Разворот на грузовом автомобиле билеты пдд. Правильный маневр разворот на перекрестке по правилам дорожного движения. А лучше не рисковать

Большинство водителей предпочитают не совершать разворот без особой надобности, предпочитая проехать квартал-другой. Причины этого кроются в позиционировании разворота как сложного и опасного маневра, с одной стороны, и незнании правил разворота, с другой. И если с первым постулатом можно соглашаться, то второе объяснение не выдерживает критики. Правила надо знать и четко выполнять их предписания, дабы не бояться ответственности.

Попробуем восполнить пробел в знаниях некоторых водителей по вопросу правил разворота.

Принципы разворота: требования знаков и разметки

В ПДД есть специальные дорожные знаки, указывающие на участок, где можно совершить этот маневр: « » (6.3.1), «Зона для разворота» (6.3.2).

Обозревая данные знаки, водитель должен понимать: «Вот оно законное место для осуществления разворота!». И ничего опасаться не надо.

Главное помнить, что разворот в таком месте должен начинаться из крайне левого положения на крайне левой полосе.

Однако в ПДД большее место занимают не правила осуществления разворота, а нормы, запрещающие это делать. Существует специальный дорожный знак, категорически запрещающий указанный маневр, – (3.19).

Он устанавливается перед перекрестками и запрещает маневр как раз на этом участке.

Запрещают разворот и семейство , исключающих левый поворот (а, следовательно, и разворот):

— «Движение прямо» (4.1.1);

— «Движение направо» (4.1.2);

— «Движение прямо и направо» (4.1.4).

Не предоставляет право разворота и дорожный знак (5.5), ибо, развернувшись на таком участке, водитель автоматически попадает на полосу (или полосы), которые предназначаются только для встречных ТС.

Исключают маневр разворота еще два дорожных знака — (5.15.1) и «Направления движения по полосе» (5.15.2). Если, конечно, из крайне левой полосы будет запрещен левый поворот.

Разметка, регламентирующая разворот

С горизонтальной дорожной разметкой проще, чем со знаками: маневр разворота запрещается на участках дорог, на которых нанесены:

— двойная сплошная (1.3);

— двойная (сплошная, рядом прерывистая) – со стороны сплошной (1.11).

Запрещают разворот и те варианты горизонтальной разметки 1.18 (говорящие о направлениях движения по полосам), которые не позволяют из крайне левой полосы совершать левый поворот.

Прерывистые линии разметки разрешают выполнять интересующий нас маневр (если он не запрещен иными требования ПДД).

Общие правила разворота: требования раздела 8 ПДД

Перед началом разворота водителю предписывается заранее занять крайне левое положение на крайне левой полосе. (На двусторонней дороге – крайне левое положение на «своей» полосе).

Если на дороге присутствуют трамвайные пути, размещающиеся слева от водителя, то разворот на таком участке необходимо проводить с предварительным выездом ТС на трамвайные пути, предназначенные для попутного направления (при несоздании, конечно же, помех для движения трамвая).

Но надо помнить, что, если знаками «Направления движения по полосам» (5.15.1), «Направления движения по полосе» (5.15.2), а также разметкой 1.18 предписывается какой-то другой порядок движения (в иных направлениях, исключающих поворот налево либо разворот), то предварительный выезд на трамвайные пути перед разворотом категорически запрещается.

Водитель обязан исполнять предписания разметки либо знаков.

Из данного правила есть исключение.

Если размеры (габариты) ТС или ширина дороги (проезжей части) не предоставляют возможности выполнить разворот из крайне левой полосы и крайне левого положения, то на участке ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА разрешается совершать разворот даже из правого положения, а также обочины (если подобный маневр не запрещает разметка либо знаки).

Как это парадоксально и не звучит, но в 8 разделе ПДД нет норм, которые специально регламентировали бы траекторию разворота. То есть траектория движения при развороте законодательно не определена. Главное, не нарушать имеющихся требований.

Условия запрещения разворота: положения п.8.11 ПДД

Запрет выполнения маневра разворота в реальной практике дорожного движения может регламентироваться не только знаками или разметкой. Согласно п.8.11 Правил, есть шесть участков дорог, на которых безоговорочно и категорически запрещается выполнять разворот. Рассмотрим эти участки.

1. Пешеходные переходы.

Запрет разворота на пешеходных переходах (регулируемых и нерегулируемых) объясняется тем, что в процессе выполнения маневра можно создать , пересекающих проезжую часть по переходу и пользующихся на нем преимуществом.

