«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова. Анализ «Несжатая полоса» Некрасов

«Несжатая полоса» Николай Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осенную вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса»

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение «Несжатая полоса», в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

«Несжатая полоска» — это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество . Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и это очень ярко сумел передать в своем произведении поэт.

«Поздняя осень, грачи улетели» — эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину . Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она». Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», — отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно . Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

Русская поэзия 1840 – 60-х годов

Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова "Несжатая полоса", Ф. Тютчева "Осенний вечер", А. Фета "Ласточки пропали"


Введение

Прежде чем начать анализ, мне кажется, стоит пару слов сказать об общей ситуации русской поэзии 1840 – 1860-х годов.

Расцвет творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Н.А.Некрасов.

В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных веяний. Когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России.

Анализ стихотворений я буду делать монографический с выводами сопоставительного характера.


Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

В первых строфах автор, казалось бы, только знакомит нас с осенним пейзажем. Но меня как читателя охватывает не только осеннее настроение, но и осеннее состояние, созвучное состоянию автора. Тютчевское представление осени показано с помощью различных синтаксических средств выражения: это и синтетические эпитеты («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовые («багряных листьев»); олицетворения («томный» шелест листьев).

Особенно сильно отражает состояние природы, используемый Ф.И.Тютчевым, прием аллитерации. Мы будто слышим шелест падающих листьев («Багряных лист ьев т омный, лёгк ий ш елест …»). И сразу можем сделать вывод о том, что речь идет о ранней осени, и во всем ее состоянии автор видит какую-то прелесть.

Вторые строфы стихотворения переполнены чувством безысходной грусти, искреннего страдания. Такие выводы мы можем сделать благодаря Тютчевсвкому прекрасному описанию природы. Герой в стихотворении словно жалеет о чем-то, нехотя расстается с частичкой осени.

И «багряных листьев» шелест, и «туманная лазурь», и «таинственная прелесть» осени – все это дорого, таинственно для героя стихотворения. Буквально в этих двух строфах нарастает напряжение, сгущаются краски…мы будто чувствуем пронизывающее дыхание ветра (аллитерация: «И, как пр едч увствие сходящ их бур ь, Пор ывистый, холодный ветр пор ою...»).

В работе Гаспарова М.Л. «Композиция пейзажа у Тютчева»он отмечает, что на протяжении всего стихотворения поле зрения героя меняется. Здесь виден переход от суммарной картины к детализации (светлость осенних вечеров – дерева, листья, лазурь, ветер) и то же постепенное нарастание одушевленности – к концовке (умильная прелесть – грустно сиротеющая земля – кроткая улыбка божественной стыдливости страданья). То есть более крупный план сменяется более общим планом.

А.А.Фет «Ласточки пропали»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Смотришь - через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч.

Прочитав стихотворение, мы сразу можем сказать, что автор изображает осень здесь в позднем ее состоянии. Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!». На первый взгляд, здесь мы имеем традиционное продолжение пейзажной темы. Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы, а возникает ощущение, что герой стихотворения как бы идет навстречу стихиям.

Образ стаи грачей в стихотворении не случаен, он как образ-переживание уходящего времени. Осень как переходное время между летом и зимой угнетает героя стихотворения («Лучше б снег да вьюгу..», «Выйдешь - поневоле тяжело - хоть плачь»).

Лейтмотив стихотворения А.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

Казалось бы изображение осени, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона: слово «сеть» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе.

А.Некрасов «Поздняя осень»

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ: -

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении "Несжатая полоса". Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.

Н.А.Некрасов наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении.

Добивается он такого ощущения использованием эпитетов («грустную думу», «печальный ответ», «сердце больное», «заунывную песню»); и олицетворений («лес обнажился», «шепчут колосья», «руки высохли в щепку»).

Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.

Пожалуй, начнем сопоставительный анализ со стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А.Фета «Ласточки пропали», потому что мировоззрение этих поэтов во многом совпадает.

Постараемся ответить на вопрос какова же эмоциональная оценка осени, изображенная в этих двух стихотворениях.

В творчестве Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном единстве.

Не зря в работе Соловьева В.С. «О поэзии Тютчева» он отмечает, «что преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал - ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».

В этом стихотворении, рисующем наступление осени, Ф.И.Тютчев очень точно передает настроение светлой грусти, мысль о скоротечности и прелести жизни.

В этом проникновенном осеннем пейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательная способность Тютчева - пробуждать воображение читателя.

Не смотря на какую-то тоску и обреченность поэзия Тютчева оптимистична. Он заостряет внимание в изображении своей осени, как я уже писала, на таинственной красоте осеннего вечера.

А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот. А. К. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество - способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда «запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук».

Пейзажная лирика Фета, в данном случае изображение осени, как и у Тютчева, неотделимо от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.

Это и образ стаи грачей, которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно меняющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу поздней осени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образы осеннего кочевья - вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиеся по степи.

То, что скрывается в первой части «между строк», оставаясь вне «светлого поля сознания» читателя, во второй части выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволи получает прямое выражение во фразе: «Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь».

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям.

При внимательном рассмотрении мы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, в своем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них (1-2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов имеют тождественный ритмический рисунок.

Стихотворение Тютчева написано пятистопным ямбом, и мы видим насколько разные настроения они передают!

Как я уже писала, если стихотворение Тютчева проникнуто светлой грустью, при этом оно оптимистично, то стихотворение Фета, изображение осени проникнуто мрачным настроением, угнетающим.

Такое же настроение возникает и при чтении стихотворения Н.А.Некрасова.

В отличие от Тютчева, стихи Некрасова всегда сопровождаются неким конфликтом, разочарованием, безысходностью. В стихотворении "Несжатая полоса" есть фразы такого рода.

Осень у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа.

Продолжая сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого выхода «во внешний мир».

Некрасов занимает в этом отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания.

Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет осенний пейзаж человеческими чувствами и переживаниями.

Что составляет главную тему "Несжатой полосы" и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

Несжатая полоса
Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу: "Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет... Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других - и давно В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?.."
Ветер несет им печальный ответ: "Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге - не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою".

Показать текст целиком

Жизнь простого человека,крестьянина - была непосильна и тяжела в России на протяжении долгого времени.Именно это и стало главной темой стихотворения "Несжатая полоса".

Этой же теме посвящено ещё одно стихотворение Некрасова - "Железная дорога". В нём рассказывается об истинных строителях дороги. Лирический герой подчёркивает,что именно простой труженик вкладывал свои силы в строительство,"надрываясь под зноем,под холодом".

Так же,этой теме посвящено стихотворение С.

1.1.1. Какую роль в развитии судьбы Гринева играет данный эпизод?

1.2.1. В чем проявилась связь некрасовского стихотворения с русским фольклором?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

Вы, верно, не здешние? - сказала она.

Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

Вы приехали с вашими родными?

Никак нет-с. Я приехала одна.

Одна! Но вы так еще молоды.

У меня нет ни отца, ни матери.

Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

Позвольте спросить, кто вы таковы?

Я дочь капитана Миронова.

Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

Точно так-с.

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым, - если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, - и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна.

Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув.

Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. - Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! Мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет.

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Н. А. Некрасов

Пояснение.

1.1.1. Судьба Гринева, осужденного - и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, - в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» - Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина. В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность..Екатерина II помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев Машу и того же Гринева.

1.2.1. В образах стихотворения «Несжатая полоса» нетрудно заметить связь с традициями устного народного творчества. В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа - «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».