Как организовать бизнес по изготовлению мебели под заказ

Это методическое пособие как организовать бизнес по изготовлению мебели под заказ написано для дизайн-студий. Вернее, оно не написано в том смысле, что поставлена точка. Правильнее относиться к нему как к рабочему материалу, который постоянно корректируется практикой и опытом.

Помимо дизайн-студий материал может оказаться полезным дизайнерам-фрилансерам, организациям, оказывающим услуги ремонта и отделки помещений, организациям, оказывающим услуги декорирования помещений... одним словом, всем тем, кто, так или иначе, связан с жилым пространством.

Данное пособие как организовать бизнес по изготовлению мебели под заказ дает ответ на вопрос, как создать, как организовать дополнительную услугу клиентам - а именно изготовление корпусной мебели по индивидуальному заказу.

Не пугайтесь, на самом деле самим изготавливать ничего не придется. Потребуется минимум усилий, а эффект может быть весьма впечатляющим. Для примера, на кухонной мебели дизайнер-фрилансер может заработать от 2 тысяч белорусских рублей и намного больше. А добавьте остальную меблировку! Серьезные дизайн-проекты на одной только корпусной мебели приносят несколько сот тысяч рублей дополнительного дохода. И без всякого обмана, которым сейчас грешит партнерство дизайн-студий с мебельными салонами. Откуда я это знаю?

Во-вторых, у меня опыт открытия пяти мебельных салонов.

Введение в мебельную тему

Начнем с некоторых аксиом. Всю мебель принято делить на корпусную, мягкую и станковую. Не будем останавливаться на отличиях и особенностях каждой группы, для этого всегда можно воспользоваться Интернетом, отметим главное - речь пойдет исключительно о корпусной мебели.

Корпусная мебель весьма разнообразна. Это и , и шкафы-купе, и детские, и прихожие, и гостиные, и библиотеки, и спальни, и кабинеты, и ванные комнаты, и мебель для балконов, и офисная мебель... и даже этим список еще не исчерпывается.

Всей этой мебели присуще одно - наличие корпуса, некой жесткой конструкции. Основным материалом для такой конструкции стала ЛДСтП - ламинированная древесностружечная плита . Это не единственно возможный вариант, но самый распространенный.

Саму корпусную мебель принято делить на две основные группы - на стандартную и по индивидуальному заказу. Стандартная мебель имеет стандартные размеры, что и определило название данной группы.

Индивидуальный заказ дает больше свободы - здесь мебель изготавливается в нужные размеры, материал выбирает сам заказчик, конструкция проектируется под конкретные задачи.

И последнее. Непосредственно сами этапы работы над мебелью по индивидуальному заказу.

1 этап. Встреча с заказчиком.

Задача этого этапа - разобраться в проблеме, понять, что собственно нужно и почему, проконсультировать, придти к каким-то логическим точкам (по наполнению, по материалам и т.д.).

Результатом этого этапа обычно является эскиз, набросок или план, на котором зафиксированы габариты изделия, основные конструктивные особенности, пожелания заказчика, выбранные им материалы и фурнитура, встройка (если речь о кухне), ну, и, конечно же, контактные данные.

2 этап. Предварительный расчет стоимости.

Собственно, результатом этого этапа является цифра - предварительная стоимость изделия. Она озвучивается клиенту.

3 этап. Замер.

Получив утвердительный ответ, что уровень цены устраивает, начинается работа над конкретным изделием. И начинается она с замера.

4 этап. Проектирование.

На основании замера вносятся коррективы в предварительный проект. На практике часто приходится проектировать заново с нуля. По завершению этого этапа мы на руках имеем готовый проект и окончательную цену.

5 этап. Предоплата/оплата.

В принципе этот этап может быть сразу после замера. Здесь многое зависит от особенностей проекта и отношений с заказчиком. Естественно, оплате предшествует подписание договора, сметы и эскиза (чертежей).

6 этап. Изготовление.

