Поворот налево и разворот на трамвайных путях: как их осуществить. Штраф за движение по трамвайным путям попутного направления Пересечение сплошной на трамвайных путях
Добрый день, уважаемые автолюбители.
Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.
Для начала обратимся к и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.
Правила дорожного движения
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.
К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.
8.11. Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:
Во всех остальных случаях разворот разрешен!
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается
Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.
Теперь точно можно сказать, что , если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.
«Встречка» при развороте
Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет . Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.
«Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.
Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.
Разворот разрешен
Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:
- Уступить дорогу попутным трамваям
- Перестроиться на попутные трамвайные пути.
- Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
- Совершить разворот.
Разворот запрещен
Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.
Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14
1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении
Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.
Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.
Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:
Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления
Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»
За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления
Разворот через сплошную линию разметки:
Нарушение требований разметки:
Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
ответственность по части 2 статьи 12.16:
2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен . Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.
Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.
Дорог вам без препятствий!
Трамвайные пути - неотъемлемый атрибут любого большого старого города. Однако если не так давно такой способ передвижения был основным, то в настоящее время трамваи являются лишь одним из длинного списка видов транспорта. Рельсы для него чаще всего располагаются на территории дорог, поэтому автомобилистам постоянно приходится осуществлять разворот на трамвайных путях, чтобы не задеть элекроперевозчика. Более того водители нередко встречаются с ситуацией, в которой необходимо осуществить разворот через трамвайные пути.
Движение по трамвайным путям попутного направления
Для того чтобы понять, когда можно осуществлять разворот на трамвайных путях, в первую очередь необходимо знать можно ли ездить по трамвайным путям.
По правилу 8.5 ПДД существует ряд пунктов, при которых автомобилист имеет право проехать по трамвайным путям:
- они находятся на одном уровне с окружающей их проезжей частью
- они находятся по левую руку от автомобилиста
- движение трамвая должно совпадать с движением водителя
Вышеозначенная возможность появляется, только если все три правила соблюдены и не создается помех для движения транспорта. Из этого можно построить нередко встречающиеся ситуации, при которых выезд на трамвайные пути законодательно воспрещен:
- 1. Трамвайные пути установлены по правую руку от водителя.
Подобная ситуация встречается реже чем левостороннее расположение, однако также имеет место быть в нашей стране.
- 2. Трамвайные пути установлены на газоне, возвышаясь над проезжей частью или «вдавлены» в проезжую часть, тем самым располагаясь ниже автомобильной дороги.
В таком случае рельсы и прилегающая территория воспринимаются в качестве разделительной полосы, по которой проезд заведомо запрещен правилами дорожного движения вне зависимости от наличия на ней путей.
- 3. Попытка проехать на встречные трамвайные пути
Данное действие является нарушением правил, поскольку считается проблемной ситуацией для движения транспорта.
В дополнение, каждому водителю нужно быть внимательным и проверять наличие специальных дородных знаков и сплошных линий вдоль рельсов. И те и другие говорят о запрете выезда на территорию трамвайных путей.
Также важно понимать, что пересечение рельсов, которые находятся по правую руку от водителя строжайше запрещено.
Разворот через трамвайные пути вне перекрестка
Многие задают вопрос «Можно ли разворачиваться на трамвайных путях?». Для того чтобы автомобилист смог осуществить разворот через трамвайные пути, ему необходимо произвести определенный алгоритм действий:
- Проверить трассу на легальность разворота:
- рельсы находятся на одном уровне с дорожным полотном
- пути расположены по левую сторону от водителя
- отсутствует одинарная или двойная сплошная линии слева, посередине или справа от рельсов
2. Пропустить проезжающий трамвай.
3. Перестроиться на пути попутного движения.
4. Осуществить поворот налево на пути противоположного следования так, чтобы автомобиль пересекал их перпендикулярно движению транспорта. В противном случае ситуация будет расценена как движение по встречной полосе.
5. Выехать, с разворотом или без, на необходимую автомобильную трассу.
После выполнения всех действий разворот на трамвайных путях будет считаться выполненным правильно, и ни один представитель ГИБДД не будет иметь поводов предъявить претензии.
