Зачем нам конституция и нужно ли ее менять. Зачем нужна конституция и почему ее называют основным законом страны? Что является конституцией

Депутат Госдумы Евгений Федоров организовал рабочую группу, которая в данный момент занимается сбором различных предложений и проектов по редактированию Конституции страны.

По утверждениям экспертов, действующая Конституция 1993-го года уже не позволяет России найти решения для ряда ключевых проблем и, более того, серьезно ограничивает развитие страны. Поэтому специалисты указывают на тот факт, что в настоящий момент назрела необходимость, как минимум, внесения существенных изменений в Конституцию, как максимум - принятия принципиально нового документа.

Дело в том, что многие вопросы в России не решаются в качественном плане в силу конституционных ограничений для решения этих проблем. Например, предусмотренная конституцией независимость Центрального банка и его отказ от поддержки национальной экономики - в отличие от Центральных банков других стран - приводит к очень большим потерям российского бюджета и экономики, - пояснил Life News единоросс Федоров.

При этом парламентарий подчеркнул, что это лишь один из многих примеров тех проблем, которые остаются нерешенными из-за несовременности конституции.

Есть, конечно, и более глобальные проблемы, например, действующая сейчас Конституция не предусматривает стратегического управления страной. Да и сама политическая система, политические понятия, закрепленные в этом законе, противоречат историческим и культурным особенностям страны, - уверен Федоров.

В данный момент на рассмотрении группы, в состав которой, помимо парламентариев, вошли социологи, политологи, юристы и прочие эксперты, представлен один полный проект новой Конституции России. Его автором стал Степан Сулакшин, генеральный директор Центра проблемного анализа и депутат первых двух созывов нижней палаты парламента.

Новый документ состоит из 240 статей, в то время как действующая Конституция содержит "всего" 137 пунктов. Изменениям в новой версии Главного закона подвергнутся почти все статьи: так или иначе понятия, сдержащиеся в них, будут уточнены и проработаны более подробно, чтобы не носить, как подчеркивает Сулакшин, "сугубо декларативную функцию".

При этом Федоров подчеркивает, что, хотя он готов рассмотреть Конституцию Сулакшина, как наиболее систематизированное из представленных предложений, скорее всего, ее текст будет существенно изменен.

После просмотра всех предложений и изменений, в том числе, после исследования Конституции Сулакшина, мы вместе с экспертами напишем один проработанный до мелочей документ, но это долгая работа, - рассказал Life News Федоров.

По его словам, новый Главный закон страны может быть принят уже в ближайшие 3-4 года послеактивной

Работы по его разработке, к которому в скором времени подключатся и остальные депутаты Госдумы.

Интересно, что один из самых известных оппозиционеров, депутат от фракции "Справедливая Россия" Дмитрий Гудков, в принципе, поддержал инициативу единоросса, хотя и с некоторыми оговорками.

Конституцию нужно менять, но количество страниц не является показателем качества, потому что можно внести поправки, которые наделят президента дополнительными полномочиями в ущерб парламенту или судебной системе, - считает Гудков-младший. - Я бы предложил переписать Конституцию, существенно ограничив полномочия президента, передав большую их часть в парламент. Я сторонник парламентской республики, но нужно прописать хотя бы смешанную модель.

В целом все предложения эсера по изменению Конституции связаны с наделением парламента большим количеством функций и с изменением порядка выбора представителей власти и госчиновников.

Нам нужна конституция с четко прописанным механизмом разделения властей: независимую судебную, сильную парламентскую. И вообще необходимо прописать модель парламентской демократии в нашей стране. Однозначно сократить сроки полномочий и парламента, и президента: сделать как было, по 4 года, - продолжает рассуждать справедливоросс. - Я бы частично прописал процедуру выборности судей. Добавил бы полномочий парламентариям, точнее более подробно бы их прописал, а то нынешние нормы трактуют как хотят.

