Значение и происхождение имени анастасия. Портал "дивное дивеево"

23 марта (10 марта по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 5-й седмицы Великого поста . Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение - невареная постная пища без растительного масла (небольшие послабления в посте допускаются, однако воцерковленным людям важно согласовывать их со своим духовником). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память преподобной Анастасии Патрикии и еще множества православных святых. Далее коротко расскажем о самых известных из них.

Преподобная Анастасия Патрикия . Среди угодниц Божиих первых столетий от Рождества Христова есть несколько святых Анастасий, а потому иногда верующие люди их отождествляют. В частности, преподобномученицу Анастасию Римляныню (также именуемую Анастасией Солунской) , чья память совершается 11 и 12 ноября по новому стилю, и преподобную Анастасию Патрикию , чье празднование приходится на сегодняшний день.

В отличие от святой Анастасии Римляныни, Житие преподобной Анастасии Патрикии пришлось на начало расцвета христианства в Ромейском царстве (Византийской империи) - период правления благочестивого императора Юстиниана , царствовавшего в 527-565 годах от Рождества Христова. Будущая святая старица была из знатного константинопольского рода, но рано овдовела, а потому приняла решение посвятить жизнь Богу.

Сам император Юстиниан, также овдовев, решил взять в жены святую Анастасию, но она твердо решила оставить мир, а потому была вынуждена скрыться из Константинополя. Вот как об этом рассказывает Житие преподобной:

Анастасия немедленно направилась в далекий скит к авве Даниилу за помощью. Чтобы спасти праведницу, старец облек ее в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасием-евнухом. Поселив ее в одной из самых отдаленных пещер, отец Даниил дал ей молитвенное правило и повелел никогда не выходить из пещеры и никого у себя не принимать. Только один инок знал это место: он имел послушание раз в неделю приносить к пещере небольшой хлеб и кувшин воды, оставляя их у входа. В таком строгом затворе преподобная Анастасия прожила двадцать восемь лет. Все считали, что в пещере подвизается евнух Анастасий..."

Господь открыл святой старице время ее кончины, она написала об этом авве Даниилу, который лично пришел к пещере преподобной Анастасии, приготовив все для ее христианского погребения. Старец исповедовал святую, причастил Святых Христовых Таин и испросил у нее благословения. После этого преподобная мирно отошла ко Господу со словами: "Господи, в руки Твои предаю дух мой". Это произошло около 567-568 годов от Рождества Христова. В 1200 году честные останки святой Анастасии были перенесены в Константинополь и положены для поклонения близ храма Святой Софии.

Память мученика Кодрата Коринфского и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих . День раннехристианских мучеников, пострадавших за верность Христу и Его Церкви в середине III века в последний год антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова.

Мученик Кодрат с присными. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Павел Таганрогский . Русский святой XIX столетия , праведный старец, скрывавший свое дворянское происхождение, долго странствовавший по святым обителям, а в конце жизни поселившийся в Таганроге. Как свидетельствует жизнеописание старца:

"Он принимал к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц и держал их очень строго, приучая к посту, молитве, ежедневно ходил в церковь и выстаивал там все церковные службы. Очень многие знали его, часто посещали и приносили ему пожертвования..."

Святой старец отошел ко Господу на 87-м году земной жизни в марте 1879 года .

Преподобный Павел Таганрогский. Фото: brooklyn-church.org

Мученики Кодрат Никомидийский, Саторин, Руфин и прочие . Эти раннехристианские святые III столетия , как и мученик Кодрат Коринфский с присными, пострадали в годы антихристианских гонений императора-язычника Декия, а также его преемника - нечестивого Валериана, царствовавшего в Римской империи в 253-259 годах от Рождества Христова.

Священномученик Димитрий Легейдо, пресвитер . Православный священник, святой страдалец советских времен из многотысячного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской, принявший мученический венец в кровавом 1938 году .

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

Во времена императора Юстиниана I Великого, который правил с 527 по 565 гг. после Р.Х., проживала в Константинополе женщина по имени Анастасия, дочь богатых и благородных родителей, отличавшаяся глубоким благочестием. Будучи первой патрицианкой при царском дворе, сохраняла она в сердце своем страх Божий и жила согласно Божьим заповедям. Она обладала выдающимся добронравием и кротостью, так что все радовались ее добродетели, и, в первую очередь, сам император.