Разворот на перекрестке
Рассмотрим ситуацию, когда необходимо осуществить разворот на перекрестке с трамвайными путями. Для осуществления правильного разворота через трамвайные пути по ПДД, дорожное полотно должно соответствовать следующим критериям:
- трамвайные пути находятся слева от водителя;
- трамвайные пути и дорожное полотно находится на одном уровне;
- движение по трамвайным путям и дорожному полотну осуществляется в одном направлении.
Если дорога соответствует данным критериям — вы обязаны выехать на попутную полосу трамвайных путей и осуществить разворот на трамвайных путях или поворот налево.
По ПДД разворот или поворот налево осуществляется с крайней левой полосы . Если нет разгроничения (бордюра или иного элемента конструктивного разделения дорог), а так же при отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметки 1.18 — попутная полоса железнодорожных путей является крайней левой полосой, поэтому поворот налево и разворот осуществляется с ней.
Видео: правила разворота вне перекрестка через трамвайные пути.
Поворот на перекресте с трамвайных путей
Поворот налево с трамвайных путей так же как и разворот через них осуществляются аналогичным образом. Однако нужно быть внимательным еще в нескольких аспектах:
- Не пытаться пересечь трамвайные пути, находящиеся по левую сторону от водителя, перпендикулярно обоим направлениям движения электротранспорта. Перестройка на сонаправленные трамвайные пути обязательна в любом случае.
- В тех ситуациях, когда регулировщик либо светофор одновременно дозволяют движение обоих видов траспорта, по п. 13.6 Правил Дорожного Движения водители автомобилей обязаны пропустить представителя рельсового транспорта.
- Исключением из вышеозначенного пункта является ситуация, когда одновременно с предупреждающим или запрещающим сигналами светофора зажглась стрелка, в направлении которой осуществляется движение, тогда автомобилисты и водители трамвая меняются местами, и последние уступают дорогу первым.
Штраф за езду по трамвайным путям
Нередко бывают ситуации, при которых автомобилист может замешкаться или по неопытности или невнимательности произвести поворот неправильно. Если это заметит сотрудник ГИБДД, водителю грозит штраф за:
- остановку на трамвайных путях – от 1,5 до 3 тыс. рублей в зависимости от города, в котором это произошло
- переезд сплошной линии – от 500 до 1500 рублей
- помехи движению трамвая – до 500 рублей
- выезд на встречные пути – до 5 тыс. рублей, в особо тяжелых случаях возможно лишение прав на срок от 4 месяцев до 1 года
- выезд на встречные пути с целью объезда препятствия – от 1 до 1,5 тыс. рублей
Правила переезда трамвайных путей при наличии сообщения в обе стороны урегулированы полностью. Однако в ПДД отсутствует регламент для дорог, в которых движение рельсового транспорта осуществляется только в одну сторону. Если автомобилист находится именно на такой трассе, то ему стоит быть внимательнее и в случае опасности для жизни или для кошелька постараться не осуществлять разворот и доехать до перекрестка.
Вадим спрашивает:
"Добрый день! Расскажите как правильно осуществлять поворот налево на улице с трамвайными путями по середине при наличии и отсутствии знака "направление движения по полосам" (ул. Первомайская и ул. Я.Купалы), а также при наличии установленного светофора с дополнительной секцией (ул. Первомайская и ул. Пулихова). Спасибо!"
На вопрос отвечает Юрий Краснов :
Если водитель собирается совершить маневр левого поворота на перекрестке, где есть и движение трамваев, то первый вопрос, который должен его интересовать - это наличие позади трамвая.
Но есть и еще один момент, который нужно отслеживать. Наличие или отсутствие дорожного знака 5.8.1 "НаправлениЯ движения по полосам".
Мы специально выделили букву "Я
" в слове "направления", так как есть еще и знаки 5.8.7 и 5.8.8, которые отличаются и названием и предназначением от знака 5.8.1, и называются "НаправлениЕ
движения по полосам".
Знак 5.8.1 определяет количество полос движения именно на перекрестке и разрешенные направления движения по каждой из этих полос.
