Образовательный портал. Речевые игры для детей дошкольного возраста Д и я начну ты продолжай цель

Консультация для родителей

Учите детей любить книгу

Акунец Ольга Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 47
Кировского района Санкт-Петербурга

Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети школьного возраста стали меньше общаться друг с другом, их речевой опыт ограничен. Потребность речевого общения удовлетворяется недос т аточно. Разговорная реч ь бед на, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Поэтому необходимо прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно.

В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Только приученный к книге ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении прочитанные сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников. Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа.

Пословица – краткое изречение с поучительным смыслом. Поговорка - это словосочетание, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением.

Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаю Вам поиграть с ребенком в игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

  • Учить понимать образные выражения в пословицах и поговорках;
  • Учить активно использовать их в речи.

ü Крепкую дружбу водой – (не разольешь).

ü Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

ü Семь раз отмерь – (один отрежь).

ü Под лежачий камень – (вода не течет).

ü Что посеешь - (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Задачи:

  • Учить понимать образные выражения в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;
  • Развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

ü Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос)

ü Не цветы, а вянут, когда стыдно слушать? (Уши вянут)

ü Какую часть лица надувают, обидевшись? (Губы надуть)

ü Что можно искать в поле, но не найти? (Ищи ветра в поле)

Дидактическая игра «Одним словом»

Задачи:

  • Учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

ü Надуть губы. (Обидеться)

ü Как снег на голову. (Внезапно)

ü Вылетело из головы. (Забыл)

ü Со всех ног. (Быстро)

ü Рукой подать. (Рядом)

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА КНИГОЙ?

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Детские книжки – это действительность, в которую мы вводим ребенка и в которой дети живут всерьез. Постарайтесь внимательнее отнестись к выбору книги. Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. Первые книжки не должны быть серыми и невзрачными, с блеклыми и нечеткими иллюстрациями.

Самое важное в чтении для малышей – даже не само чтение, а та игра-драматизация, которую может организовать с ребенком только взрослый. Для этого не пытайтесь прочитать ребенку сразу много разных книг, а попробуйте показать, как можно поговорить с персонажем или, например, «покормить» собачку, «поговорить» с ней, то есть очеловечить героев и заинтересовать ими и их действиями. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в детскую библиотеку. Так же надо помнить о том, что в библиотеке малыша должны быть

познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

ПЕРЕД СНОМ

Сейчас, родителей, которые читают детям перед сном, можно встретить все реже, к сожалению. Куда проще поставить ребенку мультфильм и успокаивать себя тем, что он не простой, а развивающий и пользы от него куда больше, чем от книги.

Как же привить ребенку интерес к чтению? Очень часто, нелюбовь к книгам связана с не усидчивостью ребенка. Эту проблему можно решить, выбрав для чтения правильное время.

Правильное время в этом случае – перед сном, малыш уже набегался, устал, поэтому может спокойно полежать в своей кроватке, вы берете любимую книгу и следующие полчаса, время принадлежит только вам двоим…

Что касается чтения перед сном, то оно во многом успокаивает ребенка и становится хорошим ритуалом для укладывания спать. Большинство детей с удовольствием слушают перед сном сказку и спокойно засыпают. Голосом и интонацией попробуйте настроить ребенка на лирический лад, разыграйте сонливость, зевоту.

Между прочим, учеными уже давно доказано, что даже развлекательные книги, которые прочитаны в такой спокойной обстановке, гораздо лучше развивают, расширяют кругозор, стимулируют мышление и воображение, чем дорогущие новомодные игрушки и самые популярные мультфильмы.

ГДЕ СПИТ РЫБКА ? ДОБРОЙ НОЧИ

Ночью темень, ночью тишь. Пан спросил у пана:

Рыбка, рыбка, где ты спишь? -Пане! Как добраться в Засыпани?

Лисий след ведет к норе. -Просто! – пану пан сказал,-

След собачий - к конуре. Направляйтесь вдоль Дремал

Белкин след ведет к дуплу. Прямиком до поворота

Мышкин – к дырочке в полу. С указателем «Зевота».

