Самообразование по теме речевое развитие дошкольников. План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию
воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Петровой Светланы Владимировны
с 2012 по 2017 учебный год
Тема: «Развитие связной речи дошкольников через игру
в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи :
Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
Формировать грамматический, лексический строй речи;
Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
Развивать мелкую моторику рук.
Проблема.
Методы и приемы.
Наглядные методы : рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы : дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Срок | Форма работы, содержание | Форма отчета | Перспектива |
2012-2013 учебный год |
|||
Сентябрь | Изучение сформированности связной речи | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений. | Работа над развитием связной речи |
Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи. | Активизация и обогащение словаря | Изготовление дидактических игр |
|
Посещение открытых итоговых занятий занятий. Показ итогового занятия | Составление анализа просмотренных занятий. | Деление опытом с коллегами. |
|
Декабрь - Январь | Подготовка проведения театрализованной игры | Изготовление масок для игры | Формирование эмоционально – насыщенной связной речи |
Разучивание стихов, потешек. | Подготовка картотеки по речевой гимнастике. | Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата |
|
Игра-путешествие по стране «Развитие речи» | Подготовка дидактических, речевых игр | Формирование грамматического строя речи. |
|
Проведение родительского собрания « Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» | Подготовка плана мероприятия | Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми |
|
Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования» | Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей. |
||
2013-2014 учебный год |
|||
Сентябрь | Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей. | Собор анамнеза речевого развития детей | Установление причин отставания речевого развития. |
Изготовление дидактических игр и пособий | Подготовка дидактических игр по речевому развитию «Из какой сказки?», «Противоположности» Дидактические пособия («Обобщение», «Фонетическая зарядка») | Развитие всех компонентов речи |
|
Декабрь - Январь | Пересказ сказок по сюжетным картинкам | Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка») | Активизация словаря развитие связной речи детей |
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» | Подготовка презентации | Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка |
|
Показ сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская» | Подготовка картотеки | ||
Работа с загадками | Подготовка картотеки | Использование картотеки в работе с детьми |
|
Отчёт по теме самообразования | Выступление в педсовете | Деление опытом с коллегами |
|
2014-2015 учебный год |
|||
Сентябрь | Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей | Диагностика уровня развития речи детей в ведомой группе. | |
Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы» с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы | Проведение занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. |
|
Ноябрь, апрель | Посещение открытых занятий. | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накоплен-ного опыта на практике, в работе с детьми. |
|
В течение года | Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете. | Размещение своих работ на сайтах | Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. |
Разучивание чистоговорок | Разработка картотеки | Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. |
|
Составление конспекта занятия для показа его на семинаре для педагогов ДОУ | Показ открытого занятия на семинаре. | Оценка педагогами моей работы, справка участника семинара |
|
Составление консультаций для родителей | Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» | Работа с родителями |
|
Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания | Создание папки «Детям для рассказыния» | Использование материала для индивидуальных занятий |
|
Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям» | Сундучок с стихами | Работа с родителями |
|
Участие с детьми во всероссийских конкурсах | Выполнение работ для конкурсов | Пополнение портфолио детей |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам | Планирование мероприятия | Посещение родителями деятельности воспита-телей и детей по работе над составлением рассказов по картинам |
|
Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников | Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год | Получение результатов о проделанной работе |
|
2015-2016 учебный год |
|||
Сентябрь | Составление библиографии. |
||
Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | ||
Работа по составлению(придумывание) загадок. | |||
Январь Февраль | Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | ||
Апрель Май | Презентация | ||
2016-2017 учебный год |
|||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин | Памятки для родителей по обучению связной речи. | Составление библиографии. |
Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» | Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
|
Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. |
|
Работа по составлению (придумывание) загадок. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение |
|
Январь Февраль | Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Практический показ (театральная неделя) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» | Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет» | Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком |
|
Апрель Май | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Презентация | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. |
Литература:
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Журнал «Дошкольное воспитание».
Журнал «Ребенок в детском саду».