Но сеющий плевелы дьявол, имеющий привычку поселять всегда зависть и клевету среди людей, а также не дающий покоя и мира добродетельным людям, навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду, возбудив против святой ненависть царицы. Услышав о том от одного расположенного к ней человека и будучи исполненной Божественного разумения, воистину смиренная во Господе блаженная Анастасия, собравшись с мыслями, рассуждала так сама с собою: “Анастасия! Непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Таким образом, и царицу избавишь от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуешь Царство Небесное!”

Поразмысливши таким образом, преподобная тайно наняла корабль и, забрав часть принадлежавшего ей золота, все же прочее оставив, никем незамеченная отплыла в Александрию. Там, в местечке под названием Пемпто (Пятое), создала она монастырь, в котором тихо проживала, занимаясь рукоделием, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. По сей день на том месте сохранился этот монастырь, и называют его “Монастырь Патрикии”.

По прошествии нескольких лет, в 548 году, умерла царица Феодора, и император, вспомнив о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, чтобы отыскать ее. Проведавши о том, агница Божия Анастасия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облек ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием евнухом, отвел в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру и затворил ее там. Преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей самой никуда не выходить из пещеры и никому не дозволять приходить к себе. Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть все это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться.

Там эта непоколебимая мужественная душа безвыходно, никем невидимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило. Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или устно пересказать, или передать письменно труды и добродетели святой Анастасии, совершаемые и приобретенные в одиночестве через Бога в течение двадцати восьми лет в пещере? Кто может понять слезы, стенания, рыдания, бодрствование, пение, молитвы, чтение, стояние, коленопреклонение, пост, недостаток в необходимом? А больше всего бесовские нападения и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти и всяческих иных мирских наслаждениях? И это та женщина, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями… Столь доблестно подвизаясь, святая Анастасия Патрикия соделалась сосудом Святого Духа.

Блаженная имела благословение предвидеть заранее свое отшествие к Богу. Тогда она написала на черепице старцу Даниилу следующее: “Честный отче! Захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо – евнуха Анастасия”. Написавши это, Анастасия положила черепицу у пещеры пред дверями. Старец, узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику: “Брат, поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри вход в пещеру. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам”. Действительно, ученик быстро пошел и вскоре принес черепок. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши все необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха, одержимого горячкою. Авва Даниил, припавши на грудь евнуха, плакал, говоря: “Блажен ты брат Анастасий, потому что непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство! Помолись о нас Господу”. Тогда преподобная ответила: “Честный старец, в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах”. На что старец ответил: “Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе”. Тогда Анастасия, севши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря: “Благослови сего – моего ученика, а твое чадо”. Преподобная сразу благословила ученика такими словами: “Боже отцов моих, предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, знающий мои шаги в сей пещере и лишения ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому как почил дух Илии на Елисее!”

Тогда Блаженная перевела взгляд на Старца и сказала: “Отче, Господа ради не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола”. Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, святая сказала: “Отче, осени меня знамением Христовым и помолись обо мне”. После сего Анастасия взглянула на восток, и лицо ее просияло, как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала: “Господи, в руки Твои предаю дух мой”, – и с этими словами скончалась.

Авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, после чего старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику: “Чадо! Одень брата в сие одеяние поверх его одежды”. В это время брат, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев. Но ничего не сказал он старцу. Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу: “Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий был женщиной?” И старец ответил: “Конечно, знал, сын мой, и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием евнухом, чтобы не было подозрения и чтобы никто о ней не узнал, и повсюду не распространилась бы о ней молва. Император Юстиниан искал ее по всем странам и, в особенности, в сей местности. Но вот, по благодати Божией, она была сокрыта у нас, и он не смог найти ее”.

Затем старец подробно рассказал ученику все о житие святой Анастасии Патрикии.

Георгий М. Пападимитропулос, Богослов-филолог, “С нашими Святыми”, март, изд. Апостолики Диакония, стр. 66-71

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Заказать икону святого

Житие

Преподобная Анастасия жила в Константинополе и происходила из аристократической семьи. Благочестивая патрицианка была для многих образцом добродетели и пользовалась большим уважением императора Юстиниана (527 - 565). Рано овдовев, Анастасия решила уйти из мира и спасать свою душу вдали от столичной суеты. Она тайно покинула Константинополь и отправилась в Александрию. Недалеко от города она основала небольшой монастырь и целиком посвятила себя Богу.

Через несколько лет император Юстиниан овдовел и решил разыскать Анастасию, чтобы жениться на ней. Узнав об этом, блаженная Анастасия немедленно направилась в далекий скит к авве Даниилу (память 18 марта) за помощью. Чтобы спасти Анастасию, старец облек ее в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасием-евнухом. Поселив ее в одной из самых отдаленных пещер, старец дал ей молитвенное правило и повелел никогда не выходить из пещеры и никого у себя не принимать. Только один инок знал это место: он имел послушание раз в неделю приносить к пещере небольшой хлеб и кувшин воды, оставляя их у входа. В таком строгом затворе преподобная Анастасия прожила двадцать восемь лет. Все считали, что в пещере подвизается евнух Анастасий.

Господь открыл блаженной день ее кончины. Узнав о близкой смерти, она написала об этом авве Даниилу несколько слов на черепке и положила его у входа в пещеру. Старец вскоре пришел и принес все необходимое для ее погребения. Он нашел святую подвижницу уже при смерти, исповедал и причастил Святых Таин. По просьбе аввы блаженная Анастасия благословила его и сопровождавшего его инока. Со словами: "Господи, в руки Твои предаю дух мой", - святая тихо скончалась (+ ок. 567 - 568).

Когда была готова могила, старец дал ученику свою рясу и велел одеть усопшего брата. Одевая рясу, инок понял, что перед ним женщина, однако не посмел ничего сказать. Когда же, похоронив преподобную, они возвращались в свою обитель, ученик спросил авву, знал ли он, что мнимый брат - женщина, и старец поведал молодому монаху историю святой Анастасии. Позднее рассказ старца был записан и получил широкую известность.

Мощи преподобной Анастасии в 1200 году были перенесены в Константинополь и положены недалеко от храма Святой Софии.

Житие преподобной Анастасии Патрикии

Пре-по-доб-ная Ана-ста-сия жи-ла в Кон-стан-ти-но-по-ле и про-ис-хо-ди-ла из ари-сто-кра-ти-че-ской се-мьи. Бла-го-че-сти-вая пат-ри-ци-ан-ка бы-ла для мно-гих об-раз-цом доб-ро-де-те-ли и поль-зо-ва-лась боль-шим ува-же-ни-ем им-пе-ра-то-ра Юс-ти-ни-а-на (527-565). Ра-но ов-до-вев, Ана-ста-сия ре-ши-ла уй-ти из ми-ра и спа-сать свою ду-шу вда-ли от сто-лич-ной су-е-ты. Она тай-но по-ки-ну-ла Кон-стан-ти-но-поль и от-пра-ви-лась в Алек-сан-дрию. Неда-ле-ко от го-ро-да она ос-но-ва-ла неболь-шой мо-на-стырь и це-ли-ком по-свя-ти-ла се-бя Бо-гу.

Через несколь-ко лет им-пе-ра-тор Юс-ти-ни-ан ов-до-вел и ре-шил разыс-кать Ана-ста-сию, чтобы же-нить-ся на ней. Узнав об этом, бла-жен-ная Ана-ста-сия немед-лен-но на-пра-ви-лась в да-ле-кий скит к ав-ве Да-ни-и-лу (па-мять 18 мар-та) за по-мо-щью. Чтобы спа-сти Ана-ста-сию, ста-рец об-лек ее в муж-скую мо-на-ше-скую одеж-ду и на-звал Ана-ста-си-ем-ев-ну-хом. По-се-лив ее в од-ной из са-мых от-да-лен-ных пе-щер, ста-рец дал ей мо-лит-вен-ное пра-ви-ло и по-ве-лел ни-ко-гда не вы-хо-дить из пе-ще-ры и ни-ко-го у се-бя не при-ни-мать. Толь-ко один инок знал это ме-сто: он имел по-слу-ша-ние раз в неде-лю при-но-сить к пе-ще-ре неболь-шой хлеб и кув-шин во-ды, остав-ляя их у вхо-да. В та-ком стро-гом за-тво-ре пре-по-доб-ная Ана-ста-сия про-жи-ла два-дцать во-семь лет. Все счи-та-ли, что в пе-ще-ре под-ви-за-ет-ся ев-нух Ана-ста-сий.

Гос-подь от-крыл бла-жен-ной день ее кон-чи-ны. Узнав о близ-кой смер-ти, она на-пи-са-ла об этом ав-ве Да-ни-и-лу несколь-ко слов на че-реп-ке и по-ло-жи-ла его у вхо-да в пе-ще-ру. Ста-рец вско-ре при-шел и при-нес все необ-хо-ди-мое для ее по-гре-бе-ния. Он на-шел свя-тую по-движ-ни-цу уже при смер-ти, ис-по-ве-дал и при-ча-стил Свя-тых Та-ин. По прось-бе ав-вы бла-жен-ная Ана-ста-сия бла-го-сло-ви-ла его и со-про-вож-дав-ше-го его ино-ка. Со сло-ва-ми: "Гос-по-ди, в ру-ки Твои пре-даю дух мой", - свя-тая ти-хо скон-ча-лась († ок. 567-568).

Ко-гда бы-ла го-то-ва мо-ги-ла, ста-рец дал уче-ни-ку свою ря-су и ве-лел одеть усоп-ше-го бра-та. Оде-вая ря-су, инок по-нял, что пе-ред ним жен-щи-на, од-на-ко не по-смел ни-че-го ска-зать. Ко-гда же, по-хо-ро-нив пре-по-доб-ную, они воз-вра-ща-лись в свою оби-тель, уче-ник спро-сил ав-ву, знал ли он, что мни-мый брат - жен-щи-на, и ста-рец по-ве-дал мо-ло-до-му мо-на-ху ис-то-рию свя-той Ана-ста-сии. Позд-нее рас-сказ стар-ца был за-пи-сан и по-лу-чил ши-ро-кую из-вест-ность.

Мо-щи пре-по-доб-ной Ана-ста-сии в 1200 го-ду бы-ли пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль и по-ло-же-ны неда-ле-ко от хра-ма Свя-той Со-фии.

См.: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: свт. Фила-ре-та Чер-ни-гов-ско-го.

Преподобная Анастасия жила в Константинополе и происходила из аристократической семьи. Благочестивая патрицианка была для многих образцом добродетели и пользовалась большим уважением императора Юстиниана (527–565). Рано овдовев, Анастасия решила уйти из мира и спасать свою душу вдали от столичной суеты. Она тайно покинула Константинополь и отправилась в Александрию. Недалеко от города она основала небольшой монастырь и целиком посвятила себя Богу.

Через несколько лет император Юстиниан овдовел и решил разыскать Анастасию, чтобы жениться на ней. Узнав об этом, блаженная Анастасия немедленно направилась в далекий скит к авве Даниилу (память 18 марта) за помощью. Чтобы спасти Анастасию, старец облек ее в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасием-евнухом. Поселив ее в одной из самых отдаленных пещер, старец дал ей молитвенное правило и повелел никогда не выходить из пещеры и никого у себя не принимать. Только один инок знал это место: он имел послушание раз в неделю приносить к пещере небольшой хлеб и кувшин воды, оставляя их у входа. В таком строгом затворе преподобная Анастасия прожила двадцать восемь лет. Все считали, что в пещере подвизается евнух Анастасий.

Господь открыл блаженной день ее кончины. Узнав о близкой смерти, она написала об этом авве Даниилу несколько слов на черепке и положила его у входа в пещеру. Старец вскоре пришел и принес все необходимое для ее погребения. Он нашел святую подвижницу уже при смерти, исповедал и причастил Святых Таин. По просьбе аввы блаженная Анастасия благословила его и сопровождавшего его инока. Со словами: "Господи, в руки Твои предаю дух мой", – святая тихо скончалась († ок. 567–568).

Когда была готова могила, старец дал ученику свою рясу и велел одеть усопшего брата. Одевая рясу, инок понял, что перед ним женщина, однако не посмел ничего сказать. Когда же, похоронив преподобную, они возвращались в свою обитель, ученик спросил авву, знал ли он, что мнимый брат – женщина, и старец поведал молодому монаху историю святой Анастасии. Позднее рассказ старца был записан и получил широкую известность.

Мощи преподобной Анастасии в 1200 году были перенесены в Константинополь и положены недалеко от храма Святой Софии.

См. также: "Память преподобной матери нашей Анастасии, переименованной Анастасием скопцом " в изложении свт. Димитрия Ростовского.