Минрегион россии разъясняет порядок подготовки гпзу. Градостроительный план земельного участка: подготовка и выдача, документы для получения Подготовка градостроительных планов земельных участков

Утверждение градостроительного плана земельного участка (сокращенно ГПЗУ) с начала июля 2017 года имеет другой порядок. Ранее действовала статья 46 (часть 17) ГрК РФ, согласно которой органы муниципального управления были обязаны в течение 30 суток (месяца) с момента подачи заявления от физического лица или компании подготовить и утвердить ГПЗУ. С 1 июля в силу вступила статья 57.3 ГрК РФ, по которой органы муниципального управления имеют 20 дней с момента подачи заявления на подготовку и регистрацию ГПЗУ с последующей выдачей документа заявителю. Что это за документ? Кто и как его утверждает? Эти и другие нюансы рассмотрим ниже.

ГПЗУ индивидуального жилищного строительства (ИЖС) представляет собой проект межевания, обуславливающий необходимость возведения или реконструкции определенного объекта недвижимости. В документе содержится информация о приближенности других сооружений к возводимому (реконструируемому) зданию, как планируемых, так и уже построенных. Также в ГПЗУ отмечаются все коммуникации, объекты линейного типа, а также другие сведения, позволяющие свести к минимуму риски и с большей эффективностью распорядиться земельным наделом.

Документ должен быть получен до начала проектирования. Инвестирование в проект без подготовки и утверждения ГПЗУ считается грубым нарушением. Разработка ГПЗУ разрабатывается в отношении земельных наделов, которые:

  • Состоят на учете в кадастре.
  • Имеют проект планировки.
  • Имеют правила возведения и землепользования.
  • Имеют готовый проект межевания.

ГПЗУ - главный документ при решении вопроса в отношении строительных работ, касающихся объектов капстроительства. В градостроительном плане находят отражение существующие нормативы, которые регламентируют правила строительных работ.

Без ГПЗУ выполнить строительство новых объектов около уже существующих построек невозможно. Градостроительный план необходим в следующих случаях:

  • Получение разрешения на строительство.
  • Создание документов по проекту.
  • Разработка проекта в отношении границ земельного надела.
  • Проведение контроля выполняемых работ.
  • Ввод готового сооружения после строительства (реконструкции) в эксплуатацию.

Структура и содержание ГПЗУ соответствуют действующим стандартам и законодательным нормам. Форма документа определятся Приказом Минрегионразвития под номером 207. В нем учтены все нюансы, на базе которых производится планирование строительства. В целом, при оформлении и утверждении ГПЗУ уполномоченные органы ориентируются на положения ГрК РФ. В нем прописана необходимая информация, позволяющая создать идеальный строительный объект.

В самом градостроительном плане отражены различные положения статей ГрК РФ. Также документ опирается на ряд действующих в стране законов об электроэнергии, газоснабжении, техническом регулировании и другие. В них определены требования, соблюдение которых при выполнении строительства является обязательным.

Кто утверждает градостроительный план?

Согласование и утверждение ГПЗУ - задача органов местной администрации. Как правило, в структуре предусмотрены специальные подразделения, занимающееся вопросами градостроительства и архитектуры. Именно они берут на себя разработку ГПЗУ. Стоит отметить, что рассматриваемый документ не распространяется на межевание дачи.

Заявление на оформление ГПЗУ отдается местный орган самоуправления по месту расположения земельного надела. Чтобы упростить процедуру, можно обратиться в МФЦ. На территории Москвы предоставление градостроительного плана входит в список пяти государственных услуг, которые предоставляются Мосархитектурой в электронной форме.

Как правильно утвердить?

Вне зависимости от региона РФ подача заявления осуществляется обладателями прав на земельный надел. Это могут быть ИП, физические лица или компании, которые являются владельцами, арендаторами или относятся к категории землепользователей или землевладельцев. При этом сами участки должны быть на государственном учете в кадастре.

В процессе подготовки ГПЗУ органы местного управления применяют следующие бумаги:

  • Документы градостроительного зонирования и территориального планирования.
  • Нормы проектирования в сфере градостроительства.
  • Бумаги по планированию территории.
  • Информацию, которая содержится в госкадастре недвижимости, а также в информационных системах, касающихся обеспечения градостроительной деятельности и территориального планирования.
  • Техусловия подключения объектов капстроительства к инженерным и техническим сетям.