Знаки 5.8.7 и 5.8.8 устанавливаются не перед перекрестками, а за ними. Они информируют водителей о количестве полос своего направления и встречного. На знаках 5.8.7 и 5.8.8 могут наноситься изображения запрещающих или предписывающих знаков, которые вводят ограничения, условия или режимы движения на соответствующей полосе движения. То есть между перекрестками.
Итак, если при подъезде к перекрестку вы видите знак 5.8.1, то вы должны знать, что выезд на трамвайные рельсы попутного направления вам запрещен. Поворот нужно выполнять из левой крайней полосы, убедившись, что сзади нет трамвая.
Если же знака 5.8.1 нет, поворот нужно выполнять с трамвайных путей. Согласно ПДД (п. 61, п.п 64.1) при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги, поворот налево или разворот должен выполняться с этих путей, если дорожными знаками "Направления движения по полосам", "Направление движения по полосе" не предписан иной порядок движения.
Когда вы увидели, что знака 5.8.1 нет, нужно также убедиться и в отсутствии позади попутного трамвая.
Если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, если наличие встречных транспортных средств не позволит освободить рельсы до того, как сзади подъедет трамвай (п.п 64.2 ПДД).
Совет
Не надо ехать на перекресток для разворота. Разворот можно выполнить в любом разрешенном месте между перекрестками.
Если знака 5.8.1 нет, а сзади к вам подъезжает трамвай, можно посоветовать уменьшить скорость своего движения так, чтобы трамвай проехал перекресток, а у вас осталась возможность выехать на рельсы параллельно им. Параллельно рельсам нужно выезжать, чтобы не мешать другим автомобилям двигаться по левой крайней полосе.
Оговорен правилами и случай создания препятствия для движения трамвая (п.п 64.3. ПДД). В этом случае Правила говорят, что трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. И водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.
Но на практике так никто не делает. Если автомобиль уже выехал на рельсы, съехать назад он уже не может, так как можно получить удар от автомобилей, которые двигаются по левой крайней полосе. Эти водители заранее автомобиль, стоящий на рельсах, не видят, а резко снижать скорость потом не хотят.
Немаловажно и то, что если начать освобождать рельсы, автомобиль окажется уже за перекрестком в положении, из которого неудобно или невозможно будет выполнить поворот налево. И поэтому в большинстве случаев водитель, который уже выехал на рельсы, просто стоит и ждет, когда закончится встречный поток. И трамвай тоже ждет, истошно дзынькая звуковым сигналом.
Что тут можно посоветовать?
2. Водителю автомобиля, стоящему на рельсах:
Не дергаться и не паниковать из-за дзынькающего сзади трамвая;
Поехать прямо по рельсам вперед и развернуться (обычно за перекрестком остановка, на которой остановится трамвай и отстанет от автомобиля);
Автор так подробно начертил схему, что вывод только один, он точно знал о том, что разворот запрещен. А теперь (как не сторонник тех:-" кто бегает в кусты и юлит") пытается разобраться по закону.
По моему varang прав.
И вообще надо (по американскому принципу, у них не все самое плохое), где запрещен разворот, полосы разделять бетонными отбойниками, а не белой полосой, может и вопросов меньше будет, и самое главное аварий.Нет, ваш вывод ошибочен. Я не знал что там запрещён разворот именно в тех условиях, которые были в тот момент. Я слышал, что ДПСники не одобряют разворот на трамвайных путях, но связывал это с тем, что там последним летом начертили сплошную полосу между трамвайными путями и 3й полосой. В данной ситуации сплошная (вернее её остатки) были под снегом-льдом, решил, что если что --- отболтаюсь. Но они там начали паять встречку.
Т.к. нарушаю крайне редко (не помню чтобы разворачивался на трамвайных путях) и в такой ситуации ещё не бывал --- ес-но ни разу не сталкивался с запретом разворота на 4х и более полосах. А коли остановили, не стал спорить, усугублять ситуацию. Просто, когда освободился, стало очень интересно, насколько правомочными были действия сотрудников ДПС, т.к. не далее, чем в прошлом году перечитывал ПДД от 2006 (освежил т.с. в памяти знания полученные 10 лет назад), но такого пункта в тот момент не припомнил, и по возвращении домой достал и снова начал перечитывать.
