Основные административные права и обязанности граждан. Административные права и обязанности

Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия в реализации прав граждан или воздерживаться от создания препятствий для реализации этих прав.

Виды прав и обязанностей. Права и обязанности могут быть классифицированы по разным основаниям. По связанности с конституционным статусом, по степени возможности реализации прав и свобод (абсолютные и относительные), по характеру (политические, социально-экономические, личные).

По связанности с конституционным статусом права и обязанности можно разделить на следующие группы:

- конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления) - право на труд, отдых, на образование, свобода передвижения, выбор места жительства и др.;

- вытекающие из Конституции , но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти (право на информацию, на участие в государственном управлении, на государственную службу, на обращения в органы государства и др.);

Права, предусмотренные непосредственно нормами административного права и не связанные непосредственно с конституционным статусом (права лица, привлекаемого к ответственности, право на изменение записи в актах гражданского состояния и т.п.).

Права можно классифицировать по иным критериям: по отраслям, по степени связанности органа исполнительной власти при осуществлении права граждан (имеет или не имеет орган свободы усмотрения – например, Д.Н. Бахрах называет права абсолютными и относительными).

Бахрах Д.Н. выделяет шесть степеней связанности гражданина при реализации прав и свобод:

Полная свобода;

Свобода, связанная с обязанностью уведомления;

Свобода, связанная с обязанностью регистрироваться;

Свобода, связанная обязанностью получить разрешение;

Ограниченная дискреционными полномочиями органа;

Полная несвобода.

Обязанности граждан по административному праву могут быть классифицированы по таким же основаниям.

Основные права граждан по административному праву:

- Право граждан на участие в управлении (ст. 32 Конституции РФ) – например, право участвовать в работе органов непосредственно и опосредованно, через представителей.

Право на проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, уличных шествий) регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данным правом обладают граждане России. Организатором демонстраций, шествий и пикетирования могут быть граждане с18 лет, митингов и собраний – с 16 лет. Организаторами могут быть также объединения граждан (группа граждан, партии, общественные и религиозные объединения, отделения и структурные подразделения). В соответствии с принципами правового государства основные конституционные права граждан должны осуществляться не в разрешительном, а в уведомительном порядке. Однако имеется ряд требований для реализации данного права. Например, при проведении мероприятий должен соблюдаться общественный порядок. Письменное уведомление подается в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть запрещено:

Если не было подано заявление (уведомление) о его проведении;

Если нарушен порядок его проведения;

Если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;

Если нарушен общественный порядок.

Право граждан на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции РФ. Это право может быть ограничено в отношении лиц, совершивших правонарушение. До судебного решения гражданин может быть задержан на срок до 48 час. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. это положение распространяется и на административное задержание. Применение мер административного принуждения детально урегулировано в КоАП РФ, т.к. ограничение прав граждан в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено федеральным законом.

Право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства закрепляет ст. 27 Конституции РФ (вместо прописки в РФ введен институт регистрации по месту жительства или пребывания).

Право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц предусмотрено ст. 53 Конституции РФ.

Ст. 16 ГК РФ содержит общие положения об имущественной ответственности публичных субъектов.

Конституция Российской Федерации в статье 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц1. Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организации, их должностных лиц. Права граждан в сфере государственного управления делятся:

  • 1) в зависимости от механизма их реализации: - абсолютные - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.; - относительные - права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.;
  • 2) в зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения: - общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц; - специальные права -- это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики -- каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • 3) по своему содержанию права делятся на три вида: - право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.; - право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести: право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.; -- право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций. Во взаимодействии с управленческими структурами, гражданами России реализуются, прежде всего, следующие права:
  • 1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей1 (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • 2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов2 (ст. 30 Конституции РФ).
  • 3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование3 (ст. 31 Конституции РФ). Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»1.
  • 4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления2 (ст. 33 Конституции РФ).
  • 5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов3 (статья 22 Конституции РФ). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.
  • 6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения4 (ст. 25 Конституции РФ).
  • 7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения5(ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.
  • 8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом6 (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.
  • 9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц1 (ст. 53 Конституции РФ). Вред, причиненный гражданину незаконными действиями государственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством.

