Гособоронзаказ. "Подводные камни" поставки товара с использованием специального счета. Гособоронзаказ: законодательный нонсенс 44 фз о государственном оборонном заказе

13.07.2015 г. начала действовать новая редакция Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту - №275-ФЗ), положения которого в настоящее время применяются лишь к некоторым контрактам, абсолютную силу же они будут иметь только с 01.01.2017 года. Но наша задача не рассмотреть эти положения, а выявить ключевые противоречия в самом тексте закона и проблемы, которые они могут вызвать.

1. Первое важное противоречие можно поименовать вопросом - сколько счетов открывать ?

Флагманским новшеством в законе является введение особого правового режима использования денежных средств, полученных на исполнение государственного оборонного заказа (далее по тексту - ГОЗ). Следствием такого новшества явилась необходимость заключения всеми головными исполнителями, исполнителями договоров банковского сопровождения для открытия отдельных счетов. Несмотря на существование множества вопросов по использованию названных отдельных счетов (их рассмотрение не охватывается рамками настоящей статьи), проблемы возникают еще на начальном этапе - их открытии.

П.3. ч.1 Ст. 8 №275-ФЗ говорит о том, что договор о банковском сопровождении обязывает открывать для каждого контракта отдельный счет. Смотрим типовой договор о банковском сопровождении, предлагаемый и опубликованный в открытом доступе банком РОССИЯ (далее в статье будем использовать именно этот договор): «Счет [открываемый по договору - прим. О.И.] предназначен для проведения расчетов, осуществляемых в рамках сопровождаемого контракта». Т.е. для операций по одному контракту с одним контрагентом. Такое условие нас якобы вынуждает для каждого исполнителя, с которым мы будем работать в рамках ГОЗ, открывать новый отдельный счет, а, следовательно, и на каждый Счет заключать такой великолепный договор с банком. И вот только психологически приготовились к открытию неограниченного количества отдельных счетов, к увлекательной работе с ними, как видим в тексте договора другое условие: «Взаиморасчеты между Клиентом и всеми входящими в кооперацию головного исполнителя исполнителями в ходе исполнения контракта осуществляются через Счет и отдельные счета исполнителей». Т.е. компании все же достаточно одного счета и одного договора для работы со всеми участниками ГОЗ, что вполне разумно.

Казалось бы, проблемы не возникает, разобрались. Но вот только в контракты упорно включают цитируемое из закона условие, что сторона обязуется открывать для каждого контракта отдельный счет. Опять же, ничего страшного, но лишь до тех пор, пока не включают все в тот же контракт следующее условие одностороннего внесудебного расторжения договора : «Нарушение существенных условий контракта, при этом стороны договорились считать любое нарушение настоящего контракта существенным». Перспективы такой путаницы видятся в бестолковых судебных разбирательствах, которые следует предупреждать, работая в контрактной сфере. Именно по этой причине считаем формулировку «открывать для каждого контракта отдельный счет» неудачной, вводящей в заблуждение.

2. Второе противоречие поименуем так - бюрократический ритуализм на пути движения денежных средств.

Объективно, главной задачей каждого исполнителя ГОЗ всегда было, есть и будет извлечение прибыли. Но вот только государство стремится преломить такой взгляд на контракт и устанавливает жесткий контроль над денежными средствами, выделенными на его исполнение.

Повторюсь, в рамках настоящей статьи не рассматриваем все особенности правового режима использования отдельного счета, а лишь некоторые, наиболее важные моменты.

Рассмотрим два условия контракта, которые закон допускает, но их действия ставит в зависимость от присутствия в тексте договора. Речь пойдет о компенсационных выплатах и прибыли .

Компенсационные выплаты предназначены для возмещение после исполнения контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на Счете) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа дополнительно к требованиям, указанным в 3.1.15 Договора, указывать сумму платежа в распоряжении, не превышающую сумму расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, предусмотренного условиями контракта, реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг), соответствующие реквизитам таких документов, представляемым в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора.

Прибыль

Пп.«в» п.2 ч.1 ст. 8.3 №275-ФЗ говорит о том, что прибыль перечислить можно после представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) . Именно такой закрытый перечень документов устанавливается законом.

