Вера православная - пророк даниил. Православие

В Православной церкви - 17 декабря (30 декабря)

Атрибуты

Часто изображается в логове львов

Библейская Книга Даниила

Авторству Даниила принадлежит книга, дошедшая до нашего времени под его именем - Книга пророка Даниила .

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование

Ты (Навуходоносор) - это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы». «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. 2, 35) - это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства - это гордость (македонян) и владычество (римлян) .

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов , за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. ).

Смерть и захоронение Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы . Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке и Самарканде . Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт. [ ] Святой почитается иудеями, христианами и мусульманами. Последние называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан . В террористами была взорвана ещё одна иракская могила, приписывавшаяся Даниилу.

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему .

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам , поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме , на которые по свидетельству Нового Завета ссылался Иисус Христос . Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст .

См. также

Напишите отзыв о статье "Даниил (пророк)"

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Православная энциклопедия . Том XIV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 8-44. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-024-0
  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Литература

  • Αрхимандрит Феодор (Бухарев). Святой пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и св. книги. М. 1864.
  • Ο книге святого пророка Даниила. Прибавл. к твор. Святых Отец. 1871,1 −146 с
  • Иоанн (Смирнов) . Святой Пророк Даниил. Рязань, 1879.
  • Разумовский. Святой пророк Даниил. Спб. 1891.
  • Лесоцкий. Святой пророк Даниил. Киев. 1897
  • А. Рождественский. Откровение Даниилу о семидесяти седьминах. Спб. 1896 г.
  • П. Юнгеров. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Вып. второй. С. 87-110. Казань. 1907.
  • Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.4. Писания. М.-Иерусалим, 2005. Глава X. Книга Даниэла. С.219-251. (в примечаниях: Вейнберг 2005 )
  • Щедровицкий Д. В. Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э. - 2240 год н. э. / Изд. 3-е, стер.- М.: Оклик, 2010.- 280 с.- ISBN 978-5-91349-003-2 .
  • Хамд ибн Насир ибн Усман Аль Муаммар. = النبذة الشريفة النفيسة في الرد على القبوريين / Абдуссалам ибн Барджис Аль Абд аль-Карим. - Эр-Рияд: Дар аль-Асима, 1988. - 182 с.

Ссылки

  • - историко-аналитическая статья
  • Дмитрий Щедровицкий

Отрывок, характеризующий Даниил (пророк)

– Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Передвижения войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Так, например… (Кутузов как будто задумался, приискивая пример и светлым, наивным взглядом глядя на Бенигсена.) Да вот хоть бы Фридландское сражение, которое, как я думаю, граф хорошо помнит, было… не вполне удачно только оттого, что войска наши перестроивались в слишком близком расстоянии от неприятеля… – Последовало, показавшееся всем очень продолжительным, минутное молчание.
Прения опять возобновились, но часто наступали перерывы, и чувствовалось, что говорить больше не о чем.
Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.
– Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.
То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
В первый раз, как молодое иностранное лицо позволило себе делать ей упреки, она, гордо подняв свою красивую голову и вполуоборот повернувшись к нему, твердо сказала:
– Voila l"egoisme et la cruaute des hommes! Je ne m"attendais pas a autre chose. Za femme se sacrifie pour vous, elle souffre, et voila sa recompense. Quel droit avez vous, Monseigneur, de me demander compte de mes amities, de mes affections? C"est un homme qui a ete plus qu"un pere pour moi. [Вот эгоизм и жестокость мужчин! Я ничего лучшего и не ожидала. Женщина приносит себя в жертву вам; она страдает, и вот ей награда. Ваше высочество, какое имеете вы право требовать от меня отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом.]

Книга Даниила содержит как биографию пророка Даниила, так и многие пророчества на будущее.

Даниил писал эту книгу под вдохновением Бога, находясь в Вавилоне, закончил около 536 г. до н.э. Значительная часть книги Даниила написана на арамейском языке.
Изучить пророчество Даниила о последнем времени и найти полезные уроки и советы для себя очень интересно и даже жизненно важно.
Если вы ни разу не читали эту книгу Библии, обязательно прочтите ее. О самом пророке Данииле и книге, названной его именем, можно прочитать и в Википедии, в которую частично занесено то, что написано в Библии.