Имея права, граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности. Административно-правовые обязанности граждан Российской Федерации подразделяются на два вида: 1) абсолютные -- возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.); 2) относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля -- платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

Обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем: -- платить законно установленные налоги и сборы2 (ст. 57 Конституции РФ); -- сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам3 (ст. 58 Конституции РФ); -- защищать Отечество2 (ст. 59 Конституции РФ); -- не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию3 (ст. 34 Конституция РФ); -- соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации4 (ст. 15 Конституции Российской Федерации). Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в основном законе -- Конституции Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера.

В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. ^

Лекция 18. Административно-правовой статус граждан

Цель лекции: определение административно-правового положения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

План лекции

3. Административно-правовые гарантии прав граждан.

4. Право граждан на административную жалобу.

5. Право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов государственного управления и должностных лиц.

1. Основы административно-правового статуса граждан. Административно-правовой статус граждан Российской Феде­рации устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в фор­мировании и, особенно в реализации составляющих данный ста­тус прав и обязанностей значительна такжероль органов испол­нительной власти и местного самоуправления. В пределах пре­доставленной компетенции они:

а)издают правовые акты , влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б)организуют исполнение законов , имеющих непосредствен­ное отношение к административно-правовому положению граж­дан;

в)помогают, содействуют гражданам в реализации их конк­ретных субъективных прав, например, в вопросах социальной за­щиты;

г)осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязаннос­ти, установленные в общем виде конституциями, отдельными за­конодательными актами.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетен­ции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.

Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Правительством РФ.

Нормы административного права, определяющие администра­тивно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, поря­док решения органами исполнительной власти и местного само­управления многих индивидуальных дел, устанавливают отдель­ные гарантии их прав и обязанностей.

Административно-правовой статус граждан Российской Феде­рации в своей основе является одинаковым, получающим, одна­ко, свою конкретизацию применительно к их отдельным группам, отражающую различия в объеме их прав и обязанностей, обус­ловленные возрастом, состоянием здоровья, фактической реали­зацией их субъективных прав и другими факторами. Чаще всего эти различия предусматриваются текущим законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, иногда отража­ющими наступление фактических обстоятельств.

С учетом этого в специальной литературе по административ­ному праву выделяют различные виды административно-право­вого положения граждан РФ. Представляется более соответству­ющим логике действующего законодательства выделение общего, специального, индивидуального административно-правового поло­жения граждан РФ.

Общее - равное для всех граждан РФ,специальное - ха­рактерное для определенных групп граждан РФ, наделенных до­полнительно специальными правами и обязанностями (пенсионе­ры, инвалиды, студенты государственных вузов и т.д.),индиви­дуальное - присущее лишь данному конкретному гражданину, персонально наделенному теми или иными правами в данном кон­кретном случае, административно-правовое положение. Разуме­ется, что специальное и индивидуальное правовое положение гражданина могут совмещаться с общим, а индивидуальное мо­жет также дополнять и специальное правовое положение. Специ­альное и индивидуальное правовое положение приобретается не­редко на основании специальных правовых норм и в порядке ре­ализации субъективного права или обязанности (в случае оформ­ления выхода на пенсию и т. д.), на основании иных юридических факторов, например, достижения возраста, необходимого для при­зыва в Вооруженные Силы РФ).

Структура административно-правового положения граждани­на РФ включает: а) его административную правосубъектность; б) систему его прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нор­мами административного права; в) их политические и социально-экономические гарантии; г) организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ, а также исполнение ими возложен­ных на них нормами административного права обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяет­ся, прежде всего,объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспо­собность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина пони­мается признаваемая за ним законом возможность быть субъек­том административного права, иметь права и обязанности адми­нистративно-правового характера. Она возникает с момента рож­дения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и со­держание названной правоспособности устанавливаются и изме­няются при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Кон­ституцией РФ изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов РФ, регламентирующие те или иные стороны ад­министративно-правового положения граждан в целом и в отдель­ных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в обла­сти защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» .

