НГС.Бизнес - Деловой интернет-журнал

Все чаще автомобилисты встречают припаркованные на обочине гражданские автомобили с установленными в них приборами фиксаций нарушений. Давайте разберемся в легальности данных систем и правилах установки.

Камеры фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения

На основании Административного регламента МВД РФ при контроле за дорожным движением могут использоватся стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях, а также передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.

Камеры видеофиксации должны быть хорошо видны с дороги и не должны быть спрятаны за препятствиями (в кустах, за столбами, за автомобилями и так далее). В приказе МВД РФ №185 от 2009 года - "работа ГИБДД должна быть открытой и прозрачной". В обратном случае вы можете обжаловать штраф в суде, но для этого тогда необходимо будет позаботиться о доказательной базе (фотографии, данные видеорегистратора, свидетели и так далее).

Что касается вопроса об отсутствии знака 8.23 "Фотовидеофиксация", то здесь ситуация спорная и противоречивая. До сих пор отсутствует единый документ для единых правил фотовидеофиксации. В ГОСТ Р 52289-2004 ("Дорожные знаки") говорится только о стационарных системах фотовидеофиксации и переносные камеры-треноги сюда не относятся. Поэтому документа, на основании которого необходим данный дорожный знак в России пока нет. То есть получается, что при использовании передвижных средств автоматический фотовидеофиксации дорожные знаки и разметка не требуется.

Где нельзя устанавливать камеры фотовидеофиксации?

Переносные камеры-треноги нельзя устанавливать на изгибах дорог и в местах с сильными перепадами высот. Также нет смысла в установке камер фотовидеофиксации на неосвещенных участках трасс в темное время суток, так как использование вспышки в России в камерах фотовидеофиксации запрещено из соображений безопасности, а инфракрасная подсветка способна высветить лишь номерной знак. Установка и эксплуатация треноги должна быть осуществлена на обочине на расстоянии 3 метра от проезжей части, что в большинстве случаев не выполняется в связи с отутствием необходимой ширины обочины.

Гражданский автомобиль с треногой

В автомобиле находится внештатный сотрудник полиции в качестве обычного охранника. Такая мера по охране необходима из-за высокой стоимости треноги. Обязанность сотрудника следить за сохранностью оборудования. Сотрудник не находится при исполнении и не обязан быть в форме.

«Гаишники» любят расставлять так называемые мобильные комплексы фиксации нарушений ПДД на дорогах, в особенности, на загородных шоссе, где водители иногда забывают об осторожности и превышают максимально допустимую на данном участке дороги скорость.

Как это обычно бывает? Стоит на дороге неприметная тренога, метров через 500 за ней - патрульная машина. Камера фиксирует нарушения, наряд оформляет на нарушителей штрафные квитанции. Все по закону. Но с некоторых пор стали замечать автолюбители в российских регионах, что камер на обочинах дорог стало больше. В некоторых случаях они прячутся за отбойниками, в других - за фонарными столбами. А вот автовладелец Андрей из Владимира снял на видео совсем уж экзотический случай…

Что мы видим в снятом им видеоролике? Дорога ровная и чистая, так и хочется полихачить. За кадром остался знак «70» (Ограничение максимальной скорости), но на него ссылается автор видео в своем рассказе. Впереди на обочине стоит неприметный гражданский серый Lada Largus. Казалось бы, ничего странного. Если бы не вспышка вместо «противотуманки» и радар над передним номером. Что за устройство установлено на отечественном автомобиле, сказать трудно. Но это явно не элемент гаражного тюнинга. Тогда что?

По всей видимости, это какой-то комплекс фиксации нарушений ПДД (превышение скорости). Каким образом он оказался на частной машине? Разве выявлением нарушителей и оформлением «писем счастья» занимается не ГИБДД?

И ГИБДД тоже. А вообще, в настоящее время все большее распространение получили… частные камеры видеофиксации нарушений ПДД. А вы разве не знали? Они являются законным вариантом привлечения автовладельцев к ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). При соблюдении правил установки указанных средств контроля выписанное постановление является обязательным для уплаты штрафа (в ряде случаев - для наложения санкции в виде лишения прав).