В течение 7 суток с момента получения заявления о предоставлении ГПЗУ администрация передает запрос в различные структуры о предоставлении техусловий для подключения планируемого к реконструкции или возведению объекта. Предоставление технических условий в орган муниципального управления - обязательное требование. Срок предоставление ТУ устанавливается ГрК РФ (ст. 48, п.7). Если в заявлении о предоставлении ГПЗУ лицо, имеющее право на участок, не указало цель его применения, уполномоченная организация определяет наибольшую нагрузку в возможных местах подключения к инженерному и техническому обеспечению (на базе сведений, которые содержатся в правилах пользования землей).

Процесс

Компании и ИП с учетом действующего постановления должны подавать заявки исключительно в электронной форме. У физических лиц имеется выбор - оформление в классической (бумажной) форме или в электронной форме через портал (в одном окне «Москомархитектуры»). Чтобы подать документы в электронном виде, требуется сделать следующее:

  • Зайти на сайт Mos.ru по вкладке «Услуги».
  • Пройти регистрацию личного кабинета.
  • Следить за ходом подготовки ГПЗУ.

Регистрация личного кабинета может быть произведена на упомянутом сайте или через существующую сеть МФЦ, предоставляющих государственные услуги. Такие центры помогают клиентам в оформлении документов и консультируют по интересующим вопросам. Вариант получения градостроительного плана застройщики Москвы выбирают по личному усмотрению - на бумаге или в электронном виде.

С учетом действующих нормативных актов для получения услуги требуется предоставление следующих бумаг:

  • Заявления о получении ГПЗУ, которое должно быть оформлено с учетом Приложения под номером 1 к административному регламенту.
  • Документа, который подтверждает личность заявителя (одного или нескольких), являющихся физическим лицом или представителем компании. Если обращается доверенное лицо, должен выдаваться удостоверяющий личность документ или доверенность.
  • Выписка из ЕГРИП (если речь идет об индивидуальных предпринимателях).
  • Выписка из ЕГРЮЛ (для компаний).

Практика показывает, что чем дальше населенный пункт расположен от административного центра, тем больше меняются условия оформления ГПЗУ. От получателя документа может потребоваться топографическая съемка территории земельного надела. В некоторых субъектах РФ даже требуют плату за предоставление градостроительного плана.

Период действия

Ни в одном нормативном документе не упоминается срок действия ГПЗУ. При этом существует указание, что такой документ носит бессрочный характер. Стоимость оформления градостроительного плана достаточно высока, поэтому признавать его нормированным по времени или срочным было бы неправильно с позиции строительной компании. Следовательно, дополнительно утверждать ГПЗУ, проходить процедуры пересогласования или перерегистрировать документ нет необходимости.

Единственное, что может иметь место - необходимость внесения изменений, вызванных различными причинами. Невыполнение такой работы приводит к невозможности начала строительства и проектирования.

Изменения

Отдельного внимания заслуживает внесение изменений в документ. Работа производится в случае выявления ошибок или неправдивости некоторой информации. Суть в том, что юридическая сила информации, внесенной в ГПЗУ, распространяется только на момент внесения, подготовки и утверждения. После ситуация меняется с учетом того, какие работы запланированы в отношении других сооружений. Тесная взаимосвязь между объектами в пределах общего контекста может определяться в пределах общего градостроительного контекста.

Изменение одного объекта на близлежащем земельном участке может привести к необходимости внесения правок касательно возводимого объекта. Процесс внесения изменений определяется с учетом действующих правил и распоряжений, которые вносятся муниципалитетом. Эти правила идентичны для всех строительных компаний.

В некоторых регионах с помощью специального акта устанавливаются требования в отношении пересмотра и приведения в соответствие информации, внесенной в градостроительный план. Эта работа должна производиться с периодичностью один раз в год. В иных случаях муниципалитет информирует застройщика о невозможности ведения дальнейшей деятельности до согласования ситуации и внесения правок в уже существующий ГПЗУ.

Внесением дополнений могут заниматься муниципальные органы власти. Если требование по изменению документа является рекомендацией самих органов самоуправления, строительная компания не должна терпеть убытки от выполнения такой работы. Кроме того, принуждение оформлять градостроительный план за свой счет является противозаконным. На современном этапе в арбитражных судах то и дело возникают ситуации, касающиеся необходимости внесения дополнений (изменений) в градостроительный план.

