Великомученица параскевы о чем молятся. Житие мученицы параскевы, нареченной пятницею. «У кого что болит, тот к тому и обращается»

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со-и-мен-ных ей свя-тых же-нах.


Четыре святые Параскевы

Ес-ли мы отк-ро-ем пра-вос-лав-ный ка-лен-дарь, то уви-дим, что в свят-цах ука-за-ны че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы: пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (II век), пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (XI век), му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (I век) и ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца (III—IV ве-ка).
На-пом-ним, что в ли-ке пре-по-доб-ных прос-лав-ле-ны свя-тые мо-на-хи и мо-на-хи-ни, в ли-ке му-че-ни-ков — те, кто пре-тер-пел стра-да-ние и смерть за имя Хрис-то-во. Ве-ли-ко-му-че-ни-ка-ми же на-зы-ва-ют-ся те свя-тые му-че-ни-ки, ко-то-рые, как и свя-тая Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца, ис-пы-та-ли осо-бен-но тяж-кие и про-дол-жи-тель-ные му-че-ния, про-я-вив при этом уди-ви-тель-ное му-же-ст-во и твер-дость в ве-ре. Их под-виг при-шел-ся на пер-вые ве-ка хрис-ти-а-н-ства, а это бы-ли вре-ме-на жес-то-ких го-не-ний на хрис-ти-ан им-пе-ра-то-ров-языч-ни-ков — пра-ви-те-лей Римс-кой им-пе-рии. Сре-ди ве-ли-ко-му-че-ни-ков нам из-ве-ст-ны свя-тые Ге-ор-гий По-бе-до-но-сец, це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон, Фе-о-дор Стра-ти-лат, Ди-мит-рий Со-лу-нс-кий, свя-тые же-ны Вар-ва-ра, Ека-те-ри-на, Анас-та-сия Узо-ре-ши-тель-ни-ца и мно-гие дру-гие.
Ве-ли-ко-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву час-то пу-та-ют с ее свя-ты-ми «тез-ка-ми», да-же в цер-ков-ной ли-те-ра-ту-ре фак-ты из жи-тия од-ной Па-рас-ке-вы иног-да при-пи-сы-ва-ют-ся дру-гой. По-э-то-му преж-де, чем на-чать рас-сказ о Па-рас-ке-ве Пят-ни-це, хо-те-лось бы посвятить нес-коль-ко слов и со-и-мен-ным ей свя-тым же-нам.
Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (26 ию-ля/8 ав-гус-та) жи-ла ве-ком рань-ше ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы и так же по-апос-тольс-ки про-по-ве-до-ва-ла хрис-ти-а-н-ство языч-ни-кам. По ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на она бы-ла бро-ше-на в ко-тел с ки-пя-щей смо-лой, но ос-та-лась нев-ре-ди-мой. Им-пе-ра-тор усом-нил-ся, действи-тель-но ли смо-ла в кот-ле расп-лав-ле-на, и не-ос-мот-ри-тель-но при-ка-зал плес-нуть в не-го жид-костью. Па-ла-чи ис-пол-ни-ли его по-ве-ле-ние, но рас-ка-лен-ная смо-ла по-па-ла пра-ви-те-лю в гла-за, и он мгно-вен-но ос-леп. Им-пе-ра-тор стал умо-лять му-че-ни-цу об ис-це-ле-нии. По мо-лит-ве свя-той Па-рас-ке-вы к Ан-то-ни-ну вер-ну-лось зре-ние, он уве-ро-вал во Хрис-та и при-нял Кре-ще-ние (эту ис-то-рию оши-боч-но часто приписывают Па-рас-ке-ве Пят-ни-це).
Бо-лее все-го пре-по-доб-но-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву знают и по-чи-та-ют гре-ки. Час-ти-цы ее мо-щей на-хо-дят-ся на Афо-не, в Рус-ском Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-нас-ты-ре. В Кры-му, у се-ла То-по-лев-ка, есть Тро-и-це-Па-рас-ке-ви-е-вс-кий женс-кий мо-нас-тырь, ко-то-рый ос-но-ван имен-но в честь пре-по-доб-но-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы. Су-ще-ст-ву-ет мест-ное пре-да-ние, что имен-но здесь свя-тая встре-ти-ла свою кон-чи-ну, а в том мес-те, где зем-ля обаг-ри-лась ее кровью, появился це-леб-ный род-ник.
Пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (14/27 ок-тяб-ря) осо-бо лю-би-ма в Сер-бии и Бол-га-рии. Ро-ди-лась она в бла-го-чес-ти-вой бол-га-рс-кой семье, пос-ле смер-ти ро-ди-те-лей пост-риг-лась в мо-на-ше-ст-во и уда-ли-лась в Иор-да-нс-кую до-ли-ну, где слав-но под-ви-за-лась до глу-бо-кой ста-рос-ти. Имен-но ее мо-щи, а не ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы (так оши-боч-но пи-шут в не-ко-то-рых кни-гах), по-ко-ят-ся те-перь в ста-рин-ном ру-мы-нс-ком го-ро-де Яс-сы. В Сер-бии свя-той Пет-ке пос-вя-ще-но мно-же-ст-во хра-мов.
Му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (20 мар-та/2 ап-ре-ля) бы-ла род-ной сест-рой Фо-ти-ны-са-ма-ря-ны-ни, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ков-ля. Вмес-те с Фо-ти-ной и дру-ги-ми сест-ра-ми она при-ня-ла му-че-ни-чес-кий ве-нец, каз-нен-ная по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра Не-ро-на — жес-то-ко-го го-ни-те-ля хрис-ти-ан.
Все че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы по-нес-ли ве-ли-кие под-ви-ги и стра-да-ния за имя Хрис-то-во, и все они рав-ны в сво-ей свя-тос-ти пе-ред Бо-гом, но имен-но ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца осо-бен-но приш-лась по серд-цу рус-ско-му на-ро-ду, имен-но ей уда-лось, по-доб-но свя-ти-те-лю Ни-ко-лаю Чу-дот-вор-цу, стать поч-ти «рус-ской» свя-той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва всег-да поль-зо-ва-лась на Ру-си осо-бой лю-бовью и по-чи-та-ни-ем. Де-вуш-ки мо-ли-лись ей об удач-ном за-му-же-ст-ве, ма-те-ри — за сво-их де-тей. Во мно-гих де-рев-нях был обы-чай в день па-мя-ти ве-ли-ко-му-че-ни-цы (де-ся-тая пят-ни-ца по Пас-хе; 28 ок-тяб-ря/10 но-яб-ря) уст-ра-и-вать крест-ные хо-ды, мо-леб-ны, празд-нич-ные зас-толья. А име-нин-ниц в этот день бы-ло очень мно-го, пос-коль-ку поч-ти в каж-дой мно-го-дет-ной семье од-на из де-во-чек но-си-ла имя Прас-ковья (лас-ко-во Па-ра-шень-ка, Па-шень-ка, Па-рас-ка).
Счи-та-лось, что по мо-лит-вам ве-ли-ко-му-че-ни-цы сох-ра-ня-ет-ся се-мей-ное бла-го-по-лу-чие и счастье. До на-ча-ла XX ве-ка ико-ны свя-той Па-рас-ке-вы бы-ли поч-ти в каж-дом рус-ском до-ме. Кресть-я-не уби-ра-ли их лен-та-ми, цве-та-ми, вы-ши-ты-ми руш-ни-ка-ми, под-вес-ка-ми, ду-шис-ты-ми тра-ва-ми и так вы-но-си-ли на крест-ные хо-ды.
Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-чи-та-лась так-же пок-ро-ви-тель-ни-цей тор-гов-ли: имен-но по пят-ни-цам уст-ра-и-ва-лись тор-ги и яр-мар-ки. На этих тор-жи-щах неп-ре-мен-но ус-та-нав-ли-ва-лась ико-на Па-рас-ке-вы Пят-ни-цы.
В честь ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы на Ру-си стро-и-лись хра-мы и ча-сов-ни, ста-ви-лись до-рож-ные крес-ты с ее ико-ной, ко-то-рые так и на-зы-ва-лись «пят-ни-ца-ми». Да-же са-ми раз-вил-ки, пе-рек-ре-ст-ки до-рог то-же зва-лись «пят-ни-ца-ми». Бы-ло при-ня-то про-во-жать род-ных в даль-ний путь до «пят-ни-цы», или, на-о-бо-рот, встре-чать у «пят-ни-цы». У этих же «пят-ниц» де-ви-цы вы-ма-ли-ва-ли се-бе хо-ро-ших же-ни-хов.