Если вы не любите читать, есть аудиокнига Даниила, можно послушать онлайн или посмотреть хотя бы фильм о книге Даниила, хотя режиссеры часто могут вносить что-то свое и истина, содержащаяся в пророчествах Даниила, может искажаться. Вы бы какой фильм, а для детей мультфильм о пророке Данииле порекомендовали посмотреть онлайн, который более точно соответствует написанному в Библии?

Да, всем просто необходимо иметь представление об этой пророческой книге.

Пророк Даниил и Апокалипсис

Апокалипсисом принято называть конец света. Это слово чем-то созвучно со словом коллапс. Но на самом деле слово апокалипсис переводится как откровение. Последняя книга Библии именно так и названа - "Откровение" = "Апокалипсис". А книга пророчеств Даниила во многом пересекается с последней книгой Библии Откровение, которую написал Иоанн.

Но мы в этой статье не будем рассматривать пророчества, о них вы можете прочитать лично в Библии, а сосредоточимся на уроках, которые могут извлечь люди, которые хотят служить единственному, истинному, живому Богу. Сначала краткое содержание этой книги, чтобы разогреть ваш интерес, если вы не прочитали еще эту книгу полностью.

Книга Даниила краткое содержание:

В главах с 1 по 6 изложены события из жизни Даниила и трех его друзей.
В главах с 7-12 записаны пророческие сны, видения, предсказания пророка Даниила, которые он получил от Бога.
  • Видения о зверях. Взлет и падения четырех мировых держав.
  • Видение, как Царство Бога заменит все человеческие державы и правительства.
  • Понимание пророчества, что иудеи обязательно вернуться из плена.
  • Ангел открывает важные подробности о Мессии.
  • Пророк Даниил. Мерзость запустения о которой говорил своим ученикам Иисус Христос.
  • Видение о будущем. Значительная часть пророчества посвящена борьбе, противоборству двух царей за господство. Исполнения этого пророчества охватывает и наши дни. Последнее пророчество Даниил. Северный царь.

Каким образом Бог заменит все человеческие державы и правительства, открывает пророчество Даниила, видение об истукане.

Внимайте пророчеству Даниила и урокам, находящимся в этой книге

Книга Даниила 2 глава

2:8,9 – Царь не был во всем доверчивым, проверял полученную информацию - пример для нас, особенно, если она негативная.

4:24 – Иегова всегда заранее дает шанс измениться, исправиться, не игнорируй его.

5:23 – Много богов, много тостов. Много тостов, много вина. Много вина, много тщеславия. Много тщеславия, мало разума.

6:4 – Так христиане должны исполнять свои обязанности на работе и в семье.
6:10 – Даниил, узнав, что нельзя молиться, сразу пошел и помолился. 1 Кор 10:13 – молитва поможет найти выход из сложившейся ситуации.
6:20 – Не верил, что Бог спасет, хотя говорил, что спасет (стих 16).
6:26,27 – Наш пример верности поможет другим захотеть узнать такого Бога, как Иегова.

Книга Даниила 7 глава

7:10 – У Бога много ангелов, но у каждого свое задание, своя роль. У нас в собраниях тоже у каждого своя роль, не должно быть скучно. Если не знаешь, чем заняться, спроси ответственных, кому можно помочь, служи с пожилыми, уделяй время детям.

9:2 – Хорошие духовные привычки.

Книга Даниила 10 глава

10:12 – То, что Бог не сразу отвечает на молитвы, не означает, что он их не слышит.
10:13 – Показывает, насколько важно полагаться на Бога в борьбе с Дьяволом - если ангел не мог с ним справиться, тем более я.
10:13 – Хотя это был ангел, но он счел необходимым объяснить причину своего опоздания. Хороший урок для нас. А в случае Даниила, который ждал помощи, не осуждать, т.к. не знаем всех обстоятельств опаздывающего.
10:18,19 – С усталостью Бог помог справиться через ангела. Сегодня Бог помогает через соверующих и ответственных братьев в собрании - цени, помогай другим, когда видишь, что устали.
10:19 – Когда я здороваюсь с соверующими в собрании, видно ли, что я желаю мира (евр. Шалом - не просто отсутствие войны, когда терпят друг друга, а гораздо больше - истиный мир и единство) по улыбке, выражению глаз, пожатию руки?
православных церквях
лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви В лике святой Главная святыня Могила Даниила , Сузы , Иран День памяти 26 июня ???, В Православной церкви - 17 декабря (30 декабря) Атрибуты Часто изображается в логове львов Категория на Викискладе

