«За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама. Анализ стихотворения мандельштама за гремучую доблесть грядущих веков

Московский период [творчества Мандельштама ] продлится три года – с марта 1931 года по роковое 13 мая 1934 года. Он будет, несомненно, самым интенсивным в его творчестве, не столько по количеству стихов (в Воронеже муза частыми посещениями восполнит нищету жизни), сколько по качеству драматического напряжения. В Воронеже наступит развязка, это будет лебединая песнь, берущая за душу чистотой, благородством, беспримерной возвышенностью. В Москве песнь будет борьбой, вызовом, Мандельштам поставит на стихи карту всей жизни. Редко у него поэзия была столь вовлеченной в историю: из 50 московских стихотворений более 30 прямо относятся к той борьбе, которую Мандельштам ведет наперекор историческому факту.

Лагерь, тюрьма, правда, вызов, одиночество, подготовка к последнему бою, тоска по Европе, по мировой культуре, стояние перед смертью – все эти темы, исполненные в разнообразных регистрах, то серьезных, то шутливых, составляют ткань московских стихов.

По мысли автора, стихи группируются в неоформленные циклы по три, четыре или пять пьес, редко больше. Каждое стихотворение независимо, но объединено внутри цикла общей тональностью или окраской. Несколько ключевых образов связывают циклы между собой.

Первый из этих циклов, озаглавленный Надеждой Мандельштам «Волк», по стихотворению-матке, звучит до странности пророчески: тема его – концентрационный мир или смертный приговор, которые, казалось бы, тогда еще непосредственно не угрожали Мандельштаму.

Но такова вовлеченость подлинного поэта: он вписывает в стихи свою судьбу, чтобы уже от нее не уклониться. Киркегор , следуя романтическим представлениям, считал, что поэт, в отличие от религиозного человека, не способен на «дупликацию» – быть в жизни на уровне своих видений: здесь мы имеем нечто большее, чем «дупликация», как бы заранее исполненное обещание. «Слова поэта суть его дела», – писал Пушкин , возражая известному противопоставлению, проведенному Державиным (за дела пусть гложет, за слова пусть чтит).

Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков», бывшее маткой другим, – отчетливо, как манифест и таинственно, как прозрение [см. полный его текст на нашем сайте ].

Осип Мандельштам. «За гремучую доблесть грядущих веков…» («Век-волкодав»). Читает Константин Райкин

Окончательная редакция стихотворения не сразу далась Мандельштаму. Вначале он считал, что «это вроде романса и пробовал ввести поющего», превратившегося затем в собеседника, неотличимого от лирического «я». К кому обращены повелительные наклонения «запихай», «уведи» – как не к собственному гению, не к собственной судьбе? Таинственным образом Мандельштам провидел несовместимость свободы и правды. Оставаться на свободе – значит участвовать во лжи. Но и больше: Мандельштам не хочет пассивно участвовать в расправе над самим собой. Лишенный веселья и чести, он требует равноправия в поединке. Он соглашается на смерть, но ставит свои условия: не быть настигнутым сзади, как затравленный волк волкодавом, а погибнуть лицом к лицу с противником, как равный.

Сюжет стихотворения О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», написанного в тридцатые годы двадцатого века, имеет автобиографическую основу. Как и многие другие деятели культуры и искусства, автор этих строк попал в жернова сталинских репрессий.

Тяжело переживая удушающую общественную атмосферу того времени, О.Э.Мандельштам проявил образец гражданского мужества, продолжая писать то, о чем не мог молчать.

Личность лирического героя в этом произведении уникальна. Главное для нее - сохранить самоуважение, не уподобиться вопреки законам жестокой эпохи звериной сущности волков.

В первой строфе О.Э.Мандельштам подчеркивает ту высокую цену, которую в сталинское время платили за право оставаться верным своей жизненной позиции:

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

Последняя, вынесенная в конец перечислительного ряда потеря оказывается для О.Э.Мандельштама, несомненно, наиболее важной, невосполнимой. Лишь сам человек, попадая в разряд так называемых «врагов народа», понимал, что он ни в чем не виноват, надеялся, что власти разберутся и отпустят его. Многие же его знакомые искренне верили в справедливость ложных, порой абсурдных обвинений, отворачивались. Это для узников сталинских лагерей было, может быть, одним из самых тяжких душевных испытаний.

