пример Византийской церкви в Константинополе. Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Церковь является классической базиликой в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

Церковь была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при Византийском императоре Константине и являлась основной византийской церковью до постройки Святой Софии. Именно здесь в 381 году был проведён Второй Вселенский Собор.

В 346 г. около церкви убили свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была реставрирована.

Хронисты и патриографы обычно приписывают ее постройку Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη).


Однако этот историк в другом месте намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил. Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием.

Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.?). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.). Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, как уточняет Сократ.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. ... Διήγησις или Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане бросили огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные работы были сделаны только двумя годами позже.

Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов. Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г.

Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434–446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине.

В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.


Иоанн Златоуст. Гравюра

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии.


Стамбул собор Святой Софии

Церковь стала жертвой пламени во время восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии. В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины.

Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает о святилище. 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию.

Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают.

Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740–775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской. Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г.

Патриографы называют ее πατριαρχεῖον - вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν, τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν - может быть, после ее восстановления в VIII веке.

В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления.

Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть - вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом. С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем он стал Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.

В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри.

Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo"льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.


Церковь св. Ирины в Константинополе. Вид с юго-востока.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек.

В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха. Нижняя надпись взята из псалма 64, 5 след.: Δευτ᾿ εἰσόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου· ἅγιος ὁ ναός σου, θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνῃ, ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ<εὸ>ς ὁ σ<ωτ>ὴρ ἡμῶν, ἡ ἐλπὶς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς καὶ τῶν ἐν θαλάσσῃ μακράν. Верхняя надпись изложена следующим образом: (Ὁ ο)ἰκοδομῶν εἰς τ(ὸν οἶκόν σου καὶ) ἀνάβασιν αὐτοῦ, καὶ τὴν ἐπαγγελίαν (τοῦ ἁγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ἠλπίσαμεν εἰς τὸ ὄ)νομα α(ὐτοῦ). В помещении, находящемся в конце правой галереи на стене видна фреска, представляющая двух святых, чьи лики изуродованы.

Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια, что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.»
(Досюда Жанен)

Внутрь храма нам попасть не удалось; хотя при нас туда какие-то турки заходили зачем-то, но нас не пустили; только сумели сделать несколько фото через дырку для кошек в металлической двери на уровне земли. В этом храме уже чувствуется груз веков: одна из стен явно накренилась; кажется, ее подпирают, но, глядя на нее, поневоле думаешь: сколько храм еще простоит?..