Судебный орган занимает сторону истца в ситуации, если инициатива о внесении правок исходит от ответчика, а сам он не имеет отношения к изменениям, влияющим на актуальность информации в градостроительном плане. Несмотря на этот факт, судебный орган всегда рассматривает объективные факты, обуславливающие необходимость внесения правок.

Жители Московской области перед строительством или ремонтом домов, бань, гаражей на личном участке должны оформить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Эта процедура обязательная, осуществляется бесплатно. Как получить ГПЗУ, какие документы для этого понадобятся и когда ждать результатов, читайте в материале портала сайт.

Источник:

Градостроительный план земельного участка требуется при возведении или реконструкции на территории участка любых объектов (бани, теплицы, сарая, гаража и т.д.), кроме строительства линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, линейно-кабельных сооружений, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и др.).

ГПЗУ содержит сведения о месте нахождения будущего или имеющегося объекта, расстоянии от него до соседних объектов, проложенных сетях или их наличии и др.

Для того чтобы оформить ГПЗУ, жителям Московской области необходимо подать соответствующее заявление. Сделать это они могут онлайн через государственных и муниципальных услуг - .

Кто может подать заявление


Источник: РИАМО

Подать заявление на получение ГПЗУ может гражданин или юридическое лицо, имеющие на территории Московской области участок. Он вправе это сделать на правах собственности, аренды, наследования или безвозмездного пользования.

Получить услугу также может представитель собственника. В этом случае доверенное лицо должно представить документ, удостоверяющий свои полномочия.

Как получить услугу

Оформить заявление на портале госуслуг могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому для начала необходимо пройти процедуру авторизации. После успешной регистрации вам будет предоставлен список всех доступных услуг, среди которых «Подготовка градостроительных планов земельных участков для строительства или реконструкции объектов».


Чтобы заполнить заявление, необходимо указать личные сведения (ФИО, СНИЛС, адрес проживания), контактную информацию, ваш статус (юридическое или физическое лицо), адрес выдачи результатов услуги, а также приложить следующие документы:

Документ, удостоверяющий личность заявителя;

Копию из документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

Утвержденную документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания);

Топографическую съемку участка земли, на которой должны быть отмечены наземные, надземные и подземные коммуникации;

Документ, удостоверяющий полномочия представителя (доверенность). Должно быть указано ФИО лица, выдавшего доверенность; ФИО лица, уполномоченного по доверенности; паспортные данные; объем полномочий представителя, включающий право на подпись и подачу заявления о предоставлении услуги; дата выдачи доверенности; подпись лица, выдавшего доверенность;

Выписку (сведения) из Единого государственного реестра юридических лиц (при обращении юридических лиц) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (при обращении индивидуальных предпринимателей);

Технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

На адрес электронной почты придет уведомление о регистрации заявления, как правило, на это требуется один рабочий день. В письме укажут дату проведения процедуры.

Причины для отказа


В настоящее время для осуществления застройки запланированного участка необходимо составление такого документа, как ГПЗУ. «Что это такое?» - спросите вы. Подробный ответ на этот вопрос будет изложен в данном тексте.

ГПЗУ - что это такое?

Расшифровывается этот термин как градостроительный план Он является одним из важнейших документов, необходимых для сооружения какого-либо объекта. Его роль немаловажная. ГПЗУ в строительстве принадлежит к исходно-разрешительным материалам. В нем прописывается назначение сооружения, количество этажей и другие необходимые параметры. Оформление ГПЗУ происходит как отдельным документом, так и в виде составной части проекта территориального межевания.

Для чего нужно составление данного плана?

Форма ГПЗУ была установлена правительством РФ. В ней определяются требования, необходимые для застройки и эксплуатации земельной территории. Это является немаловажным. По сути, в ГПЗУ застройщику объясняется, как разрешено использовать земельный участок, какие максимальные параметры его застройки существуют. Последнее касается высоты сооружения и процентного соотношения используемости территории.

Инвесторам-застройщикам этот документ понадобится в следующих случаях:

1. Для сдачи проектной документации на экспертизу.

2. Для и на введение в эксплуатацию объекта.