Мысли о личной судьбе в душе лирического героя неразрывно связаны с раздумьями об историческом содержании эпохи в целом. Поэт Н.Глазков писал:

Век двадцатый - век необычайный:

Чем столетье лучше для историка,

Тем для современника печальней.

Эта же мысль звучит и у О.Мандельштама, но она высказана в более образной форме:

Мне на плечи кидается век-волкодав.

Лирический герой сетует на то, что «лишился и чаши на пире отцов». Этот образ чаши отцов в стихотворении чрезвычайно интересен. Чашу, как известно, на пиру в давние времена передавали по кругу. Она служила символом жизни и плодородия.

В современную О.Мандельштаму эпоху была нарушена преемственность поколений. Уничтожалось то лучшее, что веками накапливалось и передавалось по наследству. Это было суровое время крушения идеалов, переоценки ценностей. Исходя из этого, становится понятным, почему лирический герой мечтает о «жаркой шубе сибирских степей. Ему не страшен суровый климат Сибири. Он - простой, мирный человек, которому нужен прежде всего душевный покой:

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых кровей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе.

Край, «где течет Енисей» идеализируется, рисуется в самых светлых и чистых тонах. О.Э.Мандельштам подчеркивает, что эта краса первобытна, то есть, дана человеку как некая непорочная ценность. Она конкретна и зрима, в отличие от весьма абстрактного образа «гремучей доблести грядущих веков», которая может и не наступить, а если и наступит, то в жизни уже иных поколений.

Объемным и запоминающимся выглядит в стихотворении образ «века-волкодава». Кровавое начало двадцатого века во всем мире, а в России особенно, возмутило умы писателей-гуманистов. Лучшие годы целого поколения были отравлены безжалостной бойней гражданской войны. Социальная распря ожесточила людей. У многих произошла переоценка ценностей. Сместились веками устоявшиеся ориентиры. В тридцатые годы гражданское противостояние приняло иные, более изощренные формы, но суть его продолжала сохраняться: репрессии, доносы, травля интеллигенции дворянского происхождения.

Стихотворение О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» - обвинительный акт для многих современников поэта. Одних он уличает в жестокости тирании, других - в трусости. Причем обе эти роли кажутся О.Э.Мандельштаму неприглядными, недостойными настоящего человека, поэтому сибирская ссылка воспринимается, как единственно возможный и даже в какой-то степени счастливый выход для человека, который хочет сохранить душевную чистоту, собственное достоинство, наконец, цельность своей личности и незыблемость идеалов.

Другие работы по теме:

Я на этой земле останусь... А. Галич В книгу известного поэта, барда и драматурга Александра Аркадьевича Галича вошли стихи, автобиографическая проза “Генеральная репетиция”, а также песни: песни-реквиемы памяти О. Мандельштама и Б. Пастернака, знаменитые “Облака”, “Когда я вернусь” и другие. Вот уже несколько десятилетий звучат с магнитофонных пленок песни этого человека.

Мое любимое стихотворение. Сергея Есенина Не жалею не зову не плачу где поэт затронул вечную самую тяжелую для человека тему тему старости. Мы когда нибудь все станем бабушками и дедушками для нас наступит время когда уже не будет мо Мое любимое стихотворение.

О. Э. Мандельштам не повсеместно известный лирик но без него не только поэзия серебряного века а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно.

Посох мой, моя свобода - Сердцевина бытия, Скоро лъ истиной народа Станет истина моя? О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осип Мандельштам проявил большой талант и мастерство во многих литературных жанрах.

Прочитав однажды стихотворение «Век», Сергей проникся уважением к личности поэта и заинтересовался сначала его гражданской лирикой, а затем расширил рамки исследования и обнаружил, что наряду с поэзией Мандельштам проявил себя и как интересный прозаик и публицист

Мой век… Это сочетание слов вызывает различные ассоциации, но, в большинстве своем, это что-то обязательно хорошее. Но, познакомившись со стихотворением Мандельштама «Век», осознаешь, что у каждого человека свое представление о жизни.

Осип Эмильевич Мандельштам - русский поэт, малоизвестный широкому кругу читателей. Однако от этого не менее талантлив и стоит в одном ряду с крупнейшими поэтами серебряного века Н. Гумилевым, А. Ахматовой, С. Есениным, В. Маяковским и др. Мандельштам - создатель литературного течения - акмеизма. Непростая судьба поэта и страны, в которой он жил, определила характер его творчества.

