Буддийские мандалы. Мандала в буддизме. Как работает мандала. Практическая польза

Содержание

Этот сакральный в культурах народов разных стран символ, который помогает человеку приблизиться к желаемому. Раскрашивание или плетение мандалы является медитацией, поэтому настраивает сознание на позитивный лад, принося человеку счастье, любовь, денежное благополучие, пр. Рисунок представляет собой двумерное изображение на плоскости или имеет рельефную, объемную форму. Магический круг вырезают из камня или дерева, вышивают на ткани с помощью цветных порошков, рисуют на песке, плетут нитями.

Что такое мандала

Это один из сакральных символов, представляющий собой геометрический рисунок. При буквальном переводе слово «мандала» означает «круг» или «окружность». Символ имеет вид квадрата, вписанного в окружность и украшенного множество декоративных элементов, узоров. Каждая фигура и орнамент расположены симметрично. Во время создания рисунка человек погружается в состояние, сравнимое с практикой медитации, изображение накапливает в себе позитивную энергетику творца. Этим объясняется, почему многие буддийские и индуистские храмы украшены такой символикой.

Впервые слово «мандала» встречается в «Ригведе», в значении «пространство», «круг», «совокупность». Буддисты считают, что первое символическое изображение было создано в 8 веке основателем ваджраяны Падмасамбхаве, который с помощью данного ритуального геометрического предмета призывал божество. Падмасамбхава создавал мандалу и непрерывно молился в течение 7 дней, после чего в центр священного круга спускалось божество, исполнявшее его желания.

На востоке символ очень свят: его признают буддийские и индуистские последователи. Монахи рисуют сакральный круг, видя в изображении не просто фигуры или узоры, а объект поклонения, символизирующий структуры Вселенной. Создание мандалы помогает человеку открыть подсознание, наладить гармонию с природой. Чтобы достичь такого результата, нужно увлекаться познаниями внутреннего мира, развиваться в духовном плане, уметь медитировать.

Мандалы и их значение

В Восточных странах символ считается священным, его изображение можно встретить на стенах, потолках, полах. Заполненный узорами круг рисуют во время проведения религиозных ритуалов, включая посвящение Калачакры. Для этого используются песочные краски. Разрушение сакрального рисунка завершает священный ритуал. Что означает мандала в той или иной культуре?

Буддийские

В культуре буддистов значение мандалы несет сакральный смысл. Данный образ пришел в буддийские практики из древнеиндийской мифологии, получив немного измененное значение. Ритуальный символ появился в Индии несколько тысячелетий назад и использовался как вспомогательный инструмент медитации. В буддизме изображения применяются в священных ритуалах, символизируя поле определенных святых и бодхисаттв, их место обитания после выхода из бесконечных перерождений.

Во время созерцания изображения буддисты на ментальном уровне соприкасаются с божествами в центре рисунка, переходя на высшую стадию медитации, становясь единым с космическим Абсолютом. Современные психологи предполагают, что рисунки служат инструментом внутреннего преображения, самосовершенствования людей. Смотря или создавая сакральный символ, буддисты достигаю душевного равновесия, избавляясь от проблем, восстанавливая собственные силы, излечиваясь от болезней.

Числовые

Один из инструментов познания человека и мира – приведение разных явлений к единой мере, которой служит число. С его помощью можно связать на первый взгляд несовместимые вещи, к примеру, дату рождения человека и слова, которые он произносит. Числовой символ целостности позволяет увидеть, как действует речь, и пользоваться ею осознанно. Это сделает жизнь радостнее, счастливее.

Еще древние философы придерживались мысли, что все в мире можно выразить числами, которые при этом наполняются магическим смыслом. О подобных вещах говорят и современные ученые, которые высказывают мысль о том, что все существующее во Вселенной представляет собой энергетические потоки и информацию, которую можно выразить числами. Создаваемая ими вибрация влияет на жизнь человека, что изучается нумерологией.

Всю нужную для изучения информацию эта псевдонаука черпает из мандалы – рисунка судьбы, создаваемого индивидуально для каждого человека. С помощью данной техники можно проследить жизненный путь и определить скрытые возможности. Такие знания помогают исправить недостатки и использовать имеющиеся способности, что предоставит возможность боле успешно решать поставленные судьбой задачи.

Индейские

По одной из версий, плетеные индейские мандалы в том виде, в котором они существуют сейчас, родом из Южной и Центральной Америки. Известно, что такие символы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на территории современной Мексики. При колонизации Америки многие ценнейшие навыки в искусстве позабылись, и сегодня о плетении почти не помнят. Сами индейцы называли такие изделия «Божий глаз».