Жаль, что в речке, на воде, От «Зевоты» без забот

Нет следов твоих нигде. Отравляйтесь до Дремоты,

Только темень, только тишь. Где, свернувшись у сосны,

Рыбка, рыбка, где ты спишь? Попадете прямо в Сны,

А оттуда в Засыпани

Полминуты ходу, пане!

Все ли ясно?

Даже очень!

До свиданья!

Доброй ночи!

Родители – книга -ребёнок.

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

После пяти лет , когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;

· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, « Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

· предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

· написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

· придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

· рассказать историю от лица любого героя или предмета;

· описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве речевого развития дошкольников.

Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например « Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года ». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

· учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

· развивать интерес к значению слова;

· Учить активно использовать их в речи.

Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).

Один в поле - (не воин).

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:

· учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;

· развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

…..

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:

· учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

· познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;

· развивать аналитическое мышление.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня - в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама . Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

Материал подготовила Нечаева Л.А

Игровое общение в старшей группе детского сада «Волшебный сундучок здоровья»

Цель:

Формировать у детей понятие «здоровье» человека. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности.

Материал:

Сундучок, кроссворд, загадки, перечень вопросов к словесной игре на картинках, схемы к игре «Человечки», яблочко-пазл с пословицами, мешочек в продуктами, карточки с витаминами и стихами, зеркало, вырезанные из листа «зеркала», фломастеры, карандаши, музыка.

Ход занятия:

Сюрпризный момент

Воспитатель:

У нас сегодня в группе появился сундучок!
На нём написано: «Чудесный сундучок мудрых вещей для старших ребят!»
Посмотрим! Да тут столько интересных предметов! Для чего они нам?

Кроссворд

Вы знаете, что такое кроссворд? Это задачи-думалки.
Нужно подобрать слова по заданным условиям. А условия здесь загадки! Слушаем внимательно и отгадываем слова в клеточках.

1.Я увидел свой портрет.
Отошел - портрета нет.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит, -
А любому правду скажет -
Всё как есть ему, покажет.
(зеркало)

2. Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(душ)

3.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(мыло)

4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(расческа)

5. Резинка – Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
(мочалка)

6. Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер –
Люди все ко мне бегут.
(ванна)

7. Серебряная труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.
(умывальник)

8. Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(зубная щетка)

Воспитатель:
Подведём итог, прочитаем слово в красной полоске, по вертикале! Это слово - «здоровье». И кроссворд рассказал нам, о чём хотят рассказать в сундучке предметы (о здоровье), чему научить (быть здоровым)!

Воспитатель:

Что же это за книга странная, картинки есть, а текст не весь!

Словесная игра «Я начну, а ты продолжи!»

Цель: Развивать умение по началу, придумывать конец предложения. Уточнять и расширять представления о понятии «здоровый человек».

1. Здоровый человек – это…
2. Мое здоровье…
3. Иногда я болею, потому что…
4. Когда я болею, мне помогают…
5. Когда у человека что – то болит, то он…
6.Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

Воспитатель:

Делать зарядку!

Пожелание из сундучка:

Веселые движения
Полезные движения
Кто ими занимается,
Достоин уважения
Кто ими занимается,
Здоровья надирается
А, кто не занимается-
С болезнями намается.

Воспитатель:

Что же в волшебном сундуке для зарядки есть? Смотрите, удивительные человечки.

Игра «Человечки»

(по схемам)
Цель: Развивать умение понимать схематическое изображение человека, его движений, точно выполнять заданное упражнение. Дать возможность расслабить мышцы тела, получить положительные эмоции.

Ход: показ детьми движений по изображениям на карточках.

На коробочке с игрой:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку.

Воспитатель:

Давайте вместе!

Пожелание из сундучка:
Чтобы вам не болеть
И не простужаться,
Вы зарядкой всегда
Должны заниматься.

Воспитатель:

В волшебном сундучке есть волшебное яблочко для здоровья. Кто его части соберёт, все его мудрости поймёт, тот здоровье обретёт.

