Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина. Формы защиты прав человека в европейском сообществе

Под формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций принято понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел).

Не лишним будет напомнить, что традиционно выделяется три формы защиты субъективных прав: 1) административная, 2) судебная и 3) общественная.

Под административной формой понимается защита субъективных прав уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим. Административная форма защиты применяется только в случаях прямо предусмотренных законом и не препятствует последующему обращению в суд. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ).

К общественной форме относятся случаи защиты субъективных прав различными общественными образованиями: примирительными комиссиями, комиссиями по разрешению трудовых споров (КТС), трудовыми арбитражами, третейскими судами.

Судебная форма защиты – это установленный законом порядок защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций судами судебной системы РФ.

Следует сразу оговориться, что к судам судебной системы РФ, несмотря на эквивалентность наименования юрисдикционного органа («суд»), не относятся третейские суды.

Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов, несомненно, входят в систему судов РФ, однако, непосредственно защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов не осуществляют. Так, согласно ст.ст. 1, 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Таким образом, защита нарушенных субъективных прав и охраняемых законом интересов в рамках судебной формы защиты осуществляется судами общей юрисдикции (Верховным Судом РФ - верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, автономной области и автономных округов - районными судами - мировыми судьями, а также военными судами - окружными (флотскими) и гарнизонными) и арбитражными судами (Высшим Арбитражным Судом РФ - федеральными арбитражными судами округов - арбитражными апелляционными судами - арбитражными судами субъектов РФ).

Судебная форма защиты субъективных прав является основной, исторически сложившейся и наиболее предпочтительной формой защиты субъективных гражданских прав. Предпочтительность судебной формы защиты определяется следующими факторами:

Защита права осуществляется посредством деятельности независимого и беспристрастного юрисдикционного органа – суда;

Детальная регламентация порядка защиты в нормах права;

Возможность личного участия гражданина в процессе защиты его прав;

Обеспеченность исполнения судебного акта силой государственного принуждения;

Универсальность судебной формы защиты.

Именно при судебной форме защиты создаются все необходимые условия для разрешения правового конфликта, вызванного нарушением субъективных прав и законных интересов граждан и организаций и имеются гарантии такой защиты.

На современном этапе наблюдается тенденция расширения судебной формы защиты прав, повышения ее доступности, устранение ограничений при обращении в суд. Так, были исключены ограничения в реализации права на судебную защиту в области защиты трудовых прав (ранее, прежде чем обратиться в суд, работник должен был попытаться урегулировать возникший конфликт в КТС, в случае ее наличия на предприятии), существенно расширены возможности по обжалованию в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Административная и общественная формы защиты все чаще используются как дополнительные, для разрешения конфликта на досудебной стадии (обращение в вышестоящий орган, уполномоченному должностному лицу, примирительные комиссии, КТС), и (или) как альтернативные судебной с возможным последующим контролем со стороны суда, в случае, если стороны не удовлетворены такой защитой права (административная форма, третейский суд).

Административно-правовые формы защиты прав человека и гражданина предопределяются прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан можно выделить следующие формы:

1. Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти.

2. Административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти, когда жалоба на действие нижестоящего органа (должностного лица) передается на рассмотрение вышестоящего по соподчиненности (субординации) органа.

3. Специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ; государственный надзор как особая форма государственного контроля и отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека, создания благоприятных экологических условий и т. п.

4. Прокурорский (общий) надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, органами местного самоуправления. Особым видом общего надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

5. Значительную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Его отношения с органами исполнительной власти урегулированы федеральным конституционным законом.

Существование в современном обществе права в широком смысле - как института всеобщего регулирования и упорядочивания, в качестве своего основания предполагает утверждение и прав человека и гражданина, - права в узком смысле. Отличительной чертой любого развитого общества является установление необходимого баланса между регулирующей и защитной функцией права, что выражается вовне в виде поддержания порядка, основанного не на страхе применения наказания, а на утверждении реальной возможности правомерной, то есть “отмеренной правом”, защиты нарушенного права.