Самые примитивные узоры умели плести даже дети: их изделия вывешивались на видное место, поскольку считалось, что сделанная детьми мандала несет в дом благополучие, через нее Бог оберегает семью от несчастий. Мудрый индеец, вождь племени Дакота говорил, что все совершаемое Силой Мира делается по кругу – небо, земля, птичьи гнезда, солнце, луна круглые, пр. Времена года тоже сменяют друг друга и постоянно повторяются, формируя круг. Так, мандала символизирует цикличность всего живого.

Йога

На пути к самосовершенствования важную роль играет понимание структуры человеческой сущности. Для этого существует мандал йога, которая представляет собой тип упражнений, совмещающих асаны, виньясы, мантры и непосредственно мандалы. Результат выполнения этих действий – выстраивание в пространстве сложной геометрической фигуры, ориентированной по сторонам света. В центре символа располагается практикующийся человек и, при правильном выполнении техники, то ощущает новые необычные чувства, находящиеся на уровне энергетических каналов.

Мандала для раскрашивания

Магическая диаграмма, используемая в буддийских и индуистских практиках. Создание и раскрашивание сакрального рисунка способно гармонизировать внутреннее состояние человека, придать силы. Работа требует уметь созерцать и визуально воспринимать мир. Цели у практики отличаются: может создаваться мандала любви и счастья, материального достатка, здоровья, пр. Рисунок представляет собой круг, внутри которого содержатся треугольники, другие фигуры и узоры, расположенные симметрично. Элементы раскрашиваются разными цветами, что считается вариантом арт-терапии.

Зачем нужны

Современные печатные издательства предлагают к продаже сборники для медативного раскрашивания. Что такое мандалы и зачем они нужны? Простые графические рисунки, при правильном подходе к творческому процессу, помогают наладить отношения в семье, привлечь любовь в собственную жизнь, избавиться от болезней и добиться других поставленных целей. Раскрашивание схем и узоров поможет ребенку научиться сосредотачиваться и самостоятельно разбираться в собственных чувствах. Хералы и мандалы – это инструмент развития мышления, постановки и достижения цели.

Как разукрашивать

Настоящие мандалы тибетские монахи рисуют цветным песком на ровной поверхности в течение 2 месяцев. Этот процесс – средство медитации. Когда рисунок заканчивают, песок сдувают и приступают к новому. Не важно, какие цели вы преследуете, когда создаете цветные мандалы, важно знать, как делать это правильно. Сакральный символ всегда разноцветный, поэтому для техники понадобятся краски, карандаши или фломастеры.

Раскрашивать рисунок нужно центра к краям, поскольку так рисунок выйдет органичным, а краски не будут размазаны рукой. При рисовании используются абсолютно разные цвета, каждый из которых имеет значение. Пример расшифровки популярных оттенков для создания рисунка:

  • желтый – благополучие, счастье, радость;
  • красный – любовь, страсть, жизнь;
  • черный – тьма, опасность, отчаяние;
  • зеленый – понимание, поддержка, стремление помочь;
  • оранжевый – эмоциональность, амбициозность, споры;
  • синий – конфликт, мистика, страх, интуиция;
  • сиреневый – самочувствие, переживания, волнения;
  • фиолетовый – эмоциональная зависимость;
  • салатовый – слабое энергетическое поле;
  • голубой – вода, небо, источник жизни.

Как пользоваться

Для медитации примите удобное положение, можно зажечь свечи, благовония, включить тихую спокойную музыку. Очистите разум от мыслей, переживаний, смотрите в центр изображения, но не фокусируйтесь взгляд. Прислушайтесь к внутреннему состоянию, не анализируя и не оценивая происходящее. Продолжая воспринимать любые чувства, концентрируйте внимание на них, чтобы достичь максимальной интенсивности этих ощущений. Как раскрашивать мандалы? Медитативное раскрашивание может занимать от 5 минут до часа, прекращать процесс нужно при возникновении чувства утомленности.

Круг символизирует космос и является древним символом мира, используемым в разных культурах. Применяются сакральные символы для множества целей, включая:

  • оберег, защита человека, дома;
  • оздоровление организма, исцеление от болезней;
  • энергетическое наполнение;
  • медитация, очищение сознания, подсознания;
  • привлечение денег;
  • обретение любви, семейного счастья;
  • проработка качества характера (устранение негативных, активизация позитивных), пр.

Для женщин

Раскрашивание мандал несет человеку сакральную энергию, влияет на исход многих событий. Так, фигура выступает инструментом для получения желаемого путем выполнения медитации. С помощью такой техники легко осуществляются задуманные планы, воплощаются в жизнь мечты. Красивые мандалы замужества способны накапливать и источать благостную энергетику женщины. Такие рисунки нужны, чтобы девушка не теряла уверенности и обрела семейное счастье.