Административная пра­воспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:

а) с системой исполнительной власти;

б) с системой местного самоуправления;

в) с государственными предприятиями, учреждениями и орга­низациями;

г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, орга­низациями и их представителями, правда, в достаточно ограни­ченных случаях. Например, при участии в осуществлении обще­ственного контроля.

Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми ак­тами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста.

Согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Однако момент возникновения ад­министративной дееспособности остается неопределенным. В раз­личных сферах частичная дееспособность может возникать до до­стижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административ­ных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; опре­деленные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исклю­чения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется.

2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются, прежде всего, следующие права, свободы и обязанности граждан:

1. Право гражданучаствовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкреп­ляется их правом избирать и быть избранными в органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления. В резуль­тате гражданин может стать соучастником либо непосредствен­ным субъектом управленческой деятельности. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.

2. Право гражданна объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Админи­стративная правосубъектность общественных объединений, в част­ности, их взаимоотношения с гражданами, а также с органами го­сударственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах.

3. Право гражданпроводить собрания, митинги, демонстра­ции, шествия и пикетирование, т.е. публичное мероприятие (ак­цию).

4. Право гражданобращаться лично, а также направлять ин­дивидуальные и коллективные обращения в государственные ор­ганы и органы местного самоуправления.

5. Право гражданна свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допус­кается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Основания и порядок применения административного задер­жания, а также ареста урегулированы, в основном, законодатель­ством об административных правонарушениях. По общему правилу, срок административного задержания не должен превышать три часа, а в исключительных случаях - не более 48 часов (ст. 27.5 КоАП РФ).

Что касается личной неприкосновенности, то право на нее ог­раничивается в случаях, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, могут быть применены физическое насилие и иные меры принуж­дения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о при­менении наказания.

6.Неприкосновенность жилища означает, что никто не впра­ве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

7. Правона передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выби­рать место пребывания и жительства.

Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с ре­жимом паспортной системы и регистрации. Они предусмотрены Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» .

Этим Законом вместо прописки, существовавшей до его при­нятия, введена регистрация граждан Российской Федерации и ус­тановлены основы порядка ее осуществления.

В настоящее время ограничения указанного права в пределах РФ допускаются в основном в соответствии с этим Законом. Проце­дуры и организационный механизм, связанные с обеспечением ис­полнения этого Закона, определены Правилами регистрации и сня­тия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвер­жденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

8. Право каждогосвободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию любым законным спо­собом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным за­коном.

Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» , Феде­ральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, инфор­матизации и защите информации» , а также отдельными указа­ми Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.

9. Право гражданна возмещение государством вреда, причи­ненного незаконными действиями (или бездействием) органов го­сударственной власти или их должностных лиц, закреплено и ст. 53 Конституции РФ. Гражданский кодекс РФ предусматрива­ет право граждан на возмещение вреда, причиненного также орга­нами местного самоуправления и их должностными лицами.

3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Гарантиями прав, свобод и обязанностей гражданина признается система политических, социально-экономических, правовых и организационных условий их осуществления, а также защиты и восстановления нарушенных прав и свобод гражданина.

Политические и социально-экономические условия выступают в качестве гаранта прав, свобод и обязанностей граждан в слу­чаях их правового обеспечения.

Под политическими гарантиями обычно понимают признание источником власти народа, его возможность осуществления своей власти непосредственно, а также через органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления. Юридическая воз­можность граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Экономические гарантии - материальные условия осуществления прав, свобод и исполнения обязанностей граждан. В настоящее время их также нельзя безоговорочно назвать благопри­ятными. Резкое расслоение общества на сверхбогатых, составля­ющих его меньшинство, и на большинство бедных, имеющих до­ходы ниже прожиточного минимума. Сокращение численности на­селения, наличие безработицы, неудовлетворительное в целом состояние здоровья населения, недоступность для многих услуг здравоохранения, детская неграмотность, фактическая ликвида­ция бесплатного здравоохранения и образования - это далеко не полный перечень социально-экономических явлений, не позво­ляющих многим гражданам страны реализовать предусмотренные нормативными правовыми актами свои права и обязанности.