При этом существует общее правило, установленное п.2 ч.2 ст.8.5 №275-ФЗ, согласно которому «к документам, являющимся основанием для составления распоряжений, относятся акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование)». Явно следует, что при проверке банк должен истребовать не конкретные документы, а любые те, что подтверждают исполнение получателем средств своих обязательств по контракту.

В договоре. Дополнительно к предусмотренным п.3.1.15 требованиям, указывать в распоряжениях на перечисление денежных средств в оплату поставленных товаров, работ, услуг реквизиты (дата, номер) акта приема-передачи (акта сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортной накладной, счета, счета-фактуры и иных обосновывающих документов, соответствующие реквизитам документов, являющихся основанием для составления распоряжения и подтверждающих исполнение получателем своих обязательств по контракту, представляемых в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора

Типовой Договор банковского сопровождения предусматривает условие, что при перечислении исполнителю прибыли в распоряжении, помимо прочего, необходимо указывать «реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) и других документов, подтверждающих исполнение получателем средств своих обязательств по контракту и позволяющие Банку осуществить проверку соответствия наименования поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), указанных в акте приема-передачи товара (акте выполненных работ, оказанных услуг) предмету контракта».

И последнее, о чем хочется коротко сказать, встречается в условиях контрактов, которые включают юристы, неправильно понявшие запретительные действия исполнителей. настолько абсурдно, что назову соответствующе - то, что нельзя, все же можно.

Ч.3 ст.8 №275-ФЗ запрещает действия (бездействия), влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта. К таким действиях п.3 ч.3 ст.8 №275-ФЗ относит использовать полученных по государственному контракту, контракту средства на цели, не связанные с выполнением ГОЗ. При включении данного условия в текст контракта важно сохранить такую целостную формулировку, не оставляя в отрыве запрет на использование полученных денежных средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ.

В терминологии Мертона Р.К., как поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации/


09.09.2015

спикер: Никитина Елена Владимировна

Полномочия по контролю в сфере государственного оборонного заказа с 1 января 2015 года переданы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Контроль осуществляется в нынешнем виде не так давно, но уже появились полезные наработки. Если говорить о ФЗ-44, то ФАС контролирует с момента публикации извещения на официальном сайте до момента заключения контракта. То есть это самый активный период, когда участник закупки может подать жалобу. После того, как контракт заключен, такой контроль невозможен, так как нет полномочий выдать предписания. Можно привлечь к административной ответственности, можно обратиться с иском в суд о расторжении контракта. Но это все будет после, так как контракт же заключен и уже исполняется - расторгнуть его достаточно сложно.

Что касается сферы государственного оборонного заказа, то контроль затрагивает весь цикл: планирование, определение поставщика и исполнение контракта. Контроль осуществляется в ходе внеплановых проверок по закону 44-ФЗ, по 135-ФЗ и по 275-ФЗ.

Контроль делится на несколько направлений:

● Со стороны процедуры (44-ФЗ).

● В сфере закупок, то есть связанный со спецификой государственного оборонного заказа.

1.Такая деятельность регламентируется не только Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большую роль играет 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, который касается не только обязанностей поставщиков и заказчиков, но и особенностей контроля: прописал четкий порядок.

2. Существует Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255 «О правилах разработки гособоронзаказа и его основных показателей», которое рассказывает о том, как осуществляются закупки.

3. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по гособоронзаказу» регулирует цену, которая должна присваиваться закупке.

4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Это основное постановление, которое запрещает ввоз определенных видов товаров.

Участник закупки должен указать в заявке сведения о стране происхождения товара. В законе 44-ФЗ было указано “Место происхождения товара”, что вызывало массу расхождений с Гражданским кодексом. Место происхождения товара - это конкретный адрес, который позволяет определить место производства. Не всем было понятно, что имелась ввиду страна, но с новыми нормами стало более понятно - имеется ввиду государство. Проблема заключается и в другом: некоторые партии товаров могут быть произведены в разных странах. Часто бывает так, что на момент подачи заявки поставщик не имеет товар на складе и не знает, в какой стране будет произведена та или иная партия. В связи с этим он указывает все возможные страны. Но закон требует указания только одной страны.