В свою очередь, представители фракции КПРФ не удивились стремлению "Единой России" внести измнения в главный закон страны. Коммунисты, хотя и признают в тот факт, что действующая Конституция не идеальна, считают, что партия власти пытается изменить ее в угоду своим интересам.

В идеале

они вообще бы вернули 6-ю статью, в которой бы закрепили то, что именно "Единая Россия" является направляющей силой для государства, - считает зампредседателя комитета Госдумы по конституционному строительству Вадим Соловьев. - Действующая Конституция для нынешнего режима - кость в горле.

Коммунист уверен, что "Единая Россия" идет по пути изменения Главного закона страны, чтобы утвердить свою власть и для того, чтобы принимаемые этой партией ужесточающие законы не входили в противоречие с Конституцией.

Все законопроекты ЕР направлены на ужесточение: это и закон о митингах, и закон о клевете, и другие. И они действительно иногда противоречат Конституции, что недопустимо. Поэтому партия власти инициирует "ползучий конституционный переворот", - считает Соловьев.

В свою очередь, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов уверен, что конституция, как рамочный документ государства, должна быть краткой и понятной.

В ней не должны быть подробно прописаны статьи, потому что этим непосредственно занимаются «подконституционные» акты – уголовный, административный и другие кодексы, а также отдельные законопроекты, - пояснил свою позицию политолог. - Смысл конституции в том, что она должна быть базовой и очень простой, минимально изменяемой, она обеспечивает единое правовое поле.

Эксперт отметил, что конкретика в главном законе страны и так есть, в ней четко прописано количество субъектов РФ, функционал органов власти и другие основополагающие пункты.

Собирать политологов и экспертов, чтобы переделать конституцию, с учетом того, что действующий президент не стал ее изменять в свое время, это попытка укрепить позиции действующего депутата, - заявил Абзалов.

Современный мир невозможно представить без государств, имеющих территориальную принадлежность. Большинство стран обладают независимостью, то есть имеют суверенитет. Одним из обязательных атрибутов суверенитета государства, является собственная конституция, в которой он собственно декларативно закрепляется. Но это лишь начало, ибо конституция это фактически, свод основных законов национального образования. В ней, как правило, обозначаются все основные права и свободы граждан страны.

И если уж существует конституция, значит можно говорить о существовании правового государства, где формально существуют иные законы и подзаконные акты, конкретизирующие положения конституции. Те, в свою очередь, регулируют основные правоотношения между гражданами и государством в лице его органов, а так же отношения между собой и хозяйствующими субъектами (предприятиями, фирмами, компаниями и другими), в различных областях человеческой деятельности. Важнейшей частью конституции является установления статуса государства и норм отношения к внешней политики.

Законодательство призванное регулировать подобные отношения принято называть отраслями права. Например, во многих цивилизованных станах существуют законы, регулирующие трудовые отношения между работниками и работодателями. В Росси такие отношения регулируется отраслью называемой, «Трудовое право». И таких отраслей может быть множество: Уголовное, Гражданское, Земельное и т.д. Еще более подробно права и обязанности могут устанавливаться в подзаконных актах (Постановлениях, указах, правилах и т.д.).

Многие люди задаются вопросом, так для чего же нужна это конституция, когда есть вполне конкретные своды законов в той или иной отрасли права. Конституция это основополагающий нормативный акт, содержащий и провозглашающий права и свободы, людей населяющее это государство. Они носят лишь декларативный характер, то есть в ней не объясняется, как и где эти права и свободы будут реализованы. Для этого существуют нижестоящие законы. Их принято делить на: конституционные, федеральные и региональные нормативные акты. При этом четко должна прослеживаться иерархия. Ни один из нижестоящих законов не должен противоречить предыдущему и главному закону - Конституции. Именно поэтому Конституцию большинства стран принято называть основным законом страны.

Она принимается законодательным органом государства, чаще всего путем референдума, где за нее голосуют все граждане станы. С точки зрения светского государства, старейшей конституцией можно назвать конституцию США. В РФ новая конституция была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года.


