Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Осуждение делает нас чужими друг другу и Христу. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Непобедимое оружие христиан — новый взгляд на жизнь

Епископ Горловский и Славянский Митрофан родился 31 октября 1976 года в городе Ворошиловграде (ныне г. Луганск) в семье рабочих.

С 1982 по 1991 год Митрофан обучался в средней школе. С 1990 года нес послушание иподиакона при Свято-Петропавловском кафедральном соборе Луганска.

В 1991 году Митрофан поступил послушником в Курско-Коренную Рождества Богородицы пустынь Курской епархии. Нес послушания алтарника, уставщика, исполнял хозяйственные работы.

В 1994 году, по благословению духовника Митрофан перешел во вновь открывшийся Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра) Донецкой епархии. С ноября 1994 года находился на послушании иподиакона и водителя у епископа Горловского и Славянского Алипия.21 ноября

1994 года Преосвященнейшим Алипием был рукоположен в сан диакона. 23 декабря 1994 года в Святогорском Свято-Успенском монастыре пострижен в монашество с именем Митрофан в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Находясь в сане иеродиакона, продолжал нести прежнее послушание водителя и иподиакона.

20 октября 1997 года Высокопреосвященнейшим Иларионом, архиепископом Донецким и Мариупольским, управляющим Горловской епархией, Митрофан был направлен на пастырское служение в Свято-Михайловский храм Мариуполя. Указом от 23 июля 1999 года назначен настоятелем вновь созданной общины в честь святого равноапостольного князя Владимира г. Мариуполя.

С 12 апреля 2000 года Митрофан - настоятель Свято-Владимирского храма г. Мариуполя. С 1 августа того же года - храма Рождества Христова г. Донецка.

С 1996 по 2000 годы Митрофан обучался в Киевской духовной семинарии, а с 2001 по 2005 год - в Киевской духовной академии

С 2004 года Митрофан нес послушание духовника и преподавателя Нового Завета на отделении духовной культуры при Донецком национальном университете. Указом от 8 февраля 2006 года назначен настоятелем новообразованной общины в честь св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба при университете (в 2006 году на территории учебного заведения открылся храм во имя святых князей Бориса и Глеба).

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 января 2007 года Митрофан назначен на Горловскую кафедру с возведением в сан епископа.

В субботу, 27 января, во время вечернего богослужения в Трапезном храме во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских состоялось наречение архимандрита Митрофана во епископа "богоспасаемого града Горловки".

Архиерейская хиротония состоялась 28 января 2007 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Перед началом Божественной литургии в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, Блаженнейший Митрополит Владимир совершил чин исповедания веры. Архимандрит Митрофан трижды прочитал "Символ веры", составленный святыми отцами первых трех Вселенских Соборов, а также пообещал верой и правдой служить Богу и людям, неуклонно придерживаться наставлений Предстоятеля УПЦ, не нарушать молитвенного и евхаристического единства с другими архиереями, четко выполнять решения Священного Синода и жить согласно нормам канонического права Вселенского православия.

За Божественной литургией Блаженнейший Митрополит Владимир в сослужении митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, епископов Васильковского Луки, Святогорского Арсения и Бориспольского Антония совершил архиерейскую хиротонию. Владика Митрофан с титулом "епископ Горловский и Славянский" назначен правящим архиереем Горловской епархии.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

– Я помню, как год назад во время воскресного всенощного бдения ко мне подошли священники и сказали: «Владыка, у нас случилась беда: в Кировском разрушен храм, и люди погибли». 27 августа, в канун Успения Пресвятой Богородицы, мне удалось выехать сюда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во временном вагончике. И во время богослужения он содрогался оттого, что где-то совсем рядом рвались снаряды.

Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и испытания, которые нам выпали. В тот момент мне хотелось сказать всем, что какими бы одинокими мы себя ни чувствовали, как бы ни трудно было смотреть на те разрушения и страдания, которые нам приходится терпеть, мы не одни. Потому что с нами молитва Церкви, с нами сочувствие наших верующих братьев и сестёр. Святейший Патриарх Кирилл на следующий день, совершая богослужение, сказал, что возмущён тем, что происходит, и потребовал обратить самое пристальное внимание на те беззакония, которые творятся на нашей земле.