Юридические гарантии - система правовых норм, закрепля­ющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, мер их охраны и защиты в случае их нарушения. Они включают в себя нормы, прямо направленные на реализацию прав и свобод граждан от их нарушений. Гарантии данной группы усиливаются тем, что соответствующие нормы содержат Конституция РФ, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов РФ и, следовательно, не должны нарушаться подзаконными актами.

Юридические гарантии, безусловно, необходимы, без них не­возможно само правовое положение. Однако изначально они далеко не достаточны для фактической реализации гражданином своих прав, свобод и обязанностей, образующих содержание его административно-правового положения. Их действенность во мно­гом зависит от организационных гарантий , которые, в свою очередь, имеют правовое закрепление и выражение. Организационные гарантии - система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите.

Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволи­ла многим авторам объединить их в группу организационно-правовых гарантий.

В общем видеорганизационно-правовые гарантии можно под­разделить на два вида:судебные и внесудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуще­ствления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конститу­цией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется су­дебная защита его прав и свобод.

К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы гражданина, выпол­нение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на ук­репление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Законодательство последователь­но расширяет возможности судебного обжалования их правовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совер­шены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.). Спе­цифическим образом защищаются права и свободы граждан Конституционным Судом РФ при разрешении: а) подведомственных ему дел о конституционности нормативных правовых актов, которые часто затрагивают различные права и свободы граждан; б) конкретных дел, связанных с защитой конституционных прав и свобод граждан.

К внесудебным гарантиям относится повседневная деятель­ность других государственных органов, органов местного самоуправления, направленная на обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан и их, в необходимых случаях, защиту и восстановление, осуществляемые в соответствии со спецификой функций и компетенцией этих органов. Это приоритетные направления их деятельности, определенные нормативными правовыми актами.

Всемерная защита прав и свобод граждан - важнейшая обя­занность Президента РФ. Президент РФ выступает их гарантом как глава государства. В этом статусе Президент РФ обладает разнообразными полномочиями, которые он осуществляет непосред­ственно либо через Администрацию Президента РФ, а также че­рез систему исполнительной власти.

Представительные (законодательные) органы путем издания законов обеспечивают развитие системы прав, свобод и обязан­ностей граждан, устанавливают социально-экономические и правовые условия их осуществления, регламентируют характер взаимоотношений между гражданами и исполнительной властью.

4. Право граждан на административную жалобу. Общий порядок административного обжалования регламен­тируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан» .

Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Запре­щается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или долж­ностного лица, на действия которых подана жалоба.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреж­дение, организация или должностное лицо, действие которых об­жалуется.

Получив жалобу, органы и должностные лица обязаны: вни­мательно разбираться в их существе и принимать меры дляихобъективного разрешения; принимать обоснованные решения по жалобам и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по жалобам, а в случаях их отклоне­ния указывать мотивы; систематически анализировать и обобщать жалобы с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.

Жалобы должны разрешаться в срок до одного месяца со дня поступления в органы, на предприятие и т. д., обязанные разре­шить вопрос по существу.

5. Право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов государственного управления и должностных лиц. Судебная защита прав и свобод граждан гарантирована Кон­ституцией РФ, согласно которой решения и действия (или без­действие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).

Общий судебный порядок обжалования до введения (с 1 фев­раля 2003 г.) нового ГПК РФ определялся ФЗ об обжаловании и отдельными статьями ГПК РСФСР.

ГПК РФ в его регулирование внес существенные изменения. В ГПК РФ конституционный термин «обжалование» (п. 2 ст. 46 Конституции РФ) подменен неравнозначным по смыслу термином «оспаривание», а в рамках дел, возникающих из публичных пра­воотношений, выделяются производства по делам, связанным с:

а) обжалованием нормативного пра­вового акта;

б) обжалованием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муници­пальных служащих.