На счастье

Мандала счастья пробуждает дух целостности, помогая чувствовать радость жизни, налаживая душевное равновесие человека. Созерцая готовый раскрашенный рисунок разум настраивается на позитивный лад, привлекая в жизнь человека больше счастливых моментов. Кроме того, изображение приносит эффекты удовлетворения и внутреннего покоя, помогая полюбить, принять себя.

Для любви

Символ отношений несет особый смысл и энергетику, его используют тогда, когда хотят привлечь в жизнь светлое чувство любви. Кроме этого, индивидуальные символы помогают укрепить уже существующие отношения. Во время раскрашивания фигур происходит сильный энергетический всплеск, благодаря чему становится возможным исполнение мечтаний человека, который создает мандалу.

Для исполнения желания

Это очень сильная техника для исполнения задуманных планов и желаний. Создавая магическое изображение, человек напитывает рисунок положительной энергетикой, освобождаясь от неуверенности и сомнений. Завершенную яркую картинку держат на видном месте, где изображение часто попадается на глаза. Каждый раз, проходя мимо рисунка, следует акцентировать на нем внимание и подумать о загаданном.

Мандала семьи

Перед выполнением техники подумайте об идеальных семейных отношениях, какие они будут – страстными или спокойными. По желанию, настроившись на нужный лад, нарисуйте мандалу, используя универсальные знаки или создавая индивидуальные символы. Благоприятные цвета для семьи – красный, белый, синий, фиолетовый. Если рисовать вы не хотите, используйте уже готовый шаблон, представленный ниже. Раскрашивая его, постоянно думайте о чувствах и любви.

Символика буддийской мандалы

Возникший на индийской основе буддизм усвоил из индуизма понятие «мандала» и передал его своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, хинаяна, ваджраяна , тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии.

Мандала – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; а также геометрический знак необычайной красоты и сложной структуры. Живописные буддийские мандалы демонстрируют двухмерный способ передачи всех тонкостей буддийского миропредставления.

Наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата. (Так, в мандале в системе тибетского ламаизма север – зеленый, восток – белый, юг – желтый, запад – красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре.) Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания – божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах – одинарном, двойном, тройном и т. д.

Изображения мандалы, как правило, многочисленны, иногда их стремятся воспроизводить в возможно большом количестве экземпляров и помещают в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной, «карты Космоса». Космологическая интерпретация мандалы предполагает, что внешний круг обозначает всю Вселенную в ее целостности, очерчивает границу Вселенной, ее пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру Вселенной. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов – нидан , выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, звеньев цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на мандале моделируют бесконечность и цикличность, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей мандалы и так называемой калачакры – «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырех направлений ваджраяны , – также актуализирует временной аспект мандалы. Наконец, внешний круг мандалы вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и всей Центральной и Юго-Восточной Азии (рис. 25 ).

Рис. 25. Мандала.

В Тибете и Монголии мандала рассматривается как место обитания божества или божеств. Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в VIII веке, когда Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой мандалы, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и совершало то, ради чего оно призывалось. Этот мотив движения божества сверху вниз, с Неба на Землю, в центр мандалы вводит вертикальную координату в структуру мандалы, хотя эта координата обнаруживается и актуализируется как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап – божество в центре мандалы, связывается с другими символами вертикальной структуры Мира – Мировой Осью, Древом Мира, ритуальным сооружением.

Таким образом, мандала – это «план» Вселенной, сведенной к своим простейшим структурным началам, но это также и средство коммуникации с божеством: одновременно идеограмма Космоса и икона.

Как отмечают специалисты, мандала, безусловно, имеет признаки художественного произведения, а иногда и перерастает в него. Но в отличие от чисто художественного творения мандала принадлежит религии.

В тибетской традиции мандала тесно связана с «песочной живописью», которая, впрочем, встречается и у других народов. В прошлые времена в Тибете мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими естественными красками. Сейчас большинство монастырей, практикующих тантрические ритуалы, создают мандалы из однородного мелкого песка.

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. Таким образом, песочные мандалы создаются в рамках тантрических ритуалов. Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи проводят целый ряд подготовительных ритуалов, направленных на очищение платформы, благословение инструментов и цветного песка. Любопытно, что нанесение песка начинается от центра к периферии. Построение большой мандалы занимает около десяти дней. Работая над мандалой, монахи должны постоянно пребывать в медитативном сосредоточении.

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится соответствующий ритуал. Ее не оставляют в музее, как экспонат, поскольку ее главное назначение состоит в том, чтобы служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого состоит в подчеркивании непостоянства всего Сущего и цикличности Бытия. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители.

Мандалы – космические диаграммы удивительной сложности и красоты. В мандале представлено деление пространства по четырем сторонам света и соответственное расположение божеств, а центр занимает главное божество – Вайрочана (букв. «сияющий»), важнейший космический Будда. Важную роль в мандале играют цвета и всевозможные символы, передающие элементы схемы Мироустройства.

