Формирование однопартийной системы в советской россии и ссср. Основные этапы формирования однопартийной системы в ссср

После разгона Учредительного собрания В.И.Ленин в проекте декрета о его роспуске заявил, что власть принадлежит Советам, в которых громадное большинство составляют партии большевиков и левых эсеров, пользующихся доверием рабочих и большинства крестьянства. Так был обозначен, пока только в первоначальном виде, курс на однопартийную монополию в государстве. В этих условиях любая советская партия, пожелавшая бы формировать вместе с большевиками правительство выступала бы в роли резонера, что и подтвердило кратковременное пребывание в составе большевистского правительства левых эсеров.

Подавление легальной оппозиции привело к тому, что дальнейшая полит. борьба стала развиваться в плоскости гражданской войны. Гражданская война вызвала необходимость чрезвычайных мер, которые были изобретены не большевиками, а правительствами воевавших в первой мировой войне стран. Они заключались в гос. монополии на важнейшие продукты питания и товары широкого потребления, их нормированном распределении, трудовой повинности, твердых ценах, установлении разверсточного метода отчуждения с/х продукта от сельского населения. Именно большевики превратили эти меры в орудие утверждения диктатуры пролетариата. Для подавления широкого сопротивления они создали жесткую систему управления армией и обществом в форме военных комиссариатов и «военного коммунизма».

Военный коммунизм - это система чрезвычайных, вызванных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920гг.

Именно в этот период начался процесс преобразования большевистской партии России в государственную партию, когда наряду с Советами, призванными после октября 1917г. осуществлять власть, в центре и на местах стали создаваться и партийные комитеты - военные комиссариаты. Они взяли на себя полит. хозяйственные и идеологические функции, сконцентрировав в одних руках всю полноту власти в каждом уезде, волости, губернии.

Окончание гражданской войны и борьбы с интервентами имело для Советской России и возглавлявшей ее партии большевиков огромное историческое значение. Однако ситуация в стране была очень сложная: кризисное состояние экономики, реквизиции, голод, бандитизм, эпидемии. Главными полит. событиями начала 1920г. в Советской России стали: крестьянские восстания против политики «военного коммунизма». одним из важнейших элементов которой была продовольственная разверстка; страшный голод в Поволжье, унесший огромное количество жизней; Кронштадтское восстание военных моряков Балтийского флота.

Чтобы выйти из этого кризиса, сохранить и укрепить свою власть, большевикам необходимо было резко изменить свою политику, найти новые методы взаимодействия с массами, удовлетворить их главные нужды и требования. Возникла настоятельная потребность в пересмотре гос. политики во всех областях, и прежде всего в экономической сфере.

НЭП - новая экономическая политика Советского государства в 20-е гг. Началом перехода к НЭПу стал 10 съезд РКП (б), проходивший в марте 1921г. Суть этой политики состоит в использовании товарно-денежных отношений в сфере с/х, промышленности, торговли, кредитной политики и т.д.

В этот период кризисные явления распространились и на партию. Это проявилось в острых разногласиях, расколовших РКП (б) по вопросу об отношении к профсоюзам, об их роли в государстве диктатуры пролетариата. Впервые в истории большевистской партии выборы делегатов на 10 съезде РКП(б) проходили по фракционным платформам, среди которых были:

ь «платформа десяти», представленная В.Лениным, Г.Зиновьевым и др.;

ь платформа Л.Троцкого «Роль и задачи профсоюзов»;

ь платформа «рабочей оппозиции» (А.Шляпников, А.Колонтай, С.Медведев и др.);

ь платформа группы «децистов» («демократические централисты» - Т. Сапронов, Н.Осинский и др.);

ь «буферная платформа» Н.Бухарина.

Каждая из них содержала свое видение роли и методов работы профсоюзов в мирных условиях, а также ближайших задач партии.

Л.Троцкий, исходя из теории перманентной революции, считал необходимым ради сохранения Советской власти в России до начала мировой революции максимально милитаризовать государство, а профсоюзы «огосударствить», слив их с государственными хозяйственными органами по отраслям промышленности и придав им функции административно-хозяйственного управления.