Как это вообще возможно? А вот так! ГИБДД заключает государственный контракт с региональными управлениями дорожного хозяйства, а также юридическими лицами или частными предпринимателями. Другими словами, дорожную камеру можно вот так просто взять и передать в частные руки, которые используют ее по назначению, а также занимаются ее текущим обслуживанием.

Итак, вы уже поняли, что использовать мобильные комплексы фиксации нарушений ПДД на дороге могут не только сотрудники ГИБДД, но и гражданские лица, заключившие с автоинспекцией соответствующий договор. В нем прописаны ключевые пункты, регламентирующие использование и размещение средств наблюдения на дорогах. Вот они:

Каждый комплекс подлежит проверке и сертификации в соответствии с едиными федеральными правилами;

Частник, обслуживающий частную камеру, должен пройти специальную подготовку;

Размещение частных комплексов фиксации нарушений на трассах осуществляется вне мест расположения стационарных камер видеонаблюдения, а их наличие не обязано обозначаться специальными предупреждающими знаками;

В обязанности частных лиц, эксплуатирующих камеры видеофиксации, входит собственно выявление нарушений, а также распечатка и доставка постановлений о наложении штрафов до конкретных автовладельцев;

Эксплуатация частных камер осуществляется на возмездной основе. Юридические лица и предприниматели получают фиксированную часть от суммы наложенных взысканий.

Если комплекс фиксации нарушений приобретен частной компанией, владелец камеры должен пройти процедуру проверки и сертификации оборудования, после чего может быть оформлен договор на эксплуатацию. Интересная деталь: договор с частником не исключает возможности установки мобильного комплекса видеофиксации на… автотранспортных средствах. Он может быть размещен открыто или скрыто - законодательных ограничений на этот счет нет. Другими словами, «помощник по отлову нарушителей» может разместить камеру в багажнике и вести скрытую запись проезжающих мимо его автомобиля машин.

Вы уже поняли: пришедшее по почте водителю постановление о нарушении ПДД, зафиксированное частным комплексом, обязательно для оплаты. Собственно, автомобилист имеет право опротестовать его по общим правилам - в десятидневный срок. Правда, как вы понимаете сделать это будет крайне затруднительно. Ну хотя бы потому, что мобильная камера в отличие от стационарной не стоит на одном месте. Если вы попробуете проехать по тому же маршруту еще раз, одиноко стоящий на обочине ВАЗ вы уже не увидите. Разве что еще раз сверите положение дорожных знаков и запишете видео на регистратор. Что касается процедуры привлечения к ответственности владельцев частных камер на нарушения правил их эксплуатации и установки, она прописана в договоре.

Кто скажет: «Да вы гоните! Нет никаких частников и быть не может, так как это натуральный произвол!» Тогда смотрите видео, о котором мы рассказали в начале статьи.

Частные камеры видеофиксации нарушений ПДД в настоящее время являются законным вариантом для привлечения автовладельцев к ответственности по нормам КоАП РФ. При соблюдении правил установки указанных средств контроля выписанное постановление будет являться обязательным для уплаты штрафа, а в ряде случаев и для наложения санкции в виде лишения прав.

Средства видеофиксации нарушений на дороге могут передаваться в частные руки на основании государственных контрактов, заключаемых между службой ГИБДД, региональными управлениями дорожного хозяйства и юридическими лицами или частными предпринимателями. Предметом указанных соглашений выступает эксплуатация и текущее обслуживание комплексов видеонаблюдения.

Ключевые нюансы такого использования и размещения средств наблюдения заключаются в следующем:

  1. каждый комплекс подлежит проверке и сертификации в соответствии с едиными федеральными правилами, а обслуживающий персонал частных камер должен пройти специальную подготовку;
  2. размещение частных комплексов на трассах осуществляется вне мест расположения стационарных камер видеонаблюдения, а их наличие не должно обозначаться специальными предупреждающими знаками;
  3. в обязанности частных лиц, эксплуатирующих камеры видеофиксации, входит не только выявление нарушений, но и распечатка и доставка постановлений о наложении штрафов до конкретных автовладельцев;
  4. эксплуатация частных камер осуществляется на возмездной основе, юрлица и предприниматели получают фиксированную часть от суммы наложенных взысканий.