Мы привыкли не задумываться над такими понятиями как близкая родня, люди которые приходятся для нас родными. В большинстве случаев таковыми являются такие люди, общение с...

Нет, я не за то, чтобы менять конституцию. Я за стабильность. Но ведь всё рано или поздно меняется, когда-нибудь сменится и конституция (если, конечно, раньше всё не изменится настолько, что не будет уже нникаких конституций). И к этому времени все возможные варианты должны быть взвешены и обсуждены. А ведь никто не знает, когда это время придет, может быть, очень скоро. Это не должно застать нас врасплох.

Самое главное, я думаю, в новой конституции должно быть строго регламентировано использование армии и других органов насилия. А то есть законы о чрезвычайном положении - как его вводить, какие ограничения прав оно влечет; есть международные законы о том, как объявлять войну и как ее вести; но всё это ничего не стоит, потому что нет законов, запрещающих стрелять, когда ни война, ни чрезвычайное положение не объявлены.

Возможно, Россия станет монархией? Лично я против. Пусть президент носит шапку Мономаха или корону, украшенную громадными фианитами, пусть будут свирепые законы об оскорблении величества, но вмешиваться в государственные дела президент должен как можно меньше. Конечно, никакая конституция не может предотвратить превращение собственной его величества канцелярии из органа для закупки бумаги, карандашей и чернил в орган, реально управляющий страной; но надо хотя бы постараться защититься от этого: бюджет канцелярии утверждается парламентом, а все сотрудники подведомствены правительству. Президент назначает членов президентского совета - консультативного органа из наиболее уважаемых людей - и больше никого.

Единственная функция президента (кроме декоративных) - принимать решение, когда члены парламента не могут договориться, а решение нужно обязательно. Президент утверждает законы и назначения высших чиновников, осуществляемые парламентом, причем квалифицированное большинство легко преодолевает президентское вето; но если парламент забуксовал (и только в этом случае), президент может предложить ему кандидатуру, а в крайнем случае даже назначить и.о. Но все указы президента могут быть отменены парламентом (наверное, только квалифицированным большинством).

Еще одна функция президента - поддержание мира: он может и должен выступать посредником в любых конфликтах внутри государства и международных, и не бояться при этом демонстрацией смирения унизить корону.

Вице-президент в строго оговоренных случаях замещает президента, а в остальное время наблюдает за соблюдением прав человека: раз уж мы привыкли в затруднительных случаях жаловаться начальству, то вот он - высший начальник, которому можно пожаловаться. Кандидат, проигравший президентские выборы, но обогнавший всех остальных проигравших кандитатов, становится вторым вице-президентом, с теми же правами кроме права замещать президента.

Для выборов в парламент кроме знакомых нам списков и одномандатных округов возможны менее знакомые промежуточные варианты: многомандатные округа (как было в первый Совет Федерации), региональные списки (к которым постепенно приближается Дума), а также Германский вариант, когда в одномандадтном округе может не пройти кандидат, собравший в нем наибольшее число голосов, т.к. общее число депутатов от партии должно соответствовать общему числу поданных за нее голосов (тут возможно два подварианта: либо учитывать голоса за всех ее кандидатов, либо, как в Германии, голоса за партию подаются отдельно, так что человек может проголосовать не обязательно за кандидата партии, за которую он проголосовал). Возможны и многоступенчатые выборы, как в СССР до 1936 г.: в местный совет выбирали людей, которых избиратели знали лично по работе (выборы шли по предприятиям - это пытались возродить в 1989 г.), в областной совет выбирали депутаты местных советов, выбирали товарищей лично им знакомых по работе в местном совете, а депутаты областного совета так же выбирали в верховный (называвшийся тогда ЦИКом); причем выборы совета высшего уровня происходили на съезде депутатов предыдущего уровня. Мне почему-то кажется, что смешанная система, когда разные члены одного и того же органа выбираются разными способами, - самая неудачная. Я думаю, что в верхней палате должно быть немного депутатов, человек сорок, и тогда выбирать их вполне можно по спискам: при таком количестве обезличивания не будет, все кандидаты будут узнаваемы в лицо. Верхняя палата осуществляет персональные назначения (премьер-министра, верховного главнокомандующего и др.) и утверждает законы, разработанные нижней, с этим сорок человек справятся. А нижняя палата, разрабатывающая законы и бюджет, могла бы состоять из представителей парламентов субъектов федерации (ничего, что обычно в федеративных государствах бывает наоборот). Конечно, выборы по одномандатным округам (в т.ч. президентские) должны проводиться в два тура; в редких случаях может понадобиться и третий тур, потому что во второй должны проходить не обязательно два кандидата, а такое их минимальное число, чтобы суммарное количество поданных за них голосов превышало 50%.