Развивающая игра: «Яблочко-пазл для здоровья!»

Цель: Дать знания о здоровье через народную мудрость в пословицах.
Ход: Нужно собрать из кусочков яблочко, пояснив пословицы.

«Здоровье дороже богатства». Растраченное здоровье не вернут никакие врачи, сколько бы ты не заплатил.
«Здоровье не купить». Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться.
«Болезнь человека не красит». Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным.
«Здоров будешь - все добудешь» Здоровый человек всего добьётся, со всеми делами справится.
«Здоровому все здорово» Здоровый человек всему рад, видит вокруг себя только хорошее.

Пожелание от сундучка:

«Вот и яблочко спелое для здоровья советами полезное. Советы соблюдайте, здоровье сохраняйте!»

Воспитатель:

А ещё что полезно для здоровья человеку кушать? Отгадай, назови и расскажи. (Выставляем карточки с витаминами к продуктам)

Игра «витаминный мешочек»

Цель: Дать знания о витаминах, их полезности и опасности для организма человека. Развивать познавательную активность, тактильное восприятие.
Ход: В мешок кладут фрукты, овощи. Ребёнок определяет на ощупь предмет, называет, достаёт его и вместе с воспитателем рассказывает о витаминах в этом фрукте или овоще.

На мешочке:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо многое узнать
И как правильно питаться
Витамины получать!
Бананы, зерна злаков, печень
Тебе советуют все есть.
И в хлебе грубого помола
Есть ценный витамин …
(В6).

Все виды масел так полезны,
И я советую тебе:
Употребляй почаще в пищу
Продукты с витамином…
(Е)

Петрушка с щавелем полезны-
Известно вам, как дважды два.
В рябине, луке, облепихе
Есть витамины группы…
(А)

Рыба, яйца, мясо свинки
Содержат очень много…
(цинка)

В черной смородине, шиповнике, лимоне -
Полно…(С) витамина,
Полезен он, ребята всем,
От ОРЗ и ГРИППА!

Если хочешь быть здоровым
И в кровати не валяться -
Ешь говядину и творог:
Они содержат…
(В12)

Пожелание о сундучка:
Пожелаю Вам ребята
Пить лишь соки и нектары,
Есть арбузы и бананы,
Яблоки, изюм и киви,
Манго сладкое и дыни.
Не болейте, улыбайтесь!
Быть здоровыми старайтесь!

Воспитатель:

А это что за ручка и ножка в сундучке? Да это же для игры «Топать – хлопать!». Слушаем какое-либо действие. Ваша задача, если это действие полезно для здоровья человеку, то хлопать, если нет, то топать.

Игра «Здоровый образ жизни»

Цель: Дать знания о ЗОЖ.
Ход: выполнение детьми движений по словесному сигналу, соблюдая правила.

Нужно трудиться
Мало двигаться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Лениться
Делать зарядку
Есть много сладкого
Радоваться жизни
Улыбаться
Болеть
Заниматься физкультурой
Грустить
Много гулять
Слушаться родителей
Редко умываться
Одеваться тепло
Дружить

Игра «Зеркало души»

Цель: Получить положительные эмоции от деятельности, понимание важности хорошего настроения для здоровья человека. Воспитывать желание улыбаться и дарить улыбку окружающим.
Ход: Изобразить черты лица с улыбкой. Посмотреться в «зеркало» и «увидеть в нём своё отражение». Подарить «зеркало» гостям для улыбки.
Материал: альбомные листы в виде зеркала, фломастеры, карандаши.

Воспитатель:

А зачем здесь зеркало и как оно может помочь здоровью?

На зеркале:

Ты не грусти, а улыбайся,
Смотри на вещи веселей,
И от меня ты не скрывайся,
Со мной ведь и смешней, и здоровей…

Воспитатель:

Пожелание от сундучка:

Улыбайся каждый день – чтоб не зря был прожит день.
Музыка во время работы.