Наиболее распространенным вариантом является использование частных средств видеофиксации на передвижных автотранспортных средствах. В этом случае частный владелец камеры имеет возможность не только фиксировать нарушений, но и предпринять необходимые меры защиты дорогостоящего оборудования от противоправных действий третьих лиц. Указанный мобильный комплекс видеофиксации может размещаться в скрытом или открытом режиме, закон не устанавливает ограничений по этому поводу.

Как правило, указанные комплексы предназначены для выявления нарушений скоростного режима. Комплексы видеофиксации, предназначенные для этих целей, могут приобретаться в рамках госзаказа службой дорожного хозяйства, либо частными компаниями. Во втором случае владелец камеры должен пройти процедуру проверки и сертификации оборудования, после чего может быть оформлен договор на эксплуатацию.

Точность измерения скорости транспортных средств напрямую зависит от позиционирования камеры на местности. Нормативная погрешность частных комплексов составляет около 2 км/ч, что является достаточным показателем по нормам КоАП РФ (как известно, допустимое превышение скоростного режима под действием ограничивающих дорожных знаков составляет до км/ч). При неправильной установке или эксплуатации камеры видеофиксации погрешность может достигать 7 км/ч, что может существенно нарушать интересы автовладельцев.

Оспаривание постановлений , вынесенных по данным частных камер видеофиксации, происходит по общим правилам. Указанный документ должен быть направлен нарушителю, после чего в десятидневный срок может подаваться жалоба в судебный орган. Процедура оспаривания в этом случае крайне затруднительна по следующим основаниям:

  1. в отличие от стационарных комплексов, частные камеры могут менять свое расположение практически ежедневно, что затрудняет доказывание нарушений при их установке на местности;
  2. на законодательном уровне отсутствует официальная методика по проверке углов установки камеры, что дает возможность недобросовестным владельцам комплекса искусственно увеличивать показатель погрешности и повышать количество выявленных нарушений;
  3. сведения о текущем ограничении скорости вводятся в программное обеспечение комплекса вручную, что нередко сопровождается ошибками (доказать несоответствие введенных данных показателю дорожного знака крайне сложно даже для опытных адвокатов).

В постановлении о наложении штрафа указывается местоположение камеры на момент фиксации нарушения. Для оспаривания нарушений ПДД, зафиксированных посредством частных камер, необходимо проехать с видеорегистратором вдоль трассы с установленными дорожными знаками. Только таким способом можно доказать, что расчетный показатель частной камеры видеофиксации не соответствовал разрешенному скоростному режиму дорожного знака. Процедура привлечения к ответственности владельцев частных камер на нарушения правил эксплуатации и установки должна предусматриваться условиями договора.

Один из внештатных работников ГИБДД, следящих за переносными радарами на дорогах, согласился рассказать о деталях своей работы. Пенсионер МВД просил не называть своего имени и не говорить где состоялся этот разговор.

- Как получилось, что вы устроились на такую работу? Довольны делом, которым приходится заниматься?

Я пенсионер МВД, как многие мои товарищи, которые следят за работой радаров. Поэтому, кстати, мы не используем блатное «смотрящие». Мне больше нравится слово «смотритель». Как будто в музее работаем.

Устроился следить за камерами через бывших коллег. На такую работу выгодно брать именно нас, отработавших много лет в милиции. Нам тоже хорошо, потому что работа непыльная. За нее немного платят, но относительно усилий, которые мы затрачиваем, все нормально. Надо только следить за техникой, чтобы все работало и порядок был.

Кто определяет, куда поставить переносной радар? Вы постоянно стоите в одних и тех же местах или меняете место дислокации?

Это делаем не мы. Так говорите, как будто радары - наша собственность, а мы занимаемся бизнесом. Куда поставить радар, решает начальство. Просто хороших мест для них не так много. Под «хорошими» я имею в виду те, где скоростной режим часто нарушают. Получается, что деньги за штрафы капают и люди начинают меньше гонять - аварий тоже получается меньше. Именно поэтому радары почти всегда стоят на выезде из города. По дороге в Юдино, например, или по трассе в сторону Боровых и Лаишево.

Хотя иногда за день меняем место дислокации.

- На радары покушаются?