2. Места остановок маршрутного транспорта.

Поэтому движение на перекрестке (похожее на разворот, но являющееся двойным левым поворотом) возможно только по траектории А.

Административная ответственность за нарушение правил разворота

В КоАП РФ отражены санкции, которыми «вознаграждаются» водители за нарушение правил разворота. Таких санкций – 3 вида.

  1. Штраф 500 рублей выписывается за нарушение правил разворота (за исключением разворота на автомагистрали, а также нарушений знаков и разметки).
  2. Штраф 1000-1500 рублей – за нарушение требований к развороту, предъявляемых разметкой и знаками.
  3. Штраф 2500 рублей – за нарушение правил при развороте на автомагистрали.

Вместо заключения

Таким образом, ПДД крайне незначительно отражает вопрос о развороте ТС. Доподлинно известно, что в подавляющем числе случаев водитель должен принять как можно левее для разворота. Что касается траектории совершения маневра, то разворот в этом сегменте никак не регламентируется. При завершении маневра нельзя оказаться на встречных полосах.

Таковы теоретические выкладки ПДД, связанные с разворотом. А опыт придет к Вам в процессе непосредственного движения по дорогам.

8.11. Разворот запрещается:

На пешеходных переходах;

В тоннелях;

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

На железнодорожных переездах;

В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

В местах остановок маршрутных транспортных средств.

Комментарии

Водителю важно правильно понимать, с какого места вводится запрет и где он отменяется, то есть знать пространственные границы введенного ограничения.

Итак, согласно п. 8.11 ПДД, разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах (запрет действует на участок дороги в пределах ширины обозначенного наземного пешеходного перехода, см. пункт 4.3 ПДД);
  • в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними (разворот запрещен независимо от ширины проезжей части, однако при необходимости с помощью знаков и разметки разворот может быть организован и в этих местах);
  • на железнодорожных переездах (запрет распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет - дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2; см раздел 15 ПДД);
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств (протяженность зоны запрещения разворота определяется аналогично протяженности зоны запрещения остановки, см. пункт 12.4 ПДД);
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (когда дорога не имеет сплошных линий разметки и знаков, запрещающих разворот, а также нет тоннелей, пешеходных переходов и т. д. и вроде бы развернуться можно, то прежде надо еще убедиться в возможности контроля дорожной ситуации спереди и сзади машины минимум на 100 м).

Нетрудно догадаться, что все вышеперечисленные участки дороги имеют стесненные условия для выполнения такого маневра, как разворот, либо обладают повышенной опасностью. Выполняющее разворот на этих участках транспортное средство легко может создать препятствие другим транспортным средствам и стать причиной ДТП. В ряде случаев это связано с плохой обзорностью. Дуга моста, к примеру, не позволяет водителю транспортного средства, движущегося на подъем, видеть то, что происходит на полосе его движения на спуске. И если там окажется не сумевшее выполнить разворот в один прием или выполняющее в данный момент разворот транспортное средство, можно легко представить себе последствия, к которым такой маневр может привести.

Ежегодно на дорогах увеличивается в разы количество автомобилей. Все больше и больше людей садится за руль железного коня. Но, к сожалению, количество понижает качество. За пять минут, стоя на перекрестке, можно отметить около десятка нарушений ПДД. А ведь любое несоблюдение может обернуться смертью человека. Именно поэтому каждый водитель обязан выполнять все пункты ПДД, а не равняться на других. В первую очередь, человек в ответе перед собой и своей совестью.

Многие начинающие водители не имеют в достаточной мере практических, а что еще хуже, иногда и теоретических знаний. Один из маневров, который требует особого внимания, разворот. В любом случае каждому водителю придется с ним столкнуться.

Где можно разворачиваться?

ПДД четко определяют места на дороге, где разрешено выполнять данный маневр. Несоблюдение этих пунктов правил грозит водителю транспортного средства штрафом.

При отсутствии на участке запрещающих знаков можно совершить маневр, учитывая правила разворота:

  • на перекрестке;
  • на участке дороги с прерывистой разделительной полосой;
  • в местах с обзорностью в обе стороны минимум сто метров.

Техника выполнения разворота

В связи с тем, что автомобиль с механической коробкой передач сложнее в обращении, рассмотрим именно этот вариант.