На этом этапе производство занимается изготовлением того, что было спроектировано.

7 этап. Доставка.

Сделанное на производстве надо привезти заказчику.

8 этап. Монтаж.

И собрать.

9 этап. До новых встреч...

Окончательный этап, когда устраняются недостатки, выявленные в конструкции; когда заказчик вносит доплату, подписывает акты; когда на оптимистичной ноте расстаемся с заказчиком.

Вот собственно и всё.


"Грехи" мебельных салонов

Большинство мебельщиков давно пришли к мысли, что называть сотрудников салона дизайнерами-консультантами не совсем верно. Или даже совсем не верно. А правильно называть их консультантами.

Дело в том, что дизайн строится вокруг какой-то идеи. Дизайн "зацепляет" всё окружающее пространство. Дизайн имеет под собой фундамент.

Что происходит в салоне? Изделие придумывается совершенно абстрактно. В лучшем случае сотрудник мебельного салона учтёт цветовую гамму помещения, хотя бы пол, стены и потолок. Обычно даже этого не происходит.

Идея? Дизайнер-консультант ограничивается собственной идеей относительно данного изделия. Для него это изделие и есть цель его работы. Осознать, что мебель под заказ - всего лишь элемент интерьера, могут единицы. Большинству абсолютно плевать, что там вокруг.

Что получаем по факту? Изделия, которые совершенно не вписываются в интерьер. Изделия, которые превращают интерьер в какой-то калейдоскоп. Изделия, которые вносят хаос и неразбериху в помещение.

В итоге заказчик чувствует какой-то дискомфорт, объяснения которому порой даже не находит.

Многие руководители мебельных салонов осознают эту проблему и пытаются с ней бороться. Впрочем, как и заказчики.

Салоны пытаются открыть должность дизайнера или отправляют сотрудников на курсы повышения квалификации. Кто-то берет сотрудников уже с дизайнерским образованием. Но проблему это решает слабо. Почему? Да потому что нет четко выделенной цели вписывать изделие в существующий интерьер. В салоне стоят другие цели - продавать конкретные позиции (материалы, фурнитуру, выставочные образцы и т.п.). Поэтому дизайнер-консультант салона может с горящими глазами доказывать заказчику, что ему нужна именно бежевая кухня. И заказчик не догадывается, что фирме попросту надо срочно избавиться, например, от бежевого пластика, чтобы освободить место на складе.

Те же фирмы, кто не пытается впихивать залежалый товар или самый дорогой материал, тоже редко предлагают качественный дизайн. Опять же в силу слабо ориентированных сотрудников. Или же по причине ограниченности ассортимента. В такой ситуации даже те сотрудники, кто пришел после обучения дизайнерскому ремеслу, начинают терять хватку и постепенно профессионально деградируют. А как иначе? Они ограничены исключительно ассортиментом данной компании или её узкой специализацией. Брать в разработку материалы или фурнитуру других компаний запрещено под страхом увольнения.

Гораздо лучше, если вы ставите целью организовать выгодный бизнес по изготовлению мебели под заказ, чтобы заказчик сам в такой ситуации пытается решить вопрос с дизайном своего изделия. Опираясь на свой вкус он находит некие аналоги в журналах или каталогах, а затем просто перебирает салоны в поиске той организации, которая сможет сделать аналогичное изделие.

Но в целом салон от этого страдает. Потому как подобная халява не дает дизайнеру-консультанту профессионально расти. Личный рост сотрудников возможен только тогда, когда заказчики ставят сложные задачи, над которыми надо думать. Если думать не приходится, то уровень сотрудника салона неизбежно падает. И он начинает продвигать только несколько позиций, в которых он хорошо разбирается и с которыми ему не приходится испытывать сложности.

Всех этих проблем не существует у дизайн-студий. Потому как студия продает в первую очередь саму идею.

Но продав идею, дизайн-студия отсылает заказчика к мебельщику. И мебель там может быть заказана далеко не по дизайнерскому первоначальному замыслу.