Эзотерическое искусство буддизма ориентируется прежде всего на геометрический порядок. Пантеон выстроен по типу геометрической структуры сетчатой мандалы или ее скульптурной аналогии, которая также следует определенному порядку.

В одной мандале, отражающей устройство Вселенной, может быть до тысячи образов, расположенных в соответствии с правилами универсальной гармонии. В сущности, вся система буддийских представлений о мироздании может быть передана в одной мандале.

В своем изображении духовного космоса буддийские мандалы придерживаются вековой композиции раскрытого лотоса, напоминающего о множественности проявлений ведического Агни (Огня).

Из книги Символика раннего средневековья автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

Из книги Старобурятская живопись автора Гумилев Лев Николаевич

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ Ни одна из религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как буддизм. Количество и разнообразие изображений, подлежащих почитанию, в буддизме и ламаизме кажется на первый взгляд беспредельным, но при пристальном

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Из книги История культуры Японии автора Тадзава Ютака

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Титулы и символика Титулы, как усопшего, так и здравствующего Российского императора столь длинны, что полностью не умещаются на одной странице. В воспоминаниях Савицкого, которые приводит А.Ф. Смирнов, автор с сарказмом говорит об обширных владениях империи,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Символика числа «девять» Почему писатель назвал свой сборник «Девять рассказов»? Коль скоро традиционные решения - назвать книгу просто «Рассказы» либо вынести на обложку название одного из них - Сэлинджера почему-то не устраивали, может быть, он в слове «девять»

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Из книги автора

Мальтийская символика в России при Павле I Дело было не только в симпатиях «Дон Кихота на троне» к мальтийским рыцарям. Мальтийская политика Павла I при определенных условиях по его замыслу должна была стать одним из инструментов международного влияния. Его сын Николай I

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Символика индуистского храма Индуистский храм представляет собой, пожалуй, наиболее характерное культурное явление в системе индуизма. Речь в этом разделе, таким образом, преимущественно будет идти о сакральной архитектуре, которая соотносится если не со всеми, то, по

Из книги автора

Символика буддийского искусства Некоторые исследователи полагают, что буддийское искусство значительно шире, чем искусство других религий, использует символы и эмблемы, которые обозначают сложные понятия. В целом есть основания полагать, что буддизм представляет

Мерцающие звезды, живые и мертвые планеты, галактические туманности, пульсары, черные дыры; и сонмы богов, и души святых; человек, взирающий на небо и вглядывающийся в себя. Все это, заключенное в геометрию кругов и квадратов, и есть сакральная мандала — модель Вселенной .

На Востоке она является священным объектом поклонения. Чаще всего мандалы изображаются на плоскостях: их вышивают или рисуют на ткани; на полах и потолках храмов; тщательно выводят на песке цветными порошками... Но бывают они и объемными.

БУДДИЙСКАЯ СТУПА

Самый удивительный пример объемной мандалы из камня — это, конечно, буддийская ступа . Первые ступы появились в Индии как памятники на могилах правителей этой страны. В эти ступы и помещали их останки после кремации. С санскрита ступа означает «груда камней» или «макушка головы».

Буддийские ступы

Позже, в буддийские времена, ступа стала приобретать более широкое значение. Ступы стали воздвигать в ознаменование значимых событий буддийской истории; как памятные места; и, может быть, в первую очередь ступа стала восприниматься в качестве объекта подношений природе Будды — его просветленному уму.

А в горах, на заснеженных перевалах ступы служили защитой и путеводными метками для странников на их опасных дорогах. Высоко в Гималаях ступа получила тибетское название — чортен. Ступы воздвигнуты во многих азиатских странах, и в каждой они приобретали свои архитектурные формы, наследуя культурные традиции этих мест.

СИЛА ДРЕВНЕЙ СВЯТЫНИ

Одна из самых величественных в мире ступ находится в Боднатхе, районе Катманду, месте компактного проживания тибетцев. Ступа была заложена в V веке н. э. во времена правления короля Манадеви, в эпоху Личави. Здесь с древних времен проходила дорога из Тибета в Индию.

Буддийская ступа Боднатх, Малый Тибет

Ступа не раз перестраивалась. Сегодня ее высота составляет 36 метров, в восьмиугольном основании по всему периметру в нишах расположены крутящиеся молитвенные барабанчики. Между куполом стихии Воды и пирамидой Огня на сторонах куба изображены смотрящие во все страны света слегка раскосые, с приспущенными веками глаза Будды.