Параскева - покровительница монашества

Хо-тя к свя-той Па-рас-ке-ве на Ру-си боль-ше об-ра-ща-лись как к пок-ро-ви-тель-ни-це семьи и бра-ка, ее мож-но счи-тать и пок-ро-ви-тель-ни-цей девства — са-ма свя-тая пред-поч-ла стать не-вес-той Хрис-то-вой, про-жив свою жизнь в чис-то-те и це-ло-муд-рии.
В жи-тии свя-ти-те-ля Гри-го-рия Бо-гос-ло-ва (IV век) есть сло-ва о том, что ви-де-ние этой свя-той де-вы оз-на-ча-ет при-зыв к не-по-роч-ной и це-ло-муд-рен-ной жиз-ни. Вот что рас-ска-зы-вал о сво-ей встре-че с ве-ли-ко-му-че-ни-цей из-ве-ст-ный ста-рец, схи-игу-мен Пско-во-Пе-че-рс-ко-го мо-нас-ты-ря Сав-ва (Ос-та-пен-ко) (1898-1980): «Ночью мо-лил-ся я пе-ред сво-ей чу-дот-вор-ной ико-ной Ка-за-нс-кой Бо-жи-ей Ма-те-ри. В за-бытьи (на-я-ву или в тон-ком сне — Бог весть!) яви-лась вдруг свя-тая же-на не-о-бык-но-вен-ной чис-то-ты и кра-со-ты. Кто она, я не знал. Она раск-ры-ла пе-ре-до мной всю кра-со-ту мо-на-ше-ст-ва, по-яс-ни-ла раз-ни-цу меж-ду жизнью мо-на-шес-кой и се-мей-ной. Она ска-за-ла, что мож-но спас-тись и в се-мей-ной жиз-ни, но мо-на-ше-ст-во вы-ше».
Вско-ре пос-ле это-го ви-де-ния отец Сав-ва (а тог-да он был еще прос-то Ни-ко-лай) уви-дел в хра-ме ико-ну свя-тых ве-ли-ко-му-че-ниц Вар-ва-ры, Ека-те-ри-ны и Па-рас-ке-вы. В свя-той Па-рас-ке-ве он уз-нал ту са-мую чуд-ную де-ву, ко-то-рая яви-лась ему в ви-де-нии и ука-за-ла путь к мо-на-ше-ст-ву.
Те-перь нас-та-ла по-ра рас-ска-зать о том, кто же она та-кая — свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва, по-лу-чив-шая от Гос-по-да дар ис-це-ле-ния ду-шев-ных и те-лес-ных не-ду-гов, хо-да-тай-ству-ю-щая за всех, кто об-ра-ща-ет-ся к ней с теп-лой мо-лит-вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя-тая Па-рас-ке-ва ро-ди-лась в го-ды царство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Ди-ок-ле-ти-а-на (ко-нец III — на-ча-ло IV ве-ков) в го-ро-де Ико-ний (сов-ре-мен-ный Ко-ний, ны-не при-над-ле-жит Тур-ции) в семье бо-га-то-го се-на-то-ра. Ее ро-ди-те-ли бы-ли тай-ны-ми хрис-ти-а-на-ми и жи-ли в стра-хе Бо-жи-ем, стро-го соб-лю-дая за-по-ве-ди Гос-под-ни, но дол-гое вре-мя ос-та-ва-лись без-дет-ны-ми. Суп-ру-ги осо-бо по-чи-та-ли день крест-ных стра-да-ний Хрис-то-вых — пят-ни-цу, и про-во-ди-ли его в пос-те и мо-лит-ве, щед-ро по-да-вая ми-лос-ты-ню. За их ве-ру и тер-пе-ние Бог пос-лал им дочь, ко-то-рая ро-ди-лась имен-но в пят-ни-цу. Они так и наз-ва-ли ее Па-рас-ке-ва, что по-гре-чес-ки зна-чит «пят-ни-ца».
Ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ли Па-рас-ке-ву в бла-го-чес-тии и чис-то-те. Бла-гос-ло-вен-ная че-та отош-ла ко Гос-по-ду, ког-да де-вуш-ка бы-ла еще весь-ма юной. С детства Па-рас-ке-ва всем серд-цем воз-лю-би-ла Хрис-та и, дос-тиг-нув со-вер-шен-но-лет-не-го воз-рас-та, ста-ла под-ра-жать ве-ре и де-лам сво-их ро-ди-те-лей. Она стро-го ис-пол-ня-ла за-по-ве-ди Гос-под-ни, всег-да бла-го-го-вей-но чти-ла пят-ни-цу и при-ни-ма-ла стран-ни-ков в сво-ем до-ме. Бла-жен-ная Па-рас-ке-ва щед-ро тра-ти-ла свое зна-чи-тель-ное сос-то-я-ние, унас-ле-до-ван-ное от ро-ди-те-лей, не на ук-ра-ше-ния и рос-кош-ную жизнь, а на про-пи-та-ние и одеж-ду для бед-ных.
Де-вуш-ка от-ли-ча-лась ред-кой кра-со-той, но не об-ра-ща-ла ни-ка-ко-го вни-ма-ния на юно-шей, до-мо-гав-ших-ся ее ру-ки: она уне-вес-ти-лась Бес-сме-рт-но-му Же-ни-ху, для Ко-то-ро-го и жи-ла в чис-то-те и це-ло-муд-рии. По-доб-но рав-но-а-пос-толь-ным же-нам, Па-рас-ке-ва ре-ши-ла пос-вя-тить свою жизнь расп-ро-ст-ра-не-нию хрис-ти-а-нс-кой ве-ры сре-ди сво-их сог-раж-данязыч-ни-ков и неп-рес-тан-но ис-по-ве-до-ва-ла пе-ред на-ро-дом имя Гос-по-да Ии-су-са Хрис-та. Всем, кто при-но-сил жерт-вы язы-чес-ким бо-гам, она го-во-ри-ла:
— Ва-ши бо-ги — бес-чу-в-ствен-ные и глу-хие идо-лы!
Часть го-ро-жан, слу-шая Па-рас-ке-ву, уве-ро-ва-ла во Хрис-та, од-на-ко мно-гие с не-го-до-ва-ни-ем опол-чи-лись про-тив нее, на-па-ли на ис-по-вед-ни-цу и ра-ни-ли ее. Но Па-рас-ке-ва про-дол-жа-ла сме-ло про-по-ве-до-вать Сло-во Бо-жие и воз-ве-щать ис-тин-ный путь.