«Пророк Даниил». Микеланджело Буонарроти, Роспись свода Сикстинской капеллы

В Ветхом завете имя «Даниил» упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении книги пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» (28:3). Маловероятно, что Иезекииль имел в виду пророка Даниила. При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э., герой которой - мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот - носит имя Дани-Ил , отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила . Некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом из этой поэмы .

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила входит в Танах и в Ветхий Завет канонической Библии . При этом в христианской Библии книга пророка Даниила входит в число пророческих, но в Танахе она помещена не в разделе Невиим (Пророки), а в разделе Ктувим (Писания).

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве

Ты (Навуходоносор) - это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно

Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину , «златая глава» - царство вавилонское. Серебряные грудь и руки - царство Мидян. Чрево и бёдра медные - царство персидское. Голени железные - царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные - десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы». «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. 2, 35) - это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства - это гордость (македонян) и владычество (римлян) .

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов , за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. ).

Смерть и захоронение Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы . Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти локациях, в том числе в Киркуке и Самарканде .

Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Святой почитается иудеями, христианами и мусульманами. Последние называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан .

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему .

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам , поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом. Коран же вообще не упоминает Даниила поименно, хотя он присутствует в позднейших мусульманских преданиях.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме , на которые, по свидетельству Нового Завета , ссылался Иисус Христос (Мф. ). Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст .

В исламе

В Коране имя «Данияль» не упоминается, но в Сунне и других источниках пророк известен как Данияль, известна история (исламская) о его захоронении. Согласно исламским преданиям пророк Данияль скончался в

«А ты, Даниил… запечатай книгу сию до последнего времени, [когда] многие прочитают ее и умножится ведение»… Книга пророка Даниила веками скрывала свою тайну - спрятанную в ней дату нашего будущего. Только теперь настало время узнать, что нас всех ожидает.

Один из самых впечатляющих моментов в Евангелии это глава, в которой ученики Христа спрашивают его о конце времен: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24-3) В ответ Иисус начинает перечислять все эти признаки (кстати, весьма подходящие к нашему времени), не забыв упомянуть и многочисленных лжепророков, и войны, и беззакония, когда «во многих охладеет любовь». В Евангелии от Матфея, заканчивая это безрадостное описание, Христос произносит следующие слова: «Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам... Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы... ».

Почему Христос, затрагивая такую важную тему, как «конец времен» и собственное Второе Пришествие, неожиданно ссылается на ветхозаветного пророка Даниила? Почему он подчеркивает эти слова, делая на них особенный акцент: «читающий да разумеет»? Ведь обычно в Библии подобного рода фразы - «имеющий ум сосчитает», «имеющий уши да услышит» и т.д. - являются намеками: в этом месте скрывается что-то важное.

Последовав указанию Христа и обратившись к тексту книги Даниила, действительно можно найти в ней немало интересного. К примеру - точную дату Второго Пришествия, указанную там совершенно открыто.

Тайна разбитого колосса

Всем известно выражение «колосс на глиняных ногах», но далеко не каждый знает, что оно берет свое начало из «Книги пророка Даниила». Этот яркий образ почти две с половиной тысячи лет назад привиделся во сне могущественному вавилонскому царю Навуходоносору и был истолкован Даниилом, тогда еще простым иудейским юношей, попавшим в вавилонский плен.

Во сне, который взволновал Навуходоносора, царь увидел огромного страшного истукана, у которого «голова была из золота, грудь и руки - из серебра, чрева и бедра - медные, голени железные, а ноги частью железные, частью глиняные». Затем произошло следующее: какой-то камень «оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбил их». А потом этот самый камень, разбивший колосса, «сделался великой горою и наполнил собой землю».