У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашедший подкову ». О чем думал поэт, когда писал его? О человеческом счастье, которое так хрупко и недолговечно? О поэтическом таланте, которым одарила его природа? Или о том и другом одновременно? «Нашедший подкову сдувает с нее пыль и растирает ее шерстью, пока она не заблестит».

Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.

Я читала один фантастический рассказ, в котором главный герой, попав в другую эпоху и на другую планету, признается там Мастером - величайшим магом и чародеем. Свое колдовство он осуществлял с помощью стихов. Стихов Осипа Мандельштама.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова "Творчество" Автор: Брюсов В.Я. Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики.

(1891 - 1938) Осип Эмильевич Мандельштам Родился в Варшаве в мелкобуржуазной еврейской семье. Детство и юность прошли в Петербурге и Павловске. До 1907 года учился в Тенишевском училище.

Тема: ...". Раздел: 9. Литература, языковедение. Назначение: контрольная работа. Формат: WinWord Автор: Кристина Узорко, Использование: Vilniaus Pedagoginis Universitetas, 2001.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.

Первая русская революция и события, сопутствующие ей: влияние на поэзию Мандельштама. Стихотворение “Сумерки свободы”.

Осип Эмильевич Мандельштам знал подлинную цену себе и своему творчеству, считал, что повлияет “на русскую поэзию, кое-что изменив в ее строении и составе”. Никогда и ни в чем не изменял поэт себе.

В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову.

енуемого). Роль изобразительных средств в стихотворении «За гремучую доблесть грядущих веков…» Автор: Мандельштам О.Э. В своем творчестве поэт опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, события многовековой давности и нетленного искусства.

Автор: Сочинения на свободную тему С раннего детства наши родители стараются воспитать в нас все самые положительные и благородные качества, присущие добропорядочным гражданам. В пример нам они ставят наших любимых героев из прочитанных нами книг или увиденных на телеэкране. Мы же, подражая им во время детских игр, закладываем в своё подсознание доблестные намерения, достойные и честные поступки, мужество и благородство…

Поэтическое наследие О. Мандельштама – около 600 произведений различных жанров, размеров, тем, включая стихи для детей, шуточные стихотворения и переводы. Не менее разнообразна и проза поэта автобиографические очерки-воспоминания.

Осип Эмильевич Мандельштам - создатель и виднейший поэт литературного течения - акмеизма, Друг Н. Гумилева и А. Ахматовой. Но несмотря на это, поэзия О. Мандельштама недостаточно хорошо известна широкому кругу читателей.

Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов, посвященных этому городу, у него не так много. Однако некоторые из них известны, насколько могут быть известны стихи долго пребывавшего в забвении автора.

Стихотворение «» написано в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании «Северные цветы» в 1830 году. Связано с чисто личными переживаниями поэта. Оно, как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство любви неугасаемой, живой и сейчас.

Мандельштама этот образ послужил выражению основной мысли, проскальзывающей в большинстве его стихов и являющейся квинтэссенцией его опасений и радостей, его отношения к миру, жизни, собственной судьбе: главной движущей силой в мире является любовь.

Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.

Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение "Степь вечером" в 1854 году. Основная тематика содержания - это описание буйной природы степи. Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале "Современник".

Русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Родился в семье купца-кожевника. В 1907 окончил одну из лучших Петербургских школ - Тенишевское училище. Слушал лекции на словесном факультетте Сорбонны в Париже и в Гейдельбергском университете.

Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.

Композиционная структура стихотворения является кольцевой, состоящей из вступительной части и следующих за ним четверостиший в количестве трех единиц в виде четырех катренов (строф), замыкающихся в начале и конце одними и теми же строчками.

При этом стихотворным размером произведения поэт выбирает разностопный анапест, ставящий ударение на третьем слоге строфы, в сочетании с точной рифмой (колесе-красе, грязцы-песцы), а также мужской рифмой в виде перекрестной рифмовки. Данный прием в отсутствии пиррихиев позволяет придать стихотворению жесткую, устойчивую звуковую ритмику, отвечающую авторскому идейному повествованию произведения.