Ког-да им-пе-ра-тор Ди-ок-ле-ти-ан на-чал жес-то-кое го-не-ние на хрис-ти-ан, он по-ве-лел пра-ви-те-лю Ли-ка-о-нии Аэ-цию в подв-ла-ст-ных ему го-ро-дах прес-ле-до-ва-ни-я-ми и му-че-ни-я-ми ист-ре-бить хрис-ти-а-нс-кую ве-ру. Аэ-ций отп-ра-вил-ся в Ико-ний. Го-ро-жа-не тор-же-ст-вен-но встре-ти-ли сво-е-го пра-ви-те-ля. Они по-ве-ли его в храм — при-нес-ти жерт-ву идо-лам и воз-дать хва-лу им-пе-ра-то-рам.
Ут-ром сле-ду-ю-ще-го дня Аэ-ций вос-сел на три-бу-на-ле. Он при-ка-зал про-честь им-пе-ра-то-рс-кий указ о го-не-нии на хрис-ти-ан. Языч-ни-ки слу-ша-ли гла-ша-тая и ра-до-ст-но воск-ли-ца-ли:
— Дос-той-но по-ве-ле-ние, и пра-ве-ден суд са-мо-де-рж-ца!
Тог-да пра-ви-тель про-из-нес:
— Будь-те друзь-я-ми им-пе-ра-то-ра и вы-дай-те нам всех так на-зы-ва-е-мых хрис-ти-ан, ко-то-рые не хо-тят при-но-сить жерт-ву бо-гам.
— Свет-лей-ший пра-ви-тель,— от-ве-ти-ли ему ста-рей-ши-ны,— в на-шем го-ро-де жи-вет дочь се-на-то-ра. Эта де-вуш-ка ис-по-ве-ду-ет Рас-пя-то-го Хрис-та. Она отв-ра-ти-ла не-ма-ло лю-дей от пок-ло-не-ния на-шим бо-гам и ху-лит са-мо-де-рж-ца. Как толь-ко до нас до-шел слух о тво-ем при-ез-де в Ико-ний для ис-ко-ре-не-ния хрис-ти-а-нс-кой ве-ры, мы по-са-ди-ли ее в тем-ни-цу.
Пра-ви-тель при-ка-зал при-вес-ти де-вуш-ку. Ког-да во-и-ны ве-ли Па-рас-ке-ву к Аэ-цию, Свя-той Дух осе-нил бла-жен-ную ис-по-вед-ни-цу. Ее ли-цо ста-ло та-ким свет-лым, что лю-ди с удив-ле-ни-ем го-во-ри-ли друг дру-гу:
— Пос-мот-ри-те! Де-ви-ца не бо-ит-ся су-да гроз-но-го пра-ви-те-ля. Она не уд-ру-че-на пе-чалью, а си-я-ет от ра-дос-ти.
— Та-ков род хрис-ти-а-нс-кий: он стре-мит-ся к смер-ти боль-ше, чем к жиз-ни,— про-из-нес один из жре-цов.
Аэ-ций, пос-мот-рев на де-вуш-ку, уди-вил-ся ее кра-со-те и ска-зал ста-рей-ши-нам:
— Не кле-ве-ще-те ли вы на эту де-ви-цу? Нель-зя гу-бить та-кую сол-неч-ную кра-со-ту!
За-тем он спро-сил Па-рас-ке-ву:
— Как твое имя, де-ви-ца?
— Я хрис-ти-ан-ка, ра-ба Ис-тин-но-го Бо-га,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Со-зер-ца-ние кра-со-ты тво-е-го ли-ца скло-ня-ет ме-ня к кро-тос-ти,— про-из-нес правитель,— а ис-хо-дя-щие из тво-их уст сло-ва воз-му-ща-ют до глу-би-ны ду-ши!
— Спра-вед-ли-вый судья рад ус-лы-шать прав-ду,— воз-ра-зи-ла Па-рас-ке-ва.— Ты же, уз-нав прав-ду, разг-не-вал-ся.
— Я спро-сил твое имя и не ус-лы-шал от-ве-та, по-э-то-му и гне-ва-юсь,— лу-ка-во ска-зал Аэ-ций.
— Преж-де все-го, я наз-ва-ла свое имя в веч-ной жиз-ни — хрис-ти-ан-ка. Мое имя в жиз-ни вре-мен-ной, зем-ной — Па-рас-ке-ва. Я ро-ди-лась в пят-ни-цу. Имен-но в честь это-го дня ме-ня наз-ва-ли Па-рас-ке-вой. Мои ро-ди-те-ли всег-да с ве-ли-ким стра-хом и лю-бовью по-чи-та-ли пят-ни-цу и про-во-ди-ли ее в пос-те и мо-лит-вах.
— Как мож-но од-нов-ре-мен-но ис-пы-ты-вать страх и лю-бовь?— спро-сил пра-ви-тель.
— Пят-ни-ца — день стра-да-ний и смер-ти Гос-по-да на-ше-го Иисуса Хрис-та за род че-ло-ве-чес-кий. Стра-да-ния Хрис-та вы-зы-ва-ют бла-го-го-вей-ный страх, а Его Ис-ку-пи-тель-ная Жерт-ва все-ля-ет в на-ши серд-ца лю-бовь. Хрис-тос пост-ра-дал за нас, и я ра-ди Не-го го-то-ва уме-реть,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Пе-рес-тань го-во-рить как бе-зум-ная! При-не-си жерт-ву бо-гам, и тог-да за твою кра-со-ту я возь-му те-бя в же-ны. Ты ста-нешь об-ла-да-тель-ни-цей боль-шо-го бо-га-т-ства, мно-гие бу-дут те-бя ве-ли-чать и уб-ла-жать…
— У ме-ня есть на не-бе Же-них — Хрис-тос,— от-ве-ти-ла свя-тая Па-рас-ке-ва,— и в ином му-же я не нуж-да-юсь.
— Опом-нись, Па-рас-ке-ва, и от-ка-жись от сво-е-го Хрис-та! Я не хо-чу от-да-вать те-бя па-ла-чу для му-че-ний, ибо очень це-ню твою юность и кра-со-ту!— воск-лик-нул пра-ви-тель.
— Не жа-лей вре-мен-ной кра-со-ты. Се-год-ня она цве-тет, а завт-ра увя-нет. Луч-ше по-ду-май о сво-ей ду-ше: те-бя ждут веч-ные му-че-ния!
Пос-ле этих слов пра-ви-тель разг-не-вал-ся. Он по-ве-лел ра-зод-рать на де-вуш-ке одеж-ды и бить ее сы-ры-ми во-ловь-и-ми жи-ла-ми, а ра-ны рас-ти-рать вла-ся-ни-цей. По-ка па-ла-чи ис-тя-за-ли Па-рас-ке-ву, она не про-ро-ни-ла ни од-но-го зву-ка. Взи-рая на не-бо, свя-тая сла-ви-ла Гос-по-да и про-си-ла Его по-мочь пе-ре-нес-ти му-че-ния. Вско-ре Аэ-ций, ща-дя кра-со-ту де-вуш-ки, ос-та-но-вил па-ла-чей и лас-ко-во ска-зал:
— Уве-руй, де-ви-ца, в бо-гов, и я сох-ра-ню те-бе жизнь.