Вот такая история, которой Даниил, благодаря сошедшему на него вдохновению, дал следующее истолкование: золотая голова истукана - это Вавилон, царство самого Навуходоносора, вслед за которым по очереди мировое господство захватят царства «серебряное» и «медное». Четвертое царство, пришедшее им на смену, будет «крепко, как железо», а после него настанет время странного пятого царства, сравнимого с непрочными глиняными ногами. Ему Даниил дал название «царства разделенного». Ну а камень, разбивший в конце концов это олицетворение могущества и власти, означет ни что иное, как конец привычного для людей мироустройства и совершенно новые законы, которые начнут после этого править на земле: «и Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2-44).

Собственно говоря, все это прекрасно согласуется и со словами Христа о «конце времен», и с обещанной им новой эпохой, когда на землю придут любовь и согласие. Чтобы узнать точнее, когда все это произойдет, достаточно вчитаться в другие сны и видения из Книги Даниила - в них пророк подробно и удивительно верно описывает картины далеких для него времен.

Всемирная история, увиденная во сне

Давайте попробуем проследить совпадения предсказаний о «железном колоссе» с реальными событиями мировой истории.

Итак, согласно первому пророчеству, «золотое царство» Вавилона должно было со временем уступить место «серебряному» - и в 539 году до н.э это действительно произошло, когда Вавилон пал под напором войск персидского царя Кира. Весь цивилизованный мир на несколько столетий перешел в руки персов, пока в свою очередь и империя Кира не была завоевана греком по имени Александр Македонский. Самое интересное, что Даниил не только предвидел эту последовательную смену «царств», но и совершенно точно упомянул все три вышеназванные мировые державы: вавилонскую, персидскую и греческую.

Так, описывая одно из своих видений, в которых воинственный козел побеждает в схватке овна, Даниил поясняет: «Овен - это царь Персидский, а козел косматый — царь Греции» . Совпадения с реальной историей здесь поистине невероятны, ведь от Даниила завоевания Македонского отстояли на века! Среди ученых даже существует мнение о том, что «Книга Даниила» дописывалась кем-то во времена Александра, однако никаких подтверждений тому нет, и данный вывод сделан учеными только лишь из-за кажущейся невозможности подобного удивительного знания будущего.

Однако Даниил описал и гораздо дальше отстоящие от него по времени события, рассказав под видом «четвертого, железного царства» о следующем по счету оплоте цивилизации - великой Римской империи. Европейская культура Рима, пришедшая на смену восточной, не была похожа ни на что, существовавшее прежде. Ее мощь, основанная на четкой организации и подчинении, заставила Даниила сравнить ее с бездушным зверем, «пожирающем и сокрушающем» все на своем пути. Впрочем, с пророком нельзя не согласиться, вспомнив о том, как властно и жестко навязывал Рим свои порядки народам, находящимся у него под крылом.

Что же касается пятого «царства разделенного», то его описание удивительно напоминает… нынешнее мироустройство. Судите сами: после распада Римской империи однополюсная модель мира действительно сменилась на многополюсную. И хотя всегда находились сильные державы, претендовавшие на мировое господство, на деле планета оказалась поделенной на несколько крупных сфер влияния, что весьма согласуется с пророчествами Даниила: «А то, что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа… И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое» .

После таких удивительных «совпадений» хочется побольше узнать о той части истории «колосса на глиняных ногах», о которой пока еще нельзя прочитать ни в одном учебнике, поскольку она имеет отношение к нашему будущему. Тем более что, как можно понять, будущее это отнюдь не за горами.

Точная дата Второго Пришествия

Давайте еще раз вспомним слова Христа: «…когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила».Этот образ«мерзости запустения» встречается у Даниила в его заключительной главе, которая целиком посвящена хронике последних дней существования «колосса». Подводя итог своим пророчествам, там Даниил прямо указывает сроки предсказанных им событий, когда на смену старому мироустройству должно прийти новое, гораздо более справедливое:

«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» .

Узнать дату, скрывающуюся за этими цифрами, несложно. Достаточно учесть несколько моментов.

Во-первых: в данном отрывке речь идет о разрушении Иерусалимского Храма. Дело в том, что в иудаизме только в этом Храме могут совершаться жертвоприношения, а разрушение святыни ведет соответственно к «прекращению ежедневной жертвы». Всего в истории еврейского народа было два Иерусалимских Храма, первый из которых был разрушен царем Навухудоносором в 586 году до н.э. Современником этого события был пророк Даниил.