В своей жизни я столкнулся только с одним дизайнером, который с негодованием отреагировал на предложение "бонуса" за то, что привел ко мне заказчика. Он сказал, что привел заказчика ко мне не из-за денег, а из-за качества. И что он взял деньги за авторский надзор, а потому не имеет морального права скрыто еще на заказчике зарабатывать. И вообще он зарабатывает достаточно, чтобы не принимать подобные подачки. В общем, я был обескуражен такой реакцией. И с тех пор храню молчание, пока сам дизайнер не поднимает тему вознаграждения.

Такие принципиальные дизайнеры - большая редкость. В большинстве случаев мебельный салон получает клиента и выплачивает вознаграждение дизайнеру. На чьи плечи ложатся эти затраты? В 80% случаев - на плечи заказчика. Дизайнерский процент забивается в цену изделия и заказчик переплачивает, либо заказчик лишается скидок, доступных остальным покупателям (и опять же переплачивает). Редкие салоны оплачивают привод клиента за счет собственных доходов.

О каких процентах идет речь, если вы хотите организовать бизнес по изготовлению мебели под заказ? Я еще помню те времена, когда большинство дизайнеров удовлетворялось двумя процентами. Затем этот процент периодически повышался и на сегодняшний день замер на отметке 10%. Очевидно, что мебельным салонам стало намного тяжелее оплачивать эту статью из своего бюджета. И многие мебельщики вынуждены либо разделять эту ношу с заказчиком, либо целиком перекладывать на него.

Нас давно приучают к мысли, что в продажах в частности, и в бизнесе в целом, бессмысленно искать какие-либо моральные принципы. "Не нравится - покупай в другом месте". Поэтому оставим в покое вопрос с откатами. Хотя надо заметить, многие дизайнеры все-таки испытывают некие угрызения совести.

Перейдем к цифрам. Здесь уже у каждого салона будут собственные цифры, но в свое время все мои клиенты делились на три категории - те, кто пришел с дизайн-проектом (с тем, что ему сделали в дизайн-студии или придумал фрилансер), те, кто пришел с собственной идеей (либо на уровне слов, либо с собственными зарисовками, либо с вырезками из журналов), и, наконец, те, кто пришел не зная, что ему хочется. И это было примерно в равных частях.

А теперь смотрите. Цены по городу средние (речь про Минск). При объеме продаж в 50-60 000 белорусских руб в месяц получается, что от дизайн-студий приходило заказов примерно на 20 тысяч рублей минимум.

Почему дизайн-студия отдает этот объем мебельному салону, когда сама могла бы этот оборот использовать в собственном деле?

Можно возразить, что ко мне приходили заказы от нескольких студий. Да, это так. Но при этом я ведь не один в городе был. Я точно не ошибусь, если скажу, что мебельных салонов в Минске более пять сотен. И многие из них ежемесячно обрабатывают заказы, прямо или косвенно пришедшие от дизайнеров по интерьеру.

Вот и выходит, что одна дизайн-студия может оборачивать на мебели десятки тысяч, а может и сотни. Имея в среднем 30% прибыли на корпусной мебели можно догадаться, о каких суммах идет речь.

Откуда 30%? Об этом в следующей главе нашего материала на сайте Кухни Бел как организовать бизнес по изготовлению мебели под заказ.

Немного о математике в мебельной теме

Как вы уже догадались, я являюсь сторонником профессионального дизайна мебели. И на сегодняшний день считаю более правильным оказывать услугу индивидуального заказа в дизайн-студиях, а не в мебельных салонах. В противном случае мы всегда будем только потребителями европейского или азиатского дизайна, всегда будем в роли догоняющих, всегда будем копирующими и клонирующими. И никогда - творцами и первопроходцами.

К счастью, многие дизайн-студии постепенно начинают изучать услугу индивидуального заказа мебели и пробовать внедрять в своих реалиях. Хочется надеяться, что это тенденция, а не кратковременный всплеск интереса.