Но Па-рас-ке-ва мол-ча-ла.
— Мне ли ты не от-ве-ча-ешь, злое хрис-ти-а-нс-кое от-родье?— с гне-вом воск-лик-нул пра-ви-тель.
Вмес-то от-ве-та свя-тая плю-ну-ла ему в ли-цо.
Аэ-ций страш-но рас-сви-ре-пел. Он при-ка-зал под-ве-сить Па-рас-ке-ву на стол-бе и не-щад-но стро-гать ее бо-ка же-лез-ны-ми ког-тя-ми. Кровь страс-то-тер-пи-цы обиль-но обаг-ри-ла зем-лю, а те-ло бы-ло изод-ра-но до кос-тей. Один из па-ла-чей, ду-мая, что му-че-ни-ца умер-ла, ска-зал пра-ви-те-лю:
— Гос-по-дин, де-ви-ца мерт-ва. За-чем ты зас-та-вил нас так силь-но ее тер-зать?
Од-на-ко Па-рас-ке-ва бы-ла жи-ва, хо-тя ед-ва ды-ша-ла. Пра-ви-тель ре-шил, что она ско-ро ум-рет. Он при-ка-зал снять из-ра-нен-ную де-вуш-ку со стол-ба, бро-сить в тем-ни-цу и дер-жать там, не ока-зы-вая ей ни-ка-кой по-мо-щи. Свя-тую от-нес-ли в тю-рем-ную ка-ме-ру. От по-те-ри кро-ви и жес-то-ких ран она бы-ла так сла-ба, что не мог-ла да-же сто-нать и ле-жа-ла как мерт-вая.
В тем-ни-це Гос-подь не ос-та-вил Свою изб-ран-ни-цу. В пол-ночь к ней явил-ся Ан-гел. Его пле-чи и грудь бы-ли крес-то-об-раз-но пре-по-я-са-ны зо-ло-тым по-я-сом. В ру-ках он дер-жал ору-дия му-че-ний Спа-си-те-ля: крест, тер-но-вый ве-нец, копье, трость и губ-ку.
— Встань, де-ви-ца, общ-ни-ца стра-да-ний Хрис-то-вых. Я пос-лан уте-шить те-бя! Взгля-ни на крест и тер-но-вый ве-нец Нет-лен-но-го Же-ни-ха; пос-мот-ри на копье, ра-нив-шее Жи-вот-во-ря-щие Реб-ра, на трость, на-пи-сав-шую про-ще-ние гре-хов все-го ми-ра, и на губ-ку, ко-то-рая стер-ла Ада-мов грех. Встань, Па-рас-ке-ва! Хрис-тос ис-це-ля-ет те-бя!— про-из-нес Ан-гел.
Му-че-ни-ца слов-но про-бу-ди-лась ото сна. Ан-гел отер губ-кой ра-ны свя-той. И, о чу-до! Те-ло де-вуш-ки сде-ла-лось креп-ким и здо-ро-вым, а кра-со-та ее ли-ца еще бо-лее по-ра-зи-тель-ной. Па-рас-ке-ва с бла-го-го-ве-ни-ем об-ло-бы-за-ла ору-дия Хрис-то-вых стра-да-ний и прос-ла-ви-ла Бо-га. Не-бо-жи-тель ис-пол-нил по-ве-ле-ние Гос-под-не и стал не-ви-дим.
Ут-ром тю-рем-ная стра-жа уви-де-ла, что на те-ле Па-рас-ке-вы нет ран. Свя-тая бы-ла со-вер-шен-но здо-ро-ва. Она сто-я-ла и пе-ла мо-лит-вы. Страж-ни-ки ис-пу-га-лись, отп-ра-ви-лись к пра-ви-те-лю и из-вес-ти-ли его о чу-де. Аэ-ций при-ка-зал не-мед-лен-но при-вес-ти Па-рас-ке-ву. Уви-дев де-вуш-ку здо-ро-вой, нев-ре-ди-мой и не-о-бы-чай-но кра-си-вой, он с удив-ле-ни-ем воск-лик-нул:
— Как тер-пе-ли-вы на-ши бо-ги! Они сми-лос-ти-ви-лись над тво-ей юностью и кра-со-той, Па-рас-ке-ва, и ис-це-ли-ли те-бя!
— По-ка-жи, Аэ-ций, бо-гов, спас-ших ме-ня от смер-ти,— поп-ро-си-ла му-че-ни-ца.
— Иди в храм и уви-дишь на-ших бо-гов,— от-ве-тил пра-ви-тель.
Свя-тая вош-ла в язы-чес-кий храм. За ней пос-ле-до-ва-ли жре-цы и боль-шая тол-па лю-дей. В хра-ме бы-ло мно-же-ст-во эллин-ских ста-туй. Все ду-ма-ли, что Па-рас-ке-ва хо-чет пок-ло-нить-ся бо-гам и при-нес-ти им жерт-ву. Но свя-тая об-ра-ти-лась с го-ря-чей мо-лит-вой к Еди-но-му Ис-тин-но-му Бо-гу. При-кос-нув-шись к ста-туе Апол-ло-на, она про-из-нес-ла:
— Име-нем Ии-су-са Хрис-та по-ве-ле-ваю те-бе, льс-ти-во-му Апол-ло-ну, и всем на-хо-дя-щим-ся в этом хра-ме су-ет-ным бо-гам: пусть ва-ши ста-туи упа-дут на зем-лю и ра-зобь-ют-ся вдре-без-ги!
По сло-ву свя-той про-и-зош-ло силь-ное зем-лет-ря-се-ние. Все идо-лы упа-ли и рас-сы-па-лись в прах. Лю-ди вы-бе-жа-ли из хра-ма. Мно-гие, ви-дев-шие это чу-до, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и ста-ли воск-ли-цать:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий!
Не-чес-ти-вые жре-цы пош-ли к пра-ви-те-лю и пла-ча ска-за-ли ему:
— О пра-ви-тель! Мы го-во-ри-ли те-бе — каз-ни эту кол-дунью: она оболь-ща-ет го-ро-жан. Но ты не пос-лу-шал нас, и те-перь Па-рас-ке-ва сво-им ча-ро-дей-ством раз-ру-ши-ла все ста-туи в хра-ме! Убей эту вол-шеб-ни-цу!
Аэ-ций по-ве-лел сно-ва при-вес-ти Па-рас-ке-ву и с гне-вом на-чал доп-ра-ши-вать ее:
— Ска-жи мне, ка-ким волх-во-ва-ни-ем ты сок-ру-ши-ла на-ших бо-гов?
— Я низ-ве-рг-ла тво-их бо-гов не волх-во-ва-ни-ем, а име-нем Гос-по-да мо-е-го Ии-су-са Хрис-та. В хра-ме я об-ра-ти-лась к Не-му с мо-лит-вой: «Явись, Спа-си-тель, да-ро-вав-ший мне жизнь». И мой Гос-подь явил-ся, а твои бо-ги, лишь толь-ко уви-де-ли Его, зат-ре-пе-та-ли, упа-ли на зем-лю и рас-сы-па-лись. Ви-дишь, ва-ши бо-ги не мо-гут по-мочь да-же се-бе — как же они по-мо-гут дру-гим?