2 B{}rI$
Насчёт количества полос --- я написал "вторая полоса с горем пополам функционирует" --- имел ввиду сугроб-колея, по которому автобусы тролейбусы ездят, легковым машинам - тяжело передвигаться, особенно со скоростью более 30 км/ч, т.к. начинает кидать... Но всё таки она была.2 Vozhd
На картинке 6 полос, если верить знакам разметки на светофорах, тоже 6 полос, но фактически в тот день было всё-таки только 4 полосы.Вот счас нашёл Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 18 от 24 октября 2006 г. --- "клёвое" постановление с разъяснениями пробили себе ДПСники...
PS: Если честно, по человечески рассуждать --- не согласен с тем, что должны отбирать права при развороте на трамвайных путях. Если я не мешаю не то что трамваю, даже попутным и встречным машинам ---маразм судейской нашей действительности. Всё таки бредовые законы иногда ситуации возникают. Примерно, как запрет обгона ТС, движущихся со скоростью более 1 км/ч и т.д.
Ладно. Фиг с ними. Теперь буду знать.
PS2: Вот сейчас снова перечитал п.12а (на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;) - там не оговорено наличие трамвайных путей посередине этих четырех полос и более. Тем не менее, если судить по этому пункту --- да, нарушение.
Зато про трамвайные пути чётко оговаривается в пункте 12д (запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД).)
Из чего напрашивается снова вопрос, к какому пункту всё-таки следует отнести мой разворот? К пункту 12а или п.12д?
И четыре полосы в п.12а --- для каждого направления, или для всей проезжей части? Где-то оговаривается для "каждого направления" (как в заключении 12-го пункта), где-то нет.
Трамвай – это средство передвижения, часто обладающее преимуществом перед автомобильным транспортом. Но знать об этом «часто» и ездить, не нарушая правила – разные вещи.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Чтобы избежать встречи с инспектором ГИБДД, и, следовательно, уплаты штрафа, каждый человек, садящийся за руль, должен знать, когда же все-таки следует уступить, а когда и где допускается проехать первым.
Есть ли изменения в 2019 году
Нормой, регулирующей передвижение автомобилей по городским рельсовым коммуникациям, предназначенным для трамваев, являются , а точнее п. 9.6.
В 2019 году Правительство РФ оставило его без изменения, то есть он продолжает действовать в редакции от 28.03.2012 года. Пункт 8.5, регламентирующий поворот налево, а также разворот через рельсовое полотно, по прежнему излагается в форме, утвержденной в 2005 году.
Часть нормы, устанавливающая запрет на остановку, действует в неизменном виде с 24 января 2001 года (п. 12.4).
Для пешеходов тоже немаловажно знать, каким образом следует идти по подобным опасным участкам. Их перемещение регулируется пунктами 4.6 (редакция от 2015 года), 4.7 (редакция от 2014 года), право на преимущество при ходьбе через рельсы установлено пунктами 14.1 и 14.3 Правил (в настоящем виде действуют с 14.11.2014 года).
Знаки
Графический специальный символ 1.5 выполняет для водителя предупреждающую функцию, оповещая его о том, что по полотну, по которому он движется, проходит трамвайное сообщение.
Стандартным сопутствующим указателем является табличка, на которой поясняется, какое расстояние водителю предстоит преодолеть до места пересечения (символ 8.1.1).
Когда разрешено и запрещено
Согласно законодательству, действующему на лето 2019 года, автомобильному транспорту разрешается передвигаться по рельсам в одном направлении с трамваями.
Пути непременно должны располагаться слева от водителя, а их уровень должен совпадать с высотой самого полотна (если они проходят выше или ниже, выезжать туда запрещено).
Перестраиваться можно только тогда, когда:
- нужно повернуть налево;
- требуется развернуться.
- все имеющиеся полосы в заданном направлении заняты автомобилями;
- сидящему за рулем человеку необходимо совершить объезд (при наличии помехи на занимаемой полосе);
Все вышеперечисленные действия возможны, если они не создают препятствий для передвижения трамваев.