При этом есть и исключения. Если участник знает, что он должен поставить, к примеру, 10 единиц товара, 8 из которых будут произведены в Российской Федерации, а 2 - за ее пределами. Как такое допускается? Постановление указывает, что если материалы в России ответствуют, то поставка может быть иностранная.

Законом 275-ФЗ установлено еще одно ограничение, которое касается того, что в закупках могут участвовать только юридические лица. “Головной исполнитель по государственному оборонному заказу - это исполнитель, с которым заключен контракт”. Соответственно, индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом. Любое физическое лицо, которое захочет поучаствовать, будет ждать определенный результат: заявка будет отклонена. Участие индивидуальных предпринимателей и физических лиц ни при каких обстоятельствах законом не допускается. Некоторые заказчики направляли запросы в ФАС о том, что есть поставщики, соответствующие требованиям, но не имеющие статуса юридического лица. Но закон здесь жестко фиксирует требования.

Дополнительные ограничения на допуск к торгам. Преференции к отечественным производителям. Если товар закупается в рамках оборонного заказа, то параллельно используется преференция. Допускается товар только отечественного производства, но существуют и преференции к иностранным производителям. Планируется изменение в Постановление №1224, чтобы приравнять ряд стран к отечественным производителям и убрать диспропорцию. Но заказчика это смущать не должно, так как если в законе есть ограничения, то они должны быть установлены в обязательном порядке.

Способы закупок

Закупки в рамках государственного оборонного заказа характеризуются еще одним нюансом. Закупки могут быть могут быть как конкурентными, так и у единственного поставщика.

Конкурентные способы делятся на:

а) аукцион

б) конкурс

в) запрос котировок

г) запрос предложений

Чаще всего проводится аукцион в электронной форме. Это более 50% закупок. Но также много контрактов заключается с единственным поставщиком . Все эти способы открытые. Но конкурс может быть с ограниченным участием и двухэтапным. Нужно знать, что есть большая доля закупок, которая на официальном сайте не размещается.

К закрытым способам определения поставщика мы относим закрытый аукцион (проводится традиционным способом), закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс. Закрытые типы отличаются от открытых не процедурой, а тем, что документы не размещаются в открытом доступе. Закрытых запросов котировок и предложений нет.

Чтобы провести закупку открытым способом , нужно провести ряд действий . Во-первых, необходимо согласовать с контролирующим органом (ФАС) возможность проведения данной закупки. Контроль может быть как со стороны контролирующего органа, так и со стороны общественности (если способ открытый). Необходимо соответствовать требованиям закона в любом случае. Ошибки и несоответствия в заявках не прощаются. Такие заявки подлежат отклонению.

Каждая закупка рассматривается индивидуально. Учитываются все составляющие. Есть вещи, по которым нет четкого понимания. Существует ФАС (контроль) и Министерство экономического развития РФ (регулирование). Они могут дать совместные разъяснения по процессу закупки.

Контрольные мероприятия призваны проверить процедуру проведения закупки. Заказчик всегда опасается отмены, предписаний от органов. Поставщики часто жалуются на порядок проведения процедур, но крайне редко - на планирование закупки. Жалобы не всегда являются обоснованными - примерно 45% признаются адекватными.

Порядок обжалования

1) При осуществлении закупки (ч. 3-6 ст. 105) :
Допускается в любое время (в т.ч. в период аккредитации участника), но не позднее 10 дней со дня размещения на ЭТП (в ЕИС) протокола рассмотрения, протокола ЭА, итогового протокола, протокола рассмотрения конкурсных заявок, протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок.

Если жалоба на действия при рассмотрении вторых частей заявок или заключении государственного или муниципального контракта, то обжалование возможно до заключения контракта.

2) При аккредитации (ч. 5 ст. 105) : Обжалование действий (бездействия) ОЭТП, связанных с аккредитацией УРЗ на ЭТП допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

В рамках оборонного заказа участвовать могут только юридические лица. Жаловаться на документацию на этапе подачи заявок могут и физические лица, но поставщиками они никогда не станут. Заказчик всегда дает пояснения по существу доводов, если жалоба имела место быть.

После окончания подачи заявок жаловаться могут лишь участники, заявка которых принята - это вполне логично. Жаловаться можно не позднее 10 дней после размещения протокола на официальном сайте.