Что мог воз-ра-зить на этот до-вод Па-рас-ке-вы жес-то-кий язы-чес-кий пра-ви-тель? Вмес-то от-ве-та он при-ка-зал сно-ва по-ве-сить де-вуш-ку на стол-бе и жечь ее реб-ра го-ря-щи-ми све-тиль-ни-ка-ми. Опа-ля-е-мая ог-нем, свя-тая об-ра-ти-ла свой взор к не-бу и ста-ла мо-лить-ся:
— Гос-подь и Бог мой, Соз-да-тель и Про-мыс-ли-тель вся-ко-го тво-ре-ния! Ты дал прох-ла-ду трем ва-ви-ло-нс-ким от-ро-кам в ог-нен-ной пе-чи и опа-лил хал-де-ев, Ты спас от ог-ня пер-во-му-че-ни-цу Фек-лу. Ны-не про-шу Те-бя, Гос-по-ди, да сни-зой-дет на ме-ня, не-дос-той-ную, Твоя ве-ли-кая си-ла и из-ба-вит от без-за-кон-ных рук му-чи-те-лей, ибо не-чес-ти-вые му-жи сжи-га-ют мое те-ло.
По мо-лит-ве свя-той язы-ки пла-ме-ни по-вер-ну-лись к му-чи-те-лям — огонь стал очень силь-ным и опа-лил па-ла-чей. Часть го-ро-жан ис-пу-га-лась и бро-си-лась бе-жать. Но мно-гие из тех, кто ви-дел чу-де-са Па-рас-ке-вы, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и воск-ли-ца-ли:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий! Мы ве-ру-ем те-перь в это-го Бо-га!
Аэ-ций бо-ял-ся, как бы на не-го не вос-стал весь го-род, и при-ка-зал не-мед-лен-но усечь ме-чем го-ло-ву Па-рас-ке-вы.
Ког-да свя-тую при-ве-ли на мес-то каз-ни, ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-вер-ну-лась ли-цом к вос-то-ку и об-ра-ти-лась к Бо-гу:
— Гос-по-ди, прос-лав-ляю мно-гох-валь-ное имя Твое! Ты, Гос-по-ди, не ос-та-вил ме-ня и дал мне, сла-бой, си-лы про-ти-вос-то-ять вра-гу. По-мя-ни ме-ня в этот час и бла-гос-ло-ви уме-реть за Те-бя. По-мо-ги всем лю-дям, пок-ло-ня-ю-щим-ся Тво-е-му крест-но-му под-ви-гу и стро-го пос-тя-щим-ся в день Тво-их стра-да-ний. По-мо-ги так-же при-зы-ва-ю-щим в по-мощь мое имя, из-бавь их ото всех бед и скор-бей и от-пус-ти им гре-хи, ибо Ты не хо-чешь смер-ти греш-ни-ка, но же-ла-ешь всем прий-ти к поз-на-нию ис-ти-ны и спас-тись. Ты Бог наш, и Те-бе по-до-ба-ет сла-ва во ве-ки. Аминь.
С не-ба из свет-ло-го об-ла-ка пос-лы-шал-ся Го-лос:
— Дер-зай, Па-рас-ке-ва! Я ис-пол-ню все, о чем ты про-сишь. Мно-гие име-нем тво-им спа-сут-ся от бед и скор-бей. Я ста-ну по-мо-гать всем, кто бу-дет бла-го-го-вей-но вспо-ми-нать твое му-че-ни-че-ст-во. У Мо-е-го От-ца те-бя ожи-да-ет оби-тель с муд-ры-ми де-ва-ми. Чер-тог Царства Не-бес-но-го при-го-тов-лен, рай отк-рыт для те-бя!
Страс-то-тер-пи-ца прос-ла-ви-ла Бо-га и ра-до-ст-но прек-ло-ни-ла го-ло-ву под меч. Ког-да па-лач от-сек го-ло-ву свя-той, воз-дух на-пол-нил-ся не-о-бык-но-вен-ным бла-го-у-ха-ни-ем, и Го-лос с не-ба воз-вес-тил:
— Ра-дуй-те-ся, пра-вед-ни-ки, ибо увен-ча-лась му-че-ни-ца Хрис-то-ва Па-рас-ке-ва!
Так за-вер-ши-лось мно-го-ст-ра-даль-ное жи-тие слав-ной Па-рас-ке-вы. Прек-рас-ней-шая не-вес-та Хрис-то-ва отош-ла к сво-е-му Не-бес-но-му Же-ни-ху.
Вско-ре не ста-ло и му-чи-те-ля пра-вед-ни-цы. На сле-ду-ю-щий день ут-ром пра-ви-тель Аэ-ций отп-ра-вил-ся на охо-ту. Вне-зап-но его конь взбе-сил-ся, встал на ды-бы и сбро-сил се-до-ка в за-рос-ли. Аэ-ций раз-бил-ся нас-мерть и так злос-ча-ст-но ис-пус-тил свою ока-ян-ную ду-шу.
Доб-ро-по-бед-ную му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву хрис-ти-а-не с бла-го-го-ве-ни-ем по-хо-ро-ни-ли в ее до-мо-вом хра-ме. На мес-те ее пог-ре-бе-ния сра-зу же на-ча-ли со-вер-шать-ся чу-дес-ные ис-це-ле-ния. Мно-гие, кто при-хо-дил и ис-це-лял-ся, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Впос-ле-д-ствии мо-щи ве-ли-ко-му-че-ни-цы бы-ли роз-да-ны по мно-гим мо-нас-ты-рям и хра-мам, преж-де все-го тем, что на Святой Горе Афо-н.
Час-ти-цы ее свя-тых мо-щей хра-нят-ся и в Рос-сии: в Свя-то-Тро-иц-кой Сер-ги-е-вой Лав-ре, а также в мос-ко-вс-ком хра-ме Воск-ре-се-ния Гос-под-ня в Со-коль-ни-ках в лар-це, до-став-лен-ном с Афо-на в XIX ве-ке, и в дру-гих ме-с-тах. В Ка-за-ни (Чу-ваш-ская епар-хия) в хра-ме Рож-де-ст-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы есть ра-ка с ча-с-ти-цей мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-ра-ске-вы.