Если водителю нужно повернуть или развернуться, ему необходимо руководствоваться требованиями п. 8.5 Правил, предварительно заняв положение, которое предписано символами 5.15.1 и 5.15.2, или разметкой 1.18, регулирующими перемещение по каждой из полос.
Законом строго запрещается перестраиваться на рельсовое полотно:
- если оно предназначено для трамваев, едущих навстречу;
- когда на подъезде к перекрестку расположены графические символы 5.15.1 и 5.15.2.
- если оно размещается справа от машины.
На дороге, где ехать разрешено в обоих направлениях, нельзя обгонять по «встречке», если посередине проложена рельсовая коммуникация, даже если при этом на асфальт не нанесена запрещающая разметка.
Правила
Даже профессиональные автолюбители порой сомневаются, правильно ли они движутся по дороге с пролегающими посередине путями. Их беспокойство легко понять: ведь в случае аварии виновным, скорее всего, будет считаться именно водитель колесного транспорта.
По определению нельзя создавать помехи для передвижения трамвая. Поэтому следует подробнее разобрать все возможные спорные ситуации.
Разворот вне перекрестка
Осуществление маневра через рельсы разрешено, но при следовании ряду правил.
При необходимости развернуться или повернуть к какому-либо объекту, расположенному на противоположной стороне, человек, управляющий безрельсовым транспортом, должен:
- убедиться, что уровни дороги и рельсов совпадают;
- пропустить трамвай, если он перемещается в одном направлении с ним;
- уступить дорогу всем автомобилям и трамваям, движущимся навстречу ему.
Выполнение действие следует начинать, въехав предварительно на попутное рельсовое полотно.
Когда ширина дороги небольшая, то есть ее размер не позволяет полноценно совершить задуманный маневр из левой крайней позиции, допустимо осуществить действие от правой кромки проезжей части или даже с обочины.
Предварительно водитель обязан пропустить весь перемещающийся транспорт (в любом направлении).
Разумеется, при пересечении коммуникации, нельзя забывать об общих правилах разворота.
Данный маневр строго запрещен:
- на всех пешеходных переходах;
- внутри тоннелей;
- при нахождении на мосту, путепроводе, эстакаде или под одним из этих объектов;
- на участке полотна перед крутым изгибом, ограничивающим обзор водителю до 100 метров и меньше;
- на остановке, предназначенной для автобусов и троллейбусов.
Движение по трамвайным путям попутного направления
Вне перекрестка, на котором рельсовые коммуникации пересекают полотно проезжей части для движения автомобилей, трамвай всегда обладает преимуществом перед колесным транспортом.
Исключением здесь считается только выезд его из депо: тогда он обязан совершить торможение и пропустить машины.
Об этом правиле необходимо помнить, если на дороге сформировался «затор», или появилась иная преграда, которую можно объехать только при использовании рельсового полотна.
В местах, где уровень пролегающих трамвайных коммуникаций ниже или выше уровня дорожного покрытия, съезжать на них категорически запрещено в любых случаях: расцениваться это будет как нарушение закона.
Как уже было упомянуто выше, разрешается совершить опережение медленно движущегося транспортного средства по рельсам попутного направления, предварительно уступив дорогу едущим по ним трамваям.
При подъезде к перекрестку необходимо заблаговременно убедиться в том, что на дороге отсутствуют графические символы (знаки), регламентирующие движение по каждой из полос.
Если они есть, то движение прямо возможно только строго в соответствии с ними. В этом случае въезжать в пределах перекрестка даже на попутные рельсы нельзя.
Как только позволят дорожные условия, следует покинуть пути и переместиться направо, то есть на полотно, предназначенное для движения автомобильного транспорта. На рельсах по определению невозможен обгон, так как он подразумевает перемещение на «встречку».
На трамвайных коммуникациях строго запрещено останавливать автомобиль. Закон не разрешает делать это и в непосредственной близости от рельсов, если в результате может быть создана помеха для движения трамвая.