Сверху из-под зонта к основанию на веревках протянуты разноцветные флажки, символизирующие стихии природы. А вокруг ступы теснятся друг к другу невысокие здания с ресторанчиками и всевозможными лавками для туристов. Но в одном месте строй схожих строений разрывается, чтобы дать место пагоде буддийского монастыря.

В свой первый приезд в Непал я жил в Боднатхе. Вечерами я любил забираться на ступу, под ее куполообразный «второй этаж». Так и сидел там до ночи, пока пожилой тибетец не начинал внизу громыхать ключами, запирая вход на святыню.

Надо мной сияли звезды, зеленоватым лунным светом отливала кровля монастыря, из приоткрытых дверей которого доносились протяжные звуки тибетских труб (дунченов и дункаров) во время вечерней пуджи.

Ступа обладала чудодейственной силой. Отдавала благотворные энергии, накопленные ею за 1500 лет. Не нужно было никаких медитационных поз с закрытыми глазами с нашептыванием мантр.

Все получалось само собой. Чувство гармонии вселялось в меня. По телу растекалось приятное расслабление, а все заблуждения ума, казалось, навсегда растворялись в космосе... И каждый может проверить достоверность этих моих слов, посидев хотя бы часок на ступе в Боднатхе.

Буддийская ступа в Заласанто (Zalaszántó), Венгрия

ПО ОРБИТЕ ВСЕЛЕННОЙ

Последний раз в Боднатхе я был совсем недавно. Там я зашел в картинную галерею, выходящую окнами на ступу. В ней были представлены картины, выполненные в традиционном тибетском стиле. У одной из них я надолго задержался, рассматривая сидящего у горной пещеры, овеянного славой великого тибетского йогина Миларепу.

Видно, заметив мой интерес к Миларепе, ко мне вдруг подошла служительница галереи и, показывая на ступу через окно, сказала, что там, вокруг ступы, ходит известный мастер духовных практик, монах-отшельник, спустившийся только что с гор.

Я сразу выделил его из толпы тибетцев, непальцев, туристов, наматывающих круги вокруг ступы. У него была седая борода, а на голове ритуальный парик из скрученных длинных волос. Его сопровождал молодой монах в красном одеянии и с бутылкой воды. Я взял да и пошел за ними, покручивая одной рукой молитвенные барабанчики в нишах ступы.

Так и ходил я за ними несколько часов подряд. Было жарко. Но чем дольше я вышагивал по кругам этой гигантской мандалы-ступы, как по орбите Вселенной, тем все явственней мной овладевало чувство удивительной легкости, будто я вошел в состояние невесомости, сбросил с себя всю тяжесть земных перегрузок.

Надо сказать, что негативные препятствия в моей жизни устранялись потом как бы сами по себе. И кое-что хорошее получалось будто бы без всяких усилий. А правду этих моих слов может проверить каждый, кто совершит хотя бы несколько кругов вокруг ступы в Боднатхе. И хорошо, если в тот же день к ступе спустится с гор монах-отшельник.

ВО СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В клятве Бодхисаттвы (просветленного существа) говорится, что, пока существует этот мир, это пространство, он отказывается уходить в нирвану, он остается на земле для спасения всех живых существ.

Буддийская ступа — это и есть образ Бодхисаттвы, или Будды, сидящего в бесконечном пространстве в позе лотоса. Он — Точка Света в единении микро- и макрокосмоса. Сидя в позе лотоса и медитируя, человек раскрывает в себе психические центры (чакры), и его тело как бы становится пятью этажами священной мандалы, или ступы.

Самый нижний ярус, или первый этаж, представленный квадратом или кубом, соответствует элементу Земли. В ее темной глубине созревают зародыши всех наших действий, то есть карма.

Второй ярус — круглая центральная часть строения — соответствует элементу Воды. Это так называемый пупочный центр нашего тела, в нем грубые элементы преобразуются в психические, тонкие энергии.

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале, официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов.

Третий ярус соответствует сердечному центру и изображается позолоченным треугольником, или конусом, пирамидой. Это стихия священного Огня, который преображает, очищает и восстанавливает в изначальной чистоте элементы нашей личности. Эта часть ступы может иметь 13 ступеней или, в ином случае, колец, символизирующих путь просветления, — это познание десяти мудростей и трех времен.

Четвертый ярус является горловым центром, элементом Воздуха, полусферической формой сосуда. На некоторых ступах он сокрыт зонтом. Это центр дыхания, из которого по телу человека циркулируют «внутренние ветры», наполняющие энергией и силой и дающие нам речь.

Пятый, самый высший ярус — головной, верхний центр с пламенеющей точкой, каплей эфира. В тибетском буддизме он называется «тхигле» — ясный свет сознания, высшая мудрость, что и выражается всем известным протослогом «Ом». Эта самая макушка, и горит она золотом в бесконечности небесного пространства.