Журнал «Воспитатель ДОУ»
Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994
Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998
План по самообразованию воспитателя
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Актуальность темы:
Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Р азвитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
Развивать монологическую форму речи;
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Месяц | Тема | Практический выход |
|
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
|
Работа над пересказами с использованием опорных схем. | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
|
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
|
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С. Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико–грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
|
Работа с загадками. Составление загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
|
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. |
|
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов. |
|
Обучение сочинению сказок. | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. |
Список использованной литературы :
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Ольга Хованская
План самообразования по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Методическая тема (тема над которой работает ДОУ
«Инновационные формы и методы работы с детьми как фактор повышения качества образовательных услуг».
Индивидуальная тема :«.»
Актуальность.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи : - развитие свободного общения со взрослыми;
Совершенствовать диалогическую форму речи .
-развивать монологическую форму речи ;
Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с
последовательно развивающими событиями ;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Научить чему-то новому,
полезному и интересному
может только тот педагог,
который сам всю жизнь учится.
Раздел плана . Сроки Форма работы. Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и. т. д.)
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме .
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .
2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа . Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников . Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.
На протяжении учебного года. Конспектирование. Круглый стол по итогам самообразования .
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
1. Подбор игр, с помощью которых развивается связная речь детей
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем
3. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .
4. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .
5. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам
6. Работа с загадками. Составление загадок.
7. Работа над развитием речи через театральную деятельность.
8. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
Картотека игр по развитию речи
Пересказ рассказов : «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка» , «Непослушный Ваня» .
Пополнение картотеки игр по развитию речи
Создание картотеки сюжетных картинок по развитию речи
Создание картотеки загадок
Инсценировка сказок : «Репка» , «Колобок»
Подготовка картотеки стихотворений для заучивания
Консультация для родителей на тему : «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».
Консультация для родителей «Сказкотерапия на НОД по развитию речи » .
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста »
Размещение консультаций в уголке для родителей.
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность детей , как средство развития связной речи »
Конкурс чтецов
3. Обобщение собственного опыта.
Презентация проекта : «Итоги моей работы по самообразованию »
4. Участие в РМО, мастер-классах.
Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете. Посещение в течение года. Выступление (апрель) . Конспект НОД. Выступление на семинаре.
5. Обучение на курсах, семинарах.
Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете.
Прохождение курсов повышения квалификации
Публикации по теме:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Моя тема по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», над этой темой я работаю четвертый год. Под связной.
1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.
Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.
Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
3. Знакомство с потешкой «Продавец книг», считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например):
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Сидит девица в темнице
А коса на улице
(Морковь)
5. Чтение и беседы по рассказам:
- «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.
- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.
6 . Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Зима».
- «Зимние забавы».
7.
- «Катание на лыжах».
- «Зимние забавы».
8. Чтение и заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Поет зима – аукает».
- С. Есенин «Пороша».
- С. Есенин «Береза».
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
- «надуем шарик»;
- «запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
13. Дидактические игры:
- «Читаем сами»;
- «Логопедическая ромашка»;
- «Читаем с ударением»;
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- Новогодний театрализованный праздник.
- Настольный театр «Зимовье зверей».
- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
- «Театр теней». Драматизация
- «Воспитание ответственности у детей».
- «Застенчивость».
- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
- «Причины неготовности детей к школе».
- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».
16. Беседы с родителями:
- «Здоровый образ жизни в семье».
- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».
17. Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»;
- сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;
- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Рсческа», «Комарик», «Блинчики», «Лягушка».
2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:
- Весной трех погожих дней подряд не бывает.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Весною сутки мочит, а час сушит.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
- Матушка весна всем красна.
- Пришел марток- надевай семеро порток.
- - Сколько проталинок, столько жаворонков.
- - Увидел грача - весну встречай.
- - Хороший год по весне видно.
- - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- 3. Знакомство с потешкой «Кем я буду?», считалкой:
Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
3. Разгадывание логических загадок (например):
- Сколько горошин может войти в один стакан?