Этот порядок установлен применительно к рассмотрению соответствующих дел в судах общей юрисдикции и не распространяется на случаи специального судебного обжа­лования, предусмотренные как самим ГПК, так и другими зако­нодательными актами.

Граждане вправе обжаловать в суд лишь нормативные пра­вовые акты, которые затрагивают их права, свободы и законные интересы. Заявление гражданина, отвечающее установленным тре­бованиям, подлежит рассмотрению судом в течение месяца со дня его подачи. Его подача не приостанавливает действие обжалуе­мого нормативного правового акта. Суд, признав обжалуемый акт не противоречащим закону, выносит решение об отказе в удов­летворении жалобы; в случае противоречия оспариваемого акта закону признает нормативный правовой акт не действующим пол­ностью или в части со дня его принятия или иного указанного су­дом времени. При этом решение суда не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Решения и действия (бездействие) органа государственной вла­сти, органа местного самоуправления, должностного лица, нару­шившие права и свободы гражданина, он может в альтернатив­ном порядке обжаловать непосредственно в суд или в вышестоя­щий орган государственной власти, орган местного самоуправле­ния, должностному лицу, государственному или муниципально­му служащему. Обжалование в административном порядке не препятствует обжалованию гражданином того же решения или действия (бездействия) в суд. Заявление может быть подано граж­данином по подсудности в суд по месту его жительства или по месту нахождения соответствующего органа, должностного лица, решение или действие (бездействие) которого обжалуются.

6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. В РФ правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством РФ, осно­ванным на Конституции РФ, и, кроме того, международными до­говорами Российской Федерации.

Административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства имеет общую нормативную основу, одна­ко отражающую отдельные особенности, относящиеся к лицам без гражданства.

Система нормативных правовых актов, регулирующих адми­нистративно-правовое положение указанных субъектов, включа­ет в себя: а) федеральные законы: от 25 июля 2002 г. «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ; от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ; от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Фе­дерации» и др.; б) указы Президента РФ, не про­тиворечащие федеральным законам, могут издаваться по всем воп­росам, относящимся к его компетенции; в) постановления Прави­тельства РФ могут приниматься по вопросам порядка выдачи раз­решений на временное проживание иностранцам, выдачи вида на жительство, порядка приглашения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности и т.д. Например, поста­новлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждены По­ложение о выдаче иностранным гражданам и лицам без граждан­ства разрешения на временное проживание , Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жи­тельство; г) нормативно-правовые акты иных федеральных орга­нов исполнительной власти, принятые в порядке исполнения за­конов, указов Президента РФ и постановлений Правительства (например, Положение о миграционной карте, утвержденное при­казом руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти от 11 ноября 2002 г.).

Административно-правовые нормы, содержащиеся в многочис­ленных правовых актах, направлены на обеспечение нормальных взаимоотношений Российского государства с мигрантами, а так­же национальной безопасности нашего общества.

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О правовом положении иностранных граждан РФ» и иными федеральными законами.

Кроме исключений, вытекающих из федерального законодательства, международных договоров РФ, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.

Как и граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т. д.

Иностранные граждане не имеют пра­ва избирать и быть избранными в федеральные органы исполни­тельной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъек­тов РФ. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного са­моуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно про­живающие на территории муниципального образования, облада­ют при осуществлении местного самоуправления правами в соот­ветствии с международными договорами РФ и федеральными за­конами.

Иностранный гражданин, как правило, не имеет права находиться на государственной и муниципальной службе.

Ино­странный гражданин не может замещать должности в составе эки­пажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в со­ответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торго­вого мореплавания РФ ; быть членом экипажа военного корабля РФ, другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, ле­тательного аппарата государственной или экспериментальной ави­ации; командиром воздушного судна гражданской авиации.

Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции народов России.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы права граждан в области государственного управления?
  2. Охарактеризовать порядок подачи и рассмотрения административной жалобы.
  3. Выявить особенности судебного обжалования незаконных действий органов исполнительной власти.
  4. Какие права имеют иностранные граждане в сфере государственного управления?