Святая Параскева Пятница родилась в III веке в христианской семье, проживавшей в городе Иконии Римской империи. Ее рождение пришлось на тяжкие для христиан времена правления римского императора Диоклетиана – жестокого и безжалостного гонителя и истребителя первых христиан. Ее родители особо почитали день Распятия Христова – пятницу. Поэтому при рождении дочери дали ей имя Параскева, что в переводе с греческого языка означает – пятница.

Святая Параскева Пятница росла красавицей, отчего многие из молодых людей сватались к ней, но девушка всем сердцем возлюбила Господа, принесла Ему обет девственности, потому все сватовства оказывались бесполезны. Возлюбив Бога, святая Параскева Пятница свидетельствовала о Христе среди населения своего города, и многие были обращены ею в истинную веру.

Из исторических источников известно, что в 300 году Диоклетианом в Иконию и ее окрестности был назначен его доверенный наместник Максимиан – также жестокий и ревностный гонитель последователей христианской веры – с поручением извести христиан, а тех, кто слабей, – запугать и вернуть в языческую веру. Узнав о проповеднической деятельности святой Параскевы Пятницы, наместник велел доставить девушку к себе.

Увидев ее красоту, он потребовал от нее принести жертву идолам, отказаться от Христовой веры, а взамен предложил замужество, благополучие и все почести, какими обладала супруга наместника императора. Любящая Бога, воспитанная в святой христианской вере, девушка отказалась, за что разгневанный правитель велел подвергнуть ее тяжелым мукам. Трижды правитель пытался пошатнуть в святой Параскеве ее твердую веру и трижды терпел постыдную неудачу и впадал в гнев. Трижды подвергали мукам святую Параскеву ее изобретательные палачи, а по вечерам бросали ее в темницу, но посланный Господом ангел до рассвета исцелял ее, и к утру она оказывалась здорова, свежа и прекрасна. Но эти чудеса не вразумили Максимиана – он казнил святую усекновением головы.

Скорбя, христиане похоронили останки ее, а от ее святых мощей начались чудесные исцеления.

Какое чудо произошло

Нам известны чудесные исцеления святой Параскевы Пятницы от Господа в темнице во время принятия ею мук во имя Его. Сегодня почитание иконы Святой Параскевы Пятницы существенно отошло в прошлое. А жаль. Доброта и сила этой святой остались теми же. Но святые не вмешиваются в нашу жизнь, если мы не обратимся к ним. Много святых готовы помочь нам, но святая Параскева – женская и девичья помощница, хранительница семейного очага и всего, что связано с домом, с хозяйством. И она только ждет просьбы нашей перед ее иконой, чтобы иметь радость донести свою молитву до Божьего престола и ходатайствовать перед Матушкой-Богородицей и Сыном Ее обо всех наших духовных и земных потребностях.

Значение иконы

С историей иконы Святой Параскевы Пятницы связаны многие русские славянские традиции, восходящие к древним дохристовым верованиям. И здесь священники призывают верующих быть очень аккуратными и не путать светлый образ святой мученицы с языческим божеством богини Макоши, образ которой хранится в народной мифологической памяти.

В русской иконописи на известных иконах Святой Параскевы Пятницы ее изображали высокой, строгой, голова ее была обрамлена сияющим венцом, в руках святая держала свиток с начертанным на нем «Символом веры».

В старину по пятницам женщинам запрещалось прясть – только шить, поскольку во время прядения на пряжу приходилось поплевывать. Эта традиция устоялась в память о Страстной пятнице – дне Крестного пути Христа на Голгофу, когда Спаситель, неся по улицам Иерусалима свой Крест, подвергался оскорблениям, а из толпы, которая еще совсем недавно кричала ему: "Осанна!", в него летели камни и плевки, что было принято в то время среди иудеев как знак, выражающий презрение к осужденному преступнику.

Святая Параскева Пятница была столь почитаема нашими христианскими предками, что в честь нее на Руси соблюдали 12 пятниц, приуроченных к главным праздникам годичного церковного круга, их называли временными: в первую неделю Великого поста, перед Благовещением, на Вербной неделе, перед Вознесением, перед Троицыным днем, перед Рождеством Иоанна Предтечи, перед Ильиным днем, перед Успением Пресвятой Богородицы, перед празднованием дня архангела Михаила, перед осенним празднованием Косьмы и Дамиана, перед Рождеством Христовым, перед праздником Богоявления. Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX века, считались очень важными.

Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма

Благодарю Марину за прекрасные иконы «Святая праведная Праматерь Лия» и «Святая мученица Параскева Пятница», которые Вы только что написали для меня и моей дочери. От них исходит Божественный свет, красота, покой, радость. Добра Вам, еще большего развития таланта и мастерства, любви и веры!
Храни Вас Господь!

Х ристианство и язычество - две стороны древнерусского праздника.

Особое благоговение православных перед великомученицей Параскевой Пятницей, женской заступницей, во многом продолжает традицию поклонения богине языческого культа Макоши. Слиянию двух образов в народном сознании послужили общие функции - и Макошь, и Параскева благоприятствовали браку и родам.

Святая Параскева Пятница

Известно, что родилась Параскева Пятница в III веке в состоятельной семье сенатора в Иконии - столице древней Лакаонии, в Малой Азии. Ее глубоко верующие родители из дней Страстной седмицы особо свято почитали Великую пятницу - день крестных страданий Иисуса Христа. Поэтому и дочь, родившуюся в пятничный день, назвали Параскевой, что в переводе с греческого значит «пятница». Воспитанная в благочестивой семье, Параскева с юных лет дала обет безбрачия и приняла решение посвятить свою жизнь Богу и просвещению язычников.

Во время борьбы императора Диоклетиана с проповедниками христианской веры Параскеву схватили по указанию городского правителя Аэтия. Глава Лакаонии, сраженный красотой девушки, даже хотел жениться на ней, но прежде потребовал у нее принести жертву языческому идолу. За отказ отречься от православной веры по приказу Аэтия Параскеву долго и мучительно истязали, а затем бросили в темницу. По преданию, Господь исцелил возносившую молитвы Параскеву. Но это не остановило ее гонителей. Они стали поджигать девушку факелами, а затем отсекли ей голову. После захоронения тела православные начали поклоняться ее мощам и заметили, что больные люди стали чудесным образом исцеляться.

Языческая богиня Макошь

В крестьянских верованиях Русского Севера Параскеву соотносят с полуязыческой богиней - пряхой Макошью. Образ Параскевы Пятницы заслонил культ почитания архаической Макоши, народ приписал и ей влияние на плодородие и браки.

С памятью о великомученице по сей день связывают множество обрядов и обычаев. В Древней Руси даже храмы и придорожные часовни называли именем Пятница. В народе святую именовали Параскевой Пятницей, Пятиной или Петкой. Иконописцы изображали подвижницу высокого роста со строгим выражением лица. Иконы праведной мученицы, увенчанной лучезарным венком, почитали и украшали лентами и монистами. Сельские труженицы приносили к ее лику цветы и душистые травы, считая, что именно Параскева заботится о засеянных ими полях и о сохранении скота от падежа. В ее памятный день в храмы несли плоды для освящения, а затем хранили их весь год как священные предметы.

«Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники».
Сам комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева тождественны - об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».

Владимир Чичеров, литературовед, исследователь русского традиционного фольклора

Святой чудотворный источник и купальня близ села Короцко. Валдайский район, Новгородская область. Фотография: Н. Коржов / фотобанк «Лори»

В долине Темпи находится святой источник Параскевы Римской, в котором, по преданию, была обнаружена чудодейственная икона Параскевы (она размещена в храме рядом с источником). Фотография: В. Волохонский / фотобанк «Лори»

«Пятнице иногда посвящали первый сжатый сноп. Спецификой Пятницы были лен и пряжа. День 10 ноября (28 октября по старому стилю - церковная дата святой Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда «простолюдины носят в церковь отрепанную первину льна». Обработка льна и прядение кудели и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь: обе они чрезвычайно внимательны к этим женским делам».

Борис Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси

Находясь в домашних божницах, святыня выступает хранительницей семейного очага и благополучия. Православные верующие называют Параскеву целительницей телесных и душевных заболеваний, а также молятся ей о здравии детей.

Житие и страдания святой Параскевы Пятницы.

В то время как нечестивый царь Диоклетиан воздвиг гонения на христиан, в городе Иконии проживала одна благородная и красивая девица по имени Параскева. Родители ея, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества. Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она начала тратить свое имущество не на украшение своей юной красоты и молодости и не на роскошную жизнь, но на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единаго безсмертнаго Жениха, Единороднаго Сына Божия, для котораго и жила в святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповедывала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.

Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедывала пред ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от нея таковых обличений, неверующие граждане схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.