(Нисколько, т.к. горошины не ходят)
- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?
(Желток не может быть белым)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(Из пустой.)
4. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Весна».
- «Птицы прилетели».
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:
- «Рыболовы».
- «Маша и цыплята».
- «Спасение птенцов».
7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Играющие собаки» К. Ушинский.
- «Сыновья» В. Осеева.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.
8. Чтение и заучивание стихотворений:
- Ф. Тютчев «Зима не даром злится».
- Э. Успенский «Если был бы я мальчишкой».
9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Журавль и цапля».
- Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
- «Петушок и бобовое зёрнышко».
- «Пряничный домик».
10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
- «запасливые хомячки»;
- «Пузыри»;
11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Цветок»;
- «Заморозим ладошку»;
- «Трубач»;
- «Свеча».
12. Артикуляционная гимнастика:
- «Тесто»;
- «Чистим зубки»;
- «Рсческа»;
- «Комарик»;
- «Люгушка»;
- «Блинчики».
13. Дидактические игры:
- «Придумай рассказ про…»;
- «Сложи слово»;
- «Азбука»;
- «Букварик»;
- «Сочини сказку»;
- «Что означает выражение? или Пословица»;
14. Театрализованная деятельность:
- Настольный театр.
- Театрализованная неделя (последняя неделя марта».
15. Консультации для родителей:
- «Речевая готовность ребенка к школе».
- «Выбор школы для детей, идущих в 1-й класс».
- «Адаптация детей к школе».
- «Портрет будущего первоклассника».
- «13 вредных советов для родителей
будущих первоклассников».
16. Беседы с родителями:
- «Памятки для родителей по обучению связной речи».
- «Круг чтения детей семилетнего возраста».
17. Папка передвижка:
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
- «Как избежать школьных неудач» .
Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры – инсценировки;
- досуговые игры;
- музыкально-хороводные игры;
- наглядно – информационный метод;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собраний;
- оформление уголка «Для Вас, родители»;
- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.
Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.
План работы по самообразованию по теме:
« Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста ».
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
разработать перспективный план реализации проблемной темы;
выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
итоговое занятие по развитию речи;
Срок: реализации
с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года
Участники:
Воспитатели.
Дети старшей группы
Родители.
Прогнозируемые результаты
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;
достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План реализации научно-методической темы по самообразованию
Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:
Информационно-аналитический.
Внедрение в практику.
Итоговый.
Планирование работы по самообразованию.
Сентябрь
Изучение программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и научно -методической литературы по теме (1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2 . Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).
Повышение уровня знаний педагога .
Разработка плана по самообразованию педагога
сентябрь
Проведение вводного диагностического исследования детей.
Выявить уровень сформированности речевых навыков и умений.
Заполнение протоколов по результатам вводной диагностики
Сентябрь
Пополнение речевого уголка: дидактическими играми, картотеками,сюжетными картинами; составление перспективного планирования.
Обогащение развивающей среды .
Перспективное планирование.
Октябрь
Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет».
Повышение компетентности
родителей
Памятки для родителей по развитию речи детей.
Октябрь
Октябрь -май.
1.Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.
2.Работа с детьми по перспективному плану.
Совершенствовать речевой
слух, закреплять навыки
четкой, правильной,
выразительной речи.
Дифференциация звуков,
слов, предложений.
Картотеки игр и упражнений.
Ноябрь
Консультация для родителей по теме «Речевые игры в кругу семьи» .
Повышение компетентности
родителей.
Папка передвижка
« Речевые игры ».
Декабрь-февраль
Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи
Развитие речи, логического мышления и памяти.
Игра « Истории в картинках», « Короткие истории», « Глаголы в картинках».
Январь
Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Повышение компетентности
педагогов
Буклет
« Сказкотерапия».
Февраль
Родительское собрание
« Волшебный мир книги ».
Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Повышение компетентности
родителей?
Март
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений
Конкурс чтецов