Пару раз воровали. Один раз на посту задержали парня, в багажнике радар нашли. Потом тест показал, что он пьян был. Говорил, что не помнит, как к нему в машину попала эта штука. Другой случай - прибор метров на 200 в лес унесли и на муравейник зачем-то кинули.

У меня такого не было. То ли везет, то ли я внимательно слежу за радаром. Народ в целом привык к нам, поэтому и внимания меньше. Смирились все с нашим существованием. Да и аппарат ведь объективнее сотрудника ГИБДД. Врать не будет.

- Считаете нормальным, что большинство радаров поставлено так, что с дороги их не видно?

По правилам его не обязательно на треногу ставить. Поэтому правил никаких не нарушаем. Я вот не стараюсь прятать радар. Но посередине дороги он лежать тоже не должен. А вообще, я думаю, ездить по правилам надо, тогда эти вопросы автомобилистов беспокоить не будут.

- Сколько денег можно собрать с одного радара? У вас есть какой-то определенный план?

Мы не считаем штрафы. Я думаю, что 15-20 тысяч с одного радара без проблем может накапать. Можно и больше, если в новом месте поставить, о котором никто не знает.

- Как к вам относятся сотрудники ГИБДД? Вы ведь в какой-то степени отнимаете их хлеб.

Нормально. Это же не моя идея закупать и ставить радары. Тем более что грамотный ДПСник всегда найдет, как поймать на нарушениях водителей. А берут они деньги или нет, меня не волнует. Не наша кухня. Наверное, берут, но, вроде бы, не наглеют - боятся особистов (отдел Собственной безопасности - Прим. авт.).

Алексей Сорокин

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Интересный проект по оснащению камерами подмосковных дорог предложило Министерство государственного управления, IT и связи Московской области. Так, сейчас чиновникам предстоит выбрать инвестора, который вложит средства в развитие инфраструктуры контроля дорожного движения, пишут «Ведомости». Предприниматель, который оснастит дороги Подмосковья стационарными камерами, будет получать комиссию с каждого штрафа, уплаченного нарушителем.

По плану, частная компания должна будет установить не менее 1055 стационарных камер на дорогах Московской области и более 700 камер - на дорогах Подмосковья. Плюс ко всему, необходимо запустить в эксплуатацию еще и 150 передвижных комплексов видеофиксации. При помощи камеры планируется контролировать соблюдение водителями ПДД, включая движение по обочине, выезд на встречную полосу, скорость движения, проезд перекрестков и железнодорожных переездов.

В настоящее время в Московской области работает 226 стационарных камер, фиксирующих за сутки примерно 20000 нарушений правил. ЗА первую половину этого года камеры принесли в бюджет около полумиллиарда рублей. За 12 лет - такова расчетная продолжительность проекта, бюджет может получить сумму в 50 млрд руб. При этом пополнять бюджет можно будет не только посредством штрафов - инвестор, который будет выбран ведомством, станет платить еще и налоги на прибыль и на имущество.

Общая стоимость проекта, по оценкам специалистов, составит около 4,94 млрд рублей, при этом бюджетные средства привлекаться не будут. Инвестор будет возвращать вложенные средства из уже уплаченных штрафов, но максимальная сумма возврата при этом ограничена 233 руб. Остальные средства должны поступать в бюджет Московской области.

Что касается времени, за которое планируется реализовать проект, то разработка ПО и установка аппаратного обеспечения займет не больше года. Срок окупаемости проекта - около 11 лет.

Скорее всего, победит в конкурсе тот участник, который предложит наименьшую долю выплаты со штрафа. При этом инвестор будет максимально мотивирован установить качественное оборудование - ведь от работы комплекса будет напрямую зависеть и получаемая предпринимателем прибыль. Меньше процент распознавания штрафов - меньше доходов.

Уже известно, что участниками конкурса будут интегратор «Ситроникс-КАСУ» (комплексные автоматизированные системы управления), компания «МВС груп» (вместе с головным ООО «Научно производственное предприятие «МВС» она создавала похожую систему в Краснодарском крае) и инвестиционное товарищество «МСК-СИП» (объединение интегратора ООО «МСК-интеграция» и компании «Строй инвест проект»).