Порядок действий при выполнении разворота:

  1. Займите крайнюю левую полосу.
  2. Включите сигнал поворота.
  3. Остановитесь.
  4. Выжмите сцепление, включите первую передачу и не снимайте ногу с педали тормоза. Держите ее нажатой.
  5. Убедитесь, что транспортные средства с приоритетных направлений проехали.
  6. Отпускайте педаль тормоза и вращайте руль влево.
  7. После завершения разворота выровняйте автомобиль.
  8. Выключите поворотник. Наберите скорость, соответствующую транспортному потоку.

Как вы могли заметить, ничего сложного нет в выполнении маневра. Главное - не создавать аварийных ситуаций и не забывать о ПДД.

Правила разворота на перекрестке

У данного маневра есть строгая последовательность действий. При этом совершенно неважно, совершается разворот на перекрестке со светофором или без него.

Перед началом маневра необходимо занять крайнюю левую полосу. Именно с нее разрешается выполнять разворот. В случае, когда габариты транспортного средства не позволяют выполнить разворот из крайней левой полосы, разрешается нарушить это правило. Но вы обязательно должны убедиться, что все меры безопасности выполнены, и вы не мешаете другим участникам дорожного движения. Грубо говоря, если вы передвигаетесь на легковом автомобиле, то вам разрешено разворачиваться только с левой полосы. При этом вы обязаны выполнить некоторые условия:

  1. Не выезжать за пределы перекрестка.
  2. Вписаться в свою полосу. Нельзя въезжать на встречную полосу.
  3. Разворот не является уважительной причиной для пересечения двойной сплошной линии. Поэтому маневр выполняйте так, чтобы не наехать на разметку.

При выезде на середину перекрестка вы пропускаете все транспортные средства с других направлений, которые имеют перед вами преимущество. Только после этого вы заканчиваете свой маневр.

Здесь внимание следует обратить на место, куда вы въезжаете после разворота. Итак, если на проезжей части имеется разделительная полоса, то необходимо ехать по дальней траектории. В случае если ее нет, то путь вы выбираете сами. То есть можно двигаться как по дальней, так и по ближней траектории.

Разворот на перекрестке со светофором: порядок действий

Как осуществляется маневр на дорог? Разрешен ли разворот на перекрестке со светофором? Таким вопросом задаются практически все обучаемые в автошколах. Ответ на него утвердительный. Причем именно на перекрестках и нужно совершать данный маневр. Выполняется разворот налево на перекрестке со светофором. Направо совершать данный маневр запрещается. Также есть некоторые нюансы, о которых следует знать перед тем, как выполнять разворот на перекрестке со светофором со стрелкой.

Итак, для того, чтобы совершить данный маневр, последовательность действий должна быть следующей:

  1. Занять левую полосу. Разворот выполняется исключительно из этого положения.
  2. Включить поворотник.
  3. После того, как загорится разрешающий сигнал светофора, нужно выехать на середину перекрестка. Если нет автомобилей со встречных направлений, то можно без остановки продолжить движение и закончить маневр. В ином случае вы должны будете их пропустить.
  4. Пропуская автомобили, будьте внимательны, ведь за вами также собрался транспортный поток, который пока не знает, будете вы поворачивать налево или разворачиваться.
  5. Уступив другим машинам, вы заканчиваете маневр. Даже если загорелся уже красный вас должны пропустить остальные участники движения, так как вы уже начали выполнять разворот. Об этом гласят ПДД, которые каждый должен исполнять. Но, как мы знаем, не все водители добросовестно следуют им. Поэтому не лишним будет следить за обстановкой на перекрестке и за светофором.
  6. После того, как выполните разворот, выключайте сигнал поворота. Выравнивайте автомобиль и двигайтесь по намеченному пути.

Разворот на Т-образном перекрестке

Маневр в данной ситуации выполнить проще. Т-образный перекресток облегчает его осуществление. Здесь самое главное - правильно рассчитать траекторию, учитывая габариты транспортного средства, так как Т-образный перекресток, как и любой другой, запрещает движение задним ходом.

Сложности возникают при развороте на габаритном автомобиле. Безопаснее будет подыскать более подходящее место. Так как помимо запрета на задний ход, на перекрестках запрещается разворот в несколько приемов. За такие действия вы станете обладателем штрафа.

Разворот с использованием прилегающей территории

В данной ситуации при выполнении маневра возможны два варианта. Первый - прилегающая территория находится справа, второй - слева. Оба варианта требуют выполнения четких действий и внимательности. Однако стоит отметить, что первый вариант осуществить намного проще, так как вам не придется выезжать на встречную полосу.