Лично мне этот вопрос интересен с той точки зрения, что каждый, занявшийся мебелью по индивидуальному заказу, мой потенциальный партнер. И поэтому в моих интересах, чтобы как можно больше дизайнеров по интерьеру узнали об этой возможности.

Переходим к следующей части советов как организовать прибыльный бизнес по изготовлению мебели под заказ - к вопросу о том, сколько зарабатывают на мебели по индивидуальному заказу.

Рассмотрим сегмент средний (предупреждаю сразу, что мы рассматриваем частный случай, расхождения с каждым конкретным салоном могут быть как в меньшую, так и в большую сторону).

Допустим, что изделие вышло с производства по цене 100 рублей. Салон по индивидуальному заказу продает его уже по цене 200 рублей. При заказе добавляется услуга монтажа, и конечная цена изделия становится 220 рублей.

Таким образом, салон заработал 100 рублей.

Какие основные затраты он несёт? Из этой суммы необходимо оплатить работу дизайнера, технолога, менеджера, директора салона. Аренду, связь, свет, рекламу, налоги и т.п. пока не трогаем.

Если каждому специалисту заплатить по 5% от общей стоимости заказа (от 200 рублей), то получим, что персонал "съел" 40 рублей. От заработанных 100 рублей остается 60 рублей. Что и составляет 30% от цены изделия (200 рублей *0,3=60 рублей).

Конечно, по итогам месяца на эту сумму еще распределятся и ежемесячные затраты (аренда, налоги и прочее), что и не позволяет говорить о 30% как о чистой прибыли.

Для устойчивости бизнеса часть работ переводится на аутсорсинг. Например, монтаж, доставка, бухгалтерия. В классическом варианте в салоне остаются только дизайнеры-консультанты и директор салона. Это не значит, что расходы с заказа уменьшаются. Уменьшаются ежемесячные затраты на специалистов - не надо платить постоянные оклады, не надо занимать площадь, покупать компьютеры и оргтехнику, платить налоги по зарплате и т.п.

Основной проблемой остается разве что услуга технолога-конструктора.

Не трудно догадаться, что предлагая услугу индивидуального заказа как дополнительную, дизайн-студия, в отличие от мебельного салона, несёт минимальные риски - отсутствие продаж корпусной мебели не станет причиной ее закрытия.

Алгоритм для дизайн-студии

Хорошо, про мебельные салоны понятно, да и речь собственно не о них. Как действовать дизайн-студии, решившей развивать услугу индивидуального заказа мебели для кухни и жилых комнат в рамках своего бизнеса?

Ниже приведена стратегия создания и организации бизнеса по изготовлению мебели под заказ как нового направления хозяйственной деятельности. Учитываем, что должность дизайнера у студии есть.

  • 3. Найти производство
  • 5. Найти службу доставки
  • 6. Найти службу монтажа

По желанию можно обзавестись образцами материалов и фурнитуры, чтобы наглядно демонстрировать их заказчику. Минус в том, что большинство образцов - платные.

Если в образцы не вкладываться, то создание услуги индивидуального заказа корпусной мебели вообще не потребует никаких финансовых вливаний.

Посудите сами, дизайнеры у дизайн-студии свои, а все остальное можно передать на аутсорсинг. Есть заказчик - схема заработала. Нет заказчика - никаких убытков дизайн-студия не несёт.

Выгодно и заказчику - он не переплачивает, выгодно и владельцу дизайн-студии - дополнительная статья доходов, выгодно и сотруднику дизайн-студии - дополнительный заработок.

Давайте более подробно остановимся на каждом пункте стратегии.

1. Найти технолога-конструктора

Почему именно с этого шага дизайн-студии следует начать организовывать бизнес по изготовлению мебели под заказ? Для этого необходимо вспомнить этапы работы над заказом.