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)

Конспект совместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности)

(работа со словом-доминантой «снег»)
Цель. Продолжать знакомить детей со значением слова-доминанты «снег».
Задачи.
1. Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом поле.
2. Способствовать овладению детьми умением самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.
3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе отношения состояния, отношения действия, отношения принадлежности к одной части речи (существительные, прилагательные), отношения сказочности.
4. Развивать у детей умение самостоятельно пользоваться необходимыми обследовательскими действиями для выявления качеств и свойств объекта.
Методический материал. Дидактические словесные игры: «Я начну, а ты продолжи», «Подбери как можно больше слов-действий», «Кто больше вспомнит?», загадка о снеге, эстафета «Кто быстрее подберет».
Материал: иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Оборудование: для проведения опыта «Свойства снега».
Иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.

Загадка о снеге
У меня в руках снежок, я слепила пирожок.
Чтоб пирог испекся мой, принесла его домой
И пирог в духовку положила ловко.
На минутку отлучилась - не пойму я, что случилось?
Не найду пирог нигде, лишь вода в сковороде.
Кто, ребята, догадался, пирожок куда девался? (Растаял)

Картинки с изображением предметов,
связанных со словом-доминантой «снег» (существительные)



Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежный-что?», связанных со словом-доминантой «снег»


Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежная-что?», связанных со словом-доминантой «снег»


Иллюстраций с изображением сказок и сказочных героев

ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ
А) Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи», Опыт «Свойства снега» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношения состояния слова-доминанты «снег») .
Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи»
Цель. Формировать у детей умение продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.
Содержание. Воспитатель говорит предложение: «В городе лежит снег», выделяя в нем слово-доминанту «снег», дети подбирают к нему слова, характеризующие состояние снега, отвечающие на вопрос «Какой?
Опыт «Свойства снега»
Цель. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Материал. Емкость для снега, лопатки.
Содержание.
1. Берут снег и рассматривают его на ладошках:
Вывод. В холодную погоду снег легко сдувается с ладошки, значит, снег рыхлый и холодный, а в теплую погоду снег легко лепится.
2. Заносят снег в емкости в группу, наблюдают за процессом таяния.
Вывод. Снег в тепле тает

Б) Дидактическая словесная игра «Подбери как можно больше слов-действий», загадка о снеге (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты «снег»).
Дидактическая словесная игра «Подбери как можно больше слов-действий»
Цель. Совершенствовать у детей грамматический строй речи, формировать умение подбирать подходящие действия к слову-доминанте, расширять словарный запас.
Содержание. Воспитатель называет слово-доминант «снег» и предлагает детям подобрать к нему действия («Что делает?»).
Загадка о снеге.
Воспитатель загадывает загадку, побуждая назвать действие слова-доминанты.

В) Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений отношения принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты «снег»).
Цель. Обогащать словарь детей существительными; развивать память, речь.
Материал. Картинки с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Кто? Что?», связанных со словом-доминантой «снег»
Содержание. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что изображено, используя слово-доминанту «снег» (существительные)

Г) Эстафета «Кто быстрее подберет» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный») слова-доминанты «снег»).
Цель. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной игровой деятельности; обогащать словарь детей прилагательными «Снежный, снежная» со словом–доминантой «снег».
Материал. Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежный-что? Кто?», «Снежная-что? Кто?», связанных со словом-доминантой «снег»
Содержание. Воспитатель предлагает разделиться на две команды и подобрать первой команде картинки к прилагательному «Снежный», второй- к прилагательному «Снежная».

Д) Рассматривание иллюстраций с изображением сказок и сказочных героев (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений сказочного слова-доминанты «снег»).
Цель. Сформировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать об их содержании, подбирать названия сказок со словом-доминантой «снег».
Материал. Иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Содержание. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев, показывает иллюстрации и совместно с детьми обсуждает их.

В заключении. В процессе работы способствовали обогащению лексики детей (расширению лексического запаса) с помощью слова-доминанты «снег» и овладению смысловой стороной слова.
Формировали у дошкольников умение использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом и речевой ситуацией.
Способствовали формированию у детей умение семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, развитию у ребенка словесно-логического мышления.