Литература

  1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2000.
  2. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для ВУЗов. М.: НОРМА, 2000. Бельский К. С. О системе административного права //Государство и право. 1998. № 3. С. 5-11.
  3. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998.Костылев А. К.
  4. Государственное управление: Основы теории и организации: Учеб­ник / Под ред. В. А. Козбаненко. М.: Статут, 2000.


Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ. // «Российская газета», № 63-64, 02.04.1998.

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1. // «Российская газета», № 152, 10.08.1993.

Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». // «Российская газета», N 144, 27.07.1995.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

2) гражданство;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;

ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

5.2. Принципы административно-правового статуса граждан

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

5.3. Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как:

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;

Двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

К принципам гражданства относят: равенство независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве.

Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

5.4. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

5.5. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

5.6. Административная ответственность граждан

Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.

Административная деликтоспособность гражданина – способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.

Условия административной деликтоспособности гражданина:

1) достижение установленного законом возраста (16 лет);

2) вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

5.7. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

Уровнем экономического развития общества;

Признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;

Запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;

Обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;

Поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

Уровнем политической стабильности в обществе;

Эффективностью деятельности органов государственной власти;

Созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

Социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;

Наличием многопартийности;

Наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;

Поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

Уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;

Состоянием социальных норм в обществе, их качеством;

Уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

1) нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;

2) ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) наличие юридических процедур;

4) право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;

5) право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;

6) контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;

7) прокурорский надзор;

8) обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение – обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление – обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба – обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство – письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Административные права и обязанности граждан чрезвычайно разнообразны. Они возникают в самых различных сферах общественных отношений: в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в области образования, здравоохранения и социальной защиты, на государственной и муниципальной службе, при подаче любых обращений в органы публичной администрации, при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в случаях привлечения к административной ответственности и т.д.

Неисчислимое множество административных прав и обязанностей сложно поддается систематизации. Дать их исчерпывающую классификацию и тем более полный перечень не представляется возможным.

В данном параграфе мы остановимся только на основных административных правах и обязанностях граждан, многие из которых вытекают из положений Конституции РФ.

Административные права граждан можно с определенной долей условности распределить по трем большим группам.

Права граждан на участие в государственном управлении. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Этот комплекс прав граждан обеспечивает их правовое воздействие на органы публичной администрации.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Федеральным законом, конституцией (уставом) и законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

Личное участие граждан в государственном управлении обеспечивается также их правом на равный доступ к государственной службе. В частности, на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет (но не старше 65 лет), владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Личное участие в государственном управлении может осуществляться путем публичного выражения своего мнения. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" *(118) устанавливает, что публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Непосредственное управление граждан делами государства может осуществляться в форме референдума. Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" *(119) референдум Российской Федерации - это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Опосредованное участие в государственном управлении осуществляется посредством выборов. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" *(120) гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления.

Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Права граждан при получении гарантированной государством помощи и содействия от органов и учреждений. Данный блок прав граждан обеспечивает благополучие граждан за счет активных действий и решений органов публичной администрации.

Граждане имеют право своевременно и полностью получать пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" *(121) обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Пенсионное обеспечение осуществляется путем выплаты гражданам трудовых пенсий или пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Граждане имеют право на выбор места работы, в частности, путем бесплатного посредничества органов службы занятости. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" *(122) гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" *(123) цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Граждане Российской Федерации имеют право на обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса.

Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" *(124) не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях, предоставляется бесплатно. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Права граждан на защиту. Комплекс прав граждан на защиту обеспечивает правомерные активные действия граждан по сохранению и защите своих прав интересов в отношениях с органами публичной администрации и их должностными лицами.

В числе прав граждан на защиту следует указать:

право на административную жалобу;

право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

право на необходимую оборону;

право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.

Административные обязанности граждан не менее многочисленны. Все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.

Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях. На владельцев транспортных средств распространяется военно-транспортная обязанность.

Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях - получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг. Граждане-предприниматели обязаны в установленных законом случаях и объеме предоставлять информацию и документы о своей деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления, допускать должностных лиц для осуществления государственного контроля (надзора) и т.д.