Алгоритм выполнения разворота с использованием прилегающей территории, располагающейся справа:

  1. Проезжаете немного вперед. Не пытайтесь плотно прижаться к бордюру.
  2. Останавливаетесь в метре от поворота на прилегающую территорию. Можно чуть меньше или больше, в зависимости от габаритов вашего автомобиля.
  3. Включите сигнал правого поворота.
  4. Сворачиваете, двигаясь задним ходом. Перед этим обязательно убедитесь, что вы не станете помехой для других участников движения. Особое внимание уделите пешеходам.
  5. Как только бампер вашего автомобиля скрылся в повороте на прилегающую территорию и не мешает транспортным средствам, двигающимся по главной дороге, можно останавливаться.
  6. Включаете сигнал правого поворота.
  7. Дождитесь просвета в транспортном потоке и выезжайте на проезжую часть.

Начинающие водители очень боятся выполнять разворот на прилегающую территорию, находящуюся слева, так как считают, что выезжать на встречную полосу нельзя. Это не совсем верно. Разворачиваться таким образом можно. Здесь самое главное - верно оценить ситуацию.

Алгоритм действий:

  1. Займите крайнюю левую полосу. Остановитесь.
  2. Включите сигнал поворота налево.
  3. Пропустите транспортный поток встречного направления.
  4. Въезжайте на прилегающую территорию передом. При этом старайтесь двигаться максимально близко к правой стороне.
  5. После того, как ваше транспортное средство полностью съехало с проезжей части и скрылось в повороте, вы должны убедиться в том, что позади вас нет машин. Не пытайтесь вылезти перед носом приближающегося автомобиля. Если путь свободен, то задним ходом аккуратно выезжаете на проезжую часть.
  6. Продолжайте двигаться прямо.

Как вы видите, маневр не сложный, но тем не менее требующий внимания и аккуратности.

Разворот вне перекрестка

Правила для данного маневра:

  1. Начинать с крайнего левого положения. Однако если дорога узкая, то разрешается и с правого.
  2. Обязательно уступить попутному и встречному потоку транспортных средств. Не стать для них помехой.
  3. Въезжать на любую из полос. Но все же предпочтительнее на крайнюю левую.
  4. Видимость проезжей части в обе стороны должна быть не менее ста метров.

Где нельзя совершать разворот?

На некоторых участках дороги запрещено выполнять данный маневр. Их следует внимательно изучить и обязательно запомнить.

  • в границах остановок;
  • на мостах и эстакадах, в тоннелях, путепроводах;
  • на пересечениях с железнодорожным полотном;
  • на пешеходных переходах.

Штрафы за нарушение ПДД при развороте

Наказания за данный маневр, выполненный не по правилам, не строги. В основном выписывается за неправильный разворот на перекрестке со светофором штраф. Лишают водительского удостоверения не всегда. Однако за неправильно выполненный маневр ваше право управлять транспортным средством могут на некоторое время отнять.

Штраф за выполнение разворота в неположенном месте опустошит ваш бумажник на 500 рублей. Наказание за маневр на автомагистрали или в разрыве разделительной полосы равняется 2500 рублей.

Запрещено при совершении разворота пересекать две сплошные разделительные полосы, которые отделяют встречные направления на четырех- и более полосной дороге. Штраф - 1000-1500 рублей. Грубым нарушением является езда по встречной полосе. Даже если это будет всего лишь один метр, по причине того, что водитель немного не рассчитал площадку, требуемую для выполнения маневра. Эта оплошность лишит вас 5000 рублей или права управлять автомобилем сроком до полугода.

Помимо перечисленных, сотрудники ГАИ могут выписывать и другие штрафы, если водитель нарушил иные пункты ПДД.

За грубые нарушения правил сумма наказания увеличивается. А если в результате вашего неправильного маневра нанесены травмы другим участникам дорожного движения, то это может обернуться вам тюремным сроком. Поэтому, прежде чем начинать разворот, убедитесь, что своими действиями вы ничего не нарушите.

Если сомневаетесь в своих силах, то лучше не совершать маневр, а проехать пару кварталов и путем поворотов вернуться на желаемый маршрут.

На Т-образном перекрестке внимательно изучите, где находится главная дорога. На таких пересечениях она часто меняет свое направление.

Многие автолюбители любят разворачиваться на перекрёстке. Этот манёвр является самым простым, если смотреть на него с точки зрения правил дорожного движения. Там чётко говорится, для разворота на пересечении дорог автолюбитель должен занять левое положение дороги заранее. Что касается самой траектории разворота, то к ней нет требований. Все остаётся на усмотрение самого водителя.

Некоторые новички не знают разрешено ли разворачиваться на перекрёстке . Конечно, можно в том случае, если нет запрещающих знаков. При этом стоит отметить, что такой манёвр не такой уж и простой, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы это сделать необходимо учитывать все детали. Возьмем такой пример: если водитель двигается по дороге с разделительной полосой, то ему необходимо выбрать направление своего движения таким образом, чтобы не выехать на встречную полосу, то есть он должен выбрать дальнюю траекторию разворота.

В начале разговора о разворотах, хотелось бы заострить своё внимание на типах перекрёстков, а также осветить запрещающие знаки для такого манёвра. Самым популярным является перекрёсток с пересечением двух дорог, которые имеют равное количество полос, одна из них называется главной. Водитель имеет право совершить разворот с любой из дорог.

Существует и дороги с неодинаковым числом полос. В этом случае водитель должен найти дорогу с меньшим количеством полос. Для того чтобы повернуть на таком перекрёстке водителю необходимо будет повернуть направо, а затем развернуться. И только после этого он сможет выполнить настоящий поворот.

Когда выполнение разворота не разрешено:


По какой траектории вам разрешено выполнить разворот

Для того чтобы развернуться на многополосной дороге по всем правилам ПДД, необходимо соблюдать весь комплекс действий. Первым делом необходимо повернуть направо, поезжайте несколько метров вперёд, после чего выполняйте поворот, если есть разрешающая разметка.

Только после этого вы сможете сделать поворот налево и принять то направление движения, которое вам нужно. Такой совет будет полезен для тех, кто не знает, как правильно разворачиваться на подобном участке дороге. Если придерживаться такого плана, то можно избавить себя от проблем с сотрудниками ГИБДД.

Что будет если сделать неправильно развороты на перекрёстках

Если водитель неправильно сделает поворот на перекрёстке , то за это ему выпишут штраф в лучшем случае. Например, два водителя пытаются сделать поворот, но у них ничего не получается. Следовательно один из них пересекает двойную линию, но не выезжает на встречную полосу, а второй – пересекает линию. Соответственно первому водителю выпишут штраф в размере 1500 рублей, а второму – 5 тыс. рублей. Помимо этого, такое нарушение ПДД может привести и к лишению прав.

Для того чтобы уменьшить меру наказания за такое нарушение, необходимо соблюдать следующие правила разворота:

  • Поворот на перекрёстках делать по большей траектории. Если сделать это не получается, то необходимо продолжить движение по пересекаемому участку дороги.
  • Если же разворот производится по маленькой траектории и не удаётся вписаться в нужную полосу, то нужно использовать задний ход. В этом случае штрафа избежать не удастся, но он будет незначительным, всего 500 рублей.
  • Но в любом случае необходимо наблюдать за движением на дороге, так как есть риск стать виновником ДТП.

Разворот на регулируемом перекрёстке

Такой манёвр осуществляется по тем же правилам, что и простой поворот налево на пересечение дорог:

Разворот на Т образном перекрёстке

Необходимо отметить тот факт, что перекрёсток может иметь сложную траекторию и на ней может и не быть разметки. Но, если следовать всеми советами из этой статьи, то можно правильно оценить любой перекрёсток и совершить манёвр без особых проблем.

На перекрёстке Т образной формы может развернуться любое легковое авто, исключением может быть только габаритный джип, у которого большой радиус разворота. Для того чтобы выполнить разворот на таком автомобиле лучше всего поискать другое место, более безопасное. Так как на этом перекресте сдавать назад запрещено. Также нельзя разворачиваться в несколько приёмов.

Стоит отметить, что за задний ход на таком перекрёстке водитель будет наказан административным штрафом, который составляет 500 рублей. Это будет лучшим вариантом для разворота в ограниченном пространстве в несколько приёмов. В том случае, если это сделать не удастся, и водитель выйдет на встречную полосу, то он лишится прав.

При этом стоит отметить, что неправильный разворот на таком участке дороге может привести к аварии. Разворачиваясь на перекрёстке нужно быть внимательными, так как на таком участке главная дорога не всегда бывает прямой.

Как правильно разворачиваться:

  • Придерживайтесь правил «Главная дорога»;
  • Внимательно смотрите на дорогу и следуйте знакам «Уступи дорогу» или «Стоп»;
  • Если на перекрёстке нет особых знаков, то необходимо придерживаться правилу «Помеха справа»;
  • Включайте поворотники.