Так построена ступа Бодхистаттвы во спасение человека.

Олег ПОГАСИЙ, журнал "Загадки ХХ века", №8, 2017

В этой статье мы расскажем, что такое мандала и для чего она нужна, раскроем значение изображений и символов мандалы. Какие загадки таит в себе этот магический образ и почему в буддизме он считается священным?

С санскрита слово «мандала» переводится как «окружность». Этот символ всегда имеет форму круга, который олицетворяет собой Вселенную. Изображения мандалы симметричны, а ее центр всегда четко выделен на общем фоне. Обычно в основную окружность вписывают квадрат, а в квадрат – еще одну окружность.

Таким образом, мандала представляет собой сложную геометрическую фигуру. Но на самом деле это настоящая модель Вселенной, своеобразная энергетическая матрица, имеющая глубокий смысл.

История возникновения мандалы уходит в глубину веков. Традиция создавать эти священные изображения относится к времени появления индуизма и буддизма и насчитывает не одно тысячелетие. Интересно, что в этих религиях мандала имела сакральное значение. С ее помощью проводились различные ритуалы и медитации, читались молитвы.

Мандалы могут выполняться различными способами: их таинственные узоры вышиваются на полотне, создаются из песка, выкладываются из мозаики, рисуются красками. Изготовление священного изображения сопровождается специальными молитвами и обрядами. Верующие считают, что таким образом сакральный рисунок наполняется энергией Вселенной.

Кроме того считается, что священный узор мандалы дает возможность проникнуть в тайны подсознания, с его помощью можно познать свою внутреннюю суть. Человек, создающий мандалу, отражает на рисунке свою сущность. По этим узорам можно заглянуть в свою душу, узнать, какие проблемы и внутренние конфликты мешают вашему счастью в данный момент.

Мандала играет важную роль во время медитаций. Концентрируясь на мистических узорах, человек входит в медитативное состояние, получает доступ к тем знаниям и способностям, которые в обычной жизни ему не доступны, ощущает свою связь со Вселенной.

Виды мандал

Существует множество видов мандал и каждая из них направлена на решение определенной задачи.

  • Лечебная мандала. Направлена на исцеление от болезни. Ее должен нарисовать сам больной, направляя болезнь на лист бумаги. После этого рисунок нужно сжечь. Мандалы на привлечение здоровья, наоборот, вешаются у постели больного, чтобы он мог настраиваться на энергию жизни.
  • Мандалы, которые используются во время медитации. Вешаются в комнате для медитации, помогают войти в молитвенное состояние.
  • Женские, мужские или общие. Несут определенный вид энергии: инь или женскую, янь или мужскую. Могут совмещать два вида энергии. Восполняют в организме недостающую энергию, способствуют выработке соответствующих гормонов.
  • Генераторы энергии. Если у человека не хватает жизненной энергии – делает его более активным и энергичным. При избытке энергии, агрессивном и нервном поведении – успокаивает, гармонизирует.
  • Мандалы-обереги. Нейтрализуют потоки отрицательной энергии, не позволяют им попадать в жилище.
  • Мандалы, направленные на оказание психологической помощи и познание своего внутреннего мира.
  • Декоративные. Используются для украшения помещения.

Наиболее загадочным и непознанным видом мандал являются круги на полях.

Значение цветов мандалы

Цвет играет очень важную роль при создании мандалы. Рисуя изображение, необходимо помнить о значении цветов.

  • Красный – говорит о физической силе, энергичности, стремлении выжить, страстной любви, сексуальности, воле. Указывает также на негативные качества: агрессивность, деструктивность, упрямство.
  • Оранжевый цвет отвечает за оптимизм, жизнелюбие, самоутверждение. Может говорить о завышенной самооценке.
  • Желтый цвет указывает на жизнерадостность, активную жизненную позицию, открытость и самоуверенность. Возможна переоценка своих возможностей и легкомыслие.
  • Зеленый цвет отвечает за способность к созиданию, самосовершенствованию, целеустремленность. Может говорить об эгоизме и стремлении к власти.
  • Синий цвет указывает на организованность, коммуникабельность, мудрость и интуицию, спокойствие, депрессивность, уныние.
  • Белый – цвет легкости, чистоты и духовности, изменений к лучшему. Может означать отрешенность и замкнутость.
  • Черный – символ хаоса, пустоты, тайны и неизвестности, бессознательного и не проявленного в реальности. Может указывать на страхи, депрессию, разочарование.
  • Коричневый цвет говорит о надежности и рациональности, приземленности и ограниченности.
  • Фиолетовый – цвет саморазвития, стремления к совершенству, интуиции и духовной силы. Может указывать на внутренние страдания и неудовлетворенность.