Получение ГПЗУ предполагает сбор необходимого пакета документов. Их перечень можно найти на сайте Москомархитектуры, а также в данной статье.

Правовая база

В ее основе следующие документы:

  1. 5 Глава о планировке территории РФ.
  2. Статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  3. Постановление правительства РФ № 840 от 29 декабря 2005 г. «О форме ГПЗУ».
  4. Инструкция № 93 от 11.08.2006 года (утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации) о порядке заполнения формы данного документа.

Назначение ГПЗУ

Об этом можно прочитать в статьях 41 и 44 ГрК РФ. Изучив их, можно понять, что данный документ нужен для четкого определения участка, где будет происходить строительство. Это является немаловажным. ГПЗУ применяется как к уже застроенным территориям, так и к тем участкам, на которых только планируется сооружение объектов. Это полностью соответствует информации, вынесенной в 10-ю часть статьи 38 закона «О государственном кадастре недвижимости».

В российском законодательстве четко определено, какие сведения указываются в данном документе. Это 8 основных пунктов:


Также в данном материале может быть информация о том, возможно ли разделение указанной в нем земельной территории на несколько участков.

Важность документа

Получение ГПЗУ нужно для следующих действий:


Вышеперечисленное подчеркивает важность данного документа. Выдача ГПЗУ осуществляется только после согласования и получения градостроительного заключения от органов правительства города. Это довольно значимое условие. Все это необходимо для оформления ГПЗУ. Москва исключением не является. В данном случае вам понадобятся те же материалы от органов правительства столицы.

ГПЗУ как отдельный документ

Об этом уже было сказано выше. ГПЗУ можно оформить и отдельно от проекта межевания территории. Для этого нужно подать в заявление.

ГПЗУ должны выдать в течение 30 дней. Именно такой строк отводится органу, чтобы подготовить и утвердить градостроительный план. Потом данный документ предоставляют заявителю. Никакой платы за это не взимается.

Важные критерии

Рассмотрев ГрК РФ, а именно те его части, что касаются указанного документа, можно прийти к таким выводам:


Перечень документов, которые необходимы для получения ГПЗУ

К заявлению о выдаче данного материала прилагаются следующие документы:

  1. Паспорт (копия). Для физических лиц.
  2. При необходимости копия доверенности.
  3. определенной территории.
  4. Копия и объект капитального строительства (при наличии такового).
  5. территории с имеющимися коммуникациями Срок исполнения при этом не больше одного года.
  6. Технические паспорта объектов капитального строительства на земельном участке (при их наличии).
  7. Материалы, указывающие на технические условия возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства.
  8. Выписка из госреестра объектов культурного наследия, а также заключение соответствующего органа, который уполномочен на их охрану (при необходимости).

На основании чего прекращается срок действия ГПЗУ?

Это происходит в следующих случаях:

  • Отказ от права собственности на земельную территорию.
  • Прекращение разрешения на пользование недрами.
  • Осуществление принудительного прекращения права на собственность и иных полномочий на определенную территорию. В том числе проведение изъятий земельных участков для муниципальных или государственных нужд.
  • Расторжение договоров аренды и других соглашений, на основании которых у юридических и физических лиц появились права на определенные участки земли.

Трудности, связанные с ГПЗУ

Как требует соответствующее законодательство, сведения, которые необходимы для заполнения разделов данного документа, должны быть установлены правилами застройки и землепользования, проектом межевания либо материалами планировки территории. Если же все они отсутствуют, то данные критерии утверждаются временными регламентами. Так вот, для Москвы до сих пор нет особых правил застройки и землепользования. Касательно документов планирования территории и проектов межевания - только 30 % городской территории обеспечено ими. Однако при этом временные регламенты также отсутствуют. А это значит, что подготовка и заполнение ГПЗУ происходит в соответствии с одним лишь проектом правил застройки и землепользования. Таким образом, параметры использования определенного участка, что касаются высоты и плотности, очень легко изменить, уменьшив их. Это происходит на основании решения рабочих групп Градостроительной земельной комиссии Москвы. Таким образом, изменение ГПЗУ является довольно-таки несложным процессом.

