Конкурсного производства приостанавливаются начисления процентов. Основания и последствия введения конкурсного производства. Конкурсное производство объявлено: что дальше

Конкурсное производство будет конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства) В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Основанием открытия конкурсного производства будет признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Конкурсное производство вводится сроком на год, кᴏᴛᴏᴩый может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев.

С даты открытия конкурсного производства наступают следующие правовые последствия:

  1. срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  2. прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника,
  3. сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;
  4. совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается только в порядке, установленном законодательством о банкротстве;
  5. прекращается исполнение по исполнительным документам, в т.ч. по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур;
  6. все требования кредитов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
  7. исполнительные документы, исполнение по кᴏᴛᴏᴩым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
  8. снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом должника;
  9. исполнение обязательств должника осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»)

Особенности правового положения конкурсного управляющего

Важно заметить, что одновременно с введением конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кᴏᴛᴏᴩый обладает следующими полномочиями:

  1. полномочия по распоряжению имуществом должника:
  2. принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
  3. привлекать независимого оценщика для оценки имущества должника;
  4. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  5. анализировать финансовое состояние должника;
  6. принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  7. формировать конкурсную массу. Конкурсная масса – все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данной процедуры, за исключением имущества, изъятого из оборота; имущественных прав, связанных с личностью должника; социально значимых объектов;
  8. предъявлять к третьим лицам требования о взыскании дебиторской задолженности;
  9. реализовывать имущество должника.
  10. полномочия, осуществляемы в качестве руководителя должника:
  11. уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
  12. увольнять работников должника
  13. заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;
  14. передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;
  15. полномочия, направленные на установление размера требований кредиторов:
  16. заявлять возражения относительно требований кредиторов, предъявляемых к должнику;
  17. вести реестр требований кредиторов.

Кредиторы, желающие получить удовлетворение ϲʙᴏих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении ϶ᴛᴏго срока реестр требований кредиторов закрывается и конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в прядке очередности, установленной ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Требования, заявленные после закрытия реестра, удовлетворяются исключительно в случае, если у должника осталось имущество после расчетов с кредиторами, чьи требования содержатся в реестре.

Порядок расчетов с кредиторами

Расчеты с кредиторами начинаются с погашения внеочередных обязательств, к каковым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

а) судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о введении процедур банкротства, иных сведений в процессе рассмотрения дела о банкротстве;
б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
е) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, определяется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со статьей 855 ГК РФ.

После удовлетворения текущих требований кредиторов конкурсный управляющий производит выплаты кредиторам согласно очереди , установленной в п. 4 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед кᴏᴛᴏᴩыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ϶ᴛᴏм требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по кᴏᴛᴏᴩым возникли до заключения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего договора залога.

Расчеты с кредиторами согласно указанной очередности осуществляются на базе следующих правил :

  1. требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника;
  2. при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению;
  3. требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований, подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника;
  4. требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. При ϶ᴛᴏм удовлетворение требований кредиторов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих очередей приостанавливается;
  5. требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. К числу погашенных ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также требования кредиторов, кᴏᴛᴏᴩые были отклонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или кᴏᴛᴏᴩые были признаны арбитражным судом необоснованными;
  6. кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда конкурсный управляющий должен представить его в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основания и правовые последствия введения конкурсного производства?
  2. Охарактеризуйте правовое положение конкурсного управляющего.
  3. Что входит в понятие «конкурсная масса»?
  4. В каком порядке производится удовлетворение требований кредиторов?
  5. Как соᴏᴛʜᴏϲᴙтся очереди удовлетворения требований кредиторов, закрепленные в ст. 64 ГК РФ и п. 4 ст. 134 Федерального закона 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»?

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1
(495 ) 649-11-65; (985 ) 763-90-66

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.
Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства.

Указанные проценты банк учитывает в составе внереализационных доходов согласно п. 6 ст. 250 НК РФ.

На основании ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Уплата начисленных в ходе конкурсного производства процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ.