В то время в Иконию пришел некий военачальник, присланный в эту страну императором Диоклетианом с целию истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали: «Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятаго Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все не покланяющиеся богам, мы схватили сию девицу и держим ее в темнице».

Выслушав сие, военачальник приказал представить святую девицу к себе на суд; когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святый Дух, и лицо ея сделалось светлым, так что все взирающие на нее удивлялись и говорили: «Посмотри! Она нисколько не удручена печалию, лицо ея даже как будто сияет». Когда она стала пред судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ея лица, сказал предстоявшим: «Вы напрасно оклеветали сию прекраснейшую девицу: ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту». И он сказал ей: «Девица, скажи нам твое имя!» Святая Параскева отвечала: «Я христианка, раба Христова». Военачальник сказал: «Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящия из твоих уст слова возмущают до глубины души: я не желаю слышать таких речей». Святая отвечала: «Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался».

Мучитель на это сказал: «Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала». Святая отвечала: «Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по жизни вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевою, так как родилась в день Параскевы (параскева по-гречески значит пятница)».

«Родители мои, — продолжала святая, — шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда почитали постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на крест Свою жизнь. Бог и даровал им плод честнаго их супружества — меня, недостойную Свою рабу, в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, и вот от дня Параскевы и я именуюсь Параскевою, я — общница страстям Христовым». Военачальник сказал: «Перестань говорить сии безумныя слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, и ты сделаешься обладательницею большого богатства, и многие тебя будут величать на земле». На сие святая Параскева ответила: «Я имею Жениха на небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь. Тогда Военачальник сказал: «Я помилую твою красоту и пощажу юность твою. «Не щади временной красоты: — сказала святая, — ныне она цветет, а на утро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение».

После сего военачальник разгневался и приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время как били святую, она не испустила ни одного звука, но молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту ея (ведь он поражался и соблазнялся ея красотою), приказал перестать бить ее и стал кротко говорить ей: «Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам и ты будешь жива и удостоишься еще большаго от нас почета». Она ничего не отвечала ему на это. Тогда военачальник, разгневавшись, сказал: «Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?» Святая на это плюнула ему в лицо. После того мучитель страшно приказал повесить ее на дереве и нещадно драть ея ребра железными когтями и растирать власяницей ея раны; ея плоть таким образом была изодрана до костей.

Правитель, думая, что мученица скоро умрет , так как она едва уже дышала, снял ее с дерева и ввергнул в темницу. Когда она лежала еле живая и уже безгласная от жестоких ран, в полночь явился ей ангел; плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, а в руках своих он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей: «Девица, общница Христовым страстям, возстань! Я прислан посетить тебя; в утешение же твое в страданиях, я принес орудия страстей Господа нашего. Взгляни на честныя орудия: крест и терновый венец нетленнаго Жениха; посмотри на копие, прободшее животворящия ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губу, которая стерла Адамов грех. Итак, возстань! Христос Господь исцеляет тебя».

И вот мученица возстала как бы от сна , а явившийся ангел, приступив, отер губою все раны святой мученицы, и все тело ея стало крепким и здоровым, а красота ея лица стала еще более поразительною. Она облобызала орудия Христовых страстей, а равно также поцеловала и явившагося к ней ангела и прославила Бога. Небожитель после сего стал невидим.

С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровою и стоявшею на молитве; на ея теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровою, удивился: он не ожидал, чтобы она осталась живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ея красоте, он сказал ей:»Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь». Святая на это сказала: «О, военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь»!

Военачальник послал ее в храм своих богов , чтобы она посмотрела на их идолов. С ней пошли также идольские жрецы и множество народа; они все думали, что Параскева желает поклониться их богам. Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала: «Я тебе, бездушному, и всем вместе с тобою находящимся тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос — падите все вы на землю и превратитесь в прах». И вот, по слову святой, пали и разсыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольскаго храма и стали взывать: «Велик Бог христианский!» Скверные жрецы, увидев разрушение и гибель своих идолов, пришли к военачальнику и плача сказали ему: «Военачальник! Мы говорили тебе — умертви сию волшебницу, так как она обольщает наш город, а ты не послушал нас, и вот она ныне своим волхвованием сокрушила всех наших богов».

Исполнившись ярости, военачальник с гневом стал так допрашивать святую Параскеву: «Какими волхвованиями ты сделала сие»? Святая отвечала: «С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась моему Господу: Явись мне Спаситель мой,-Ты, Который даровал мне жизнь. И вот Сам Господь мой и Бог мой явился мне, а твои боги, лишь только увидели Его, от страха затрепетали и, упавши на землю, разбились, показывая тем, что если они не могут помочь себе, то как помогут другим!»

Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на древе и палить ея ребра свечами. И палимая огнем, святая воздохнула к Богу и сказала: «Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу, спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей».

И внезапно явился ангел, прикоснулся к свечам и запылал весьма сильный огонь, истребивший множество боззаконников. А народ взывал: «Велик Бог христианский»!

И уверовало во Христа тогда множество народа; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как-бы на него не возстал народ, и приказал усекнуть святую мечем. В то время как отсечена была ея голова, некоторые слышали голос на небе произносящий: «Радуйтесь праведники, так как венчается мученица Параскева!»

Христиане с благоговением похоронили тело святой в ея доме. Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в чертоге Христовом.

На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно разсвирипел и сбросил его в овраг; упавши военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу.

Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу , и от честных ея мощей подавались болящим многие исцеления, во славу Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом Святым да будет честь, и поклонение во веки, аминь.

Cвятая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия.

Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу.

С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившисьэтим

Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. (1)

«Господи, Иисусе Христе, Боже мой, всяк же призываяйТя мною, рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его».Слова этой молитвы можно прочесть на свитке, который держит в левой руке великомученицаПараскева, именуемаяПятницей. Правой рукой святая прижимает к груди крест. Ее стройный девичий стан охватывает алая мантия, а голову покрывает белый плат, ниспадающий на плечи.

Икона, изображающая великомученицу Параскеву, не только свидетельствует о ее мученическом подвиге, но и языком символов раскрывает суть мученического служения на земле.

Крест, багряная риза и белый покров являются зримыми этапами этого пути. «Истекая кровью телом, святая духом убелилась» - поет Церковь в богослужебном гимне, словом подтверждая то, что красками являет иконописец. Лишь добровольное принятие креста, отказ от всех земных ценностей ради Божественной любви возжигает в человеческой душе небесный свет. Когда вспыхивает свет, побеждается греховный мрак человеческой природы и наступает преображение.

На иконах состояние преображения передается блеском славы. Голова святой Параскевы утопает в светоносном нимбе, а небесные силы в образе летящих ангелов, любуясь красотой ее личности, венчают святую не только золотым венцом, но и драгоценной короной.

По сей день в городах и селах можно встретить бесчисленные Пятницкие улицы и площади.

В сотнях вариантов дошли до наших дней древние рукописи Житий святой, вдохновлявшие на протяжении веков гимнографов и иконописцев, которые стремились увековечить память «общницы страстей Христовых» в слове, звуке и цвете.

На многочисленных иконах великомученицу Параскеву изображали то в образе прекрасной юной русской девушки, то аскетической подвижницей и строгой наставницей. Часто она предстает рядом со святыми Отцами ранней Церкви, святителями Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом или девами-великомученицами Варварой, Екатериной, Анастасией.