На примере Москвы рассмотрим одну трудность. Она заключается в том, что в 2010 году в действие вступил Генеральный план данного города. В соответствии с ним 70 % столичной территории попадает в зоны развития - реорганизации. Это ведет к тому, что получению ГПЗУ на эти участки должна предшествовать разработка документов по их необходимой планировке. Почти вся оставшаяся территория города попала в зону стабилизации, а это в основном сохраняемые жилые сооружения. В соответствии с ГрК РФ, правила землепользования разрабатываются для того, чтобы соблюсти и обеспечить права и интересы правообладателей участков и объектов под капитальное строительство. Это должно обеспечиваться путем предоставления им выбора по использованию определенной территории самым эффективным способом. Но, как показывает практика, когда ГПЗУ рассматривается на заседаниях рабочих групп градостроительной земельной комиссии, мало кто может полностью реализовать свои намерения и законные права касательно сооружения объектов недвижимости.

Но из чего можно судить, что необходимая территория полностью сформирована и все права на нее зарегистрированы? В соответствии с ГрК РФ, для установления границ участка разрабатываются конкретные проекты межевания и планировки. Это является необходимым действием. Но если границы уже есть, что может быть при формировании и кадастровом учете, то документы по планировке территории подготавливать уже не нужно. Ведь очень важное правило при межевании - его незыблемость. Поэтому для таких земельных территорий проект по планировке участков, скорее, выступает формальностью. Ведь данные границы все равно не изменятся. Минусом является то, что большинство этих участков были сформированы при помощи процедуры согласования их места расположения, изъяны которой всем хорошо известны. Это значит, что при этом перспективы развития и использования территории, а также ее ограничения не учитывались. Вообще, почитав специализированную литературу, можно прийти к такому выводу, что ГПЗУ был по ошибке отнесен к материалам, необходимым для планировки территории. Это объективный факт. Ведь подготовка ГПЗУ и разработка документов по планировке не имеют ничего общего.

Итог

Сейчас с трудом можно найти людей, которые досконально разбираются во всех тонкостях градостроительного законодательства. Однако для обеспечения качественного сопровождения согласования необходимого ГПЗУ на заседаниях рабочих групп соответствующей земельной комиссии с целью получения максимально удобного указанного документа необходимо обратиться за помощью к профессионалам в данной сфере. Это будет оптимальным вариантом. В результате чего с легкостью разрешится вопрос: «ГПЗУ - что это и как его оформить?»

Ст. 44 ГрК РФ - Утратила силу с 1 июля 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.

1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Статье 44 ГрК РФ

1. В соответствии с ч. 6 ст. 43 комментируемого Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проектов межевания территорий.

При этом ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

По нашему мнению, указанные положения Кодекса нуждаются в согласовании.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет, применительно к каким земельным участкам осуществляется подготовка градостроительных планов:

застроенные земельные участки;

земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и объектов капитального строительства.

3. Часть 3 комментируемой статьи раскрывает содержание градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план земельного участка должен содержать:

указание границ самого участка, имеющихся на нем зон публичных сервитутов, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, а также минимальные отступы от границ участка при размещении зданий, строений, сооружений;

информацию о градостроительном регламенте, если его действие распространяется на земельный участок, о видах разрешенного использования участка;

информацию о расположенных на земельном участке объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, а также сведения о технических условиях подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям.

4. В качестве необязательной информации ч. 4 комментируемой статьи допускает возможность включения в состав градостроительного плана земельного участка указания на возможность или невозможность его разделения на несколько земельных участков.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет, что форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 29 декабря 2005 г. было принято Постановление N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка".

Во исполнение данного Постановления Правительства РФ Министерство регионального развития РФ 11 августа 2006 г. издало Приказ N 93, которым утвердило Инструкцию о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка. В соответствии с Инструкцией форма градостроительного плана земельного участка заполняется в трех экземплярах. После утверждения первый и второй экземпляры на бумажном носителе передаются заявителю. Третий экземпляр на бумажном и электронном носителях передается в орган, уполномоченный на регистрацию градостроительного плана земельного участка.