Конкурсный управляющий не погашает проценты, начисленные в ходе конкурсного производства на сумму требований банка.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о создании для целей налогообложения прибыли организаций резерва по сомнительным долгам в отношении процентов, начисленных в ходе конкурсного производства, и сообщает следующее.

На основании п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Кодекса. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.

Пунктом 2.1 ст. 126 данного Федерального закона определено, что на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 данного Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены указанной ст. 126.

Такие проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником. Уплата этих процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке соответствующей очередности.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что указанные суммы признаются процентами и подлежат налоговому учету у конкурсного кредитора на основании п. 6 ст. 250 Кодекса, если конкурсным управляющим не производится погашение процентов, начисленных в ходе конкурсного производства, банк вправе создавать резерв по сомнительным долгам в отношении сумм процентов, не погашенных в срок.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке.

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкрот­стве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руковод­ствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального зако­на от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - За­кон о банкротстве, Закон), если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним допол­нительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований креди­торов.

Для указанных целей под основными требованиями понимаются требо­вания о возврате суммы займа (статья 810 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и 709 ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.

К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа (статья 809 ГК РФ) или за не­правомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки в форме пени (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) и т.п. (далее - проценты) и об уплате неустойки в форме штрафа.

2. Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, об­ратившегося с заявлением о признании должника банкротом (заявителя), взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то на основании абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заяв­ления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом.

Для целей применения абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банк­ротстве под датой подачи заявления понимается дата его поступления в суд, а не дата вынесения судом определения о его принятии.

Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на опреде­ленную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включа­ется только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.

С учетом требований пунктов 1 и 2 статьи 3 и пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве при определении общего размера требований заявителя для це­лей пункта 2 статьи 33 Закона учитывается вся сумма процентов, рассчитанная по указанным правилам; трехмесячной же просрочки не по основному требо­ванию, а по процентам не требуется.

Проценты по требованию, на котором было основано заявление о при­знании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установ­лены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона.

3. Поскольку Закон о банкротстве позволяет предъявлять при банк­ротстве требования, срок исполнения которых по их условиям не наступил (пункт 3 статьи 63 и абзац второй пункта 1 статьи 126), при определении раз­мера такого требования для целей включения его в реестр требований креди­торов надлежит учитывать следующее.

Если на сумму основного требования до наступления срока его испол­нения не начисляются по условиям обязательства проценты, то размер такого требования уменьшается на сумму процентов, исчисляемых за период с даты введения наблюдения до даты наступления согласованного срока исполнения обязательства исходя из учетной ставки банковского процента на дату введе­ния наблюдения.

Кроме того, если будет доказано, что размер основного требования был определен сторонами обязательства фактически с учетом процентов за пользо­вание имевшим место кредитом (в том числе коммерческим кредитом), в част­ности путем увеличения обычной цены аналогичного товара или увеличения суммы векселя по сравнению с выданным путем его приобретения кредитом, то суд вправе уменьшить размер требования исходя из среднего размера став­ки по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдавае­мым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельно­сти в месте нахождения должника на момент введения наблюдения. Такое уменьшение может быть произведено судом и в том случае, если для вида при одновременном фактическом включении процентов по кредиту в размер ос­новного требования стороны обязательства также установили символические по размеру проценты, начисляемые до наступления срока исполнения обяза­тельства.

При включении в реестр требований кредиторов требований по кредит­ному договору, по условиям которого кредит возвращается заемщиком путем ежемесячной уплаты в течение определенного периода фиксированной денеж­ной суммы, в составе которой в первую очередь учитываются проценты за весь указанный в договоре срок пользования кредитом (аннуитетный порядок возврата кредита), если при этом наблюдение было введено до истечения сро­ка возврата кредита, размер непогашенного основного долга пересчитывается исходя из размера процентов, рассчитанных по дату введения наблюдения.

4. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения де­ла о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблю­дения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязатель­ства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основ­ного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты вве­дения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включают­ся в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении коли­чества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при опре­делении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. По смыслу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве при включении в реестр требований кредиторов процентов за неправомерное пользование чу­жими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) их размер определяется ис­ходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.