К сожалению, мы потеряли за этот год не один храм. В августе прошлого года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, но, слава Богу, люди там успели выбежать из храма, никто не погиб. Из двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены в результате боевых действий.

Я верю, что точно так же, как была построена здесь временная церковь, с Божией помощью мы отстроим и новый типовый храм. Сегодня мы собрались для того, чтобы помолиться о приснопоминаемых прихожанах этого храма, которые погибли здесь во время богослужения, и для того, чтобы засвидетельствовать Богу, что мы, православные христиане, не поступаем как язычники: мы сегодня не произносим слов проклятия и ненависти и не говорим о вражде. Мы сегодня говорим о любви, мире и прощении. Это и есть то, чем настоящие христиане отличаются от язычников и тех, кто, называя себя христианами, живут как язычники и безбожники.

Самое главное, что в наших сердцах нет ненависти и проклятия, нет осуждения и всего того, что сделало бы невозможными сегодня нашу молитву, причащение Святых Христовых Тайн, сделало бы невозможным наше будущее. Нельзя ничего построить на ненависти и вражде. Нельзя иметь никакого будущего, если в основу этого будущего закладывается яд гордыни и самоуверенности.

И именно в этом наша сила - в том, что на зло мы отвечаем добром, на ненависть мы отвечаем молитвой, на разрушения мы отвечаем своей готовностью созидать и молитвой о тех, кто разрушает - чтобы Господь их вразумил, и они поняли, что разрушают не только стены, которые будут восстановлены, но, в первую очередь, свою собственную душу, которую восстановить можно только покаянием, обращением к Богу и добрыми делами. Стены восстановить легче, потому что они никогда не противятся. Если мы положим кирпич, он будет лежать там, где мы его положили. А человек - это существо, которое в ответ на призыв может сказать и «да», и «нет».

Посмотрите, сколько людей Господь за Собой звал, и сколько людей на Его призыв ответило. Нашлось всего двенадцать рыбаков на берегу Галилейского озера, которые потом стали апостолами и проповедовали слово Божие по всей вселенной. А где же были все остальные? Фарисеи, книжники, законники, учителя народа, священники? Почему они не пошли за Христом? Ведь они первыми должны были Его узнать, первыми откликнуться на Его призыв, оставить всё и последовать за Ним, как Он сказал сегодня богатому юноше, «если хочешь быть совершенным». Но нашлось всего двенадцать.

Так и в сегодняшний день не все, называясь христианами, готовы следовать за Христом, исполняя Его волю и Его заповеди. Слава Богу, что сегодня этот приход, от храма которого год назад остались одни развалины, опять наполнен людьми. И именно это - залог того, что храм здесь будет отстроен. Если есть люди, которые чувствуют нужду в молитве Богу и хотят идти за Христом, подобно апостолам, и, оставив всё, исполнять заповеди Божии, я верю, что благословение Божие будет на этом городе и его жителях, и на всех их делах.

Всё восстановится, и мы снова будем благодарить Бога. Почему я в это верю? Потому что мы строим не на ненависти, не на вражде и беззакониях, а на том фундаменте, строить на котором нам заповедал Господь - на исполнении заповедей Божиих, любви к Богу и ближнему.

Я верю, что и кровь, которая пролилась здесь, не пролилась напрасно. Наша молитва сегодня соединяется с молитвой тех, кто пострадал в этой братоубийственной войне, кого уже нет среди нас. Дай Бог, чтобы это всё стало для нас добрым фундаментом, чтобы мы свою новую жизнь не строили на прежнем старом фундаменте, чтобы она была без греха, и заповеди Божии были в ней на первом и главном месте. Христианин - это не тот, кто просто носит это название, но тот, кто следует за Христом, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь.

Год назад 23 августа 2014 года храм святого Иоанна Кронштадского в г. Кировское. В результате артиллерийского обстрела храм был полностью разрушен, три человека погибли, несколько получили тяжелые ранения.