  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).
  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л) лица, подавшего жалобу , почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).
  • Указание на закупку , за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.
  • Указание на обжалуемые действия (бездействие), доводы жалобы.

Внеплановая проверка. Причины
Часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе

  • Если заявитель отзывает жалобу, то есть повод для внеплановой проверки. Контролирующий орган имеет право провести такую проверку.
  • Если «жалоба» подана с нарушением срока и требований.
  • Если произошло неисполнение предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  • Если получено обращение («жалоба») поданная заказчиком (уполномоченным органом, оператором электронной площадки).
  • Поступило обращения (информации), содержащего информацию о признаках нарушения закона о контрактной системе.

Есть момент: существует еще контроль согласования контракта с единственным поставщиком. Заказы специфические и поставщиков не так много. Заказчик рассматривает мало заявок - 2 или 3. Документация не всегда имеет надлежащий вид.

Другое направление контроля - ведение реестра недобросовестных поставщиков.

В сфере государственного оборонного заказа существует и контроль заключения контракта с единственным поставщиком () и применением закрытых способов определения поставщиков (проведение закрытого конкурса или закрытого аукциона).

Если сведения, которые содержит название закупки или ее параметры, являются секретными (государственная тайна), то целесообразно проводить закрытую закупку без публикации названия, цены, документации и предмета закупки.

О закупках, сведения которых составляют государственную тайну

Это открытый способ закупки. Это значит, что информация и документация должны быть размещены в полном объеме на официальном сайте. Участники закупки должны иметь возможность с ней ознакомиться и подать заявку. Эти закупки иногда путаются с теми, которые должны проводиться закрытым способом и часто следует отказ. Центральный аппарат ФАС занимается согласованием и только туда необходимо направлять запросы. Если получен отказ, то есть возможность отправить документы повторно для согласования, исправления неточностей закупки.

По какому закону следует осуществлять закупку? Есть заказчики, которые работают по 223-ФЗ. Они являются головными исполнителями, но будут привлекать и других исполнителей. Эти заказчики являются юридическим лицом, но не является муниципальным (унитарным) предприятием/учреждением. Тогда на них распространяется 44-ФЗ. Этот заказчик осуществляет закупку и ее нужно проверить. Контролирующим органом является ФАС и если закупка берется по порядку 44-ФЗ, то контроль осуществляется в отношении заказчика. Здесь нестыковка: по 44-ФЗ заказчиком является государственная или мунициапальная компания/учреждение. Такая процедура берется из 44-ФЗ, но ФАС проверить ее не может. Кто-то скажет, что это хорошо, а кто-то нет. Тем не менее с точки зрения закона это сейчас так.

159-ФЗ . Проверок по этому закону еще нет. Но о том, как осуществлять учет и проверку сведений, должны быть разъяснения от ФАС или Минэкономразвития.

Сфера государственного оборонного заказа: закупка у единственного поставщика

Когда товар, который производится единственным поставщиком, внесен в реестр единственных поставщиков вооружений и военной техники. Если поставщик находится в этом реестре, то именно с ним заключается контракт и торги проводить не надо. Постановление Правительства №826 говорит о том, как нужно вести этот реестр.

Порядок следующий : если предприятие производит товар и по этому товару нет функционирующего рынка, то у них есть право отправить заявку на включение организации в реестр. Он закрытый, получить доступ к нему нельзя. Включение может произойти и по инициативе государственного заказчика.

Вся информация тщательно проверяется, вопрос рассматривается ФАС. Может быть принято решение и о не включении. Документы возвращаются, отказ может быть получен, когда документов не хватает или они не соответствуют требованиям. У поставщика должна быть лицензия. Лицензирующим органом является Минпромторг. Рособоронзаказ раньше лицензировал и орган быть один и тот же. Сейчас полномочия разделены: информации о выданных лицензиях нет. Возможно, будут внесены изменения в порядок реестра и будет установлено требование о предоставлении лицензии.

Отказ . Если сведения недостоверные или единица товара уже есть в наличии в этом реестре, а также если есть конкурент.

Получение информации из реестра . Поставщик исключен из реестра или находится в нем: как проверить? Доступ к этому реестру находится только у узкого круга государственных органов.

Размещение информации

По 44-ФЗ наружения можно распределить на группы.