В пределах населенного пункта на дороге, имеющей по одной полосе для езды в каждом направлении, при наличии разделяющей их рельсовой коммуникации, нельзя совершать остановку и стоянку на левой стороне.
Справа действие разрешается на обочине, а если она отсутствует – на краю проезжей части.
Поворот налево
При совершении подобного маневра возможны варианты:
- поворот с предварительным перестроением на рельсовое полотно, идущее попутно;
- осуществление действия без выезда со своей полосы движения.
При отсутствии специальных графических объектов или разметки, водитель, сидящий за рулем колесного средства, должен заранее перестроиться в крайнее левое положение, переместившись на попутное рельсовое полотно.
Перед этим нужно посмотреть в зеркало, чтобы убедиться в отсутствии приближающихся трамваев. При необходимости весь рельсовый транспорт следует пропустить, совершив торможение, и только потом можно приступать к выполнению поворота.
Если установлены знаки, определяющие направление перемещения по каждой из полос, водитель обязан следовать порядку, предписанному ими.
В этой ситуации нельзя перестраиваться на рельсовое полотно: маневрирование начинается из занимаемого положения в соответствии с графическими указателями.
Если необходимо совершить поворот налево на перекрестке, не оборудованном регулирующими световыми приспособлениями, руководствоваться следует установленными знаками.
При выезде со второстепенной дороги, обозначенной объектом 2.4 («Уступите дорогу»), водитель трамвая обязан пропустить колесный транспорт, который едет по главной дороге.
Соответственно, при наличии знака 2.1 («Главная дорога»), человек, управляющий автомобилем, имеет право проехать первым.
Для пешеходов
Не только управляющие автомобилями, но и пешеходы во избежание обязаны знать, как вести себя на рельсах, и в каком случае лучше повременить с переходом.
Трамвай – это источник повышенного риска. Для идущих через пути людей существует два основных пункта ПДД – 4.6 и 4.7.
При ходьбе по трамвайным рельсам пешеход не имеет права задерживаться на них, и тем более останавливаться. Такое действие можно совершить, только если оно поможет в обеспечении безопасности движения.
Если человек не успел завершить пересечение дороги, ожидать следующего подходящего момента можно только на «островке безопасности» или разделительной линии встречных потоков, но ни в коем случае не на путях.
При приближении к пешеходу автомобиля с работающим звуковым сигналом (сиреной) и синим маячком, следует воздержаться от пересечения дороги, а при нахождении на ней или на рельсовом полотне необходимо незамедлительно освободить занимаемое пространство.
Это важно, так как на оживленной дороге или при образовании «затора», специальной технике, скорее всего, больше негде будет проехать, кроме как по путям. Разумеется, переходить можно только на переходе, который обозначен соответствующими графическими символами.
Какое предусмотрено наказание за нарушение ПДД
Лицу, нарушающему при управлении автомобилем порядок перемещения по трамвайным коммуникациям, грозит привлечение к административной ответственности:
При проезде первым перекрестка там, где знаками определено преимущество трамвая, водитель будет привлечен по . | За подобное нарушение инспектор выпишет штраф, сумма которого составит 1000 рублей. |
Если не выполнено требование о перестроении в крайнюю левую позицию, то есть на попутное рельсовое полотно, при выполнении разворота или левого поворота | выносится предупреждение либо назначается штраф в сумме 500 рублей, на основании |
При создании помехи попутному трамваю во время опережения медленно движущегося транспорта | нарушителю назначается штраф 500 рублей (ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ) |
Въезд на встречные коммуникации при объезде преграды, находящейся на пути автомобиля, | карается суммой 1000-1500 рублей (). Это же действие, совершенное с любой другой целью, наказывается значительно строже: штрафом 5000 рублей либо лишением прав на 4-6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15). При рецидиве нарушения срок лишения составит 1 год. |
Совершение остановки автомобиля на трамвайных рельсах | карается, в соответствии с , фиксированной суммой – 1500 рублей. |
Как и в случае с многими другими штрафами, водитель имеет право на оплату половины суммы, если уложится в двадцатидневный срок с момента вынесения инспектором постановления о назначении ему наказания.