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Непобедимое оружие христиан - новый взгляд на жизнь В день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам и гостям храма с проповедью. Сегодня великий день - праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Я слышал сегодня, с каким воодушевлением все люди подпевали хору тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя». Мы радуемся тому, что две тысячи лет это знамя с христианами, под этим знамением они трудятся, совершая подвиги и великие дела. Но о какой победе говорит Церковь? Кого мы победили? Ведь если посмотреть, что происходило после Воскресения Христова, победой с человеческой точки зрения это можно назвать условно. Апостолы были распяты, убиты, их последователи, первые христиане, практически все становились мучениками. Стать христианином в то время означало стать мучеником. За публичное исповедание христианства человека казнили, причём это продолжалось не пять, не десять лет, а практически до времени императора Константина, который уравнял христиан в правах с язычниками Миланским эдиктом в 318 году. А сегодня разве христиан большинство? Разве христиане составляют то, что на мирском языке называют элитой? Разве всегда к слову христиан прислушиваются, и оно становится решающим? Разве сегодня на престолах - равноапостольные Константины, которые несут слово Христово, - христиане не по названию, а по жизни? В чём же победа? Может быть, мы просто сами себя обманываем, убеждаем себя в том, чего нет на самом деле? Я думаю, что нет. Крест Христов научил людей совсем по-другому смотреть на всё, что происходит в их жизни. Он дал совсем другой взгляд на жизнь, и то, что раньше человека убивало, делало его жизнь безысходной, теперь стало лестницей к Небу. Страдания и скорби, особенно несправедливые, безвинные, раньше считались самым большим несчастьем. Но по этой лестнице прошёл Христос, и теперь, если мы принимаем их с благодарностью, они становятся для нас не наказанием, а средством очищения от греха и лестницей в Небо, которая возводит нас к самому престолу Царя Небесного, уподобляет нас Самому Христу. В этом и есть наша победа. В этом и есть победа Креста над всем миром. То, что для иудеев - соблазн, а для эллинов - безумие, для нас - Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23). Вот почему мы говорим о том, что Крест Христов - это знамение победы над злом, над грехом, диаволом и смертью. Человек, который научился смотреть на жизнь этими новыми глазами, который в своей жизни выше всего ставит закон любви, - это совсем другой человек. Он имеет совсем другой взгляд на свою жизнь и окружающий мир. Его невозможно заставить чего-то испугаться, кого-то предать, отступить, когда он уверен, что творит правду и поступает по совести. Христиане именно этим новым взглядом на жизнь, верой в вечность, бессмертие души, бесконечной силой любви были сильны и побеждали всех и вся, и продолжают побеждать, и будут побеждать до скончания века. Именно это наше непобедимое оружие. Есть ли ещё кто-то в мире, кто имеет такую способность отвечать на зло добром, кроме христиан - не тех, кто себя так называет, а настоящих, подлинных? Кто может простить врагам, обидчикам? Кто может творить добро, когда оно ему не выгодно, а, наоборот, с материальной точки зрения приносит вред? Только христианин, и в этом наша сила и наша победа. Кто может надеяться там, где нет никакой надежды, терпеть там, где у каждого бы уже терпение лопнуло? Только христианин, и в этом наша непобедимая сила, которая даруется нам через Крест Христов. Настоящие христиане - это те, которые живут по заповедям Христовым, следуют за Христом, а не просто носят это название. А что значит следовать за Христом? Отвергнуться себя и взять свой крест. Христианин - это тот, кто несёт свой крест вслед за Христом, то есть воспринимает всё, что происходит с ним в жизни, не как ряд случайностей, а как события, ниспосланные ему Богом для очищения от грехов и духовного возрастания, укрепления в вере и научения терпению. Нельзя быть христианином и не нести крест. Об этом Сам Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой» (Мк. 8:34). Не бывает просто христианства - без креста, без подвига, без труда и усилия жить так, как Христос учил. Сегодня проповедуется «христианство в душе» и «просто христианство», которое признаёт Бога, но не следует церковным установлениям. Но Христос христианство не создавал. Он создал Церковь, и Его учениками становились те, кто, следуя за Ним, были готовы проливать свою кровь, а не только совершать подвиг, и поэтому на вопрос, «христианин ли я?», отвечают не словами, а своей жизнью, своими делами. Дай Бог, чтобы наше следование за Христом было благодарным, безропотным несением креста за своим Спасителем, чтобы мы не роптали, не отчаивались, чтобы мы поступали как христиане не только когда нам хорошо, но и тогда, когда нам плохо, когда нас вынуждают поступить по-другому. В этом наша сила и залог нашей победы. Дай Бог, чтобы каждый из нас был добрым христианином, нёс свой крест с благодарностью Богу, умел смотреть на жизнь по-новому, так, как научил нас на неё смотреть Христос, и тогда с нами пребудет эта непобедимая сила любви - сила Честнаго и Животворящего Креста Господня. Поздравляю всех вас с праздником! Горловская епархия