6. На требования об уплате процентов за пользование чужими денеж­ными средствами (статья 395 ГК РФ) распространяются правила абзаца чет­вертого пункта 2 статьи 4, абзаца второго пункта 3 статьи 12 и пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

7. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве мораторные про­центы, начисляемые в ходе процедур банкротства на основании пункта 2 ста­тьи 81, абзаца четвертого пункта 2 статьи 95 и пункта 2.1 статьи 126 Закона (в том числе за время наблюдения), уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расче­тов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до рас­четов по санкциям.

8. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требо­вания; на проценты по нему они не начисляются.

Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашени­ем требований кредиторов (в том числе в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженно­сти или в ходе внешнего управления согласно плану внешнего управления (аб­зацы второй и третий пункта 1 статьи 57, абзац второй пункта 6 статьи 88, аб­зац второй пункта 6 статьи 119 и абзац второй пункта 2 статьи 120 Закона о банкротстве), то кредиторы не вправе после прекращения производства по де­лу требовать от должника доплаты разницы между мораторными и подлежа­щими уплате по условиям обязательства процентами.

Если утвержденным собранием кредиторов графиком погашения за­долженности в ходе финансового оздоровления или утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных про­центов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях указанных графика или плана кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графи­ком или планом; в качестве иного может быть предусмотрено, в частности, как отсутствие права требовать доплаты таких процентов, так и право требовать доплаты не мораторных, а подлежащих начислению по условиям обязатель­ства процентов.

Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 138 Закона о банкротстве преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.

9. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по осно­ванию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банк­ротстве (в том числе в результате погашения должником всех включенных в реестр требований в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры банкротства третьим лицом в порядке статей 113 или 125 Закона), кредитор вправе предъявить должнику в общеисковом порядке требо­вания о взыскании оставшихся мораторных процентов, которые начислялись за время процедур банкротства по правилам Закона о банкротстве (с учетом приведенных разъяснений).

10. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой проце­дуры банкротства установит, что должник либо аффилированный с ним креди­тор обращались с заявлением о признании должника банкротом, зная об име­ющей место на самом деле платежеспособности должника и преследуя цель необоснованного неправомерного получения должником выгод от введения процедур банкротства (таких как, например, указанное снижение процентной ставки, или приостановление исполнительного производства, или снятие аре­стов), то суд с учетом статьи 10 ГК РФ вправе, если должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредиторов, прекратить производство по делу о банкротстве применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Россий­ской Федерации. В таком случае должник обязан уплатить проценты, подле­жащие начислению по условиям обязательства (а не мораторные проценты), за период процедур банкротства. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу на ином основании (в частно­сти, в силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве), то суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период процедур банкротства подлежащие начислению по условиям обязательства, а не мораторные, проценты.

11. Признать утратившими силу абзацы первый - третий пункта 4 по­становления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве».

12. Разъяснения, данные в пунктах 3 - 5 и 11 настоящего постановле­ния, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования настоящего по­становления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Конкурсное производство – это финальная процедура процесса банкротства организации-должника.

Цель процедуры

Основополагающая цель конкурсного производства несостоятельности – соразмерное удовлетворение кредиторских требований по погашению накопленных долгов. В качестве дополнительных задач данной процедуры можно выделить нацеленность на ликвидацию организации, поиск и аккумулирование в конкурсную массу всего имущества должника-юрлица.

Данный этап дела о несостоятельности может быть введен исключительно по решению суда. Инициирование старта конкурсного производства одобряется судьей, если он решит, что шансы для восстановления платежеспособности компании в ходе реабилитационных процедур отсутствуют (либо они на деле не доказали своей целенаправленной эффективности).

В решении суда об открытии конкурсного производства должны быть информация о признании несостоятельности юрлица-должника, назначении управляющего, сроках процедуры и ее последствиях. Данное решение должно быть обязательно опубликовано в СМИ.