Правосознание и защита прав

Необходимо отметить, что степень развитости тех или иных форм защиты права в конкретном обществе и государстве напрямую связана с существующим правопорядком. Своими корнями они произрастают из тех правовых традиций, которые определили некоторую предрасположенность правового сознания такого общества, которое во многом определяет и степень развитости правосознания каждого его члена.

В основном в современном представлении сложились два основных типа правосознания, сочетание которых и определяет эффективность и приоритетность применяющихся форм и способов защиты прав.

Позитивизм

Первый тип правосознания — позитивизм, основывается, в частности, на предположении, что правовая система государства, как совокупность реально существующих в его границах правовых норм, является целостной, самодостаточной и единственно применимой в сфере деятельности, где такое применение требуется. В таком подходе первостепенной является роль государства, которое принимает на себя все функции создания правовых норм и их применения, отвергая любой отход от предусмотренного законом метода и границ регулирования. При преобладании такого типа правосознания, первостепенную роль имеют административная и судебная защита прав, поскольку наиболее эффективную защиту от неправомерных действий можно получить, прежде всего, у государства, в лице его органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями и обладающими монопольным правом применять силу.

Естественное право

Другой тип — основан на примате естественного права, то есть правопорядка, в котором все подчинено некоторому морально-этическому основанию. Здесь на первый план выходят принципы, формулируемые правовым разумом в рамках постепенной эволюции и развития первичных морально-этических представлений о ценности прав, и о пределах их защиты. В большей степени, чем в других системах, естественное право защищается осознанностью, морально-этической культурой каждого члена общества, - не страхом перед наказанием. Государство в такой правовой системе служит опорой поддержания правопорядка, не вмешивается и не воздействует на саму естественную основу. В таком случае, в качестве приоритетных форм защиты прав и интересов выступают конституционная и судебная защита. При этом, конституционная защита проявляется в утверждении и фиксации тех первичных принципов, которые и формируют морально-этическое основание правопорядка, в то время как судебная проявляется в устранении их нарушений, посредством, в том числе, правомерного применения насилия.

Понятие формы защиты права

Как следует из вышеизложенного, под “формой” необходимо понимать то внешнее выражение, в котором проявляются предполагаемые внутренние свойства. В отношении формы защиты права можно дать ему следующее определение, с учетом некоторого взвешенного подхода, учитывающего обе вышеизложенные системы правосознания. Так, любая защита права предполагает его восстановление в состояние, которое существовало до нарушения, либо, за невозможностью, в состояние, являющееся справедливо подобным. Справедливость является принципом, который определяет соразмерность возмещения, при сохранении общего баланса прав, имеющегося до нарушения. Соответственно, формой защиты права является совокупность средств и способов, объединенных в некоторый, признаваемый государством и обществом, официальный порядок или процедуру, с помощью которой происходит такое восстановление.

Непосредственно такими формами могут выступать, в большей или меньшей степени детализации, все имеющиеся средства, доступные и допускаемые законом. К примеру, допустимые способы защиты гражданских прав в РФ предусмотрены ст. 12 Гражданского кодекса.

В качестве теоретического и практического обобщения примем исходное разделение на три основные формы:

Конституционная;

Административная;

Судебная.

Административная защита прав

Административная защита прав проявляется, прежде всего, в защите от преступных посягательств на основные и неотъемлемые ценности человека и гражданина — жизнь, здоровье, личную свободу, а также в защите других прав, предусмотренных Конституцией и законами. Государство, посредством созданной структуры правоохранительных органов, обладает монополией применять силу для пресечения и предупреждения правонарушений, а также правом проводить расследование преступлений и ставить перед судом вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Безусловно, административная защита имеет большое значение при любом подходе. Там же, где в самой человеческой природе имеется неприятие преступления и его порицание всеми без исключения, в том числе и правоохранителями, система защиты прав приобретает свой естественный облик.

Конституционная защита прав

Такая форма защиты предполагает наличие авторитета конституционной правовой нормы, в качестве инструмента закрепления естественно-правовой нормы. Основой и одновременно следствием такого авторитета является добровольное следование такой норме, в силу того, что закрепленный ею принцип является само собой действующим и признаваемым в отношении любой ситуации и любого лица. Эта форма является универсальной по своему характеру и глубине, в такой форме защита конституционных прав не требует значительных сил и средств на ее обеспечение, но является наиболее эффективной. Однако, чтобы не быть идеальной и лишенной практического значения конструкцией, для реализации ее в должной значимости необходим некоторый внутренний переход в традиционном представлении о правопорядке внутри самого общества.

Конституционная норма, в ином случае, является лишь декларативной основой для возможности, в той или иной степени, задействовать другие формы юрисдикционной защиты — административную, судебную, а также неюрисдикционные формы, например, право на самозащиту.

Судебная защита прав

Неразрывно связана с конституционной судебная защита прав. Несмотря на то, что конституционные нормы являются нормами прямого действия, часто их реальное наполнение невозможно без обращения в суд. Судебная форма защиты прав имеет важнейшее значение для любой системы существующего правопорядка.

Несколько особое положение в правовых системахобщего права” с преобладающим естественно-правовым порядком занимает судья. Английский судья — это не только правоприменитель, он сам и создатель права, особенно в новых, развивающихся отраслях и сферах жизни общества. Судья определяет ту тенденцию правового порядка, которую затем принимают на “вооружение” и исполнительные органы, и парламент. Английская система права - “выросшее дерево” судебных прецедентов, в основе которого во многом находятся естественные права и принципы.

Одновременно преимуществом систем континентального позитивного права является их целостность, адекватность своему времени и логическая структура, доступная для понимания и правоприменения.

Другие способы и формы защиты прав

Общепринятым и неотъемлемым в любом правопорядке является право на самозащиту в пределах необходимой обороны. Это еще один способ защиты прав, также указанный в статье 12 Гражданского кодекса, и обозначенный в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, в статье 37 Уголовного кодекса РФ.

Необходимо упомянуть, что в гражданском праве широко используется самостоятельное урегулирование договорных споров сторонами договора, а также добровольное возмещение вреда из деликтных обязательств, - еще одна форма защиты прав.

Способами защиты прав являются средства так называемого оперативного воздействия в случаях нарушения договорных обязательств. К ним относятся приостановление, отказ от выполнения принятых обязательств по договору, отказ от принятия ненадлежащего исполнения (ст. 328, 463, 715 ГК), а также возложение связанных расходов на сторону, нарушившую свои обязательства (ст. 397 ГК).

Международно-правовые институты для защиты прав граждан

Защита прав человека и гражданина является центральным звеном многих международных организаций, созданных в результате международно-правовой деятельности стран-участников. Деятельность ООН имеет одной из своих основных целей поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Важнейшее значение в качестве международно-правового института, предоставляющего свои способы и формы защиты прав граждан, имеет Европейский суд по правам человека. Созданный при Совете Европы — организации, участниками которой являются 47 европейских государств, суд рассматривает и предоставляет защиту прав и основных свобод человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Уникальным и совершенно не имеющим аналогов является правопорядок, создаваемый прецедентами Европейского суда по правам человека, поскольку суд совмещает в своей работе весь передовой опыт и практику создания правовых прецедентов, а также применения позитивного права — норм Конвенции.

Заключение

Подводя итог, нужно отметить, что выбор формы защиты права, конечно же определяется ее эффективностью и доступностью в сложившейся ситуации. Умение правильно сориентироваться и определить оптимальный способ действия в случае, когда право нарушено, во многом имеет решающее значение для максимально полной его защиты.

Формы защиты прав и свобод человека и гражданина, их эффективность.
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ведение России и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
- конституционно-судебный механизм (конституционный суд)
- судебная защита (суды общей юрисдикции)
- административные действия органов исполнительной власти
- законная самозащита человеком своих прав
- международно-правовой механизм.
Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по запросам судов.
Ч.2 ст. 45 Конституции РФ признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений.
Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46) зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией развития действующего законодательства является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования очевидны, поскольку демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.
Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г.
В ст. 1 Закона установлено, что право гражданина обратиться
в суд с жалобой возникает, если он считает что неправомерными
действиями нарушены его права и свободы. Там же перечислен круг лиц действия, которых можно обжаловать в суд: государственные органы, органы местного самоуправления, учреждений, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностные лица.
Согласно ст. 2 Закона действия перечисленных субъектов должны: нарушать права и свободы гражданина (естественно туда же входят и права человека); создавать препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был бы получен на нее письменный ответ.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и т.д. и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ.
Этим же законом урегулирован административный способ зашиты прав. Так, в ст.4 указывается, что гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворению жалобы отказано или он не получил совета в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Конституция предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.
Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях России. Она подается в Международный комитет поправам человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты. Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые мели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Помимо предоставления государством своим жителям определенного перечня прав и свобод, оно обязано предоставить им возможность защищать данные права от нарушений. Ведь нереальной является ситуация, когда права и свободы предоставляются всегда и всем без исключения в полном объеме. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда ложно понятые притязания одного индивида приходят в столкновение с притязаниями другого, а также органы власти не всегда ответственно подходят к осуществлению своих полномочий в сфере обеспечения прав человека. Их деятельность не всегда является открытой, а обоснованность принятия тех или иных решений, затрагивающих права граждан, иногда непонятна. К причинам нарушений прав и свобод человека также можно отнести нечеткость формулировок законов, их внутренние противоречия или несоответствие Конституции страны. Не способствует эффективной защите прав и низкий уровень правовой грамотности самих граждан, которые слабо осведомлены о своих правах и возможностях их защиты.

Российское федеративное государство не только имеет право, но и обязано использовать любые законные средства для защиты интересов своих граждан, ведь защита прав человека осуществляется на различных уровнях власти. Пункт «б» ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относит защиту прав и свобод человека и гражданина. Изучение данного пункта позволяет отметить его совпадение с п. «в» ст. 71 Конституции РФ, который говорит о том, что «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относится к ведению самой Российской Федерации. Как отмечает Б. С. Эбзеев: «Этим предопределяется и доминирующая роль Российской Федерации в установлении правовых механизмов защиты прав и свобод и материально-правового содержания и процессуальных правил осуществления обязанности государства защищать прав и свободы человека и гражданина» .

Это означает, что Конституция Российской Федерации закрепляет базовый, основной статус человека, распространяющийся на всех без исключения жителей страны, в том числе и применительно к защите их прав. Исходные начала правозащитной деятельности органов государственной власти субъектов РФ определяются федеральным законом, в развитие которого может издаваться закон субъекта РФ. При этом предоставление дополнительных благ, льгот, преимуществ, способов защиты жителям того или иного субъекта Федерации за счет бюджета данного субъекта является вполне допустимым, не противоречащим конституционным нормам. Это согласуется и с позицией Конституционного Суда РФ, который неоднократно подтверждал право субъектов Федерации закреплять дополнительные, по сравнению с федеральными, гарантии прав и свобод, не нарушая при этом принцип равенства, соблюдая общефедеральный стандарт и не допуская ограничения федеральных гарантий прав и свобод.

Прежде чем говорить о способах защиты прав человека, необходимо определиться с понятиями.

Защита прав человека - это действия лица, органа власти или общественной организации, направленные на восстановление положения, существовавшего до нарушения права или свободы конкретного человека. Ведь закрепление правовыми нормами возможностей человека будет являться декларативным до тех пор, пока не будет зафиксирован механизм их обеспечения, а также их защиты. Целью деятельности по защите права является восстановление нарушенного (оспоренного) права, а избранный способ защиты предстает как конкретизация этой цели и одновременно как желаемый результат защиты права .

Способы защиты прав личности - это совокупность тех действий, которые может совершить или потребовать от других лицо для восстановления своих нарушенных прав. Здесь, однако, следует иметь в виду, что «способы защиты следует понимать не как фактические, совершаемые субъектом защиты действия (действие), процесс защиты, а как модель (идеал) возможного будущего поведения (действия) правообладателя, предлагаемую законодателем» . Конституция РФ в ст. 45 (ч. 2) предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способами защиты прав граждан в России являются: во-первых, защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, защита прав граждан общественными объединениями; в-третьих, самозащита прав человеком.

При этом защита прав человека органами государственной власти и местного самоуправления выступает в качестве центрального, важного способа во всем российском правозащитном механизме. Ведь с помощью государственных и муниципальных органов создается система не только устранения возможных нарушений прав и свобод человека, но и их предотвращения, а также последующего восстановления. Именно с помощью принудительной силы государства лица, виновные в нарушении прав человека, привлекаются к различным видам ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной.

Существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам, выступает еще одним важным способом защиты. Общественные объединения - это добровольные, самостоятельные, независимые от государства объединения граждан, преследующих общие цели. К данным общественным объединениям можно отнести как специально созданные для этой цели (общество защиты прав потребителей), так и те общественные объединения, для которых данная деятельность является одной из приоритетных (профсоюзы, созданные в том числе и для защиты прав работников). Они могут иметь разнообразные формы (фонд, движение), но их деятельность должна соответствовать требованиям закона и собственного устава, в котором практически всегда присутствует положение об их правозащитной деятельности.

Самозащита прав человеком, как одна из важнейших форм, включает в себя:

  • обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
  • обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
  • публичные выступления граждан в защиту своих прав;
  • обращения в международные органы по защите прав человека.

Обращения граждан в государственные и муниципальные органы

традиционно остаются самой востребованной формой самозащиты прав граждан. Причем в настоящее время используются различные возможности обращения граждан, как письменно, так и устно, а также посредством электронной связи. Так, например, в 2015 г. в адрес Президента Российской Федерации поступило 1 103605 обращений, причем 67,11% обращений в форме электронного документа, 25,72% обращений в письменной форме и 7,17% обращений в устной форме . Однако не всегда обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления приводят к восстановлению нарушенных прав, поэтому они вынуждены обращаться в судебные органы, решения которых являются обязательными для всех должностных лиц и органов власти.

Обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан, - эта форма защиты прав граждан в настоящее время получила новый импульс, поскольку с 15 сентября 2015 г. в России вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. В его положениях говорится об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», т. е. государственными и муниципальными органами, их должностными лицами и служащими, а также об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций. Право на обращение в суд как одна из форм самозащиты прав граждан означает возможность для каждого в установленном законом порядке требовать от суда как от органа правосудия обеспечения и защиты своих субъективных прав посредством справедливого и беспристрастного рассмотрения и разрешения дела.

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения являются проявлением свободы массовой информации, которая связана с тем, что «запретных тем» для СМИ нет, в том числе и тем, связанных с нарушением прав граждан. В настоящее время зарегистрировано более 83 тыс. печатных средств массовой информации, хотя более 90% из них принадлежат частным лицам, тем не менее они зачастую используют свой ресурс для помощи гражданам, чьи права нарушены путем освещения таких нарушений. В России действует более 350 тыс. общественных объединений, многие из которых достаточно эффективно защищают права не только своих членов, но и всех обратившихся к ним граждан.

Публичные выступления граждан в защиту своих прав - это крайняя мера рассмотрения тех проблем граждан, которые длительное время не находили своего разрешения. Митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования призваны привлечь внимание органов власти, общественности к нарушениям прав и свобод, заставить обратить на них внимание и принять меры к их устранению. Однако применение данной формы защиты прав граждан требует от самих граждан четкого соблюдения закона о порядке проведения публичных мероприятий, соблюдения прав граждан и организаций при их проведении.

Обращения в международные органы по защите прав человека используются в том случае, когда в своем государстве гражданин не смог получить адекватную защиту своих прав. В настоящее время существует достаточно большое количество международных органов, которые так или иначе связаны с защитой прав человека. Наибольшей популярностью у россиян пользуется обращение в Европейский суд по правам человека. Так, на 30 сентября 2015 г. в Европейском суде по правам человека ожидали своего рассмотрения 9250 жалоб россиян. Всего за период с 1998 по 2014 г. в этот международный правозащитный орган гражданами России было подано около 130 тыс. жалоб, из которых более 117 тыс. жалоб было признано неприемлемыми. Однако существование международных органов по защите прав человека заставляет государства более внимательно относиться к нарушениям прав граждан на своей территории, принимать меры по недопущению впредь подобных нарушений.

Формы защиты прав человека - это порядок осуществления деятельности по восстановлению нарушенного права человека. Такой порядок может носить как юрисдикционный, так и внеюрисдикционный характер. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных прав личности. Внеюрисдикционная форма - это самостоятельные действия граждан по защите своих нарушенных прав без обращения в данные органы.

Юрисдикционная форма предполагает прежде всего деятельность государства и его органов по защите прав граждан. Это могут быть как органы общей компетенции, так и специальные правозащитные органы. Особая роль здесь отводится судебным органам, значение которых в защите прав человека приоритетно.

Внеюрисдикционная форма предполагает возможные действия граждан по охране и защите своих прав: права на жизнь (необходимая оборона), права на здоровье (профилактика заболеваний), права собственности (принятие мер по защите своего жилища) и др.

В реальной жизни все вышеперечисленные способы и формы защиты прав человека тесно связаны и могут использоваться как одновременно, так и последовательно. Только сам человек решает, каким именно способом ему воспользоваться при нарушении его прав, в какие именно органы ему обратиться, какую форму защиты предпочесть.

Способы защиты можно рассматривать еще и применительно к субъектам, чьи права нарушаются. В зависимости от того, может ли такой субъект защищать свои права в полной мере, используя все формы и способы защиты, можно выделить обычных субъектов и субъектов с особым статусом.

К обычным субъектам можно отнести совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, который получает постоянный доход и не имеет особых проблем со здоровьем. Такое лицо, независимо от пола, национальности, места жительства и других обстоятельств, вправе и может воспользоваться всем арсеналом способов и форм защиты своих прав. Это лицо имеет представление о своих правах, свободах и обязанностях, механизмах их реализации и возможностях защиты в случае нарушений.

В том случае, если есть отклонения от данного статуса, то включаются компенсаторные механизмы, повышающие ответственность именно государства и его органов за защиту прав тех людей, которые по каким-то причинам не могут в полной мере защитить себя сами. К субъектам защиты прав человека с особым статусом можно отнести: несовершеннолетних; лиц с ограниченными возможностями здоровья; лиц, находящихся в местах лишения свободы; мигрантов и др. По отношению к данным субъектам применяются особые, повышенные меры защиты их нарушенных прав, призванные обеспечить им государственную поддержку в сложной жизненной ситуации.

Проведя анализ способов и форм защиты прав человека, следует отметить, что нарушения прав человека могут исходить как от других лиц, крайней формой здесь выступает совершение преступления, так и от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, которые посягают на возможность реализации предоставленных государством прав. Однако обязанностью именно государства выступает создание таких способов и форм защиты прав граждан, которые помогут в максимальной степени предотвратить их нарушение, обеспечить безопасность человека, его достойную жизнь и свободное развитие.

  • 4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 2 мая 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485, 2015; № 18. Ст. 2617.
  • 5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. (ред. от 3 ноября 2015 г.) № 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060; 2015. № 45. Ст. 6206.
  • 6. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Литанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Серия 60: Бакалавр. Прикладной курс. М.: Юрайт, 2015.
  • 7. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005.
  • Андреев Ю. Н. Механизм гражданско-правовой зашиты. М.: Норма; ИНФРА-М,2010.С. 117. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключенав г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2001.№ 2. Ст. 163.
  • Кодекс административного судопроизводства: Федеральный законот 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2015.№ 10. Ст. 1391; 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 45.

Издавая нормы права и, тем самым, предоставляя возможность возникновения на их основе субъективных прав и охраняемых законом интересов, государство обязано предусмотреть и соответствующие формы их защиты Сегодня существует выбор форм защиты его гражданских прав. Однако, наличие нескольких форм защиты права ставит перед законодателем проблему разграничения их использования. Следовательно, перед субъектом права встает вопрос об эффективности и целесообразности использования той или иной формы защиты.

Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организованных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Взяв за основу своей классификации форм защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов круг субъектов, управомоченных осуществлять защиту, Г.П. Арефьев выделяет государственную, общественную, самозащиту, смешанную и третейскую формы. При этом к государственным формам защиты субъективных прав следует отнести судебную, арбитражную и административную, а к общественной форме - деятельность по защите прав и интересов, осуществляемую товарищескими судами, профсоюзными комитетами, правлениями колхозов, товарищества, общества и кооператива. Арефьев Г.П. Понятие защиты субъективного права

В.П. Воложанин выделяет самостоятельную защиту права, защиту, осуществляемую юрисдикционными органами, общественную защиту. Защиту, осуществляемую юрисдикционными органами автор подразделяет на защиту в спорном и бесспорном порядке.

В.С. Белых проводит градацию форм защиты гражданских прав также по субъекту, реализующему охранительную функцию права. Он выделяет защиту, осуществляемую органами специальной юрисдикции (суд, арбитраж, третейские суды и т.д.), защиту, осуществляемую органами общей, отраслевой и межотраслевой компетенции (министерства, ведомства, государственные комитеты), а также непосредственную защиту нарушенных или оспариваемых прав (урегулирование хозяйственных споров в претензионном порядке, бесспорное списание задолженности по требованию кредитора, самозащита нарушенных прав в ситуациях крайней необходимости и т.д.)

А.П. Сергеев отмечает, что «защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты». Автор предлагает выделять юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты в качестве основных.

Многообразие форм защиты права объясняется действием ряда факторов - спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой познания правоотношений и подлежащих защите прав, степенью развития демократических процессов в обществе, правовыми традициями.

Таким образом, различаются две основные формы защиты - юрисдикционная и неюрисдикционная.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Суть её выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядок защиты нарушенных прав. По общему правилу, защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляются в судебном порядке. Основная масса гражданско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности.

В качестве средства защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает, по общему правилу, иск, т. е обращенное к суду требование об отправление правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнение лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. В отдельных случаях средством судебной защиты являются заявления, в частности по делам особого производства, или жалоба, в частности при обращении в Конституционный Суд РФ. Судебный или, как его не редко называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые особо указаны в законе.

Специальным порядком защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, согласно ст.11 ГК РФ, следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

В некоторых случаях в соответствии с законом применяется смешанный, т.е. административно-судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. В этом случае потерпевший, прежде чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления. В таком порядке разрешаются, например, отдельные споры патентного характера, некоторые дела, возникающие из правоотношений в сфере управления, и др.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государству или иным компетентным органам. В гражданском кодексе указанные действия объединены в понятие самозащита гражданских прав и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав. С данной их квалификацией в научном плане согласиться невозможно, т.к здесь смешанны близкие, но отнюдь не совпадающие понятия - способ и форма защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав с позиций теорий - это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных и иных судебных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного и оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.