Копия утвержденного градостроительного плана земельного участка после его регистрации передается в орган, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Градостроительный план земельного участка является новеллой законодательства. Указанный документ вводится впервые ГрК.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает применительно к каким земельным участкам подготавливается градостроительный план. Так, градостроительные планы земельных участков подготавливаются не для всех земельных участков, а только для тех земельных участков, которые застроены или предназначены для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Часть 2 комментируемой статьи закрепляет, что градостроительный план земельного участка подготавливается в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В последнем случае, градостроительный план земельного участка, по своей сути, не является документом по планировке территории, поскольку никак не связан непосредственно с территориальным планированием, предопределяющим будущее развитие территории, а определяет параметры строительства на конкретном земельном участке. Порядок подготовки градостроительного плана земельного участка как отдельного документа установлен частями 17, 18 статьи 46 ГрК (см. комментарий к ст. 46 ГрК).

В то же время независимо от того, готовится ли градостроительный план земельного участка в составе проекта межевания или как отдельный документ, состав его определяется частью 3 комментируемой статьи определяет состав градостроительного плана земельного участка. Анализ части 3 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что градостроительный план должен содержать собственно план, на котором фиксируются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство, границы зон планируемого размещения объектов для государственных или муниципальных нужд, и материалы в текстовой форме

Материалы в текстовой форме должны содержать информацию, предусмотренную в пунктах 4-7 части 3 комментируемой статьи.

Не дифференцируя состав градостроительного плана земельного участка в зависимости от того, осуществляется ли его подготовка в составе проекта межевания или как отдельного документа, законодатель предусматривает различный объем информации, которая должна содержаться в градостроительном плане в зависимости от того, расположен ли земельный участок в границах территории, на которой действует градостроительный регламент, или в границах территории, на которой не распространяется или для которой не устанавливается градостроительный регламент.

В случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, градостроительный план такого участка должен содержать информацию о градостроительном регламенте, включая информацию обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка (данное требование не распространяется на случаи предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд). Указанное требование о необходимости фиксирования в градостроительном плане всей информации о градостроительном регламенте фактически означает законодательный запрет на индивидуализацию вида разрешенного использования земельного участка. Связано это с тем, что нормы ГрК предусматривают установление прозрачных процедур землепользования и застройки. Орган местного самоуправления должен устанавливать общие виды разрешенного использования для территориальных зон, а не индивидуально применительно к каждому земельному участку. Так, частью 4 статьи 37 ГрК предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями таких участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, градостроительный план такого земельного участка должен содержать информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства. В соответствии с частью 4 и частью 6 статьи 36 ГрК к числу таких участков относятся земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; земельные участки из состава земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Наряду с информацией, определенной частью 3 статьи 44, в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. Вопрос о возможности или невозможности разделения земельного участка на несколько земельных участков должен решаться с учетом требований к делимым земельным участкам, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Как правило, неделимым земельным участком является земельный участок на котором расположено здание, строение, сооружение, например, многоквартирный дом.

Следует отметить, что градостроительный план земельного участка имеет огромное значение при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, капитального ремонта таких объектов.

Назначение градостроительного плана земельного участка определяется тем, что он является обязательным основанием для:

Фактически градостроительный план призван заменить архитектурно-планировочное задание, предусмотренное Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"*(59) и необходимое для разработки проектной документации в настоящее время.

Согласно части 5 комментируемой статьи форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации. Это еще раз подчеркивает важность и значимость этого документа в градостроительных и земельных отношениях.

До установление Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана при разработке проектной документации и выдаче разрешения на строительство необходимо руководствоваться статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"*(60).

Кроме того, после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка, необходимо унифицировать нормы земельного и градостроительного законодательства, предусматривающие в настоящее время подготовку применительно к земельному участку различных документов - проект границ земельного участка, утверждаемый при выборе земельного участка (п. 5 ст. 31 ЗК РФ) и градостроительный план земельного участка.

  • Вверх

Для любого вида строительных работ, будь то коммерческая или частная застройка земельного участка, требуется разрешение соответствующих органов и оформление определенных документов. Рассмотрим, что такое ГПЗУ земельного участка, без получения которого строительство на земельном участке является незаконным.

ГПЗУ и ЗОС: что это такое?

Первая аббревиатура расшифровывается как «градостроительный план земельного участка».

Итак, для чего нужен данный план? Он отражает границу вашего участка и его планировку, а предназначен он только для того, чтобы получать разрешения на строительство. План ГПЗУ фиксирует, где на вашем участке орган местного самоуправления позволит вам строить, а где законом это запрещено.