В условном виде композиция стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» подразделяется на две составляющие, первая из которых объясняет причины глубоких душевных страданий лирического героя, ведущего от собственного имени повествование, в виде потери им с приходом новой власти всех жизненных ценностей, а во второй главе изображается отношение поэта к происходящим событиям и передается его твердое настроение, подчеркивающее нежелание мириться с веком волкодавов.

Среди художественных средств выражения, усиливающих раскрытие ключевой темы стихотворения, поэт применяет развернутые метафоры («сияли…голубые песцы»), а также метонимию («жаркой шубы») и гиперболу («сосна до звезды достает»). Кроме того, демонстрируя ощущение счастья от свободы и леденящего ужаса, окружающего лирического героя, автор использует литературный прием в форме антитезы, которая иллюстрируется с помощью цветового противопоставления красного и голубого оттенков.

Стихотворение наполняется авторскими рассуждениями о судьбе человека, окруженного трусами и хлипкой грязцой, не желающего ценой своей жизни осуществлять поддержку подлости и лживости. Именно поэтому лирический герой в произведении выражает согласие на ссылку, поскольку в окружении природы родной земли и в отсутствии партийных указаний, находясь вдали от волкодавьего века, чувствует себя в раю.

Отличительной особенностью творчества поэта, проявленной и в данном стихотворении, представляется лейтмотив в виде связи времен, выраженный в принятии автором страданий ради будущего и тех людей, которые родятся в дальнейшем, поскольку разорванные революцией узы с прошлым российской страны невозможно восстановить, по мнению автора.

Финал стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» представляет квинтэссенцию всего повествования, подчеркивая несломленное душевное состояние лирического героя, нежелающего принадлежать к предательской волчьей стае и уверенного в своей победе над убийцами, стремящимися убить всякое проявление вольности и свободы личности.

Анализ 2

Стихотворение « За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам задумал написать в 1931 году, но так уж случилось, что многие годы он его переосмысливал и в окончательной редакции написал в 1935 году. За это время многое изменилось как в судьбе автора, так и в судьбе страны. Мандельштам за свое творчество был арестован, пытался покончить жизнь самоубийством. В ссылке он осознал, что лирика должна быть гражданской. Таким и есть стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков».

В этом стихотворении образ переломной эпохи подан не философски, а с точки зрения

человека, попавшего в колесо истории тех дней и не потерявшего своего нравственного облика и достоинства быть человеком.

Место благородного и честного человека в веке страшных перемен, «веке-волкодаве» есть темой произведения.

Главный герой стихотворения не хочет жить в окружающей его действительности, где полно грязи, крови, подлости. Читая стихотворение, мы понимаем, о каком времени идет речь. А речь идет о времени полного подчинения воли партии, повсеместных чисток русского народа, времени насильственной коллективизации.

То страшное время лишало чести многих людей, перед которыми стоял выбор либо выжить и утратить свое достоинство, либо с честью умереть. Противопоставив себя окружающей действительности, герой стихотворения не мог стать «волком», предателем и потерять свою честь. Он считает, что сопротивляться бесполезно и оставаться в этой действительности он не мог. Выходом из этой ситуации герой посчитал уход от реальности к сибирской природе, где нет всего этого. Природа кажется ему раем по отношении к реальности.

Стихотворение состоит из вступления и четырех четверостиший. Четверостишия начинаются и заканчиваются одинаковыми строками, что делает стихотворение замыкающимся в кольцо.

Этим стихотворением автор обвиняет своих современников: одних в трусости, других – в жестокости. Эти качества недопустимы для порядочного человека. Для него единственным, по мнению автора, выходом есть сибирская ссылка. Только там он может сохранить свое достоинство.

Мандельштам резко изображает «век-волкодав», который поглощает все на своем пути. Он использует метафоры, гиперболы, метонимию.

Это стихотворение есть автобиографическим, ибо автор в нем заключил свои взгляды и переживания. Последние две строки говорят о том, что не нашлось равного, кто бы убил поэта. В этих строках герой подчеркивает еще раз, что «убийцам» не дотянуться до него, не сломить его дух. Герой готов принять мученический венец за доблесть грядущих веков.

Мандельштам так и не успел сбежать от «века волкодавов», умерев в от тифа в пересыльной тюрьме Владивостока.

Анализ стихотворения За гремучую доблесть грядущих веков по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

    Произведение представляет собой стихотворение, относящееся к пейзажной лирике поэта с элементами философии, рассматривающей в качестве основной темы проблему человеческого счастья.

  • Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

    Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме

  • Анализ стихотворения Баратынского Родина

    дивительное философское отношение к Родине, к жизни и своему месту в ней передано в стихотворении. Здесь от первого лица рассказчик обещает вернуться, вопреки высшему свету и молве, на Родину – к родным полям, к иконам

  • Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

    Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было

  • Анализ стихотворения Сорокоуст Есенина

    Есенин часто использовал церковную символику, он был довольно близок православной вере благодаря традиционному патриархальному воспитанию и поэтому эти образы часто просачивались сквозь его стихи.

Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков» было задумано в 1931 г., но дата его окончательной редакции – 1935 г. За это время произошло переосмысление многих событий в жизни страны и в жизни поэта. Мандельштам сменил Ленинград на Москву. Между первой и второй редакцией – знаменитая эпиграмма на Сталина, написанная в конце 1933 г., за которую Мандельштам попал в первое заключение в 1934., попытка самоубийства, после которой ссылку в Чердынь разрешено было поменять на Воронеж. Там были написаны стихи, составившие воронежскую тетрадь.

С 1933 г. наметился перелом в творчестве Мандельштама. Он признавался Ахматовой , что в эти дни лирика должна быть гражданской.

Литературное направление и жанр

В стихотворении множество сложных для интерпретации символов, но в целом оно остаётся близким поэзии акмеизма, замечающей вещественность во всём, даже в идеях.

Стихотворение – образец гражданской лирики Мандельштама. Образ века, переломной эпохи, встречающийся в нескольких стихотворениях поэта, осмысливается не философски, а с точки зрения попавшего в колесо советской машины винтика, не утратившего своего человеческого достоинства.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. В первом катрене лирический герой говорит о своей жертве, принесенной во имя счастливого будущего (доблести грядущих веков) и достоинства людей. Он вынужден был поступиться какими-то моральными принципами, лишиться награды в потустороннем мире (на пире отцов), собственного веселья и чести.

Во второй строфе лирический герой вступает в диалог со своим веком-волкодавом. Это уже не растерянное животное со сломанным хребтом, как в стихотворении 1922 г., из всех качеств у зверя осталась жестокость. Лирический герой смиряется со своей судьбой. Он готов бежать в самые отдалённые места (Сибирь), только бы вырваться из кровавого колеса.

В третьей строфе противопоставляются кровавые деяния недостойных людей и чистота природы.

Четвёртая строфа – снова обращение лирического героя к веку, попытка с ним договориться. Лирический герой питает надежду, что век-волкодав пощадит его, потому что герой «не волк по крови».

Рефрен во второй и четвёртой строфе определяет основную мысль стихотворения: лирический герой не волк по своей крови, он выбирает уход из общества или от действительности, потому что, с одной стороны, слаб для борьбы, с другой, обладает такой силой, что только равный может его убить, а равных не оказалось.

Тема стихотворения – место благородного человека в эпоху века-волкодава.

Тропы и образы

Первая строфа символична, что не характерно для акмеистической поэзии Мандельштама. Ради высоких целей, ради восстановления связи веков, лирический герой, подобно Гамлету, готов на любые жертвы, материальные и духовные, готов даже пожертвовать честью. Самый неоднозначный символ – чаша на пире отцов. То ли это достойные предки лирического героя, то ли поэты предыдущих эпох, имеющие чёткую гражданскую позицию и получившие награду в веках, воздвигшие себе нерукотворный памятник.

Во второй строфе Мандельштам возвращается к земным осязаемым образам. Век олицетворяется, называется волкодавом. Метафорический образ рукава жаркой шубы сибирских степей – это знак защищённости, укрытия. Есть что-то архетипическое в сравнении героя с шапкой, засунутой в рукав жаркой шубы (возвращение в место покоя, лоно матери).

В третьей строфе противопоставлено общество людей, причём худшие его представители, трусы и хлипкая грязца (метафора) и девственная природа, символом чистоты которой становятся голубые песцы (которые не живут в степной зоне Сибири, а только в тундре). Противопоставление красного цвета (кровавых кровей) и тёмных цветов грязи, колеса сияющему голубому усиливает образ, в подтексте которого голубая благородная кровь человека, не ставшего трусом, подлецом или предателем.

В четвёртой строфе пространство свободы расширяется до бесконечности. Оно тоже имеет цвета воды Енисея и тёмного ночного неба с сияющими звёздами. Таким образом, палитра синего цвета постепенно затемнеется от голубого (песец) до синего (Енисей) и почти чёрного (ночное небо).

Метафорические эпитеты окрашены положительно (гремучая доблесть, высокое племя, первобытная краса) или отрицательно (хлипкая грязца, кровавые крови).

Основная мысль заключена в последних двух строках. Не нашлось равного, который убил бы поэта. Он умер от тифа в пересыльной тюрьме Владивостока, так и не сумев убежать от века-волкодава.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с чётким ритмом без пиррихиев. Рифмовка перекрёстная, рифмы мужские. Острота темы соответствует чёткости формальной организации стихотворения.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама

В своем творчестве Мандельштам опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, события многовековой истории и нетленного искусства. Это было общей чертой поэзии Серебряного века. Но Мандельштам в подходе к культурно-историческому наследию отличается от многих своих современников. У Мандельштама культурно-исторические реалии вплотную приближены к современности, входят в сегодняшнюю жизнь.

Одна из его излюбленных тем - политическая. Еще со времен революции, когда Мандельштам уже был сложившимся поэтом, его волновало происходящее вокруг. Поэт готов добровольно присоединиться к усилиям тех, кто пытается двинуть человечество в новом, неведомом направлении: «Ну что ж, попробуем огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля...» Но он знает, что наступили «сумерки свободы» и «мы будем помнить и в летейской стуже, что десяти небес нам стоила земля!» В этой оде - явная готовность принять революцию, при полном сознании размеров уплаты.

Быть пассивной, безличной жертвой, «неизвестным солдатом» колеса истории Мандельштам не хотел и не мог - и вступил в беспримерный поединок со своим временем. Поэзия Мандельштама в начале 30-х годов становится поэзией вызова. Так появилось произведение «За гремучую доблесть грядущих веков…» (1931-35 гг.).

Стихотворение написано разностопным анапестом, это должно было сделать тон и ритм стихотворения мягким и плавным. Но перекрестная мужская рифма, а также отсутствие пиррихиев сообщает всему произведению жесткий, устойчивый ритм, который отвечает идейному содержанию.

Поэт пишет о доле благородного человека, о том, что его окружают только «трусы», «хлипкая грязца». Достаточно вспомнить, в какое время написано стихотворение, и станет все понятно. Это время радикальных чисток среди русского народа, время коллективизации, время, когда человек должен был безропотно подчиняться партии, иначе - «черный воронок». Все происходило под лозунгом «Все для коммунизма!», но под этим лозунгом скрывались не только светлые идеи, но и грязь, подлость, жестокость и глупость. Поэт пишет в первом четверостишии:

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

Да, то время лишало чести, так как ради того, чтобы выжить, необходимо было «искренне» поддерживать политику, иначе, опять же, - «черный воронок». Выбор стоял между жизнью и честью. Жестокость этого выбора поэт выражает в эпитете «век-волкодав»:

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей.

Поэт не желает делать выбора, так как понимает, насколько это глупо и нелепо. Подлость нельзя поддерживать своей жизнью. Поэтому лирический герой решает уйти от этого общества. Он согласен на ссылку:

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

Природа русской земли, вдали от цивилизации, а самое главное - вдали от директив партии, представляется поэту раем.

Для описания счастья свободы и того настоящего ужаса, который окружает лирического героя, автор использует прием антитезы. В третьем четверостишии первые две строки описывают окружающую реальность, вторые – недостижимый рай, природу Сибири:

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых кровей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе...

Антитеза усиливается и цветовым противопоставлением: красный («кровавых кровей») и голубой («голубые песцы»). Сибирь вообще описывается поэтом в ассоциативной голубой гамме: «Енисей», «до звезды» (небо):

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает...

Последние две строки стихотворения являются как бы квинтэссенцией всего произведения. В них лирический герой не только еще раз подчеркивает свою непринадлежность к «волкам» (на тюремном жаргоне это означает «предатели»), но и указывает на то, что его «убийцам» до него не дотянуться. То есть не сломить дух героя, не заставить его стать «волком», не заставить его предать:

Потому что не волк я по крови своей,

И меня только равный убьет.