Собрание кредиторов в конкурсном производстве

Важное значение в ходе банкротного производства принадлежит собранию кредиторов. На нем решаются ключевые вопросы относительно компании-должника, которые входят в компетенцию только собрания. В их числе:


  • привлечение к оценке имущества независимых компаний;
  • определение порядка продажи собственности или уступки прав требования;
  • рассмотрение и анализ отчета финуправляющего о ходе процесса или финансовом состоянии должника;
  • внесение ходатайств об устранении управляющего;
  • заключение мирового соглашения между собранием кредиторов и должником;
  • избрание комитета кредиторов;
  • обжалование действий управляющего и решений арбитражного суда.

Отдельные решения могут быть переданы к компетенции избранного комитета кредиторов.

Срок предъявления требований кредиторов в последнем этапе банкротства

Требования кредиторов предъявляются в любое время, пока длится конкурсное производство. Но когда они заявлены до момента закрытия реестра, то такие кредиторы переходят в статус конкурсных и они обладают приоритетом перед кредиторами, не включенными в реестр.

Реестр считается открытым в течение 2-х месяцев после публикации соответствующего сообщения о присвоении юрлицу статуса банкрота. Такая информация передается управляющим в 10-дневный срок после вынесения судом решения о несостоятельности юрлица. Сведения публикуются в официальном печатном (газета «Коммерсант») и/или электронном ресурсе (Федреестр). Указанный двухмесячный срок не подлежит восстановлению даже в судебном порядке.

Срок конкурсного производства

Конкурсное производство длится в общем случае полгода, но по ходатайству участников процесса оно может быть продлено. Максимальный срок пролонгации – 6 месяцев. Решение о продлении принимает только арбитражный суд. Причинами, обусловившими изменение срока процедуры, могут быть розыск имущества, незавершенный процесс его продажи. Период производства также зависит от того, насколько быстро осуществляется опись имущества юрлица.

Следовательно, с учетом продления данный этап не может длиться более 1 года.

Конкурсный управляющий это

На конкурсного управляющего возлагаются функции управления компанией в рассматриваемый период. Он полностью контролирует все вверенное ему имущество должника.

К функционалу и обязанностям управляющего входит опись и оценка имущества (при необходимости привлечение специализированной оценочной компании), охрана имущества. Если должник скрывает имущество или вывел его через сомнительные сделки, то задача конкурсного управляющего оспорить их, разыскать и вернуть собственность в конкурсную массу.

В перечень обязанностей управляющего входит увольнения рабочего персонала и выплаты им всех положенных вознаграждений.

Управляющий контролирует требования и удостоверяет своей подписью решения собрания кредиторов.

После завершения процедуры банкротства управляющий передает в архив все документы должника.

Кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве

Управляющий назначается арбитражем. При этом за собранием кредиторов закрепляется право предложить суду свою кандидатуру управляющего.

Назначенная кандидатура управляющего фиксируется в соответствующем определении суда. Если участники процедуры не согласны с назначением, то они могут обжаловать его.

Смена управляющего в конкурсном производстве

Управляющего можно отстранить по ходатайству собрания кредиторов, но при наличии веской причины. Так, судебная практика показывает, что даже при грубых огрехах в работе поменять управляющего непросто.

Так, нарушения в виде пропуска сроков предоставления отчетности, невыполнения требований кредиторов, затягивания сроков оценки имущества не являются существенными основаниями для его отстранения, если это не привело к убыткам самого должника или его кредиторов.

Конкурсная масса при несостоятельности

Формирование конкурсной массы – одна из важнейших процедур при ликвидации компании. В нее входит все то имущество юрлица, которое принадлежало ему на момент объявления банкротом.

Это могут быть деньги, дебиторская задолженность, недополученное целевое финансирование, долгосрочные инвестиции, доходы от участия в других юрлицах, основные средства, нематериальные активы и пр.

При формировании конкурсной массы обязательно нужно пройти три этапа:

  • инвентаризация имущества;
  • его оценка;
  • исключение объектов, не входящих в нее.

Имущество, которое было изъято из оборота, подлежит передаче собственнику.