Лишение прав при развороте на перекрёстке

Самым суровым наказанием за неправильный разворот является лишение прав. Мы у же разбирали ситуацию, когда может быть наложен административный штраф, а когда водитель может лишиться прав на управление ТС. В том случае, если водитель выезжает на встречную полосу при развороте, то он может лишиться прав сроком от 4–6 месяцев. По правилам ПДД, если водитель совершить это правонарушение повторно, то он лишится прав на 1 год.

Стоит обратить внимание на этот манёвр. Ведь, когда водитель изучает ПДД , то догадаться о таком развитии событий практически невозможно. Именно поэтому сотрудники ГИБДД часто этим и пользуются.

Итак, в этой статье мы разобрали по какой траектории можно делать поворот . А также выяснили можно ли разворачиваться на пересечении дорог и как это сделать по ПДД. Главное, выбрать правильную территорию для поворота, а именно занять ту сторону, которая прилегает к левой части дороги.

В ПДД РФ толкование термина «Разворот» отсутствует. Из п. 8.1 ПДД косвенно следует, что разворот считается одним из видов манёвра.

На практике разворотом принято называть действие, при котором ТС изменяет направление движения, поворачиваясь на 180 градусов. Во время выполнения манёвра водитель должен хорошо видеть, как движутся другие ТС вокруг, а также быть видимым для других автомобилистов – участников движения. Необходимо учитывать, что совершение манёвра требует довольно длительного времени, в течение которого не исключено существенное изменение ситуации на дороге. Помимо этого, выполняя разворот, автомобилисту нужно уступать дорогу практически всем ТС, что требует от него знания и соблюдения ПДД, а также принципов безопасности движения.

Разворачиваться водителю разрешено в любых местах, где это не запрещено ПДД, а также разметкой или дорожными знаками. Однако к выбору места для маневрирования следует относиться с особой внимательностью.

Разворот ТС выполняется как на пересечении автомобильных дорог, так и вне перекрёстков. На перекрёстке правила разворота регулирует п. 8.5 ПДД, обязывающий водителя, намеренного развернуться, заранее занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначающейся для движения в данном направлении, за исключением ситуаций, когда автомобилист совершает разворот на перекрёстке, где организовано .

Учитывая данную норму, разворот на перекрёстке разрешено выполнять исключительно из крайнего левого положения, то есть от центра проезжей части. Это требование распространяется на все без исключения ТС вне зависимости от их габаритов и прочих причин.

Где разрешён разворот?

Место или зону, где разрешается совершать манёвр, определяют знаки:

  • 6.3.1 «Место для разворота»;
  • 6.3.2 «Зона для разворота».

Помимо этого, к знакам, свидетельствующим о возможности разворота, относят:

  • 4.1.3 «Движение налево»;
  • 4.1.5 «Движение прямо и налево»;
  • 4.1.6 «Движение направо и налево»;
  • 5.15.1 «Направление движения по полосам»;
  • 5.15.2 «Направление движения по полосе».

Возможность выполнить свидетельствует о том, что автомобилист наделён правом развернуться, главное — двигаться при этом по крайней левой полосе.

Также нужно учитывать, что на ПДД распространяется принцип – всё, что не запрещено, то разрешено. Поэтому, автомобилист может разворачиваться в любом месте, на которое не распространяется запрет. Таким образом, чтобы правильно выполнить манёвр, необходимо знать, когда разворачиваться запрещено.

ПДД предусматривают множество ситуаций, при которых автомобилисту запрещено разворачивать машину. При этом, наличие знака 3.19 «Разворот запрещён» является всего лишь одной из них. Обычно этот знак размещают на пересечении дорог, где разворот может нести опасность для ТС, движущихся с других направлений, а также для людей, которые идут пешком. Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.

Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.

Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Это сочетание означает, что запрет будет действовать в зоне, начинающейся через указанное расстояние. Благодаря предупреждению, автомобилист, намеревающийся выполнить разворот, может заблаговременно принять решение об изменении направления движения.

О запрете выполнения разворота водитель также может судить по наличию других знаков. К дорожным знакам, в зоне действия которых запрещено разворачиваться, относятся:

  • 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;
  • 1.31 «Тоннель»;
  • 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»;
  • 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»;
  • 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»;
  • 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»;
  • 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
  • 5.17 «Место остановки трамвая»;
  • 4.1.1 «Движение прямо»;
  • 4.1.2 «Движение направо»;
  • 4.1.4 «Движение прямо и направо».