«Рабочая оппозиция», наоборот, стремилась «осоюзить» государство, предлагала передать управление народным хозяйством органу, избранному на «всероссийском съезде производителей», предоставить профсоюзам исключительное право назначать работников на административно-хозяйственные посты.

Аналогичные требования содержались и в платформе «децитов», которые заявляли о «бюрократическом омертвлении профсоюзов» и наставали, чтобы президиум Всесоюзного совета народного хозяйства (ВСНХ) выдвигался руководством профсоюзов.

Обсуждение вопроса о роли и задачах профсоюзов приняло на съезде острый и принципиальный характер. Большинство делегатов пошло за В.Лениным, приняв резолюцию, составленную на основе «платформы десяти». Профсоюзы рассматривались как «школа коммунизма», школа управления в период социалистического строительства, было объявлено о необходимости партийного руководства профсоюзами и установлен принцип демократического централизма в руководстве. Реализация данной резолюции привела в дальнейшем к потере профсоюзами своей самостоятельности и подавлению инакомыслия.

Однако многие сторонники других платформ, как показали дальнейшие события, от своих взглядов не отказались. Это угрожало традиционному единству большевизма, в защиту которого на съезде выступил В.Ленин. Он разработал и предложил делегатам принять две резолюции - «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии» и «О единстве партии».

Первая из них оценила платформу «рабочей оппозиции», говоря словами В.Ленина, как «явный уклон синдикалистско-анархической» противоречащей основам марксизма, и заявила, что пропаганда подобных взглядов несовместима с принадлежностью к РКП(б).

Вторая резолюция - «О единстве партии», провозгласив, что единство партии есть нерушимый закон партийной жизни, предложила немедленно распустить все группировки, созданные на самостоятельных платформах, и запретила впредь создавать какие-либо фракции. Невыполнения этого решение, обеспечив под угрозой высшей меры партийного наказания механическую сплоченность РКП(б), в тоже время значительно урезало внутрипартийную демократию и лишило членов партии возможности иметь и отстаивать собственные взгляды.

Однако наличие в рядах РКП (б) «неразоружившихся» фракционеров, выходцев из др. партий, несогласных с недемократическими методами укрепления партийной дисциплины, политически неустойчивых (с точки зрения) партийного руководства и пассивных коммунистов заставило ЦК РКП (б) провести во второй половине 1921г. генеральную чистку партии. В опубликованном 27 июля 1921 в «Правде» обращении ЦК ко всем партийным организациям «Об очистке партии» говорилось о необходимости, чтобы «наша партия более чем когда бы то ни было, была вылита из одного куска». ЦК требовал, чтобы звание члена РКП (б) «носили лишь те, кто его действительно заслужили».

В марте 1922г. 11 съезд РКП(б) принял четкие правила приема в партию, которые менялись в зависимости от социальной принадлежности вступающего: легче всего было вступить в нее рабочим и крестьянам. Несмотря на эти меры, партия не стала более пролетарской по своему составу: в 1922г. примерно 15 тыс. рабочих, недовольных «буржуазным переходом» к НЭПу, вышли из ее рядов.

Во время гражданской войны в партии установился «командный стиль» руководства, местное начальство назначалось сверху. Данная практика сохранилась и в последующий период: низовые организации, нуждающиеся в руководителях, сразу же обращались в специальные ведомства ЦК (Орготдел и Учраспред), занимающийся расстановкой кадров. Эти методы также способствовали превращению большевистской партии в государственную структуру. Роль рядовых коммунистов зачастую сводилась к одобрению поступающих от руководящих органов директив, в то время как партийные «верхи», в том числе ЦК и губкомы партии, все больше отрывались от партийных масс. Поэтому осенью 1923г., еще при жизни Ленина, в партии разгорелась острая дискуссия о внутрипартийной демократии, бюрократизме и принципах партийного строительства.

21 января 1924г скончался В.Ленин. Его смерть стала серьезным потрясением для партии и народа и была использована руководством РКП(б) для создания посмертного культа вождя.