Цвета, расположенные у центра мандалы, указывают на ваши тайные чувства и желания. А цвета, которые находятся у границ круга, говорят о том, что вы открыто демонстрируете окружающим.

Значение символов мандалы

Чаще всего в мандалах встречаются такие символы:

  • Окружность – означает единство с Космосом, цельность, полноту жизни, защищенность.
  • Четырехугольник – говорит о нравственности, выдержке, упорстве, чувстве защищенности.
  • Треугольник. Если вершина направлена вверх – сила воли, цельность, увлеченность. Вниз – робость, неуверенность, трусливость.
  • Цветок указывает на гармоничность, стремление к прекрасному, самосовершенствование.
  • Крест – состояние неопределенности, необходимость выбора.
  • Спираль. По часовой стрелке – развитие, перемены, продвижение вперед. Против часовой стрелки – упадок, застой, разочарование.
  • Око – желание разобраться в ситуации, вас контролируют.
  • Сердце – проявление своих эмоций и переживаний.
  • Звезда – говорит о надежности, защищенности, покровительстве.
  • Дерево – сила творения, единство со Вселенной, движение вперед.
  • Животное – интуитивные знания, природные инстинкты, поведение в настоящий момент.
  • Птица – единство с душой, ощущение легкости.

При расшифровке мандалы необходимо также полагаться на свои ощущения, чтобы понять, какое значение имеет данный символ конкретно для вас. Ведь ваше личное восприятие символов может отличаться от общепринятого.

Как выбрать мандалу

Если вы хотите приобрести готовую мандалу – прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Остановите свой выбор на том изделии, которое откликается в вашем сердце и вызывает положительные эмоции. Оно обязательно принесет вам счастье и удачу.

СИМВОЛИКА БУДДИЗМА. МАНДАЛА

Мандала в буддизме - это живописное или графическое изображение схемы Вселенной, и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.


2500 лет назад Будда Шакьямуни преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.
Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Ее можно "читать", изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.

Мандала -геометрический символ сложной структуры, «карта космоса». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Типичная форма - внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - изображение божеств, бодхисаттв, Будд.
Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств.

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо.


В процессе медитации, практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.
С помощью мандалы человек концентрирует свой разум и мысленно проходит, шаг за шагом, через множество измерений пространства, времени и сознания к свободе чистого "бытия", заключенного в сердцевине всех вещей.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.
Наиболее умелым монахам, в совершенстве овладевшим искусством резьбы по дереву, доверяется создание объемных деревянных дворцов, создаваемых несколько лет. К ним в монастыре относятся как к драгоценным реликвиям.


Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала творение разрушают.

Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.
Одновременно с мысленным построением трехмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые согласно текстам могут быть либо живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, цветов, а также разноцветного песка.

Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удаленности Тибета, языковых и культурных барьеров. Они изучались в основном в стенах крупных монастырей, куда монахи поступали для пятнадцатилетнего обучения.


Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Ситуация резко изменилась в 1959 году, когда буддийский Тибет был захвачен Китаем, проповедовавшим идеи коммунизма и атеизма. Шесть тысяч монастырей, оплотов многовекового знания, с громадными библиотеками, были сметены с лица земли, тысячи монахов и монахинь убиты, изувечены, брошены в тюрьмы.
В эти дни юный Далай-лама XIV, глава духовной и светской власти Тибета, принял решение покинуть свою страну, чтобы основать правительство в изгнании и из свободной Индии оказывать поддержку своему народу. За ним последовали тысячи монахов и мирян: все, кому удалось уйти.
Перед тибетцами встала нелегкая задача сохранения своей уникальной духовной культуры в условиях изгнания. Монахи и ламы двинулись на запад, где их ждали люди, наслышанные о мистике и таинствах Тибета от случайных путешественников, которым посчастливилось побывать в стране Снегов. Образ Тибета в сознании народов разных стран рисовался как цитадель духовности, случайно выстоявшая в раздираемом войнами и противоречиями мире. С открытым сердцем западные люди встречали тибетских лам и монахов, и те щедро делились с ними своими знаниями. Так на Запад впервые попали тайные тантрические ритуалы, а с ними и песочные мандалы.


Это был бесценный дар народам тех стран, которые были готовы протянуть Тибету руку помощи. Считается, что тантрические ритуалы построения мандалы и приглашение в нее просветленных существ, очищают пространство и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров. Мандала лечит нас от болезней, зла, страхов и дурных помыслов. Тибетцы выражают мандале знаки почтения: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.