Так как дизайнеры у дизайн-студии есть изначально, то проблемы с идеей или с эскизом изделия нет. Но уже следующие этапы требуют либо консультирования с технологом, либо его прямого участия.

Если же рассматривать вопрос исключительно в рамках организации, в рамках создания услуги индивидуального заказа, то определиться с материалами и фурнитурой, определиться с производством, не имея за плечами опыта в мебельном бизнесе достаточно сложно. Необходим человек, который в этих вопросах разбирается лучше. Технолог-конструктор как раз и поможет найти производство, поможет узнать его возможности и, как следствие, определиться с ассортиментом.

Где найти технолога-конструктора? В других мебельных салонах, по объявлению, на мебельных форумах в Интернете.

Кстати следует изначально определиться, будет ли технолог-конструктор в штате дизайн-студии, будет ли это человек со стороны или вы выберете конструкторское бюро. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

  • Вариант 1 - конструктор в штате дизайн студии. Недостатки варианта: требуется время на поиск, без опыта в мебели нет критериев оценки и отбора кандидатов, плохо контролируется деятельность, затраты на зарплату и налоги, необходимо оборудованное рабочее место, затраты на компьютер и оргтехнику, затраты на лицензионное программное обеспечение (мебельная конструкторская программа), затраты на курсы и тренинги по повышению квалификации.
  • Вариант 2 - сдельная оплата услуги технолога со стороны (технолог в свое свободное от основной работы время прорабатывает заказы дизайн-студии). В этом варианте значительно снижаются затраты, так как у технолога уже есть основное место работы. Но заказы со стороны для него являются дополнительным заработком, а не основным. Поэтому приоритеты он будет расставлять соответствующие. При динамично растущих продажах (или просто в их пик) высока вероятность, что он не справится с такой нагрузкой.
  • Вариант 3 - передать на аутсорсинг в мебельную компанию. Вариант лишен всех вышеназванных минусов. Но в то же время, любой расчет или проектирование необходимо оплачивать. Если в первом варианте можно бесконечно загружать сотрудника предварительными расчетами и технолог будет делать их условно бесплатно, то при сотрудничестве с мебельным конструкторским бюро это уже будет считаться оказанием услуги. Которая, естественно, должна быть оплачена.

Еще одним из минусов третьего варианта организации бизнеса по изготовлению мебели под заказ является привязанность к территории. На данный момент услуга проектирования мебели оказывается партнерам, территориально расположенным в Минске и вблизи него. Эту территорию обслуживает фирменное производство, с которым техническая часть отработана идеально. Если партнером компании становится дизайн-студия из другого региона, то требуется время на поиск производства и на убеждение производства принять стандарты нашего конструкторского бюро.

Кстати, если это пособие читают руководители производств, и у вас есть желание стать фирменным производством в своем регионе, то выходите на связь. Даже если на проект не выходили дизайнеры из вашего региона, то сам факт вашего появления может стать сигналом к началу развития проекта в вашем регионе.

2. Определиться с ассортиментом, материалами и фурнитурой

По опыту можно сказать, что многие дизайнеры по интерьеру разбираются в материалах и фурнитуре ничуть не хуже сотрудников мебельных салонов. Для чего о технологе надо позаботиться заранее организовывая бизнес по изготовлению мебели под заказ?

Выбор материалов и фурнитуры неразрывно связан с выбором производства. Ну, какой смысл делать ставку на то, чего не сможет сделать ни одно производство в округе? А технолог-конструктор - это тот человек, который и должен разобраться в потенциале производства, в выборе фурнитуры.

Помимо сугубо технических моментов, руководителю дизайн-студии придется задуматься, мебель какого уровня предлагать. Это в свою очередь тоже повлияет на выбор материалов и фурнитуры.

При работе над задачами данного этапа потребуется информация, какие материалы и фурнитура завозятся в ваш регион. С одной стороны, можно сделать ставку на некий эксклюзив, на то, чего еще нет у конкурентов, и возить его самостоятельно. Но практика показывает, что большинство компаний рано или поздно переходит на местное предложение. Элементарно проще. Исключение - компании, изначально позиционирующие себя как с эксклюзивным предложением. Для них, наоборот, местные поставщики из потенциальных партнеров превращаются в дополнительных конкурентов.

3. Найти производство

На сегодняшний день этот вопрос достаточно сложный. Специфика становления белорусского, да и российского мебельного бизнеса такова, что производства были вынуждены создавать свои дилерские сети (т.е. по сути брать на свои плечи продажи), либо они создавались под нужды торговой сети (продажи в салонах задавали направление производству). Найти самостоятельное производство, ориентированное на работу с различными партнерами (сторонними организациями), достаточно сложно.

Где и как искать производство? Выйти на производство можно по объявлениям, информации в СМИ, через Интернет, через налоговую инспекцию, через предпринимательские организации и союзы, через другие салоны, и т.д.

Производство - основной партнер в индивидуальном заказе мебели. От уровня взаимодействия будет зависеть весь успех предоставления бизнеса - услуги индивидуального заказа. Поэтому к выбору производства надо подойти максимально ответственно и не единожды его посетить, прежде чем сказать: "да, мы работаем с вами".

4. Определиться с ценовой политикой

После выбора производства и пробных расчетов изделий того ассортимента, что вы заранее определили во втором пункте, у вас на руках появляются цифры - сколько будет стоить то или иное изделие после выхода с производства. Теперь стоит задача решить, по какой цене вы будете предлагать изделия заказчику, по какой схеме вести расчет окончательной стоимости.

Важный момент организации бизнеса по изготовлению мебели под заказ - не забывайте, на вашу цену еще накинется стоимость доставки и монтажа.

5. Найти службу доставки

По этому пункту, как правило, никаких проблем не возникает. Услугу грузоперевозок оказывают даже в самых маленьких городах.

6. Найти службу монтажа

Это не менее важно, чем найти технолога и производство. Если технолог-конструктор несет огромный груз ответственности за создание чертежей, производство - за изготовление, то ответственность на монтаже кухонной мебели ничуть не меньше. Точно так же - одна ошибка и весь заказ может пойти насмарку.

В связи с этим вопрос монтажа может встать очень остро. Потребуются опытные и высококвалифицированные монтажники, умеющие не только держать инструмент, но и думать над сложными заказами.

В больших городах услуга монтажа предлагается многими компаниями. Работают, как правило, за процент от стоимости изделия.

На что следует обратить внимание? На опыт - поговорите, разговорите людей, узнайте какие сложные заказы им попадались, в каких сложных ситуациях они оказывались. Собирать отверткой может и ребенок. А вот подпиливать и встраивать в ниши, сращивать камень, устанавливать хитрые механизмы и т.п. - это могут не все. Вернее, не у всех была возможность этому научиться.

Можно, конечно, рискнуть и дать набраться опыта на своих заказчиках. Но лучше сразу обращаться к профессионалам.

В маленьких городах выбор компаний, оказывающих услугу сборки, не так велик. Бывают ситуации, что таковых даже и нет. В этом случае придётся либо возить специалистов из соседних городов, либо сотрудничать с местными "на все руки" мастерами.

7. Протестировать схему работы над заказом

После того, как все кусочки выстроятся в четкую схему, ее обязательно надо протестировать. Причем лучше потратить собственные деньги и протестировать правильность организации вами бизнеса по изготовлению мебели под заказ, прогнав не виртуальный проект, а какое-нибудь реальное изделие. Себе домой, в студию, родственникам - неважно кому и куда. Главное - чтобы это не был заказ постороннему человеку, чтобы поиск слабых мест в схеме никого не отпугнул.

Слабые места не должны выясняться при работе с заказчиком. Иначе на первых же заказах заработается такая репутация, исправлять которую придется очень долго и хлопотно.