Ленин не оставил после себя безусловного преемника, который мог бы по праву занять его место в партии и стране. Характеристики, которые он дал своим ближайшим соратникам в «Письме к съезду», были весьма неоднозначными. Ленин предложил переместить Сталина с поста Генерального секретаря, выразив сомнение, что тот, сосредоточив в своих руках необъятную власть, сумеет всегда достаточно осторожно пользоваться ею. В 1927-1928гг. Сталин повел борьбу против Н.Бухарина и его сторонников, обвинив их в «правовом уклоне», в пособничестве и защите кулачества. Таким образом Сталин пытался устранить наиболее авторитетных партийных деятелей и укрепить свои позиции не только в партии, но и в государстве. Сталину и его окружению удалось пресечь все попытки организованного сопротивления, и этому во многом способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В первую очередь, к концу 1920-х гг. в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927г. 1 млн. 200 тыс. чел. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. В тоже время количество старых опытных большевиков уменьшалось, они были втянуты в борьбу за власть и расколоты, а затем и физически уничтожены.

В итоге в 30-е гг. 20в. окончательно оформилась такая система управления внутри самой партии большевиков, которая предусматривала строгое подчинение партийной дисциплине и отсутствие инакомыслия.

Следующим важным шагом на пути превращения РКП(б) в государственному партию и утверждения административно-командной системы управления в стране явился 17 съезд ВКП(б), проходивший в Москве с 26 января по 10 февраля 1934г. Он носил торжественно-триумфальный характер и получил в официальной печати название «съезда победителей».

Прославление Сталина достигло степени обязательного обряда. В целом же резолюции принятые на съезде, позволили партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим органам партии.

Прежде всего, съездом была введена новая структура партийных комитетов. низовые подразделения именовались уже не «ячейками», а «первичными организациями», и границы их повсюду д.б. совпадать с соответствующими промышленными или с/х предприятиями. Аппарат Центрального Комитета подразделялся на так называемые «целостные производственно-отраслевые отделы»: промышленный, с/х, планово-финансовый, торговый, народного хозяйства и государственной деятельности.

Обкомы и Центральные Комитеты республиканских компартий строились по этому же образцу. Это были параллельные отделы парткомов наряду с существовавшими уже при исполкомах Советов отделами по промышленности, с/х, культуре, науке и учебным заведениям и т.д. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Полит. роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подменен власти советских и хозяйственных органов времени стало отличительной особенностью всего советского периода.

Следующим существенным решением 17 съезда явилось упразднение прежней практики партийно-советского контроля, предложенной еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная система контроля: наркомат Рабоче-крестьянской инспекции был упразднен, а Центральная Контрольная комиссия, избираемая съездом, была преобразована в Комиссию партийного контроля при ЦКП (б). Руководитель комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Таким образом, деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека. К тому же съезд учредил своеобразные «зоны вне критики». Новый устав, принятый на съезде, санкционировал также право ЦК учреждать там, где необходимо, политотделы, которые существенно умаляли прерогативы партийных организаций и секретарей партийных комитетов на местах.

Постепенно Сталин становится практически единственным полноправным руководителем партии и государства. Утверждение единовластия в партии сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного полит. управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство обвиняемых, вынося свои собственные приговоры. Эта практика внесудебных приговоров была закреплена на всесоюзном уровне.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали события, произошедшие на том же 17 съезде партии, имевшем и другое (неофициальное) название - «съезд расстрелянных». Из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, -98. Главной причиной этих репрессий, которые были организованы Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном секретаре ЦК ВКП (б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, повлекшие многочисленные жертвы. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия «вождю всех времен и народов». Более того, они предложили пост Генерального секретаря С.Кирову, который. однако, данное предложение отклонил.

1 декабря 1934г. С.Киров был убит. Это убийство вызвало новый виток усиления карательных действий. Были внесены изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников Советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дел: срок следствия был ограничен 10 днями, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В марте 1935г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц указ о привлечении к УО детей начиная с 12-летнего возраста. По существу, это узаконивало массовый террор на государственном уровне.

К концу 1930-х гг. в стране установился режим произвола и репрессий, пресекалось всякое инакомыслие, оформлялась командно-административная и тоталитарная система.

Суть этой системы состоит в сращивании государственного и партийного аппаратов, установлении приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификации правовой системы и правоприменительной практики, тотальном контроле над жизнедеятельностью общества.