Распродажа имущества банкротов

Имущество банкрота распродается в ходе торгов и аукционов. Они проводятся сегодня исключительно на специализированных электронных торговых площадках и участвовать в них может любое физическое или юридическое лицо, у которых есть электронная подпись

Для участия в торгах обязательно нужно внести задаток для подтверждения серьезности намерений. В случае проигрыша он не возвращается.

Перед торгами все имущество оценивается и определяется его рыночная цена. Именно она является стартовой при продаже. Изначально торги банкротства идут на повышение и победителем становится участник, предложивший наибольшую цену.

Если имущество несостоятельных должников так и не удалось реализовать на указанном этапе, изначальная стартовая стоимость еженедельно снижается. Наконец, торги идут на понижение. Если и такая крайняя мера не привела к положительному результату, имущество возвращается должнику.

Акции при конкурсном производстве

При ликвидации компании, которая работала в форме закрытого (ЗАО) или открытого(ОАО) акционерного общества, возникают вопросы, как распорядиться ее акциями. Акции удостоверяют права владельца на участие в управлении компанией.

Акционеры имеют полное право распоряжаться акциями по своему усмотрению: они могут их продать или подарить. Получать на это согласие от других акционеров не требуется. При этом согласно действующему законодательству, никаких ограничений при банкротстве общества на права акционеров не налагаются.

Даже в ходе конкурсного производства акционер вправе продать принадлежащие ему акции. Другой вопрос, что вряд ли найдутся желающие для их приобретения. Ведь выплата дивидендов по акциям в ходе конкурсного производства не производится и права требования собственников компании удовлетворяются в последнюю очередь.

Ходатайство о продлении конкурсного производства

Для продления процедуры управляющий должен обратиться в арбитраж с ходатайством. В нем указываются причины, которые не позволили конкурсному производству уложиться в шестимесячный срок. Например, на то, что не удалось в указанный период полностью сформировать конкурсную массу и произвести расчеты с кредиторами.

К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие изложенные обязательства, а также копию собрания кредиторов (на котором выражено согласие с продлением производства) и отчета управляющего.

Ходатайство о завершении последней процедуры несостоятельности

В том случае, когда все мероприятия конкурсного производства были выполнены, т.е. продано имущество, деньги распределены между кредиторами, дела переданы в архив и выполнены прочие формальности арбитражный управляющий может подать в суд ходатайство о завершении конкурсного производства. В нем указывается просьба о завершении процесса по принудительной ликвидации юрлица-должника.

К ходатайству нужно приложить отчет управляющего, реестр требований; документы, подтверждающие продажу имущества и удовлетворение кредиторских требований.

Образец ходатайства можно запросить в секретариате арбитражного суда.

Порядок удовлетворения требований кредиторов

Требования кредиторов предполагают определенную очередность в их удовлетворении. Закон о несостоятельности содержит указание на три ступени кредиторов. Предусмотренная очередность предполагает, что выплаты каждой последующей очереди производятся только после полного исполнения по обязательствам в рамках - предыдущей.

К кредиторам первой очереди относят физлиц, перед которыми у должника есть ответственность за причинение морального ущерба или вреда жизни и здоровью.

Во вторую очередь происходят выплаты зарплаты, выходных пособий при увольнении, авторских гонораров работникам.

Кредиторы третьей очереди – это конкурсные кредиторы (из реестра) и государственные организации (ФНС), которым сейчас обеспечивается равная защита по обязательным платежам. Затем уже удовлетворяются кредиторские требования, не включенные в реестр.

Последствия введения конкурсного производства

С момента открытия процедуры происходят следующие изменения в работе должника:

  • прекращается начисление штрафов и неустоек;
  • аннулируются все сделки, которые предполагают отчуждение имущества банкрота;
  • сведения о финансово-экономическом положении более не являются коммерческой тайной;
  • полномочия высшего руководства прекращаются;
  • снимается арест и иное обременение с имущества.

Завершается процедура конкурсного производства ликвидацией компании. С нее снимаются все обязательства, даже если в ходе продажи конкурсной массы вырученной суммы оказалось недостаточно для погашения всех долгов.