Во-вторых: слово «день» на иврите - гибкое понятие, дословно означающее «эпоха», «промежуток времени». В Библии под «днями» нередко подразумеваются годы, как, например, у пророка Иезекииля: «Я определил тебе годы числом дней... день за год Я определил тебе» (Иез.4-5).

Учитывая все это, можно без труда узнать, сколько времени должно пройти от исторической даты - разрушения Иерусалимского Храма («прекращения жертвы») до радостных дней блаженства. Достаточно сложить оба числа (1290 и 1335 лет) и приплюсовать их к дате 586 г. до н.э.

Получается 2039 год.

Выходит, к этому совсем недалекому уже времени наше современное «разделенное царство» должно смениться на новое, абсолютно другое. В отличие от предыдущей смены «царств» это будет происходить совершенно по-новому, ведь жаждущий неограниченной власти «колосс» будет разбит и навсегда останется в прошлом. Как именно это получится, неизвестно. Но главное, что новая эпоха, по обещанию пророка, будет гораздо справедливее прежних.

И еще. В последней главе, написанной Даниилом, есть загадочная фраза, сказанная пророку в видении. «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени, [когда] многие прочитают ее и умножится ведени е» (Дан.12-4).

Выходит, в нужное время предсказания должны были быть «распечатаны» и поняты до конца? Раз так, то это время уже настало, тем более что обещание «последних времен» на пороге нового, справедливого «царства» звучит не так грустно, как окончание всех времен вообще.

В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими иудеями попал в плен к Вавилонянам. Даниил вместе с другими способными юношами попал в специальную школу по подготовке к службе при дворе Вавилонского царя.

Вместе с Даниилом в школе обучались три его близких друга: Азария, Мисаил и Анания. Вавилоняне были язычниками, однако, Даниил и его товарищи не изменили вере своих предков и категорически отказывались принимать языческую пищу. Они уговорили своего воспитателя выдавать им растительную простую пищу. Наставник согласился, но с условием, что через десять дней он проверит их самочувствие. В конце испытательного срока выяснилось, что все юноши чувствуют себя прекрасно и даже гораздо лучше, чем те ученики, которые употребляли в пищу мясо с царского стола.

По окончании учебы, Даниил вместе со своими друзьями стал служить при дворе царя Вавилонского, и получил звание придворного сановника.

Пророчества Даниила

Царю Навуходоносору приснился странный сон, в котором он увидел огромного и очень страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Большой камень, скатившийся с горы, разбил истукана и превратился в великую гору. Даниил пророк сказал царю, что уродливый истукан – это четыре царства, где правят язычники, которые будут сменять друг друга, а камень – это Мессия. Образовавшаяся гора – вечное царство Мессии (Церковь).

Даниил служил при дворе во все время правления Навуходоносора и пяти его приемников. Во время царствования царя Валтасара, на стене появилась таинственная надпись: «Мене текел упарсин». Даниил пророк сумел расшифровать ее значение и предрек Валтасару конец Вавилонского царства. «Ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы» (Дан. 5, 25). Так и случилось. Мидийский царь Дарий покорил Вавилонское царство, а Валтасар был убит.

В годы правления Валтасара Даниил предсказал грядущее пришествие «Сына человеческого». Получается, что более чем за пятьсот лет, он предрек приход Иисуса Христа на Землю.

При императоре Дарии Даниил занял важный государственный пост, но завистливые языческие вельможи оклеветали его перед Дарием. Пророка Даниила бросили на съедение разъяренным львам, но Господь оставил своего пророка невредимым. Дарий разобрал дело клеветников, и приказал подвергнуть их подобной казни. Львы сразу же растерзали завистников.

Во время царствования Кира пророк Даниил также оставался при дворе. Предсказатель принял большое участие в создании закона об освобождении еврейского народа из плена. Даниил показал Киру предсказания пророка Исаии, который жил за двести лет до этого времени. Царь Кир был потрясен этим пророчеством и приказал построить храм в честь Бога Иеговы.

Известно, что пророк Даниил дожил до глубокой старости. Книга его пророчеств состоит из 14 глав.

В своих беседах с учениками Иисус Христос два раза ссылался на пророчества Даниила.