Тоталитаризм - явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

В полит. сфере вся власть принадлежит особой группе людей которую народ не может контролировать. Большевики, поставившие перед собой цель: свержение существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались ее существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при командно-административной системе оказываются поглощенными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов гос. власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

Характерной чертой подобных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись.

В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило, это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения гармонии между людьми. Такая идеология, например марксизм в СССР, превращается в некое подобие государственной религии, порождая еще один феномен тоталитаризма - культ личности.

Подобный режим со временем разлагается изнутри. Первоначально из полит. элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Заканчивается разрушение тоталитаризма отходом от жесткого контроля в экономической сфере.

Советская система зарождалась в условиях многопартийности. Вскоре наметился переход от многопартийности к однопартийной системе с последующей ликвидацией демократических завоеваний Февральской революции. Причины прогрессирующей недемократичности большевистского режима заключались, во-первых, в авторитаризме, присущем идеологии и партийной организации большевиков, и во-вторых, в приспособлении советской системы к экстремальным условиям экономической разрухи и гражданской войны. Можно выделить несколько важнейших этапов утверждения однопартийной системы.

1. Установление советской власти на местах происходило как путем мирного перехода управленческих функций в руки Советов, так и в результате вооруженного подавления сопротивления антибольшевистских сил. В октябре 1917 г. большевикам пришлось отразить наступление на Петроград войск, сохранивших верность Временному буржуазному правительству. Именно в этот момент с ультиматумом о создании однородного социалистического правительства выступил Исполнительный комитет профсоюз железнодорожников. Как только угроза Петрограду была ликвидирована, ленинская группа прервала переговоры о создании коалиционного социалистического правительства.

2. При выборах в Учредительное собрание были созданы неравные условия для парий либерального толка. Всесоюзная Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажу (ВЧК) сосредоточилась на противодействии либеральной оппозиции. В целом итоги выборов в Учредительное собрание свидетельствовали о том, что Россия неизбежно должна пойти по социалистическому пути, однако принципиальным был вопрос, чья программа будет положена в основу этого движения: эсеров или большевиков. Большевики получили всего 24% голосов избирателей. Доминировали правые эсеры, которым предстояло сформировать новый состав правительства. Чтобы сохранить власть, Ленин, полагавший, что буржуазный парламентаризм изжил себя, подписал декрет о роспуске Учредительного собрания. Большевики при поддержке левых эсеров идут на роспуск местных Советов, где эсеры и меньшевики имели большинство. С этого времени Совнарком перестал быть временным правительством.

3. В декабре 1917 г. левые эсеры согласились составить вместе с большевиками коалиционное правительство. Блок с левыми эсерами позволил большевикам объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Однако в марте 1918 г. в знак несогласия с Брестским миром и политикой большевиков в крестьянском вопросе левые эсеры вышли из состава правительства. В июле 1918 г. после эсеровского мятежа большевики исключают эсеров из состава ВЦИК, изгоняют из всех Советов и разрывают партнерские отношения с единственным союзником. 4. Гражданская война усугубляет недемократические и бюрократические тенденции. Происходит перераспределение полномочий от Советов в пользу партийных комитетов и чрезвычайных органов власти: Реввоенсовет Республики (РВСР), Совет рабочей и крестьянской обороны, комбедам, революционным комитетам (ревкомам), ВЧК, всевозможным органам снабжения и армии. От иллюзий в отношении фабзавкомов и самоуправления в форме Советов Ленин уже в 1918 г. склоняется к передаче функций власти партийному аппарату. В 1920 г. на территории РСФСР окончательно запрещаются все остальные демократические партии, кроме большевистской.

Определение 1

Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике.

Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов. Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.

Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а направление и число партий, реально участвующих в жизни страны. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Однопартийная система СССР

Отдельно внимание следует уделить однопартийной политической системе. Данная система считается не состязательной. Ее название говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом систем можно назвать СССР в период с 1917 по 1922 года.

Ключевое событие, повлиявшее на появление в СССР однопартийной системы стали события февраля 1917 г., когда на смену монархии приходит нерешительное и слабое временное правительство, свергнутое впоследствии социал-демократической партией.