Начиная с 15 века особую популярность приобретают житийные иконы. Они изображают не только саму святую, но и рассказывают через небольшие иконки-клеймы, обрамляющие центральный образ святой, об основных этапах ее земной жизни.

На клеймах можно видеть рассыпающиеся в прах по молитве юной гречанки мраморные статуи языческих богов. Страшные сцены бичевания и пыток, которым подвергли двадцатилетнюю деву по приказу игемона, местного правителя Малой Азии, оскорбленного безучастностью прекрасной Параскевы к его грубым проявлениям страсти. Зрителя завораживала сцена чуда, на которой полуживая мученица получала чудесное исцеление от «светоносной жены», посетившей ее в темнице. Христиан восхищала сила духа святой, радовало обращение в христианскую веру сотен язычников.

Короткая и яркая жизнь не закончилась для Параскевы усекновением главы. Преданная на смерть в самом конце 3 века, в дни страшных гонений на христиан, развернутых императором-язычником Диоклетианом, великомученица Параскева становится высоко почитаемой святой православного Востока.

Ее подвиг заносится в мартирологи(перечень христианских мучеников помесяцам и дням с кратким описанием их мученичества), послужившие в дальнейшем основой для церковных календарей, в ее честь в Византии возводятся храмы и пишутся иконы.

Она стучится в сердца не только своих соплеменников, но и славянских народов Македонии, Болгарии Сербии, а также христиан Румынии. В 10 веке святая переступает границу Киевской Руси, возжигая любовь ко Христу в душах древних русичей.

Переписывая кондак, который пелся в день памяти великомученицы в Церкви, летописец 12 века нарекает святую двойным именем. Сохранив без изменений ее греческое имя Параскева, он добавляет к нему русский аналог «Пятница». Так святая Параскева Пятница, жившая в небольшом городе Малой Азии Иконии, становится одной из самых любимых святых на русской земле.

Ее путь свидетельства и проповеди христианства не был простым.

Почитание ПараскевыИконийской постепенно входило в традиционный языческий быт древних славян, вытесняя из их сознания веру в женское божество, в руках которого находились нити человеческой жизни. В славянской мифологии таинственную женщину представляли в двух ипостасях: либо прекрасной девой в белых одеждах, олицетворяющей счастливую земную долю; либо скорбной, обнаженной, растрепанной женщиной, истекающей кровью от уколов веретеном, которым пряли женщины, нарушая тем самым строгий запрет на работу в пятницу.

С принятием христианства вошло в русский быт почитание так называемых «святых пятниц», двенадцати пятниц перед главными христианскими праздниками, соблюдению которых приписывалась особая чудотворная сила. Если в деревне начинались бедствия, крестьяне шли в пятницу в Церковь, где приносили совместные обеты, добровольно налагая на себя строгий пост и телесное воздержание. Вымаливая у Бога прощение, люди обещали каждый год в этот день возобновлять свои обеты, посвящая «обетные пятницы» Всевышнему.

Со временем образ великомученицы Параскевы Пятницы вытеснил и эту полуязыческую веру русичей во всемогущество «обетных пятниц», подняв религиозное сознание на новую духовную высоту. Святая Параскева стала для нового поколения верующих олицетворением той единственной, самой страшной, Страстной Пятницы, в которую был предан смерти Сын Божий, Иисус Христос. Ей удалось подвести русского человека к самому подножию голгофского Креста, чтобы человек, наконец, понял смысл добровольной жертвы, без которой нет очищения, нет преображения, нет пасхальной встречи с воскресшим Спасителем.

Неслучайно каждая пятница является для современных христиан днем добровольного поста, а Церковь в этот день напоминает верующим не только о муках Христа, но и о мужественном несении креста собственного.

Образ великомученицы Параскевы был особенно близок и дорог верующим в годы жестоких испытаний, помогая пережить тяжкое монголо-татарское пленение. Сбросив иго, русский народ не только не забыл помощи греческой святой, но и поставил ее в один ряд с прославленными в те годы русскими чудотворцами. Ее житие оказалось рядом с житием Сергия Радонежского и его учеников.

Приняв в конце 14 века по инициативе Московского митрополита Киприана новый Иерусалимский устав, Церковь дала возможность русской душе излить в высоком богослужебном творчестве всю накопившуюся любовь к Богу и Его святым. Пришедшая на смену скорби и печали радость нашла свое выражение в гимнах и песнопениях, каждое из которых по сей день поражает своим совершенством. Новые богослужебные тексты не просто украсили церковные службы, но и богословски точно отразили огромный духовный опыт, накопленный Греческой Матерью-Церковью, преемницей которой, начиная с 15 века, все более и более осознавала себя Русь.

Крушение Византии, падение Константинополя, захват турками Сербии и Болгарии русские переживали как свою личную трагедию. Стремясь духовно укрепить и возвысить поднимающуюся с колен страну, помешать наметившемуся расколу Церкви на две митрополии – южную и северную, святитель Киприан ввел в Церковный календарь наряду с греческими и русскими святыми, святых Болгарии и Сербии. Зримому внешнему унижению Православия он противопоставил сонм святых торжествующей Небесной Церкви.

Так рядом с великомученицей Параскевой встала ее тезка, сербская святая 11 века, преподобная Параскева Петка, которая прославилась среди южных славян своими аскетическими подвигами и суровой отшельнической жизнью. Образ ПараскевыИконийской, традиционно распространенный в северных областях Руси, прежде всего в Новгороде и Пскове, соединившись с образом Параскевы Сербской, становится любимым образом всей страны.

Расширяясь и углубляясь он вбирает в себя к 17 веку образы уже четырех святых, носящих имя Параскевы. К ПараскевамИконийской и Сербской присоединяется святая Параскева апостольского века, принявшая одной из первых мученический венец. Традиционно имя мученицы ранней Церкви связывают с именем ее сестры ФотиныСамарянки, с которой у колодца Господь беседовал о смысле жизни. Во 2 веке неразделенная Церковь прославляет преподобномученицуПараскеву, яркую проповедницу Евангельской Вести, пострадавшую в Риме.

Так четыре святые жены, четыре пути женского служения соединяются в единый образ Параскевы, именуемой Пятницей, возводя его на предельную высоту обобщения. В это время появляются выносные богородичные иконы, на оборотной стороне которых пишется образ святой Параскевы. При этом Богоматерь олицетворяет собой Церковь Христову, а Параскева Пятница ее крестный путь в мире.

По всей Руси Великой, на бесконечных ее просторах, особенно на распутье дорог, возводятся часовни в честь любимой святой, которые никогда не пустовали. Ей молились странники и путешественники; к ней обращались купцы, почитавшие святую Параскеву помощницей в торговых делах; крестьяне, видевшие в ней свою кормилицу; женщины, почитавшие святую охранительницей семьи и детей.

К ее заступничеству прибегали находившиеся в тяжких обстоятельствах христиане 20 века, пострадавшие за веру в годы страшных гонений, по масштабу и разрушительной силе не имеющих аналогов в церковной истории.

Когда не выдерживали мужчины, сгибаясь под тяжестью репрессий, обрушившихся на страну в переломный момент ее истории, Церковь продолжали удерживать на своих хрупких плечах женщины. Это они, невзирая на преследования и угрозы, продолжали приходить в опустевшие храмы, чтобы свидетельствовать о своей вере, надежде и любви.

Белоснежный плат, покрывающий на иконах голову святой Параскевы Пятницы, превратился в символ русской Церкви 20 века, ставшей Церковью белых платочков на головах женщин.