● По процедуре. Сбои, планирование, недоработки на электронной площадке. Эти ошибки надо устранять. Но также могут быть и установлены излишние требования к поставщику и документам. Нарушение порядка заключения контракта. Сведения, размещенные на официальном сайте должны быть прозрачными. Заключенные контракты должен показывать сведения о заключенных контрактах.

Должны размещаться сведения об отдельных этапах исполнения контракта.
Лишней информации и информации о государственной тайне быть не должно.

Были разъяснения, которые трактовали отдельный этап. Оплата тоже считается этапом. Но у каждого контракта есть свои нюансы и здесь нужно смотреть индивидуально.

Как поступать, если контракт был заключен до вступления в силу закона 159-ФЗ?

Все контракты, которые были заключены на старых условиях, продолжают исполняться по-старому. Закон обратной силы не имеет. Но все контракты, которые были заключены после вступления в силу этого закона, должны осуществляться в соответствии с законом.

Нарушения . Условия допуска товаров из иностранных государств (национальный режим) мы уже осветили. Но есть и другие проблемы с поставками товаров. Например, когда товар стоит у заказчика на снабжении. Заказчик имеет право указать конкретный товарный знак со словами или эквивалентом в параметрах соответствия. Если продукция, закупаемая заказчиком, стоит на снабжении, то 275-ФЗ допускает, чтобы сведения указывались через товарный знак без сопровождения словами или эквивалентом. Но параметры соответствия должны присутствовать. Иногда товарный знак указывается в виде набора символов. В этом случае возможна жалоба. В документации лучше и проще написать, что товар находится на снабжении . Этим снимается вопрос.

Заказчик может и не обладать техническими условиями. Но требования к товару изменению не подлежат и должны размещаться на сайте. Бывают жалобы, что заказчик по оборонному заказу закупает продукцию, которая используется в гражданских целях. Но такие жалобы чаще признаются необоснованными, так как товары могут закупаться только по необходимости, пополнять материальный резерв.

Обстоятельства непреодолимой силы . Закон 44-ФЗ. Бывает, что контракт расторгнуть в одностороннем порядке или решением суда. Впоследствии этого срыв контракта не является обстоятельством и контракт нельзя заключить с одним поставщиком.

Более того, если такой контракт заключается, то должно быть обоснование того, какие именно обстоятельства привели к проблеме. Это может быть исследование аварии и других происшествий. Все это направляется в ФАС. Законом установлен срок, в течение которого должна быть направлена информация о нарушении.

Не должна изменяться и цена контракта . Заключение дополнительного соглашения является путем повышения цены контракта.

Заключение контрактов по указу Президента или по распоряжению Правительства . Здесь имеет место быть единственный исполнитель контракта. Есть ряд товаров, по которым цена с течением времени корректируется. Это приводит к тому, что при публикации распоряжения или постановления начальная (максимальная) цена контракта указана одна, а позже она меняется на более высокую. При заключении контракта должна быть цена, которая использовалась при утверждении закупки. ФАС таких нарушений не выявляла, но другие органы (Счетная палата, к примеру) могут выявить несоответствия и направить их в ФАС.

159-ФЗ. 275-ФЗ.

Режим использования отдельного счета . Действия/бездействия банка: обжалование и направление жалобы в Центральный банк. Если какая-то сторона не согласна, нужно поступать именно так.

Оплата труда осуществляется по статье 84 п.4: запрещена оплата труда физических лиц, но если она проводится, то одновременно со всеми социальными выплатами, которые предусмотрены законодательством. Заказчик сам определяет схему расчетов с физическими лицами, закон требований не содержит, но, несомненно, нужно вести учет на отдельных счетах в уполномоченном банке.

Командировочные расходы . Оплата физическим лицам является возмещением расходов и в оплату труда не входит. Физическим лицам не совсем можно платить, но отдельная оговорка допускает (ст. 83 ч.1 пп.”з”) командировочные выплаты не более 3 млн. рублей в месяц. Их можно отнести к той оговорке, но закон здесь трактует все неоднозначно - четких указаний и комментариев нет.

Закупка идет либо закрытым способом, то сведения поступают в закрытый реестр контрактов. Мы никогда ни на каком сайте не увидим не документации, ни сведений о такой закупке. Открытые закупки размещаются на официальном сайте. На электронных площадках можно интегрировать информацию с официальным сайтом. С точки зрения закона сведения должны размещаться на официальном сайте. За публикацию сведений в реестре есть уже административное наказание.

Государственная тайна . Существуют закупки, сведения которых составляют государственную тайну, при этом есть закупки, которые совсем не публикуются, а есть и такие, которые публикуются на официальном сайте только в виде извещения (без документации). Всем поставщикам в этих случаях требуется лицензия на работу со сведениями, являющимися государственной тайной. Полностью открытые закупки такой лицензии не требуется. Нужно лишь участие юридического лица. Нужно смотреть документацию - в ней указаны все требования. Для заказчика важно, чтобы информация в разных документах не противоречила себе. Если заказчик бездействует и не устанавливает требования к лицензии, если по закону это необходимо, то поставщик имеет право это обжаловать. Если действия не обжаловали, то у заказчика возникнет у заказчика при исполнении контракта - ему нужно будет организовывать поставку, приемку, возможно, на режимные объекты - нужен будет допуск. Поставщик может написать запрос о разъяснении, если изменения не вносятся, то направить жалобу в ФАС.

По лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Если такая лицензия переоформляется, то срок ее действия продлевается на 60 дней в плюс к основному ее сроку. При условии, что документы на ее переоформление уже поданы.

Исполнение контракта . Закупка материалов. Этот вопрос заключения договора с банком и открытия счета новый и он не был затронут ФАС. Можно обратиться с запросом в виде письма и получить ответ. По любому вопросу по 44-ФЗ, 223-ФЗ можно отправить такое письмо и получить ответ. Существует общественная приемная на Садово-Кудринской. Специалист проведет прием и постарается ответить.

К нему, подготовлен Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями во исполнение перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросу соответствия качества вооружения и военной техники современным требованиям развития Вооруженных Сил РФ и военно-технического сотрудничества от 11 ноября 2009 г. N мк 2340.

Уточнение круга государственных заказчиков (возможность осуществления заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах разработки вооружения и военной техники, а также по созданию новых технологий их производства государственными заказчиками оборонного заказа, не имеющими в своем составе войск и воинских формирований), а также обязанностей государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) гособоронзаказа в целях повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения оборонного заказа.

Предоставление права государственному заказчику при определенных условиях не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта;

Определение требований к конкурсной документации, в соответствии с которыми при размещении оборонного заказа на продукцию, принятую на вооружение (снабжение, в эксплуатацию), конкурсная документация (документация об аукционе) должна содержать указание на товарные знаки или наименование продукции;

Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении оборонного заказа путем проведения торгов, а также определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, определяемом Правительством РФ;

Возможность изменения цены заключенного в соответствии с государственной программой вооружения государственного контракта на поставку продукции с длительным производственным циклом по решению Правительства РФ при утверждении оборонного заказа на очередной год или при уточнении оборонного заказа на текущий год.

Законопроектом определены основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу, в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного исполнения оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя (исполнителя). При этом порядок регулирования цен и полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой области устанавливаются Правительством РФ.

Законопроектом предусмотрены антимонопольные требования, применяемые к исполнителям гособоронзаказа, в целях контроля за изменением (повышением) цен на комплектующие изделия, сырье и материалы, используемые при производстве продукции, поставляемой по оборонному заказу. Установлена ответственность за нарушение норм комментируемого и иных нормативных правовых актов РФ в области гособоронзаказа.

Авторами законопроекта также указано, что его принятие позволит улучшить взаимодействие государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа, обеспечить контроль за использованием бюджетных средств, повысить эффективность решения задач по укреплению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона или, говоря иначе, - сферу его применения. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Во-первых, установление правовых основ государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением гособоронзаказа;

И, во-вторых, определение основных принципов и методов государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (при этом для их обозначения введено сокращенное обозначение "продукция") по гособоронзаказу.

Устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения гособоронзаказа и регулирует отношения в этой области. Как видно, о принципиальном изменении предмета регулирования основного законодательного акта в сфере гособоронзаказа говорить не приходится.

При работе над проектом комментируемого Закона предмет его регулирования предлагалось изложить несколько в ином виде. Так, по одной из поправок предлагалось предусмотреть, что устанавливает основы государственного регулирования отношений, связанных с прогнозированием и планированием нужд обороны страны и безопасности государства, формированием, утверждением, особенностями размещения, выполнением и финансированием государственного оборонного заказа, осуществлением мониторинга в сфере государственного оборонного заказа, федерального государственного контроля (надзором) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере формирования, размещения, финансирования и выполнения государственного оборонного заказа, определяет основы государственного регулирования цен товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу.

По другой поправке предмет регулирования предлагалось указать в таком виде - Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с прогнозированием, планированием, формированием, утверждением, особенностями размещения, исполнения, мониторинга, контроля и финансирования государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу. Соответственно, вместо указания на регулирование отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и исполнением гособоронзаказа, определение основных принципов и методов регулирования цен на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу предлагалось ввести указание на регулирование отношений, связанных с прогнозированием, планированием, формированием, утверждением, особенностями размещения, исполнения, мониторинга, контроля и финансирования государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию по гособоронзаказу.

Кроме того, предлагалось закрепить норму о цели комментируемого . Так, предлагалось определить, что целью Закона является создание правовых и организационных основ для реализации государственной политики в области ресурсного обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Однако, данные поправки отклонены как выходящие за рамки концепции законопроекта, принятого в первом чтении. При этом отмечено, что проблема, регулируемая поправками, должна стать предметом регулирования законопроекта "О государственной политике в области ресурсного обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В определена система нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование отношений в сфере гособоронзаказа. Закон 1995 г. о гособоронзаказе такого регулирования не содержал.

Статьи в качестве основы такой системы нормативных правовых актов определяет Конституцию РФ. Речь идет в т.ч. о положениях Конституции РФ, относящих к исключительному ведению Российской Федерации такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. "г"), установление правовых основ единого рынка (), оборона и безопасность (), оборонное производство (п. "м"), определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м"). В соответствии с Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ . Речь идет в т.ч. о норме данного Кодекса (в ред. от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), предусматривающей, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

Федеральные законы в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд;

Федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд являются.

В двухтысячных годах были выявлены различные проблемные вопросы в гособоронзаказе (ГОЗ), что вылилось в их обсуждение, а по итогам одного из совещаний Президент РФ дал поручение создать новый правовой фундамент в данной сфере, после этого законодательство пополнил новый федеральный закон.

о государственном оборонном заказе

Законодательный акт регламентирующий отношение сторон в сфере вышел под названием №275-ФЗ о ГОЗ, дата его появления — декабрь 2012 г., вступление в силу произошло в самом конце указанного года — 29 декабря. На сегодня действует документ с последними изменениями в редакции от июля 2015 г. Вместе с ним появилось методологическое обеспечение, которое дает ответы, как происходит формирование, использование правовой базы заложенной данным законом.

Скачать ФЗ 275 о государственном оборонном заказе в последней редакции с комментариями можно

Изменения 2016

Настоящий документ в 2016 г. не дополнялся, но в прошлом году произошло внесение большого количества изменений, выполнение которых придется на данный год. Многие из них призваны усилить контроль в отношении исполнения положений закона. Например, об этом свидетельствует то, что в текст добавляется такое понятие, как «госконтроль (надзор) в сфере ГОЗ» (ст. 1). Также были изменен весь комплекс основных понятий, пример, что такое контракт в данной сфере, было внесено положение определяющее, что значит уполномоченный банк (основной исполнитель). Внесено и понятие указывающее, что такое сопровождение сделки, как оно выполняется. Теперь головному исполнителю будут открывать отдельный счет, который сделает закупки, выполнение других операций прозрачней.

Теперь закон будет дополнительно определять порядок действий участников в какой-либо ситуации. То есть прошлогоднее дополнение сделало не одно правило в №275-ФЗ более четким, точным, жестким, а любое предприятие, желающее зарабатывать на данном заказе должны быть максимально пунктуальными, иначе государство быстро им будет находить замену. Таким образом работа сферы, ее схема стала более эффективной, это должно привести к тому, что обеспечение военных будет происходить более качественно.

Комментарии к 275 ФЗ с последними изменениями 2016

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.