Во главе однопартийного правительства стоял В.И. Ленин. Настало время «устранения» всех небольшевистских партий. Первый из выводов, характеризующих однопартийность советского периода – решающее значение насилия в формировании однопартийности. Однако существовал и другой подход на пути к поставленной цели – эмиграция лидеров партий, отрыв их от страны.

Замечание 1

Стоит заметить, что методы борьбы большевиков не отличались мирной направленностью. Довольно часто в ход шли бойкоты и обструкции: прерывались выступления, часто слышались с мест издевательские замечания, освистывали. В тех случаях, когда достичь победу не получалось, большевики прибегали к образованию в нужном органе подобного себе органа, признавая его единственным законным. Бытует мнение, что такой способ борьбы изобретен лично В.И. Лениным.

Этапы утверждения однопартийной системы СССР

Можно выделить несколько этапов утверждения однопартийной системы:

  1. Установление советской власти. Данный этап проходил в двух направлениях. Он характеризуется как мирным переходом управления в руки Совета, так и рядом сопротивлений антибольшевистких сил.
  2. Выборы Учрдительного собрания. Идя по пути формирования однопартийности, были сформированы неравные условия для либеральных партий. Таким образом, результаты выборов свидетельствуют о неизбежном развитии страны по социалистическому пути.
  3. Формирование коалиционного правительства посредством объединения большевиков и левых эсеров. Однако такому союзу не было суждено просуществовать долго. Не поддержав Брестский мир и большевистскую политику эсеры покинули коалиционный союз, что привело к их последующему исключению из ВЦИК.
  4. Очевидным становится процесс перераспределения полномочий, власть советов переходит в пользу партийных комитетов, а также чрезвычайных органов власти. Наступает этап окончательного запрещения всех демократических партий. Остается только одна партия – большевистская.

Рисунок 1. Становление однопартийной системы СССР. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

1923 год характеризуется распадом меньшевистской партии. Политическая оппозиция прекращает свое существование вне большевистской партии. В стране окончательно устанавливается однопартийная политическая система. Безраздельная власть переходит в руки РКП(б). К этому времени, как отмечалось выше, уже давно закончился переход небольших партий, особенно тех, которые не обладали какой-либо политической перспективой. Они в полном составе перешли под руководство главной партии. Таким же образом поступали и отдельные лица.

Итоги однопартийной системы СССР

Однопартийная система СССР очень сильно упростила все проблемы политического руководство. Оно было сведено к администрированию. Вместе с тем, она предрешила деградацию партии, не знающей соперников. К ее услугам был представлен весь репрессивный государственный аппарат и воздействие на народ посредством средств массовой информации. Созданная всепроникающая вертикаль осуществляла свою деятельность исключительно в одностороннем порядке по направлению к общественности, не принимая никакой обратной связи.

Развитие происходило за счет противоречий, характерных для политической партий вообще, однако в нашей стране они обладали специфической формой, продиктованной однопартийной системой. Благодаря партийной системе стало очевидно, что наше общество не способно к развитию в условиях монопольной власти. Для того, чтобы партия могла набрать необходимую силу, а вместе с тем и сохранить ее, развиваться в русле свободного содружества, единение которого основывается на единстве не только убеждений, но и действий, необходимо наличие возможности свободного соревнования доктрин, стратегий, борьбы представителей партий перед избирателями.

На сегодняшний день политическая система России является многопартийной.

В течение полугода в Германии нацисты установили однопартийную диктатуру нацистской партии. На первом этапе нацисты при поддержке консерваторов осуществили насильственную ликвидацию левых партий. Деятельность Коммунистической партии Германии формально не запрещалась. Однако с 28 февраля 1933 г. она становится нелегальной. Социал-демократическая партия была запрещена в июне 1933 г. Затем в конце июня - начале июля 1933 г. под давлением нацистов остальные политические партии - либералы, католическая партия центра, консерваторы-националисты объявили о самороспуске.

Рейхстаг 14 июля 1933 г. принял закон «против образования» новых партий». Он объявил национал-социалистическую партию единственной легальной политической партией, а участие в каких-либо других политических партиях - уголовно наказуемым преступлением.

В мае 1933 г. нацисты разгромили профсоюзы. Здания профсоюзов захватили штурмовики Их руководителей арестовали. Профсоюзное имущество конфисковали. Вместо независимых профсоюзов нацисты создали Германский трудовой фронт.

В ноябре 1933 г. прошли новые выборы в рейхстаг. На них подавляющее большинство избирателей (92 %) проголосовали за единственный список кандидатов от нацистской партии - список фюрера. Новый нацистский рейхстаг 1 декабря 1933 г. принял закон «Об обеспечении единства партии и государства». Он объявлял национал-социалистическую партию «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия объявлялась не носительницей государственной власти, а только «государственной идеи», то есть никаких властных функций партия по этому закону не получала.

Закон о верховном главе Германской империи от 1 августа 1934 года

После смерти престарелого президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. правительство приняло закон о верховном главе Германской империи. По этому закону должности канцлера и президента объединялись в лице фюрера и рейхсканцлера Гитлера. Пост президента упразднялся. Его полномочия перешли к Гитлеру. Права главы государства присваивались Гитлеру пожизненно. При этом Гитлеру, как монарху, предоставлялось право назначить себе преемника. Гитлер стал верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Офицеры и чиновники принесли присягу верности в безусловном повиновении лично Гитлеру.

В силу особой значимости данный закон прошёл утверждение народным голосованием и приобрёл тем самым высшую конституционную силу. Этот закон о наделении Гитлера неограниченной властью одобрили подавляющее большинство немцев: 90 % или более 38 миллионов избирателей голосовали за, лишь четыре миллиона двести пятьдесят тысяч - против. Результат референдума о поддержке фюрера не вызывает особых сомнений в их общем более или менее соответствии действительности. Политика Гитлера тем самым получила поддержку всех слоев немцев. Третий рейх возник путём свободного массового волеизъявления.

Лекция № 7. Государственный механизм нацистской диктатуры. Сущность тоталитарного политического режима

Однопартийная система - тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти. Доминирование одной партии может также устанавливаться посредством широкой коалиции нескольких партий (народный фронт), в которой правящая партия резко преобладает.

Однопартийная система в СССР (1922-1989 гг.) 12 ноября 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание: за эсеров проголосовало 58 % всех избирателей , за социал-демократов - 27,6 % (причем 25 % за большевиков , 2,6 % - за меньшевиков), за кадетов - 13 %. Характерно также и то, что большевики имели преобладание в столицах, эсеры стали бесспорными лидерами в провинции. Однако ультрарадикальная позиция большевистского лидера Ленина и его сторонников, громадная политическая воля и уверенность в возможности осуществления своей идеологической доктрины в условиях нарастания революционно-анархической стихии обусловили в конечном итоге иной характер развития событий: большевики узурпировали власть.

Оформление моно партийной системы произошло на определенных идеологических, политических и социально-экономических основаниях при опоре на репрессивно-карательные органы . Это дает основание гово­рить не только о партии-государстве, но и о феномене советского тотали­таризма . Государство всецело принадлежало одной партии, руководители которой (Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев) сосредоточили в своих ру­ках законодательную, исполнительную и судебную власть. На всех важ­нейших участках жизни общества были расставлены "кадры" - партийная номенклатура.

Последующие годы деятельности большевистской партии стали време­нем постепенного падения своего авторитета (не без "энергичных" дейст­вий все более стареющего руководства).

Несомненно, реформаторская интенция лежала в основе действий моло­дого Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева. Однако через свое партократическое естество переступить он не смог, поскольку судьбу пе­рестройки он так или иначе связывал с ролью КПСС. Не уставая говорить о демократии, Горбачев терпел в своем окружении не только "консервато­ров", но и "агентов влияния", на сторону которых он в конечном итоге пе­решел, роспуском КПСС он предал миллионы ни в чем не повинных лю­дей.

Вопрос о судьбе различных политических партий до Октябрьской революции не ставился даже теоретически. Более того, из марксистской теории классов естественно вытекал тезис о сохранении многопартийности в обществе, разделенном на классы, даже после победы социализма. Однако практика Советской власти вошла в разительное противоречие с этой теорией.

Репрессии против небольшевистских партий начались сразу же после победы Октябрьской революции и не прекращались вплоть до их полного исчезновения, что позволило сделать первый вывод: вывод о решающей роли насилия в установлении однопартийности. Другой подход к этой проблеме исходил из факта эмиграции большинства лидеров этих партий, что давало возможность сделать иной вывод - об отрыве их от страны и оставшейся в ней членской массы.