Помимо этого, о запрете разворачиваться свидетельствует разметка:

  • 1.2.1 «Сплошная линия»;
  • 1.3 «Двойная сплошная».

Правила разворота на различных перекрёстках

Действия автомобилиста, совершающего разворот, обусловлены спецификой перекрёстка и зависят от его вида.

Разворот на регулируемом перекрёстке выполняют по тем же правилам, что и поворот налево на данном участке. Если водителю требуется развернуться, он заблаговременно, соблюдая ПДД, должен перестроиться, заняв крайнюю левую полосу, включив левый «поворотник».

После того, как разрешающий сигнал зажжётся на светофоре, необходимо выехать ближе к середине перекрёстка. При этом, колеса ТС необходимо держать в положении «прямо». Кроме того, дальше середины перекрёстка выезжать не следует.

Вполне вероятно, что за машиной выстроится очередь других ТС, водители которых намереваются повернуть налево и не в курсе, что находящийся впереди автомобиль будет совершать разворот. Поэтому, не исключено, что кто-либо из водителей попытается срезать путь. Учитывая этот риск, автомобилист, выполняющий разворот на перекрёстке со светофором, обязан обращать внимание на то, что происходит позади него, также слева.

Как и при повороте налево, разворачивающийся автомобилист должен пропускать встречные ТС, которые движутся «прямо». В случае если встречные ТС отсутствуют, автомобилист может разворачиваться, как только выедет на пересечение проезжих частей.

После того, как все встречные машины будут пропущены, автомобилисту требуется убедиться в том, что его маневрирование ни для кого не создаёт помех, а затем осуществить разворот. Если в этот момент на светофоре вдруг зажжётся запрещающий сигнал, автомобилист должен спокойно завершить разворот, так как ТС, въезжающие на перекрёсток на разрешающий сигнал с других направлений, должны дождаться завершения манёвра.

Нерегулируемый перекрёсток

Прежде чем развернуть ТС на нерегулируемом перекрёстке, требуется определить, по какой дороге – главной или второстепенной едет автомобилист, и у какого автомобиля имеется приоритет в движении. В ситуации, характеризующейся высокой интенсивностью движения и нахождением водителя, планирующего разворот, на второстепенной дороге, от совершения манёвра рекомендуется отказаться.

Если же автомобилист едет по главной дороге, разворот должен быть выполнен по тем же правилам, что и поворот налево на нерегулируемом перекрёстке.

Перед тем, как начать разворачиваться, автомобилисту нужно занять крайнюю левую полосу и включить левый «поворотник». Уменьшая скорость, следует подъехать к середине перекрёстка. Если дорога будет свободной, можно начать разворот. Если к перекрёстку приближаются встречные ТС, требуется остановиться и пропустить машины, движущиеся по главной дороге.

После того, как автомобилист убедится в том, что его манёвр не для кого не создаёт помех, можно выполнять разворот. При этом, нужно внимательно контролировать пространство позади ТС, так как другой автомобилист, осуществляющий поворот влево, может предпринять попытку срезать угол под прикрытием впереди едущей машины, не подозревая, что она будет разворачиваться.

Т-образным называют перекрёсток, представляющий собой участок, на котором к одной дороге примыкает другая, образуя при этом букву «Т». Прежде чем развернуться на таком перекрёстке, автомобилисту предстоит убедиться в отсутствии на участке разметки или знаков, запрещающих манёвр или вводящих дополнительные ограничения.

Если Т-образный перекрёсток регулируемый, а разворот не запрещён разметкой или знаками, приступать к маневрированию можно после разрешающего сигнала светофора.

Если светофор отсутствует, манёвр осуществляют в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. В наиболее удобном положении находятся автомобилисты, которые движутся по главной дороге. Водителям, подъезжающим к пересечению дорог со стороны бокового проезда, который обычно является второстепенной дорогой, при наличии интенсивного движения рекомендуется отказаться от намерения выполнять разворот на Т-образном перекрёстке и выбрать для маневрирования другое место.

С разделительной полосой

Водитель может развернуться на пересечении дорог, из которых одна или обе имеют разделительную полосу. Разделение может иметь ширину от нескольких сантиметров (разметка или бордюр) до нескольких метров, когда в качестве разделителя выступают аллея, газон и прочие конструкции.