Строя песочные мандалы на Западе, тибетские монахи знакомили людей со своей уникальной культурой, оказавшейся на грани полного исчезновения. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы

Ритуал создания песочной мандалы

Само по себе овладение техникой создания мандалы из песка – лишь часть целого ритуала, включающего чтение текста ритуала, исполнение мелодий сложным обертонным пением.
Материалом для создания мандалы может служить не только речной песок, но и измельченные камни, бирюза, яшма, малахит, жемчуг, кораллы. Ведь мандала являлась подношением просветленным существам, и должна была быть красивой и совершенной.
Нынче тибетские монахи используют чаще всего мрамор, который измельчают в каменной ступе в монастырском дворе. Мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней.
Мраморную крошку сортируют по цвету и по размеру частичек.
Инструменты
Непосредственное формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие.
Техника нанесения песка с помощью чакпу является тибетским ноу-хау и не встречается нигде в мире.
Помимо чакпу монахи также используют лопаточку, которой они выравнивают линии и удаляют лишние песчинки.
Композиция и цветовой колорит песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в текстах, которые монахи выучивают наизусть.
Каждый монастырь имеет свой стиль и структуру. В основном отличается центр мандалы, где изображены божества. Боковые части, периферия остается неизменной.


Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи очищают пространство, готовят платформу, на которой будет создана мандала, инструменты и сам песок.
Ритуалы, предваряющие строительство мандалы, начинаются с обращения за прибежищем к Трем Драгоценностям буддизма: Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (общине практикующих). Монахи медитируют, зарождая в себе желание принести благо всем живым существам, стать лучше, мудрее, принеся добро и счастье каждому живому существу во Вселенной.
Затем воздаются почести просветленным существам и учителям, донесшим до них сквозь века благородные учения Будды. В специальном руководстве – садхане подробно описывается центральное божества мандалы, в образе которого монахи мысленно представляют самих себя. Монахи приглашают в зал, где будет построена мандала, просветленных божеств, и преподносят им всевозможные дары.

В монастырях ритуал очищения пространства перед возведением мандалы длится около двух часов. Подобно тому, как перед постройкой жилища человек изучает и осматривает землю монахи выясняют, пригоден ли зал для возведения мандалы.
Затем нужно получить разрешение на возведение мандалы у хозяев галереи или зала. Потом разрешение нужно получить у духов и божеств. Этим духам тоже преподносится дар. Монахи очищают место с помощью горчичных семян или пепла, мантры и медитации. Платформа для мандалы затем благословляется.


Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков. Используется не только песок, но и частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий - для прорисовки мелких деталей и узоров.
Разметку платформы производят с помощью чистой белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Нить опускается в белый песок мелкого помола, натягивается над поверхностью мандалы и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Весь декор мандалы создается из песка без предварительной прорисовки.
Песок наносят от центра к периферии. Над созданием мандалы работают четыре монаха, действия их согласованны и равномерны. Они заранее планируют работу на день, помогают друг другу в работе.
Построение большой песочной мандалы занимает около десяти дней. Всё это время зал, где работают монахи, является чистой обителью просветленных существ.
Каждый день монахи начинают работу с пения. Они обращаются к центральному божеству мандалы и разжигают в своем сердце желание трудиться на благо всего живого. Создавая мандалу, монахи воссоздают в своем уме объемный дворец божества.
Мандалу нельзя оставлять в музее, как экспонат. Она служит основой для медитации.

Разрушение мандалы - подчеркивает идею о непостоянстве всего сущего. Ритуал разрушения - это возможность задуматься о бренности бытия. Монахи призывают светлых божеств, пребывавших в песочной мандале, вернуться в свои небесные обители.
Руководитель ритуала надрезает мандалу с помощью ваджры.


В буддийской мифологии Ваджра (санскр. «алмаз», «молния») - символ прочности и неуничтожимости. Занимает центральное место в символике ваджраяны (название этого течения в буддизме - от Ваджры), где Ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр. Ваджра - атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец Ваджры. В ваджраяне Ваджра символизирует мужское начало, активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня), пассивность.

Мандала надрезается в местах входов, по диагональным линиям. После этого монахи сметают песок к центру и помещают его в большую чашу.
Считается, что песок, очищенный в процессе ритуала, обладает очистительной силой. Эта сила преподносится всем живым существам. Процессия монахов с трубами и цимбалами направляется к реке или океану, чтобы поднести чудодейственный песок в дар духам воды и распространить благо по всему миру.
Монахи высыпают в воду песок из большой чаши, оставляя немного гостям, принимавшим участие в ритуале. Этот песок можно затем хранить дома на алтаре или высыпать в землю, чтобы были обильными урожаи. Песком посыпают макушку умирающего, что поможет перерождению в высших мирах.
Странно наблюдать, как разрушается удивительно творение, в которое вложено столько труда. Европейскому человеку приходится наблюдать воочию буддийское учение о непостоянстве и непривязанности.

Forum.roerich.info/showthread.php?t=8969
myfhology.narod.ru/magik-things/vadjra.html