Однако прекращение деятельности КПСС в августе 1991 г. дало в наше распоряжение новый исторический опыт гибели партии, где репрессии или эмиграции не играли никакой роли. Таким образом, теперь имеется достаточный эмпирический материал, позволяющий рассмотреть цикл эволюции политической партии в России вплоть до ее распада и определить его причины. На наш взгляд, они коренятся в противоречиях, присущих партии, как историческому явлению. Однопартийность облегчает этот анализ, обеспечивая единство предмета исследования.

Однопартийность до предела упростила проблему политического руководства, сведя его к администрированию. Одновременно она предопределила деградацию партии, не знающей политических соперников. К ее услугам были репрессивный аппарат государства, средства массового воздействия на народ. Была создана всевластная всепроникающая вертикаль, работавшая в одностороннем режиме - от центра к массам, лишенная обратной связи. Поэтому процессы, проходящие внутри партии, приобрели самодовлеющее значение. Источником ее развития были присущие партии противоречия, они характерны для политической партии вообще, но протекали в нашей стране в специфической форме, обусловленной однопартийностью.

Опыт однопартийной системы в нашей стране доказал тупиковость развития общества в условиях монополии на власть. Только политические методы в обстановке свободного соревнования доктрин, стратегических и тактических установок, соперничества лидеров на виду у избирателей могли помочь партии набрать и сохранить силу, развиваться как свободному содружеству людей, объединяемых единством убеждений и действий.

45. Свертывание НЭПа. Индустриализация и коллективизация с/х

НЭП на первом этапе привел к бурному росту экономики страны, однако политика государства продолжала опираться на принцип командно-административ­ных методов управления, в т. ч. и в экономической сфере. В результате возникла острая нехватка, как продовольствия, так и промышленных товаров, в связи с чем были введены продовольственные карточки, затем государство вернулось фактиче­ски к прежней политики изымания продуктов у крестьян. 1929 год считают оконча­тельным концом НЭПа и началом массовой коллективизации.

Коллективизация (1928-1935). Фактически коллективизация (т. е. объединение всех частных крестьянских хозяйств в колхозы и совхозы) началась в 1929 г., когда для решения проблемы острой нехватки продовольствия (крестьяне отказывались продавать продукты, в первую очередь зерно, по ценам, которые диктовало государ­ство) были увеличены налоги на частных собственников и власть провозгласила политику льготного налогообложения для вновь создаваемых колхозов. Таким обра­зом коллективизация означала свертывание новой экономической политики.

В основе коллективизации была идея уничтожения зажиточного класса крестьян, кулаков, которые с 1929 года, оказались фактически в безвыходной ситуации: их не принимали в колхозы и они не могли продать свое имущество и уйти в город. Уже на следующий год была принята программа, согласно которой все имущество кула­ков конфисковывалось, а сами кулаки подлежали массовому выселению. Парал­лельно шел процесс создания колхозов, которые должны были в самое ближайшее время полностью заменить единоличные хозяйства.

Разразившийся голод 1932 - 1933 гг. только усугубил положение крестьян, у ко­торых были отняты паспорта, а при наличии строгой паспортной системы переме­щение по стране было невозможным.

Индустриализация. После гражданской войны промышленность страны нахо­дилась в очень бедственном положении, и для решения этой проблемы государству было необходимо изыскивать средства для строительства новых предприятий и мо­дернизации старых. Так как внешние займы были уже невозможны из-за отказа пла­тить по царским долгам, партия объявила курс на индустриализацию . Отныне все финансовые и людские ресурсы страны должны были быть брошены на восстановление промышленного потенциала страны. В соответст­вии с выработанной программой индустриализации, для каждой пятилетки устанав­ливался определенный план, выполнение которого жестко контролировалось. В ре­зультате к концу 30-х годов удалось приблизиться по промышленным показателям к ведущим западноевропейским странам. Достигнуто это было в большой степени за счет привлечение крестьян на стройки новых предприятий и использования сил за­ключенных. Были построены такие предприятия как Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Беломоро-Балтийский канал .


Похожая информация.