Техника разворота стандартна: автомобилисту нужно занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекрёсток и, удостоверившись в безопасности маневрирования, развернуть ТС и выехать на дорогу в обратном направлении. Разворачиваясь, автомобилист обязан уступать дорогу ТС, имеющим приоритет, а также контролировать ситуацию сзади и слева от машины, так как существует риск, что другие водители могут «подрезать». Не стоит забывать, что водители ТС, находящиеся позади, видящие включённый «поворотник», не в курсе, что едущий впереди автомобилист будет совершать разворот, а не левый поворот, поэтому могут предпринять попытку под прикрытием срезать путь для поворота.

Автомобилисты, выполняющие манёвр, часто задают вопрос о том, по большому или малому радиусу следует разворачивать машину. ПДД не устанавливают конкретных требований к траектории движения ТС при осуществлении разворота. Однако, если воспринимать манёвр как два последовательно выполненных разворота налево, рекомендуется выбрать большой радиус.

С трамвайными путями

Если на пересечении дорог сигнал светофора одновременно разрешает движение безрельсовому транспорту и трамваю, то последний независимо от направления движения обладает преимуществом. Исключением являются лишь ситуации его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, включённой одновременно с красным или жёлтым сигналом.

Разворачиваясь на перекрёстке с трамвайными путями, автомобилистам нужно учитывать, что в ситуации, когда машина движется попутно с трамваем, водитель имеет возможность увидеть, на какой сигнал светофора трамвай начал двигаться - на основной или на стрелку, что позволяет легко расставлять приоритеты и определять, кто именно может первым проехать перекрёсток.

Что касается нерегулируемых перекрёстков, трамвай уступает дорогу безрельсовому ТС лишь при условии, когда находится на второстепенной дороге, и по ходу его движения имеется знак 2.4 «Уступите дорогу». В любых других ситуациях трамвай должен начать движение первым.

Одностороннее движение

Водители зачастую опасаются разворотов на пересечении дорог с односторонним движением, так как опасаются при маневрировании совершить выезд на «встречку». Вместе с тем, эти опасения напрасны, так как правильно выполнить разворот на перекрёстке с односторонним движением не должен приводить к ошибкам. Пока ТС находится на участке пересечения проезжих частей и автомобилист не заехал на пешеходный переход или за знак «кирпич», ни о каком выезде на полосу встречного движения, нарушающем ПДД, речи идти не может.

Что касается траектории поворота, водитель определяет её, основываясь на показателях безопасности. Если, проезжая часть не отличается большой шириной, разворачиваться нужно по малому радиусу. Однако, при наличии довольно широкой дороги или существовании риска выехать на встречную полосу, следует выбирать большой радиус.

Дополнительная секция светофора

Светофоры могут иметь дополнительные секции (зелёные стрелки), которые расположены на уровне зелёного круглого сигнала. Требуется помнить, что стрелки могут указывать только на возможное направление движения, тогда как определение очерёдности проезда осуществляется на основании основного сигнала светофора.

Правом первым совершить манёвр будет обладать водитель, для которого зелёными будут и основной, и дополнительный сигнал светофора.

Использование для разворота прилегающей территории

Если проезжая часть является слишком узкой, для того чтобы развернуть ТС автомобилист может использовать прилегающую территорию, расположенную справа или слева. Если движение на дороге будет интенсивным, проще и легче выполнить манёвр, воспользовавшись прилегающей территорией с левой стороны, так как автомобилисту придётся следить за движением и уступать дорогу машинам только одной полосы. В ситуации, когда будет задействована территория справа, при выезде придётся уступить дорогу ТС, осуществляющим движение в обоих направлениях.

Заезжать на прилегающую территорию следует прямым ходом, так как при выезде на главную дорогу это позволит автомобилисту беспрепятственно оценить ситуацию как слева, так и справа.

Штраф за нарушение правил разворота на перекрёстке

За нарушения, допущенные при развороте, в 2019 году на автомобилиста могут быть наложены следующие штрафные санкции:

  • 500 руб. – если автомобилист перед началом движения не подал сигнал «поворотником»;
  • 500 руб. – если автомобилист перед разворотом занял неверное положение и полосу;
  • 500 руб. – если автомобилист развернулся в запрещённом месте, в частности на пешеходном переходе;
  • 500 руб. — на перекрёстке;
  • 1000 — 1500 руб. – разворот на перекрёстке, где нанесена разметка или установлен запрещающий знак;
  • 5000 руб. или лишение прав на 4 — 6 месяцев за .

Заключение

Выполнение разворота требует от водителя знания и чёткого соблюдения ПДД. Поэтому, чтобы избежать ошибок, автомобилист должен выучить правила разворота на перекрёстке, а также внимательно следить за манёврами других ТС и правильно оценивать ситуацию.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645