ФИО: Никитин Андрей Викторович.

Дата рождения: 31.10.1976 г.

День тезоименитства: 17 сентября - второе обретение мощей святителя Митрофана Воронежского.

Дата архиерейской хиротонии: 28.01.2007 г.

Родился 31 октября 1976 года в городе Ворошиловграде (ныне г. Луганск) в семье рабочих. С 1982 по 1991 гг. обучался в средней школе, одновременно с 1990 г. нес послушание иподиакона при Свято-Петропавловском кафедральном соборе г. Луганска.

В 1991 г. поступил послушником в Курско-Коренную Рождества Богородицы пустынь Курской епархии. В монастыре нес послушания алтарника, уставщика, исполнял хозяйственные работы. В 1994 г. по благословению духовника перешёл во вновь открывшийся Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра) Донецкой епархии. С ноября 1994 г. находился на послушании иподиакона и водителя у преосвященнейшего Алипия, епископа Горловского и Славянского.

21 ноября 1994 г. преосвященнейшим Алипием был рукоположен в сан диакона. 23 декабря 1994 г. в Святогорском Свято-Успенском монастыре тем же преосвященным пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Находясь в сане иеродиакона, продолжал нести прежнее послушание водителя и иподиакона. 18 мая 1997 г. преосвященнейшим Алипием рукоположен в сан иеромонаха.

20 октября 1997 г. Высокопреосвященнейшим Иларионом, архиепископом Донецким и Мариупольским, управляющим Горловской епархией, был направлен на пастырское служение в Свято-Михайловский храм г. Мариуполя. Указом от 23 июля 1999 г. Высокопреосвященнейший Иларион также благословил настоятельское окормление вновь созданной общины в честь святого равноапостольного князя Владимира в г. Мариуполе. С 12 апреля 2000 г. - настоятель Свято-Владимирского храма г. Мариуполя.

С 1 августа 2000 г. - настоятель храма Рождества Христова в г. Донецке. С 1996 по 2000 г. обучался в Киевской Духовной Семинарии, с 2001 по 2005 г. - в Киевской Духовной Академии.

С 2004 г. нес послушание духовника и преподавателя Нового Завета на Подразделении духовной культуры при Донецком национальном университете. В 2004 году Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иларионом удостоен сана архимандрита. Указом от 8 февраля 2006 г. на архимандрита Митрофана возложено настоятельское окормление вновь созданной общины в честь святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба при университете.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24.01.2007 г. архимандриту Митрофану (Никитину) определено быть епископом Горловским и Славянским. 27 января в трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось наречение архимандрита Митрофана (Никитина) во епископа Горловского и Славянского.

  • Слово архимандрита Митрофана (Никитина), произнесенное в Успенской Киево-Печерской Лавре за вечерним богослужением при наречении во епископа Горловского и Славянского

28 января, в Неделю мытаря и фарисея, в трапезном храме Успенской Киево-Печерской Лавры состоялась архиерейская хиротония епископа Митрофана.

В годовщину разрушения храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил на руинах храма в г. Кировское Божественную литургию. .

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

– Я помню, как год назад во время воскресного всенощного бдения ко мне подошли священники и сказали: «Владыка, у нас случилась беда: в Кировском разрушен храм, и люди погибли». 27 августа, в канун Успения Пресвятой Богородицы, мне удалось выехать сюда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во временном вагончике. И во время богослужения он содрогался оттого, что где-то совсем рядом рвались снаряды.

Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и испытания, которые нам выпали. В тот момент мне хотелось сказать всем, что какими бы одинокими мы себя ни чувствовали, как бы ни трудно было смотреть на те разрушения и страдания, которые нам приходится терпеть, мы не одни. Потому что с нами молитва Церкви, с нами сочувствие наших верующих братьев и сестёр. Святейший Патриарх Кирилл на следующий день, совершая богослужение, сказал, что возмущён тем, что происходит, и потребовал обратить самое пристальное внимание на те беззакония, которые творятся на нашей земле.

К сожалению, мы потеряли за этот год не один храм. В августе прошлого года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, но, слава Богу, люди там успели выбежать из храма, никто не погиб. Из двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены в результате боевых действий.

Я верю, что точно так же, как была построена здесь временная церковь, с Божией помощью мы отстроим и новый типовый храм. Сегодня мы собрались для того, чтобы помолиться о приснопоминаемых прихожанах этого храма, которые погибли здесь во время богослужения, и для того, чтобы засвидетельствовать Богу, что мы, православные христиане, не поступаем как язычники: мы сегодня не произносим слов проклятия и ненависти и не говорим о вражде. Мы сегодня говорим о любви, мире и прощении. Это и есть то, чем настоящие христиане отличаются от язычников и тех, кто, называя себя христианами, живут как язычники и безбожники.

Самое главное, что в наших сердцах нет ненависти и проклятия, нет осуждения и всего того, что сделало бы невозможными сегодня нашу молитву, причащение Святых Христовых Тайн, сделало бы невозможным наше будущее. Нельзя ничего построить на ненависти и вражде. Нельзя иметь никакого будущего, если в основу этого будущего закладывается яд гордыни и самоуверенности.

И именно в этом наша сила - в том, что на зло мы отвечаем добром, на ненависть мы отвечаем молитвой, на разрушения мы отвечаем своей готовностью созидать и молитвой о тех, кто разрушает - чтобы Господь их вразумил, и они поняли, что разрушают не только стены, которые будут восстановлены, но, в первую очередь, свою собственную душу, которую восстановить можно только покаянием, обращением к Богу и добрыми делами. Стены восстановить легче, потому что они никогда не противятся. Если мы положим кирпич, он будет лежать там, где мы его положили. А человек - это существо, которое в ответ на призыв может сказать и «да», и «нет».

Посмотрите, сколько людей Господь за Собой звал, и сколько людей на Его призыв ответило. Нашлось всего двенадцать рыбаков на берегу Галилейского озера, которые потом стали апостолами и проповедовали слово Божие по всей вселенной. А где же были все остальные? Фарисеи, книжники, законники, учителя народа, священники? Почему они не пошли за Христом? Ведь они первыми должны были Его узнать, первыми откликнуться на Его призыв, оставить всё и последовать за Ним, как Он сказал сегодня богатому юноше, «если хочешь быть совершенным». Но нашлось всего двенадцать.

Так и в сегодняшний день не все, называясь христианами, готовы следовать за Христом, исполняя Его волю и Его заповеди. Слава Богу, что сегодня этот приход, от храма которого год назад остались одни развалины, опять наполнен людьми. И именно это - залог того, что храм здесь будет отстроен. Если есть люди, которые чувствуют нужду в молитве Богу и хотят идти за Христом, подобно апостолам, и, оставив всё, исполнять заповеди Божии, я верю, что благословение Божие будет на этом городе и его жителях, и на всех их делах.

Всё восстановится, и мы снова будем благодарить Бога. Почему я в это верю? Потому что мы строим не на ненависти, не на вражде и беззакониях, а на том фундаменте, строить на котором нам заповедал Господь - на исполнении заповедей Божиих, любви к Богу и ближнему.

Я верю, что и кровь, которая пролилась здесь, не пролилась напрасно. Наша молитва сегодня соединяется с молитвой тех, кто пострадал в этой братоубийственной войне, кого уже нет среди нас. Дай Бог, чтобы это всё стало для нас добрым фундаментом, чтобы мы свою новую жизнь не строили на прежнем старом фундаменте, чтобы она была без греха, и заповеди Божии были в ней на первом и главном месте. Христианин - это не тот, кто просто носит это название, но тот, кто следует за Христом, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь.