Личный закон беженца. Личный закон физического лица

Личный закон физического лица

В доктрине МЧП для регулирования вопросов правосубъектности физических лиц очень давно сформировалось понятие личного закона физического лица. Данное понятие было знакомо и российской (советской) доктрине. Однако, впервые оно было закреплено законодательно только в ст. 1195 ГК РФ.

Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица, его дееспособности, прав физического лица на имя, вопросов опеки и попечительства, а также признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Другими словами, решение всех вопросов, непосредственно связанных с личностью физического лица, с его правовым статусом, как правило, решаются по личному закону.

Существует несколько вариантов определения личного закона физического лица. В зависимости от исторических причин личный закон физического лица может определяться либо по праву страны гражданства лица - lege nationalis , либо по закону его места жительства - lege domicilii .

Закон места жительства лица получил свое наибольшее распространение в странах англо-саксонской системы права, в то время как закон гражданства свойственен континентальному праву.

Закон гражданства, как разновидность личного закона означает, что вопросы правоспособности решаются по праву того государства, гражданином которого является данное лицо. Закон места жительства подчиняет вопросы правосубъектности физического лица праву страны проживания. Выбор того или иного варианта правового закрепления личного закона физического лица обусловлен сформировавшимся в государстве подходом к характеру связи между государством и физическим лицом, к основанию возникновения такой устойчивой связи, коим может выступать приобретение гражданства или факт постоянного место жительства.

В РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Эта коллизионная норма, закрепленная в п. 1 ст. 1195 ГК, является генеральной (основной), устанавливающей основное правило определения личного закона физического лица. С 1 июля 2002 г. на территории РФ действует новый ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.Основаниями приобретения гражданства Российской Федерации являются: а) приобретение гражданства по рождению;б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.При приобретении гражданства по рождению , как известно, сложилось два основания: по праву крови и по праву почвы. В РФ гражданство по рождению приобретается, по общему правилу, по праву крови (в том случае, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); Однако в некоторых случаях учитывается и место рождения ребенка, то есть право почвы: а) если один из родителей ребенка имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; б) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. А также ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.Прием в гражданство РФ может осуществляться в общем порядке и в упрощенном порядке.Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляется по заявлению о приеме в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет и обладающих дееспособностью. В РФ установлены следующие условия для приема в гражданство:- так называемый ценз оседлости (непрерывное проживание на территории РФ в течение 5 лет. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года в случае: рождения лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; состояния в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; наличия у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации; наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставления лицу политического убежища на территории Российской Федерации; признания лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.- соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;- наличие законного источника средств к существованию;- обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;- знание русского языка; порядок определения уровня знания русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения названных условий.Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется, если иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с соответствующим заявлением: а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя; в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.Кроме приема в гражданство возможно восстановление в гражданстве Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство Российской Федерации. Условия восстановления в гражданстве такие же, как и при приеме в гражданство, но срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Использование закона гражданства в качестве личного закона получило наибольшее распространение в современном мире, тогда как привязка к закону места жительства сохраняется в основном лишь в странах англо-американского общего права и некоторых государствах Латинской Америки.



Примечательно, что ГК учитывает для российского гражданина и возможность одновременно состоять в гражданстве иностранного государства (двойное гражданство) , предусмотренную ст. 62 Конституции РФ. Однако наличие двойного гражданства все же является исключением из общего правила, поскольку п. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О гражданстве РФ» придают официальное значение гражданству иностранного государства лишь при наличии с ним соответствующего международного договора.

По новому Закону гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.Именно такой вывод и получил свое продолжение в части 3 ГК, где в ст. 1195 говорится о том, что личным законом лица, которое наряду с гражданством РФ имеет и иностранное гражданство, считается российское право.

В ГК РФ законодатель закрепил в качестве основы для определения личного закона не только закон гражданства, но и закон места жительства лица. Сочетание двух различных коллизионных привязок позволило законодателю весьма полно урегулировать основные вопросы определения личного закона физического лица.

Закон места жительства используется в следующих случаях:

1) если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ – его личным законом является российское право.

Понятие иностранного гражданина, которым оперирует комментируемая норма, раскрывается в ст. 3 ФЗ «О гражданстве», которое российский суд может использовать в соответствии с п. 1 ст. 1187 ГК при квалификации юридических понятий при определении права, подлежащего применению.

Так, иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Однако эта формулировка приходит в противоречие с возможностью для российского гражданина иметь двойное гражданство. С учетом этого иностранными гражданами сегодня следовало бы признавать только лиц, имеющих доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Надлежащими доказательствами такой принадлежности обычно служат паспорта граждан или заменяющие их документы.Понятие иностранного гражданина в полной мере охватывает и лиц, состоящих в подданстве иностранного монарха (например, в государствах Персидского залива);2) при наличии же у лица нескольких иностранных гражданств – личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства;3) личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Доказательствами наличия гражданства служат правоустанавливающие документы (паспорт и другие).

Формула прикрепления lex domicilii используется не только комментируемой статьей, но и п. 2 ст. 1211 ГК, ст. 1217 ГК, п. 2 ст. 1219 ГК и п. 1 и 2 ст. 1221 ГК и ст. 1224 ГК.

Значение точного определения места жительства велико и для правильного применения норм права к отношениям, не осложненным иностранным элементом: при решении вопросов признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК) или объявления умершим (ст. 45 ГК), для определения места исполнения обязательств (ст. 316 ГК) и места открытия наследства (ст. 1115 ГК). Во всех этих случаях место жительства физического лица следует понимать в соответствии со ст. 20 ГК как «место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает».

Особая категория физических лиц, о которых говорит ст. 1195 ГК, это беженцы. Ст. 1 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О беженцах» от 28.06.97 г. определяет беженца как «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Таким образом, по смыслу приведенной нормы беженцем может стать как иностранный гражданин, так и лицо без определенного гражданства, что и обусловило необходимость появления отдельной коллизионной привязки в комментируемой статье.

Отказ законодателя от использования закона гражданства при определении личного закона беженца обусловлен тем фактом, что одной из причин, побудившей лицо бежать из своей страны, как раз, и могут выступать преследующие его национальные законы. Коль скоро беженец не может или не желает пользоваться защитой страны, гражданином которой он является, было бы неразумно распространять на него действие ее правовой системы.

Привязка личного закона беженца к праву государства, предоставившего ему убежище (а не к праву страны места жительства), также вполне оправданна. Ведь прежде, чем беженец, прибывший в ту или иную страну, получит в ней постоянное место жительства, может пройти весьма длительное время, тогда как его права нуждаются в немедленной защите.

Наряду с беженцами отечественному законодательству известна и еще одна категория лиц, вынужденно сменивших свое место жительства. Это - вынужденные переселенцы , правовое положение которых определяет ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 20.12.95 г. П. 1 ст. 1 этого Закона определяет вынужденного переселенца как «гражданина Российской Федерации, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».

Как следует из этого определения, вынужденным переселенцем может быть признан как гражданин РФ, покинувший место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта РФ, так и гражданин РФ, прибывший в Россию из иностранного государства, где он подвергался или мог подвергнуться преследованиям. Кроме того, статус вынужденных переселенцев может быть предоставлен и иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на законных основаниях на территории Российской Федерации, если они изменили место своего жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам, предусмотренным данным Законом (п. 3 ст. 1).

Необходимости в специальных коллизионных нормах, определяющих личный закон вынужденного переселенца, не возникает. Ведь личным законом гражданина РФ всегда является российское право (п. 1 ст. 1195), а вынужденное переселение иностранцев или лиц без гражданства с одного места жительства в пределах РФ на другое также не влияет на решение вопроса об их личном законе.

Таким образом, российский законодатель использует для определения личного закона физического лица, как закон гражданства, так и закон места жительства лица. А также для особой категории лиц – беженцев – закон страны, предоставившей убежище. Такой подход позволяет в максимальной степени реализовать права и обязанности лиц, решая вопросы право- и дееспособности.

1. Личный закон физического лица является общим правилом определения права, регулирующего правовое положение физического лица. В соответствии с

настоящим Кодексом личным законом физического лица определяется гражданская

правоспособность физического лица (ст. 1196 ГК РФ), гражданская дееспособность

физического лица (ст. 1197 ГК РФ), право физического лица на имя (ст. 1198

ГК РФ), установление и отмена опеки и попечительства над несовершеннолетними,

недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами,

обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) (ст. 1199

ГК РФ). Таким образом, для определения права, регулирующего все эти вопросы,

будет применяться представленная в настоящей статье вся "шкала" привязок,

сформулированных в виде критериев личного закона физического лица.

Ранее действовавшими Основами ГЗ не было закреплено в нормативно-правовом

плане понятие личного закона физического лица. Поэтому часть из перечисленных

выше вопросов регулировалась специальными коллизионными нормами. Понятие личного

закона физического лица существовало только в научной доктрине.

2. В качестве общего критерия определения личного закона физического

лица является его гражданство, т.е. правовая связь физического лица с определенным

государством. В силу этого личный закон физического лица - это право страны,

гражданином которого это лицо является.

Согласно Закону РФ "О гражданстве Российской Федерации" под иностранным

гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства

и не имеющее гражданства Российской Федерации. В случае предоставления физическим

лицом наличия подобной правовой связи с иностранным государством и отсутствием

правовой связи с Российской Федерацией его личным законом будет считаться

право соответствующего иностранного государства.

3. Гражданин Российской Федерации может одновременно иметь гражданство

иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным

законом или международным договором. Однако в целях определения личного закона

физического лица решающее значение будет иметь лишь принадлежность этого лица

к Российском государству: его личным законом будет российское право. В этом

случае неважно, признает ли Российская Федерация правомочность приобретения

российским гражданином гражданства иностранного государства (двойное гражданство)

или нет. Для решения коллизионной проблемы путем выбора российского права

достаточно подтверждения только российского гражданства.

4. Иностранный гражданин может иметь место жительства в Российской Федерации.

Под местом жительства понимается место, где лицо постоянно или преимущественно

проживает согласно ст. 20 ГК РФ.

Во всяком случае именно таким образом российский суд должен квалифицировать

понятие "место жительства физического лица" согласно ст. 1187 ГК РФ. Таким

образом, временное место пребывания физического лица в гостинице, санатории

не может рассматриваться как его последнее место жительства. Ключевым способом

определения последнего места жительства физического лица является установление

его намерения рассматривать свое место нахождения как постоянное, а не временное.

Данное намерение физического лица-иностранца может быть выражено в получении

им разрешения на постоянное проживание и вида на жительство, последующей регистрации

его на территории Российской Федерации по месту жительства или, наоборот,

опровергнуто в случае выдачи российской визы и регистрации его по месту пребывания.

Трудностей для определения намерения иностранных граждан, въезд которых обусловлен

выдачей российской визы, не возникает, так как при ее оформлении подтверждается

временный характер пребывания иностранного гражданина на территории Российской

г. N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и Федерального

1999 г.). Примером правового регулирования регистрации иностранных граждан,

имеющих право на безвизовый въезд в Россию, служит законодательство субъектов

иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию" (с изменениями

В случае невозможности установления намерения физического лица-иностранца

рассматривать свое место нахождения как постоянное или временное, российский

суд должен самостоятельно оценить все фактические обстоятельства дела. Конституционный

конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального

въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я.Аванова" признал

противоречащей Конституции правоприменительную практику органов внутренних

дел и судов рассмотрения места жительства как факта, подтвержденного регистрацией.

Таким образом, в случае постоянного или преимущественного проживания

иностранного гражданина в России его личным законом будет считаться российское

право. Данная норма, как и пункт 2 настоящей статьи, предусматривающая отсылку

к отечественному праву, представляет попытку распространить действие российского

права на вопросы, связанные с положением физического лица, который, хотя и

не связан с Российской Федерацией отношениями гражданства, но связан постоянным

или преимущественным местом своего проживания. Это своего рода нововведение,

т.к. в Основах ГЗ личный закон иностранного гражданина определялся только

по иностранному праву, как права страны, гражданство которой имело это физическое

5. До сих пор в комментарии к настоящей статье рассматривались случаи

наличия двойного гражданства. Если лицо является гражданином нескольких иностранных

государств, его личным законом считается право страны, в которой это лицо

имеет место жительство. Исходя из буквального толкования данной нормы правило

об определении личного закона лица, имеющего несколько иностранных гражданств,

не пересекается с правилом об определении российского права в качестве личного

закона иностранного гражданина, постоянно или преимущественно проживающего

в Российской Федерации. Во-первых, лицо не может иметь место жительства по

смыслу российского права в различных государствах. Во-вторых, для целей распространения

более широкого действия российского права на случаи, указанные в настоящей

статье, не имеет значения, сколько иностранных гражданств имеет лицо, постоянно

или преимущественно проживающее в Российской Федерации.

6. Согласно Закону РФ "О гражданстве Российской Федерации" под лицом

без гражданства понимается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской

Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого

государства. В этом случае настоящая статья так же, как и в случае с лицом,

имеющим несколько иностранных гражданств, отсылает к праву страны, в которой

это лицо имеет место жительства.

7. Согласно Федеральному закону Российской Федерации "О беженцах" под

беженцем понимается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации

и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований

по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности

к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне

страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие

таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны

своего прежнего обычного место жительства в результате подобных событий, не

может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Для этой категории

Личный закон физического лица в зависимости от принадлежности государства к определенной правовой системе понимается в двух вариантах.

Закон гражданства (lex patriae) – правовой статус лица определяется законодательством того государства, чье гражданство это лицо имеет. Данный коллизионный принцип имеет экстерриториальный характер – государство стремится подчинить своей юрисдикции всех своих граждан независимо от их места нахождения. Понимание личного закона как закона гражданства свойственно большинству стран континентального права (Франция, Бельгия, Испания, Германия, Япония). «Правоспособность физического лица определяется по праву государства, гражданином которого оно является» (ст. 5 ГК Греции).

Закон домицилия (lex domicilii – закон места жительства) – правовой статус лица определяется по законодательству государства, на территории которого данное лицо проживает. Этот коллизионный принцип имеет территориальный характер – государство подчиняет своей юрисдикции всех лиц, находящихся на его территории независимо от их гражданства. Понимание личного закона как закона домицилия свойственно в основном государствам общего права (США, Великобритания, Исландия). «Статус и дееспособность физического лица регулируются правом его домицилия» (ст. 3083 ГК Квебека). Эта коллизионная привязка закреплена и в праве многих континентальных стран (Швейцария, Норвегия, Дания). «Состояние и дееспособность физических лиц определяются правом места их жительства» (ст. 13 ГК Мексики).

В современном праве наблюдается стремление государств к максимальному расширению их юрисдикции: в большинстве правовых систем при определении личного закона индивида применяется сочетание законов гражданства и домицилия.

Единообразного понимания личного закона нет даже на региональном уровне: в Латинской Америке одни государства придерживаются принципа гражданства (Куба, Коста‑Рика, Гондурас, Гаити), другие – принципа домицилия (Аргентина, Бразилия, Гватемала). В Кодексе Бустаманте зафиксировано: «Каждое из государств‑участников будет применять в качестве личного закона закон домицилия, или закон гражданства, или те законы, которые уже приняты или будут приняты в его внутреннем законодательстве» (ст. 7).

Коллизионный принцип закон гражданства легче для практического применения, чем закон домицилия. Определение домицилия практически во всех государствах осуществляется непосредственно в суде. Например, в отношении британского подданного, родившегося от домицилированных в Англии родителей, действует почти неопровержимая презумпция, что такое лицо всегда сохраняет «британский домицилий происхождения», несмотря на длительное проживание за границей (Л. А. Лунц). Для того чтобы доказать, что лицо сменило «домицилий происхождения» на «домицилий по выбору», надо установить не только длительное проживание лица в новом месте, но и твердое намерение обосновать там «свой дом», и отсутствие «намерения вернуться на родину».


В странах континентального права закон домицилия устанавливается на основе критериев места жительства, обычного места пребывания, места делового обзаведения: «Личным законом лиц, имеющих гражданство нескольких государств… лиц без гражданства является право государства, на территории которого они имеют место жительства… Если… у лица не имеется места жительства, то личный закон определяется по обычному месту пребывания лица» (ст. 11 Указа Венгрии). Венгерский законодатель определяет понятия «место жительства» и «обычное место пребывания»: «Местом жительства является место, где какое‑либо лицо проживает постоянно или с намерением поселиться. Обычным местом пребывания является место, где какое‑либо лицо находится в течение продолжительного времени без намерения поселиться» (ст. 12).

По законодательству Швейцарии закон домицилия устанавливается на основе следующих критериев: «…Физическое лицо имеет:

а) место жительства в том государстве, в котором оно проживает, с намерением жить в нем постоянно;

б) место обычного пребывания в том государстве, в котором оно проживает в течение некоторого срока, даже если этот срок заранее органичен;

в) место делового обзаведения в том государстве, в котором сосредоточена его профессиональная или коммерческая деятельность.

Никто не может иметь одновременно несколько мест жительства» (ст. 20 Закона о МЧП Швейцарии).

В отечественной доктрине высказывается точка зрения – применение критерия места жительства проще и практичнее критерия гражданства, «недаром законодательства многих государств все более отдают предпочтение» территориальному принципу (Т. Шингирей).

Коллизионный принцип личного закона индивидов определяет личный статус физических лиц:

– начало и конец правоспособности, ее содержание и ограничения. Как правило, вопрос содержания правоспособности изымается из сферы действия коллизионного права и подчиняется императивному материально‑правовому принципу национального режима;

– дееспособность лица;

– личные права (право на имя, фирму, честь, защиту деловой репутации);

– вопросы семейного права (внутренние условия заключения и расторжения брака);

– вопросы наследования движимого имущества.

В российском праве личный закон физических лиц определен в ст. 1195 ГК РФ. Генеральная коллизионная привязка – это закон гражданства. Отечественная трактовка личного закона учитывает современные тенденции развития МЧП: для разных категорий физических лиц применяется либо закон гражданства, либо закон домицилия. Личный закон определяет гражданскую и гражданско‑процессуальную правосубъектность (статус) индивида (ст. 1195–1199 ГК РФ).

Отечественное понятие «место жительства» определено в специальных подзаконных актах: это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница‑приют, специальный дом для одиноких и престарелых, доминтернат для инвалидов), иное жилое помещение. В ГК РФ понятие «место жительства» определено чрезвычайно формально (ст. 20), поэтому применение этого критерия может вызвать серьезные затруднения.

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Комментарий к статье 1195 Гражданского Кодекса РФ

1. Коммент. ст. впервые в российском законодательстве вводит легальное понятие личного закона физического лица, которое ранее существовало только в российской теории международного частного права и в национальном законодательстве ряда государств, а также в некоторых двусторонних международных соглашениях о правовой помощи. Введением коллизионной формулы личного закона устранен пробел в отечественной регламентации таких отношений, тогда как ранее, например, российский суд, разрешая дела, касающиеся правоспособности иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся за границей, не имел возможности ни применять иностранное право, поскольку отсутствовала необходимая коллизионная норма, обеспечивающая привязку к нему рассматриваемого отношения, ни обратиться к российскому материальному праву в силу неприменимости принципа национального режима (см.: Международное частное право: Учеб. / Под ред. Т.К. Дмитриевой. М., 2008. С. 197).

Определение правоспособности, дееспособности, права на имя и т.п. физического лица путем установления его личного закона отражает современную тенденцию доктрины международного частного права и позволяет не предусматривать в последующих статьях части третьей ГК коллизионные привязки для российских граждан, иностранцев или лиц без гражданства.

2. В мировой практике выработано два основных подхода при определении личного закона физического лица. При первом подходе, который присущ государствам континентальной Европы и государствам СНГ, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (lex patrio). Если же лицо не имеет гражданства или, напротив, имеет двойное или несколько иностранных гражданств, то его личный закон определяется по общему правилу по законам страны, в которой это лицо имеет место жительства (lex domicili). Для государств общего права, государств Латинской Америки, некоторых государств Европы характерен иной подход, при котором личный закон физического лица определяется, во-первых, правом государства его места жительства; во-вторых, при отсутствии определенного места жительства - правом страны места пребывания и, наконец, при наличии места жительства физического лица в нескольких странах может учитываться гражданство физического лица.

Нетрудно заметить, что при определении личного закона физического лица коммент. ст. придерживается первого подхода: "Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет". Это позволяет достичь большей ясности в определении правового статуса индивидуума, поскольку в отличие от места жительства гражданство, как правило, и более формально, и более стабильно. Вместе с тем нельзя не признать, что в настоящее время происходит взаимное проникновение этих двух подходов, приводящее к смешанной системе личного закона.

3. В п. 2 коммент. ст. регламентируется случай, когда лицо наряду с российским гражданством имеет еще и иностранное гражданство. Конституция допускает, что российский гражданин может иметь гражданство иностранного государства в силу федерального закона или международного договора (ч. 1 ст. 62). Закон о гражданстве содержит понятие двойного гражданства как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 3), а ст. 6 указывает, что гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. Такая регламентация отношений означает, что приобретение гражданином Российской Федерации иностранного гражданства допустимо и не противоречит законам Российской Федерации, однако отношение такого гражданина с Россией, в том числе и установление его личного закона, определяется только российским законодательством, а принадлежность к гражданству другого государства не принимается во внимание.

4. Пункт 3 коммент. ст. впервые появился в российском законодательстве с принятием части третьей ГК, представляет собой одностороннюю коллизионную норму и, как уже не раз отмечалось в юридической литературе, отражает стремление увязать два существующих подхода в определении личного статуса физического лица - гражданства и места жительства. В изъятие из общего правила об определении личного статуса на основе права страны гражданства иностранные граждане, т.е. физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, проживающие (имеющие место жительства) в Российской Федерации, имеют личным законом российское право. В гражданском законодательстве Российской Федерации установлено, что местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). Доказательством постоянного или преимущественного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации является наличие у него разрешения на временное проживание или вида на жительство.

По Закону о правовом положении иностранных граждан разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет; по окончании срока действия вида на жительство его срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8).

5. Пункт 4 коммент. ст., как и предыдущий, появился в российском законодательстве с принятием части третьей ГК. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств, но при обязательном отсутствии у него российского гражданства личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Семейный кодекс РФ, принятый ранее, содержит иное правило: при наличии у лица гражданства нескольких государств условия заключения брака для него определяются по его выбору согласно праву одного из этих государств (ст. 156).

В мировой практике при определении личного закона лица, имеющего гражданство нескольких государств, используются две коллизионные привязки: либо это право страны, в которой это лицо имеет место жительства (например, Венгрия, Румыния), либо право страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь (например, Австрия, Италия, Турция).

6. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Личным законом такого лица считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства, т.е. место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК). Постоянное или преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было. (См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй и третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.И. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2008. С. 38.)
7. Пункт 6 коммент. ст. посвящен определению личного закона беженца. Согласно Закону о беженцах беженцем является лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе либо политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1). Лицо признается беженцем в порядке, установленном Законом о беженцах, и ему выдается удостоверение беженца, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Поскольку беженцы вынужденно покинули страну своего гражданства и по объективным причинам утрачивают с ней связь, то п. 6 коммент. ст. вполне обоснованно устанавливает, что их личным законом считается право страны, предоставившей убежище.

Правовому статусу беженцев посвящена Конвенция о статусе беженцев и Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г., а также Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

От беженцев следует отличать лиц, получивших временное убежище, которое предоставляется иностранному лицу или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания их беженцами, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцами, но из гуманных соображений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Таким лицам выдается свидетельство установленной формы. Личный закон таких лиц будет определяться не п. 6 коммент. ст., а либо п. 3, либо п. 5 в зависимости от того, является ли такое лицо иностранцем или апатридом.

Личный закон (lex personalise) - наиболее распространенная формула прикрепления, применяемая для разрешения законов разных государств. Эта привязка применяется при регулировании отношений с участием , иностранцев, лиц без в отношении определения их право- и дееспособности, личных неимущественного характера (имя, честь, достоинство), а также некоторых отношений в области брачно-семейного и наследственного права.

Существует два варианта личного за­кона:

  • национальный закон, или закон гражданства (lex nationalis, lex patriae), означает применение права того государства, гражда­нином которого является участник частноправового отношения;
  • закон места жительства (lex domicilii) - означают применение права того государства, на территории которого участник частно­правового отношения проживает.

Национальный закон или закон гражданства лица (lex patriae) оговаривает необходимость применения закона того государства, гражданином которого является соответствующее физическое лицо. Например: “Гражданская иностранного гражданина определяется его личным законом” (п. 1 ст. 1197 ГК РФ).

Закон местожительства лица (lex domicilii) предусматривает применение закона страны, на территории которой данное физическое лицо имеет "оседлость" (проживает или находится). Например: “Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства” (п. 5 ст. 1195 ГК РФ).

Каждая из указанных выше разновидностей привязки lex personalis имеет свои достоинства и недостатки. Так, например, закон домицилия в большинстве случаев способен достаточно эффективно обеспечить единство применимого права в семье. Однако если члены этой семьи имеют различное гражданство, то он оказывается уже недостаточным для полноценного регулирования их взаимоотношений. Кроме того, установление содержания элементов, составляющих домицилий, само по себе может стать серьезной коллизионной проблемой, так как его определение различно в различных странах.

Личный закон - это закон физи­ческих лиц .

Подробнее

Разграничение между сферами применения закона гражданст­ва и закона места жительства является преимущественно террито­риальным: исторически сложилось, что одни страны для регули­рования перечисленных вопросов используют личный закон в форме закона гражданства, другие - в форме закона места жи­тельства. Считается, что в европейских странах, за исключением Норвегии, Дании, Исландии, в ряде латиноамериканских (Куба, Коста-Рика, Панама и др.) и арабских стран (Алжир, Египет и др.) действует коллизионный принцип гражданства. Напротив, в странах «общего права» (Великобритания, США, Канада, Ин­дия и др.) действует принцип закона места жительства. Сюда же относятся и некоторые латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия и др.) и три указанные выше европейские страны. На­ряду с этим существуют страны, в которых действует «смешанная система» личного закона, то есть применяются оба его варианта. К ним относятся, в частности, Австрия, Швейцария, Венгрия, Мексика, Венесуэла и др.

Необходимо отметить, что в настоящее время изложенная схе­ма теряет свою абсолютность и носит условный характер. Можно говорить о той или иной форме личного закона для соответствующего государства как об исходном коллизионном начале, имеющем преимущественное применение; все чаще она дополня­ется применением и другой формы этого закона. В результате все больший круг государств использует смешанную систему, что в значительно большей степени соответствует разнообразию регу­лируемых отношений. Переход к смешанной системе личного за­кона является характерной чертой современного развития между­народного частного права, что повышает его эффективность.

Обратимся в качестве примера к Франции, которая традици­онно относится к странам, применяющим к личному статусу лица закон его гражданства. В соответствии с этим расторжение брака, в частности, рассматривается по закону гражданства супру­гов. Последовательное применение этого правила при разном гра­жданстве супругов для решения всех вопросов, связанных с рас­торжением брака (возможность, основания расторжения и т. д.), требовало обращения к праву двух различных государств, в результате чего создавались ситуации, когда в отношении одно­го супруга (француза) брак расторгался, а в отношении другого супруга (например, итальянца) брак не расторгался. (В Италии только в 1970 г. был принят Закон о разводе, впервые разрешив­ший расторжение брака по предельно ограниченному числу осно­ваний.) Возникали «хромающие отношения», и закон гражданства не давал выхода из этого тупика. В конце концов судебная прак­тика при сохранении общей генеральной нормы (расторжение брака подчиняется закону гражданства супругов) выработала суб­сидиарную коллизионную норму: если супруги не имеют общего гражданства, то применяется закон государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Как видим, субсидиарно стала применяться вторая форма личного зако­на - закон места жительства (домицилия).