На каждых выборах избиратели не только избирают депутатов и т.п. на будущее, но и ставят оценку избранным в прошлый раз.

Референдумы объявляются для решения спорных вопросов; например, если парламент не может преодолеть вето президента, то он может обратиться к народу (решение которого имеет наивысшую силу).

Прошедший век стал веком демократии и ясно показал опасности популизма. Предлагаются разные способы уменьшения этого эффекта: многоступенчатые выборы, пожизненное избрание (или назначение) на некоторые должности, образовательный ценз для допуска до некоторых выборов, возможность легально продавать и покупать голоса (кто-то даже предложил таксу: 500 руб. за отказ от голосования, 2 тыс. руб. за дополнительный голос, 20 тыс. руб. за второй дополнительный голос, 200 тыс. руб. за третий и т.д.). Возможно избрание палаты налогоплательщиков, утверждающей бюджет, при выборах которой вес избирателя пропорционален уплаченным им налогам. А члены сената, назначающего и смещающего федеральных судей, а также имеющего право экспертизы законопроектов, могут избираться пожизненно, причем список кандидатов фильтруется верхней палатой парламента.

И конечно, максимум власти местным органам (назовите их хоть советами, хоть земствами). Не подчинение органов низшего уровня высшим, а как раз наоборот!

Рецензии

Когда читал, у меня сложилось такое впечатление, что больше всего Вы боитесь, как бы власть не попала в одни руки.

Увы, власть при любом строе всегда сосредоточена в одних руках. Все коллегиальные органы работают по одному принципу - никому не нужна ответственность, никто не желает разбираться в возникшей проблеме, все ждут того трудолюбивого осла, который взвалит на себя весь груз. При этом, депутаты рады прогуливать заседания, спать в комиссиях, важно раздувать щёки и голосовать.

Кого назначить премьер-министром, Иванова, Петрова, или Сидорова? Разумеется, того, кто лучше справится! А кто лучше справится? Вот тут надо засучить рукава, собрать сведенься о трёх кандидатах, расспросить людей илчно их знающих, посмотреть их дипломы, оценки, посоветоваться с грамотным психологом. Лично протестировать их. Это всё труд. Кто выполнит эту работу?

Допустим, мы с вами - депутаты праламента. Допустим, вы уже провели эту работу. Теперь, зачем мне снова её проводить, если Вы уже её провели и пришли к выводу, что лучший из кандидатов - Иванов. Я проснусь и проголосую за Иванова. Так же сделают все, кроме иностранных агентов влияния и лоббистов. Результат - Вы, де факто, становитесь правителем - вожаком стада. Хотя ни в какой конституции такая должность не предусмотрена. В следующий раз, все снова станут ждать от вас решения.

Если Вам не нравится название "Вожак", давайте назовём это вождь, неформальный лидер, шэф, фюрер. Как говаривал Наполеон: "Короли были всегда, только в каждую эпоху назывались по-своему".

Человек таков. Во время охоты каждый ждёт, что вожак скажет, кому в засаду, кому в загонщики, кому заходить справа, кому слева. Это и есть координация совместных усилий, то есть власть. Не делится она ни на двоих, ни на троих. Она, как натуральное число. И никакая конституция этого исправить не может.