Ограничение зоны, свободной для застройки обусловлено тем, что различные коммуникационные кабели и трубы, проходящие под землей, могут находиться непосредственно под вашим участком, и, следовательно, могут быть задеты в результате ведения строительных работ. Это основной фактор, но помимо него есть еще и другие, например, нормы и правила пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические нормы, нормы высотности застройки, перспективы развития близлежащих территорий, наличие рядом с участком разрастающихся оврагов и водоемов и др.

ЗОС расшифровывается как заключение о соответствии, и выдается органом государственного строительного надзора в том случае, если выполненные строительные работы не расходятся с ГПЗУ. Этот документ предоставляется владельцу участка в течение 10 дней после получения его обращения.

Какая информация содержится в документе?

Сведения, заключенные в городском плане земельного участка, регламентированы статьей 44 частью 3 Гражданского кодекса РФ и содержат в себе следующее:

  • границы конкретного земельного участка;
  • границы зон общественных сервитутов;
  • минимальное расстояние до границы земельного участка;
  • сведения о регламенте. Притом, если участок не предназначен для муниципальных нужд, в ГПЗУ находится информация обо всех видах разрешенных строительных работ по данному регламенту;
  • сведения об использовании участка, разрешенном законом;
  • информация об объектах культурного или капитального строительства.

Как получить документ?

Процесс оформления начинается с обращения в местный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением, предоставив, при этом, все необходимые документы. Процесс получения плана будет завершен в течение 30-и рабочих дней с момента получения заявления.

Возможные трудности при получении


Хотя 30 дней - это регламентированная законодательством норма, на самом же деле, как показывает практика, срок получения ГПЗУ составляет более трех месяцев, потому что заявление должно пройти через несколько комиссий и получить разрешение всех необходимых инстанций. Для того, чтобы получить документ быстрее, не нарушая при этом закон , можно обратиться в специальное агентство, занимающееся подобного рода услугами.

В некоторых случаях органы исполнительной власти могут отказать в выдаче градостроительного плана, что за редким исключением, практически всегда незаконно. Например, они могут сослаться на то, что разработка плана осуществляется только в составе специальных проектов межевания территории, а межевание территории, где находится ваш участок, проведено не было. Такой отказ не имеет юридической силы, так как проистекает исключительно из недоработки органов, ведающих землеустройством, а это не ваши проблемы. Но, к сожалению, получить документ в случае отказа возможно только через суд.

Вообще, в некоторых городах и населенных пунктах, правил землепользования и застройки нет и по сей день. Одним из них является Москва. В среднем, Москва обеспечена документацией по планировке территорий на 30-35 % от всей городской земли. При этом, должны действовать временные регламенты, но и их, зачастую, тоже не бывает. В таких случаях, городская комиссия по вопросам градостроительства и землепользования принимает решение о выдаче ГПЗУ самостоятельно.

Необходимые документы

Предварительно для получения плана участка вам необходимо собрать такие документы для получения ГПЗУ , как:

  • копия свидетельства о регистрации прав на земельный участок;
  • выписка из кадастра;
  • копия паспорта.

Свидетельство о регистрации права на земельный участок должно быть у вас на руках, а выписку из кадастра можно получить через интернет, по электронному письму из федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии или, коротко говоря, РосРеестра. Письмо придет вам в течение трех дней, но за услугу придется заплатить 220 рублей.

Кто выдает документ

ГПЗУ выдается местными органами исполнительной власти. Если ваш участок находится в деревне или поселке, таким органом будет являться местная администрация, а если в городе, то городской комитет по архитектуре и градостроительству, именно в этих учреждениях вам будет необходимо заказать документ.

Срок действия

Срок действия ГПЗУ действующим законодательством не определен, и является ограниченным во времени документом или бессрочным. Этот вопрос сегодня не решен, и остается «лазейкой» для махинаций.

Словом, документ будет в силе до тех пор, пока орган исполнительной власти не отменит его. Это может произойти в том случае, если в документы, по которым был составлен план, были внесены изменения или был принят новый закон, вступающий с ним в противоречие. В отдаленных районах и поселках ГПЗУ фактически является бессрочным.

Стоимость

Процедура получения ГПЗУ стоимость, которой абсолютно бесплатна и доступна каждому.

Пример документа

Титульная страница заполненного ГПЗУ выглядит так: