Административный регламент гибдд приказ 664 мвд рф. С изменениями и дополнениями от. Осмотр и досмотр автомобиля

С 20 октября 2017 года действует новый приказ МВД № 664. Приказ 185 больше не в силе — его отменили . Ведомственный документ – 664 приказ ГИБДД – устанавливает требования к должностным функциям сотрудников дорожной полиции. Документ был утвержден в 2009 году и дополнен изменениями в последующие годы. В 2017 году с учетом всех критических замечаний и опыта урегулирования вопросов, возникающих в процессе дорожного движения, в целях более четкого соблюдения прав и обязанностей водителей и сотрудников ГИБДД, в приказ 664 внесены существенные дополнения.

Содержание документа: краткое описание

Административный регламент государственной дорожной инспекции описывает все вопросы, связанные с исполнением сотрудниками ГИБДД должностных обязанностей. В документе освещаются вопросы:

  • нормативное обоснование функции контроля безопасности дорожного процесса, порядок исполнения всех административных процедур;
  • права и обязанности инспекторов ГИБДД при общении с водителями;
  • состав административных процедур как меры наказания за нарушение водителями ПДД;
  • вопросы регулирования дорожного движения;
  • результат исполнения контрольной функции.

Регламентные вопросы описаны четко и максимально подробно, поэтому объем документа является значительным – более 20 страниц.

Самые важные аспекты приказа

Нормативный акт МВД состоит из 4 разделов и 18 приложений, в которых разъяснены вопросы взаимоотношений участников дорожного движения (водителей и пешеходов) с инспекторами ГИБДД, подробно перечисляются все административные процедуры вплоть до порядка досудебного обжалования решений о привлечении нарушителей к административной ответственности.

Наиболее значимыми для автолюбителей являются следующие аспекты приказа:

  1. Сведения о должностных лицах, обладающих контрольными полномочиями в сфере дорожного движения.
  2. Уточнение информации об участниках дорожного движения.
  3. Этические нормы и требования к профессиональному поведению сотрудников ГИБДД и иных должностных лиц полиции.
  4. Круг полномочий инспектора ГИБДД с разъяснениями, описывающими границы административных процедур, в том числе порядок ареста транспортного средства, задержания правонарушителей.
  5. Перечень средств, допустимых для исполнения контрольной функции сотрудниками ГИБДД.
  6. Требования к внешнему виду инспектора ГИБДД (форме одежды, иным атрибутам).
  7. Описание случаев, когда правомерно требование сотрудника полиции об остановке транспортного средства.
  8. Уточнение ситуаций, когда водителю необходимо выйти из машины по требованию инспектора полиции.
  9. Правила проведения медицинского освидетельствования на предмет употребления алкоголя, психотропных или наркотических средств.
  10. Законные случаи для проведения досмотра автомобиля.
  11. Вопросы о порядке привлечения к административной ответственности (вынесение определения, составления протокола, постановления-квитанции о штрафе за нарушение ПДД).

Помимо перечисленных аспектов в приказе имеется много нюансов и деталей, которые целесообразно изучить водителям, чтобы при необходимости уметь обоснованно отстаивать свою невиновность или успешно оспорить неправомерные действия должностных лиц ГИБДД.

Требования к поведению сотрудников ГИБДД

Согласно регламенту, инспектор ГИБДД при общении с водителем должен соблюдать ряд основных требований:

В соответствии с пунктом 20 приказа сотрудник ГИБДД всегда должен мотивировать свои требования. При обращении к водителю внятно называть свои данные: фамилию, звание, должность. При этом обращение должно быть корректным и исключительно на «Вы».

Для фиксации общения и обстоятельств дорожного правонарушения разрешено пользоваться техническими средствами (видеокамерой, диктофоном) не только инспекторам ГИБДД, но и водителям.

Основания для остановки автомобиля

Этот вопрос регламентирован пунктом 63 приказа. Основаниями для остановки ТС являются:

  • случаи нарушения ПДД, подтвержденные техническими средствами или визуально;
  • по ориентировке правоохранительных органов;
  • по информации дежурного сотрудника полиции (при проведении спецопераций оперативного характера, других нарядов);
  • для регулировки дорожного процесса;
  • в случае ДТП, если появилась необходимость в привлечении понятого;
  • при необходимости использования ТС в целях оперативной работы;
  • при необходимости проверки грузов, лиц, перемещающихся в машине (в рамках специальных оперативных мероприятий по решению уполномоченных должностных лиц);
  • при проверке документов на стационарных постах ДПС.

Остановка ТС запрещена в местах, не предусмотренных для этих целей ПДД, за исключением ситуаций, угрожающих здоровью граждан, при проведении розыскных мероприятий оперативного характера, совершении регулировки на дороге (пункт 66 регламента). При исполнении своих должностных обязанностей при пресечении административных правонарушений и при отказе водителя остановить автомобиль инспектор может применить огнестрельное оружие.

Требования к средствам фиксации правонарушений

Приказ устанавливает четкие требования к порядку документирования и технической фиксации правонарушений. Так, пунктом 46 приказа определены условия использования аппаратуры в процессе контроля дорожной ситуации.

К ним относятся следующие:

  • контрольно-измерительные приборы должны иметь сертификат качества и специальный допуск, позволяющий проводить измерения;
  • технические средства должны пройти метрологическую экспертизу, которая подтверждается соответствующим свидетельством;
  • мобильная техническая аппаратура должна храниться в отделении и использоваться в строгом соответствии с инструкциями и методическими рекомендациями.

В соответствии с пунктом 43 приказа автомобиль ГИБДД на дороге должен быть отчетливо виден водителям, чтобы дать им возможность скорректировать движение и избежать правонарушения. Патрульный автомобиль дорожной полиции оформляется специальной цветной схемой.

Таким образом, приказ МВД № 664 содержит полный перечень требований к сотрудникам ГИБДД, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей по контролю за безопасностью дорожного движения. Знание содержания этого документа позволит водителям правильно выстроить свое общение с полицейскими, избежать случаев неправомерного привлечения к административной ответственности, а также эффективно оспорить штрафные санкции при необходимости.

Приказ №664 МВД России вступил в силу 20 октября 2017 года. С этих пор действует новый регламент ГИБДД. Мы уже рассматривали основные изменения и выяснили, что кардинально новых прав, обязанностей инспекторам не дано, да и требований не возложено. Но есть всё же ряд основ, которые необходимо упомянуть в этой статье.

Итак, давайте вкратце приведём основные положения из нового Приказа и разберёмся, в каких правовых отношениях состоят обе стороны: сотрудник ДПС и водитель.

Прежде всего нужно чётко обозначить тот факт, что сам новый Приказ МВД 664 от 23.08.2017 (дата издания, а не вступления в законную силу) содержит в себе всего 3 пункта:

  1. он утверждает и узаконивает админрегламент ГИБДД,
  2. признаёт утратившим силу предыдущий приказ - №185,
  3. назначает ответственного за его исполнение.

А вот сам регламент устанавливает права и обязанности сотрудников органов России.

Что имеют право, а что обязаны сотрудники ГИБДД

По новому приказу, его пункту 6, инспектор ДПС на дороге имеет полное право:

  • требовать от водителей и пассажиров прекратить нарушать, если те начали это делать;
  • останавливать автомобили по установленным основаниям;
  • проверять документы водителя, согласно ПДД, пункту 2.1.1, а также паспорта водителей, пассажиров и пешеходов;
  • вызывать в полицию в установленном порядке граждан, если на них поступили заявления о нарушении (привет, "народный инспектор" и подобные), а вот организовывать привод нарушителей в случае неявки обычные сотрудники ГИБДД не могут - это делает участковый; порядок вызова граждан в полицию предусматривает только письменное требование, а не вызовы по телефону или смс;
  • запрашивать практически любую информацию из СМИ, организаций, учреждений и т.п., в том числе персональные данные граждан;
  • требовать покинуть места преступлений или нарушений в установленных случаях (введение специального режима);
  • составлять протоколы и выносить постановления водителям-гражданам;
  • применять меры обеспечения при нарушениях, такие как эвакуация, аннулирование регистрации (в регистрационных подразделениях) и т.п.;
  • доставлять водителей, пешеходов и пассажиров в отделения ГИБДД и МВД в случае, если те находятся в розыске, им угрожает опасность и в другим случаях, если на то есть мотивированные основания;
  • направлять и доставлять водителей в медучреждения для освидетельствования на опьянение, а также проводить освидетельствование на алкоголь на месте;
  • проводить все виды досмотров и осмотров;
  • вести видеосъёмку процессуальных действий и всех процедур;
  • использовать установленные базы данных (базу штрафов, розыскную и т.п.);
  • использовать машины граждан (а водители обязаны предоставить свои машины по его запросу, но только если у инспектора есть основания, об этом ниже).


Новый Приказ вводит и немало обязанностей. Их регулирует также административный регламент ГИБДД, Приказ 664 МВД РФ 2017 года в своём пункте 7:

  • знать Конституцию РФ, права граждан, законы, относящиеся к нему самому и всё это неукоснительно соблюдать;
  • по первому зову прибывать на место преступления или правонарушения;
  • документировать процессуальные действия, если того требует законодательство;
  • оказывать первую медпомощь пострадавшим в ДТП и других несчастных случаях;
  • обеспечивать безопасность и пресекать любые нарушения;
  • устранять условия, создающие угрозу безопасности дорожного движения, в том числе убирать, если это в их силах, препятствия с дороги;
  • участвовать в розыске нарушителей;
  • отнимать документы, если те имеют подозрения на подделку.

Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры

Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2017 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:

  • обжаловать действия сотрудников;
  • получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
  • не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
  • не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
  • пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).

Про видеосъёмку инспектором и водителем

Регламентированы и требования по обязательной видео- или аудиосъёмке инспектором своих процессуальных действий, а также осуществлением таковой водителем при остановке его сотрудником ГИБДД. К таким требованиям, и также правам и обязанностям относятся:

  • все административные процедуры ГИБДД при наличии такой возможности должны проводиться в фоне съёмки видеорегистратора с патрульной машины или переносного регистратора;
  • все полученные видеозаписи должны приобщаться к материалам дела письменно;
  • инспектор может пользоваться функцией видеозаписи вместо участия понятых при процессуальных действиях, где такое обязательно.

Водителю разрешается снимать инспектора ГИБДД. Несмотря на то, что прямого разрешения нет в новом Приказе 664, такое право водителю дают другие Федеральные законы, говорящие об открытости и публичности деятельности госорганов.

Остановка и её причины

Также расширены причины для остановки ТС сотрудниками ГИБДД. В новом Приказе их целых 14:

  1. увиденные признаки нарушения ПДД или других законов,
  2. ориентировки на водителя или пассажиров,
  3. ориентировки на автомобиль (розыск, угон и т.п.),
  4. опрос водителя или пассажиров,
  5. просьба в участии в процессуальных действиях в качестве понятого,
  6. использование ТС водителя в установленных законом случаях и по установленным основаниям,
  7. ограничение движения на данном участке дороги,
  8. для обеспечения проезда скорой помощи, если Ваш автомобиль этому мешает,
  9. для обеспечения проезда автомобилей других спецслужб, если Ваш автомобиль этому мешает,
  10. помощь водителя или пассажиров другим людям,
  11. спецмероприятия, проводимые в данный момент,
  12. если Ваш автомобиль неисправен, и это создаёт угрозу в дорожном движении,
  13. проверка документов (для которой должны быть свои основания) водителя, на автомобиль или груз,
  14. проверка паспорта водителя или пассажиров, если есть подозрения того, что они находятся в розыске, для составления материалов дела или для административного задержания.

При этом, сама остановка не обязательно должна подаваться жезлом - сотрудник ГИБДД по Приказу 664 может остановить ТС рукой, а также дополнительно пользоваться свистком. Инспектор при остановке обязан указать место остановки (также рукой). При этом, все жесты инспектора ДПС должны быть понятны водителю.

Место остановки должно быть без нарушений ПДД, если того не требует исключительная нужда остановки именно в этом месте.

При остановке инспектор должен сразу же подойти к машине, назвать причину остановки, представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение.

Если водитель что-то нарушил, то инспектор вправе задавать ему вопросы, только касающиеся данного нарушения.


Обязан ли водитель выходить из машины?

Нет, не обязан в большинстве случаев, кроме исключений. Согласно действующему новому приказу, сотрудник ГИБДД может только предложить водителю выйти из машины.

А вот законное требование инспектора выйти из авто, от которого водитель не может отказаться, может быть только в случаях, когда это требуется для досмотра автомобиля, личного досмотра, задержания водителя или отстранения от управления ТС. В первых трёх случаях предварительно должен быть составлен соответствующий протокол об одном из перечисленных процессуальных действий, а в последнем - протокол отстранения.

Остановка пешехода

А вот для остановки пешехода у сотрудника ГИБДД должны быть свои причины (основания), и их гораздо меньше:

  • если сотрудник увидел, как пешеход нарушил,
  • если пешеход нужен как понятой или свидетель для опроса,
  • если инспектор регулирует движение.

Аналогично остановке автомобиля, при остановке идущего человека инспектор может это сделать рукой или через громкоговоритель.

После остановки называется причина остановки, сотрудник ГИБДД представляется.

Проверка документов

Как мы уже упоминали выше, для проверки документов водителя у инспектора ДПС по приказу №664 должны быть свои основания. Вот они:

  • ориентировки на водителя или автомобиль,
  • если водитель нарушил ПДД,
  • спецмероприятия,
  • регулирование дорожного движения (когда инспектор является регулировщиком).

Это исчерпывающий список причин проверки документов. И если названная инспектором причина не относится ни к одной из вышеперечисленных, то и остановка ТС неправомерна.

Проверка технического состояния авто (в том числе ксенон)

Вот мы дошли и до законных причин для проверки техсостояния машины. К их числу относятся и ограничиваются ими:

  • визуально обнаруженные признаки использования компонентов авто, которые не составляют его конструктивную целостность (проще говоря, признаки изменения конструкции, к числу которых относятся и ксеноновые лампы в фарах с блоками разжигателей - если инспектор издалека увидел ксенон на транспортном средстве, которое может не подходить для установки ксенона по маркировке фар или по другим причинам),
  • информация о причастности автомобиля к ДТП,
  • ориентировки на автомобиль,
  • спецмероприятия.

Административное задержание


Как и ранее, сотрудник ГИБДД может провести задержание водителя, пассажиров или пешехода. Это право даёт ему новый Приказ 664 МВД и регламент, текст которого даёт ему следующее основание для задержания - необходимость в правильном и/или своевременном рассмотрении дела о нарушении либо исполнения наказания лицу, в отношении которого такое мероприятие проводится.

При этом водителя доставляют на пост или в дежурную часть, но только где имеется специальная комната для задержанных. При этом, лицу даётся право в течение 3 часов позвонить по телефону 1 раз.

Ему в обязательном порядке должны быть разъяснены причины задержания, а также его права и обязанности при осуществлении такового.

И самое главное - перед этим обязательно составляется протокол задержания, который должен быть вручён водителю на подпись.

Задержание должно также предваряться личным досмотром и досмотром личных вещей, но это уже непосредственно перед отправлением "арестанта" в спецкомнату.

Осмотр и досмотр автомобиля

Эти две административные процедуры очень связаны. В то же время они имеют существенно различающийся между собой корень, а также причины для их проведения.

Осмотр

Основаниями для осмотра являются:

  • проверка маркировки автомобиля или его компонентов,
  • ориентировки на машину или водителя,
  • если груз в авто не соответствует документам или есть подозрение на такое несоответствие.

Перед осмотром обязательно составляется акт осмотра и вручается на подпись водителю. Осмотр должен проводиться в присутствии водителя. При осмотре инспектор не может открывать самостоятельно двери, трогать вещи и т.п., а только попросив водителя об этом.

Досмотр

Законными причинами для проведения досмотра по приказу №664 и новому регламенту являются:

  • подозрение инспектора в том, что в автомобиле перевозятся наркотики, оружие или другие запрещённые законом вещи,
  • ориентировки на автомобиль или водителя,
  • спецмероприятия,
  • задержание водителя или пассажиров.

Досмотр должен делаться без вскрытия конструктивных компонентов машины. Что это значит? Например, сотрудник ГИБДД при досмотре не имеет права вскрывать обшивку, снимать пластиковые панели и т.п. Но он может вытащить прикуриватель, открыть бардачок и т.п. Также следует помнить, что если инспектор открывает сумки в машине, то это уже досмотр личных вещей, о чём должен быть составлен отдельный протокол.

Досмотр, как и осмотр, делается в присутствии водителя, при этом, водитель должен выйти из машины перед этим. Но, в отличие от осмотра, он может в исключительных случаях (исключительные, к сожалению, на усмотрение инспектора, но объективные) досмотр может проводиться без водителя.

При досмотре обязательна видеосъёмка процесса инспектором или привлечение двоих понятых (раньше были только понятые).


Отстранение и освидетельствование на опьянение

Пожалуй, один из самых ёмких по содержанию в приказе МВД РФ 2017 процедур - это выявление факта опьянения водителя. Существует 2 вида освидетельствования:

  1. освидетельствование на алкогольное опьянение (ОСАО), которое проводится забором пробы воздуха прибором на месте,
  2. медосвидетельствование (МОСО), когда водителя отправляют в медучреждение на освидетельствование.

ОСАО устанавливает только алкогольное опьянение, МОСО - алкогольное и наркотическое. Но перед обеими процедурами проводится отстранение водителя от управления автомобилем. Об отстранении составляется соответствующий протокол и вручается на подпись водителю. После этого водитель обязан выйти из машины.

Основаниями для проведения ОСАО являются практически любые данные, позволяющие инспектору предположить, что водитель пьян: запах алкоголя, покрасневшие глаза, если водитель не стоит на ногах, если его лицо красного цвета или поведение не соответствует окружающей обстановке.

При проведении ОСАО привлекаются также 2 понятых или ведётся видеозапись. При этом, дыхнуть в нос инспектору - это не освидетельствование. ОСАО проводится только специальным прибором, который обязательно должен распечатать результат с измеримой степенью опьянения в миллиграммах на литр выдыхаемого воздуха на бумаге. На сам такой прибор должен быть сертификат и акт поверки. И инспектор ДПС обязан рассказать водителю эту информацию, а также показать целостность клейма прибора.

ОСАО проводится либо на месте, либо на ближайшем посту, если прибора с собой у инспектора не оказалось. После проведения процедуры составляется акт освидетельствования, в который пишется результат. Водитель считается пьяным, если результат составляет более 0,16 мг/литр воздуха в выдохе.

Если ОСАО проводилось на посту, а не на месте нарушения, то после его проведения, если выяснилось, что водитель трезв и нет оснований для направления его на МОСО, сотрудник ГИБДД обязан привезти его обратно к машине.

А вот законными причинами для отправки водителя на медосвидетельствование становятся:

  • если водитель отказывается от ОСАО,
  • если водитель не согласен с результатами ОСАО,
  • если результат показал менее 0,16 мг/л или ровно эту величину, но инспектор считает, что водитель всё-таки пьян,
  • если водитель участвовал в ДТП с участием пострадавших.

При направлении на МОСО инспектор ДПС составляет ещё один протокол (независимо от протокола отстранения и акта освидетельствования) и вручает на подпись водителю. Сотрудник должен сам на патрульном автомобиле отвезти водителя в медучреждение на МОСО, а потом привезти его обратно, если результат будет отрицательный.

Приказ МВД 664 и новый регламент - основные постулаты Видео

Новый авто регламент ГИБДД – что нас ждёт? 20 октября 2017 года вступил в силу регламент ГИБДД 2019 – 664 приказ. Как выяснилось, кардинальных изменений в новом регламенте ГИБДД нет, но мы всё же отметим некоторые интересные моменты.

В сегодняшней статье мы обсудим основные положения нового документа и рассмотрим порядок взаимоотношений гаишника и водителя. Так как административный регламент ГИБДД 2017 устанавливает права и обязанности сотрудников государственного органа дорожной безопасности, об этом мы и поговорим в первую очередь.

Что такое новый регламент гибдд и что нас ждет?

Пункт 6 приказа 664 ГИБДД содержит перечень прав инспекторов ГИБДД. Инспекция имеет законное право:

  • Требовать от участников дорожного движения, прекращения процесса нарушения установленных правил.
  • Останавливать подозрительные транспортные средства.
  • Осуществлять проверку документов водителя, а также пассажиров.
  • Осуществлять вызов в полицию нарушителей. Стоит отметить, что обязанности по приводу нарушителей может выполнять только участковый.
  • Запрашивать персональную информацию о нарушителях.
  • Составлять протоколы.
  • Организовывать эвакуацию транспортных средств, а также аннулировать регистрацию.
  • Если нарушитель находится в розыске, инспектор ГИБДД имеет полное право доставить его в полицейский участок.
  • Проводить экспертизу на наличие алкоголя в крови, также направлять водителя в медучреждения для дополнительного освидетельствования.
  • Проводить досмотр и осмотр, водителя, а также пассажиров.
  • Использовать видеоаппаратуру во время проведения процессуальных действий.
  • Использовать информацию доступных баз данных.
  • Использовать транспортные средства граждан в служебных целях.

Приказ ГИБДД 2019 содержит также обязанности сотрудников государственного органа:

  • Знать Конституцию РФ, положения приказа, а также права граждан.
  • Максимально быстро прибывать на место дорожного происшествия.
  • Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в результате ДТП.
  • Предотвращать нарушения правил дорожного движения.
  • Обеспечивать максимально комфортные условия для движения транспортных средств на конкретном участке дороги.
  • Конфисковать документы, если есть сомнения в их подлинности.

Права участников движения

Обновлённый регламент МВД содержит права обычных граждан, которые сотрудники ГИБДД должны соблюдать:

  1. Обжаловать неправомерные действия сотрудников ГИБДД.
  2. В случае незаконных наказаний, требовать компенсацию за нарушение гражданских прав.
  3. Не давать показаний против ближайших родственников.
  4. Не давать показаний инспектору, который обращается к водителям на неродном для них языке.
  5. Пользоваться правами, предоставленными всеми нормативно-правовыми актами.

Особенности видеосъёмки

Административный регламент ГИБДД приказ 664 содержит права и обязанности инспекторов государственного органа, а также водителей, касающиеся видеосъемки процессуальных действий:

  1. Инспекторы ГИБДД должны проводить все административные процедуры в зоне видимости переносного или стационарного видеорегистратора.
  2. Каждый видеоматериал должен быть освидетельствован письменно и прикреплён к делу.
  3. Инспектор ГИБДД может прибегать к использованию видеосъёмки, если не имеет возможности задействовать понятых проведении процессуальных действий.

Стоит отметить, что в новом регламенте ничего не сказано, о праве водителя снимать на камеру действия сотрудников ГИБДД. Но они могут это делать, ведь такую возможность им предоставляют другие нормативно-правовые акты министерства внутренних дел.

Основания для остановки транспортного средства

  • Инспектор заметил признаки нарушения правил дорожного движения.
  • Наличие ориентировки на автомобиль, водителя и пассажиров.
  • Необходимость присутствия понятых при проведении процессуальных действий.
  • Для использования ТС в служебных целях.
  • При ограничении движения.
  • Если ТС препятствует движению автомобилей экстренных служб, инспектор имеет право его остановить.
  • Остановка ТС для проведения спецмероприятий.
  • Остановка ТС с неисправностями.
  • Для проверки документов, согласно пункту 106 регламента 664.

Стоит отметить, что остановка автомобиля, который находится в движении, может осуществляться не только жезлом. Согласно новому регламенту, для остановки ТС инспектор может также использовать руку или свисток. Сотрудник ГИБДД обязан указать водителю место, где должна быть произведена остановка.

Если водитель считает, что своей остановкой нарушает правила ПДД, он может проигнорировать указания инспектора и продолжить движение. Но, в таком случае обязательно сообщить об этом на ближайшем посту ГИБДД.

Проверка документов

Водитель имеет право проверять документы водителя и пассажиров, если у него для этого есть основания. Перечень причин проверки документов представлен в пункте 106 нового регламента. Отметим основные:

  • Ориентировка на ТС, водителя или пассажира.
  • Водитель нарушил правила движения.
  • На участке дороги проводятся специальные мероприятия.

Если вы считаете, что у инспектора нет оснований для проверки ваших документов, можете смело обращаться на горячую линию ГИБДД.

Техническое состояние авто

Согласно приказу 664, инспектор ГИБДД имеет право проверять техническое состояние автомобиля в следующих случаях:

  1. Сотрудник правоохранительных органов обнаружил на транспортном средстве элементы, которые не являются частью его конструктивной целостности. К примеру, это ксеноновые лампы.
  2. Инспектору поступила информация о том, что автомобиль причастен к ДТП.
  3. У инспектора есть ориентировка на транспортное средство.
  4. На конкретном участке дороги проводятся специальные мероприятия.

Обязан ли водитель покидать ТС?

В новом регламенте чётко сказано, что водитель не обязан покидать свой автомобиль по требованию инспектора ГИБДД. Сотрудник правоохранительных органов может только порекомендовать автомобилисту покинуть транспортное средство. Окончательное решение всё равно остаётся за водителем.

Важно! Водитель обязан выполнить требования инспектора, только если у того есть основания проводить осмотр и досмотр. Все эти нормы прописаны в новом регламенте ГИБДД – приказе номер 664.

Видео разбор приказа №664

Внимание!
В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!

20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.

1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.

2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.

3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС

Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.

Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.

часть 4 статьи 29 Конституции РФ:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.

4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).

Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.

5. Прекращение выдачи справок о ДТП

Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:

  • решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление по делу об административном правонарушении;

Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.

В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.

96159 7

Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года - все эти документы утратили силу.

И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства :

  • 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
  • 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
  • 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Основания остановки ТС для проверки документов

Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.