Давайте представим себе на жизненном перекрёстке трёх добрых молодцев. Разум исследовал ситуацию и доложил им:

"Навлево пойдёшь - коня потеряешь,
направо пойдёшь - честь потеряешь,
прямо пойдёшь - убитым будешь".

И вот мы увидим, что каждый выбрал свою дорогу.

Первый сказал: "Помирать мне не охота, за лошадь деньги плачены, а честь - пустой звук. Пойду направо.

Другой почесал затылок и сказал: "Помирать мне рано, честь терять - срам, пожертвую конём. Ничего, и пешком дойду как-нибудь".

Третий скажет: "Честь свою никому пятнать не позволю. Коняжку своего в обиду не дам. А смерть? Всем смертям не бывать, а одной не миновать. Ещё посмотрим кто кого!"

Все трое - люди. У всех есть инстинкт самосохранения, а выбор сделали разный. Почему. Это зависит от двух факторов:

1. Врождённые свойства данной личности. Гены вечно тусуются. Природа постоянно создаёт разные модели человека. Один быстрый и шустрый, второй медлительный, прежде, чем что-либо сделать, всё тщательно обдумывает. Один смелый, другой - осторожный. Один жадный, другой легкомысленно-щедрый. Природа так поступает потому, что неизвестно, какая программа спасёт человека. Иногда надо действовать быстро, иногда - умно, иногда - храбро, иногда - осторожо. Посмотрите на братьев. У каждого из них свои особенности, хотя воспитывались в одной семье.

2. Воспитание. Оно тоже влияет на характер и будущий выбор человека.

Теперь вернёмся к инстинкту стада. Он зависит от выбора. Выбор зависит от генетики и от среды.

Насчёт генетики - вся надежда на доктора Морро. Остаётся только ждать, когда он создаст новых зверолюдей, более совершенных, чем мы.

Теперь - воспитание. А воспитатели кто? А воспитатели это мы, со всеми вытекающими последствиями...

Чем тут поможет конституция, если сам принцип объединения людей имеет такую структуру? Выбросьте в тайгу группу незнакомых людей, и мигом один из них станет вожаком, а остальные стаей. Такие стаи возникают везде - в бизнесе, в парламенте, в художественном фонде, в уличной подворотне...

Конституцию конечно надо постепенно совершенствовать, но надо чётко понимать, что она может, а чего не может.

Возможна ли жизнь государства без закона, который будет для него основным? Что будут делать граждане страны в различных ситуациях, и будет ли сама страна, если власть в ней не регулируется?

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества.

Зачем она нужна?

Это нормативно-правовой акт. То есть, с помощью его определяются высшие органы государства и порядок их формирования, регулируются взаимоотношения различных инстанций и положение гражданина по отношению к власти. Для чего, собственно, она и используется.

Специалисты в области права подразделяют конституции на Писаные и Неписаные. Под термином «Писаные» подразумевается свод конституционных законов или единый нормативно-правовой акт. «Неписаные» — законы, содержащиеся в основном, в конституционных обычаях.

История возникновения

От других законов конституция отличается тем, что только она закрепляет государственный строй, обладает высшей юридической силой, относительно стабильна, является базой для современного законодательства.

Читайте далее:

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме отдельные акты императорской власти, которыми учреждались новые порядки, именовались конституциями. Однако современное значение этому термину стали придавать лишь в период возникновения буржуазных государств, когда с помощью конституции учреждались буржуазные порядки в той или иной стране. Первой писаной конституцией (т. с. представляющей единый основной закон с внутренней структурой, которому должны были соответствовать все другие правовые акты в стране) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции 1791 г. и Конституция Польши 1791 г. В настоящее время конституция — не только правовой акт. В ее содержании присутствуют ориентиры справедливости для всего общества.

В то же время конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность; формальная определенность; многократность применения ее норм к общественным отношениям определенного вида; защищенность принудительной силой государства.

Конституция обладает и особыми юридическими свойствами , отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.

Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула , т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.

В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.

Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).